Аджаташатру
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Аджаташатру | |
---|---|
![]() Аджаташатру поклоняется Будде, рельеф из ступы Бхархут в Индийском музее, Калькутта. | |
2-й император Харьянки | |
Царствование | в. 492 – ок. 460 г. до н.э. [1] или в. 405 – ок. 373 г. до н.э. [2] [3] |
Предшественник | Бимбисара |
Преемник | Удаябхадра |
Губернатор Чампы | |
Царствование | ? - около 492 или около 405 г. до н.э. |
Умер | 460 г. до н.э. [1] или в. 373 г. до н.э. [2] [3] |
Супруг |
|
Проблема | Удаябхадра |
Династия | Харьянка |
Отец | Бимбисара |
Мать | Королева Челлана ( санскрит : Целлана), дочь президента Четаки [4] [5] ( джайнизм ) Королева Косала Деви ( буддизм ) |
Религия | Джайнизм , Буддизм |
Аджатасатту ( пали Аджатасатту [1] ) или Аджаташатру ( санскрит Аджаташатру [1] ) в буддийской традиции, или Куника ( Куника ) и Куния ( Куния ) в джайнских историях, [6] (правил с 492 по 460 г. до н.э. или с 405 по 373 г. до н.э.) [2] [3] ) был одним из важнейших царей династии Харьянка из Магадхи в Восточной Индии . Он был сыном царя Бимбисары и современником Махавиры и Гаутамы Будды . Он силой захватил королевство Магадха у своего отца и заключил его в тюрьму. Он вел войну против Лиги Ваджика , возглавляемой Личави , и завоевал республику Вайшали . Город Паталипутра был основан в результате укрепления деревни Аджаташатру.
Аджаташатру проводил политику завоеваний и экспансии. Он победил своих соседей-соперников, включая короля Косалы ; его братья, враждуя с ним, отправились в Каши, который был отдан Бимбисаре в качестве приданого и привел к войне между Магадхой и Косалой .
Аджаташатру оккупировал Каши и захватил меньшие королевства. Магадха при Аджаташатру стал самым могущественным королевством в Северной Индии.
Встречаться
[ редактировать ]Основываясь на корреляции с датами Махавамсы и заключив, что Будда умер в 483 году до нашей эры, Артур Ллевеллин Бэшам датировал воцарение Аджаташатру 491 годом до нашей эры. [7] По его оценкам, первая кампания Аджаташатру произошла в 485 г. до н.э., а его вторая кампания против Лиги Ваджика - в 481–480 гг. до н.э. [7] В Саманьяпхала Сутте говорится, что Аджаташатру посетил шесть учителей, чтобы услышать их учения, и, наконец, посетил Будду - событие, по оценкам Башама, произошло в 491 году до нашей эры. [8] Историк КТС Сарао оценил продолжительность жизни Будды примерно как ок. с 477 по 397 г. до н. э., и правление Аджаташатру ок. 405–373 гг. до н.э. [2]
Рождение
[ редактировать ]
Аджаташатру, также известный как Куника , был сыном Бимбисары . [10] В древней надписи в Правительственном музее Матхуры он упоминается как вайдехи путра Аджаташатру Куника «Аджаташатру Куника, сын Вайдехи». История Аджаташатру встречается в Трипитаках буддийских джайнских и агамах . Рассказ о рождении Аджаташатру более или менее схож в обеих традициях. Согласно джайнизму , Аджаташатру родился у короля Бимбисары и королевы Челланы; [4] [11] [5] Буддийская традиция сообщает, что Аджаташатру родился у Бимбисары и Косалы Деви . Стоит отметить, что в обеих традициях обеих цариц называли «Вайдехи».
Согласно джайнской Нираявалика-сутре , во время беременности у королевы Челланы возникло сильное желание съесть жареную плоть сердца мужа и выпить спиртных напитков. Тем временем очень умный принц Абхаякумара, сын короля Бимбисары и королевы Нанды, поджарил дикий фрукт, похожий на сердце, и подарил его королеве. Королева съела его, а позже ей стало стыдно за такое демоническое желание, и она боялась, что ребенок может вырасти и оказаться фатальным для семьи, поэтому через несколько месяцев после рождения ребенка королева выгнала его из дворца. . Когда ребенок лежал возле свалки, петух укусил его за мизинец. Царь Бимбисара, узнав о том, что ребенка выбросили, выбежал на улицу, взял ребенка, сунул в рот кровоточащий мизинец и сосал его, пока оно не перестало кровоточить, и продолжал это несколько дней, пока он не исцелился. Поскольку у ребенка болел мизинец, его прозвали Куником «Больной палец». Позже его назвали Ашокачанда . [12]
В буддийском «Аттхакатхе» приведенная выше история почти такая же, за исключением того, что Косаладеви пожелала выпить кровь из руки Бимбисары; король ей угодил, и позже, когда ребенка бросили возле свалки, из-за инфекции у него появился нарыв на мизинце, и король сосал его, и однажды, пока он сосал, фурункул лопнул во рту короля, но из-за из-за привязанности к своему ребенку он не выплюнул гной, а проглотил его.
Война и победа над Вайшали
[ редактировать ]Вражда между Аджаташатру и Личчави в 484–468 гг. До н.э. привела к поражению последнего. [13]
Джайнская традиция
[ редактировать ]Однажды царица Падмавати, жена Аджаташатру, сидела вечером на своем балконе. Она увидела Халлу и Вихаллу-кумаров с их женами, сидящими на слоне Сечанака , и одну из жен, носящую 18-кратное божественное ожерелье. Затем она услышала, как одна из служанок говорила из сада внизу: «Истинными удовольствиями королевства наслаждаются Халла и Вихалла-кумары, а не король», и она подумала: «Какой смысл в королевстве, если у меня нет обоих драгоценностей в мое владение?»
Итак, в ту же ночь она поделилась этой мыслью с Аджаташатру и стала чрезмерно настойчивой в своем требовании. Аджаташатру, наконец, согласился и отправил обоим своим братьям просьбу отдать ему слона и ожерелье, но оба его брата отрицали это, говоря, что эти подарки были подарены их дорогим отцом, так почему же они должны с ними расставаться? Аджаташатру трижды отправил запрос, но все три раза получил один и тот же ответ. Это его сильно разозлило, и он послал своих людей арестовать их. Тем временем Халла и Вихалла-кумары воспользовались шансом и сбежали к своему деду по материнской линии Четаке , который был королем великого королевства республики Вайшали (Ваджис/ Личчавис ). Аджаташатру трижды отправлял Четаке уведомление о выдаче их, но Четака отказал ему.
Этого было достаточно для Аджаташатру. Он призвал своих сводных братьев Калакумаров (10 калакумаров, рожденных от царя Бимбисары и 10 королев Кали Кали, Сукали, Махакали и т. д.) объединить их армию со своей, поскольку Аджаташатру было хорошо известно, что республика Вайшали всегда была непобедимой. в прошлом, и он один не сможет победить его. Каждый Калакумара привез с собой по 3000 лошадей, 3000 слонов, 3000 колесниц и 30 000 пехотинцев. С другой стороны, Четака пригласил своих союзников 9 Малласов, 9 Личхвисов и 18 царей Каси-Косалы, чтобы сразиться со своим внуком Аджаташатру. Все эти цари пришли с 3000 конями, 3000 слонами, 3000 колесницами и 30 000 пехотинцами каждый. Таким образом, всего было 57 000 слонов, 57 000 колесниц, 57 000 лошадей и 570 000 пехотинцев.
Война началась. Царь Четака был преданным последователем Махавиры и дал обет не выпускать на войне более одной стрелы в день. Всем было известно, что меткость Четаки безупречна, а его стрелы непогрешимы. Его первая стрела убила некоего Калакумару, командира Аджаташатру. В течение девяти дней подряд остальные девять Калакумар были убиты Четой. Глубоко опечаленные смертью своих сыновей, царицы Кали были посвящены в монахини в священный орден Махавиры.
Поскольку Аджаташатру приближался к поражению, он практиковал аскезу в течение трех дней и возносил молитвы Сакрендре и Чармендре ( Индре разных небес), которые затем помогали ему в войне. Они защитили его от безошибочной стрелы Четаки. Война стала очень жестокой, и, как говорят, под божественным влиянием Индр даже камешки, соломинки и листья, брошенные людьми Аджаташатру, падали, как камни, на армию Четаки. Таким образом, это оружие было названо Махасилакантака , то есть оружие, от которого погибло более миллиона (1 00 000) человек. Затем Индры подарили Аджаташатру огромную, автоматически движущуюся колесницу с раскачивающимися шипастыми булавами с каждой стороны, которой, как говорят, управлял сам Чармендра. Колесница двигалась по полю боя, сокрушая тысячи солдат. Эту боевую колесницу назвали Ратха-Мусала .
В этой битве Четака потерпел поражение. Но Четака и другие немедленно укрылись внутри городских стен Вайшали и закрыли главные ворота. Стены вокруг Вайшали были настолько крепкими, что Аджаташатру не смог их прорвать. Прошло много дней, Аджаташатру пришел в ярость и снова взмолился Индре, но на этот раз Индра отказался ему помочь. Но оракул полубогини сообщил Аджаташатру: «Вайшали можно будет победить, если Шрамана (монах) Кулвалака женится на куртизанке».
Аджаташатру расспросил о монахе Кулвалаке и послал за проституткой Магадхикой, замаскированной под набожную последовательницу. Падшая женщина привлекла к себе монаха, и, наконец, монах отказался от монашества и женился на ней. Позже Магадхика по приказу Аджаташатру промыл мозги Кулвалаке, чтобы тот вошел в Вайшали под видом астролога. С большим трудом он все-таки вошел в Вайшали и узнал, что город спас Чайтья ( алтарь), посвященный Мунисуврате . Затем Кулвалака начал рассказывать людям, что этот алтарь является причиной того, что город переживает тяжелые времена. Люди разрушили жертвенник с самого основания. Кулвалака подал сигнал, и Аджаташатру действовал согласно предварительной договоренности. Это была последняя атака. Вайшали был побежден Аджаташатру.
Слон Сечанака умер после того, как упал в яму с железными прутьями и огнем, устроенным солдатами Аджаташатру. Позже Халла и Вихалла-кумары получили посвящение в монахи святого ордена Махавиры. Четака ухаживал за Саллеканой (постился до смерти). Аджаташатру завоевал не только Вайшали, но и Каси-Косалу.
Буддийские традиции
[ редактировать ]Рядом с деревней на реке Ганг находился алмазный рудник . было соглашение Между Аджаташатру и личчави Ваджи о том , что они получат равную долю алмазов. Однако из-за полнейшей вялости Аджаташатру не удалось получить свою долю, и большую часть алмазов унесли Личхависы. Со временем, наконец, Аджаташатру разозлился и решил что-то с этим сделать. Поскольку он думал, что сражаться против всей конфедерации Вайшали может быть почти невозможно, он решил вместо этого искоренить могущественных ваджи и истребить их. Он послал своего главного министра Вассакару к Будде, чтобы спросить его, почему вайшали такие непобедимые; на что Будда привел семь причин, в том числе: то, что Ваджи всегда пунктуальны на собраниях, их дисциплинированное поведение, их уважение к старшим, уважение к женщинам, что они не выдают замуж своих дочерей насильно, что они оказывают духовную защиту архатам , и наконец, главной причиной был Чайтья (алтарь), находившийся внутри города.
Таким образом, с помощью своего главного министра Вассакары Аджаташатру удалось расколоть Ваджи, а также сломать чайтьи внутри. Во время этой битвы Аджаташатру использовал косую колесницу с качающейся булавой и лезвиями с обеих сторон, атаковал ею город и завоевал его.
Королевство
[ редактировать ]Аджаташатру перенес свою столицу из Раджгрихи в Чампу из-за смерти своего отца. [14]
Семья
[ редактировать ]Джайнская традиция
[ редактировать ]Согласно «Нираявалия-сутте», Аджаташатру родился у царя Бимбисары и царицы Челланы, дочери Четаки, царя Вайшали, который был братом царицы Тришалы , матери Махавиры. У Аджаташатру было восемь жен.
Буддийская традиция
[ редактировать ]
Согласно Дигха-никае, Аджаташатру родился у короля Бимбисары и королевы Косалы Деви , которая была дочерью Маха-Косалы , короля Косалы и сестры Пасенади , которая позже унаследовала трон. У Аджаташатру было 500 жен, но главной супругой была принцесса Ваджира . [15] Город Каси был передан Бимбисаре в приданое Маха-Косалой. После убийства Бимбисары Прасенаджит вернул город обратно. Это привело к войне между Аджаташатру и Прасенаджитом. Война закончилась мирным договором, по которому Прасенаджит выдал за него свою дочь Ваджиру. Позже у Аджаташатру родился сын по имени Удаябхадда или Удаябхадра .
Смерть
[ редактировать ]Историки зафиксировали смерть Аджаташатру ок. 461 год до нашей эры . [16] Версия о его смерти сильно различается в джайнских и буддийских традициях. Другие источники указывают на c. 460 г. до н.э. [3] как год его смерти.
Религия
[ редактировать ]
Аджаташатру упоминается как в джайнских, так и в буддийских традициях.
Сутта Увавай /Аупапатика, которая является первой Упангой (см. Джайнские Агамы ) джайнов, проливает свет на отношения между Махавирой и Аджаташатру. Там говорится, что Аджаташатру очень уважал Махавиру. В том же тексте также говорится, что у Аджаташатру был офицер, который докладывал ему о распорядке дня Махавиры. Ему щедро платили. Офицер имел обширную сеть и вспомогательный полевой персонал, через который он собирал всю информацию о Махавире и докладывал царю. В Увавай-сутте подробно и содержательно обсуждается прибытие Махавиры в город Чампа, честь, оказанная ему Аджаташатру, проповедь, произнесенная Махавирой на Ардхамагадхи языке , и т. д.
Согласно буддийской традиции, Саманьяпхала Сутта повествует о его первой встрече с Буддой, где он осознал свои ошибки, связанные с общением с Девадаттой, и планировал убить своего собственного отца. Согласно тому же тексту, во время этой встречи Аджаташатру принял защиту Будды, Дхаммы и Сангхи . Он не раз упоминался в нескольких других суттах как пример сильного приверженца Будды, Дхаммы и Сангхи. Он воздвиг огромную Ступу на костях и прахе Будды после похорон, а Аджаташатру также присутствовал на первом буддийском совете в Саттапанни (Саптпарни) пещере Раджгриха .
В буддизме Махаяны Аджаташатру играет значительную сотериологическую роль. Он появляется в Махаянской Махапаринирвана-сутре как существо, полностью охваченное злом и страданиями, и как таковой прототип обычного грешного человека, которого можно спасти только состраданием Будды; Будда даже заявляет в этой сутре, что он «останется в мире ради Аджаташатру». [17] Этот эпизод, наряду с более широкой темой Эпохи упадка Дхармы , повлиял на то, что некоторые школы Махаяны сделали акцент на вере, а не на накоплении заслуг .
Независимо от того, был ли Аджаташатру джайном или буддистом, в обоих текстах он указывался как приверженец соответствующих религий.
Изображения в популярной культуре
[ редактировать ]- Художественный рассказ об Аджаташатру, изображенном как физически грубая и тираническая фигура, получающая удовольствие от совершения зверств и массовых убийств, появляется в Гора Видала романе «Сотворение ».
- Он играет главного героя в фильме «Амрапали» (1966), где его играет Сунил Датт, а Виджаянтималу в главной роли Амрапали .
- Субба Рао написал книгу о его жизни под названием «Аджаташатру». [18]
См. также
[ редактировать ]- Джайн Агамас (Святилище)
- Саманьяпхала Сутта
- Махараджа Аджасат , биографический фильм на сингальском языке об Аджаташатру.
- Аванти-Магаданские войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Древнее прошлое Индии , Р.С. Шарма.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сарао, KTS (2003), «Ачарьяпарампара и дата Будды». , Indian Historical Review , 30 (1–2): 1–12, doi : 10.1177/037698360303000201 , S2CID 141897826
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Индия: История. Пересмотренное и обновленное , Джон Кей
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рэпсон, Эдвард Джеймс (1955). Кембриджская история Индии . Архив Кубка. п. 183.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «[Решено] Кто была матерью Аджаташатру, царя Магадхи?» . Тестовая тетрадь . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Джайн, Кайлаш Чанд (1974). Господь Махавира и его времена . Дели , Индия : Мотилал Банарсидасс . п. 21 . ISBN 978-8-120-80805-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1991 , с. 75.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 79.
- ↑ Джон Маршалл, Путеводитель по Санчи, 1918, стр. 58ff. Архивировано 20 августа 2017 г. в Wikiwix (текст, являющийся общественным достоянием).
- ^ Дандас 2002 , с. 36.
- ^ «Бимбисара» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Глава Джайн Агам Увавай Сутра: Куника
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 272.
- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 42.
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 271.
- ^ Тапар 1990 , с. 56.
- ^ «25: О чистых действиях». Махаяна Махапаринирвана-Сутра (PDF) . Перевод Ямамото, Кошо. 1973. с. 269.
- ^ «Покупайте книги в Интернете | Книжный интернет-магазин Индии | Покупка книг в Интернете | Бесплатная доставка по Индии» . book.rediff.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года.
Источники
[ редактировать ]- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Джайн, Кайлаш Чанд (1991), Господь Махавира и его времена , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-0805-8
- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1938-2
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson PLC , ISBN 978-81-317-1677-9
- Тапар, Ромила (1990) [Впервые опубликовано в 1966 году], История Индии , том. 1, Книги Пингвина , ISBN 978-0-14-194976-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ачарья Наградджи . «Агама и Трипитака - сравнительное исследование Господа Махавиры и Господа Будды». История и традиции , Том. 1. Глава 14 «Короли-последователи». стр. 355–377 (английская версия Муни Махендракумарджи). Издано издательской компанией Concept, Нью-Дели, 110059.
- ГП Сингх . 2004. «Ранняя индийская историческая традиция и археология». ДК Принтворд (П) Лтд . Нью-Дели 110015. стр. 164, 165.
- Джайн Агам , 1-я Упанга Увавай Сутта. Глава «Куника ».
- Башам, А.Л. (1951) «Война Аджатасатту с личчави», Труды Индийского исторического конгресса 14: 37–41. Доступно по адресу: http://www.jstor.org/stable/44303932 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]