Черный обелиск Салмансара III
Черный обелиск Салмансара III | |
---|---|
Материал | черный известняк |
Размер | в. Высота 1,98 метра, ширина 45 см. |
Письмо | аккадский |
Созданный | 827–824 гг. до н.э. |
Обнаруженный | Нимруд , Ирак 36 ° 05'53 "N 43 ° 19'44" E / 36,09806 ° N 43,32889 ° E |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Регистрация | МЕ 118885 |
Черный обелиск Салманасара III — из черного известняка неоассирийская скульптура с множеством сцен на барельефе и надписями. Он происходит из Нимруда (древнего Калху), на севере Ирака , и посвящен деяниям царя Салмансара III (годы правления 858–824 гг. до н.э.). Он выставлен в Британском музее в Лондоне, а его копии есть в нескольких других музеях.
Это один из двух обнаруженных полных неоассирийских обелисков (второй — гораздо более ранний Белый обелиск Ашурнасирпала I) , и он имеет историческое значение, поскольку считается, что на нем изображено самое раннее древнее изображение библейского персонажа — Ииуя , царя Израиля. . Традиционное отождествление «Ява» с Ииуя было подвергнуто сомнению некоторыми учеными, которые предположили, что надпись относится к другому царю, Иораму Израильскому . [1] [2] Упоминание Парсуа также является первым известным упоминанием персов.
подношения Показано, что дани приносятся из идентифицируемых регионов и народов. Он был установлен как общественный памятник в 825 году до нашей эры во время гражданской войны на центральной площади Нимруда. Он был обнаружен археологом сэром Остином Генри Лейардом в 1846 году и сейчас находится в Британском музее .
Описание [ править ]
В нем двадцать рельефных сцен, по пять с каждой стороны. На них изображены пять разных покоренных царей, приносящих дань и простирающихся ниц перед неоассирийским царем. Сверху вниз это: (1) Суа Гильзану (на северо-западе Ирана ), (2) «Яуа Бит- Омри » (Ииуй из Дома Омри ), (3) неназванный правитель Мусри (на севере Ирана) . Ирак, (4) Мардук-апил-усур Сухи (средний Евфрат ) и (5) Кальпарунда Патина ( Антакья регион в Турции ). Каждая сцена занимает четыре панели вокруг памятника и описывается клинописью над ними.
Вверху и внизу рельефов имеется длинная клинописная надпись, записывающая летопись Салманасара III. В нем перечислены военные кампании, которые король и его главнокомандующий возглавляли каждый год, вплоть до тридцать первого года правления. Некоторые особенности позволяют предположить, что работы были заказаны главнокомандующим Даян-Ассуром.
Второй регистр [ править ]
Считается, что второй регистр сверху включает самое раннее сохранившееся изображение библейского персонажа. Имя появляется как м я пошёл в море м Ху-ум-ри-и . В оригинальном переводе Роулинсона, сделанном в 1850 году, в основополагающей работе «О надписях Ассирии и Вавилонии» говорилось: «Говорят, что вторая линия подношений была отправлена Яхуа, сыном Хубири, принцем, о котором нет упоминаний в анналах, и о чьей родной стране я поэтому не знаю» [5] [6] Более года спустя связь с Библией установил преподобный Эдвард Хинкс , который записал в своем дневнике 21 августа 1851 года: «Мысль об отождествлении одного из пленников обелиска — с Ииуем, царем Израиля, и удовлетворением на точка написала письмо в Атенеум, в котором объявила об этом». [7] Письмо Хинкса было опубликовано издательством Athenaeum под названием «Обелиск Нимруда». в тот же день [8] Идентификация Хинкса в настоящее время является общепринятой позицией библейских археологов.
Идентификация «Яхуа» как Ииуя подвергалась сомнению современными учеными, такими как Джордж Смит. [9] а также в более поздние времена П. Кайлом Маккартером и Эдвином Р. Тиле , [1] [2] на основании того факта, что Ииуй не был омридом, а также вопросов транслитерации и хронологии. Однако общепринято считать, что имя, читаемое как «Яв, сын Омри (Бит-Хумри», см. « Дом Омри» ), следует за Хинксом как библейским Ииуем , царем Израиля .
Стела описывает, как Ииуй принес или отправил дань примерно в 841 году до нашей эры. [10] Подпись над сценой, написанная ассирийской клинописью, можно перевести так: [4]
«Я получил дань Иауа ( Ииуя ), сына (народа земли) Омри ( аккадский : 𒅀𒌑𒀀 𒈥 𒄷𒌝𒊑𒄿 ): серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу с заостренным дном, золотые стаканы, золотые ведра, олово, царский посох [и] копья». [4]
- Неоассирийский царь Салманасар III получает дань от Суа, царя Гилзану, Черный обелиск.
- Часть израильской делегации царя Ииуя с подарками, Черный обелиск, 841-840 гг. до н.э. [12]
- Ииуй на Черном обелиске Салманасара III . [13] Это «единственное изображение израильского или иудейского монарха, которое мы имеем в древнем ближневосточном искусстве». [4]
Слепки и реплики [ править ]
Реплики можно найти в Восточном институте в Чикаго, штат Иллинойс ; Гарвардский музей Древнего Ближнего Востока в Кембридже, Массачусетс ; Библиотека ICOR Семитского факультета Католического университета Америки в Вашингтоне, округ Колумбия ; Корбана Университета Археологический музей Прюитта-Аллена в Салеме, штат Орегон; Музей Зигфрида Х. Хорна в Университете Эндрюса в Берриен-Спрингс, Мичиган ; Музей ближневосточной археологии Келсо в Питтсбурге, Пенсильвания; Кентерберийский музей в Крайстчерче, Новая Зеландия; в Музее древнего искусства Орхаусского университета в Дании и в библиотеке Теологического университета реформатских церквей в Кампене , Нидерланды.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б П. Кайл Маккартер, Бюллетень американских школ восточных исследований, № 216 (декабрь 1974 г.), стр. 5–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдвин Р. Тиле, Бюллетень американских школ восточных исследований, № 222 (апрель 1976 г.), стр. 19–23.
- ^ Куан, Джеффри Ка-Джин (2016). Неоассирийские исторические надписи и Сирия-Палестина: израильские/иудейско-тирско-дамасские политические и торговые отношения в девятом-восьмом веках до нашей эры . Wipf и Stock Publishers. стр. 64–66. ISBN 978-1-4982-8143-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коэн, Ада; Кангас, Стивен Э. (2010). Ассирийские рельефы из дворца Ашурнасирпала II: культурная биография . УПНЕ. п. 127. ИСБН 978-1-58465-817-7 .
- ^ О надписях Ассирии и Вавилонии , 1850 г.
- ^ Библия в Британском музее: интерпретация свидетельств , Т. К. Митчелл , стр. 14
- ^ Исследования текста и версий еврейской Библии в честь Роберта Гордона, под редакцией Джеффри Хана, Дайаны Липтон , стр. 159
- ^ "Обелиск Нимруда, Атенеум, 1251, 1384-85 гг.
- ↑ Канон ассирийских эпонимов , Джордж Смит , 1875, стр. 190, «В анналах Салманасара, 842 г. до н. э., есть еще один предполагаемый еврейский царь, отрывки VIII и X, которого зовут «Ииуй, сын Омри», которого обычно отождествляют с « Ииуй, сын Нимши», царь Израиля. Страна, которой правил Ииуй, сын Омри, не указана в надписях; и маловероятно, чтобы Ииуй, царь Израиля, истребивший род Омри, называл себя сыном Не выдвигая какой-либо теории идентификации монарха, упомянутого в неоассирийских надписях, я хотел бы утверждать, что тождество Ииуя в Библии с Ииуем в надписях не доказано, и что эти уведомления не являются таковыми. достаточно, чтобы заставить нас изменить все библейские даты».
- ^ Миллард, Алан (1997) Открытия из Bible Times, Oxford, Lion, стр. 121.
- ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
- ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
- ^ Куан, Джеффри Ка-Джин (2016). Неоассирийские исторические надписи и Сирия-Палестина: израильские/иудейско-тирско-дамасские политические и торговые отношения в девятом-восьмом веках до нашей эры . Wipf и Stock Publishers. стр. 64–66. ISBN 978-1-4982-8143-0 .
- ^ Делич, Фридрих; МакКормак, Джозеф; Каррут, Уильям Герберт; Робинсон, Лидия Джиллингем (1906). Вавилон и Библия; . Чикаго, издательство «Открытый суд». п. 78.
Внешние ссылки [ править ]
- Стелы 9 века до нашей эры
- Археологические открытия 1846 г.
- Ассирийское искусство и архитектура
- Древние обелиски
- Стелы Победы
- Ближневосточные скульптуры в Британском музее
- Скульптура Древнего Ближнего Востока
- Нимруд
- Королевство Израиль (Самария)
- Окружение
- Ассирийские надписи
- Археологические открытия в Ираке