Вероятность
В теологии и философии ( вероятностность от лат. probare — проверять, одобрять) — древнегреческое учение академического скептицизма . [1] Он утверждает, что при отсутствии уверенности лучшим критерием является правдоподобие или правдоподобие. Этот термин также может относиться к религиозному тезису 17-го века об этике или современному физико-философскому тезису.
Философия
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]В древнегреческой философии вероятностность относилась к доктрине, которая помогает в обычных вопросах тому, кто скептически относится к возможности реального знания: она предполагает, что, хотя знание невозможно , человек может полагаться на сильные убеждения в практических делах. Этой точки зрения придерживались скептики Академии Новой . Академические скептики принимают вероятностный подход, а пирроновские скептики — нет. [2]
Современный
[ редактировать ]В современном использовании вероятност — это тот, кто считает, что к центральным эпистемологическим проблемам лучше всего подходить с помощью вероятностей. [ нужны разъяснения ] Этот тезис нейтрален в отношении того, влечет ли за собой знание уверенность или верен ли скептицизм в отношении знания. [ нужна ссылка ]
Вероятностные доктрины продолжают обсуждаться в контексте общего искусственного интеллекта как противовес использованию немонотонной логики , поскольку правильная форма представления знаний остается неясной.
Теология
[ редактировать ]В моральном богословии , особенно в католической , это относится, в частности, к точке зрения казуистики , согласно которой в трудных вопросах совести можно смело следовать доктрине, которая вероятна , например одобрена признанным Учителем Церкви , даже если противоположное мнение более убедительно. вероятно.
Эту точку зрения выдвинул испанский богослов Бартоломе де Медина (1527–1581). [3] и защищался многими иезуитами . Он подвергся резкой критике со стороны Блеза Паскаля в его «Провинциальных письмах». [3] и св. Альфонс Лигури в своей «Теологии моралис» : [4] как ведущее к моральной распущенности. Противоположностью вероятностному подходу является вероятностность (лат. probabilior , «более вероятный»), согласно которой, когда имеется преобладание доказательств на одной стороне спора, человек обязан следовать этой стороне, и тутиоризм (лат. tutior , «более безопасный»), который гласит, что в случае сомнения следует принять морально более безопасную сторону. Более радикальная точка зрения, «минус вероятностная», утверждает, что действие допустимо, если имеется единственное мнение, разрешающее это действие, даже если подавляющее большинство мнений запрещает его.
Доктрина стала особенно популярной в начале 17 века, поскольку ее можно было использовать для поддержки практически любой позиции. К середине века такое мышление, получившее название «лаксизм» , было признано скандальным. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Руны, Дагоберт Д. (2006). Словарь философии . Редкие переиздания Kessinger Publishing. п. 251. ИСБН 978-1-4286-1310-2 .
- ^ Секст Эмпирик , Очерки пирронизма, Книга I, Глава 33, Раздел 231 «... мы отличаемся от Новой Академии; поскольку люди, которые заявляют, что соответствуют ее доктрине, используют вероятность как руководство в жизни, мы живем в недогматическом мире. способ...."
- ^ Jump up to: а б Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Лигури, Альфонс, Св. (1852). Теология Моралис . Париж. стр. Нет. 12, 69.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дж. Франклин, Наука догадок: доказательства и вероятности до Паскаля (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001), ISBN 0-8018-7109-3 , «Скандал лаксизма», с. 83.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Вероятность ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Вероятность ». Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 376. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Дж. Франклин, Наука догадок: доказательства и вероятности до Паскаля (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2001), гл. 4