Строматы
« Строматы» ( греч . Στρώματα ), ошибка за «Строматеис» (Στρωματεῖς, «Лоскутное одеяло», т. е. « Сборники »), приписываемая Клименту Александрийскому (ок. 150 – ок. 215), является третьей из трилогии произведений, посвященных христианскому жизнь. Самые старые сохранившиеся рукописи датируются одиннадцатым веком. Работа названа Stromateis («лоскутное одеяло»), потому что она затрагивает такое разнообразие вопросов. Она идет дальше, чем два ее предшественника, и направлена на совершенствование христианской жизни путем посвящения в полное знание. Она пытается на основе Священного Писания и традиции, чтобы дать такое объяснение христианской веры, которое ответит всем требованиям ученых людей и приведет учащегося к сокровенным реалиям его веры.
Содержание Stromateis , как следует из названия, разнообразно. Его место в трилогии оспаривается: Климент изначально намеревался написать « Дидаскал» , произведение, которое дополнило бы практическое руководство «Педагога» более интеллектуальным богословским образованием. [1] « Строматы» менее систематичны и упорядочены, чем другие произведения Клемана, и Андре Меа предположил, что они предназначались для ограниченной эзотерической читательской аудитории. [2]
История рукописи
[ редактировать ]Единственный авторитет Строматеев хранится в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции . Как оно попало во Флоренцию, неизвестно. Editio Princeps был опубликован Пьеро Веттори в 1550 году. [3]
В 19 веке Перси Мордонт Барнард и Отто Штелин утверждали, что эта рукопись была скопирована в 910-х годах для Ареты Кесарийского , остальная часть сохранившейся библиотеки которого хранится в Национальной библиотеке Франции . Их теория сегодня общепринята. Как и в библиотеке Ареты в Париже, лаврентьевская рукопись содержит многочисленные орфографические ошибки, пропущенные слова и предложения и даже маргиналии, интегрированные в текст. Однако Фредерик Г. Кеньон утверждал, что это не вина переписчика, а то, что повреждение нанесла древняя рукопись, возможно, даже папирус. [4] [5]
Содержание книг
[ редактировать ]Первая книга, написанная ок. 198 год нашей эры начинается с темы греческой философии. В соответствии со своими другими сочинениями Климент утверждает, что философия имела пропедевтическую роль для греков, аналогичную функции закона для евреев . [6] Затем он приступает к обсуждению истоков греческой культуры и технологий, утверждая, что большинство важных фигур в греческом мире были иностранцами и (ошибочно) что еврейская культура оказала наиболее значительное влияние на Грецию. [7] Пытаясь продемонстрировать главенство Моисея , Климент приводит расширенную хронологию мира, в которой он датирует рождение Христа 25 апреля или мая 4–2 г. до н.э., а сотворение мира — 5592 г. до н.э. дискуссия о происхождении языков и возможности еврейского влияния на Платона. [8]
Вторая книга, написанная ок. 199–201 гг. н.э. в основном посвящены соответствующим ролям веры и философских аргументов . Климент утверждает, что, хотя и важно, страх Божий превыше всего, потому что через веру человек получает божественную мудрость. [9] Для Климента Священное Писание — это изначально истинная первобытная философия, которая дополняется человеческим разумом через Логос. [10] Вера является добровольной, и решение верить является важнейшим фундаментальным шагом на пути к приближению к Богу. [11] [12] Оно никогда не бывает иррациональным, поскольку основано на познании истины Логоса, но всякое знание исходит из веры, поскольку первые принципы недоказуемы вне систематической структуры. [13]
Третья книга, написанная ок. 199 г. н. э. – ок. 201 г. н. э. охватывает аскетизм . Он обсуждает брак, который рассматривается в «Педагоге» аналогичным образом . Климент отвергает гностическую оппозицию браку, утверждая, что только мужчины, не интересующиеся женщинами, должны сохранять целомудрие и что секс является положительным благом, если он совершается в браке с целью продолжения рода. [14] Однако так было не всегда: грехопадение произошло потому, что Адам и Ева поддались желанию друг друга и совокупились раньше положенного времени. [15] Он выступает против идеи о том, что христиане должны отказаться от своей семьи ради аскетической жизни, которая вытекает из Луки 14:25–27 , утверждая, что Иисус не противоречил бы заповеди «Почитай Отца твоего и Мать твою» ( Исход 20:12 ). , одна из Десяти Заповедей . [16] Климент заключает, что аскетизм будет вознагражден только в том случае, если мотивация будет христианской по своей природе, и, следовательно, аскетизм нехристиан, таких как гимнософисты, бессмысленен. [17] [18]
Климент начинает четвертую книгу, написанную ок. 199–201 гг. н.э. с запоздалым объяснением неорганизованного характера работы и кратким описанием целей остальных трех или четырех книг. [19] Четвертая книга посвящена мученичеству . Хотя все хорошие христиане не должны бояться смерти, Климент осуждает тех, кто активно ищет мученической смерти, утверждая, что они не имеют достаточного уважения к Божьему дару жизни. [20] У него двойственное мнение о том, может ли верующий христианин стать мучеником в силу способа своей смерти, или же мученичество предназначено для тех, кто прожил исключительную жизнь. [21] Маркиониты не могут стать мучениками, потому что не верят в божественность Бога-Отца – их страдания напрасны. [22] Далее следует отступление к предмету богословской эпистемологии . По мнению Климента, нет возможности эмпирически проверить существование Бога-Отца , поскольку Логос имеет откровенное, а не анализируемое значение, хотя Христос был объектом чувств. У Бога не было начала, и он является универсальным первоначалом. [23]
Пятая книга, написанная ок. 199 г. – ок. 201 г. н.э. возвращается к теме веры. Климент утверждает, что истину, справедливость и добро можно увидеть только умом, а не глазом; вера — это способ получить доступ к невидимому. [24] Он подчеркивает, что познание Бога может быть достигнуто только через веру, если человек исправит свои моральные ошибки. [25] Это соответствует более раннему утверждению Климента о том, что мученичества могут достичь только те, кто практикует свою веру во Христа через добрые дела, а не те, кто просто исповедует свою веру. Бог полностью превосходит материю, и поэтому материалист не может по-настоящему познать Бога. Хотя Христос был воплощенным Богом, важно наше духовное, а не физическое постижение Его. [25]
В начале шестой книги, написанной ок. В 203 году нашей эры Климент намеревается продемонстрировать, что произведения греческих поэтов были заимствованы из пророческих книг Библии . Чтобы подкрепить свою позицию о том, что греки были склонны к плагиату, он приводит многочисленные случаи такого неуместного присвоения со стороны классических греческих писателей, о которых сообщается из вторых рук из «О плагиате» , анонимной работы III века до нашей эры, которую иногда приписывают Аретадесу . [26] Затем Климент отклоняется к теме греха и ада , утверждая, что Адам не был совершенен при создании, но имел возможность достичь совершенства. Он придерживается широко универсалистской доктрины, утверждая, что обещание Христа о спасении доступно всем, даже тем, кто приговорен к аду. [27]
Последняя сохранившаяся книга, написанная ок. 203 г. н.э. начинается с описания природы Христа и истинного христианина, который стремится быть как можно более похожим как на Отца, так и на Сына. Затем Климент критикует упрощенный антропоморфизм большинства древних религий, цитируя знаменитое описание Ксенофана африканских, фракийских и египетских божеств. [28] Греческие боги, возможно, также произошли от олицетворения материальных объектов: Арес, олицетворяющий железо, и вино Диониса. [29] Затем обсуждаются молитва и взаимосвязь между любовью и знанием. 1 Коринфянам 13:8, кажется, противоречит характеристике истинного христианина как человека, который знает; но для Климента знание исчезает только потому, что оно поглощается всеобщей любовью, выражаемой христианином в его почтении к своему Создателю. [30] Вслед за Сократом он утверждает, что порок возникает от состояния неведения, а не от намерения. Христианин – это «работник в винограднике Божием», ответственный как за свой путь к спасению, так и за путь своего ближнего. Работа завершается расширенным отрывком, направленным против современных разделений и ересей внутри церкви. [31]
Вопрос восьмой книги
[ редактировать ]Климент намеревался написать об этом только одну книгу; из него выросло по крайней мере семь, хотя он не рассмотрел всех предложенных предметов. Отсутствие некоторых определенно обещанных вещей побудило ученых задаться вопросом, написал ли он восьмую книгу, как следует из Евсевия (VI. xiii. 1) и Флорилегии , и были предприняты различные попытки идентифицировать короткие или фрагментарные трактаты его работы. возможно, это было частью этой книги. Фотий , писавший в 9 веке, обнаружил различные тексты, прикрепленные к рукописям семи канонических книг, что заставило Даниила Хейнсиуса (1580–1655) предположить, что оригинальная восьмая книга утеряна, и определил текст, предположительно взятый из восьмой. книгу как фрагменты «Ипопотосий » . [32]
В любом случае «отрывки» и «избранные», которые вместе с частью трактата о логическом методе обозначены как восьмая книга «Строматеев» в единственной рукописи XI века, не являются частями « Ипотипов» , которые Климент называет известно, что написал. Эта работа [ который? ] представлял собой краткий комментарий к избранным отрывкам, охватывающим всю Библию, как это показано во фрагментах, сохраненных Ойкумением , и в латинской версии комментария к католическим посланиям, сделанном по просьбе Кассиодора . [ нужна ссылка ]
Кавычки
[ редактировать ]- «И когда [Бог] говорит: «Не будь много с чужой женщиной», Он призывает нас действительно использовать светскую культуру, но не задерживаться и проводить время с ней». [33]
- «Мудрость, таким образом, является царицей философии, так же как философия является царицей подготовительной культуры. Ибо, если философия заявляет о контроле над языком, желудком и частями ниже живота, ее следует выбирать самостоятельно. Но она кажется более достойной уважения и превосходства, если они культивируются ради чести и познания Бога». [33]
- «Так философия, вещь высочайшей полезности, процветала в древности среди варваров, проливая свой свет на народы. А затем она пришла в Грецию. Первыми в ее рядах были пророки египтян, а халдеи у ассирийцев; у персов, предсказавшие рождение Спасителя и пришедшие в землю Иудеи, ведомые звездой и друиды у галлов, и саманеи у бактрийцев, и философы у кельтов, и маги ; Среди них есть два класса: некоторые из них называются сарманами , а другие - браминами . А те из сарманов, которые называются хилобиями, не живут в городах и не имеют над ними крыш. одеты в кору деревьев, питаются орехами и пьют воду руками, подобно тем, кого в наши дни называют энкратитами, они не знают ни брака, ни рождения детей. Некоторые из индийцев также подчиняются наставлениям Будды ; , из-за его необычайной святости, они возвысились до божественных почестей». [34]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фергюсон (1974), с. 106
- ^ Осборн (2008), с. 8
- ^ Вителли, Джироламо (1884). Флорентийская коллекция греческих и латинских палеографических факсимиле . Флоренция: Преемники Ле Монье. п. Таблица Х.
- ^ Косерт, Карл П. (2008). Текст Евангелия у Климента Александрийского . Атланта: Общество библейской литературы. стр. 13–14. ISBN 978-1589833722 .
- ^ Барнард, Перси Мордаунт (1897). Климент Александрийский: Quis dives salvetur . Издательство Кембриджского университета. п. xii.
- ^ Фергюсон (1974), стр. 108–9.
- ^ Фергюсон (1974), стр. 113–6.
- ^ Фергюсон (1974), стр. 117–9.
- ^ Осборн (1994), с. 3
- ^ Осборн (1994), с. 4
- ^ Фергюсон (1974), с. 121
- ^ Осборн (1994), с. 7
- ^ Осборн (1994), стр. 11–12.
- ^ Хайд (2000), с. 65
- ^ Сеймур (1997), с. 257
- ^ Кларк (1999), с. 198
- ^ Кларк (1999), с. 17
- ^ Буррус (2011), с. 30
- ^ Фергюсон (1974), с. 133
- ^ Верхей (2011), с. 350
- ^ Буррус (2011), с. 82
- ^ Осборн (1994), с. 8
- ^ Фергюсон (1974), с. 139
- ^ Осборн (1994), с. 9
- ^ Jump up to: а б Осборн (1994), с. 10
- ^ Хореги (2010), с. 201
- ^ Сеймур (1997), стр. 262–3.
- ^ Грант (1988), с. 77
- ^ Фергюсон (1974), с. 150
- ^ Фергюсон (1974), с. 151
- ^ Фергюсон (1974), с. 152
- ^ Кэй (1835), с. 221
- ^ Jump up to: а б Строматеи (Книга 1) , Глава 5.
- ↑ Книга 1, глава 15.
Ссылки
[ редактировать ]- Беррус, Вирджиния (2010). Позднее древнее христианство . Филадельфия: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-9720-4 .
- Кларк, Элизабет Энн (1999). Чтение отречения: аскетизм и Священное Писание в раннем христианстве . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00512-6 .
- Фергюсон, Джон (1974). Климент Александрийский . Нью-Йорк: Ардент Медиа. ISBN 978-0-8057-2231-4 .
- Грант, Роберт МакКуин (1988). Боги и Единый Бог . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25011-9 .
- Хайд, Стефан (2000). Целибат в ранней Церкви: начало дисциплины обязательного воздержания для священнослужителей на Востоке и Западе . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-0-89870-800-4 .
- де Хуреги, Мигель Эрреро (2010). Орфизм и христианство в поздней античности . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020633-3 .
- Кэй, Джон (1835). Некоторые сведения о сочинениях и мнениях Климента Александрийского . Лондон: Дж. Г. и Ф. Ривингтон.
- Аутлер, Альберт К. (июль 1940 г.). «Платонизм» Климента Александрийского. Журнал религии . 20 (3): 217–240. дои : 10.1086/482574 .
- Осборн, Эрик (март 1994 г.). «Аргументы в пользу веры в Климента Александрийского». Вигилии Христиане . 48 (1): 1–24. дои : 10.1163/157007294x00113 .
- Осборн, Эрик (2008). Климент Александрийский . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09081-0 .
- Сеймур, Чарльз (сентябрь 1997 г.). «О выборе ада». Религиоведение . 3 (33): 249–266. JSTOR 20008103 .
- Верхей, Аллен (2011). Христианское искусство умирать: чему учиться у Иисуса . Гранд-Рапидс: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6672-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Матрасы (оригинальный текст на греческом языке)
- Лаврентьевская библиотека, Клементис Стромата (сканы греческой рукописи XI века)
- Рейнхольд Кольц, Работы Тита Флауса Клементиса Александрини (EB Schwickerti, Lipsiae 1831), Vol. 1 , 2 , 3 и 4
- Строматы, включая английский перевод Книги 3 - Библиотека Гностического общества (из-за сексуального содержания Книга 3 представлена только на латыни в классическом издании доникейских отцов )
- Климент Александрийский: Строматы, Книга 1 – Раннехристианские сочинения
- Английский перевод Stromateis в Эфирной библиотеке христианской классики
- Английский перевод Строматеиса во время Нового пришествия