Гай Мусоний Руф
Гай Мусоний Руф | |
---|---|
Рожденный | в. 20–30 гг. н.э. |
Умер | Уже в 101 году нашей эры |
Национальность | Роман |
Другие имена | Мусоний Руфус |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Стоицизм |
Гай Мусоний Руф ( / ˈ r uː f ə s / ; греческий : Μουσώνιος Ῥοῦφος ) — римский стоик философ- I века нашей эры. Он преподавал философию в Риме во время правления Нерона и поэтому был отправлен в изгнание в 65 году нашей эры, вернувшись в Рим только при Гальбе . Ему было разрешено остаться в Риме, когда Веспасиан изгнал всех других философов из города в 71 году нашей эры, хотя в конечном итоге он все равно был изгнан и вернулся только после смерти Веспасиана. Коллекция выдержек из его лекций сохранилась до сих пор. Его также помнят как учителя Эпиктета и Диона Златоуста .
Жизнь
[ редактировать ]Сын римского всадника по имени Капитон, Музоний Руф родился в Вольсиниях , Этрурия. [1] около 20–30 гг. н.э. Ко времени Нерона он уже был известен в Риме , где преподавал стоическую философию. Он был связан со стоической оппозицией против предполагаемой тирании Нерона. Он последовал за Рубеллием Плавтом в изгнание, когда Плавт был изгнан Нероном (60 г. н. э.). [2] Он вернулся в Рим после смерти Плавта (62 г. н.э.), но из-за того, что он практиковал и преподавал стоицизм , стал объектом подозрений и неприязни при дворе Нерона и, соответственно, был сослан на остров Гьярос (65 г. н.э.). ) по сфабрикованному обвинению в участии в пизонианском заговоре . [3] Хотя Гьярос был «суровым и лишенным человеческой культуры», [4] Мусоний смог выжить и сформировать небольшое сообщество философов. [5] В своей девятой беседе он конкретно упоминает время своего изгнания, указывая на его преимущества для приверженца стоицизма. [6]
Он вернулся при Гальбе (68 г. н. э.). Когда Марк Антоний Прим , полководец Веспасиана , шел на Рим (69 г. н.э.), он присоединился к послам, посланным Вителлием к победоносному полководцу, и, проходя среди солдат последнего, проповедовал о благах мира и опасность войны, но вскоре была вынуждена прекратиться. [7] Когда партия Вителлия одержала верх, Мусоний смог обвинить и добиться осуждения Публия Эгнатия Целера , философа-стоика, осудившего Бареа Сорана . [8] Вероятно, примерно в это же время Музоний обучал Эпиктета , своего самого знаменитого ученика. Мусония почитали в Риме настолько высоко, что Веспасиан позволил ему остаться в Риме, когда другие философы были изгнаны из города (71 г. н.э.). [9] но в конце концов он все равно был сослан (возможно, около 75 г. н.э.) и вернулся только после смерти Веспасиана (79 г. н.э.). Что касается его смерти, мы знаем только, что он умер к 101 году нашей эры, когда Плиний говорит о своем зяте Артемидоре. [10]
Сочинения
[ редактировать ]Неизвестно, написал ли Музоний что-нибудь для публикации. Его философские мнения были собраны двумя его учениками. Один сборник «Рассуждений» , написанный неким Луцием, составляет основу 21 длинного отрывка, сохраненного Стобеем . [11] Второй сборник составил некто Поллион; он утерян, но некоторые фрагменты сохранились в цитатах более поздних авторов. [12]
Названия 21 беседы (издание Коры Лутц) следующие:
- О том, что для одной задачи нет необходимости приводить много доказательств
- Этот человек рожден со склонностью к добродетели
- Женщины тоже должны изучать философию
- Должны ли дочери получать такое же образование, как и сыновья?
- Что эффективнее: теория или практика?
- На обучении
- Тот, кто должен презирать трудности
- Короли также должны изучать философию
- Этот изгнанник не является злом
- Будет ли философ привлекать кого-либо к ответственности за причинение телесных повреждений?
- Какие средства к существованию подходят философу?
- О сексуальных потворствах
- Какова главная цель брака
- Является ли брак препятствием для занятий философией?
- Следует ли воспитывать каждого рожденного ребенка?
- Должен ли человек подчиняться родителям при любых обстоятельствах?
- Какой виатикум лучший для старости?
- О еде
- Об одежде и жилье
- О мебели
- О стрижке волос
Философия
[ редактировать ]Его философия, во многих отношениях идентичная философии его ученика Эпиктета , отличается сильной практической тенденцией. Философия, которую он хотел бы, чтобы каждый развивал, — это не просто вопрос слов, наставлений или школы; но тот, которого каждый может достичь самостоятельно посредством своих собственных размышлений и практики. [13] Тем не менее, он считает, что философу подобает носить мантию философа, позволить волосам расти и удалиться от общества. [13] В то же время он убежден во власти философии над умами людей; с его помощью он надеется исцелить всю развращенность человеческого разума. [14] Его философия целиком состоит из правил поведения в жизни; все знания должны быть полезны для действий. [14] Он не отвергает логику : он считает доказательством слабости ума отказ от исследования заблуждения , которое его сбивает с толку; [15] но в то же время он выражает отвращение ко множеству догматов, питавших тщеславие софистов . [16] Он уделяет лишь немного внимания физическим учениям стоиков; он утверждает, что боги знают все без необходимости рассуждения, поскольку для них ничто не может быть темным или неизвестным. [16] Человеческую душу он считает сродни богам, [16] и согласен с другими стоиками в том, что душа материальна, которая, будучи испорчена телесным воздействием, может быть снова очищена и очищена. [17] Он решительно отстаивает свободу разумной души ( греч . διάνοια ). [17]
Музоний уделяет гораздо больше внимания этике , чем логике или физике; ибо он считает, что философия есть не что иное, как исследование и практика того, что приличествует и является обязательным; а философия, говорит он, — это просто стремление к добродетельной жизни. Он требует, чтобы все люди, как мужчины, так и женщины, культивировали философию как единственный надежный путь к добродетели. [17] Он согласен с тем, что легко следовать своей собственной природе, и единственное большое препятствие, которое он может найти на пути к истинно нравственной жизни, — это предрассудки, которыми ум наполнен с детства , и дурные привычки, подтвержденные практикой. [18] Таким образом, он рассматривает философию как умственное искусство исцеления и придает большое значение практике добродетели, предпочитая практику наставлениям. [18] Он различает два рода практики: упражнение ума в размышлении и принятии добрых правил в жизни и перенесение телесных болей, затрагивающих и душу, и тело. [19]
Жизнь, прожитая согласно природе, состоит в общительности, дружеских чувствах и темпераменте, а также в довольстве тем, что просто облегчит первичные потребности природы. [19] Он борется со всяким эгоизмом и считает брак не просто уместным и естественным, но и принципом семьи и государства, а также сохранением всего человеческого рода . [19] Он ревностно протестует против выставления детей как противоестественного обычая и при каждом удобном случае рекомендует практику благотворительности . [19] Его заповеди простой жизни тщательно детализированы, и он дает точные правила диеты , ухода за телом, одеждой и даже мебелью . Поэтому он рекомендует оставлять волосы длинными и не стричь их слишком коротко; и он почитает бороду на том основании, что волосы созданы природой для покрытия тела. [19] Он запрещает мясо и предпочитает еду, приготовленную и предложенную природой, той, которая требует искусства приготовления. [19]
Музониус утверждал, что поскольку способность мужчин и женщин понимать добродетель одинакова, оба должны обучаться философии. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Суда μ 1305, Музоний
- ^ Тацит, Анналы, xiv. 59
- ^ Тацит, Анналы , xv. 71; Кассий Дион, lxii. 27; Филострат, Вит. Аполлон , VII. 16
- ^ ... он добавил, что остров Гьярос был беспощадным и некультурным народом: В «Анналах» Тиберий изображается необычайно жестоким и мстительным, что особенно подчеркивает его колебания по поводу ссылки преступника на Гьярос.
- ^ Диллон, Дж. Т. (2004). Музоний Руф и образование в хорошей жизни . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0761829027 .
- ^ «Лекция IX – TheStoicLife.org» . www.thestoiclife.org . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Тацит, Истории , iii. 81
- ^ Тацит, Истории , iv. 10, 40
- ^ Кассий Дион, lxv. 13
- ^ Плиний, Послания , iii. 11
- ^ Стобеус, Флорил. XXIX 78, Льви. 18
- ^ например, Авл Геллий, v. 1, ix. 2, xvi. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Генрих Риттер, История древней философии , Александр Джеймс Уильям Моррисон, тр. (Лондон, 1846 г.), том. IV, с. 190.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Риттер, с. 191.
- ^ Эпиктет, Беседы , i. 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Риттер, с. 192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Риттер, с. 193.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Риттер, с. 194.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Риттер, с. 195.
- ^ Диотима, Философы о роли женщин. Архивировано 27 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]- Кора Лутц, (2020), Музоний Руфус, «Что следует презирать невзгоды: учение римского стоика» . Введение Гретхен Рейдамс-Шилс. Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252286 .
- Синтия Кинг, (2011), Музониус Руфус: Лекции и высказывания . Под редакцией Уильяма Б. Ирвина. CreateSpace. ISBN 978-1456459666 .
Исследования
[ редактировать ]- Дж. Т. Диллон, (2004), Музониус Руфус и образование в хорошей жизни: модель обучения и добродетели жизни . Университетское издательство Америки. ISBN 0761829024
- Л. Доттарелли, (2015), «Музонио Этрусский. Философия как наука о жизни», Annulli Editori ISBN 978-8895187457 .
- Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). «Музоний Руф Несокрушимый». Жития стоиков . Нью-Йорк: Портфолио/Пингвин. стр. 236–249. ISBN 978-0525541875 .