Колесница
Колесница — это разновидность повозки , которой управляет возничий, обычно использующий лошадей. [примечание 1] обеспечить быструю движущую силу . Самые старые известные колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культуры на территории современной Челябинской области , России датированные ок. 1950–1880 гг. до н.э. [1] [2] и изображены на цилиндрических печатях из Центральной Анатолии в Кюльтепе, датированных ок. 1900 год до нашей эры. [2] Важнейшим изобретением, позволившим создавать легкие колесницы, запряженные лошадьми, было со спицами колесо .
Колесница представляла собой быстрое, легкое, открытое двухколесное транспортное средство, запряженное двумя или более лошадьми (обычно лошадьми), сцепленными бок о бок, и представляло собой немногим больше пола с ограждением высотой по пояс спереди и по бокам. Первоначально они использовались для древних войн в бронзовом и железном веках, но после того, как их военные возможности были вытеснены легкой и тяжелой кавалерией, колесницы продолжали использоваться для путешествий и транспорта, в процессиях , для игр и гонок .
Этимология
[ редактировать ]Слово «колесница» происходит от латинского термина carrus , заимствованного из галльского karros . [3]
В Древнем Риме бига тригу обозначала колесницу, требующую двух лошадей, - три и квадригу- четверку.
Происхождение
[ редактировать ]Колесо , возможно, было изобретено в нескольких местах, первые свидетельства этого были найдены в Украине , Польше , Германии и Словении . [4] [5] Свидетельства существования колесных транспортных средств появляются с середины 4-го тысячелетия до нашей эры почти одновременно на Северном Кавказе ( Майкопская культура ) и в Центральной Европе. Этими ранними транспортными средствами, возможно, были повозки с волами . [6] Необходимым предшественником изобретения колесницы является приручение животных и, в частности, лошадей – важный шаг в развитии цивилизации. Несмотря на большое влияние одомашнивания лошадей на транспорт и связь, отследить его происхождение было непросто. [7] Имеющиеся данные подтверждают, что лошади были одомашнены в евразийских степях, а исследования показывают, что ботайская культура в современном Казахстане была первой, около 3500 г. до н.э. [7] Другие говорят, что лошади были одомашнены ранее 3500 г. до н.э. в Восточной Европе (современная Украина и Западный Казахстан ), 6000 лет назад. [8]
Распространение колесниц со спицами было тесно связано с ранними индоиранскими миграциями. [9] Самые ранние известные колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культуры , и эта культура считается сильным кандидатом на происхождение технологии, которая распространилась по всему Старому Свету и сыграла важную роль в древних войнах . [1] Он также тесно связан с предками современных домашних лошадей, популяцией DOM2 (лошади DOM2 произошли из степей Западной Евразии, особенно нижнего Волго-Дона, но не в Анатолии, в конце четвертого и начале третьего тысячелетий до нашей эры. Их гены может проявиться отбор на более легкое приручение и более сильную спину). [10] Эти арийцы мигрировали на юг, в Южную Азию, положив начало ведическому периоду около 1750 г. до н.э. появляются свидетельства существования колесниц Вскоре после этого, около 1700 г. до н. э., в Малой Азии . [11]
ранние полностью развитые конные колесницы со спицами происходят из колесничных захоронений андроновских Самые (деревянных) стоянок синташтинско-петровской протоиндоиранской культуры на территории современной России и Казахстана примерно 2000 г. до н.э. [1] Эта культура, по крайней мере частично, произошла от более ранней культуры Ямны . Оно строило сильно укрепленные поселения, занималось металлургией бронзы в промышленных масштабах и практиковало сложные погребальные ритуалы, напоминающие индуистские ритуалы, известные из Ригведы и Авесты . В течение следующих нескольких столетий андроновская культура распространилась по степям от Урала до Тянь-Шаня , что, вероятно, соответствовало времени ранних индоиранских культур .
Не все согласны с тем, что находки синташтинских транспортных средств являются настоящими колесницами.
В 1996 году Йост Краувель и Мэри Эйкен Литтауэр написали:
Рассмотрим, что на самом деле известно о машинах «Синташта» и «Кривое озеро». В Синташте остались лишь отпечатки нижних частей колес в пазах пола погребальной камеры; На Кривом Озере также сохранились отпечатки частей оси и ступиц. В Синташте гусеницы колес и их положение относительно стен гробницы ограничивали размеры нефов, а значит, и устойчивость транспортного средства. Древние нефы были симметричными, часть снаружи спиц была равна длине внутренней части.Нынешние реконструкции автомашин «Синташта» и «Кривое Озеро» выше уровня оси вызывают много сомнений и вопросов, но нельзя спорить о том, чему нет доказательств. Только по размерам колеи, а также по размерам и положениям колес мы можем с полным основанием сделать выводы, и одних этих данных достаточно, чтобы установить, что машины Синташта-Петровка не будут достаточно маневренны для использования ни на войне, ни в гонках. [12]
Петер Раульвинг и Стефан Бурмейстер считают синташтинские и кривоозерские находки из степи скорее повозками, чем колесницами.
Однако недавние открытия в евразийской степи предоставили новое подтверждение утверждению, что колесница возникла именно здесь, а не на самом Ближнем Востоке, и может быть приписана носителям индоиранского (или индоарийского) языка. В частности, археологические остатки конского снаряжения и колесных повозок со спицами были обнаружены на стоянках Синташта (Россия) и Кривое Озеро (северный Казахстан), калиброванная радиоуглеродная датировка ок. 2000–1800. Эти находки, однако, свидетельствуют о наличии двухколесной повозки со спицами, которая не подходит под определение древней ближневосточной колесницы . Прежде чем эти открытия смогут помочь ответить на вопрос о том, откуда возникла колесница, необходимы тщательные исследования спицевых колесных повозок и конского снаряжения степей, а также взаимосвязей и передачи знаний (ср. Епимачев и Корякова в «Фансе» и «Бурмейстере»). 2004). [13]
Распространено индоевропейцами.
[ редактировать ]Колесницы занимают видное место в индоиранской мифологии. Колесницы также являются важной частью как индуистской , так и персидской мифологии , и большинство богов их пантеона изображаются едущими на них. Санскритское (также м.), и по происхождению слово для обозначения колесницы — rátha- ( м. ), родственное авестийскому raθa- является обоснованием протоиндоевропейского прилагательного *rot-h₂-ó-, означающего «имеющий колеса» с характерным смещением акцента, встречающимся в индоиранских субстантивациях. Это прилагательное, в свою очередь, происходит от собирательного существительного *rot-eh₂- «колеса», продолженного на латыни rota , которое принадлежит существительному *rót-o-, означающему «колесо» (от *ret- «бегать»), то есть также встречается в германском, кельтском и балтийском языках ( древневерхненемецкое rad n., древнеирландское roth m., литовское rãtas m.). [14] Кочевые племена понтийских степей, такие как скифы, такие как Хамаксобии , во время своих миграций путешествовали в повозках , повозках и колесницах.
хетты
[ редактировать ]Древнейшим свидетельством войны на колесницах на древнем Ближнем Востоке является древнехеттский текст Анитта (18 век до н. э.), в котором упоминаются 40 упряжек лошадей (в оригинальном клинописном написании: 40 ṢÍ-IM-TI ANŠE.KUR.RA). ХИ.А ) при осаде Салативара . Поскольку в тексте упоминаются команды , а не колесницы , существование колесниц в 18 веке до нашей эры сомнительно. Первое достоверное свидетельство о колесницах в Хеттской империи датируется концом 17 века до нашей эры ( Хаттусили I ). Хеттский текст о дрессировке лошадей приписывается Киккули Митанни (15 век до н.э.).
Хетты были известными колесничими . Они разработали новую конструкцию колесницы с более легкими колесами, с четырьмя спицами вместо восьми и вмещающую трех, а не двух воинов. Он мог вместить трех воинов, поскольку колесо располагалось посередине колесницы, а не сзади, как в египетских колесницах. Обычно один хеттский воин управлял колесницей, а второй обычно был главным лучником; третий воин либо держал копье или меч, атакуя врагов, либо держал большой щит, чтобы защитить себя и других от вражеских стрел.
Процветание хеттов во многом зависело от их контроля над торговыми путями и природными ресурсами, особенно металлами. Когда хетты получили власть над Месопотамией, между соседними ассирийцами , хурритами и египтянами вспыхнула напряженность . При Суппилулиуме I хетты завоевали Кадеш и, в конечном итоге, всю Сирию . Битва при Кадеше в 1274 году до нашей эры, вероятно, была крупнейшей битвой на колесницах, когда-либо проводившейся, в которой участвовало более 5000 колесниц. [15]
Индийский субконтинент бронзового века
[ редактировать ]Модели одноосных, цельноколесных повозок, запряженных волами, были найдены в нескольких зрелых городах долины Инда, таких как Чанхударо , Даймабад , Хараппа и Наушаро . [16]
Колесницы со спицами, запряженные лошадьми, часто с вооруженным пассажиром, изображены на наскальных рисунках периода энеолита второго тысячелетия до нашей эры , примеры известны из Чиббар-Нуллы, Чхатур-Бходж-Натх-Нуллы и Катотии. [17] [18] [примечание 2] . встречаются изображения колесниц Среди петроглифов в песчанике хребта Виндхья . Два изображения колесниц найдены в Морхана Пахаре, район Мирзапур . На одной изображена бига и голова возницы. На втором изображена квадрига с шестиспицевыми колесами и возница, стоящий в большой будке колесницы. На эту колесницу нападают. Одна фигура, вооруженная щитом и булавой, стоит на пути колесницы; другая фигура, вооруженная луком и стрелами, угрожает правому флангу. Было высказано предположение (предполагалось), что рисунки фиксируют историю, датируемую, скорее всего, первыми веками до нашей эры, из какого-то центра в районе равнины Ганг - Ямуна на территорию еще неолитических охотничьих племен. [22] Очень реалистичные колесницы, вырезанные в Санчи ступах , датируются примерно I веком.
бронзового века Цельнодисковые колесные телеги были найдены в 2018 году в Синаули , [23] которые некоторые интерпретировали как «колесницы», запряженные лошадьми, возникшие еще до прибытия индоарийцев, ориентированных на лошадей. [24] [23] [Интернет 1] [Интернет 2] [Интернет 3] [примечание 3] Санджай Манджул, руководитель раскопок, отнес их к культуре охряной керамики (OCP)/ культуре медного клада , которая была современницей позднехараппской культуры. [Интернет 4] [Интернет 1] [примечание 4] и интерпретировались им как колесницы, запряженные лошадьми. [Интернет 5] [Интернет 1] Маджул далее отметил, что «ритуалы, относящиеся к захоронениям в Санаули, демонстрируют близкое родство с ведическими ритуалами. [Интернет 1] и заявил, что «Махабхарата датируется примерно 1750 годом до нашей эры ». [Интернет 5] По мнению Аско Парполы, находки представляли собой повозки, запряженные волами, что указывает на то, что эти захоронения связаны с ранней арийской миграцией протоиндоираноязычных эти людей на Индийский субконтинент. [25] «формируя тогда правящую элиту крупного поселения позднего Хараппа». [26]
Колесницы, запряженные лошадьми, а также их культ и связанные с ними ритуалы были распространены индоиранцами, [9] а лошади и колесницы, запряженные лошадьми, были завезены в Индию индоарийцами. [27] [28] [29]
В религии
[ редактировать ]В Ригведе едущий Индра описывается как волевой, вооруженный молнией , на колеснице:
Пусть сильные Небеса сделают тебя Сильным воском сильнее: Сильным, потому что тебя несут две сильные гнедые лошади. Итак, щекастые, колесницей могучей, могучие, поддержите нас, волевые, громовооруженные, в бою.- Ригведа, Книга 5, Гимн XXXVI: Гриффит [30]
Среди ригведических божеств особенно ведический Бог Солнца Сурья ездит на односпицевой колеснице, управляемой его возничим Аруной . Ушас (заря) едет на колеснице, как и Агни, выполняющий функцию посланника между богами и людьми.
В Джайн- Бхагави-сутре говорится, что индийские войска использовали колесницу с прикрепленной к ней дубинкой или булавой во время войны против личчави во время правления Аджаташатру из Магадхи . [31] [32]
Персия
[ редактировать ]Персы Элам сменили . в середине I тысячелетия Возможно, они были первыми, кто запрягал в свои колесницы четырех лошадей. Они также использовали серповидные колесницы . Кир Младший использовал эти колесницы в большом количестве в битве при Кунаксе .
Геродот упоминает, что древнеливийская и древнеиндийская ( Саттагидия , Гандхара и Хиндуш ) сатрапии поставляли конницу и колесницы в Ксеркса Великого армию . Однако к этому времени кавалерия была гораздо более эффективной и маневренной, чем колесница, и поражение Дария III в битве при Гавгамелах (331 г. до н. э.), где армия Александра просто открыла свои линии, пропустила колесницы и атаковала их. сзади ознаменовал конец эпохи колесничных войн (за исключением Селевкидов и понтийских держав, Индии, Китая и кельтских народов).
Введение на Ближнем Востоке
[ редактировать ]Колесницы были завезены на Ближний Восток в 17 (18)–16 веках до нашей эры. [33] Некоторые ученые утверждают, что конная колесница, скорее всего, была продуктом древнего Ближнего Востока в начале 2-го тысячелетия до нашей эры. [34] Археолог Йост Краувель пишет, что «Колесницы не были внезапным изобретением, а произошли от более ранних транспортных средств, которые были установлены на дисковых или поперечных колесах. Это развитие лучше всего можно проследить на Ближнем Востоке, где колесницы со спицами и конные колесницы впервые засвидетельствованы в начале второго тысячелетия до нашей эры...» и были проиллюстрированы на сирийской цилиндрической печати, датированной XVIII или XVII веком до нашей эры. [35]
Первые колесные транспортные средства на Ближнем Востоке
[ редактировать ]По мнению Кристофа Баумера , самые ранние находки колес в Месопотамии относятся к первой половине третьего тысячелетия до нашей эры – более чем на полтысячелетия позже первых находок на Кубани. В то же время в Месопотамии были найдены некоторые интригующие ранние пиктограммы саней, опирающихся на деревянные ролики или колеса. Они датируются примерно тем же временем, что и первые открытия колес в Европе, и могут указывать на знание колеса. [36]
Самое раннее изображение транспортных средств в контексте войны находится на штандарте Ура в южной Месопотамии, ок. 2500 год до нашей эры . Их правильнее называть повозками которые были двухосными и запряженными волами или гибридом осла , и самки онагра . [37] по имени Кунга в городе Нагар , который славился их разведением. [38] Гибриды использовали эблаиты , [38] ранние шумерские , аккадские и Ура III . армии [39] Такие тяжелые повозки на массивных деревянных колесах и покрытые шкурами, хотя иногда и перевозили копьеносца вместе с возничим (кучером), могли быть частью обозного обоза (например, во время королевских похоронных процессий), а не сами по себе боевые машины.
двухколесного типа У шумеров была более легкая повозка , запряженная четырьмя ослами , и с цельными колесами. Колесо со спицами появилось в Месопотамии только в середине второго тысячелетия до нашей эры. [40]
Египет
[ редактировать ]Использование колесниц пришло в Египет около 1650 г. до н.э. во время вторжения гиксосов в Египет и основания Четырнадцатой династии . [11] В 1659 году до нашей эры индоевропейские хетты разграбили Вавилон , что продемонстрировало превосходство колесниц в древности. [11]
Колесница и лошадь широко использовались в Египте захватчиками -гиксосами , начиная с 16 века до нашей эры, хотя открытия, объявленные в 2013 году, потенциально указывают на то, что самое раннее использование колесниц было еще в Древнем царстве Египта ( ок. 2686–2181 до н.э.). [41] В остатках египетского и ассирийского искусства имеются многочисленные изображения колесниц, богато украшенных. Колесницы египтян и ассирийцев, у которых лук был основным оружием нападения, были богато оснащены колчанами, полными стрел. Египтяне изобрели седло для своих колесниц в ок. 1500 год до нашей эры . Как правило, египтяне использовали колесницы в качестве мобильных платформ для стрельбы из лука; в колесницах всегда было два человека: возница управлял колесницей с помощью поводьев, а главный лучник направлял свой лук и стрелы на любые цели в пределах досягаемости. Лучше всего сохранившимися образцами египетских колесниц являются четыре экземпляра из гробницы Тутанхамона . Колесницы могут быть запряжены двумя и более лошадьми.
Древний Ханаан и Израиль
[ редактировать ]Колесницы часто упоминаются в еврейском Танахе и греческом Ветхом Завете соответственно, особенно у пророков, как орудия войны или как символы власти и славы. Впервые упомянутые в истории Иосифа ( Бытие 50:9), «железные колесницы» упоминаются также у Иисуса Навина (17:16, 18) и Судей (1:19,4:3, 13) как оружие хананеев и израильтян . . В 1 Царств 13:5 упоминаются колесницы филистимлян , которых иногда отождествляют с народами моря или ранними греками .
Примеры из Библии для еврейского изучения [42] Танаха еврейской ( Библии ) включают:
- Исаия 2:7 Земля их полна серебра и золота, нет предела сокровищам их; земля их полна коней, нет предела колесницам их. [примечание 5]
- Иеремия 4:13 Вот, он [то есть захватчик из ст. 7] восходит, как облака, его колесницы подобны вихрю, его кони быстрее орлов. Горе нам, мы разорены! [примечание 6]
- Иезекииль 26:10 От облака, поднятого конями его, пыль покроет тебя; от грохота всадников, колес и колесниц содрогнутся стены твои, когда он войдет в твои ворота, как люди входят в разрушенный город. [примечание 7]
- Псалмы 20:8 Они [призывают] колесницы, они [призывают] коней, а мы призываем имя Господа , нашего Бога . [примечание 8]
- Песнь Песней 1:9 Я сравнил тебя, любимая моя, с кобылой в колесницах фараона. [примечание 9]
Примеры из короля Иакова версии христианской Библии включают:
- 2Пар 1:14 И собрал Соломон колесницы и всадников, и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников, которые он разместил в колесничных городах и у царя в Иерусалиме.
- Суд 1:19 И был Господь с Иудой; и он прогнал жителей горы; но не могли прогнать жителей долины, потому что у них были железные колесницы. [примечание 10]
- Деяния 8:37–38 Тогда Филипп сказал: «Если веришь всем сердцем, то сможешь». И он ответил и сказал: «Я верю, что Иисус Христос есть Сын Божий ». Поэтому он приказал колеснице остановиться. И Филипп, и евнух сошли в воду, и он крестил его.
Маленькие домашние лошади, возможно, обитали в северном Негеве до 3000 г. до н.э. [43] Изреель (город) был идентифицирован как база колесниц царя Ахава . [44] А украшенная бронзовая табличка, предположительно являвшаяся головой стержня ханаанской колесницы, была найдена на месте, которое может быть Харошет крепостью Сисары Хаггойим . [45] [46]
Урартский
[ редактировать ]В Урарту (860–590 гг. до н.э.) колесница использовалась как знатью, так и военными. В Эребуни ( Ереван ) царь Урарту Аргишти изображен едущим на колеснице, запряженной двумя лошадьми. Колесница имеет два колеса, каждое колесо имеет около восьми спиц. Этот тип колесницы использовался около 800 г. до н.э.
Введение в Европу бронзового века
[ редактировать ]Как Дэвид У. Энтони пишет в своей книге «Лошадь, колесо и язык» , в Восточной Европе самое раннее хорошо датированное изображение колесного транспортного средства (повозки с двумя осями и четырьмя колесами) находится на горшке Броночице ( ок. 3500 г. до н. э. ). Это глиняный горшок, раскопанный в поселении Воронкообразных в Свентокшиском воеводстве в Польше. [47] Самая старая надежно датированная настоящая комбинация колеса и оси в Восточной Европе - это колесо Люблянских болот ( ок. 3150 г. до н. э. ). [48]
Греция
[ редактировать ]У более поздних греков первого тысячелетия до нашей эры была (все еще не очень эффективная) кавалерия (действительно, утверждалось, что эти ранние солдаты, ездившие на лошадях, возможно, дали начало развитию более поздних, тяжеловооруженных пеших солдат, известных как гоплиты). [49] н.э. Колесница активно использовалась микенскими греками, скорее всего, заимствованной у хеттов, около 1600 г. до Таблички с линейным письмом B из микенских дворцов записывают большие списки колесниц, иногда с конкретными подробностями о том, сколько колесниц было собрано или нет (т.е. хранилось в модульной форме). На надгробии из царской могилы V в Микенах, датируемом LH II (ок. 1500 г. до н.э.) имеется одно из самых ранних изображений колесницы в ахейском искусстве. Эта скульптура изображает одинокого мужчину, управляющего небольшой двухколесной колесницей-коробкой. Позже транспортные средства использовались в играх и шествиях, особенно в гонках на Олимпийских и Панафинейских играх и других общественных праздниках в Древней Греции, на ипподромах и в состязаниях, называемых агонами . Они также использовались в церемониальных функциях, например, когда паранимфа или друг жениха ехала с ним на колеснице, чтобы отвезти невесту домой.
Геродот ( «История» , 5. 9) сообщает, что колесницы широко использовались в Понтийско - Каспийской степи сигиннами .
Греческие колесницы были запряжены двумя лошадьми, прикрепленными к центральному шесту. Если добавлялись две дополнительные лошади, их прикрепляли с каждой стороны от основной пары с помощью одной перекладины или следа , прикрепленного к передней части или носу колесницы, как это можно увидеть на двух призовых вазах в Британском музее с Панафинейских игр . Афины, Греция , где возница сидит, положив ноги на доску, свисающую спереди, рядом с ногами лошадей. Сама бига состоит из сиденья, опирающегося на ось, с поручнями с каждой стороны, защищающими водителя от колес. Греческие колесницы, похоже, не имели каких-либо других приспособлений для лошадей, что затрудняло бы поворот.
Корпус или корзина колесницы опиралась непосредственно на ось (называемую балкой ), соединяющую два колеса. не было Подвески , что делало этот вид транспорта неудобным. Спереди и по бокам корзины располагалась полукруглая защита высотой около 3 футов (1 м), обеспечивающая некоторую защиту от атак противника. Сзади корзина была открытой, что позволяло легко садиться и слезать. Сиденья не было, и обычно места хватало только водителю и одному пассажиру.
Поводья были в основном такими же, как и в XIX веке, они были сделаны из кожи и украшены заклепками из слоновой кости или металла. Поводья пропускались через кольца, прикрепленные к ремням на воротнике или ярму, и были достаточно длинными, чтобы их можно было обвязать вокруг талии возничего, чтобы обеспечить защиту.
Колеса и корзина колесницы обычно были деревянными, местами укрепленными бронзой или железом. Колеса имели от четырех до восьми спиц и шины из бронзы или железа. Благодаря широко расставленным спицам обод колеса колесницы удерживался в натянутом состоянии на сравнительно больших пролетах. Хотя это обеспечивало небольшую амортизацию, это также требовало снятия колес, когда колесница не использовалась, чтобы предотвратить деформацию из-за продолжающейся нагрузки. [50] У большинства других народов того времени были колесницы, похожие по конструкции на греческие, причем главным отличием были их крепления.
Согласно греческой мифологии, колесница была изобретена Эрихтонием Афинским, чтобы скрыть свои ноги, которые были ногами дракона. [51]
Наиболее заметное появление колесницы в греческой мифологии происходит, когда Фаэтон , сын Гелиоса , в попытке управлять колесницей Солнца сумел поджечь землю. Эта история привела к архаичному значению фаэтона как человека, который управляет колесницей или каретой, особенно на безрассудной или опасной скорости. Платон в своей «Аллегории колесниц» изобразил колесницу, запряженную двумя лошадьми, одна хорошо воспитанная, а другая беспокойная, олицетворяющая противоположные порывы человеческой природы; Задача возничего, олицетворяющего разум, заключалась в том, чтобы не дать лошадям разойтись и направить их к просветлению.
Греческое слово , обозначающее колесницу, ἅρμα, hárma , также используется в наши дни для обозначения танка , правильно называемого άρμα μάχης, árma mákhēs , буквально «боевая колесница».
- был Дельфийский возничий посвящен богу Аполлону в 474 году до нашей эры тираном Гелы в ознаменование победы пифийцев в гонках в Дельфах .
- Колесница, вооруженный воин и его водитель. Греция, IV век до н.э.]]
- Фреска с изображением италийской колесницы из луканской гробницы, IV век до нашей эры.
- Мозаика изображающая гробницы Каста в Амфиполе, похищение Персефоны Плутоном . , IV век до нашей эры
- Богиня Ника верхом на колеснице, запряженной двумя лошадьми, с апулийской патеры (подноса), Великая Греция , IV век до нашей эры.
Центральная и Северная Европа
[ редактировать ]датируется Солнечная колесница Трундхольма ок. 1500-1300 гг. до н. э. (см.: Северный бронзовый век ). Лошадь, тянущая солнечный диск, бегает на четырех колесах, а само Солнце — на двух. Все колеса имеют по четыре спицы. «Колесница» состоит из солнечного диска, оси и колес, и неясно, изображено ли солнце как колесница или как пассажир. Тем не менее, присутствие модели конной повозки на двух спицевых колесах в Северной Европе в столь раннее время поражает.
Помимо колесницы Трундхольма, существует множество петроглифов скандинавского бронзового века, на которых изображены колесницы. Один петроглиф, нарисованный на каменной плите в двойном захоронении ок. 1000 г. до н.э., изображена бига с двумя колесами с четырьмя спицами.
Использование составного лука в войне на колесницах не засвидетельствовано в Северной Европе.
Западная Европа
[ редактировать ]Кельты , славились своими колесницами, а современные английские слова, такие как «car» , «carriage» и «carry» в конечном итоге произошли от родного бриттского языка ( современный валлийский : Cerbyd ). Само слово «колесница» происходит от нормандского французского «колесница» и имеет кельтский корень ( галльский : karros ). В Британии было раскопано около 20 железного возраста захоронений колесниц , датируемых примерно 500–100 гг. до н.э. Практически все они были найдены в Восточном Йоркшире — исключением стала находка в 2001 году в Ньюбридже , в 10 км к западу от Эдинбурга .
возможно, называли karbantos Кельтская колесница, которую по -галльски, (сравните латинский carpentum ), [52] [53] была бига размером примерно 2 m (6 ft 6+3⁄4 in) in width and 4 м (13 футов 1 + 1 ⁄ 2 дюйма) в длину.
Британские колесницы были открыты спереди. Юлий Цезарь представляет единственный значительный отчет очевидца британской войны на колесницах:
Их способ борьбы на своих колесницах таков: во-первых, они разъезжают во все стороны, бросают свое оружие и вообще разбивают ряды противника самим страхом своих лошадей и шумом своих колес; и когда они прорвутся между отрядами всадников, спрыгните с колесниц и вступайте в бой пешком. Тем временем возничие отходят на небольшое расстояние от сражения и размещаются рядом с колесницами, чтобы, если их хозяева будут побеждены численностью врага, они могли иметь возможность быстро отступить к своим войскам. Таким образом, они демонстрируют в бою быстроту коня и стойкость пехоты; и ежедневной практикой и упражнениями достигают такого мастерства, что привыкают даже на наклонном и крутом месте сдерживать своих лошадей на полной скорости, в одно мгновение управлять ими и поворачивать их, бежать вдоль шеста и стоять на ярме. и оттуда с величайшей быстротой снова направились к своим колесницам. [54]
Колесницы играют важную роль в ирландской мифологии, связанной с героем Кухулином .
Колесницы также могли использоваться в церемониальных целях. По данным Тацита ( Анналы 14.35), Боудика , царица иценов и ряда других племен в грозном восстании против оккупационных римских войск, обратилась к своим войскам с колесницы в 61 году:
- «Будикка, неся перед собой на своей колеснице своих дочерей, приближаясь к каждому народу, свидетельствовала, что у бриттов было принято сражаться под предводительством своих женщин».
- Боудикка со своими дочерьми перед ней на колеснице подъезжала к племени за племенем, протестуя против того, что для бриттов действительно обычно сражаться под предводительством женщин.
Последнее упоминание об использовании колесниц в бою, по-видимому, относится к битве при Монс-Граупиусе , где-то в современной Шотландии, в 84 году нашей эры. Из Тацита ( Агрикола 1.35–36) «Равнина между ними наполнилась шумом и быстрым движением колесниц и кавалерии». Колесницы не выиграли даже первоначального боя с римскими вспомогательными войсками: «Тем временем неприятельская кавалерия бежала, а возничие смешались с пехотой».
Спустя столетия колесница была заменена « боевой повозкой ». «Военная повозка» представляла собой средневековую разработку, использовавшуюся для нападения на повстанцев или силы противника на полях сражений. В повозке были сделаны прорези для лучников, которые могли стрелять по вражеским целям при поддержке пехоты с использованием пик и цепов, а позже для изобретения ручных артиллеристов; боковые стены использовались для защиты от лучников, арбалетчиков, раннего применения пороха и артиллерийского огня.
Это было особенно полезно во время гуситских войн , ок. 1420 г., восстание гуситских войск в Богемии . Группы из них могли образовывать оборонительные сооружения, но они также использовались в качестве опорных пунктов для гуситских формирований или в качестве огневой мощи при захватывающих движениях. Такое раннее использование пороха и новаторская тактика помогли преимущественно крестьянской пехоте отразить атаки Священной Римской империи более крупных сил конных рыцарей .
Этрурия
[ редактировать ]Единственная неповрежденная этрусская колесница датируется ок. 530 г. до н.э. и был обнаружен как часть захоронения колесницы в Монтелеоне-ди-Сполето . В настоящее время находится в коллекции Метрополитен-музея . [55] он украшен бронзовыми пластинами, украшенными детальными барельефами, которые обычно интерпретируются как изображение эпизодов из жизни Ахилла . [56]
Рим
[ редактировать ]В Римской империи колесницы использовались не для ведения войны, а для гонок на колесницах , особенно в цирках , или для триумфальных шествий, когда их могли тянуть до десяти лошадей или даже собаки, тигры или страусы. [ нужна ссылка ] . Существовало четыре подразделения или фракции колесничих, отличавшихся цветом костюмов: красные, синие, зеленые и белые команды. Главным центром гонок на колесницах был Большой цирк . [57] Расположен в долине между Палатинским и Авентинским холмами в Риме. На колеи могли разместиться 12 колесниц, а две стороны колеи были разделены приподнятой срединной частью, называемой позвоночником . Гонки на колесницах продолжали пользоваться большой популярностью в византийские времена, на Константинопольском ипподроме , даже после Олимпийских игр расформирования , вплоть до их упадка после беспорядков Ника в VI веке. [58] Стартовые ворота были известны как Карсерес.
Древнеримская машина или колесница, запряженная четырьмя лошадьми в ряд вместе с тянущими ее лошадьми, называлась квадригой , от латинского квадриуги (упряжка из четырех человек). Вместо этого этот термин иногда означал четырех лошадей без колесницы или одну колесницу. Колесница с тройкой лошадей, или тянущая ее упряжка из трех лошадей, была трига , от триуги (упряжка из трех человек). Колесница с парой лошадей, или тянущая ее упряжка из двух лошадей, называлась бига , от биуги .
Популярная легенда, существующая по крайней мере с 1937 года, прослеживает происхождение 4-футовой 8 + 1 ⁄ 2 в стандартной колеи римские времена, [59] предполагая, что это было основано на расстоянии между колеями изрытых дорог, отмеченных колесами колесниц, датируемых Римской империей . Нет никаких свидетельств того, что расстояние использовалось в течение полутора тысячелетий между уходом римлян из Британии и введением колеи на Стоктон-Дарлингтонской железной дороге в 1825 году.
Введение в Древний Китай
[ редактировать ]Самые ранние археологические свидетельства колесниц в Китае, захоронение колесниц, обнаруженное в 1933 году в Хугане, Аньян в провинции Хэнань , относится ко времени правления короля У Дина Позднего Шана ( ок. 1250 г. до н. э. ). Надписи на костях оракулов предполагают, что западные враги Шан использовали в бою ограниченное количество колесниц, но сами Шан использовали их только в качестве мобильных командных машин и на королевской охоте. [60]
Во времена династии Шан члены королевской семьи были похоронены вместе со всей семьей и слугами, включая колесницу, лошадей и возничего. Колесница Шан часто была запряжена двумя лошадьми, но в захоронениях иногда встречаются варианты с четырьмя лошадьми.
Жак Жерне утверждает, что династия Чжоу , завоевавшая Шан ок. 1046 г. до н.э., более широко использовал колесницу, чем Шан, и «изобрел новый вид упряжи с четырьмя лошадьми в ряд». [61] Экипаж состоял из лучника, возницы, а иногда и третьего воина, вооруженного копьем или кинжалом-топором . С 8 по 5 века до нашей эры использование колесниц в Китае достигло своего пика. Хотя колесниц появлялось больше, пехота часто побеждала колесничих в бою.
Война с использованием массированных колесниц практически устарела после периода Воюющих царств (476–221 гг. До н. э.). Основными причинами были более широкое использование арбалета , использование длинных алебард длиной до 18 футов (5,49 м) и пик длиной до 22 футов (6,71 м), а также принятие стандартных кавалерийских частей и адаптация конной стрельбы из лука из кочевая конница, которая была более эффективной. Колесницы продолжали служить командными пунктами для офицеров во времена династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в то время как бронированные колесницы также использовались во времена династии Хань против Конфедерации сюнну в Хань- Война сюнну (133 г. до н.э. – 89 г. н.э.), особенно битва при Мобэе (119 г. до н.э.).
До династии Хань мощь китайских государств и династий часто измерялась количеством колесниц, которые, как известно, у них были. Страна тысячи колесниц считалась средней страной, а страна десяти тысяч колесниц считалась огромной и могущественной страной. [62] [63]
- Бронзовый китайский возничий периода Воюющих царств (403–221 гг. до н. э.).
- Могущественный землевладелец на колеснице ( Восточная Хань , 25–220 гг. н.э., уезд Аньпин , Хэбэй).
- династии Хань Бронзовые модели кавалерии и колесниц
- Модель воссоздания колесницы династии Хань из гробницы Лю Шэна.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Были редкие исключения из использования лошадей для буксировки колесниц, например, колесница, запряженная львом, описанная Плутархом в его «Жизни Антония» .
- ^ Ноймайер 1800–1200 до н.э.; [19] [20] Селеста Пакстон (2300–1000 гг. до н. э.). [21] См. Фонд Брэдшоу, Доисторические рисунки холмов Пачмари , чтобы узнать о протоисторическом/халоколитическом периоде.
- ^ Однако эти повозки, получившие название «колесницы», не имеют спиц на колесах, как колесницы (санскрит: Ратха ), упомянутые в ведической литературе. [23]
- ^ По мнению археолога Акинори Уэсуги, культура керамики цвета охры (ок. 1900–1300 до н.э.), к которой принадлежат захоронения Синаули, была позднехараппским расширением предыдущего стиля Бара (ок. 2300–1900), региональной культуры Хараппы. Цивилизация из долины Гаггар, называющая ее культурным комплексом Бара-ОКП :
«В начале второго тысячелетия до нашей эры культурный комплекс Бара-OCP (керамика цвета охры) расширился из долины Гаггар в западную часть долины Ганга. Этот культурный комплекс [...] берет свое начало в цивилизации Инда. в предшествующий период его расширение на восток указывает на колонизацию западной долины Ганги, что, вероятно, дало большой толчок неолитическим и энеолитическим общинам в долине Ганги к трансформации в более сложное общество». [64] - ^ Комментарий TJSB: «Критика грехов нации: магия, накопление огромных богатств, стремление к военной мощи и идолопоклонство. Все эти пороки воплощают неуместную уверенность в собственных силах человечества. Эта уверенность не только ошибочна, но и оскорбительна для Бога». ; ТЖСБ 2014, с. 771
- ^ Комментарий TJSB: «Второй отрывок о приближении врага, на этот раз с использованием изображений погоды ( облаков и вихря ) и фауны ( лошадей и орлов , см. Авв. 1:8)»; ТЖСБ 2014, с. 917
- ^ Комментарий TJSB: « Навуходоносор завоевал Тир , используя конницу и колесницы, окружившие город и насыпи, расположенные у городских стен (...) город был разграблен и залит водой (...) Напротив, описание Иезекииля предполагает тактику и оружие сухопутной войны, которая была бесполезна против островного государства»; ТЖСБ 2014, с. 1079
- ^ Комментарий TJSB: «Сила божественного Присутствия над военной мощью является центральной библейской темой»; ТЖСБ 2014, с. 1289
- ^ Комментарий TJSB: «На протяжении всей песни влюбленные используют сравнения, чтобы восхвалять красоту и обаяние друг друга. Кобыла в колесницах фараона, либо изображение украшенного величия (...), либо отсылка к древней боевой стратегии, в которой кобыла была выпустить кавалерию, чтобы отвлечь жеребцов."; ТЖСБ 2014, с. 1562.
- ^ Комментарий TJSB: «Только в случае с Иудой есть оправдание отказу от лишения собственности»; ТЖСБ 2014, с. 499
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кузнецов, П.Ф. (01.09.2006). «Появление колесниц бронзового века в Восточной Европе». Античность . 80 (309): 638–645. дои : 10.1017/s0003598x00094096 . ISSN 0003-598X . S2CID 162580424 .
- ^ Перейти обратно: а б Линднер, Стефан (апрель 2020 г.). «Колесницы в Евразийской степи: байесовский подход к возникновению конного транспорта в начале второго тысячелетия до нашей эры» . Античность . 94 (374): 361–380. дои : 10.15184/aqy.2020.37 . ISSN 0003-598X . S2CID 216205961 .
- ^ «Определение КОЛЕСНИЦЫ» . www.merriam-webster.com . 27 мая 2023 г. Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Чендлер, Грэм (2017). «Зачем изобретать колесо?» . Мир Арамко . Проверено 03 июля 2024 г.
- ^ Стэндадж, Том (2021). Краткая история движения: от колеса к машине и к тому, что будет дальше . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. стр. 2–5. ISBN 978-1-63557-361-9 . OCLC 1184237267 .
- ^ Энтони 2010 , с. 416.
- ^ Перейти обратно: а б Оутрам и др. 2009 .
- ^ «Откуда домашняя лошадь?» . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Kuz'mina 2007 , pp. 321–322.
- ^ Либрадо, Пабло; Хан, Навид; Фаж, Антуан; Куслий Мария А.; Сучан, Томаш; Тонассо-Кальвьер, Лор; Скьявинато, Стефани; Алиоглу, Духа; Фромантье, Аврора; Пердеро, Од; Ори, Жан-Марк; Гауниц, Чарлин; Шови, Лорелей; Сеген-Орландо, Андайн; Дер Саркисян, Клио (2021). «Происхождение и распространение домашних лошадей из степей Западной Евразии» . Природа . 598 (7882): 634–640. дои : 10.1038/s41586-021-04018-9 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 8550961 . ПМИД 34671162 .
- ^ Перейти обратно: а б с Морилло, Стивен. Война в мировой истории: общество, технологии и войны с древних времен до наших дней, Том 1 . Высшее образование МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-739166-9 .
- ^ Литтауэр, Массачусетс; Краувель, Дж. Х. (1996). «Происхождение истинной колесницы» . Античность . 70 (270): 938–939. дои : 10.1017/S0003598X00084192 . S2CID 161568465 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Раулвинг, П.; Бурмейстер, С. (2012). «Колесницы, древний Ближний Восток и Египет» . Энциклопедия древней истории . дои : 10.1002/9781444338386.wbeah24050 . ISBN 9781444338386 – через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ Рикс, Хельмут; Карауэй, Мартин; Цендер, Томас; Липп, Райнер; Ширмер, Бриджит (2001). Лексикон индоевропейских глаголов (на немецком языке) (2-е изд.). Висбаден: Людвиг Райхерт. п. 507 . ISBN 3-89500-219-4 .
- ^ Ралби, Аарон (2013). «Битва при Кадеше, ок. 1274 г. до н.э.: Столкновение империй» . Атлас военной истории . Паррагон. стр. 54–55. ISBN 978-1-4723-0963-1 .
- ^ «Игрушки и цивилизация | Хараппа» . www.harappa.com . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Ноймайер, Эрвин (2013). Доисторическое наскальное искусство Индии . ISBN 978-0198060987 .
- ^ «Колесницы в наскальных рисунках Индии эпохи энеолита» . Harappa.com . Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ Ноймайер, Эрвин. «Колесницы в наскальных рисунках Индии эпохи энеолита» (PDF) .
- ^ harappa.com, Колесницы в наскальных рисунках Индии эпохи энеолита.
- ^ Селеста Пакстон (2016), в «Голосах из прошлого: исследователь исследует тайну на протяжении 40 веков» .
- ^ Спарребум 1985 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Parpola 2020Парпола
- ^ Витцель 2019 , с. 5.
- ^ Парпола 2020 , с. 191.
- ^ Парпола 2020 , с. 176.
- ^ Наводнение 1996 , с. 34.
- ^ Витцель 2001 , стр. 12, 21.
- ^ Олсон 2007 , с. 11.
- ^ «Ригведа: Риг-Веда, Книга 5: Гимн XXXVI. Индра» . www.sacred-texts.com . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Нефёдкин, Александр К. (2004). «О происхождении серповидных колесниц». Historia: Журнал древней истории . 53 (3): 369–378.
- ^ Шарфе, Хартмут (2022). Государство в индийской традиции . Брилл. п. 193. ИСБН 978-9004491441 .
- ^ Kuz'mina 2007 , p. 321.
- ^ Раульвинг 2000 .
- ^ Йост Краувель (2013). «Изучение шести колесниц из гробницы Тутанхамона – обновление». В Вельдмейере, Андре Дж.; Икрам, Салима (ред.). В погоне за колесницами: материалы Первой международной конференции по колесницам (Каир, 2012 г.) . Сайдстоун Пресс. п. 74. ИСБН 978-9088902093 .
- ^ Кристоф Баумер, История Центральной Азии: эпоха степных воинов . ИБ Таврида, 2012 г. ISBN 1780760604 с. 90
- ^ Елена Ефимовна Кузьмина (2007 г.). Происхождение индоиранцев . БРИЛЛ. п. 134. ИСБН 9789004160545 .
- ^ Перейти обратно: а б Паоло Маттиа, Николо Маркетти (2013). Эбла и ее ландшафт: раннее формирование государства на древнем Ближнем Востоке . Левобережная пресса. п. 436. ИСБН 9781611322286 .
- ^ Энтони 2010 , с. 403.
- ^ «Живая история! Древний мир: Урок 5 – Древний Шумер, раздел 8 – Технологии» . Learntci.com . История живая . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Эль-Ареф, Невин (22 апреля 2013 г.). «Фрагменты кожи Древнего царства показывают, как древние египтяне строили свои колесницы» . Английская Ахра .
- ^ Библия еврейского изучения (2014, Oxford University Press, ISBN 978-0-19-997846-5 )
- ^ Томас Э. Леви, Дэвид Алон, Йорк Роуэн, Эдвин С.М. ван ден Бринк, Кэролайн Григсон, Огюстин Холл, Патрисия Смит, Пол Голдберг, Алан Дж. Виттен, Эрик Канса, Джон Морено, Юваль Йекутиэли, Наоми Порат, Джонатан Голден, Лесли Доусон и Мораг Керсель, «Египетско-ханаанское взаимодействие в Нахаль Тилле, Израиль (ок. 4500–3000 гг. До н.э.): промежуточный отчет о раскопках 1994–1995 гг.», Бюллетень американских школ восточных исследований, 307/август 1997 г. , стр. 1–51.
- ^ Дэвид Усишкин, «Изреель – место, где Иезавель была брошена псам», Обзор библейской археологии , июль / август 2010 г.
- ^ «Археологическая загадка раскрыта». Архивировано 5 июля 2010 г. в Wayback Machine , пресс-релиз Хайфского университета, 1 июля 2010 г.
- ^ «Давняя археологическая загадка решена» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Энтони 2007 , с. 67.
- ^ Гассер, Александр (март 2003 г.). «Самое старое в мире колесо найдено в Словении» . Управление правительственной связи Республики Словения. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 г. Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ «Ежегодные статьи BABESCH по средиземноморской археологии» . От всадников до гоплитов . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Гордон, Дж. Э. (1978). Конструкции, или Почему вещи не рушатся . Лондон: Пеликан. п. 146. ИСБН 9780140219616 .
- ^ Брюэр, Э. Кобэм. Словарь фраз и басен. Колесница. Bartleby.com: Отличные книги в Интернете — энциклопедия, словарь, тезаурус и сотни других. Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ Карл, Раймунд (2006). «Колесница и повозка» . В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 2. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 401. ИСБН 1-85109-440-7 . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка (на французском языке). Париж: Editions Errance. ISBN 2-87772-369-0 .
- ^ «Электронная книга «Проект Гутенберга» «De Bello Gallico» и другие комментарии Гая Юлия Цезаря, перевод В. А. Макдевитта (1915)» .
- ^ «МЕТмузеум.орг» .
- ↑ Золотая колесница Ахилла. Архивировано 16 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Возничий Дельфи: Большой цирк. Архивировано 16 марта 2008 года в Wayback Machine , книги Кэролайн Лоуренс «Римские тайны».
- ^ Кассель, Элейн; Бернштейн, Дуглас А. (3 апреля 2007 г.). Преступное поведение . Психология Пресс. п. 121. ИСБН 978-1-135-61476-8 .
- ^ «Стандартные железные дороги» . Ежедневный бюллетень Таунсвилля . Квинсленд: Национальная библиотека Австралии. 5 октября 1937 г. с. 12 . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1988). «Исторические перспективы появления колесницы в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований . 48 (1): 189–237. дои : 10.2307/2719276 . JSTOR 2719276 .
- ^ Герне, Жак (1996). История китайской цивилизации (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 0-521-49781-7 .
- ^ [Мэн-цзы · Лян Хуэй Хуан (Король Хуэй Ляна, Хуэй - посмертное имя) Том первый] «Цареубийца страны десяти тысяч колесниц должен быть домом тысячи колесниц. Цареубийца страны тысячи колесниц должен стать домом сотни колесниц». [Записка Чжао Ци] Примечание Чжао Ци: «Десять тысяч колесниц — сын неба (король Чжоу)».
- ^ [Чжан Го Цэ·Чжао Цэ] «В настоящее время Королевство Цинь — это страна десяти тысяч колесниц, Королевство Лян (Королевство Вэй, «Да Лян» — столица Вэй) также является страной десяти тысяч колесниц. '
- ^ Уэсуги 2018 , стр. 6.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Энтони, Дэвид В. (2007), Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , Принстон: Princeton University Press, ISBN 9780691058870
- Энтони, Дэвид В. (2010), Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , ISBN 978-1400831104
- Флад, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- Кузьмина (2007), Мэллори, Дж. (ред.), Происхождение индоиранцев , Брилл, doi : 10.1163/ej.9789004160545.i-763 , ISBN 9789047420712
- Олсон, Карл (2007), «Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение» , издательство Rutgers University Press
- Аутрам, Алан К.; Стир, Натали А.; Бендри, Робин; Олсен, Сандра; Каспаров, Алексей; Зайберт, Виктор; Торп, Ник; Эвершед, Ричард П. (6 марта 2009 г.). «Самая ранняя запряжка и доение лошадей» . Наука . 323 (5919): 1332–1335. Бибкод : 2009Sci...323.1332O . дои : 10.1126/science.1168594 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 19265018 . S2CID 5126719 . Проверено 6 апреля 2021 г.
- Парпола, Аско (2020). «Царские захоронения «Колесницы» в Санаули близ Дели и археологические корреляты доисторических индоиранских языков» . Студия Восточной Электроники . 8 : 176. дои : 10.23993/store.98032 .
- Раулвинг, Питер (2000), Лошади, колесницы и индоевропейцы: основы и методы исследования колесниц с точки зрения сравнительной индоевропейской лингвистики , Будапешт: Archaeolingua, ISBN 9638046260
- Спарребум, М. (1985), Колесницы в Ведах. (Мемуары Института Керна, Лейден, 3) , Лейден: Brill Academic Publishers, ISBN 90-04-07590-9
- Уэсуги, Акинори (2018 г.), «Обзор железного века в Южной Азии» , тезисы для Международного симпозиума по железному веку в Южной Азии, 2 и 3 июня 2018 г., в Университете Кансай, Осака.
- Витцель, Майкл (2001), «Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов» (PDF) , Электронный журнал ведических исследований , 7 (3): 1–115
- Витцель, Майкл (2019), «Ранние «арийцы» и их соседи за пределами и внутри Индии», J Biosci , 44 (3): 58, doi : 10.1007/s12038-019-9881-7 , PMID 31389347 , S2CID 195804491
- Веб-источники
- ^ Перейти обратно: а б с д Субраманиан, Т.С. (28 сентября 2018 г.). «Царское захоронение в Санаули» . Линия фронта .
- ^ Шоаиб Даниял (2018), Ставить лошадь впереди телеги: что означает открытие 4000-летней «колесницы» в UP , Scroll.in
- ^ Девдутт Паттанаик (2020), Кто такой индус? Пропавшая лошадь Багпата , МумбаиЗеркало
- ^ Рай, Сандип (6 июня 2018 г.). «ASI обнаруживает «первые» вещественные доказательства существования колесниц медно-бронзового века» . Таймс оф Индия .
- ^ Перейти обратно: а б Бюро инопланетян Васудхи Венугопала, https:// Economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/mahabharata-much-older-say-asi-archaeologies/articleshow/71658119.cms Махабхарата намного старше, говорят археологи ASI , The Economic Время
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чемберлин, Дж. Эдвард. Лошадь: Как лошадь сформировала цивилизации . Нью-Йорк: United Tribes Media Inc., 2006 г. ( ISBN 0-9742405-9-1 ).
- Коттерелл, Артур. Колесница: от колесницы до танка: поразительный взлет и падение первой в мире военной машины . Вудсток и Нью-Йорк: The Overlook Press , 2005 ( ISBN 1-58567-667-5 ).
- Краувель, Йост Х. Колесницы и другие средства наземного транспорта в Греции бронзового века (Серия Алларда Пирсона, 3). Амстердам: Музей Алларда Пирсона , 1981 ( ISBN 90-71211-03-7 ).
- Краувель, Йост Х. Колесницы и другие колесные транспортные средства в Греции железного века (Серия Алларда Пирсона, 9). Амстердам: Музей Алларда Пирсона:, 1993 ( ISBN 90-71211-21-5 ).
- Дрюс, Роберт . Приход греков: индоевропейские завоевания в Эгейском море и на Ближнем Востоке . Принстон: Princeton University Press , 1988 (твердый переплет, ISBN 0-691-03592-X ); 1989 (мягкая обложка, ISBN 0-691-02951-2 ).
- Дрюс, Роберт. Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа ок. 1200 г. до н.э., Принстон: Princeton University Press, 1993 (твердый переплет, ISBN 0-691-04811-8 ); 1995 (мягкая обложка, ISBN 0-691-02591-6 ).
- Дрюс, Роберт. Первые всадники: начало конной войны в Азии и Европе . Нью-Йорк: Рутледж , 2004 ( ISBN 0-415-32624-9 ).
- Филдс, Ник; Брайан Делф (иллюстратор). Боевые колесницы бронзового века (Новый авангард) . Оксфорд; Нью-Йорк: Osprey Publishing , 2006 ( ISBN 978-1841769448 ).
- Гринхалг, Пенсильвания Л. Ранняя греческая война; всадники и колесницы в гомеровскую и архаическую эпоху . Издательство Кембриджского университета , 1973. ( ISBN 9780521200561 ).
- Кулкарни, Рагхунатха Пурушоттама. Вишвакармия Раталаксанам: Исследование древних индийских колесниц: с историческими примечаниями, ссылками, санскритским текстом и переводом на английский язык . Дели: Издательство Канишка, 1994 ( ISBN 978-8173-91004-3 )
- Ли-Стекум, Паршия (октябрь 2006 г.). «Опасные репутации: колесничие и магия в Риме четвертого века». Греция и Рим . 53 (2): 224–234. дои : 10.1017/S0017383506000295 . ISSN 0017-3835 . S2CID 162107855 .
- Литтауэр, Мэри А.; Краувель, Йост Х. Колесницы и сопутствующее оборудование из гробницы Тутанхамона (Серия гробниц Тутанхамона, 8). Оксфорд: Институт Гриффита , 1985 ( ISBN 0-900416-39-4 ).
- Литтауэр, Мэри А.; Краувель, Йост Х.; Раульвинг, Питер (редактор). Избранные сочинения о колесницах и других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи («Культура и история древнего Ближнего Востока», 6). Лейден: Brill Academic Publishers , 2002 ( ISBN 90-04-11799-7 ).
- Мури, PRS «Появление света, колесницы, запряженные лошадьми, на Ближнем Востоке около 2000–1500 гг. До н.э.», World Archeology , Vol. 18, № 2 (1986), стр. 196–215.
- Пиггот, Стюарт. Самый ранний колесный транспорт от Атлантического побережья до Каспийского моря . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета , 1983 ( ISBN 0-8014-1604-3 ).
- Пиггот, Стюарт. Вагон, колесница и карета: Символ и статус в истории транспорта . Лондон: Темза и Гудзон , 1992 ( ISBN 0-500-25114-2 ).
- Погребова М. Появление колесниц и верховая езда на Южном Кавказе в Оксфордском журнале археологии , том 22, номер 4, ноябрь 2003 г., стр. 397–409.
- Сандор, Бела I. Взлет и упадок колесницы класса Тутанхамона в Оксфордском журнале археологии , том 23, номер 2, май 2004 г., стр. 153–175.
- Сандор, Колесницы Белы И. Тутанхамона: Тайные сокровища инженерной механики в книге «Усталость и разрушение инженерных материалов и конструкций» , том 27, номер 7, июль 2004 г., стр. 637–646.
- Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Баррон-Ортис, Кристина Изабель (2 апреля 2021 г.). «Переосмысление доказательств раннего приручения лошадей на Ботае» . Научные отчеты . 11 (1). Природа: 7440. Бибкод : 2021NatSR..11.7440T . дои : 10.1038/s41598-021-86832-9 . ISSN 2045-2322 . ПМК 8018961 . ПМИД 33811228 .
- Уилфорд, Джон Ноубл (22 февраля 1994 г.). «Переделка колеса: эволюция колесницы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с колесницами, на Викискладе?
- Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). 1911. .
- Реконструированы шумерские боевые колесницы. Фотореставрация трех колесниц на штандарте Ура.
- Разобранные шумерские боевые колесницы. Как на самом деле выглядела шумерская боевая колесница?
- «Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир», Дэвид Энтони, 2007 г.
- Древнеегипетские колесницы: история, устройство, использование. Древний Египет: введение в его историю и культуру.
- Использование колесниц в войне темных веков в Греции, автор Кэролайн Николь Контер: Титульный лист электронных диссертаций ETD etd-11152003-164515. Коллекция ETD Университета штата Флорида.
- Колесницы в Греции. Хелленика – Майкл Лаханас.
- База данных исследований Камата – Доисторические повозки. Разновидности повозок и колесниц на доисторических рисунках пещерных убежищ, найденных в Центральной Индии. Попурри Камата - История, тайна и разнообразие Индии.
- Ludi circenses (длинная версия). SocietasViaRomana.net.