Jump to content

Борода

Борода
Бородатый мужчина
Подробности
Идентификаторы
латинский Барба
ТА98 А16.0.00.018
ТА2 7058
ФМА 54240
Анатомическая терминология

Борода , — это волосы которые растут на челюсти, подбородке, верхней губе, нижней губе, щеках и шее у людей и некоторых животных. У людей обычно половозрелые или взрослые мужчины могут начать отращивать бороду в среднем в возрасте 21 года. [1]

На протяжении всей истории человечества отношение общества к мужской бороде сильно различалось в зависимости от таких факторов, как преобладающие культурные традиции тенденции текущей эпохи и модные . [2] Некоторые религии считают бороду обязательной и требуют ее соблюдения. [2] мужчины Другие культуры, даже если это официально не является обязательным, рассматривают бороду как центральную часть мужественности , служащую примером таких добродетелей, как мудрость , сила , плодовитость , сексуальная доблесть и высокий социальный статус . [2] В культурах, где растительность на лице встречается редко (или в настоящее время вышла из моды), борода может ассоциироваться с плохой гигиеной или нетрадиционным поведением. В странах с более холодным климатом борода помогает защитить лицо владельца от непогоды. Бороды также обеспечивают защиту от солнца. [3]

Биология

[ редактировать ]

Борода развивается у мужчин в период полового созревания . Рост бороды связан со стимуляцией волосяных фолликулов в этой области дигидротестостероном , который продолжает влиять на рост бороды после полового созревания. Дигидротестостерон также способствует облысению . Дигидротестостерон вырабатывается из тестостерона , уровень которого варьируется в зависимости от сезона. Скорость роста бороды также является генетической. [4]

Эволюция

[ редактировать ]
Различные типы бород: 1) Зарождающаяся 2) Усы 3) Эспаньолка или мандаринка 4) Испанский стиль 5) Длинные бакенбарды 6) Бакенбарды, соединенные усами 7) Стиль Ван Дайка 8) Полная борода.

Биологи характеризуют бороду как вторичный половой признак , поскольку она (в основном) уникальна для одного пола. [ нужна ссылка ] однако не играют прямой роли в размножении. Чарльз Дарвин впервые предложил возможное эволюционное объяснение бороды в своей работе «Происхождение человека» , в которой выдвинул гипотезу, что процесс полового отбора мог привести к появлению бороды. [5] Современные биологи подтвердили роль полового отбора в эволюции бороды, придя к выводу, что существуют доказательства того, что большинство женщин находят мужчин с бородой более привлекательными, чем мужчин без бороды. [6] [7] [8]

Эволюционная психология объясняет существование бороды сигналом о половой зрелости и сигналом о доминировании посредством увеличения воспринимаемого размера челюстей; чисто выбритые лица считаются менее доминирующими, чем бородатые. [9] Некоторые ученые утверждают, что еще не установлено, основан ли половой отбор, приводящий к появлению бороды, на привлекательности (межполовой отбор) или на доминировании (внутриполовой отбор). [10] Бороду можно объяснить как показатель общего состояния мужчины. [11] Уровень волосатости на лице, по-видимому, влияет на мужскую привлекательность. [12] [13] Наличие бороды делает самца уязвимым в рукопашных боях (она позволяет легко схватить и удерживать голову противника), что обходится дорого, поэтому биологи предположили, что должны быть другие эволюционные преимущества, которые перевешивают этот недостаток. . [14] Избыток тестостерона, о котором свидетельствует борода, может указывать на легкую иммуносупрессию , которая может способствовать сперматогенезу . [15] [16]

Президент США Резерфорд Б. Хейс с пышной бородой
Генри Дэвид Торо с бородой на шее
Император Хайле Селассие Эфиопии бородой с короткой
Император Максимилиан I Мексики

Волосы из бороды чаще всего удаляются путем бритья или подравнивания с помощью триммера для бороды . Если небритой остается только область над верхней губой, получившаяся прическа на лице называется усами ; если волосы оставлены только на подбородке, стиль — бородка .

  • Полный : нисходящая борода со стильными или интегрированными усами.
  • Гарибальди : широкая, густая борода с закругленным низом и интегрированными усами.
  • Староголландский : большая длинная борода, соединенная бакенбардами, расширяющаяся книзу, без усов.
  • Бакенбарды : волосы, растущие от висков вниз по щекам к линии подбородка. Носили Эмброуз Бернсайд (тезка стиля), Айзек Азимов и Карлос Менем .
  • Борода по линии челюсти : борода, которая растет от подбородка вдоль линии подбородка. Подбородочный ремень, занавеска на подбородке и бретт — все это варианты бороды по линии подбородка, отличающиеся тем, что она закрывает подбородок и длину бакенбардов.
  • Подбородочный ремень : борода с длинными бакенбардами, выступающая вперед и заканчивающаяся под подбородком.
  • Занавеска для подбородка : похожа на бороду с подбородочным ремнем, но закрывает весь подбородок. Также называется Линкольном, Шенандоа или лопатой.
  • Бретт : похож на бороду, закрывающую подбородок, но не соединяется с бакенбардами. [17]
  • Шейная борода : похожа на подбородочный ремень, но с выбритыми подбородком и линией челюсти, оставляя волосы расти только на шее. Хотя этот тип бороды никогда не был так популярен, как другие стили, некоторые известные исторические личности носили этот тип бороды, например , Нерон , Гораций Грили , Генри Дэвид Торо , Уильям Эмпсон , Питер Купер , Моисей Мендельсон , Рихард Вагнер и Майкл Коста .
  • Круглая борода : круглая борода, которую обычно ошибочно принимают за бородку, представляет собой небольшую бороду на подбородке, которая соединяется вокруг рта с усами. Также называется дверным молотком . [18]
  • Дизайнерская щетина : короткая мужская борода, которая была популярна на Западе в 1980-х годах и вновь стала популярной в 2010-х. [19]
  • Морской капитан : округлая, густая снизу борода средней длины с короткими сторонами, которая часто сочетается с более длинными усами.
  • Эспаньолка : пучок волос, растущий на подбородке, иногда напоминающий козлиную бородку .
  • Джунко : бородка, которая простирается вверх и соединяется с углами рта, но не имеет усов, как круглая борода.
  • Мэг : Эспаньолка, которая простирается вверх и соединяется с усами, это слово обычно используется на юго-востоке Ирландии .
  • Ван Дайк : бородка и усы.
  • Обезьяний хвост : Ван Дайк, если смотреть с одной стороны, и Линкольн с усами, если смотреть с другой, создавая впечатление, что хвост обезьяны простирается от уха до подбородка и вокруг рта.
  • Голливудский : борода с интегрированными усами, которые носят на нижней части подбородка и в области челюсти, не соединяя бакенбарды.
  • Рид : борода с интегрированными усами, которые носят в нижней части подбородка и в области челюсти, сужающейся к ушам, не соединяя бакенбарды.
  • Рояль : узкая заостренная борода, идущая от подбородка. Этот стиль был популярен во Франции в период Второй империи, откуда он получил свое альтернативное название — имперский или империал .
  • Верди : короткая борода с закругленным низом, слегка выбритые щеки и выдающиеся усы.
  • Мусульманская борода : Полная борода с подстриженными усами.
  • Нашивка души : небольшая бородка чуть ниже нижней губы и над подбородком.
  • Блестящая борода : Борода с блестками. [20] [21]
  • Хулихи : чисто выбритый подбородок с толстыми отбивными, соединенными у усов.
  • Дружелюбные бараньи отбивные : длинные бакенбарды, соединенные с усами, но с выбритыми подбородком и шеей.
  • Сташберны или Лемми : бакенбарды, которые спускаются вниз по челюсти, но выходят вверх через усы, оставляя подбородок открытым. Похоже на дружелюбные бараньи отбивные. Часто встречается в культуре юга и юго-запада Америки (см., например, карикатуру на Йосемитского Сэма ).
  • Закрытая или связанная борода : в основном встречается среди современной сикхской молодежи. Это своего рода густая борода, завязанная с помощью липкой жидкости или геля и затвердевающая ниже подбородка.
  • Борода Дуба : индийский визажист Бану описал ее как «ни французскую бороду, ни полную бороду». Она использовала образ Раджниканта в «Энтхиране» (2010). [22]

Обслуживание

[ редактировать ]
Бородатый мужчина с внуком в Восточной Новой Британии , Папуа-Новая Гвинея.

Для поддержания внешнего вида и чистоты некоторые люди поддерживают бороду, отшелушивая кожу, используя мыло или шампунь, а иногда и кондиционер, а затем нанося масла для мягкости.

Древний и классический мир

[ редактировать ]
Финикийцы, предки ливанцев , уделяли большое внимание бороде, что видно по их скульптурам.

Финикия , древняя семитская цивилизация, расположенная на побережье современного Ливана , уделяла большое внимание волосам и бороде. Они были уложены в три, четыре или пять рядов мелких тугих завитков и простирались от уха до уха вокруг щек и подбородка. Иногда, однако, вместо многих рядов мы находим только один ряд: борода спадает локонами, завитыми на концах. [23] Нет никаких указаний на то, что финикийцы выращивали усы.

израильтяне

[ редактировать ]

Израильское общество придавало бороде особое значение. Зарегистрировано, что у многих религиозных деятелей мужского пола, упомянутых в Танахе, были волосы на лице. По мнению библеистов, бритье волос, особенно углов бороды , было траурным обычаем. [24] Религиозное выращивание бороды израильтянами могло быть преднамеренной попыткой отличить свое поведение от соседей, что в результате уменьшило влияние иностранных обычаев (и религии). [25] Хетты также часто были и эламиты были чисто выбриты, а шумеры без бороды; [26] и ливийцы , наоборот, египтяне сбривали бороду в очень стилизованные удлиненные бородки . [26]

Израильский царь Ииуй преклоняет колени перед Салманасаром III, вырезанным на Черном обелиске . Он и израильская делегация отличаются от ассирийцев характерными бородами.

Месопотамия

[ редактировать ]
Статуя Гильгамеша с замысловатой бородой

Месопотамские цивилизации (шумеры, ассирийцы, вавилоняне, халдеи и мидийцы) уделяли большое внимание смазыванию и укладке бород, используя щипцы и щипцы для завивки волос для создания сложных локонов и многоярусных узоров. [27]

У древних египтян самого высокого ранга на подбородках росли волосы, которые часто красили в красновато-оранжевый цвет с помощью хны , а иногда и заплетали вплетенную золотую нить. Металлическую накладную бороду, или постиш , которая была знаком суверенитета, носили королевы и короли. Его удерживала лента, повязанная через голову и прикрепленная к золотому ремешку на подбородке - мода, существовавшая примерно с 3000 по 1580 год до нашей эры . [27]

Аристотель с бородой

Древние греки считали бороду признаком мужественности; в гомеровских эпосах оно имело почти священное значение, так что распространенной формой просьбы было прикосновение к бороде человека, к которому обращались. [28] По словам Уильяма Смита, в те древние времена усы сбривали, оставляя свободным пространство вокруг губ. [29] Его брили только в знак траура, хотя в этом случае его часто оставляли нестриженным. [29] Гладкое лицо считалось признаком женственности. [30] Спартанцы наказывали трусов, сбривая им часть бороды. [31] Греческие бороды также часто завивали щипцами . У молодежи обычно не отращивалась борода, более того, в V и IV веках до нашей эры ношение бороды стало необязательным для взрослых . [32]

Македония

[ редактировать ]

В Древней Македонии во времена Александра Македонского был введен обычай гладкого бритья. Александр активно пропагандировал бритье во время своего правления, потому что считал, что это выглядит опрятнее. Сообщается, что Александр приказал своим солдатам быть чисто выбритыми, опасаясь, что их бороды послужат ручками, за которые враги смогут схватить и держаться. Практика бритья распространилась от македонян, чьи цари изображены на монетах, статуях и т. д. с гладкими лицами, по всему известному миру Македонской империи. На Родосе и в Византии против него были приняты законы, но безрезультатные; даже Аристотель подчинился новому обычаю, в отличие от других философов, которые сохранили бороду как знак своей профессии. В связи с этим мужчина с бородой после македонского периода подразумевал философа; На этот обычай позднейших философов имеется много намеков в таких пословицах, как: «Борода не делает мудреца». Из-за этой связи с философами, которые со временем потеряли репутацию, борода приобретала все более негативный оттенок, как у Теодора Продрома, Лукиана Самосатского и Юлиана-отступника (написавшего Мизопогон, т.е. «ненавистника бороды»).

Бритье, похоже, не было известно римлянам в их ранней истории (при римских королях и ранней республике). Плиний сообщает нам, что П. Тициний был первым, кто привез цирюльника в Рим, что было в 454-м году от основания города (т. е. около 299 г. до н. э. ). Сципион Африканский (236–183 гг. до н. э. ), очевидно, был первым среди римлян, кто сбрил бороду. Однако после этого бритье, похоже, очень быстро вошло в моду, и вскоре почти все римские мужчины стали чисто выбритыми; чисто выбритый стал признаком того, что ты римлянин, а не грек. Лишь в поздние времена республики римская молодежь начала лишь частично сбривать бороды, придавая им декоративную форму; мальчики препубертатного возраста смазывали подбородки маслом в надежде вызвать преждевременный рост бороды. [33]

Тем не менее, бороды оставались редкостью среди римлян на протяжении всей Поздней республики и раннего принципата. Вообще в Риме того времени длинная борода считалась признаком неряшливости и убожества. Цензоры Л. Ветурий и П. Лициний принудили М. Ливия сосланного по возвращении в город побриться, отказаться от своего грязного вида, а затем, но не раньше, явиться в сенат. . [34] Первое бритье считалось началом взросления, и день, когда это происходило, отмечался как праздник. [35] Обычно это делалось, когда молодой римлянин облачался в тогу virilis . Август сделал это на двадцать четвертом году жизни, Калигула — на двадцатом. Волосы, отрезанные в таких случаях, посвящались богу. Поэтому Нерон поместил свою в золотую коробку с жемчугом и посвятил ее Юпитеру Капитолийскому . [36] Римляне, в отличие от греков, во время траура отпускали бороды; то же самое сделал Август в связи со смертью Юлия Цезаря . [37] Другими случаями траура, когда бороде позволялось расти, были реус , осуждение или какое-либо общественное бедствие. С другой стороны, мужчины в сельских районах вокруг Рима во времена Варрона , по-видимому, не брились, за исключением тех случаев, когда они приходили на рынок каждый восьмой день, так что их обычный внешний вид, скорее всего, представлял собой короткую щетину. [38]

, во втором веке нашей эры император Адриан (годы правления 117–138) По словам Диона Кассия был первым императором, отрастившим пышную бороду; Плутарх говорит, что сделал это, чтобы скрыть шрамы на лице. Это был период в Риме широко распространенного подражания греческой культуре, и многие другие мужчины отращивали бороды, подражая Адриану и греческой моде. До времени Константина Великого (годы правления 306 – 337) все взрослые императоры предстают в бюстах и ​​монетах с бородами; но Константин и его преемники до правления Фоки (годы правления 602 - 610), за исключением Юлиана Отступника (годы правления 361 - 363), представлены безбородыми. [29]

«Философская борода»

[ редактировать ]

В греко-римской древности борода «рассматривалась как определяющая характеристика философа; философы должны были иметь бороды, и любой, кто имел бороду, считался философом». [39] Хотя может возникнуть соблазн подумать, что Сократ и Платон носили «философские бороды», это не так. Бритье не было широко распространено в Афинах в пятом и четвертом веках до нашей эры, поэтому их нельзя было отличить от основного населения наличием бороды. Популярность бритья в регионе не росла до появления Александра Великого в конце четвертого века до нашей эры. Популярность бритья распространилась в Риме только в конце третьего века до нашей эры, после того, как его принял Сципион Африканский . В Риме популярность бритья выросла до такой степени, что для респектабельного римского гражданина оно стало считаться почти обязательным.

Идея философской бороды получила распространение, когда в 155 г. до н.э. три философа прибыли в Рим в качестве греческих дипломатов: Карнеад , глава Платонической Академии ; Критолай из Аристотеля Ликея ; и глава стоиков Диоген Вавилонский . «В отличие от прекрасно выбритой итальянской публики, все эти трое интеллектуалов носили великолепные бороды». [40] Таким образом, связь бороды и философии захватила воображение римской общественности.

Эпиктет заявил, что примет смерть, прежде чем побриться.

Важность бороды для римских философов лучше всего проявляется в том чрезвычайном значении, которое философ-стоик Эпиктет придавал ей . Как выразился историк Джон Селларс, Эпиктет «подтверждал бороду философа как нечто почти священное… чтобы выразить идею о том, что философия — это не просто интеллектуальное хобби, а скорее образ жизни, который по определению преобразует каждый аспект человеческого поведения, включая привычки бритья. Если кто-то продолжает бриться, чтобы выглядеть как добропорядочный римский гражданин, то ясно, что он еще не принял философию, воспринимаемую как образ жизни, и еще не избежал социальных обычаев большинства. ...истинный философ будет действовать только согласно разуму или согласно природе, отвергая произвольные условности, которые направляют поведение всех остальных». [40]

Эпиктет считал свою бороду неотъемлемой частью своей личности и считал, что он скорее будет казнен, чем подчинится какой-либо силе, требующей ее удаления. В своих «Рассуждениях » 1.2.29 он выдвигает такое гипотетическое противостояние: « 'Ну-ка, Эпиктет, сбрей свою бороду'. Если я философ, отвечаю, я ее не сбрею. 'Тогда я прикажу тебе обезглавить «Если это принесет тебе пользу, обезглавь меня». [40] Акт бритья «значил бы поставить под угрозу его философский идеал жизни в соответствии с природой и подчиниться неоправданному авторитету другого». [40]

В эпоху Эпиктета это не было теоретическим, поскольку император Домициан насильно сбрил волосы и бороду философа Аполлония Тианского «в наказание за антигосударственную деятельность». [40] Это опозорило Аполлония, но не сделало его мучеником, как Сократ. Задолго до своего заявления о «смерти перед бритьем» Эпиктет был вынужден бежать из Рима, когда Домициан изгнал всех философов из Италии под угрозой казни.

Римские философы носили разные стили бород, чтобы отличить, к какой школе они принадлежали. Циники с длинными грязными бородами для обозначения своего «строгого безразличия ко всем внешним благам и общественным обычаям»; [40] Стоики время от времени подстригают и моют бороды в соответствии со своим мнением, «что допустимо предпочитать определенные внешние блага, если они никогда не ценятся выше добродетели»; [40] Перипатетики очень заботились о своих бородах, полагая, согласно Аристотелю, что «внешние блага и социальный статус необходимы для хорошей жизни вместе с добродетелью». [40] Для римского философа той эпохи наличие бороды и ее состояние указывали на их стремление жить в соответствии со своей философией.

Кельты и германские племена

[ редактировать ]
Карл IV, император Священной Римской империи

Позднеэллинистические скульптуры кельтов [41] изобразите их с длинными волосами и усами, но безбородыми. Цезарь сообщил, что бритты не носили бороды, за исключением верхней губы.

Англосаксы по прибытии в Великобританию носили бороды и продолжали делать это еще долгое время. [42] У гэльских кельтов Шотландии и Ирландии мужчины обычно позволяли волосам на лице отрастать до пышной бороды, и для гэльского мужчины часто считалось позорным отсутствие волос на лице. [43] [44] [45]

Тацит утверждает, что среди катти, германского племени (возможно, чаттенов ), молодому человеку не разрешалось бриться или стричься до тех пор, пока он не убьет врага. Лангобарды получили свое название из- за большой длины бород (Лонгобарды – Длинные Бороды). Когда Отто Великий говорил что-нибудь серьезное, он клялся бородой, закрывающей его грудь.

Средний возраст

[ редактировать ]

В средневековой Европе борода демонстрировала . мужественность и честь рыцаря Кастильский рыцарь Эль Сид описан в «Слове о Сиде» как «тот, с цветочной бородой».Держать чужую бороду считалось серьёзным проступком, который нужно было исправлять на дуэли.Наказание за отрыв чужой бороды было таким же, как и за его кастрацию. [46]

Хотя большинство дворян и рыцарей были бородатыми, католическое духовенство обычно должно было быть чисто выбритым. Это понималось как символ их безбрачия.

В доисламской Аравии арабские мужчины, очевидно, подстригали бороды и сохраняли большие усы. Мухаммед призывал своих последователей поступать наоборот: отращивать бороды и подстригать усы, чтобы не соглашаться с неверующими. Этот стиль бороды впоследствии распространился вместе с исламом во время мусульманской экспансии в средние века.

От эпохи Возрождения до наших дней

[ редактировать ]

Большинство китайских императоров династии Мин (1368–1644) изображены на портретах с бородами или усами.

В 15 веке большинство европейских мужчин как в церкви, так и в дворянстве были чисто выбриты. В 16 веке бороды вошли в моду, особенно после Реформации, когда многие правители, дворяне и религиозные реформаторы отращивали длинные бороды, чтобы отличаться от обычно чисто выбритого католического духовенства. К середине 16 века большинство католических священнослужителей также стали носить бороды. У каждого Папы, от Климента VII до Иннокентия XII, также были волосы на лице. Другими бородами того времени были испанская борода-лопатка, английская борода квадратной формы, раздвоенная борода и борода-шпилька. В 1587 году Фрэнсис Дрейк заявил, фигурально что опалил бороду короля Испании .

Во времена китайской династии Цин (1644–1911) правящее маньчжурское меньшинство было либо гладко выбрито, либо в лучшем случае носило усы, в отличие от большинства хань , которое все еще носило бороды в соответствии с конфуцианским идеалом.

В начале 17 века в городских кругах Западной Европы размер бороды уменьшился, а форма стала более заостренной. К середине века мужчины обычно носили усы или заостренную бородку. В конце столетия чисто выбритое лицо постепенно снова стало более распространенным явлением среди высших классов, настолько, что в 1698 году Петр Великий приказал мужчинам сбрить бороды, а в 1705 году ввел налог на бороды в России. чтобы привести российское общество в большее соответствие с современной Западной Европой. На протяжении XVIII века практически все европейские мужчины из высшего и среднего класса были чисто выбриты. [47]

В конце 18 века, после Французской революции , отношение к моде высшего класса прошлого века начало отворачиваться, особенно среди низших классов. В начале 19 века большинство мужчин, особенно среди дворянства и высших слоев общества, ходили чисто выбритыми. Однако изменения, начавшиеся в революционный период, начали распространяться сначала на средний, а затем на высшие классы, и это включало постепенное возвращение растительности на лице. Это можно наблюдать в 1810-х и 1820-х годах, когда многие мужчины носили бакенбарды или бакенбарды, которые в последующие десятилетия постепенно увеличивались в размерах. Волосы на лице также стали более распространенными среди западных армий в этот период, а «полковые усы» стали обычной ассоциацией с солдатами того времени. За этим последовал резкий сдвиг в популярности бороды после Крымской войны в 1850-х годах, когда она стала заметно более популярной. [48] Следовательно, бороды носили многие лидеры, такие как Александр III в России , Наполеон III во Франции и Фридрих III в Германии, а также многие ведущие государственные деятели и деятели культуры, такие как Бенджамин Дизраэли , Чарльз Диккенс , Джузеппе Гарибальди , Карл Маркс , и Джузеппе Верди . Эту тенденцию можно заметить в Соединенных Штатах Америки, где изменения можно увидеть среди президентов после Гражданской войны. До Авраама Линкольна ни один президент не имел бороды; [49] После Линкольна и до Вудро Вильсона каждый президент, кроме Эндрю Джонсона и Уильяма МакКинли, носил либо бороду, либо усы.

В этот период борода стала ассоциироваться с представлениями о мужественности и мужестве. [48] Возникшая в результате популярность способствовала появлению в массовом сознании стереотипного викторианского мужского образа, суровой фигуры, одетой в черное, чьему авторитету добавляется густая борода.

Реклама Gillette в Literary Digest, 9 июня 1917 г.

В Китае революция 1911 года и последующее Движение четвертого мая 1919 года заставили китайцев идеализировать Запад как более современный и прогрессивный, чем они сами. Это коснулось и сферы моды: китайские мужчины начали брить лица и коротко стричься.

К началу двадцатого века популярность бороды начала медленно снижаться. Хотя некоторые видные деятели, которые были молодыми людьми викторианского периода (например, Зигмунд Фрейд ), сохраняли их, большинство мужчин, сохранивших растительность на лице в 1920-х и 1930-х годах, ограничивались усами или бородкой (например, у Марселя Пруста , Альберта Эйнштейна , Владимира Ленин , Лев Троцкий , Адольф Гитлер и Иосиф Сталин ). В то же время в Соединенных Штатах популярные фильмы изображали героев с чисто выбритыми лицами и « короткой стрижкой ». психологический массовый маркетинг Эдварда Бернейса и Мэдисон-авеню Одновременно с этим становился преобладающим . Компания Gillette Safety Razor была одним из первых клиентов этих маркетологов. Эти события имели целью популяризировать короткие волосы и чисто выбритые лица как единственный приемлемый стиль на десятилетия вперед. Те немногие мужчины, которые носили бороду или ее части в этот период, обычно были либо пожилыми людьми из Центральной Европы, членами религиозной секты, которая требовала этого, либо представителями научных кругов. Такое положение дел продлилось до середины-конца 1960-х годов.

Борода была вновь введена в общество контркультурой, сначала с « битниками » в 1950-х годах, а затем с движением хиппи середины 1960-х годов. После войны во Вьетнаме популярность растительности на лице резко возросла. В середине-конце 1960-х и на протяжении 1970-х бороды носили как хиппи, так и бизнесмены. Популярные музыканты, такие как The Beatles , Барри Уайт , The Beach Boys , Джим Моррисон (вокалист The Doors ) и мужчины-участники Peter, Paul и Mary , среди многих других, носили пышные бороды или усы. Тенденция, казалось бы, повсеместного появления волос на лице в американской культуре утихла к началу 1980-х годов.

Чарльз Эванс Хьюз , 11-й председатель Верховного суда США с 1930 по 1941 год.

К концу 20-го века коротко подстриженная борода Верди , часто с соответствующими усами, стала относительно распространенной. Начиная с 1990-х годов, мода в Соединенных Штатах, как правило, имела тенденцию к использованию бородки Ван Дайка или коротко подстриженной полной бороды с подрезом на горле. К 2010 году модная длина приблизилась к «двухдневной тени». [50] В десятилетие 2010-х полная борода снова стала модной среди молодых хипстеров , а продажи товаров для ухода за мужчинами резко возросли. [51]

Один слой американского общества, где волосы на лице долгое время были редкостью, — это представители правительства и политики. Последним президентом Соединенных Штатов, носившим какую-либо растительность на лице, был Уильям Говард Тафт , который занимал этот пост с 1909 по 1913 год. [52] [53] Последним вице-президентом Соединенных Штатов, носившим растительность на лице, был Чарльз Кертис , занимавший этот пост с 1929 по 1933 год. Оба носили усы, но последним президентом Соединенных Штатов, носившим бороду, был Бенджамин Харрисон; который занимал этот пост с 1889 по 1893 год. Последним членом Верховного суда США с густой бородой был председатель Верховного суда Чарльз Эванс Хьюз , который работал в суде до 1941 года. С 2015 года все большее число политических деятелей-мужчин носят бороды в офис, включая спикера палаты представителей Пола Райана и сенаторов Теда Круза и Тома Коттона .

В религии

[ редактировать ]

Бороды также играют символическую роль в некоторых религиозных традициях . [2]

В греческой мифологии и искусстве Зевс и Посейдон всегда изображаются с бородами, а Аполлон – никогда. Бородатый Гермес был заменен более знакомым безбородым юношей в V веке до нашей эры . Зороастр , древнеиранский пророк и основатель зороастризма , всегда изображался с длинной бородой. В скандинавской мифологии и искусстве Один и Тор всегда изображаются с пышными бородами.

христианство

[ редактировать ]
Русский православный монах с пышной бородой, играющий на семантроне
Румские основатели Антиохийской православной христианской архиепархии Северной Америки

Иконография и христианское искусство , начиная с III века, почти всегда изображают Иисуса Христа с длинной бородой. На картинах и статуях большинство библейских патриархов и пророков Ветхого Завета , таких как Моисей и Авраам , и учеников Иисуса в Новом Завете , таких как Апостол Петр , изображены с бородами, как и его предшественник Иоанн Креститель . [54] Однако западноевропейское искусство обычно изображает Иоанна Апостола чисто выбритым, чтобы подчеркнуть его относительную молодость. Восемь фигур, изображенных на картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , бородаты. Основные христиане верят, что Исайя 50:6 — это пророчество, предсказывающее распятие Иисуса , и, как таковое, описание того, как мучители выдергивали Христа за бороду .

Восточное христианство

[ редактировать ]

В восточном христианстве члены духовенства и монашествующие часто носят бороды, а религиозные власти иногда рекомендуют или требуют бороды для всех верующих мужчин. [55] Традиционно сирийские христиане из Кералы носят длинные бороды. Некоторые считают это необходимостью для мужчин в сирийской христианской общине малаяли, поскольку иконы Христа и святых с бородами изображались начиная с III века.

Западное христианство

[ редактировать ]

В разные периоды истории западного мира и в зависимости от различных обстоятельств Католическая церковь разрешала или запрещала растительность на лице ( barbae nutritio , что буквально означает «питание бороды») для своих священнослужителей . [56] Указ начала VI века ни в Карфагене , ни на юге Галлии запрещал священнослужителям отпускать свободно расти волосы и бороды. Словосочетание «питать бороду» трактовалось по-разному: то как навязывание чисто выбритого лица, то лишь исключение слишком длинной бороды. [57] [58] В относительно новое время первым папой, носившим бороду, был папа Юлий II , который в 1511–1512 годах делал это некоторое время в знак траура по потере города Болоньи . Папа Климент VII отпустил бороду во время разграбления Рима в 1527 году и сохранил ее. Все его преемники поступали так вплоть до смерти в 1700 году Папы Иннокентия XII . С тех пор ни один Папа Римский не носил бороду.

Бороды в разные времена ассоциировались с определенными католическими религиозными орденами . В 1160-х годах Бурхард , аббат цистерцианского монастыря Бельво во Франш-Конте, написал трактат о бородах. [59] Он считал бороду подходящей для братьев-мирян, но не для священников среди монахов. Примерно в 1240 году Альберик Труа-Фонтен описал тамплиеров как «орден бородатых братьев»; а накануне подавления ордена в 1312 году из почти 230 рыцарей и братьев, допрошенных папскими комиссарами в Париже, 76 носили бороду (в некоторых случаях указывается как «в стиле тамплиеров»). ), а еще 133 человека, как сообщается, сбрили бороды либо в знак отказа от своих обетов, либо в попытке избежать обнаружения. [60] [61] Рэндл Холм , писавший в 1688 году, связывал бороды с тамплиерами, тевтонскими рыцарями , остиными монахами и григорианцами . [62] Большинство священнослужителей Латинской церкви теперь чисто выбриты, но капуцины и некоторые другие бородаты. Действующий канонический закон ничего не говорит по этому поводу. [63]

Хотя большинство христиан-протестантов считают бороду предметом своего выбора, некоторые из них взяли на себя инициативу в моде, открыто поощряя ее рост как «наиболее естественную, библейскую, мужественную и полезную привычку» ( Ч. Х. Сперджен ). [64] Мужчины -амиши и гуттериты бреются до тех пор, пока не вступят в брак, затем отращивают бороду и после этого никогда не остаются без нее, хотя это особая форма бороды (см. Визуальные признаки семейного положения ). Диармайд МакКаллох , профессор церковной истории , Оксфордского университета пишет: «Нет сомнения, что Кранмер оплакивал умершего короля ( Генриха VIII )», [65] Говорили, что он показал свое горе, отрастив бороду. Однако МакКаллох также утверждает, что в эпоху Реформации многие протестантские реформаторы решили отрастить бороды, чтобы подчеркнуть свой разрыв с католической традицией:

отказ от чисто выбритого внешнего вида, который был нормой для духовенства позднего Средневековья, был для священнослужителя отходом от прошлого; Поскольку Лютер создал прецедент [во время его изгнания], практически все континентальные реформаторы намеренно отращивали бороды в знак своего неприятия старой церкви, а значение священнических бород как агрессивного антикатолического жеста было хорошо признано в середине 1990-х гг. - Тюдоровская Англия .

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]
Многие первые руководители Церкви СПД (например, Бригам Янг , на фото) носили бороды.
Лоренцо Сноу , мормонский миссионер и пятый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

С середины 20-го века Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) поощряла своих членов-мужчин быть чисто выбритыми. [67] особенно те, которые занимают церковные руководящие должности . [68] Поощрение церковью мужского бритья не имеет ни библейской, ни теологической основы, но проистекает из общего снижения популярности растительности на лице в западном обществе в течение 20-го века и ее связи с хиппи и культурой наркотиков , аспектами контркультуры 1960-х годов . [69] и не было постоянным правилом. [67]

После Джозефа Смита многие из первых президентов Церкви СПД, такие как Бригам Янг и Лоренцо Сноу , носили большие бороды. С тех пор как Дэвид О. Маккей стал президентом церкви в 1951 году, большинство руководителей Церкви СПД были гладко выбриты. Церковь не придерживается официальной политики в отношении растительности на лице среди своих членов. [70] Однако в настоящее время для молодых людей, проходящих двухлетнюю миссионерскую службу, действует формальный запрет на растительность на лице. [71] Студенты и сотрудники спонсируемых церковью высших учебных заведений, таких как Университет Бригама Янга (BYU), обязаны соблюдать Кодекс чести системы церковного образования . [72] в котором, в частности, говорится: «Мужчины должны быть чисто выбриты; бороды недопустимы», хотя студентам BYU мужского пола разрешено носить аккуратно ухоженные усы. [69] [73] Освобождение от бороды предоставляется при «серьезных кожных заболеваниях». [74] и для утвержденных театральных представлений, но до 2015 года никаких исключений не делалось по какой-либо другой причине, включая религиозные убеждения. [75] В январе 2015 года BYU уточнил, что студенты, которые хотят носить бороду по религиозным соображениям, например, мусульмане или сикхи, могут получить разрешение после подачи заявления об освобождении. [76] [77] [78] [79]

Студенты УБЯ возглавили кампанию за ослабление ограничений на ношение бороды в 2014 году. [69] [80] [81] [82] [83] это имело противоположный эффект но в школах системы церковного образования : некоторые из тех, кому ранее было предоставлено освобождение от бороды, больше не соответствовали требованиям, и в течение короткого периода Бизнес-колледж СПД требовал, чтобы учащиеся с зарегистрированным освобождением носили «значок с бородой». что сравнивалось с « знаком позора ». Некоторые студенты также присоединяются к позору своих сокурсников, носящих бороду, даже тех, у кого есть зарегистрированные исключения. [84]

Древние индуистские тексты о бородах зависят от Вед и других учений и различаются в зависимости от того, кому поклоняется или следует преданный. Многие садху , йоги и практикующие йогу носят бороды на всех этапах жизни. Шиваитские аскеты обычно носят бороды, поскольку им не разрешается иметь что-либо, включая бритву. Борода также является признаком кочевого и аскетического образа жизни. Мужчины -вайшнавы , обычно принадлежащие к секте ИСККОН , часто чисто выбриваются в знак чистоты.

Сикх с длинной небритой бородой и тюрбаном ( дастар ), прикрывающим нестриженные волосы.

Гуру Гобинд Сингх , десятый сикхский Гуру, повелел сикхам сохранять нестриженные волосы, признавая их необходимым украшением тела, а также обязательным Символом Веры . Сикхи считают бороду признаком благородства и достоинства своей мужественности. Сикхи также воздерживаются от стрижки волос и бороды из уважения к данной Богом форме. Нестричь волосы — это кеш , один из пяти «К» , обязательных догматов веры крещеного сикха. Таким образом, мужчину-сикха легко узнать по его тюрбану ( дастару ), нестриженным волосам и бороде.

Пример бороды в османском стиле: султан Селим III .

В Коране говорится , что израильский патриарх Аарон имел бороду ( 20:94 ). В хадисной литературе сообщается, что Мухаммед носил густую бороду и длинные волосы, доходящие до плеч. [85]

Пожилой бенгальский мужчина с бородой, выкрашенной хной .

В суннитской исламской юриспруденции существует три мнения ученых о бороде согласно исламской традиции ( сунне ).

Первый из них заключается в том, что отращивание бороды является обязательным, а бритье ее - харамом (запрещено), причем основным источником этой позиции является следующее повествование: Сахих Бухари , Книга 72, Хадис № 781 ( USC-MSA ), переданный Ибн Умаром : Посланник Аллаха сказал: «Подстригите усы и оставьте бороду (как есть)». [86]

Второе, являющееся официальной позицией шафиитской школы исламского правоведения, утверждает, что борода – это лишь мустахаб (рекомендуется), а бритье бороды – только макрух (не нравится), но не харам (запрещено). [87]

Третье мнение некоторых современных мусульманских ученых-суннитов , таких как Великий муфтий Египта Шавки Аллам , заключается в том, что носить бороду разрешено, а бритье ее также разрешено. [88]

Пример бороды в стиле Сефевидов : Шах Исмаил I.

Согласно «Двенадцати» деноминации шиитского ислама , согласно обычаям Сунны , длина бороды не должна превышать ширину кулака. Разрешается стрижка волос на лице; однако бритье – харам (запрещено). [89] [90] [91] Что касается допустимого размера, то, по мнению некоторых шиитских марджиатов , таких как Сейед Али Хаменеи , Сейед Али Систани и других, если этот (ее размер) непригоден (верен) для бороды, это не будет харамом . [92] [93]

Талмудическая традиция гласит, что мужчине нельзя брить бороду бритвой с одним лезвием, поскольку режущее действие лезвия на кожу «портит» бороду. Поскольку ножницы имеют два лезвия, некоторые положения Галахи (еврейского закона) разрешают использовать их для стрижки бороды, поскольку режущее действие происходит от контакта двух лезвий, а не от контакта лезвия с кожей. По этой причине некоторые поскимы (еврейские законодатели) постановляют, что ортодоксальные евреи могут использовать электрические бритвы , чтобы оставаться чисто выбритыми, поскольку такие бритвы режут, захватывая волосы между лезвиями и металлической решеткой, что с галахической точки зрения похоже на действие ножниц. Однако другие поским [94] утверждают, что электробритвы представляют собой действие, аналогичное бритве, и, следовательно, запрещают их использование. Тора . вообще запрещает некоторые практики бритья, в частности, в Левите 19:27 говорится: «Не закругляйте волосы по бокам головы и не разрушайте углы бороды» [95]

Ортодоксальный еврей в Иерусалиме с длинной небритой бородой и пейосами (пейсами)

Мишна . интерпретирует это как запрет пользоваться бритвой для ухода за бородой [96] Этот запрет получил дальнейшее развитие в каббалистической литературе . [97] Запрет распространяется и на современный иудаизм по сей день: раввинские мнения традиционно запрещают использование бритвы для бритья между «пятью углами бороды», хотя единого мнения относительно того, где расположены эти пять вершин, не существует. Моисей Маймонид раскритиковал бритье бороды как обычай «священников-идолопоклонников». [98] [99]

Зоар . , один из первоисточников Каббалы ( еврейской мистики ), приписывает бороде Священное, уточняя, что волосы бороды символизируют каналы подсознательной святой энергии, текущей сверху к душе человека Поэтому большинство евреев-хасидов , для которых каббала играет важную роль в их религиозной практике, традиционно не снимают и даже не подстригают бороды.

Традиционные евреи воздерживаются от бритья, стрижки бороды и стрижек в определенные периоды года, такие как Песах , Суккот , отсчет Омера и Три недели . Стричь волосы также запрещено в течение 30-дневного траура после смерти близкого родственника, известного на иврите как Шлошим ( тридцать).

Растафари движение

[ редактировать ]

Мужчины -растафарианцы носят нестриженные волосы и бороды в соответствии с предписаниями, данными в Ветхом Завете христианской Библии , такими как Левит 21:5 , который гласит: «Не делайте лысины на голове своей и не сбривайте края бороды своей». и не делайте никаких порезов на их плоти». Борода является символом завета между Богом ( Джахом или Иеговой в использовании растафари) и его народом.

Современный запрет

[ редактировать ]

Гражданские запреты

[ редактировать ]

Профессиональные пилоты авиакомпаний должны быть побриты, чтобы обеспечить плотное прилегание к ним дополнительных кислородных масок. [100] Однако некоторые авиакомпании недавно сняли подобные запреты в свете современных исследований. [101] Аналогичным образом, пожарным также может быть запрещено носить бороду, чтобы обеспечить надлежащую герметизацию оборудования дыхательного аппарата . [102] На других должностях может быть запрещено ношение бороды, поскольку это необходимо для ношения масок или респираторов. [103]

19 мая 2010 года город Исэдзаки в префектуре Гумма, Япония, решил запретить бороду муниципальным служащим мужского пола. [104]

Апелляционный суд восьмого округа США признал требование бритья дискриминационным. [105] [106]

Международная ассоциация бокса запрещает ношение бороды боксерами-любителями, хотя Ассоциация любительского бокса Англии допускает исключения для сикхских мужчин при условии, что борода будет закрыта тонкой сеткой. [107]

Бейсбольная команда « Цинциннати Редс» издавна придерживалась политики, согласно которой все игроки должны были быть полностью чисто выбриты (без бороды, длинных бакенбардов и усов). Однако эта политика была отменена после продажи команды Мардж Шотт в 1999 году.

Под руководством владельца Джорджа Стейнбреннера бейсбольная команда «Нью-Йорк Янкиз» придерживалась строгой политики внешнего вида , которая запрещала длинные волосы и растительность на лице ниже губы; регулирование было продолжено при Хэнке и Хэле Стейнбреннерах , когда контроль над Янки перешел к ним после сезона 2008 года . Уилли Рэндольф и Джо Жирарди , оба бывшие помощники тренера «Янки», приняли аналогичную политику чистоты бритья в отношении своих бейсбольных клубов: « Нью-Йорк Метс» и «Майами Марлинз» соответственно. Фреди Гонсалес , сменивший Жирарди на посту тренера «Марлинз», отказался от этой политики, когда занял пост после сезона 2006 года. Легенда «Янкиз» Дон Маттингли восстановил эту политику, став менеджером «Марлинз» в 2016 году, но отказался от нее сразу после всего лишь одного сезона.

Борода плей-офф — это традиция, распространенная в командах Национальной хоккейной лиги , а теперь и в других лигах, где игроки позволяют отращивать бороды с начала сезона плей-офф до тех пор, пока для их команды не завершится плей-офф. Даже тогда такие игроки, как Джо Торнтон и Брент Бернс, в регулярном сезоне отращивали большие густые бороды. Тем не менее, исполнительный директор Лу Ламориелло прославился своим соблюдением политики внешнего вида, аналогичной политике «Янкиз», во время его работы во фронт-офисе с « Нью-Джерси Девилз» , «Торонто Мэйпл Лифс» и « Нью-Йорк Айлендерс» . Однако Ламориелло разрешил игрокам отращивать бороды во время плей-офф.

В 2008 году некоторые члены футбольной команды Tyrone Gaelic поклялись не бриться до конца сезона. Они выиграли всеирландский чемпионат по футболу , некоторые из них к тому моменту носили впечатляющие бороды.

Джеймс Харден по прозвищу «Борода». [108]

Канадского союза регби Фланкер Адам Клибергер привлек большое внимание средств массовой информации до, во время и после чемпионата мира по регби 2011 года в Новой Зеландии. был известен Клеебергер, наряду с товарищами по команде Джеббом Синклером и Хьюбертом Байденсом, как один из «бородатых». Болельщиков на трибунах часто можно было увидеть с искусственными бородами, и во время участия команды в соревнованиях стало популярным выражением «бойтесь бороды». Клеебергер, который стал одним из звездных игроков Канады на турнире, позже использовал рекламу вокруг своей бороды, чтобы привлечь внимание к двум причинам; Усилия по оказанию помощи при землетрясении в Крайстчерче и раке простаты. сбрил его бороду В рамках сбора средств телеведущий Рик Мерсер и показал по национальному телевидению. Выражение «Бойтесь бороды» было придумано фанатами команды НБА «Оклахома-Сити Тандер» и ранее использовалось фанатами «Хьюстон Рокетс» для поддержки Джеймса Хардена .

Борода Брайана Уилсона в 2011 году

«Сан-Франциско Джайентс» Питчер Брайан Уилсон , который утверждает, что не брился после Матча всех звезд 2010 года , отрастил большую бороду, которая стала популярной в MLB и среди ее болельщиков. MLB Fan Cave представила «Путешествие внутрь бороды Брайана Уилсона», которое представляло собой интерактивный скриншот бороды Уилсона, где можно щелкать разные разделы, чтобы увидеть различные вымышленные действия, выполняемые маленькими «жителями» бороды. Ведущие спортивных шоу иногда носят копии бород, и «Джайентс» раздавали их фанатам в качестве промо-акции. [109]

В турнире Boston Red Sox 2013 года приняли участие как минимум 12 игроков. [110] с разной степенью растительности на лице: от коротко подстриженной бороды отбивающего Дэвида Ортиса до длинных лохматых взглядов Джонни Гомеса и Майка Наполи . Команда Red Sox использовала свои бороды в качестве маркетингового инструмента, организовав «Ночь долларовой бороды». [111] где все фанаты с бородой (настоящей или искусственной) могли купить билет за 1 доллар; а также как средство укрепления командного духа товарищества. [112]

Бороды также стали источником конкуренции между спортсменами. Примерами «отрезанных бород» спортсменов являются игроки НБА ДеШон Стивенсон и Дрю Гуден в 2008 году. [113] и WWE рестлер Дэниел Брайан и Oakland Athletics аутфилдер Джош Реддик в 2013 году. [114]

Вооруженные силы

[ редактировать ]

В зависимости от страны и периода растительность на лице была либо запрещена в армии, либо являлась неотъемлемой частью униформы.

У животных

[ редактировать ]
Борнейские бородатые свиньи
Бородатый саки

Термин «борода» также используется для обозначения скопления жестких, похожих на волосы перьев в центре грудки индеек . В норме борода индейки остается плоской и может быть скрыта под другими перьями, но когда птица выставляется напоказ, борода становится вертикальной и выступает на несколько сантиметров из груди.

У многих коз есть борода. У орангутанга также есть борода.

Некоторых животных называют «бородатыми» как часть их общего названия. Иногда на подбородке или лице выделяется борода, но у некоторых других «борода» может относиться к рисунку или окраске шерсти, напоминающей бороду.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Половое созревание: изменения для мужчин | Sutter Health» . www.sutterhealth.org . Проверено 01 марта 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Иннес-младший, Уильям К. (2021). «Часть I: Волосы как символ» . Религиозное выставление волос и его значение . Популярная культура, религия и общество. Социально-научный подход. Чам, Швейцария : Springer Nature . стр. 13–52. дои : 10.1007/978-3-030-69974-1 . ISBN  978-3-030-69974-1 . ISSN   2509-3231 .
  3. ^ «Есть ли польза для здоровья от бороды?» .
  4. ^ Рэндалл, В.А. (2008). «Андрогены и рост волос» . Дерматол Тер . 21 (5): 314–28. дои : 10.1111/j.1529-8019.2008.00214.x . ПМИД   18844710 . S2CID   205693736 .
  5. ^ Дарвин, Чарльз (2004). Происхождение человека и отбор по признаку пола . Издательство Кессинджер. п. 554.
  6. ^ Диксон, А.; Диксон, Б; Андерсон, М. (2005). «Половой отбор и эволюция визуально заметных половых диморфных признаков у самцов обезьян, человекообразных обезьян и людей». Annu Rev Sex Res . 16 : 1–19. ПМИД   16913285 .
  7. ^ Миллер, Джеффри Ф. (1998). «Как выбор партнера сформировал человеческую природу: обзор полового отбора и эволюции человека». В Кроуфорде, Чарльз Б. (ред.). Справочник по эволюционной психологии: идеи, проблемы и приложения . Психология Пресс. стр. 106, 111, 113.
  8. ^ Скамель, Ута (2003). «Красота и сексапильность: сексуальный отбор эстетических предпочтений». Воланд, Экхард (ред.). Эволюционная эстетика . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 173–183. ISBN  3-540-43670-7 .
  9. ^ Пути, Д.А. (2010). «Красавица и чудовище: Механизмы полового отбора у человека». Эволюция и поведение человека . 31 (3): 157–175. doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2010.02.005 .
  10. ^ Диксон, А.Ф. (2009). Половой отбор и происхождение систем спаривания человека . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 178. ИСБН  978-0-19-955943-5 .
  11. ^ Торнхилл, Рэнди; Гангестад, Стивен В. (1993). «Красота человеческого лица: средненькость, симметрия и устойчивость к паразитам». Человеческая природа . 4 (3): 237–269. дои : 10.1007/BF02692201 . ПМИД   24214366 . S2CID   24740313 .
  12. ^ Барбер, Н. (1995). «Эволюционная психология физической привлекательности: половой отбор и морфология человека». Этол Социобиол . 16 (5): 395–525. дои : 10.1016/0162-3095(95)00068-2 .
  13. ^ Эткофф, Н. (1999). Выживают самые красивые: наука о красоте . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  0-385-47854-2 .
  14. ^ Зехави, А.; Захави, А. (1997). Принцип гандикапа . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 213 . ISBN  0-19-510035-2 .
  15. ^ Фольстад, И.; Скарштейн, Ф. (1997). «Открывает ли контроль мужской зародышевой линии возможности для женского выбора?» . Поведенческая экология . 8 (1): 109–112. дои : 10.1093/beheco/8.1.109 .
  16. ^ Фольстад и Скарсейн, цит. Скамель, Ута (2003). «Красота и сексапильность: сексуальный отбор эстетических предпочтений». Воланд, Экхард (ред.). Эволюционная эстетика . Спрингер. стр. 173–183.
  17. ^ «Бретт Бирд» . Филлипс.com . Проверено 4 апреля 2014 г.
  18. ^ «Круговая борода» . Джилетт.com. Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 14 октября 2012 г.
  19. ^ «Дизайнерская щетина» . Проверено 14 июля 2011 г.
  20. ^ «Новая тенденция в Instagram — мужчины покрывают бороды блестками» . 25 ноября 2015 г.
  21. ^ «Блестящие бороды. Мужчины, вот как получить блестящую бороду!» . 18 декабря 2017 г.
  22. ^ «Интервью визажиста Бану» . За лесом . Проверено 23 февраля 2015 г.
  23. ^ Общественное достояние Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Роулинсон, Джордж (1889). История Финикии . Лонгманс, Грин и Ко.
  24. ^ Комментарий Пика к Библии
  25. ^ Еврейская энциклопедия
  26. ^ Перейти обратно: а б Еврейская энциклопедия , Борода
  27. ^ Перейти обратно: а б Мотамеди, Мохаммад Хосейн (22 апреля 2015 г.). Учебник продвинутой челюстно-лицевой хирургии: Том 2 . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN  978-953-51-2035-3 .
  28. ^ См., например, Гомера «Илиада» 1:500–1 и 8:371.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Смит, В. (1890). Словарь греческих и римских древностей . Уильям Уэйт.
  30. ^ Пек 1898 цитирует Афины. xiii. 565
  31. ^ Ефрем, Д. (1989). Классическая Спарта. Техники ее успеха . Лондон: Рутледж. п. 14. ISBN  0-415-00339-3 .
  32. ^ Адкинс, Л.; Адкинс, Рой А. (2005). Справочник по жизни в Древней Греции . Нью-Йорк: факты в архиве. п. 453. ИСБН  0-8160-5659-5 .
  33. ^ Пек 1898 цитирует Петрона. 75, 10
  34. ^ Пек 1898 цитирует Liv.xxvii. 34
  35. ^ Пек 1898 цитирует Juv.iii. 186
  36. ^ Пек 1898 цитирует Суэта. №12
  37. ^ Пек 1898 цитирует Дио Касса. xlviii. 34
  38. Варрон риторически спросил, как часто торговцы страны брились между базарными днями, подразумевая (по мнению хронолога Э. Дж. Бикермана), что этого вообще не происходило: «quoties priscus homo ac Rusticus Romanus inter nundinum barbam radebat?», Варр. ап. Нет. 214, 30; 32. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine : см. также Э. Дж. Бикерман, Хронология древнего мира , Лондон (Темза и Гудзон), 1968 г., стр. 32. 59.
  39. ^ Цитируя Демонакс 13 Люциана, Циник 1 - Селларс, Джон (1988). Искусство жизни: стоики о природе и функции философии . Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing Limited.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Селларс, Джон (1988). Искусство жизни: стоики о природе и функции философии . Берлингтон, Вирджиния: Ashgate Publishing Limited.
  41. ^ Примеры (оба в римских копиях): Умирающая Галлия , Людовизи Галлия.
  42. ^ Национальная циклопедия полезных знаний , Том III, (1847) Чарльз Найт, Лондон, стр. 46.
  43. ^ Коннолли, Шон Дж (2007). «Пролог». Спорный остров: Ирландия 1460–1630 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 7.
  44. ^ Топография Ирландии Хиральдуса Камбренсиса (английский перевод)
  45. ^ Маклеод, Джон, Горцы: История гэлов (Ходдер и Стоутон, 1997), с. 43
  46. ^ Гарсиа Ларраин, Федерико (2014). «El Honor En El Poema De Mío Cid» [Честь в словах о Сиде] (PDF) . Revista de Humanidades (на испанском языке) (30): 103. ISSN   0717-0491 . Проверено 3 мая 2023 г. Лакарра отмечает, что наказание за стрижку бороды было эквивалентно наказанию, назначенному тому, кто кастрировал другого.
  47. ^ Налог на бороду: Информация из . Ответы.com. Проверено 3 января 2011 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Джейкоб Миддлтон, «Бородатые патриархи», History Today, Volume: 56, выпуск: 2 (февраль 2006 г.), 26–27.
  49. ^ Шерроу, Виктория (2006). Энциклопедия волос: история культуры . Издательская группа Гринвуд. п. 59. ИСБН  9780313331459 .
  50. ^ Элехальде-Руис, Алексия (28 марта 2010 г.). «Последние новости о волосах на лице: двухдневная тень» . Чикаго Трибьюн .
  51. ^ «Небрежные бакенбарды: Почему бороды снова в моде» . Scotsman.com . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
  52. ^ Копф, Дэн (19 февраля 2017 г.). «Прошло более века с тех пор, как у президента США были волосы на лице» . Кварц . Проверено 10 апреля 2020 г.
  53. ^ Истории, стоящие за повседневными вещами . Соединенные Штаты Америки: Ридерз Дайджест. 1982. с. 36. ISBN  0-89577-068-7 .
  54. ^ Мейер, Джон (1994). Наставник, послание и чудеса (Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса, Том 2) . Том. 2. Якорная Библия. ISBN  0-385-46992-6 .
  55. ^ Обратите внимание, например, на старообрядцев в русской православной традиции: Паерт, Ирина (2010). «Старообрядцы» . В МакГакине, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия восточного православного христианства . Том. 2. Джон Уайли и сыновья . п. 420. ИСБН  9781444392548 . Проверено 28 октября 2014 г. К ритуальным запретам, типичным для всех слоев старообрядчества, относятся бритье бороды (мужчинам) и курение табака.
  56. ^ «Запись в Католической энциклопедии» . Newadvent.org . Проверено 24 ноября 2011 г.
  57. ^ Констебль 1985 , стр. 103–114.
  58. ^ Роджерс, Николас (1987). «Английские епископские духовые инструменты, 1270–1350». В Коулсе, Джон (ред.). Самые ранние английские медные изделия: покровительство, стиль и мастерские, 1270–1350 гг . Лондон: Монументальное духовое общество. стр. 8–68 (18). ISBN  0-9501298-5-2 .
  59. ^ Посаженные апологии: эпистола Гозечини к Вальхеруму; Бурчарди, экскурсия на свежем воздухе, Abbatis Bellevallis Apologia de Barbis Corpus Christianorum, средневековое продолжение LXII. Под редакцией RBC Huygens, с введением Джайлза Констебля в средневековые бороды (Turnholt: Brepols, 1985). Макэлхани, Дж. Бороды и облысение в средние века: три текста . (Бруклин, Нью-Йорк: Леверхилл, 2024 г.), стр. 12–13. 43-115.
  60. ^ Харрис 2013 , стр. 124–125.
  61. ^ Николсон, Хелен (2001). Тамплиеры: новая история . Страуд: Саттон. стр. 48, 124–27. ISBN  978-0-7509-2517-4 .
  62. ^ Харрис 2013 , с. 127
  63. ^ Макнамара, Эдвард (13 января 2015 г.). «Бороды и священники» . Информационное агентство «Зенит» . Проверено 13 января 2015 г.
  64. ^ Сперджен, CH, Лекции для моих студентов, первая серия, лекция 8 (Baker Book House, 1981) с. 134.
  65. ^ МакКаллок, Диармайд (2017) [1996]. Томас Кранмер: Жизнь (пересмотренная редакция). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . п. 361. ИСБН  978-03-00-22657-7 .
  66. ^ Сойкут, Мустафа (2005). «Глава девятая: Османская империя и Европа в политической истории через венецианские и папские источники». В Берчвуде, Мэтью; Диммок, Мэтью (ред.). Культурные встречи между Востоком и Западом, 1453-1699 гг . Ньюкасл-апон-Тайн: Cambridge Scholars Press. п. 170. ИСБН  9781904303411 . Проверено 28 октября 2014 г. [...] Позже Виссарион принял католическую веру и в 1455 году проиграл выборы на пост Папы восемью голосами против пятнадцати кардиналов. Один из аргументов, использованных против избрания Виссариона Папой, заключался в том, что он все еще носил бороду, хотя и обратился в католицизм, и настаивал на ношении своей греческой одежды, что вызывало сомнения в искренности его обращения.
  67. ^ Перейти обратно: а б Оукс, Даллин Х. (декабрь 1971 г.). «Стандарты одежды и ухода» . Новая Эра . Церковь Иисуса Христа Святых последних дней .
  68. ^ Стэк, Пегги Флетчер (5 апреля 2013 г.), «Как высшие мормонские лидеры запретили бороды» , The Salt Lake Tribune
  69. ^ Перейти обратно: а б с Миллуорд, Дэвид (18 ноября 2014 г.). «Студенты-мормоны борются с запретом на бороду» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 23 февраля 2020 г.
  70. ^ Араве, Линн (17 марта 2003 г.). «Богословие о бородах может стать волосатым» . Новости Дезерета .
  71. ^ «К вашему сведению: для вашей информации» . Новая Эра : 48–51. Июнь 1989 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
  72. ^ Бергера, Гэри Джеймс; Приддис, Рональд (1985). «Глава 3: Стандарты и Кодекс чести» . Университет Бригама Янга: Дом веры . Солт-Лейк-Сити: авторские книги . ISBN  0-941214-34-6 . OCLC   12963965 .
  73. ^ «Нормы одежды и внешнего вида» . Политика.BYU.edu . Университет Бригама Янга. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г. Проверено 17 октября 2021 г.
  74. ^ «Услуги: исключение бороды», Студенческий центр здоровья , BYU, заархивировано из оригинала 25 ноября 2014 г. , получено 16 декабря 2018 г.
  75. ^ Туркевичнов, Джули (17 ноября 2014 г.), «Студенты в школе Бригама Янга добиваются отмены запрета на ношение бороды» , The New York Times , заархивировано из оригинала 18 ноября 2014 г.
  76. ^ Филип, Эбби (14 января 2015 г.), «Университет Бригама Янга корректирует политику борьбы с бородами на фоне студенческих протестов» , The Washington Post
  77. ^ Нокс, Энни (15 января 2015 г.), «BYU разъясняет политику бороды; разъясняет исключения» , The Salt Lake Tribune
  78. ^ Макдональд, Эми (17 января 2015 г.), «Мусульмане празднуют освобождение от политики BYU в отношении бороды» , Provo Daily Herald , заархивировано из оригинала 14 октября 2015 г. , получено 22 декабря 2017 г.
  79. ^ «Запрет на бороду BYU не распространяется на студентов-мусульман» , Standard-Examiner , ( AP ), 19 января 2015 г., заархивировано из оригинала 21 января 2015 г. , получено 21 января 2015 г. Перепечатано Deseret News , KSL и KUTV. Архивировано в 2015 г. - 01-21 в Wayback Machine .
  80. ^ Эванс, Уитни (27 сентября 2014 г.), «Студенты митингуют за «революцию» бород в Прово» , Deseret News
  81. ^ Нокс, Энни (26 сентября 2014 г.), «Студент BYU просит школу запретить стричь бороду» , The Salt Lake Tribune , заархивировано из оригинала 25 ноября 2014 г. , получено 22 декабря 2017 г.
  82. ^ Эванс, Уитни (27 сентября 2014 г.), Студенты протестуют против ограничения BYU на бороду , KSL 5 News
  83. ^ Катлер, Энни (26 сентября 2014 г.), мероприятие «Велосипед для бороды» в рамках борьбы студентов УБЯ за свободу волос на лице , Fox 13 News (КГТУ)
  84. ^ Нокс, Энни (24 ноября 2014 г.), «Запрет на бороду в мормонских школах становится более строгим, говорят ученики» , The Salt Lake Tribune
  85. Аль-Тирмизи, Шамаил Мухаммадия. Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine. Книга 1, хадис 5 и книга 1, хадис 7/8.
  86. ^ «Центр мусульманско-еврейского взаимодействия» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 г. Проверено 10 января 2019 г.
  87. ^ «Фатава – постановление о сохранении бороды?» . 09.06.2022. Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 9 июня 2022 г.
  88. ^ «Борода — это всего лишь видимость: Великий муфтий» . Египет Независимый . 24 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2022 года . Проверено 7 июня 2024 г.
  89. ^ Офис Великого аятоллы Саида Садика аль-Ширази. «Каково постановление о мужской бороде» . Архивировано из оригинала 29 мая 2018 года . Проверено 29 мая 2018 г.
  90. ^ «Борода – Вопрос и Ответ – Официальный сайт Канцелярии Его Высокопреосвященства Аль-Сайида Али Аль-Хусейни Аль-Систани» . Проверено 11 марта 2017 г.
  91. ^ «Практические законы ислама» . Проверено 11 марта 2017 г.
  92. ^ Аятолла Хаменеи; выпуск бороды. Архивировано 10 октября 2020 г. на Wayback Machine khamenei.ir. Проверено 7 октября 2020 г.
  93. ^ Выпуск Beard / Hadana.ir Мараджи , дата обращения 7 октября 2020 г.
  94. ^ Гросс, раввин Шолом Иегуда. «Борода в еврейском законе» (PDF) . Проверено 23 июня 2011 г. См. Зокон Исраэль КиХильхсо.
  95. ^ «Левит 19:27 | Сефария» . www.sefaria.org . Проверено 26 апреля 2017 г. .
  96. ^ Талмуд, Макот 20а.
  97. ^ «Наказание за это [бритье бритвой] очерчено святым Зоаром и книгами Мекубалим и считается великим и ужасным грехом, одним из самых тяжких». – Бритье бритвой , раввин Меир Гавриэль Эльбаз, http://halachayomit.co.il/EnglishDefault.asp?HalachaID=2355 , от 4 января 2012 г.
  98. ^ Маймонид, Море 3:37
  99. ^ Эллинсон, Гецель (1992). Женщина и заповеди: скромный путь: путеводитель по раввинистическим источникам . Библиотека Элинер, Отдел Торового образования и культуры в диаспоре, Всемирная сионистская организация.
  100. ^ Компания, Борода и. «Могут ли пилоты иметь бороду?» . Проверено 4 октября 2015 г.
  101. ^ Компания, Борода и. «Пилоты Air Canada получили разрешение носить бороды» . Проверено 7 ноября 2018 г.
  102. ^ Фитцпатрик против города Атланта , 2 F.3d 1112 (11-й округ 1993 г.).
  103. ^ «Вакансионный вестник» . Агентство.governmentjobs.com. 22 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2022 г. . Проверено 26 февраля 2014 г.
  104. ^ «Бюрократам племени Гунма запретили носить бороды | The Japan Times Online» . www.japantimes.co.jp. 20 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2019 г. . Проверено 30 июня 2019 г.
  105. ^ «926 F2d 714 Брэдли против Pizzaco of Nebraska Inc. Брэдли» . ОткрытьЮрист. 21 февраля 1991 г. с. 714 . Проверено 24 ноября 2011 г.
  106. ^ «7 F.3d 795 (8-й округ 1993 г.) 68 Fair Empl.Prac.Cas. (Bna) 245, 62 Empl. Prac. Dec. P 42,611 Лэнгстон Брэдли, истец, Комиссия по равным возможностям трудоустройства, посредник-апеллянт, v. Pizzaco of Nebraska, Inc., DBa Domino's Pizza, Inc., ответчики по апелляции» . Архив решений федеральных окружных судов США . вЛекс. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 5 июня 2012 г.
  107. ^ «Правила любительского бокса» . Ассоциация любительского бокса Англии . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 27 мая 2011 г.
  108. ^ Уоткинс, Кэлвин. «Устная история о том, как Джеймс Харден отрастил Бороду» . Атлетик . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  109. ^ «Борода бейсболиста | Бейсбольные бороды | Лучшие бороды MLB» . Руководство по бороде . 4 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2021 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
  110. ^ Фитцпатрик, Молли. «#GetBeard: Можете ли вы узнать волосы на лице игроков Red Sox по их силуэтам? | MLB.com» . Wapc.mlb.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
  111. ^ Брассер, Кайл (19 сентября 2013 г.). «Снимки: «Ночь долларовой бороды» в Fenway — блог Boston Red Sox — ESPN Boston» . Espn.go.com . Проверено 26 февраля 2014 г.
  112. ^ Каччиола, Скотт (8 сентября 2013 г.). «Объединившись с бородами, Red Sox восстанавливают химический состав своего клуба» . Нью-Йорк Таймс .
  113. ^ Стейнберг, Дэн. «DC Sports Bog — конкурс ДеШона по отращиванию бороды» . Блог.washingtonpost.com . Проверено 26 февраля 2014 г.
  114. ^ Ноябрь, Майк Оз (21 ноября 2013 г.). «Джош Реддик теряет «бороду», и Дэниел Брайан из WWE побрил ему лицо | Рагу из Большой лиги» . Sports.yahoo.com . Проверено 26 февраля 2014 г.

Общественное достояние В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Пек, Гарри Терстон , изд. (1898). «Барба». Словарь классических древностей Харперса . Нью-Йорк: Харпер и братья.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бартлетт, Роберт (1994). «Символические значения волос в средние века». Труды Королевского исторического общества . 6-й сер. 4 : 43–60. дои : 10.2307/3679214 . JSTOR   3679214 . S2CID   147186360 .
  • Беркот, Дэвид В., изд. (1998). Словарь раннехристианских верований: справочное руководство по более чем 700 темам, обсуждавшимся отцами ранней церкви . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон. стр. 66–67. ISBN  1565633571 .
  • Бункин, Хелен (2000). Бороды, бороды, бороды! . Монтгомери, Алабама: Green Street Press. ISBN  9781588380012 .
  • Констебль, Джайлз (1985). «Введение: бороды в средние века». В Гюйгенсе, РБК (ред.). Два извинения: Послание Гозечина к Вальхеру; Бурчарди, кажется, аббату Бельвалья, Apologia de barbis . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 47–130. ISBN  9782503030005 .
  • Гоуинг, Томас С. (1854). Философия бороды: лекция физиологическая, художественная и историческая . Ипсвич: Дж. Хэддок. (перепечатано Британской библиотекой в ​​2014 году , ISBN   9780712357661 )
  • Харрис, Оливер Д. (2013). «Борода: правда и ложь». Церковные памятники . 28 : 124–32.
  • Макэлхани, Дж. (2024) Бороды и облысение в средние века: три текста . Бруклин, Нью-Йорк: Леверхилл. ISBN 979-8989699308.
  • Петеркин, Аллан (2001). Тысяча бород: культурная история волос на лице . Ванкувер, Британская Колумбия: Пресс для целлюлозы Arsenal . ISBN  1551521075 .
  • Рейнольдс, Реджинальд (1949). Бороды: их социальное положение, религиозная принадлежность, декоративные возможности и ценность в нападении и защите на протяжении веков . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  0156108453 . (альтернативное название: Бороды: «омниум-собрание» )
  • Сэйерс, Уильям (1991). «Раннее ирландское отношение к волосам и бородам, облысению и тонзуре». Журнал кельтской филологии . 41 : 154–189. дои : 10.1515/zcph.1991.44.1.154 . S2CID   162898893 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a772fdef0a950ce06e683e1d159e400e__1722680520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/0e/a772fdef0a950ce06e683e1d159e400e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Beard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)