Амрапали
Амрапали | |
---|---|
![]() Амрапали приветствует Будду», резьба по слоновой кости, Национальный музей Нью-Дели. | |
Рожденный | в. 500 г. до н.э. |
Умер | |
Занятие | танцор |
Известный | нагарвадху (королевская куртизанка ) республики Вайшали |
Амрапали , «Амбапали» или «Амра», был знаменитым нагарвадху (королевской куртизанкой ) Республики Вайшали ( , также известный как «Амбапалика » расположенной в современном Бихаре) в древней Индии около 500 г. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Амрапали также завоевала титул раджнартаки (придворного танцора). [ 4 ] Следуя учению Будды , она стала архатом . Она упоминается в старых палийских текстах и буддийских традициях ( агама-сутры ), особенно в связи с пребыванием Будды в ее манговой роще Амбапали-вана , которую она позже пожертвовала его ордену и где он проповедовал знаменитую Амбапалику- сутру . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Легенда об Амрапали возникла в буддийских «Сказках Джатаки» около 1500 лет назад.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Амрапали родился около 600–500 гг. до н. э. в семье Маханамы и неизвестной матери. Этимологически варианты ее имени происходят от комбинации двух санскритских слов: амра , что означает манго , и паллава , что означает молодые листья или ростки. [ 9 ] Говорят, что она родилась спонтанно у подножия мангового дерева в одном из королевских садов Вайшали — отсюда и ее имя. [ 10 ]
Даже будучи молодой девушкой, Амрапали была исключительно красивой и неземной. Говорят, что феодал по имени Маханаман был настолько очарован красотой юного Амрапали, что покинул свое королевство и переехал в деревню Амбара, небольшую деревню в Вайшали, ныне находящуюся в Музаффарпуре . [ 11 ]
Как куртизанка
[ редактировать ]Вайшали был столицей племени Личчави , одного из восьми кланов Хаттия (санскрит Кшатрии ), объединившихся в конфедерацию Ваджьян. [ 12 ] Король избирался коллегией выборщиков, состоящей из принцев и дворян из кланов кшатриев. Было принято, что самые красивые женщины страны не выходили замуж за одного мужчину и посвящали себя удовольствию многих. [ 13 ]
Амрапали выросла женщиной необычайного обаяния и грации, талантливой во многих видах искусства. [ 13 ] Многие молодые дворяне жаждали ее общества. Когда Манудев, царь Вайшали, увидел, как Амрапали танцует в городе, он задумал «завладеть» ею. Он убил детскую любовь и будущего жениха Амрапали, Пушпакумара, в день их свадьбы, а затем сделал официальное заявление, объявив Амрапали «невестой» Вайшали, то есть Нагарвадху . Ей также был присвоен титул Вайшали Джанпад Калаяни , присвоенный самой красивой и талантливой девушке королевства сроком на семь лет. Амрапали имела право выбирать себе любовников, но по вышеупомянутому обычаю она не могла быть привязана к какому-либо одному мужчине.
После объявления Нагарвадху . [ 14 ] Ее талант и красота привлекли так много мужчин, что славу Вайшали в этот период часто приписывают славе Амрапали. [ 13 ] Цена за возможность увидеть художественную форму Амрапали составляла пятьдесят Каршапан за ночь, а ее казна росла намного больше, чем сокровищницы некоторых королей. [ 13 ]
Говорят, что Амрапали была объявлена «самой красивой» девочкой в возрасте 11 лет, а позже стала нагарвадху. Она также является знаменитой раджнартаки (придворной танцовщицей) в древнем Вайшали. Амрапали также была опытна в музыке, танцах, охоте, стрельба из лука, управление лошадьми и т. д. Она очень любила классические песни и танцы. [ 4 ] [ 15 ]
Легенды, связанные с Амрапали
[ редактировать ]Амрапали и Бимбисара
[ редактировать ]Истории о ее красоте дошли до ушей Бимбисары , короля враждебного соседнего королевства Магадха . Он напал на Вайшали и укрылся в доме Амрапали. Бимбисара был хорошим музыкантом. Вскоре Амрапали и Бимбисара полюбили друг друга. Когда она узнала его настоящую личность, Амрапали попросила Бимбисару уйти и прекратить войну. Бимбисара, охваченная любовью, сделала так, как она просила. В глазах жителей Вайшали этот инцидент сделал его трусом. Позже Амрапали родила ему сына по имени Вимала Конданна.
Аджаташатру , сын Бимбисары от королевы Челланы (согласно джайнским традициям) или королевы Косалы Деви (согласно буддийским традициям), позже вторгся в Вайшали из-за спора со своими братьями. Он был настолько тронут ее красотой, что, когда Амрапали заключили в тюрьму, он сжег весь Вайшали. В резне погибли почти все, кроме его возлюбленной Амрапали, но, увидев состояние своей родины, она отказалась от любви к нему.
Амрапали и Будда
[ редактировать ]В буддийских записях отмечается, что Амрапали имел возможность подавать еду Будде во время своего последнего визита в Вайшали, незадолго до своей смерти. [ 16 ] Амрапали присутствовала на его проповеди в соседней роще и была настолько глубоко тронута ею, что пригласила его на обед в свою квартиру. [ 17 ] В других источниках утверждается, что сам Будда укрылся в ее манговых рощах, и его посетила Амрапали, которая выразила ему свое почтение, а затем направила приглашение. [ 18 ] Он молча согласился на ее предложение. [ 17 ] На обратном пути ее колесница столкнулась с колесницей княжеской знати Вайшали, которые также направлялись пригласить Будду отобедать с ними. Они ругают ее, называя «женщиной-манго», и просят ее, женщину с дурной репутацией, отойти в сторону и пропустить начальство. Именно тогда она объявляет, что Будда придет к ней домой пообедать. Принцы были расстроены и предложили ей золото в обмен на привилегию принять Будду, но она отказалась. [ 18 ] [ 19 ] Будда также отвергает их, уже приняв участие в Амрапали.
Будда признал ее красоту и посоветовал своим ученикам быть внимательными в ее присутствии, чтобы они не влюбились в нее. [ 19 ] Амрапали приняла Будду со своей свитой в своей величественной резиденции, специально украшенной по этому случаю. [ 20 ] Это было не меньше, чем дворец любого короля; [ 20 ] таким было богатство, которым она располагала. По завершении трапезы она предложила Будде и его ордену все свое имущество, включая рощи, которые стали местом проведения нескольких проповедей по осознанности. [ 20 ] Вскоре после этого она отказалась от своей должности куртизанки или придворной танцовщицы, приняла буддийский путь и осталась активной сторонницей буддийского ордена. Она посвятила свою жизнь служению бедным и обездоленным. [ 20 ]
Повзрослев, сын Амрапали, Вимала Конданна, также стал буддийским монахом и известным старейшиной. [ 16 ]
Отношение к куртизанкам в Священных Писаниях
[ редактировать ]История Амрапали важна для понимания современных взглядов куртизанок. Хотя она получила большую известность как талантливая художница, [ 13 ] ее также ругали благородные князья Вайшали, называя ее « Ганика », что имело уничижительный оттенок. [ 18 ] Однако, в отличие от них, Будда не разделял по отношению к ней такого рода предубеждений. Он поел у нее дома и принял ее рощу под буддийский орден. Это часто приводят как пример его непредвзятого отношения к женщинам. [ 17 ] Однако было замечено, что с течением времени и по мере сопоставления Теригаты это предубеждение также проникло в буддизм. [ 18 ]
Возможный союз Амрапали с Бимбисарой также сохранился в основном благодаря устной традиции и не нашел своего отражения в палийском каноне буддизма. Это потому, что Бимбисара был великим королевским покровителем буддизма, и его связи с Амрапали могут выставить его в негативном свете. [ 18 ] Упоминание Амрапали в каноне также сосредоточено в основном на более позднем этапе ее жизни, когда она обратилась в буддизм. [ 18 ]
Однако в записях китайских путешественников, приехавших в Индию в поисках буддийских текстов, отмечены ранние годы жизни Амрапали и ее отношения с Бимбисарой. Последний встречается в китайской редакции буддийской трипитаки. [ 18 ] Это повествование было написано в традиции Махаяны, и поэтому оно не преследовало цели представить Бимбисару в положительном свете. [ 18 ] Таким образом, их отношения подчеркнуты.
Третий набор Священных Писаний, в которых упоминается история Амрапали и сделан это наиболее подробно, происходит из области Гилгит в Кашмире и поэтому известен как Рукописи Гилгита. [ 18 ] Это тибетско-санскритские писания ветви буддизма Муласарвастивада, в которых она пользуется большим уважением. Однако негативный оттенок куртизанки все еще присутствует. [ 18 ] Таким образом, культурная память куртизанки демонстрирует сложную структуру, меняющуюся в зависимости от времени и места.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Амрапали был героем трех биографических фильмов: «Амрапали» (1945) с Сабитой Деви, Джагдишем Сетхи, Прем Адибом в главных ролях, «Амрапали» (1959) с Суприей Деви в главной роли в роли Амрапали и Асит Баран в роли короля Аджаташатру. [ 21 ] и Амрапали (1966) с Виджаянтималой в роли Амрапали и Сунил Даттом в роли императора Аджаташатру. [ нужна ссылка ]
- Актриса Болливуда Хема Малини продюсировала, направила и снялась в телесериале « Женщины Индии» , в котором рассказывается история Амрапали. Музыку для сегмента сериала «Амрапали» написали Ридайнатх Мангешкар вместе с Равиндрой Джайном .
- Амрапали был предметом различных книг, в том числе «Вайшали Ки Нагарвадху», 1948 года на хинди романа Ачарьи Чатурсена , и «Амбапали» , романа 1962 года Вималы Райны. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Недавняя работа на английском языке « Легенда об Амрапали: очаровательная сага, погребенная в песках времени » была завершена автором Анурагом Анандом в 2012 году. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
- Телесериал «Амрапали » транслировался на канале DD National в 2002 году.
- Амрапали также упоминается в книге «Героини» писателя-историка Иры Мухоты. [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . tribuneindia.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ История Вайшали
- ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . www.tribuneindia.com . Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Амрапали: великолепный ученик Будды» .
- ^ Амбапаали вана Палийский словарь
- ^ Ханна, с. 45
- ^ Амбапаали Сутта Пали Словарь
- ^ «Встреча Амрапали с красивым отшельником» . Таймс оф Индия . 30 июня 2006 г.
- ^ «Амбапали или Амрапали около 600 г. до н. э. — Индия» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 г.
- ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . tribuneindia.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ «Здесь что-то другое» . thehindubusinessline.in . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ «Очередной исторический сериал на ДД» . Индус . Ченнаи, Индия. 15 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чанна, Субхадра Митра (2013). Гендер в Южной Азии: социальное воображение и сконструированная реальность . Дарьягандж: Издательство Кембриджского университета. стр. 21–22. ISBN 978-1-107-04361-9 .
- ^ «Внутреннее программирование: На съемках Амрапали» . indiantelevision.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ «Амрапали – История жизни» .
- ^ Перейти обратно: а б Басвелл-младший 1, Лопес-младший 2, Роберт Э.1, Дональд С.2 (2014). Принстонский словарь буддизма . Оксфордшир: Издательство Принстонского университета. стр. 36–37. ISBN 978-0-691-15786-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Гарлинг, Венди (2016). Звезды на рассвете: забытые истории женщин в жизни Будды . Боулдер: Shambhala Publications, Inc. стр. 268–269. ISBN 9781611802658 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Верма, Арчана (2011). Представление и культура: повествование, имидж и постановление в Индии . Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. п. 109. ИСБН 978-1-4438-2735-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Стронг, Джон С. (2001). Будда: Руководство для начинающих . Оксфорд: Публикации One World. ISBN 978-1-78074-054-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гупта, Нидерланды (2000). Образование женщин на протяжении веков . Нью-Дели: Издательская компания Concept. п. 92. ИСБН 978-81-7022-826-4 .
- ^ «Амрапали (1959) – Рецензия, звездный состав, новости, фото» . Синестан . Архивировано из оригинала 22 января 2018 года . Проверено 17 июля 2019 г.
- ^ «Артист, готовый ослепить» . Индус . Ченнаи, Индия. 11 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2003 г.
- ^ «Вайшали Ки Нагарвадху» . Goodreads.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ «Вайшали Ки Нагарвадху (хинди) — Crossword.in» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 г. Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ «Амрапали была больше, чем роскошная куртизанка» . Таймс оф Индия . 31 января 2013 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 г.
- ^ «Амарапали, вдохновение для многих» . Таймс оф Индия . 30 января 2012 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г.
- ^ «От юмора до ужаса» . Телеграф . Калькутта, Индия. 09.02.2012. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 г. Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Редкость под названием профессионализм» . thehindubusinessline.in . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ «Внутреннее программирование: На съемках Амрапали» . indiantelevision.com . Проверено 4 июля 2016 г.
Примечания
[ редактировать ]- Ханна, Анита (2004). Истории Будды . Детский книжный фонд. ISBN 978-81-7011-913-5 .
- Роман «Вьяса и Вигнесвара малаялам», написанный Анандом
- Роман: «Вайшали ки Нагарвадху» Ачарьи Чатурсена , 1948 г.
- Кхуддака Никая, часть 9 (Теригата) Песнь 13
- Дигха Никая 16 (Махапариниббанасутта - часть 2, 16-26)
- Малаласекера: Буддийский словарь палийских имен собственных (sv)
- Легенда об Амрапали Анурага Ананда [1]
- Преподобный. Ошо - История о Будде и Амрапали