Архелай (философ)
Архелай | |
---|---|
Рожденный | в. 5 век до н.э. |
Умер | в. 5 век до н.э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Плюралистическая школа |
Архелай ( / ɑːr kɪ ˈ l eɪ ə .: s / ; греч ; Ἀρχέλαος эт. 5 век до н.э.) — древнегреческий философ , ученик Анаксагора и, возможно, был учителем Сократа . Он утверждал, что принцип движения заключается в отделении горячего от холодного, на основе чего он пытался объяснить образование Земли и создание животных и людей .
Жизнь
[ редактировать ]Архелай был философом Ионической школы , прозванной Физиком, поскольку он был первым, кто преподавал натурфилософию в Афинах . Это высказывание Диогена Лаэртского , [1] противоречит Климент Александрийский , [2] но эти два утверждения можно примирить, если предположить, что Архелай был первым афинянином, сделавшим это. По мнению Симплициуса , [3] который, вероятно, получил информацию от Теофраста , Архелай был уроженцем Афин , хотя Диоген Лаэртий [1] говорит, что неясно, родился ли он в Афинах или Милете . Он был сыном Аполлодора, или, как некоторые говорят, Мидона, Мидона, [4] или Майсон; был учеником Анаксагора ; и, как говорят, преподавал в Лампсаке, прежде чем обосновался в Афинах . Обычно сообщается, что он учил Сократа и Еврипида . Если он был наставником Сократа, то он никогда не упоминается Ксенофонтом , Платоном или Аристотелем , и эта история, возможно, была попыткой связать Сократа с Ионической школой. [5] Однако Диоген Лаэртский сообщает со слов Иона Хиосского , современника Сократа, что Сократ отправился с Архелаем в путешествие на Самос. [6] Также некоторые ученые видели в «автобиографическом» очерке Сократа в « Федоне » Платона [7] отсылка к теории Архелая о зарождении и питании первых животных. [8] Традиция, связывающая Архелая с Еврипидом, возможно, возникла из-за путаницы с покровителем Еврипида Архелаем I , царем Македонии .
Философия
[ редактировать ]Никаких фрагментов Архелая не сохранилось; его доктрины должны быть извлечены из Диогена Лаэрция , Симплиция , Псевдо-Плутарха и Ипполита . [5]
Архелай считал, что воздух и бесконечность являются принципами всех вещей, согласно которым Псевдо-Плутарх [9] предполагает, что он имел в виду бесконечный воздух; и нам говорят, что этим заявлением он намеревался исключить Разум из сотворения мира. [10] Если так, то он отказался от учения Анаксагора в самом важном пункте; и кажется более безопасным заключить, что, хотя он и хотел научить материалистическому представлению о том, что разум создан из воздуха, он все же считал бесконечный Разум причиной всех вещей. Это объяснение имеет то преимущество, что согласуется с Симплицием . [3]
Начиная с первичной Материи (идентичной воздуху, смешанному с Разумом), в процессе утолщения и утончения возникли холод и тепло, или вода и огонь, один пассивный, другой активный. [5] Архелай вывел движение из противостояния тепла и холода, вызванного волей материального Разума. Это противостояние разделило огонь и воду и образовало скользкую массу земли. Пока земля затвердевала, действие тепла на ее влагу породило животных, которые сначала питались грязью, из которой они произошли, и постепенно приобрели способность размножать свой вид. Появляются и люди, сначала в низших формах. Все эти животные были наделены разумом, но люди отделились от остальных и установили законы и общества. Именно с этого момента своей физической теории он, кажется, перешел к этическим спекуляциям, утверждая, что добро и зло «не по природе, а по обычаю» ( греч . οὐ φύσει ἀλλὰ νόμῳ ). [1] — догма, возможно, подсказанная ему современными софистами .
Из других учений Архелая он утверждал, что Земля плоская, но ее поверхность должна быть понижена к центру; ибо если бы он был абсолютно ровным, солнце всходило бы и садилось бы повсюду одновременно. [11] Он также сказал, что Солнце — самая большая из звезд . Он объяснял речь движением воздуха ; в этом он, кажется, принял взгляды Анаксагора. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лаэрций 1925 , § 16
- ^ Климент Александрийский, Строматы , i.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Проще говоря, в физ. Аристотель фол. 6, б.
- ^ Suda , Archelaos
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Диоген Лаэртий, ii. 23. Архивировано 2 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Платон, Федон , 96б.
- ^ Джон Бёрнет 1911, Платон: Федон , с. 100.
- ^ Псевдо-Плутарх, Plac. Фил. я. 3.
- ^ Стобеус , Экл. Физ. я. 1, 2
- ^ Ипполит 1886 , Глава 8 .
- ^ Псевдо-Плутарх, Plac. Фил. iv. 19.
Источники
[ редактировать ]- Ипполит (1886). «Глава 8. Архелай; Система, родственная системе Анаксагора; Его происхождение Земли и животных; Другие системы». Опровержение всех ересей (Книга I) . Перевод Джона Генри МакМагона . - От Робертс, Александр; Дональдсон, Джеймс; Кокс, А. Кливленд, ред. (1886). Доникейские отцы . Том. 5. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы.
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 16.
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Архелай Милетский ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 362. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Архелай». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .