Ахав
Ахав | |
---|---|
Король Северного Израиля | |
Царствование | в. 874 – ок. 853 г. до н.э. |
Предшественник | Омри |
Преемник | Охозия |
Умер | в. 853 г. до н.э. Рамоф-Галаад , Сирия |
Похороны | |
Супруга | Иезавель Сидонская |
Проблема | [1] |
Династия | Окружение |
Отец | Омри |
Ахав ( / ˈ eɪ h æ b / ; иврит : אַחְאָב , современный : ʾAḥʾav , тиверийский : ʾAḥʾāḇ ; аккадский : 𒀀𒄩𒀊𒁍 Aḫâbbu ; койне греческий : Ἀχαάβ Acha áb ; латынь : Ахав ) был сыном и преемником царя Омри и мужем Иезавели. Сидона . согласно еврейской Библии , [2] его широко критиковали за то, что он вызвал « моральный упадок По мнению яхвистов, » в Израиле. Но современные ученые утверждают, что Ахав был яхвистом и представил своего бога Иудейскому царству посредством империализма. В основном это произошло во второй половине его правления. [3] [4] [5]
Существование Ахава исторически подтверждается за пределами Библии. Салманасар III из Ассирии задокументировал в 853 г. до н.э., что он разгромил союз дюжины царей в битве при Каркаре ; одним из них был Ахав. Он также упоминается в надписях на стеле Меша . [6]
Ахав стал царем Израиля на тридцать восьмом году правления иудейского царя Асы и правил двадцать два года, согласно 3 Царств . [7] Уильям Ф. Олбрайт датировал свое правление 869–850 гг. до н.э., а Эдвин Р. Тиле предложил даты 874–853 гг. до н.э. [8] Совсем недавно Майкл Куган датировал правление Ахава 871–852 годами до нашей эры. [9]
Царствование
[ редактировать ]Как преемник Омри, Ахав женился на Иезавели, дочери Итобаала I из Тира . Под влиянием Иезавели он отказался от Яхве и основал Ваала и Ашеры в Израиле культы ( 3 Царств 16:29–33 ). Например, он позволил Хиэлю Вефилянину восстановить Иерихон , хотя он был «проклят» Яхве ( 3 Царств 16:34 ), и помог своей жене убивать противников, таких как «служители Яхве» и, возможно, священники Культ Иеровоама ( 3 Царств 18:3–16 ). [10] Эдвард Липинский утверждает, что «Ваал», которому поклонялись Ахав и Иезавель, на самом деле был « ЯХВЕ Самарии », против которого иудейские священники выступали как яхвистская ересь. [11] Другие не согласны с этим, основываясь на археологических свидетельствах и внебиблейских источниках относительно воспитания Иезавели. [12] [13]
Что касается внешней политики, Ахав продолжил политику Омри против Моава , который был данником Израиля ( 4 Царств 1:1 ). Согласно моавитянской стеле Меша, Омри и Ахав «много дней угнетали Моава». В браке он вступил в союз с Иосафатом , царем Иудеи ( 4 Царств 8:16–18 ). Арам-Дамаск был единственным иностранным государством, против которого выступал Ахав, но он заключил с ними мир после того, как их царь пообещал уйти с завоеванной территории. В качестве компенсации он также позволил Ахаву завоевать арамейскую территорию ( 3 Царств 20:34 ). [14] [14]
Битва при Гаргаре
[ редактировать ]Битва при Каркаре внебиблейских записях и произошла в Апамее , где Салманасар III Ассирийский упоминается во сражался с великой конфедерацией князей из Киликии , северной Сирии , Израиля, Аммона и племен сирийской пустыни (853 г. до н. э.). включая арабов, Ахав Израильтянин ( А-ха-аб-бу вместе с Сэр-а-ля-аа ) [15] и Хададезер ( Адад-Идри ). [14]
Вклад Ахава оценивался в 2000 колесниц и 10 000 человек. В действительности, однако, количество колесниц в войсках Ахава, вероятно, приближалось к сотням (судя по археологическим раскопкам в этом районе и найденным фундаментам конюшен). [16] Однако если цифры относятся к союзникам, они могут включать силы из Тира, Иуды , Эдома и Моава . Ассирийский царь заявил о своей победе, но его немедленное возвращение и последующие экспедиции в 849 и 846 годах до нашей эры против аналогичной, но неуказанной коалиции означали, что победа не имела долгосрочных последствий.
Изреель был идентифицирован как укрепленная база колесниц и кавалерии Ахава. [17]
Ахав и пророки
[ редактировать ]В библейском тексте Ахав имеет четыре важные встречи с пророками:
- Первая встреча происходит с Илией , который предсказывает засуху из-за грехов Ахава. [18] Из-за этого Ахав обвиняет Илию в несчастьях Израиля, но Илия провозглашает верховенство Яхве, чтобы Ахав мог покаяться. [19]
- Вторая встреча произошла между Ахавом и неназванным пророком, который раскритиковал его за то, что он пощадил Венадада , и сказал ему, что в качестве наказания Израиль будет захвачен арамейцами. [20]
- Третий — с Илией, который раскритиковал его роль в . несправедливой казни Навуфея Ахав искренне раскаивается, о чем Яхве передает Илии. [21]
- Пятая встреча происходит с Михеем , который саркастически уверяет, что Ахав снова захватит Рамоф-Галаад, прежде чем раскрыть, что Ахав был обманут своими придворными советниками, наделенными силой злых духов . Вместо победы он погибнет в бою. [22] [23]
Смерть Ахава
[ редактировать ]Через несколько лет Ахав смертельно ранен ненаправленной стрелой после того, как он и Иосафат попытались отбить Рамоф-Галаад у арамейцев. [14] [22] Согласно пророчеству Илии, в зависимости от перевода, труп Ахава лизали собаки или комбинация собак и свиней. Это отмечало его «нечистоплотность» в присутствии израильтян, воздерживавшихся от употребления свинины. [24] [ нужна страница ]
Наследие
[ редактировать ]Правление Ахава было крайне непопулярно среди яхвистов и считалось хуже, чем у предыдущих царей Израиля. В то время как предыдущие цари следовали «еретической» интерпретации яхвизма, известной как «грехи Иеровоама», Ахав узаконил ваализм , который был полностью отделен от яхвизма. Его также критиковали за репрессивную политику, как внутри страны, так и внутри страны. [25] [14] и на международном уровне. [26]
Однако яхвисты хвалят его за укрепление многочисленных израильских городов и строительство дворца из слоновой кости. [27] Кристиан Фревель утверждает, что Ахав использовал империализм, чтобы представить Яхве Иудейскому царству. Для этого он дал своим детям теофорные имена, расширяя северные территории и Иудею. [4] Майкл Дж. Шталь поясняет, что, согласно библейским и внебиблейским свидетельствам, это происходило в основном во второй половине его правления. [5]
В раввинистической литературе
[ редактировать ]Ахав был одним из трех или четырех нечестивых царей Израиля, которых традиция выделяла как исключенных из будущего мира блаженства ( Сан. х. 2 ; Тосеф., Сан. 12. 11). Мидраш Конен помещает его в пятый отдел геенны, как подчинённого язычникам. Хотя Ахав преподносится как предостережение грешникам, он также описывается как человек, проявляющий благородные черты характера (Сан. 102б; Йер. Сан. xi. 29б). Талмудическая литература представляет его как восторженного идолопоклонника , который не оставил ни одной вершины холма в Земле Израиля без идола, перед которым он преклонялся и которому он или его жена Иезавель приносили свой вес золота в качестве ежедневного приношения. Он был настолько дерзок в своем отступничестве, что начертал на всех дверях города Самарии слова: «Ахав отрекся от живого Бога Израилева». Тем не менее он оказывал большое уважение представителям науки, «Торе, данной в двадцати двух буквах», по этой причине ему было разрешено править двадцать два года подряд. Он щедро поддерживал учеников Закона из своей царской казны, вследствие чего ему была прощена половина его грехов. Тип мирского ( Бер. 61б ), Крез своего времени, он был, согласно древней традиции (Мег. 11а), правителем всего мира. Двести тридцать подвластных королей подняли восстание; но их сыновей он привел заложниками в Самарию и Иерусалим . Все последние превратились из идолопоклонников в поклонников Бога Израилева ( Танна дебе Элияху, I. 9 ). Каждому из семидесяти его сыновей построили для него дворец из слоновой кости. Однако поскольку именно идолопоклонническая жена Ахава была главным зачинщиком его преступлений ( ВМ 59а ), некоторые древние учителя отводили ему такое же положение в будущем мире, как и покаявшемуся грешнику (Санх. 104б, Чис. Р. xiv). Подобно Манассии, он стал прообразом покаяния (3 Царств, XXI, 29). Соответственно, он описан как пребывающий в посте и аскезе в течение длительного времени; трижды в день молился Богу о прощении, пока его молитва не была услышана (Пирке Р. Эл. xliii). Следовательно, имя Ахава в списке нечестивых царей было изменено на Ахаз (Йер. Санх. x. 28б; Танна дебе Элияху Рабба ix, Зутта XXIV.). [28]
Псевдо-Епифаний II, 245) делает Михея Ефремлянином («Опера» , . Спутав его с Михеем , сыном Имлы , [29] он утверждает, что Михей за свое неблагоприятное пророчество был убит по приказу Ахава, будучи брошенным с пропасти, и был похоронен в Морафи (Марот?; Мих. I, 12), недалеко от кладбища Енакима (Ένακεὶμ, перевод Септуагинты; там же, 10). Согласно «Гелилот Эрец Исраэль» (цитируется в «Седер ха-Дорот», I. 118, Варшава, 1889 г.), Михей был похоронен в Хесиле, городе на юге Иуды (Нав. 15:30). [30] Душа Навуфея была лживым духом, которому было позволено обмануть Ахава до его смерти. [31]
В популярной культуре
[ редактировать ]Ахав изображается Эдуардом Францем в фильме «Грехи Иезавели» (1953). Он также является тезкой капитана Ахава в «Моби Дике» Германа Мелвилла .
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Обсуждение того, была ли Гофолия на самом деле дочерью Ахава или отцом Ахава Омри, см. Кляйн, Реувен Хаим (2014). «Царица Гофолия: дочь Ахава или Омри?» . Еврейская Библия Ежеквартально . 42 (1): 11–20.
- ^ 3 Царств 16:29–34.
- ^ Граббе, Лестер (2017). п. 183-184. Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? Блумсбери. ISBN 978-0-567-67043-4. «Его главный надзиратель дворца Авдия был преданным поклонником Яхве, и Ахав вряд ли мог не знать об этом (3 Царств 17:3). Кроме того, у двух его сыновей были теофорные имена, которые содержали форму божественного имени Яхве (Охозия [3 Царств 22:40] и Иорам [2 Царств 1:17]), что вряд ли было бы так, если бы он был поклонником Ваала».
- ^ Перейти обратно: а б Фревель, Кристиан (2021). «Когда и откуда появился ЯХВЕ? Некоторые размышления о раннем яхвизме в Израиле и Иудее» . Запутанные религии . 12 (2). дои : 10.46586/er.12.2021.8776 . hdl : 2263/84039 – через руб.
- ^ Перейти обратно: а б Шталь, Майкл Дж. (2023). «Яхве или Ваал – кто был Богом северного Израиля?» . Обзор библейской археологии . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , стр. 169–195.
- ^ 3 Царств 16:29
- ^ Тиле 1965 .
- ^ Куган 2009 , с. 237.
- ^ «3 Царств 18 Кембриджская Библия для школ и колледжей» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 11 февраля 2024 года.
- ^ Эдвард Липинский «Исследования по истории и культуре древнего Ближнего Востока» Nomos Press, 2013, ISBN 978-83-7688-156-0
- ^ Корпель, Марджо, Калифорния (май 2008 г.). «Достойный царицы: Королевская печать Иезавели» . Общество библейской археологии . Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Меррилл Ф. Унгер, Библейский словарь Унгера (Чикаго: Moody Press, 1977) 327.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кук 1911 , стр. 428–429.
- ^ Крейг 1887 , стр. 201–232.
- ^ Куган 2009 , с. 243.
- ^ Усышкин 2010 .
- ^ 3 Царств 17:1
- ^ 3 Царств 18: 17–40.
- ^ 3 Царств 20:34–43.
- ^ 3 Царств 21:27
- ^ Перейти обратно: а б 1 Король 22
- ^ Ахтемайер 1996 , с. 18.
- ^ Куган 2009 .
- ^ 3 Царств 16:30
- ^ Альвиеро Никкаччи из его статьи «Стела Меши и Библия: вербальная система и повествование» в Orientalia NOVA SERIES, Vol. 63, № 3 (1994), стр. 226–248 https://www.jstor.org/stable/43076168?read-now=1&refreqid=excelsior%3A54c8fd0364c06eb40a10c02adb319296&seq=2#page_scan_tab_contents
- ^ 3 Царств 22:39
- ^ Маккарди и Колер 1906 .
- ^ 3 Царств 22:8
- ^ Сингер и др. 1906 год .
- ^ Розенфельд, Довид (26 января 2019 г.). «Лживый дух, обманувший Ахава» . аишком . Проверено 15 сентября 2020 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Ахтемайер, Пол, изд. (1996). Библейский словарь ХарперКоллинза . Нью-Йорк: ХарперКоллинз.
- Куган, Майкл Дэвид (2009). Краткое введение в Ветхий Завет: еврейская Библия в ее контексте . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-533272-8 .
- Крейг, Джеймс А. (1887). «Монолитная надпись Салманасара II» . Гебраика . 3 (4): 201–232. дои : 10.1086/368966 . JSTOR 527096 .
- Кук, Стэнли Артур (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 428–429. . В
- Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-2338-6 .
- Маккарди, Дж. Фредерик; Колер, Кауфман (1906). «Ахав» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Певец, Исидор; Селигсон, М.; Шехтер, Соломон; Хирш, Эмиль Г. (1906). «Миха» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Тиле, Эдвин Ричард (1965). Загадочные числа еврейских царей: реконструкция хронологии царств Израиля и Иуды . Патерностер Пресс.
- Усишкин, Давид (2010). «Изреель – место, где Иезавель была брошена псам». Обзор библейской археологии . 36 (4).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ахавом, на Викискладе?