Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде напоминает конкретные эпизоды его путешествий и учений , знакомые буддистам по иконографии с определенными правилами. Будду всегда изображают с определенными физическими качествами, в определенной одежде и определенных позах. Каждая поза, и особенно положение и жесты рук Будды, имеют определенное значение, знакомое буддистам. В других буддийских странах используется другая, но родственная иконография, например мудры в индийском искусстве. Некоторые из них считаются особенно благоприятными для тех, кто родился в определенные дни недели. [1]
Введение
[ редактировать ]
Для буддистов правильное изображение Будды — это не просто художественный вопрос; Буддисты верят, что правильно переданное изображение Будды — это ипостась : реальная духовная эманация Будды, обладающая сверхъестественными качествами. Хотя Будда не является богом, буддисты стремятся общаться со сверхъестественным миром через изображения Будды, делая им подношения и молясь перед ними. [ нужна ссылка ]
Изображения Будды не предназначены для натуралистического представления того, как выглядел Гаутама Будда. Современных изображений Будды нет, а самые старые изображения Будды датируются 500–600 годами позже его жизни. Но буддисты верят, что изображения Будды представляют собой идеальную реальность Будды и что каждое изображение Будды стоит в конце последовательности изображений, восходящих к самому Будде. [ нужна ссылка ]
Ожидается, что при создании изображения Будды художник будет находиться в духовном и психическом состоянии ( самадхи ), которое позволит ему визуализировать эту идеальную реальность. Нет никакого требования, чтобы все изображения Будды были идентичны, и на самом деле существует большое разнообразие художественных стилей и национальных традиций в изображении Будды. Однако существуют определенные правила представительства, которых необходимо придерживаться. [ нужна ссылка ]
Разработка
[ редактировать ]Нынешний диапазон поз, в которых может быть изображен Будда, и жестов, которые могут быть изображены, развивались в течение первого тысячелетия буддийской эры (примерно с 500 г. до н. э. по 500 г. н. э.), главным образом в Индии , изначальной родине буддизма. Традиция изображений, достигшая Юго-Восточной Азии, была изменена в конце V века нашей эры, по-видимому, сначала в Сарнатхе в Индии. Новый «тип изображения Сарнатха» или «буддийский образ периода Гуптов» отличается от более ранних изображений Будды, таких как изображения в греко-буддийском искусстве , во многих отношениях: взгляд опущен, облегающие одежды не раскрывают выпуклости мужских половых органов, в халате отсутствуют складки, пропорции тела разные. [2]
В начале этого периода Будду обычно изображали благословляющим, держа правую руку на уровне плеч, ладонь смотрела вперед, пальцы вместе и слегка согнуты. К концу империи Гуптов (около 550 г. н. э.) канон изображения стал более разнообразным, а сидячая медитативная поза ( дхьяна мудра - см. Ниже) стала обычным явлением, особенно в Шри-Ланке . К VII веку нашей эры канон был в основном таким, каким он видится сегодня.

По мере распространения буддизма из Индии в другие страны развивались вариации изображения Будды. В этой статье описывается канон изображения Будды в Таиланде и Лаосе. Этот канон не был формализован до 19 века как часть общего проекта «модернизации», последовавшего за встречей буддийского мира с западной цивилизацией. Ключевой фигурой в этом процессе был сиамский королевский принц и буддийский монах Параманучит Чинорот , сын короля Рамы I , который в 1814 году был назначен администратором королевского храма Ват Пхо в Бангкоке . По просьбе короля Рамы III Параманучит описал и представил 40 различных поз Будды в иллюстрированном трактате под названием Патхама Самбодхикатха . Некоторые из них, такие как «Будда, вдевающий нитку в иголку», были новыми, хотя и оправданными ссылками на литературные описания жизни Будды. Иллюстрации Параманучита позже были преобразованы в бронзовые миниатюры, которые сегодня можно увидеть в Ват Пхра Кео в Бангкоке и которые служат шаблонами для создания современных буддийских образов.
Атрибуты Будды
[ редактировать ]Дигха Никая , палийский текст I века до нашей эры, дает список из 32 физических атрибутов Будды. Некоторые из них поэтичны или причудливы («ноги, как у антилопы», «лодыжки, как округлые раковины»), в то время как другие более конкретны: ступни ровные, выступающие пятки, длинные и тонкие пальцы рук и ног, пучок волос между брови. Хотя не обязательно, чтобы изображения Будды отражали все эти атрибуты, многие из них приобрели канонический статус.
Самое любопытное, что, как говорят, у Будды на макушке черепа был выступ — ушниша . Иногда это отображается в виде шпиля или шипа, а иногда только в виде небольшого выступа. У Будды всегда спокойное выражение лица или слабая улыбка. Будда также всегда изображается с очень длинными мочками ушей . Это связано с его ранней жизнью в качестве принца, отягощенного материальными благами, но с тех пор стало символом мудрости. [3]
Поза и одежда
[ редактировать ]Будду можно изображать в одной из четырех поз:
- Сидя: если Будда сидит, его можно изображать в одном из трех различных положений.
- В «героической позе» ( вирасана ), со скрещенными ногами.
- В «адамантовой позе» ( ваджрасана ; также известная как « поза лотоса ») со скрещенными ногами так, что подошвы обеих ног повернуты вверх.
- В положении человека, сидящего на стуле ( праламбанасана )
- Стоя: если Будда стоит, его можно изображать либо с ногами вместе, либо с одной ногой вперед.
- Прогулка
- Лежащая поза : лежащая поза может представлять Будду отдыхающего или спящего, но чаще представляет собой махапаринаббану : окончательное состояние просветления Будды перед его смертью.

Будда почти всегда изображается в монашеском одеянии, которое носят сегодня буддийские монахи. Мантия может быть изображена как носимая в «режиме прикрытия» (накинутая на оба плеча) или в «открытом режиме» (оставляя правое плечо и грудь непокрытыми). Это одеяние символизирует смирение Будды. (Гаутама изначально был принцем, который отрекся от мира в поисках просветления, и его первоначальное одеяние было сделано из савана трупа.) Иногда одеяние изображается прозрачным, прозрачным или таинственно развевающимся, что указывает на духовную силу, исходящую от Будды. . Изображения Будды часто задрапированы настоящими одеждами, которые периодически обновляются, обычно во время крупных фестивалей. Будду также можно изображать в королевском одеянии, но это редкость.
Жесты рук
[ редактировать ]Важнейшим аспектом иконографии Будды являются жесты рук, известные как мудра . Эти жесты имеют значения, известные во всем буддийском мире, и в сочетании с описанными выше позами дают полное представление, обычно связанное с конкретным случаем из жизни Будды.
Шесть мудр, связанных с Буддой:
- Касание земли ( Бхумишпарша мудра ) (มารวิชัย; пан маа-ра-ви-чай ): правая рука лежит на правом бедре, пальцы направлены вниз, но не всегда касаются земли (как видно на изображении внизу). вверху этой страницы). Левая рука лежит в позе дхьяна-мудры на коленях Будды. Эта мудра называется на пахи и санскрите «призывая землю в свидетели (осуществления им совершенств, парами ). На тайском языке она известна как «Будда, подчиняющий Мару (демона, который пытался помешать ему достичь просветления различными способами)». Это, безусловно, наиболее часто изображаемая мудра .
- Медитация ( Дхьяна мудра ) th:ปางสมาธิ pang sà-măa-tí : руки показаны лежащими на коленях Будды ладонями вверх. Эта мудра связана с сидящим Буддой. Это показывает, что Будда дисциплинирует свой ум посредством умственной концентрации, что является необходимым шагом к достижению просветления.
- Благотворительность ( Варана мудра ) th:ปางประทานพร pang bprà-taan pon : правая рука показана свисающей (вытянутой вниз), с открытой ладонью, повернутой вперед, и вытянутыми пальцами. Эта мудра обычно ассоциируется со стоящим Буддой. Эта позиция может означать либо то, что Будда дарует благословения, либо получает благотворительные пожертвования.
- Бесстрашие ( Абхая мудра ) th:ปางประทานอภัย пан бпра-таан а-пай : одна или обе руки показаны согнутыми в локте и запястье, ладонь обращена наружу, а пальцы направлены вверх. Это показывает, что Будда либо проявляет бесстрашие перед лицом невзгод, либо призывает других поступать так же. Поднятую правую руку еще называют «успокаивающим животных» th:ปางโปรดสัตว์ pang pròht sàt , а с поднятыми обеими руками еще называют «запрещающим родственникам» th:ปางห้ามญาติ pan ham да . Эти мудры обычно ассоциируются со стоящим Буддой, но нередко встречаются и сидячие изображения.
- Рассуждение и объяснение ( Витарка мудра ): рука и кисть располагаются так же, как и в абхая мудре , за исключением того, что большой и указательный пальцы сведены вместе. Жест можно делать как правой, так и левой рукой (обычно правой), но не обеими руками. Эта мудра означает обращение к разуму или дачу указаний. Поскольку Будда взывает к разуму, этот жест часто интерпретируют как призыв к миру.
- Приведение колеса в движение ( Дхармачакра мудра ): руки держат перед грудью, обе руки в положении витарка мудры , пальцы левой руки лежат на ладони правой руки. Это менее распространенная мудра, поскольку она относится к конкретному эпизоду из жизни Будды: его первой проповеди, когда он «привел колесо (дела своей жизни) в движение». Его можно использовать как для сидячих, так и для стоячих изображений.
На протяжении веков комбинации и вариации этих шести мудр развивались. Например, «двойная абхая мудра », когда обе руки подняты в позу абхая мудра , стала распространенной в Таиланде и Лаосе в 16 веке и сейчас является одним из наиболее распространенных изображений Будды в странах Юго-Восточной Азии. . Иногда его интерпретируют как «Учение Будды о разуме». Поскольку художники хотели изобразить больше конкретных случаев из жизни Будды, возникли новые, второстепенные мудры , такие как «Будда держит чашу для подаяния», «Будда получает манго» и Будда совершает различные чудеса. Многие из них возникли в Бирме , а затем распространились на другие части буддийского мира.
Отношения икон Будды в тайском искусстве
[ редактировать ]80 приемов ( тайский : ปาง, ปางพระพุทธรูป ; Паанг , Паанг Пхра Пхутта Рупе В тайском искусстве существует ). Однако лишь немногие из них можно было найти в большинстве храмов, а также среди тех, которые выставлялись индивидуально. Список ниже состоит из нескольких распространенных паангов Будды в тайском искусстве. [4]
- Позиция Лилы : поза Будды при ходьбе, впервые появившаяся в период Сукхотай ; согласно тайским верованиям, на нем изображен эпизод спуска Будды на землю с небес.
- Позиция Маравиджайя : сидячая поза Будды, одна рука которого лежит на земле, а другая у него на коленях.
- Отношение к медитации : медитирующий Будда, самый обоснованный.
- Отношение к нирване : известное как лежащий Будда.
- Позиция Нага Прока : сидящий медитирующий Будда с нагом . прикрытым
См. также
[ редактировать ]- Будай и его запись для Пхра Сангкадчай/Пхра Сангкачай , пузатые фигуры, которые иногда путают с Буддой, а также друг с другом.
- Изображения Будды в Таиланде (историческая перспектива)
- Лаосская буддийская скульптура
- Буддийские представления, которые легко сбить с толку
- Стиль У Тонг , Таиланд, 12-15 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Тайские цвета дня рождения и изображение Будды » . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 30 июня 2009 г.
- ^ Браун, Роберт Л., стр. 318–319, «Важность скульптуры периода Гуптов в истории искусства Юго-Восточной Азии», в книге « Ранние взаимодействия между Южной и Юго-Восточной Азией: размышления о межкультурном обмене », редакторы Пьер-Ив Манген, А. Мани, Джефф Уэйд, 2011, Институт исследований Юго-Восточной Азии, ISBN 9814311162 , 9789814311168, книги Google
- ^ Почему у статуй Будды длинные мочки ушей? В чем разница между толстым Буддой и обычным Буддой? (2007) Прямой наркотик
- ^ перевод с th: Статуя Будды в тайской Википедии.
Источники
[ редактировать ]- Жесты Будды , KIMatics, издательство Чулалонгкорнского университета, Бангкок, 2004 г.
- Буклет без названия, Кочоне Кеоманивонг и др., Музей Хо Пхра Каео, Вианг Чан, Лаос (без даты)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь Будды в 80 сценах из храма Ананды, Баган, Мьянма
- Изображения Будды - фотографии, представленные со всего мира (в архиве)
- Буддийская иконография в Таиланде (в архиве)
- Тайские изображения Будды по дням недели (в архиве)