Омри
Омри | |
---|---|
Король Северного Израиля | |
Царствование | 885 г. до н.э. – 874 г. до н.э. |
Предшественник | Он строит |
Преемник | Ахав |
Проблема | Ахав Гофолия [ 1 ] Нимши ? |
Дом | Дом Омри |
Омри ( / ˈɒmraɪ mr: / ОМ ры ; иврит - עָמְרִי , 'Омри ; Аккадский : 𒄷𒌝𒊑𒄿 Ḫûmrî [ ḫu-um-ri-i ]; эт. 9 век до н.э.) был, согласно еврейской Библии , шестым царем Израиля . Он был успешным военным деятелем, расширившим северное царство Израиля. Другими монархами из дома Омри являются Ахав , Охозия , Иорам и Гофолия . [ 2 ] Как и его предшественник, царь Зимри , правивший всего семь дней, Омри — второй царь, упомянутый в Библии без указания его племенного происхождения . Одна из возможностей, хотя и недоказанная, состоит в том, что он был из колена Иссахара . [ 3 ]
В Священном Писании ничего не сказано о происхождении Омри. Его имя может быть аморейским , арабским или еврейским по происхождению. [ 4 ] Омри приписывают строительство Самарии и превращение ее в свою столицу. Хотя Библия ничего не говорит о других действиях, предпринятых во время его правления, он описан как совершивший больше зла, чем все цари, предшествовавшие ему. [ 5 ] Альтернативная современная гипотеза утверждает, что, будучи основателем Дома Омри , израильского царского дома , его царство сформировало первое государство в Земле Израиля, и что Иудейское царство обрело государственность только позже. [ 6 ]
в внебиблейских источниках, таких как Стела Меша и Черный обелиск Салмансара III Его имя также упоминается ; однако в случае с Черным обелиском имеется в виду династия , названная в честь Омри, а не сам Омри. Незначительный тезис, аргументированный Томасом Томпсоном и Нильсом Петером Лемхе , предполагает, что Омри может быть династическим именем, указывающим на апикального основателя Израильского царства, а не именем, обозначающим фактического исторического царя. [ 6 ]
Имя
[ редактировать ]Само имя «Омри» озадачивает учёных. Его этимология неясна, и теории предполагают происхождение этого слова из нескольких семитских языков . [ 4 ] В еврейской Библии имя «Омри» встречается трижды, за исключением упоминаний о царе, сначала для обозначения сына Бехера , второго из Вениамина . десяти сыновей [ 7 ] второй для обозначения потомка Фареса , сына Иуды, [ 8 ] и, наконец, для обозначения князя колена Иссахара , [ 9 ] по-видимому, предполагая израильское происхождение этого имени. Аналогичным образом, то, что Изреель был местом расположения поместья Омри, было воспринято некоторыми учеными как указание на то, что Омри называл этот район своим домом, что может означать, что он был отпрыском колена Иссахара . [ 3 ] но это остается недоказанным. ряд еврейских был предложен Если Омри и, как следствие, его имя действительно имели израильское происхождение, для Омри этимологий : включая лицемерие неподтвержденного личного имени Омрия ( עָמְרִיָּה «слуга Яхма ») и происхождение от глагола 'амар ( עָמַר ) означает «связывать, собирать». [ 10 ]
Царствование
[ редактировать ]Борьба за престолонаследие
[ редактировать ]Согласно библейскому повествованию, Омри был «командующим армией» царя Илы, когда Зимри , «командующий половиной царских колесниц», убил Илу и стал царем. Вместо этого войска в Гиббетоне избрали Омри царем, и он повел их к Тирце , где они осадили его. Когда Зимри увидел, что город взят, он покончил жизнь самоубийством, запервшись в царском дворце и поджег его. Он умер после семидневного правления. Хотя Зимри был устранен, «половина народа» поддержала Тибни в оппозиции Омри. Омри потребовалось четыре года, чтобы подчинить себе Тибни и наконец провозгласить себя бесспорным царем Израиля. [ 5 ]
Самария и преемница
[ редактировать ]Первоначально столица находилась в Тирце , который был осаждён, а царский дворец сожжён. Еврейская энциклопедия предполагает, что «ассоциации с Фирцей были настолько отвратительными и кровопролитными, а расположение ее настолько плохим для столицы, что Омри купил новое место» для своей резиденции. [ 11 ] Это было в Самарии , на холме, купленном у Шемера за два таланта серебра, где Омри построил новую столицу царства. В Самарии Омри правил до своей смерти и там был похоронен. его сын Ахав . Следующим царем стал [ 5 ]
Дата
[ редактировать ]Омри стал царем Израиля в 31-й год Асы , царя Иудеи , и правил 12 лет, 6 лет из которых были в Фирце. Библейская ссылка на период соперничества с Тибни приходится на период с 27-го года Асы по 31-й год. [ 5 ] Есть несколько возможных дат: Уильям Ф. Олбрайт датирует свое правление 876–869 гг. до н. э., Э. Р. Тиле предлагает даты его соперничества с Тибни с 888 по 880 гг. [ 12 ] в то время как Пол Л. Майер утверждает, что это произошло между 881–873 годами до нашей эры. [ 13 ]
Археологические источники
[ редактировать ]Крепость Изреель располагалась на одном из главных путей с востока на запад через королевство. Хью Уильямсон считает, что он выполнял не только военную, но и политическую функцию; очень наглядный пример грандиозных общественных работ, используемых в качестве средства социального контроля и утверждения претензий на легитимность. [ 14 ]
Стела Моавитянина Меша (выставленная в Лувре ) указывает на то, что Омри расширил свои владения, включив в них северный Моав к востоку от реки Иордан . В нем упоминается притеснение Моава «Омрием, царем Израиля». Позже в источниках Израиль будет называться « Домом Омри » ( Бит-Хумрия ). [ 15 ] при этом термин «Израиль» использовался все меньше и меньше по мере развития истории (другой определяющий термин для «Израиля» - «Самария», начиная с правления Иоаса ). [ нужна ссылка ] Томас Л. Томпсон ( Библия в истории ), [ нужна полная цитата ] однако интерпретирует стелу Меша как предполагающую, что Омри является эпонимом или легендарным основателем королевства, а не исторической личностью.
Ассирийский Черный обелиск в Британском музее был интерпретирован как относящийся к Ииую , «сыну Омри», хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению в пользу чтения « Омрида ». [ 16 ] [ 17 ]
Династия Омриде
[ редактировать ]Недолговечная династия, основанная Омри, стала новой главой в истории Северного Израильского царства. Это положило конец почти пятидесятилетней постоянной гражданской войне за трон. Был мир с Иудейским царством на юге и даже сотрудничество между двумя соперничающими государствами, в то время как отношения с соседним Сидоном на севере поддерживались браками, заключенными между двумя царскими дворами. Это состояние мира с двумя могущественными соседями позволило Израильскому королевству расширить свое влияние и даже политический контроль в Трансиордании , а совокупность этих факторов принесла королевству экономическое процветание.
С другой стороны, мир с Сидоном также привел к проникновению финикийских в царство религиозных идей и привел к культуркампфу между традиционалистами (в лице пророка Илии и его последователей) и аристократией (в лице сына и наследника Омри Ахава). и его супруга Иезавель ). королевства, Во внешней политике этот период совпал с возникновением Арамейского базирующегося в Дамаске , и вскоре Израиль оказался в состоянии войны на северо-востоке. Однако наиболее угрожающим было господство Ассирии , которая начала расширяться на запад от Месопотамии : битва при Каркаре (853 г. до н.э.), в которой Салмансар III из Ассирии столкнулся с коалицией местных царей, включая Ахава, была первым столкновением между Ассирия и Израиль. Это была первая война в серии войн, которая в конечном итоге привела к разрушению Израильского царства в 722 г. до н. э. и превращению Иудейского царства в подчиненное ассирийскому государству.
В 841 г. до н.э. ассирийский царь Салманасар III провел кампанию вдоль побережья Средиземного моря и заставил Ииуя платить дань. Ассирийские цари часто называли преемников Омри принадлежащими к «Дому Омри» ( Бит Ху-ум-ри-а ). [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- История древнего Израиля и Иудеи
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Дискуссию о том, была ли Гофолия на самом деле дочерью Омри или сына Омри Ахава , см. Кляйн, Реувен Хаим (2014). «Царица Гофолия: дочь Ахава или Омри?» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 42 (1): 11–20.
- ↑ Дискуссию о том, была ли Гофолия на самом деле дочерью Омри или сына Омри Ахава , см. Кляйн, Реувен Хаим (2014). «Царица Гофолия: дочь Ахава или Омри?» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 42 (1): 11–20.
- ^ Перейти обратно: а б История Древнего Израиля и Иудеи . Джеймс Максвелл Миллер, Джон Харалсон Хейс. 2006. с. 266. ИСБН 9780664212629 . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тиль, В., «Омри», The Anchor Bible Dictionary , стр. 17, том. 5, Д.Н. Фридман (ред.). Нью-Йорк: Даблдей (1992)
- ^ Перейти обратно: а б с д Берлин, Адель; Бреттлер, Марк Цви (2004). Библия для еврейского изучения: Перевод Танаха Еврейского издательского общества . Издательство Оксфордского университета. п. 710. ИСБН 9780195297515 .
- ^ Перейти обратно: а б Граббе, Лестер Л. (28 апреля 2007 г.). «Царство Израильское до падения Самарии: если бы у нас была только Библия» . Ахав Агонист: Взлет и падение династии Омри . А&С Черный. стр. 54–99, 70, 82–4. ISBN 9780567045409 . (гипотеза Лемче-Томпсона)
- ^ 1 Паралипоменон 7:8
- ^ 1 Хрон. 9:4
- ^ 1 Хрон. 27:18
- ^ Омри
- ^ Певец, Исидор; Адлер, Кир (1905). Еврейская энциклопедия . Фанк и Вагналлс . п. 401.
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 0-8254-3825-X , 9780825438257
- ^ Пол Л. Майер Джозефус: Основные сочинения , 1988; Kregel Publications, Гранд-Рапидс, Мичиган
- ^ Уильямсон, Хью Г.М., «Тель-Изреель и династия Омри», Palestine Exploration Quarterly 128: стр. 49, (1996)
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Б. Притчард , редактор, « Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету» (3-е изд.; Принстон: Princeton University Press, 1969) 283. ISBN 0-691-03503-2
- ^ Маккартер, П. Кайл « Яу, сын Омри»: филологическая заметка по израильской хронологии ». Бюллетень американских школ восточных исследований , № 216 (декабрь 1974 г.), стр. 5–7.
- ^ «Эдвин Р. Тиле, Бюллетень американских школ восточных исследований, № 222 (апрель 1976 г.), стр. 19–23» . JSTOR 1356296 .
- ^ Роджерс, Роберт Уильям (1912). Клинописные параллели с Ветхим Заветом . Итон и сеть. п. 304 .
- ^ Безольд, Карл; Кинг, LW (1889). Каталог клинописных табличек из коллекции Коюнджика Британского музея . Отдел Британского музея Древнего Египта и Судана. ISBN 1145519350 .