Jump to content

Аджаташатру

Аджаташатру
Аджаташатру поклоняется Будде, рельеф из ступы Бхархут в Индийском музее, Калькутта.
2-й император Харьянки
Царствование в. 492 – ок. 460 г. до н.э. [1] или в. 405 – ок. 373 г. до н.э. [2] [3]
Предшественник Бимбисара
Преемник Удаябхадра
Губернатор Чампы
Царствование ? - около 492 или около 405 г. до н.э.
Умер 460 г. до н.э. [1] или в. 373 г. до н.э. [2] [3]
Супруг
Проблема Удаябхадра
Династия Харьянка
Отец Бимбисара
Мать Королева Челлана ( санскрит : Целлана), дочь президента Четаки [4] [5] ( джайнизм )
Королева Косала Деви ( буддизм )
Религия Джайнизм , Буддизм

Аджатасатту ( пали Аджатасатту [1] ) или Аджаташатру ( санскрит Аджаташатру [1] ) в буддийской традиции, или Куника ( Куника ) и Куния ( Куния ) в джайнских историях, [6] (правил с 492 по 460 г. до н.э. или с 405 по 373 г. до н.э.) [2] [3] ) был одним из важнейших царей династии Харьянка из Магадхи в Восточной Индии . Он был сыном царя Бимбисары и современником Махавиры и Гаутамы Будды . Он силой захватил королевство Магадха у своего отца и заключил его в тюрьму. Он вел войну против Лиги Ваджика , возглавляемой Личави , и завоевал республику Вайшали . Город Паталипутра был основан в результате укрепления деревни Аджаташатру.

Аджаташатру проводил политику завоеваний и экспансии. Он победил своих соседей-соперников, включая короля Косалы ; его братья, враждуя с ним, отправились в Каши, который был отдан Бимбисаре в качестве приданого и привел к войне между Магадхой и Косалой .

Аджаташатру оккупировал Каши и захватил меньшие королевства. Магадха при Аджаташатру стал самым могущественным королевством в Северной Индии.

Встречаться

[ редактировать ]

Основываясь на корреляции с датами Махавамсы и заключив, что Будда умер в 483 году до нашей эры, Артур Ллевеллин Бэшам датировал воцарение Аджаташатру 491 годом до нашей эры. [7] По его оценкам, первая кампания Аджаташатру произошла в 485 г. до н.э., а его вторая кампания против Лиги Ваджика - в 481–480 гг. до н.э. [7] В Саманьяпхала Сутте говорится, что Аджаташатру посетил шесть учителей, чтобы услышать их учения, и, наконец, посетил Будду - событие, по оценкам Башама, произошло в 491 году до нашей эры. [8] Историк КТС Сарао оценил продолжительность жизни Будды примерно как ок. с 477 по 397 г. до н. э., и правление Аджаташатру ок. 405–373 гг. до н.э. [2]

Рождение

[ редактировать ]
Королевская процессия покидает Раджагриху , возможно, изображающую Аджаташатру, из Санчи. [9]

Аджаташатру, также известный как Куника , был сыном Бимбисары . [10] В древней надписи в Правительственном музее Матхуры он упоминается как вайдехи путра Аджаташатру Куника «Аджаташатру Куника, сын Вайдехи». История Аджаташатру встречается в Трипитаках буддийских джайнских и агамах . Рассказ о рождении Аджаташатру более или менее схож в обеих традициях. Согласно джайнизму , Аджаташатру родился у короля Бимбисары и королевы Челланы; [4] [11] [5] Буддийская традиция сообщает, что Аджаташатру родился у Бимбисары и Косалы Деви . Стоит отметить, что в обеих традициях обеих цариц называли «Вайдехи».

Согласно джайнской Нираявалика-сутре , во время беременности у королевы Челланы возникло сильное желание съесть жареную плоть сердца мужа и выпить спиртных напитков. Тем временем очень умный принц Абхаякумара, сын короля Бимбисары и королевы Нанды, поджарил дикий фрукт, похожий на сердце, и подарил его королеве. Королева съела его, а позже ей стало стыдно за такое демоническое желание, и она боялась, что ребенок может вырасти и оказаться фатальным для семьи, поэтому через несколько месяцев после рождения ребенка королева выгнала его из дворца. . Когда ребенок лежал возле свалки, петух укусил его за мизинец. Царь Бимбисара, узнав о том, что ребенка выбросили, выбежал на улицу, взял ребенка, сунул в рот кровоточащий мизинец и сосал его, пока оно не перестало кровоточить, и продолжал это несколько дней, пока он не исцелился. Поскольку у ребенка болел мизинец, его прозвали Куником «Больной палец». Позже его назвали Ашокачанда . [12]

В буддийском «Аттхакатхе» приведенная выше история почти такая же, за исключением того, что Косаладеви пожелала выпить кровь из руки Бимбисары; король ей угодил, и позже, когда ребенка бросили возле свалки, из-за инфекции у него появился нарыв на мизинце, и король сосал его, и однажды, пока он сосал, фурункул лопнул во рту короля, но из-за из-за привязанности к своему ребенку он не выплюнул гной, а проглотил его.

Война и победа над Вайшали

[ редактировать ]

Вражда между Аджаташатру и Личчави в 484–468 гг. До н.э. привела к поражению последнего. [13]

Карта восточной Гангской равнины после завоевания Аджатасатту Лиги Ваджика и Мории
Восточная равнина Ганга после завоевания Косалы Аджатасатту.

Джайнская традиция

[ редактировать ]

Однажды царица Падмавати, жена Аджаташатру, сидела вечером на своем балконе. Она увидела Халлу и Вихаллу-кумаров с их женами, сидящими на слоне Сечанака , и одну из жен, носящую 18-кратное божественное ожерелье. Затем она услышала, как одна из служанок говорила из сада внизу: «Истинными удовольствиями королевства наслаждаются Халла и Вихалла-кумары, а не король», и она подумала: «Какой смысл в королевстве, если у меня нет обоих драгоценностей в мое владение?»

Итак, в ту же ночь она поделилась этой мыслью с Аджаташатру и стала чрезмерно настойчивой в своем требовании. Аджаташатру, наконец, согласился и отправил обоим своим братьям просьбу отдать ему слона и ожерелье, но оба его брата отрицали это, говоря, что эти подарки были подарены их дорогим отцом, так почему же они должны с ними расставаться? Аджаташатру трижды отправил запрос, но все три раза получил один и тот же ответ. Это его сильно разозлило, и он послал своих людей арестовать их. Тем временем Халла и Вихалла-кумары воспользовались шансом и сбежали к своему деду по материнской линии Четаке , который был королем великого королевства республики Вайшали (Ваджис/ Личчавис ). Аджаташатру трижды отправлял Четаке уведомление о выдаче их, но Четака отказал ему.

Этого было достаточно для Аджаташатру. Он призвал своих сводных братьев Калакумаров (10 калакумаров, рожденных от царя Бимбисары и 10 королев Кали Кали, Сукали, Махакали и т. д.) объединить их армию со своей, поскольку Аджаташатру было хорошо известно, что республика Вайшали всегда была непобедимой. в прошлом, и он один не сможет победить его. Каждый Калакумара привез с собой по 3000 лошадей, 3000 слонов, 3000 колесниц и 30 000 пехотинцев. С другой стороны, Четака пригласил своих союзников 9 Малласов, 9 Личхвисов и 18 царей Каси-Косалы, чтобы сразиться со своим внуком Аджаташатру. Все эти цари пришли с 3000 конями, 3000 слонами, 3000 колесницами и 30 000 пехотинцами каждый. Таким образом, всего было 57 000 слонов, 57 000 колесниц, 57 000 лошадей и 570 000 пехотинцев.

Война началась. Царь Четака был преданным последователем Махавиры и дал обет не выпускать на войне более одной стрелы в день. Всем было известно, что меткость Четаки безупречна, а его стрелы непогрешимы. Его первая стрела убила некоего Калакумару, командира Аджаташатру. В течение девяти дней подряд остальные девять Калакумар были убиты Четой. Глубоко опечаленные смертью своих сыновей, царицы Кали были посвящены в монахини в священный орден Махавиры.

Поскольку Аджаташатру приближался к поражению, он практиковал аскезу в течение трех дней и возносил молитвы Сакрендре и Чармендре ( Индре разных небес), которые затем помогали ему в войне. Они защитили его от безошибочной стрелы Четаки. Война стала очень жестокой, и, как говорят, под божественным влиянием Индр даже камешки, соломинки и листья, брошенные людьми Аджаташатру, падали, как камни, на армию Четаки. Таким образом, это оружие было названо Махасилакантака , то есть оружие, от которого погибло более миллиона (1 00 000) человек. Затем Индры подарили Аджаташатру огромную, автоматически движущуюся колесницу с раскачивающимися шипастыми булавами с каждой стороны, которой, как говорят, управлял сам Чармендра. Колесница двигалась по полю боя, сокрушая тысячи солдат. Эту боевую колесницу назвали Ратха-Мусала .

В этой битве Четака потерпел поражение. Но Четака и другие немедленно укрылись внутри городских стен Вайшали и закрыли главные ворота. Стены вокруг Вайшали были настолько крепкими, что Аджаташатру не смог их прорвать. Прошло много дней, Аджаташатру пришел в ярость и снова взмолился Индре, но на этот раз Индра отказался ему помочь. Но оракул полубогини сообщил Аджаташатру: «Вайшали можно будет победить, если Шрамана (монах) Кулвалака женится на куртизанке».

Аджаташатру расспросил о монахе Кулвалаке и послал за проституткой Магадхикой, замаскированной под набожную последовательницу. Падшая женщина привлекла к себе монаха, и, наконец, монах отказался от монашества и женился на ней. Позже Магадхика по приказу Аджаташатру промыл мозги Кулвалаке, чтобы тот вошел в Вайшали под видом астролога. С большим трудом он все-таки вошел в Вайшали и узнал, что город спас Чайтья ( алтарь), посвященный Мунисуврате . Затем Кулвалака начал рассказывать людям, что этот алтарь является причиной того, что город переживает тяжелые времена. Люди разрушили жертвенник с самого основания. Кулвалака подал сигнал, и Аджаташатру действовал согласно предварительной договоренности. Это была последняя атака. Вайшали был побежден Аджаташатру.

Слон Сечанака умер после того, как упал в яму с железными прутьями и огнем, устроенным солдатами Аджаташатру. Позже Халла и Вихалла-кумары получили посвящение в монахи святого ордена Махавиры. Четака ухаживал за Саллеканой (постился до смерти). Аджаташатру завоевал не только Вайшали, но и Каси-Косалу.

Буддийские традиции

[ редактировать ]
настенная роспись Аджаташатру из Кизильских пещер
Настенная роспись царя Аджаташатру, его царицы и его министра Варшакары из Кизилских пещер (ок. 251-403 гг. н.э.).

Рядом с деревней на реке Ганг находился алмазный рудник . было соглашение Между Аджаташатру и личчави Ваджи о том , что они получат равную долю алмазов. Однако из-за полнейшей вялости Аджаташатру не удалось получить свою долю, и большую часть алмазов унесли Личхависы. Со временем, наконец, Аджаташатру разозлился и решил что-то с этим сделать. Поскольку он думал, что сражаться против всей конфедерации Вайшали может быть почти невозможно, он решил вместо этого искоренить могущественных ваджи и истребить их. Он послал своего главного министра Вассакару к Будде, чтобы спросить его, почему вайшали такие непобедимые; на что Будда привел семь причин, в том числе: то, что Ваджи всегда пунктуальны на собраниях, их дисциплинированное поведение, их уважение к старшим, уважение к женщинам, что они не выдают замуж своих дочерей насильно, что они оказывают духовную защиту архатам , и наконец, главной причиной был Чайтья (алтарь), находившийся внутри города.

Таким образом, с помощью своего главного министра Вассакары Аджаташатру удалось расколоть Ваджи, а также сломать чайтьи внутри. Во время этой битвы Аджаташатру использовал косую колесницу с качающейся булавой и лезвиями с обеих сторон, атаковал ею город и завоевал его.

Королевство

[ редактировать ]

Аджаташатру перенес свою столицу из Раджгрихи в Чампу из-за смерти своего отца. [14]

Джайнская традиция

[ редактировать ]

Согласно «Нираявалия-сутте», Аджаташатру родился у царя Бимбисары и царицы Челланы, дочери Четаки, царя Вайшали, который был братом царицы Тришалы , матери Махавиры. У Аджаташатру было восемь жен.

Буддийская традиция

[ редактировать ]
Тюрьма Бимбисара, где король Бимбисара содержался под стражей его собственным сыном, королем Аджаташатру.
Тюрьма Бимбисара, где король Бимбисара содержался под стражей его собственным сыном, королем Аджаташатру.

Согласно Дигха-никае, Аджаташатру родился у короля Бимбисары и королевы Косалы Деви , которая была дочерью Маха-Косалы , короля Косалы и сестры Пасенади , которая позже унаследовала трон. У Аджаташатру было 500 жен, но главной супругой была принцесса Ваджира . [15] Город Каси был передан Бимбисаре в приданое Маха-Косалой. После убийства Бимбисары Прасенаджит вернул город обратно. Это привело к войне между Аджаташатру и Прасенаджитом. Война закончилась мирным договором, по которому Прасенаджит выдал за него свою дочь Ваджиру. Позже у Аджаташатру родился сын по имени Удаябхадда или Удаябхадра .

Историки зафиксировали смерть Аджаташатру ок. 461 год до нашей эры . [16] Версия о его смерти сильно различается в джайнских и буддийских традициях. Другие источники указывают на c. 460 г. до н.э. [3] как год его смерти.

Пещера Саттапанни, в которой проводился первый буддийский совет.
Пещера Саттапанни, в которой состоялся первый буддийский совет, спонсировался королем Аджаташатру.

Аджаташатру упоминается как в джайнских, так и в буддийских традициях.

Сутта Увавай /Аупапатика, которая является первой Упангой (см. Джайнские Агамы ) джайнов, проливает свет на отношения между Махавирой и Аджаташатру. Там говорится, что Аджаташатру очень уважал Махавиру. В том же тексте также говорится, что у Аджаташатру был офицер, который докладывал ему о распорядке дня Махавиры. Ему щедро платили. Офицер имел обширную сеть и вспомогательный полевой персонал, через который он собирал всю информацию о Махавире и докладывал царю. В Увавай-сутте подробно и содержательно обсуждается прибытие Махавиры в город Чампа, честь, оказанная ему Аджаташатру, проповедь, произнесенная Махавирой на Ардхамагадхи языке , и т. д.

Согласно буддийской традиции, Саманьяпхала Сутта повествует о его первой встрече с Буддой, где он осознал свои ошибки, связанные с общением с Девадаттой, и планировал убить своего собственного отца. Согласно тому же тексту, во время этой встречи Аджаташатру принял защиту Будды, Дхаммы и Сангхи . Он не раз упоминался в нескольких других суттах как пример сильного приверженца Будды, Дхаммы и Сангхи. Он воздвиг огромную Ступу на костях и прахе Будды после похорон, а Аджаташатру также присутствовал на первом буддийском совете в Саттапанни (Саптпарни) пещере Раджгриха .

В буддизме Махаяны Аджаташатру играет значительную сотериологическую роль. Он появляется в Махаянской Махапаринирвана-сутре как существо, полностью охваченное злом и страданиями, и как таковой прототип обычного грешного человека, которого можно спасти только состраданием Будды; Будда даже заявляет в этой сутре, что он «останется в мире ради Аджаташатру». [17] Этот эпизод, наряду с более широкой темой Эпохи упадка Дхармы , повлиял на то, что некоторые школы Махаяны сделали акцент на вере, а не на накоплении заслуг .

Независимо от того, был ли Аджаташатру джайном или буддистом, в обоих текстах он указывался как приверженец соответствующих религий.

[ редактировать ]
  • Художественный рассказ об Аджаташатру, изображенном как физически грубая и тираническая фигура, получающая удовольствие от совершения зверств и массовых убийств, появляется в Гора Видала романе «Сотворение ».
  • Он играет главного героя в фильме «Амрапали» (1966), где его играет Сунил Датт, а Виджаянтималу в главной роли Амрапали .
  • Субба Рао написал книгу о его жизни под названием «Аджаташатру». [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Древнее прошлое Индии , Р.С. Шарма.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сарао, KTS (2003), «Ачарьяпарампара и дата Будды». , Indian Historical Review , 30 (1–2): 1–12, doi : 10.1177/037698360303000201 , S2CID   141897826
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Индия: История. Пересмотренное и обновленное , Джон Кей
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рэпсон, Эдвард Джеймс (1955). Кембриджская история Индии . Архив Кубка. п. 183.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «[Решено] Кто была матерью Аджаташатру, царя Магадхи?» . Тестовая тетрадь . Проверено 9 августа 2022 г.
  6. ^ Джайн, Кайлаш Чанд (1974). Господь Махавира и его времена . Дели , Индия : Мотилал Банарсидасс . п. 21 . ISBN  978-8-120-80805-8 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1991 , с. 75.
  8. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 79.
  9. Джон Маршалл, Путеводитель по Санчи, 1918, стр. 58ff. Архивировано 20 августа 2017 г. в Wikiwix (текст, являющийся общественным достоянием).
  10. ^ Дандас 2002 , с. 36.
  11. ^ «Бимбисара» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 августа 2022 г.
  12. ^ Глава Джайн Агам Увавай Сутра: Куника
  13. ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 272.
  14. ^ Натубхай Шах 2004 , с. 42.
  15. ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 271.
  16. ^ Тапар 1990 , с. 56.
  17. ^ «25: О чистых действиях». Махаяна Махапаринирвана-Сутра (PDF) . Перевод Ямамото, Кошо. 1973. с. 269.
  18. ^ «Покупайте книги в Интернете | Книжный интернет-магазин Индии | Покупка книг в Интернете | Бесплатная доставка по Индии» . book.rediff.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Аджаташатру
493 г. до н.э. – 461 г. до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f910ce32884334a620f1cdaa509cde4f__1720682640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/4f/f910ce32884334a620f1cdaa509cde4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ajatashatru - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)