Иезавель
Иезавель | |
---|---|
Королева Израиля | |
Умер | в. 852 г. до н.э. Тель-Изреель |
Супруг | Царь Ахав |
Проблема | Охозия Иорам Аталия ? |
Отец | Итобаал I |
Религия | Ханаанская религия |
Иезавель ( / ˈ dʒ ɛ z ə b əl , - b ɛ l / ; [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Иврит : אִיזֶבֶל , современный : ʾĪzével , тиверийский : ʾĪzeḇel ) была дочерью Итобаала I Тира . и женой Ахава , царя Израиля , согласно Книге царей еврейской Библии ( 3 Царств 16 , 3 Царств 16:31) ). [ 4 ]
Согласно библейскому повествованию, Иезавель заменила яхвизм поклонением Ваалу и Ашере и была ответственна за смерть Навуфея . Это нанесло непоправимый урон репутации династии Омридов , которая и без того была непопулярна среди израильтян. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] За эти преступления Иезавель была лишена окон и съедена собаками по приказу Ииуя , как предсказал Илия ( 4 Царств 9 , 4 Царств 9:33–37 ).
Позже, в Книге Откровения , имя Иезавель презрительно приписывается пророческой женщине из Фиатиры , которую автор голосом воскресшего Христа обвиняет в том, что она вводит своих последователей в блуд (идолопоклонство). За отказ покаяться ей грозят сексуальным доминированием, унижением и смертью детей. [ 9 ] [ 10 ]
Значение имени
[ редактировать ]Иезавель — это англизированная транслитерация иврита. אִיזֶבֶל Изехель . В Оксфордском справочнике по библейским людям и местам говорится, что это имя «лучше всего понимать как означающее: «Где Господь?»» ( иврит : אֵיזֶה בַּעַל , латинизированный : ʾēze baʿal ), ритуальный крик во время церемоний поклонения в честь Ваала. в периоды года, когда считалось, что бог находится в подземном мире . [ 11 ] Альтернативно, женское пуническое имя, отмеченное в Corpus Inscriptionum Semiticarum , финикийское : 𐤁𐤏𐤋𐤀𐤆𐤁𐤋 , латинизированное: bʿlʾzbl , [ 12 ] возможно, было родственным первоначальной форме имени, поскольку израильтяне, как известно, часто изменяли личные имена, которые вызывали имена иностранных богов (ср. примеры с Ваалом, Мемфивосфеем и Иевосфеем ).
Библейский рассказ
[ редактировать ]Иезавель представлена в библейском повествовании как финикийская царевна, дочь Итоваала I , царя Тира ( 3 Царств 16:31 говорит, что она была «сидонянкой», что является библейским термином для финикийцев в целом). [ 11 ] Согласно родословным, данным у Иосифа Флавия и других классических источников, она приходилась двоюродной бабушкой Дидоне , царице Карфагена . [ 11 ] Будучи дочерью Итобаала I, она также была сестрой Баал-Эсера II . В конце концов Иезавель вышла замуж за царя , Ахава Самарии северного царства Израиля .
Ближневосточный ученый Чарльз Р. Крахмалков предположил, что в Псалме 45 записана свадебная церемония Ахава и Иезавели: [ 13 ] но другие ученые ставят под сомнение эту ассоциацию. [ 14 ] Этот брак стал кульминацией дружеских отношений, существовавших между Израилем и Финикией во время правления Омри, и, возможно, закрепил важные политические замыслы Ахава. Иезавели, как и иностранным женам Соломона , требовались условия для продолжения своего поклонения, поэтому Ахав устроил баалистский жертвенник в доме Ваала, который он построил в Самарии. [ 15 ] Джеффри Бромили отмечает, что финикийская практика заключалась в том, чтобы назначить царскую женщину жрицей Астарты , таким образом, она играла более активную роль в храмовых и дворцовых отношениях, чем это было принято в еврейской монархии. [ 16 ]
Элайджа
[ редактировать ]Ее коронация в качестве царицы нарушила баланс сил между яхвизмом и ваализмом . [ 17 ] [ 18 ] были священники Иеровоама Став царицей, Иезавель узаконила Ваализм и уничтожила пророков-яхвистов, среди которых, скорее всего , культа золотого тельца . [ 19 ] и осквернили их жертвенники. [ 20 ] [ 21 ] Обадия , прояхвистский деятель при царском дворе Ахава, тайно защищал выживших после этих чисток в пещере. [ 15 ] [ 21 ] Некоторые современные комментаторы отмечают, что осквернение Иезавели яхвистских жертвенников обычно было бы оправдано, поскольку они были построены за пределами Иерусалима , что противоречило Второзаконному кодексу . Однако на них не обратили внимания из-за благочестия Илии или «неправильных» мотивов Иезавели. [ 22 ] [ 23 ] С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что Второзаконный кодекс способствует лаицизации и считает весь Израиль «священным пространством» Яхве. Теологи также утверждают, что «священное пространство» — это любое место, где Яхве «проявлялся» людям, согласно Исходу 20:24 . [ 24 ] [ 25 ]
В результате Илия пригласил пророков Иезавели, Ваала и Ашеру, на вызов на гору Кармил . [ 21 ] [ 26 ] Адам Кларк считает, что эти пророки были царскими капелланами и что баалистские пророки имели большую юрисдикцию над Самарией во время правления Иезавели, чем пророки Ашеры, которые всегда были коренными жителями Самарии. [ 27 ] Задача заключалась в том, чтобы увидеть, какой бог, Яхве или Ваал, сожжет жертву быка на жертвеннике. Пророкам Иезавели не удалось призвать Ваала для сожжения жертвенного быка, несмотря на их крики и резание себя. Однако Илия преуспел, призвав Яхве, произведя впечатление на израильтян. Затем он приказал народу схватить и убить пророков Ваала и Ашеры у реки Киссон . В ответ Иезавель клянется убить Илию. [ 28 ] [ 21 ] [ 26 ] Илия убежал на гору Хорив , [ 29 ] где он оплакивал отступничество Израиля. [ 15 ] [ 30 ]
Попытка похищения
[ редактировать ]После этих событий Бен-Хадад , царь Арам-Дамаска , осадил Израиль и угрожал захватить жен Ахава, в том числе Иезавель. Ахав отказался и победил его в бою. Однако он сохранил жизнь Бен-Хададу, что было осуждено неназванным пророком. Пророк также заявил, что в качестве наказания Израиль будет разорен арамейцами. [ 31 ]
Навот
[ редактировать ]В 855–856 гг. до н.э. [ 32 ] [ нужна страница ] [ 33 ] Иезавель разрешила неудавшуюся деловую сделку между Ахавом и мирным жителем по имени Навуфей , касающуюся виноградника. Для этого она приказала казнить Навуфея и его сыновей. [ 34 ] [ 35 ] по ложному обвинению в богохульстве против Бога и царя. Комментаторы отмечают, что казнь была проведена в соответствии с библейскими указаниями , чтобы свести к минимуму подозрения в нечестной игре. [ 36 ] После смерти Навуфея его труп лизали бродячие собаки. Его казнь подверглась критике со стороны Илии, который предсказал гибель семье Иезавели в качестве наказания.
Смерть
[ редактировать ]Три года спустя Ахав погиб в бою. Сын Иезавели Охозия унаследовал трон, но умер в результате несчастного случая, и ему наследовал его брат Иорам . Позже Ииуй узурпировал трон [ 11 ] и убил Иорама и его племянника Охозию , который был сыном возможной сестры Иорама Гофолии и ее иудейского мужа Иорама . Позже он подошел к Иезавели в царском дворце в Изрееле.
Ожидая его прибытия, Иезавель накрасилась и надела строгий парик с украшениями, выглянула в окно и насмехалась над ним. Бромили говорит, что это следует рассматривать не столько как попытку соблазнения, сколько как публичное неповиновение королевы-матери, наделенной авторитетом королевского дома и культа, чтобы противостоять мятежному полководцу. [ 16 ] В своем двухтомном «Путеводителе по Библии» (1967 и 1969) Айзек Азимов описывает последний поступок Иезавели: облачение во все ее наряды, макияж и украшения, как намеренно символический, указывающий на ее достоинство , королевский статус и решимость уйти. уйти из этой жизни королевой. [ 37 ]
Иезавели евнухам Ииуй, однако, не смутился и приказал слугам- выбросить ее из окна . Ее кровь забрызгала стену и лошадей, а конь Ииуя растоптал ее труп. Он вошел во дворец, где, поев и выпив, приказал отнести тело Иезавели для погребения. Однако от нее остались только череп, ноги и ладони — ее плоть была съедена бродячими собаками, как и предсказывал пророк Илия. [ 38 ] [ 39 ] Эдвин Р. Тиле датирует смерть Иезавели ок. 850 год до нашей эры . [ 40 ]
Историчность
[ редактировать ]По мнению Исраэля Финкельштейна , женитьба царя Ахава на дочери правителя Финикийской империи была знаком могущества и престижа Ахава и северного Израильского царства. Он назвал это «блестящим ходом международной дипломатии». [ 41 ] Он говорит, что несоответствия и анахронизмы в библейских историях об Иезавели и Ахаве означают, что их следует считать «скорее историческим романом, чем точной исторической хроникой». [ 41 ] Среди этих несоответствий в 3 Царств 20 говорится, что « Бен-Адад, царь Арамейский », вторгся в Самарию во время правления Ахава, но это событие произошло лишь позже в истории Израиля, и «Бен-Адад» был титулом правителя. Арам-Дамаск. [ 42 ] Финкельштейн также заявляет, что библейские повествования «явно находятся под влиянием богословия писателей седьмого века до нашей эры». [ 41 ] Они были враждебны многобожию и считали Самарию соперником Иерусалима. [ 41 ]
По словам доктора Дж. Бимсона из Тринити-колледжа, «Бристольские книги 1 и 2 короля» — это не «простая история, а история, содержащая свои собственные богословские комментарии». Он указывает на такие стихи, как 3 Царств 14:19 , которые показывают, что автор Книги Царств опирался на другие более ранние источники. [ 43 ] В книге летопись истории переплетается с легендами, народными сказками, рассказами о чудесах и «вымышленными построениями». [ 44 ] а представление более ранних источников сильно отредактировано, чтобы соответствовать повестке дня Второзакония. [ 45 ] [ 46 ] Джанет Хоу Гейнс также считает эти рассказы неправдоподобными, особенно рассказ о том, что Навуфея предал целый израильский город. [ 47 ] Но Кристиан Фревель утверждает, что библейское повествование тонко намекает на историческую роль Омридов в распространении яхвизма в Иудее, которая была запутана иудеями, выступающими против Омрида. Например, Ахав дал своим детям теофорные имена во время своей экспансии на северные территории и в Иудею. [ 48 ] [ 49 ] Другие ученые предполагают, что Ваал, которому поклонялись Ахав и Иезавель, был « ЯХВЕ Самарии », против чего иудейские священники выступали как яхвистская ересь. [ 50 ] но некоторые не согласны с этим, основываясь на археологических свидетельствах и внебиблейских записях о воспитании Иезавели. [ 51 ] [ 52 ] Брайан Р. Доак считает, что эти повествования исторически правдоподобны из-за историчности Омри и Ахава, свидетельств широко распространенного язычества среди израильтян, международных браков в политических целях и конкуренции между религиозными деятелями в периоды «политических волнений или социальных перемен». Кроме того, другие современные источники, в том числе источники, написанные финикийцами, сталкиваются с аналогичными проблемами в плане непроверенности сторонними источниками. [ 53 ]
На печати 9-го века до нашей эры, обнаруженной в 1964 году, есть частично поврежденная надпись « Y Z B L », которая когда-то могла читаться как «принадлежащая Иезавели». Однако у этой теории есть некоторые проблемы. В то время как на печати кажется, что надпись начинается с буквы йод , имя Иезавели начинается с алефа , которого нет на печати; притяжательное слово ламед кроме того, в печати также отсутствует печать , которое можно было бы перевести как предикат «принадлежащий…». Однако вполне возможно, что эти буквы просто могли находиться там, где сейчас повреждена . Печать включает в себя мотивы, связанные как с египетской, так и с израильской королевской семьей, такие как кобра Урея , которая обычно встречается на артефактах фараонов, и такие символы, как крылатое солнце и анк , которые встречаются на многих других израильских королевских печатях VIII века до нашей эры. и далее. Тем не менее, ученые не пришли к единому мнению относительно того, является ли печать свидетельством историчности библейского персонажа. Некоторые ученые полагают, что размер и сложность печати могут означать, что она использовалась членами королевской семьи. Если печать действительно представляет Иезавель, то она, скорее всего, представляла Анат как царица, жена угарита Ваала . Это соответствует финикийской королевской традиции. [ 51 ]
Культурный символ
[ редактировать ]По словам Джеффри Бромили , изображение Иезавели как «воплощения ханаанских культовых и политических практик, ненавидимых израильскими пророками и лоялистами, дало ей литературную жизнь, намного превосходящую существование тирской принцессы девятого века». [ 16 ]
На протяжении веков имя Иезавель стало ассоциироваться с лжепророками. К началу 20 века его также ассоциировали с падшими или брошенными женщинами. [ 54 ] В христианских преданиях сравнение с Иезавелью предполагало, что человек был язычником или отступником, маскирующимся под слугу Божьего. Манипулированием и обольщением она ввела святых Божиих в грехи идолопоклонства и сексуальной безнравственности. [ 55 ] В частности, христиане ассоциировали Иезавель с распущенностью . Косметика , которую Иезавель наносила перед смертью, также заставила некоторых христиан ассоциировать макияж с пороком, хотя, как указывает Айзек Азимов в своем «Путеводителе по Библии» , такая косметика, используемая в торжественных случаях членами королевской семьи и жрицами, может быть истолкована как желание гордой женщины, которая встретит свои последние минуты в манере и одежде, становящейся королевой. В средние века летописец Мэтью Пэрис раскритиковал Изабеллу Ангулемскую , королеву-супругу Иоанна , короля Англии , написав, что она «больше Иезавель, чем Изабель». [ 56 ] В современном обиходе имя Иезавель иногда используется как синоним сексуально распущенных или контролирующих женщин. [ 57 ]
В феминистских интерпретациях и библейских исследованиях Иезавель пересматривается и, например, рассматривается как несправедливо оформленная. [ 58 ] или ее история изменилась, [ 59 ] или как ресурс по женскому богословию. [ 60 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Бетт Дэвис и Генри Фонда снялись в романтической драме 1938 года «Иезавель» .
Американская вокальная группа Golden Gate Quartet выпустила в 1941 году сингл «Jezebel», повествующий историю Иезавели. [ 61 ] [ 62 ]
Фрэнки Лейн записал « Jezebel » (1951), написанную Уэйном Шанклином , которая стала хитом. [ 63 ] Песня начинается:
Если когда-нибудь Дьявол родился без пары рогов
Это была ты, Иезавель, это была ты
Если когда-нибудь ангел упал
Иезавель, это была ты, Иезавель, это была ты! [ 64 ]
Полетт Годдар сыграла Иезавель в фильме «Грехи Иезавели» (1953). [ 65 ]
Клод Деметриус ссылается на Иезавель в четвертом куплете хит-сингла № 1 Hard Headed Woman , выпущенного как сингл (1958) Элвиса Пресли .
Песня Faces 1971 года « Stay with Me » включает строчку: «Я слышал, ты злая старая Иезавель».
В фильме Маргарет Этвуд « Рассказ служанки » (1985) и его адаптации на Хулу Иезавель — это женщины, вынужденные работать проститутками после того, как их стерилизовали для тоталитарной и теократической Республики Галаад, и названы в честь одноименного библейского персонажа.
Шаде « Альбом Promise» 1985 года включает трек «Jezebel», написанный Шаде Абу .
Песня Натали Мерчант "Jezebel" была выпущена на альбоме 10,000 Maniacs 1992 года Our Time in Eden , а затем исполнена акустически на концертном альбоме 1993 года MTV Unplugged (альбом 10,000 Maniacs) .
1995 года Песня KMFDM " Juke Joint Jezebel " - самая известная песня группы, продано около 3 миллионов копий.
Андерграундный рэпер Диззи Раскал в своем альбоме 2003 года "boy in da angular" включил песню "Jezebel".
Популярный историк Лесли Хэзлтон написал ревизионистский отчет « Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы» (2004), в котором Иезавель представлена как изощренная царица, ведущая смертельную битву с пророком-фундаменталистом Илией . [ 66 ]
Iron & Wine включили песню «Jezebel» в свой EP Woman King 2005 года . Он содержит множество упоминаний о библейской Иезавели, в частности о собаках, связанных с ее смертью. [ 67 ]
The Jezabels - австралийская инди-рок-группа, основанная в 2007 году. Название группы основано на библейском персонаже, которого один из участников группы описывает как «неправильно понятого или искаженного» и «пример того, как на самом деле неправильно представлены женщины». [ 68 ] [ 69 ]
Песня Kid Harpoon 2022 года « Little Freak », выпущенная Гарри Стайлсом, включает строчку «Маленький урод, Иезавель».
Финляндия » песню под названием « Jezebel прислала на конкурс песни «Евровидение-2022 » .
В фильме «Барби» 2023 года генеральный директор Mattel называет Барби «Иезавель», пытаясь заставить ее вернуться в ящик для игрушек.
В литературе
[ редактировать ]- Барнард, Меган (2023). Иезавель . Случайный дом пингвинов.
- Пляж, Элеонора Феррис (2005). Письма Иезавели: религия и политика в Израиле девятого века . Крепость Пресс.
- Беллис, Элис Огден (2007). Помощницы, блудницы и герои: женские истории в еврейской Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- Эверхарт, Джанет С. (2010). «Иезавель: Обрамлена евнухами?» Католический библейский ежеквартальный журнал 72, вып. 4: 688-698.
- Гаррет, Джинджер (2013). Царствование: Хроники царицы Иезавели , книга № 3 из серии «Потерянная любовь в Библии». ISBN 143-4-7659-62
- Хэзлтон, Лесли (2009). Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы
- Джексон, Мелисса (2015). «Чтение Иезавели с «другой» стороны: феминистская критика, постколониализм и комедия». Обзор и экспозитор 112, вып. 2: 239-255.
- Ломакс, Тамура (2018). Иезавель расстроена: потеря черного женского тела в религии и культуре . Издательство Университета Дьюка.
- Мокоена, Лерато (2021). «Возвращение Иезавели и миссис Иов: вызов сексистским культурным стереотипам и проклятие невидимости» в книге « Трансгрессия и трансформация: феминистская, постколониальная и странная библейская интерпретация как творческое вмешательство ».
- Моран, Мишель (2003). Финикийка , Мюнхен: Вильгельм Гольдманн Верлаг (Random House Group). (Оригинальное название «Иезавель »). ISBN 3-442-35775-6
- Быстрая, Кэтрин С. (1993). «Последний смех Иезавели: риторика злых женщин». Женщины и язык 16, вып. 1:44-49.
- Снайдер, Дж. Б. (2012). «Иезавель и ее переводчики». Женский библейский комментарий: издание к двадцатому юбилею . Луисвилл, Кентукки. стр. 180–183.
- Вятт, Стефани (2012). «Иезавель, Илия и вдова Сарепты: ménage à trois, которая отдаляет святое и делает святое странным». Журнал по изучению Ветхого Завета 36, вып. 4: 435-458.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). 1989. «Иезавель» (США) и «Иезавель» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года.
- ^ «Иезавель» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ «Иезавель» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Элизабет Ноулз, «Иезавель» , Оксфордский словарь фраз и басен , OUP, 2006 г.
- ^ «Михей 6:16» .
- ^ «2 Паралипоменон 21:6» .
- ^ «4 Царств 8:18» .
- ^ ИШДА, Т. (1975). «Дом Ахава». Израильский журнал исследований . 25 (2/3): 135–137. JSTOR 27925509 .
- ^ Даннинг, Бенджамин Х. (10 октября 2019 г.). Оксфордский справочник по Новому Завету, гендеру и сексуальности . Издательство Оксфордского университета. п. 513. ИСБН 978-0-19-021340-4 .
- ^ Стрит, Гейл Коррингтон (1 января 1997 г.). Странная женщина: власть и секс в Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 154–55. ISBN 978-0-664-25622-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хакетт, Джо Энн (2004). Мецгер, Брюс М; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский путеводитель по библейским людям и местам . Издательство Оксфордского университета. стр. 150–151. ISBN 978-0-19-517610-0 .
- ^ Корпус семитских надписей I 1926. с. 209.
- ^ Крахмалков, Чарльз Р. (2000), Финикийско-пуническая грамматика , страница 2
- ^ Роджерсон, JW ; Маккей, Джон Уильям (1977). Псалмы 1–50 . Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН 978-0-521-29160-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с «ИЕЗЕВЕЛЬ» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Перейти обратно: а б с Бромили, Джеффри В. (28 августа 1979 г.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3782-0 – через Google Книги.
- ^ Икин, Фрэнк Э. (1965). «Яхвизм и ваализм перед изгнанием». Журнал библейской литературы . 84 (4): 407–414. дои : 10.2307/3264867 . JSTOR 3264867 .
- ^ Миллер, Дж. М. (1967). «Падение дома Ахава» . Ветус Заветум . 17 (3): 307–324. дои : 10.1163/156853367X00042 .
- ^ «3 Царств 18 Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
- ^ Маре, Леонард П. «Вдвое больше твоего Духа»: Илия, Елисей и Дух Божий». Экклесиастикос Фарос 91.1 (2009): 72-81.
- ^ Перейти обратно: а б с д Байор, Конрад Кандельмвин. «Отчуждение Иезавели: чтение портрета Иезавели, написанного девтерономическим историком, в современном глобальном контексте». (2017).
- ^ «3 Царств 19:10, комментарий Бенсона» . Библейский центр . 2023.
- ^ Глатт-Гилад, Дэвид (21 февраля 2019 г.). «Разрешено ли было Илии принести жертву на горе Кармил?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года.
- ^ Альстер, Барух (2014). «Второзаконие: религиозная централизация или децентрализация?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
- ^ «Исход 20:24. Объяснение Гилла» . Biblehub.com . 2024.
- ^ Перейти обратно: а б Мерец, Роберт Дж. (nd). «Клятва Иезавели (3 Цар. 19,2)» . Библика . 90 (2): 257–259. ISSN 0006-0887 . JSTOR 42614902 .
- ^ «3 Царств 18 Комментарий Кларка» . StudyLight.org . 2022. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
- ^ Михей 6:16
- ^ 3 Царств 19:8
- ^ Бромили, Джеффри Уильям (2009). Международная стандартная библейская энциклопедия . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-3785-1 .
- ^ 3 Царств 20: 3–43.
- ^ Тиле, Эдвин Р. (1965). Загадочные числа еврейских царей (2-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
- ^ 3 Царств 16:29
- ^ Хирш, Эмиль Г. и Селигсон, М., «Навот», Еврейская энциклопедия.
- ^ «3 Царств 21: Комментарии Коффмана к Библии» . StudyLight.org . 2022.
- ^ «3 Царств 21: Комментарий Кейла и Делича ОТ» . Библейский центр . 2023.
- ^ Азимов, Исаак (1988). Путеводитель Азимова по Библии: два тома в одном, Ветхий и Новый Заветы (переиздание). Крылья. ISBN 978-0-517-34582-5 .
- ^ 2 Царств 9:35–36.
- ^ См. также jwa.org/encyclepedia/article/jezebel-midrash-and-aggadah.
- ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN 0-8254-3825-X
- ^ Перейти обратно: а б с д Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Саймон и Шустер. стр. 169–195. ISBN 978-0-684-86912-4 .
- ^ Израиль Финкельштейн; Нил Ашер Зильберман (6 марта 2002 г.). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. п. 176. ИСБН 978-0-7432-2338-6 .
- ^ Новый библейский комментарий IVP (издание 21 века), с. 335
- ^ Ричард Д. Нельсон (1987). Толкование: Библейский комментарий для обучения и проповеди: Первый и Второй цари . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 1. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- ^ Фретхайм, Теренс Э. (1997). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-25565-7 .
- ^ Ван Сетерс, Джон (1997). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. п. 307. ИСБН 978-1-57506-013-2 .
- ^ Гейнс, Джанет Хоу (2023). «Насколько плохой была Иезавель?» . Общество библейской археологии . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
- ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 – через руб.
- ^ Шталь, Майкл Дж. (2023). «Яхве или Ваал – кто был Богом Северного Израиля?» . Обзор библейской археологии . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
- ^ Эдвард Липинский «Исследования по истории и культуре древнего Ближнего Востока» Nomos Press, 2013, ISBN 978-83-7688-156-0
- ^ Перейти обратно: а б Корпель, Марджо, Калифорния (май 2008 г.). «Достойный царицы: Королевская печать Иезавели» . Общество библейской археологии . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Унгера (Чикаго: Moody Press, 1977) 327.
- ^ Доук, Брайан Р. (2020). Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190690632 .
- ^ Кук, Стэнли Артур (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 411. . В
- ^ Новый Завет, Книга Откровения . , Ч. 2, против 20-23.
- ^ Николас Винсент "Иезавель Иоанна" 1999 г.
- ^ «Иезавель» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 24 мая 2012 г.
2, часто не пишется с заглавной буквы: наглая, бесстыдная или морально несдержанная женщина.
- ^ Беллис, Элис Огден (1994). "Введение". Помощницы, блудницы и герои: женские истории в еврейской Библии (PDF) . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер / Джон Нокс Пр. п. 3. ISBN 978-0-664-25430-8 .
- ^ Пляж, Элеонора Феррис (2005). Письма Иезавели: религия и политика в Израиле девятого века . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. стр. 4–5. ISBN 978-0-8006-3754-5 – через Интернет-архив.
- ^ Ломакс, Тамура А. (2018). Иезавель расстроена: потеря черного женского тела в религии и культуре (PDF) . Дарем, Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-1-4780-0248-2 .
- ^ Янг, Алан (1997). Разбудил меня этим утром: черные певцы госпела и евангельская жизнь . Университетское издательство Миссисипи . п. 50. ISBN 0-87805-943-1 .
- ^ Иезавель в AllMusic
- ↑ Хиты Фрэнки Лейна 1947–1952 годов . Архивировано 6 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Лирика Иезавели» . Тексты песен Фрэнки Лэйна . Тексты песен «Метро». Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «В Империале: звезды цветного спектакля «Иезавель» Полетт Годдар в главной роли» . «Новости» и «Защитник восточных поселков» . 14 января 1954 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ «Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы, Лесли Хэзлтон» . Обзоры Киркуса . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Лихи, Эндрю (9 апреля 2012 г.). «Железо и вино, 'Иезавель' » . americansongwriter.com . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Черри, Криста. «Иезавель» . Вся музыка . Корпорация Рови . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ Лам, Лана (20 мая 2009 г.). «Иезавели» . Экспресс-адвокат Центрального побережья . Ньюс Лимитед ( Ньюс Корпорейшн ). п. 35. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Иезавели, на Викискладе?
- Иезавель
- Смерти 840-х годов до н.э.
- Казни в I тысячелетии до нашей эры
- Смерти в 9 веке до нашей эры
- Финикийцы 9 века до н.э.
- Женщины 9 века до нашей эры
- Древние принцессы
- Библейские убийцы
- Жертвы библейских убийств
- Жертвы убийств женщин
- Монархи в еврейской Библии
- Идолопоклонство
- Убитая королевская семья
- Окружение
- Люди, казненные путем дефенестрации
- Люди из Сидона
- Ваал
- Резня в Библии
- Вавилонская блудница
- Финикийцы в еврейской Библии
- Королевы-матери
- Люди, существование которых оспаривается
- Царица-супруга Израиля и Иуды
- Ашера