Четыре достопримечательности
Четыре видения — это четыре события, описанные в легендарном рассказе о жизни Гаутамы Будды , которые привели его к осознанию непостоянства и предельной неудовлетворенности обусловленным существованием. Согласно этой легенде, перед этими встречами Гаутама Сиддхартха был заперт в своем дворце своим отцом, опасавшимся, что он станет аскетом, если , согласно предсказанию, соприкоснется с жизненными страданиями. Однако его первый выход из дворца глубоко повлиял на него, заставил осознать все страдания и заставил начать свой духовный путь странствующего аскета, который в конечном итоге привел к его просветлению. Духовное чувство срочности, испытываемое Сиддхартхой Гаутамой, называется самвегой .
Легендарный рассказ о четырех достопримечательностях
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Сиддхартха принадлежал к кшатрийскому гану (клану) Сакья. Он родился в Лумбини недалеко от Капилавасту в Непале . Его отец был царем клана Сакья. После рождения сына царь Шуддходана призвал восемь брахманов, чтобы предсказать будущее своего сына. В то время как семеро из них заявили, что принц будет либо Буддой, либо великим королем, брамин Каундинья был уверен, что он отречется от мира и станет Буддой. [1]
Шуддходана, который был полон решимости, чтобы его сын стал великим царем, запер принца во дворце и окружил его земными удовольствиями и роскошью, скрывая тем самым реалии жизни, которые могли побудить его отказаться от этих удовольствий и стать аскетом . [2]
Осмотр достопримечательностей
[ редактировать ]Проведя защищенную жизнь в окружении роскоши и удовольствий в молодые годы, принц Сиддхартха впервые отважился покинуть свой дворец в возрасте 29 лет. [2] [3] Он отправился из дворца в город на колеснице в сопровождении своего возничего Чанна (санскрит: Чандака). [4]
Согласно более детальным источникам, таким как Лалитавистара Сутра , текст Махаяны , первоначально написанный на санскрите , вероятно, относящийся к III веку, боги поместили «Четыре взгляда» на его маршрут, чтобы способствовать развитию мышления Сиддхарты. Рельефы Боробудора 9-го века иллюстрируют это сообщение.
Первый взгляд: старение
[ редактировать ]В этом путешествии он впервые увидел старика , раскрывающего Сиддхартхе последствия старения. [5] Когда принц спросил об этом человеке, Чанна ответила, что старение происходит со всеми существами одинаково. [4]
2-й взгляд: болезнь
[ редактировать ]Вторым зрелищем был больной человек, страдающий от болезни . Принц снова был удивлён увиденному, и Чанна объяснила, что все существа подвержены болезням и боли. Это еще больше беспокоило князя. [4]
3-е зрение: смерть
[ редактировать ]Третьим зрелищем было мертвое тело . Как и прежде, Чанна объяснила принцу, что смерть — это неизбежная судьба, постигающая каждого. [4] Увидев эти три зрелища, Сиддхартха встревожился и опечалился из-за страданий, которые приходится пережить в жизни. [6]
4-й взгляд: аскетизм
[ редактировать ]Увидев эти три негативных видения, Сиддхартха увидел четвертое видение — аскета, посвятившего себя поиску причины человеческих страданий. [7] Это зрелище дало ему надежду, что он тоже сможет освободиться от страданий, возникающих из-за неоднократного перерождения. [3] и он решил последовать примеру подвижника. [4]
Последствия
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Осмотрев эти четыре зрелища, Сиддхартха вернулся во дворец, где для него было устроено представление танцовщиц. На протяжении всего выступления принц продолжал думать о достопримечательностях. Ранним утром он наконец оглянулся и увидел спящих и растерянных танцоров. Вид этой радикальной перемены укрепил его решимость уйти в поисках прекращения страданий существ. [8] [9]
Спустя некоторое время после этого инцидента (сведения о времени значительно различаются) и осознав истинную природу жизни после наблюдения за четырьмя достопримечательностями, [3] Сиддхартха покинул дворец на своем коне Кантаке в сопровождении только Чанны. Это известно как Великий Отъезд . Он отправил Чанну обратно со своим имуществом и начал аскетическую жизнь, в конце которой достиг просветления как Гаутама Будда . Перед этим он увидел группу медитирующих людей и решил присоединиться к ним. Лидеры этой группы считали его настолько хорошим, что попросили его вести их класс. Однако он думал, что медитация — не единственный фактор на его пути к просветлению. Он пытался дисциплинировать свое тело постом, но понял, что, делая это, он умрет, не достигнув просветления. [8]
В ранних палийских суттах четыре зрелища как отдельные встречи не упоминались в отношении исторического Будды Сиддхартхи Гаутамы. [10] Скорее, представления Сиддхартхи о старости, болезнях и смерти были абстрактными соображениями.
Несмотря на то, что я был наделен таким счастьем, такой полной утонченностью, мне пришла в голову мысль: «Когда необразованный, заурядный человек, сам подверженный старению, а не выше старения, видит другого, кто стар, он в ужасе, унижении и отвращении, не обращая внимания на себя, что он тоже подвержен старению, а не за пределами старения. Если бы я, подверженный старению, а не сверхстарению, испытал бы ужас, унижение и отвращение, увидев другого пожилого человека, это было бы мне неподходящее». Когда я заметил это, опьянение [типичного] молодого человека молодостью полностью исчезло. [11]
Далее следуют аналогичные отрывки о болезни и смерти.
Подобным образом, Ария-париесана сутта (Маджхима Никая 26) описывает довольно абстрактные соображения:
А что такое неблагородный поиск? Бывает, что человек, будучи подвержен рождению, ищет [счастья] в том, что также подвержено рождению. Подвергаясь старению... болезни... смерти... печали... осквернению, он ищет [счастья в] том, что также подвержено болезни... смерти... печали... осквернению. [12]
В этих отрывках также не упоминается четвертое видение отрекшегося. Отреченный — это изображение движения Шрамана , которое было популярно во времена Сиддхартхи и к которому он впоследствии присоединился. В течение следующих шести лет Сиддхартха странствовал с места на место в поисках тайны жизни и смерти. Он сел под деревом пипал в Бодхгае и начал медитировать. После многих дней медитации он достиг просветления и стал известен как Будда или «Просветленный». Будда произнес свою первую проповедь в Оленьем парке в Сарнатхе. Следующие сорок пять лет он провел в путешествиях и проповедях. Он умер в возрасте восьмидесяти лет, и к этому времени тысячи людей начали следовать буддизму.
Будда следовал простому пути и вдохновлял людей вести простую жизнь. Его религиозная философия называется «Буддизм». Он проповедовал на пали — языке, понятном каждому. В ранних палийских источниках легендарный рассказ о четырех достопримечательностях описывается только в отношении предыдущего легендарного Будды Випасси (Махападана Сутта, DN 14). [13] В более поздних работах «Ниданакатха» , «Буддхавамса» и «Лалитавистара-сутра » это описание впоследствии также применялось к Сиддхартхе Гаутаме.
Различные версии
[ редактировать ]В некоторых источниках говорится, что Сиддхартха наблюдал эти четыре достопримечательности за один день во время одного путешествия. Другие описывают, что четыре видения наблюдались им четыре раза, или три плохих видения были замечены в одной поездке, а подвижник - в другой. В некоторых версиях этой истории также говорится, что отец принца приказал украсить и охранять маршрут, чтобы он не увидел ничего, что могло бы направить его мысли в сторону страданий.
Урок усвоен
[ редактировать ]После своего аскетического опыта Будда выбрал Срединный путь .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киоун, Дэмиен; Ходж, Стивен; Тинти, Паола (2003). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 0-19-860560-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Жизнь Будды для молодежи, автор Бхиккху Силачара» . Аксесстоинсайт . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макфол, Томас Р. (2006). Будущее мира и справедливости в глобальной деревне . Издательская группа Гринвуд. стр. 30, 31. ISBN. 0-275-99313-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Трейнор, Кевин (2004). Буддизм . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517398-8 .
- ^ Мехротра, Чандра; Вагнер, Лиза (2008). Старение и разнообразие . ЦРК Пресс. п. 344. ИСБН 978-0-415-95214-9 .
- ^ «Сиддхартха Гаутама» . Университет штата Вашингтон. Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 29 апреля 2009 г.
- ^ Круче, Ричард. «Буддизм» . Центр исследований Юго-Восточной Азии Университета Северного Иллинойса. Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. Проверено 29 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иасваран, Экнат (2007). Дхаммапада . Нилгири Пресс. ISBN 978-1-58638-020-5 . (см. статью в книге)
- ^ Гач, Гэри (2001). Полное руководство для идиотов по пониманию буддизма . Альфа Книги. п. 8 . ISBN 0-02-864170-1 .
Сиддхарта+танцующие девушки.
- ^ Сидериц, Марк (2007). Буддизм как философия: Введение . Эшгейт Паблишинг Лимитед. п. 17. ISBN 978-0754653691 .
- ^ Сукхамала Сутта (AN 3.38), перевод Таниссаро Бхиккху
- ^ Ария Париесана Сутта (MN 26), перевод Таниссаро Бхиккху
- ^ Басвелл, Роберт Э. (2003). Энциклопедия буддизма . Справочник Macmillan США. п. 85. ИСБН 0-02-865910-4 .