Jump to content

Иезавель

(Перенаправлено с Иезавели (библейский) )

Иезавель
Королева Израиля
Картина XIX века с изображением Иезавели Джона Листона Байама Шоу
Умер в. 852 г. до н.э.
Тель-Изреель
Супруг Царь Ахав
Проблема Охозия
Иорам
Аталия ?
Отец Итобаал I
Религия Ханаанская религия

Иезавель ( / ˈ ɛ z ə b əl , - b ɛ l / ; [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Иврит : אִיזֶבֶל , современный :   ʾĪzével , тиверийский :   ʾĪzeḇel ) была дочерью Итобаала I Тира . и женой Ахава , царя Израиля , согласно Книге царей еврейской Библии ( 3 Царств 16 , 3 Царств 16:31) ). [ 4 ]

Согласно библейскому повествованию, Иезавель заменила яхвизм поклонением Ваалу и Ашере и была ответственна за смерть Навуфея . Это нанесло непоправимый урон репутации династии Омридов , которая и без того была непопулярна среди израильтян. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] За эти преступления Иезавель была лишена окон и съедена собаками по приказу Ииуя , как предсказал Илия ( 4 Царств 9 , 4 Царств 9:33–37 ).

Позже, в Книге Откровения , имя Иезавель презрительно приписывается пророческой женщине из Фиатиры , которую автор голосом воскресшего Христа обвиняет в том, что она вводит своих последователей в блуд (идолопоклонство). За отказ покаяться ей грозят сексуальным доминированием, унижением и смертью детей. [ 9 ] [ 10 ]

Значение имени

[ редактировать ]

Иезавель — это англизированная транслитерация иврита. אִיזֶבֶל ‎ Изехель . В Оксфордском справочнике по библейским людям и местам говорится, что это имя «лучше всего понимать как означающее: «Где Господь?»» ( иврит : אֵיזֶה בַּעַל , латинизированный : ʾēze baʿal ), ритуальный крик во время церемоний поклонения в честь Ваала. в периоды года, когда считалось, что бог находится в подземном мире . [ 11 ] Альтернативно, женское пуническое имя, отмеченное в Corpus Inscriptionum Semiticarum , финикийское : 𐤁𐤏𐤋𐤀𐤆𐤁𐤋 , латинизированное: bʿlʾzbl , [ 12 ] возможно, было родственным первоначальной форме имени, поскольку израильтяне, как известно, часто изменяли личные имена, которые вызывали имена иностранных богов (ср. примеры с Ваалом, Мемфивосфеем и Иевосфеем ).

Библейский рассказ

[ редактировать ]
Иезавель и Ахав ( ок. 1863 ), Фредерик Лейтон

Иезавель представлена ​​в библейском повествовании как финикийская царевна, дочь Итоваала I , царя Тира ( 3 Царств 16:31 говорит, что она была «сидонянкой», что является библейским термином для финикийцев в целом). [ 11 ] Согласно родословным, данным у Иосифа Флавия и других классических источников, она приходилась двоюродной бабушкой Дидоне , царице Карфагена . [ 11 ] Будучи дочерью Итобаала I, она также была сестрой Баал-Эсера II . В конце концов Иезавель вышла замуж за царя , Ахава Самарии северного царства Израиля .

Ближневосточный ученый Чарльз Р. Крахмалков предположил, что в Псалме 45 записана свадебная церемония Ахава и Иезавели: [ 13 ] но другие ученые ставят под сомнение эту ассоциацию. [ 14 ] Этот брак стал кульминацией дружеских отношений, существовавших между Израилем и Финикией во время правления Омри, и, возможно, закрепил важные политические замыслы Ахава. Иезавели, как и иностранным женам Соломона , требовались условия для продолжения своего поклонения, поэтому Ахав устроил баалистский жертвенник в доме Ваала, который он построил в Самарии. [ 15 ] Джеффри Бромили отмечает, что финикийская практика заключалась в том, чтобы назначить царскую женщину жрицей Астарты , таким образом, она играла более активную роль в храмовых и дворцовых отношениях, чем это было принято в еврейской монархии. [ 16 ]

Цветная иллюстрация бородатого пророка, противостоящего роскошно одетым королю и королеве.
Встреча Иезавели и Ахава с Илией , гравюра сэра Фрэнсиса Дикси (1853–1928)

Ее коронация в качестве царицы нарушила баланс сил между яхвизмом и ваализмом . [ 17 ] [ 18 ] были священники Иеровоама Став царицей, Иезавель узаконила Ваализм и уничтожила пророков-яхвистов, среди которых, скорее всего , культа золотого тельца . [ 19 ] и осквернили их жертвенники. [ 20 ] [ 21 ] Обадия , прояхвистский деятель при царском дворе Ахава, тайно защищал выживших после этих чисток в пещере. [ 15 ] [ 21 ] Некоторые современные комментаторы отмечают, что осквернение Иезавели яхвистских жертвенников обычно было бы оправдано, поскольку они были построены за пределами Иерусалима , что противоречило Второзаконному кодексу . Однако на них не обратили внимания из-за благочестия Илии или «неправильных» мотивов Иезавели. [ 22 ] [ 23 ] С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что Второзаконный кодекс способствует лаицизации и считает весь Израиль «священным пространством» Яхве. Теологи также утверждают, что «священное пространство» — это любое место, где Яхве «проявлялся» людям, согласно Исходу 20:24 . [ 24 ] [ 25 ]

В результате Илия пригласил пророков Иезавели, Ваала и Ашеру, на вызов на гору Кармил . [ 21 ] [ 26 ] Адам Кларк считает, что эти пророки были царскими капелланами и что баалистские пророки имели большую юрисдикцию над Самарией во время правления Иезавели, чем пророки Ашеры, которые всегда были коренными жителями Самарии. [ 27 ] Задача заключалась в том, чтобы увидеть, какой бог, Яхве или Ваал, сожжет жертву быка на жертвеннике. Пророкам Иезавели не удалось призвать Ваала для сожжения жертвенного быка, несмотря на их крики и резание себя. Однако Илия преуспел, призвав Яхве, произведя впечатление на израильтян. Затем он приказал народу схватить и убить пророков Ваала и Ашеры у реки Киссон . В ответ Иезавель клянется убить Илию. [ 28 ] [ 21 ] [ 26 ] Илия убежал на гору Хорив , [ 29 ] где он оплакивал отступничество Израиля. [ 15 ] [ 30 ]

Попытка похищения

[ редактировать ]

После этих событий Бен-Хадад , царь Арам-Дамаска , осадил Израиль и угрожал захватить жен Ахава, в том числе Иезавель. Ахав отказался и победил его в бою. Однако он сохранил жизнь Бен-Хададу, что было осуждено неназванным пророком. Пророк также заявил, что в качестве наказания Израиль будет разорен арамейцами. [ 31 ]

В 855–856 гг. до н.э. [ 32 ] [ нужна страница ] [ 33 ] Иезавель разрешила неудавшуюся деловую сделку между Ахавом и мирным жителем по имени Навуфей , касающуюся виноградника. Для этого она приказала казнить Навуфея и его сыновей. [ 34 ] [ 35 ] по ложному обвинению в богохульстве против Бога и царя. Комментаторы отмечают, что казнь была проведена в соответствии с библейскими указаниями , чтобы свести к минимуму подозрения в нечестной игре. [ 36 ] После смерти Навуфея его труп лизали бродячие собаки. Его казнь подверглась критике со стороны Илии, который предсказал гибель семье Иезавели в качестве наказания.

Гравюра, на которой Иезавель выбрасывают из окна в ожидании конных войск и собак.
Смерть Иезавели автора Гюстав Доре

Три года спустя Ахав погиб в бою. Сын Иезавели Охозия унаследовал трон, но умер в результате несчастного случая, и ему наследовал его брат Иорам . Позже Ииуй узурпировал трон [ 11 ] и убил Иорама и его племянника Охозию , который был сыном возможной сестры Иорама Гофолии и ее иудейского мужа Иорама . Позже он подошел к Иезавели в царском дворце в Изрееле.

Ожидая его прибытия, Иезавель накрасилась и надела строгий парик с украшениями, выглянула в окно и насмехалась над ним. Бромили говорит, что это следует рассматривать не столько как попытку соблазнения, сколько как публичное неповиновение королевы-матери, наделенной авторитетом королевского дома и культа, чтобы противостоять мятежному полководцу. [ 16 ] В своем двухтомном «Путеводителе по Библии» (1967 и 1969) Айзек Азимов описывает последний поступок Иезавели: облачение во все ее наряды, макияж и украшения, как намеренно символический, указывающий на ее достоинство , королевский статус и решимость уйти. уйти из этой жизни королевой. [ 37 ]

Иезавели евнухам Ииуй, однако, не смутился и приказал слугам- выбросить ее из окна . Ее кровь забрызгала стену и лошадей, а конь Ииуя растоптал ее труп. Он вошел во дворец, где, поев и выпив, приказал отнести тело Иезавели для погребения. Однако от нее остались только череп, ноги и ладони — ее плоть была съедена бродячими собаками, как и предсказывал пророк Илия. [ 38 ] [ 39 ] Эдвин Р. Тиле датирует смерть Иезавели ок. 850 год до нашей эры . [ 40 ]

Историчность

[ редактировать ]
картина, на которой мертвое тело Иезавели съедают собаки, а Ииуй торжествующе показывает на ее тело
Царица Иезавель наказана Ииуем , Андреа Челести

По мнению Исраэля Финкельштейна , женитьба царя Ахава на дочери правителя Финикийской империи была знаком могущества и престижа Ахава и северного Израильского царства. Он назвал это «блестящим ходом международной дипломатии». [ 41 ] Он говорит, что несоответствия и анахронизмы в библейских историях об Иезавели и Ахаве означают, что их следует считать «скорее историческим романом, чем точной исторической хроникой». [ 41 ] Среди этих несоответствий в 3 Царств 20 говорится, что « Бен-Адад, царь Арамейский », вторгся в Самарию во время правления Ахава, но это событие произошло лишь позже в истории Израиля, и «Бен-Адад» был титулом правителя. Арам-Дамаск. [ 42 ] Финкельштейн также заявляет, что библейские повествования «явно находятся под влиянием богословия писателей седьмого века до нашей эры». [ 41 ] Они были враждебны многобожию и считали Самарию соперником Иерусалима. [ 41 ]

По словам доктора Дж. Бимсона из Тринити-колледжа, «Бристольские книги 1 и 2 короля» — это не «простая история, а история, содержащая свои собственные богословские комментарии». Он указывает на такие стихи, как 3 Царств 14:19 , которые показывают, что автор Книги Царств опирался на другие более ранние источники. [ 43 ] В книге летопись истории переплетается с легендами, народными сказками, рассказами о чудесах и «вымышленными построениями». [ 44 ] а представление более ранних источников сильно отредактировано, чтобы соответствовать повестке дня Второзакония. [ 45 ] [ 46 ] Джанет Хоу Гейнс также считает эти рассказы неправдоподобными, особенно рассказ о том, что Навуфея предал целый израильский город. [ 47 ] Но Кристиан Фревель утверждает, что библейское повествование тонко намекает на историческую роль Омридов в распространении яхвизма в Иудее, которая была запутана иудеями, выступающими против Омрида. Например, Ахав дал своим детям теофорные имена во время своей экспансии на северные территории и в Иудею. [ 48 ] [ 49 ] Другие ученые предполагают, что Ваал, которому поклонялись Ахав и Иезавель, был « ЯХВЕ Самарии », против чего иудейские священники выступали как яхвистская ересь. [ 50 ] но некоторые не согласны с этим, основываясь на археологических свидетельствах и внебиблейских записях о воспитании Иезавели. [ 51 ] [ 52 ] Брайан Р. Доак считает, что эти повествования исторически правдоподобны из-за историчности Омри и Ахава, свидетельств широко распространенного язычества среди израильтян, международных браков в политических целях и конкуренции между религиозными деятелями в периоды «политических волнений или социальных перемен». Кроме того, другие современные источники, в том числе источники, написанные финикийцами, сталкиваются с аналогичными проблемами в плане непроверенности сторонними источниками. [ 53 ]

На печати 9-го века до нашей эры, обнаруженной в 1964 году, есть частично поврежденная надпись « Y Z B L », которая когда-то могла читаться как «принадлежащая Иезавели». Однако у этой теории есть некоторые проблемы. В то время как на печати кажется, что надпись начинается с буквы йод , имя Иезавели начинается с алефа , которого нет на печати; притяжательное слово ламед кроме того, в печати также отсутствует печать , которое можно было бы перевести как предикат «принадлежащий…». Однако вполне возможно, что эти буквы просто могли находиться там, где сейчас повреждена . Печать включает в себя мотивы, связанные как с египетской, так и с израильской королевской семьей, такие как кобра Урея , которая обычно встречается на артефактах фараонов, и такие символы, как крылатое солнце и анк , которые встречаются на многих других израильских королевских печатях VIII века до нашей эры. и далее. Тем не менее, ученые не пришли к единому мнению относительно того, является ли печать свидетельством историчности библейского персонажа. Некоторые ученые полагают, что размер и сложность печати могут означать, что она использовалась членами королевской семьи. Если печать действительно представляет Иезавель, то она, скорее всего, представляла Анат как царица, жена угарита Ваала . Это соответствует финикийской королевской традиции. [ 51 ]

Культурный символ

[ редактировать ]
«Джезабель» , Леон Огюст Перрей

По словам Джеффри Бромили , изображение Иезавели как «воплощения ханаанских культовых и политических практик, ненавидимых израильскими пророками и лоялистами, дало ей литературную жизнь, намного превосходящую существование тирской принцессы девятого века». [ 16 ]

На протяжении веков имя Иезавель стало ассоциироваться с лжепророками. К началу 20 века его также ассоциировали с падшими или брошенными женщинами. [ 54 ] В христианских преданиях сравнение с Иезавелью предполагало, что человек был язычником или отступником, маскирующимся под слугу Божьего. Манипулированием и обольщением она ввела святых Божиих в грехи идолопоклонства и сексуальной безнравственности. [ 55 ] В частности, христиане ассоциировали Иезавель с распущенностью . Косметика , которую Иезавель наносила перед смертью, также заставила некоторых христиан ассоциировать макияж с пороком, хотя, как указывает Айзек Азимов в своем «Путеводителе по Библии» , такая косметика, используемая в торжественных случаях членами королевской семьи и жрицами, может быть истолкована как желание гордой женщины, которая встретит свои последние минуты в манере и одежде, становящейся королевой. В средние века летописец Мэтью Пэрис раскритиковал Изабеллу Ангулемскую , королеву-супругу Иоанна , короля Англии , написав, что она «больше Иезавель, чем Изабель». [ 56 ] В современном обиходе имя Иезавель иногда используется как синоним сексуально распущенных или контролирующих женщин. [ 57 ]

В феминистских интерпретациях и библейских исследованиях Иезавель пересматривается и, например, рассматривается как несправедливо оформленная. [ 58 ] или ее история изменилась, [ 59 ] или как ресурс по женскому богословию. [ 60 ]

[ редактировать ]
Фотография актрисы классического кино крупным планом с надписью «Бетт Дэвис» внизу изображения.
Бетт Дэвис в роли Джули в фильме «Иезавель»

Бетт Дэвис и Генри Фонда снялись в романтической драме 1938 года «Иезавель» .

Американская вокальная группа Golden Gate Quartet выпустила в 1941 году сингл «Jezebel», повествующий историю Иезавели. [ 61 ] [ 62 ]

Фрэнки Лейн записал « Jezebel » (1951), написанную Уэйном Шанклином , которая стала хитом. [ 63 ] Песня начинается:

Если когда-нибудь Дьявол родился без пары рогов
Это была ты, Иезавель, это была ты
Если когда-нибудь ангел упал
Иезавель, это была ты, Иезавель, это была ты! [ 64 ]

Полетт Годдар сыграла Иезавель в фильме «Грехи Иезавели» (1953). [ 65 ]

Клод Деметриус ссылается на Иезавель в четвертом куплете хит-сингла № 1 Hard Headed Woman , выпущенного как сингл (1958) Элвиса Пресли .

Песня Faces 1971 года « Stay with Me » включает строчку: «Я слышал, ты злая старая Иезавель».

В фильме Маргарет Этвуд « Рассказ служанки » (1985) и его адаптации на Хулу Иезавель — это женщины, вынужденные работать проститутками после того, как их стерилизовали для тоталитарной и теократической Республики Галаад, и названы в честь одноименного библейского персонажа.

Шаде « Альбом Promise» 1985 года включает трек «Jezebel», написанный Шаде Абу .

Песня Натали Мерчант "Jezebel" была выпущена на альбоме 10,000 Maniacs 1992 года Our Time in Eden , а затем исполнена акустически на концертном альбоме 1993 года MTV Unplugged (альбом 10,000 Maniacs) .

1995 года Песня KMFDM " Juke Joint Jezebel " - самая известная песня группы, продано около 3 миллионов копий.

Андерграундный рэпер Диззи Раскал в своем альбоме 2003 года "boy in da angular" включил песню "Jezebel".

Популярный историк Лесли Хэзлтон написал ревизионистский отчет « Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы» (2004), в котором Иезавель представлена ​​как изощренная царица, ведущая смертельную битву с пророком-фундаменталистом Илией . [ 66 ]

Iron & Wine включили песню «Jezebel» в свой EP Woman King 2005 года . Он содержит множество упоминаний о библейской Иезавели, в частности о собаках, связанных с ее смертью. [ 67 ]

The Jezabels - австралийская инди-рок-группа, основанная в 2007 году. Название группы основано на библейском персонаже, которого один из участников группы описывает как «неправильно понятого или искаженного» и «пример того, как на самом деле неправильно представлены женщины». [ 68 ] [ 69 ]

Песня Kid Harpoon 2022 года « Little Freak », выпущенная Гарри Стайлсом, включает строчку «Маленький урод, Иезавель».

Финляндия » песню под названием « Jezebel прислала на конкурс песни «Евровидение-2022 » .

В фильме «Барби» 2023 года генеральный директор Mattel называет Барби «Иезавель», пытаясь заставить ее вернуться в ящик для игрушек.

В литературе

[ редактировать ]
  • Барнард, Меган (2023). Иезавель . Случайный дом пингвинов.
  • Пляж, Элеонора Феррис (2005). Письма Иезавели: религия и политика в Израиле девятого века . Крепость Пресс.
  • Беллис, Элис Огден (2007). Помощницы, блудницы и герои: женские истории в еврейской Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс.
  • Эверхарт, Джанет С. (2010). «Иезавель: Обрамлена евнухами?» Католический библейский ежеквартальный журнал 72, вып. 4: 688-698.
  • Гаррет, Джинджер (2013). Царствование: Хроники царицы Иезавели , книга № 3 из серии «Потерянная любовь в Библии». ISBN   143-4-7659-62
  • Хэзлтон, Лесли (2009). Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы
  • Джексон, Мелисса (2015). «Чтение Иезавели с «другой» стороны: феминистская критика, постколониализм и комедия». Обзор и экспозитор 112, вып. 2: 239-255.
  • Ломакс, Тамура (2018). Иезавель расстроена: потеря черного женского тела в религии и культуре . Издательство Университета Дьюка.
  • Мокоена, Лерато (2021). «Возвращение Иезавели и миссис Иов: вызов сексистским культурным стереотипам и проклятие невидимости» в книге « Трансгрессия и трансформация: феминистская, постколониальная и странная библейская интерпретация как творческое вмешательство ».
  • Моран, Мишель (2003). Финикийка , Мюнхен: Вильгельм Гольдманн Верлаг (Random House Group). (Оригинальное название «Иезавель »). ISBN   3-442-35775-6
  • Быстрая, Кэтрин С. (1993). «Последний смех Иезавели: риторика злых женщин». Женщины и язык 16, вып. 1:44-49.
  • Снайдер, Дж. Б. (2012). «Иезавель и ее переводчики». Женский библейский комментарий: издание к двадцатому юбилею . Луисвилл, Кентукки. стр. 180–183.
  • Вятт, Стефани (2012). «Иезавель, Илия и вдова Сарепты: ménage à trois, которая отдаляет святое и делает святое странным». Журнал по изучению Ветхого Завета 36, вып. 4: 435-458.
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). 1989. «Иезавель» (США) и «Иезавель» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года.
  2. ^ «Иезавель» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 5 мая 2019 г.
  3. ^ «Иезавель» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 5 мая 2019 г.
  4. ^ Элизабет Ноулз, «Иезавель» , Оксфордский словарь фраз и басен , OUP, 2006 г.
  5. ^ «Михей 6:16» .
  6. ^ «2 Паралипоменон 21:6» .
  7. ^ «4 Царств 8:18» .
  8. ^ ИШДА, Т. (1975). «Дом Ахава». Израильский журнал исследований . 25 (2/3): 135–137. JSTOR   27925509 .
  9. ^ Даннинг, Бенджамин Х. (10 октября 2019 г.). Оксфордский справочник по Новому Завету, гендеру и сексуальности . Издательство Оксфордского университета. п. 513. ИСБН  978-0-19-021340-4 .
  10. ^ Стрит, Гейл Коррингтон (1 января 1997 г.). Странная женщина: власть и секс в Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 154–55. ISBN  978-0-664-25622-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Хакетт, Джо Энн (2004). Мецгер, Брюс М; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский путеводитель по библейским людям и местам . Издательство Оксфордского университета. стр. 150–151. ISBN  978-0-19-517610-0 .
  12. ^ Корпус семитских надписей I 1926. с. 209.
  13. ^ Крахмалков, Чарльз Р. (2000), Финикийско-пуническая грамматика , страница 2
  14. ^ Роджерсон, JW ; Маккей, Джон Уильям (1977). Псалмы 1–50 . Издательство Кембриджского университета. п. 213. ИСБН  978-0-521-29160-6 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с «ИЕЗЕВЕЛЬ» . Еврейская энциклопедия .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Бромили, Джеффри В. (28 августа 1979 г.). Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-3782-0 – через Google Книги.
  17. ^ Икин, Фрэнк Э. (1965). «Яхвизм и ваализм перед изгнанием». Журнал библейской литературы . 84 (4): 407–414. дои : 10.2307/3264867 . JSTOR   3264867 .
  18. ^ Миллер, Дж. М. (1967). «Падение дома Ахава» . Ветус Заветум . 17 (3): 307–324. дои : 10.1163/156853367X00042 .
  19. ^ «3 Царств 18 Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
  20. ^ Маре, Леонард П. «Вдвое больше твоего Духа»: Илия, Елисей и Дух Божий». Экклесиастикос Фарос 91.1 (2009): 72-81.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Байор, Конрад Кандельмвин. «Отчуждение Иезавели: чтение портрета Иезавели, написанного девтерономическим историком, в современном глобальном контексте». (2017).
  22. ^ «3 Царств 19:10, комментарий Бенсона» . Библейский центр . 2023.
  23. ^ Глатт-Гилад, Дэвид (21 февраля 2019 г.). «Разрешено ли было Илии принести жертву на горе Кармил?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года.
  24. ^ Альстер, Барух (2014). «Второзаконие: религиозная централизация или децентрализация?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
  25. ^ «Исход 20:24. Объяснение Гилла» . Biblehub.com . 2024.
  26. ^ Перейти обратно: а б Мерец, Роберт Дж. (nd). «Клятва Иезавели (3 Цар. 19,2)» . Библика . 90 (2): 257–259. ISSN   0006-0887 . JSTOR   42614902 .
  27. ^ «3 Царств 18 Комментарий Кларка» . StudyLight.org . 2022. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
  28. ^ Михей 6:16
  29. ^ 3 Царств 19:8
  30. ^ Бромили, Джеффри Уильям (2009). Международная стандартная библейская энциклопедия . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. ISBN  978-0-8028-3785-1 .
  31. ^ 3 Царств 20: 3–43.
  32. ^ Тиле, Эдвин Р. (1965). Загадочные числа еврейских царей (2-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
  33. ^ 3 Царств 16:29
  34. ^ Хирш, Эмиль Г. и Селигсон, М., «Навот», Еврейская энциклопедия.
  35. ^ «3 Царств 21: Комментарии Коффмана к Библии» . StudyLight.org . 2022.
  36. ^ «3 Царств 21: Комментарий Кейла и Делича ОТ» . Библейский центр . 2023.
  37. ^ Азимов, Исаак (1988). Путеводитель Азимова по Библии: два тома в одном, Ветхий и Новый Заветы (переиздание). Крылья. ISBN  978-0-517-34582-5 .
  38. ^ 2 Царств 9:35–36.
  39. ^ См. также jwa.org/encyclepedia/article/jezebel-midrash-and-aggadah.
  40. ^ Эдвин Тиле, Таинственные числа еврейских царей (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN   0-8254-3825-X
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Саймон и Шустер. стр. 169–195. ISBN  978-0-684-86912-4 .
  42. ^ Израиль Финкельштейн; Нил Ашер Зильберман (6 марта 2002 г.). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. п. 176. ИСБН  978-0-7432-2338-6 .
  43. ^ Новый библейский комментарий IVP (издание 21 века), с. 335
  44. ^ Ричард Д. Нельсон (1987). Толкование: Библейский комментарий для обучения и проповеди: Первый и Второй цари . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 1. ISBN  978-0-664-22084-6 .
  45. ^ Фретхайм, Теренс Э. (1997). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN  978-0-664-25565-7 .
  46. ^ Ван Сетерс, Джон (1997). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. п. 307. ИСБН  978-1-57506-013-2 .
  47. ^ Гейнс, Джанет Хоу (2023). «Насколько плохой была Иезавель?» . Общество библейской археологии . Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
  48. ^ Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 – через руб.
  49. ^ Шталь, Майкл Дж. (2023). «Яхве или Ваал – кто был Богом Северного Израиля?» . Обзор библейской археологии . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
  50. ^ Эдвард Липинский «Исследования по истории и культуре древнего Ближнего Востока» Nomos Press, 2013, ISBN   978-83-7688-156-0
  51. ^ Перейти обратно: а б Корпель, Марджо, Калифорния (май 2008 г.). «Достойный царицы: Королевская печать Иезавели» . Общество библейской археологии . Проверено 17 ноября 2013 г.
  52. ^ Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Унгера (Чикаго: Moody Press, 1977) 327.
  53. ^ Доук, Брайан Р. (2020). Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190690632 .
  54. ^ Кук, Стэнли Артур (1911). «Иезавель» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 411.
  55. ^ Новый Завет, Книга Откровения . , Ч. 2, против 20-23.
  56. ^ Николас Винсент "Иезавель Иоанна" 1999 г.
  57. ^ «Иезавель» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 24 мая 2012 г. 2, часто не пишется с заглавной буквы: наглая, бесстыдная или морально несдержанная женщина.
  58. ^ Беллис, Элис Огден (1994). "Введение". Помощницы, блудницы и герои: женские истории в еврейской Библии (PDF) . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер / Джон Нокс Пр. п. 3. ISBN  978-0-664-25430-8 .
  59. ^ Пляж, Элеонора Феррис (2005). Письма Иезавели: религия и политика в Израиле девятого века . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. стр. 4–5. ISBN  978-0-8006-3754-5 – через Интернет-архив.
  60. ^ Ломакс, Тамура А. (2018). Иезавель расстроена: потеря черного женского тела в религии и культуре (PDF) . Дарем, Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-1-4780-0248-2 .
  61. ^ Янг, Алан (1997). Разбудил меня этим утром: черные певцы госпела и евангельская жизнь . Университетское издательство Миссисипи . п. 50. ISBN  0-87805-943-1 .
  62. ^ Иезавель в AllMusic
  63. Хиты Фрэнки Лейна 1947–1952 годов . Архивировано 6 января 2009 г. в Wayback Machine.
  64. ^ «Лирика Иезавели» . Тексты песен Фрэнки Лэйна . Тексты песен «Метро». Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 17 ноября 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  65. ^ «В Империале: звезды цветного спектакля «Иезавель» Полетт Годдар в главной роли» . «Новости» и «Защитник восточных поселков» . 14 января 1954 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
  66. ^ «Иезавель: нерассказанная история библейской царицы-блудницы, Лесли Хэзлтон» . Обзоры Киркуса . Проверено 8 апреля 2014 г.
  67. ^ Лихи, Эндрю (9 апреля 2012 г.). «Железо и вино, 'Иезавель' » . americansongwriter.com . Проверено 8 апреля 2014 г.
  68. ^ Черри, Криста. «Иезавель» . Вся музыка . Корпорация Рови . Проверено 2 декабря 2012 г.
  69. ^ Лам, Лана (20 мая 2009 г.). «Иезавели» . Экспресс-адвокат Центрального побережья . Ньюс Лимитед ( Ньюс Корпорейшн ). п. 35. Архивировано из оригинала 15 января 2013 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0303b1c946ac2a872507fa819eb8a34__1723138920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/34/f0303b1c946ac2a872507fa819eb8a34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jezebel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)