Jump to content

Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде

Статуя «Будды, призывающего землю в свидетели ( Маравиджая Отношение )», одно из самых распространенных изображений. Руки Будды находятся в бхумиспарша мудре (позе касания земли). Храм Хо Пхра Кео , Вианг Чан, Лаос

Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде напоминает конкретные эпизоды его путешествий и учений , знакомые буддистам по иконографии с определенными правилами. Будду всегда изображают с определенными физическими качествами, в определенной одежде и определенных позах. Каждая поза, и особенно положение и жесты рук Будды, имеют определенное значение, знакомое буддистам. В других буддийских странах используется другая, но родственная иконография, например мудры в индийском искусстве. Некоторые из них считаются особенно благоприятными для тех, кто родился в определенные дни недели. [1]

Введение

[ редактировать ]
Лежащий Будда

Для буддистов правильное изображение Будды — это не просто художественный вопрос; Буддисты верят, что правильно переданное изображение Будды — это ипостась : реальная духовная эманация Будды, обладающая сверхъестественными качествами. Хотя Будда не является богом, буддисты стремятся общаться со сверхъестественным миром через изображения Будды, делая им подношения и молясь перед ними. [ нужна ссылка ]

Буддисты поклоняются изображению Будды Лилы ( Ват Дой Сутхеп , Чиангмай, Таиланд)

Изображения Будды не предназначены для натуралистического представления того, как выглядел Гаутама Будда. Современных изображений Будды нет, а самые старые изображения Будды датируются 500–600 годами позже его жизни. Но буддисты верят, что изображения Будды представляют собой идеальную реальность Будды и что каждое изображение Будды стоит в конце последовательности изображений, восходящих к самому Будде. [ нужна ссылка ]

Ожидается, что при создании изображения Будды художник будет находиться в духовном и психическом состоянии ( самадхи ), которое позволит ему визуализировать эту идеальную реальность. Нет никакого требования, чтобы все изображения Будды были идентичны, и на самом деле существует большое разнообразие художественных стилей и национальных традиций в изображении Будды. Однако существуют определенные правила представительства, которых необходимо придерживаться. [ нужна ссылка ]

Разработка

[ редактировать ]

Нынешний диапазон поз, в которых может быть изображен Будда, и жестов, которые могут быть изображены, развивались в течение первого тысячелетия буддийской эры (примерно с 500 г. до н. э. по 500 г. н. э.), главным образом в Индии , изначальной родине буддизма. Традиция изображений, достигшая Юго-Восточной Азии, была изменена в конце V века нашей эры, по-видимому, сначала в Сарнатхе в Индии. Новый «тип изображения Сарнатха» или «буддийский образ периода Гуптов» отличается от более ранних изображений Будды, таких как изображения в греко-буддийском искусстве , во многих отношениях: взгляд опущен, облегающие одежды не раскрывают выпуклости мужских половых органов, в халате отсутствуют складки, пропорции тела разные. [2]

В начале этого периода Будду обычно изображали благословляющим, держа правую руку на уровне плеч, ладонь смотрела вперед, пальцы вместе и слегка согнуты. К концу империи Гуптов (около 550 г. н. э.) канон изображения стал более разнообразным, а сидячая медитативная поза ( дхьяна мудра - см. Ниже) стала обычным явлением, особенно в Шри-Ланке . К VII веку нашей эры канон был в основном таким, каким он видится сегодня.

Статуя Будды с поднятой рукой в ​​позе абхайя мудры . Идя в позе Лилы , он облачен в монашеские одежды, с обнаженным правым плечом. ( Пхуттамонтон , Таиланд)

По мере распространения буддизма из Индии в другие страны развивались вариации изображения Будды. В этой статье описывается канон изображения Будды в Таиланде и Лаосе. Этот канон не был формализован до 19 века как часть общего проекта «модернизации», последовавшего за встречей буддийского мира с западной цивилизацией. Ключевой фигурой в этом процессе был сиамский королевский принц и буддийский монах Параманучит Чинорот , сын короля Рамы I , который в 1814 году был назначен администратором королевского храма Ват Пхо в Бангкоке . По просьбе короля Рамы III Параманучит описал и представил 40 различных поз Будды в иллюстрированном трактате под названием Патхама Самбодхикатха . Некоторые из них, такие как «Будда, вдевающий нитку в иголку», были новыми, хотя и оправданными ссылками на литературные описания жизни Будды. Иллюстрации Параманучита позже были преобразованы в бронзовые миниатюры, которые сегодня можно увидеть в Ват Пхра Кео в Бангкоке и которые служат шаблонами для создания современных буддийских образов.

Атрибуты Будды

[ редактировать ]
Лежащий Будда (Ват Сиенг Тонг, Луанг Пхрабанг, Лаос)

Дигха Никая , палийский текст I века до нашей эры, дает список из 32 физических атрибутов Будды. Некоторые из них поэтичны или причудливы («ноги, как у антилопы», «лодыжки, как округлые раковины»), в то время как другие более конкретны: ступни ровные, выступающие пятки, длинные и тонкие пальцы рук и ног, пучок волос между брови. Хотя не обязательно, чтобы изображения Будды отражали все эти атрибуты, многие из них приобрели канонический статус.

Самое любопытное, что, как говорят, у Будды на макушке черепа был выступ — ушниша . Иногда это отображается в виде шпиля или шипа, а иногда только в виде небольшого выступа. У Будды всегда спокойное выражение лица или слабая улыбка. Будда также всегда изображается с очень длинными мочками ушей . Это связано с его ранней жизнью в качестве принца, отягощенного материальными благами, но с тех пор стало символом мудрости. [3]

Поза и одежда

[ редактировать ]

Будду можно изображать в одной из четырех поз:

  • Сидя: если Будда сидит, его можно изображать в одном из трех различных положений.
В «героической позе» ( вирасана ), со скрещенными ногами.
В «адамантовой позе» ( ваджрасана ; также известная как « поза лотоса ») со скрещенными ногами так, что подошвы обеих ног повернуты вверх.
В положении человека, сидящего на стуле ( праламбанасана )
  • Стоя: если Будда стоит, его можно изображать либо с ногами вместе, либо с одной ногой вперед.
  • Прогулка
  • Лежащая поза : лежащая поза может представлять Будду отдыхающего или спящего, но чаще представляет собой махапаринаббану : окончательное состояние просветления Будды перед его смертью.
Современное гигантское изображение лежащего Будды в Сулилат. Бунлеуа парке Будды

Будда почти всегда изображается в монашеском одеянии, которое носят сегодня буддийские монахи. Мантия может быть изображена как носимая в «режиме прикрытия» (накинутая на оба плеча) или в «открытом режиме» (оставляя правое плечо и грудь непокрытыми). Это одеяние символизирует смирение Будды. (Гаутама изначально был принцем, который отрекся от мира в поисках просветления, и его первоначальное одеяние было сделано из савана трупа.) Иногда одеяние изображается прозрачным, прозрачным или таинственно развевающимся, что указывает на духовную силу, исходящую от Будды. . Изображения Будды часто задрапированы настоящими одеждами, которые периодически обновляются, обычно во время крупных фестивалей. Будду также можно изображать в королевском одеянии, но это редкость.

Жесты рук

[ редактировать ]
Статуя «медитирующего Будды». Руки Будды находятся в положении дхьяна мудры . ( Ват Сиенг Тонг , Луанг Пхрабанг, Лаос)

Важнейшим аспектом иконографии Будды являются жесты рук, известные как мудра . Эти жесты имеют значения, известные во всем буддийском мире, и в сочетании с описанными выше позами дают полное представление, обычно связанное с конкретным случаем из жизни Будды.

Шесть мудр, связанных с Буддой:

  • Касание земли ( Бхумишпарша мудра ) (มารวิชัย; пан маа-ра-ви-чай ): правая рука лежит на правом бедре, пальцы направлены вниз, но не всегда касаются земли (как видно на изображении внизу). вверху этой страницы). Левая рука лежит в позе дхьяна-мудры на коленях Будды. Эта мудра называется на пахи и санскрите «призывая землю в свидетели (осуществления им совершенств, парами ). На тайском языке она известна как «Будда, подчиняющий Мару (демона, который пытался помешать ему достичь просветления различными способами)». Это, безусловно, наиболее часто изображаемая мудра .
  • Медитация ( Дхьяна мудра ) th:ปางสมาธิ pang sà-măa-tí : руки показаны лежащими на коленях Будды ладонями вверх. Эта мудра связана с сидящим Буддой. Это показывает, что Будда дисциплинирует свой ум посредством умственной концентрации, что является необходимым шагом к достижению просветления.
  • Благотворительность ( Варана мудра ) th:ปางประทานพร pang bprà-taan pon : правая рука показана свисающей (вытянутой вниз), с открытой ладонью, повернутой вперед, и вытянутыми пальцами. Эта мудра обычно ассоциируется со стоящим Буддой. Эта позиция может означать либо то, что Будда дарует благословения, либо получает благотворительные пожертвования.
  • Бесстрашие ( Абхая мудра ) th:ปางประทานอภัย пан бпра-таан а-пай : одна или обе руки показаны согнутыми в локте и запястье, ладонь обращена наружу, а пальцы направлены вверх. Это показывает, что Будда либо проявляет бесстрашие перед лицом невзгод, либо призывает других поступать так же. Поднятую правую руку еще называют «успокаивающим животных» th:ปางโปรดสัตว์ pang pròht sàt , а с поднятыми обеими руками еще называют «запрещающим родственникам» th:ปางห้ามญาติ pan ham да . Эти мудры обычно ассоциируются со стоящим Буддой, но нередко встречаются и сидячие изображения.
Статуя «Будды, проповедующего разум» с руками Будды в позе двойной абхая мудры (Луанг Пхрабанг, Лаос)
  • Рассуждение и объяснение ( Витарка мудра ): рука и кисть располагаются так же, как и в абхая мудре , за исключением того, что большой и указательный пальцы сведены вместе. Жест можно делать как правой, так и левой рукой (обычно правой), но не обеими руками. Эта мудра означает обращение к разуму или дачу указаний. Поскольку Будда взывает к разуму, этот жест часто интерпретируют как призыв к миру.
  • Приведение колеса в движение ( Дхармачакра мудра ): руки держат перед грудью, обе руки в положении витарка мудры , пальцы левой руки лежат на ладони правой руки. Это менее распространенная мудра, поскольку она относится к конкретному эпизоду из жизни Будды: его первой проповеди, когда он «привел колесо (дела своей жизни) в движение». Его можно использовать как для сидячих, так и для стоячих изображений.

На протяжении веков комбинации и вариации этих шести мудр развивались. Например, «двойная абхая мудра », когда обе руки подняты в позу абхая мудра , стала распространенной в Таиланде и Лаосе в 16 веке и сейчас является одним из наиболее распространенных изображений Будды в странах Юго-Восточной Азии. . Иногда его интерпретируют как «Учение Будды о разуме». Поскольку художники хотели изобразить больше конкретных случаев из жизни Будды, возникли новые, второстепенные мудры , такие как «Будда держит чашу для подаяния», «Будда получает манго» и Будда совершает различные чудеса. Многие из них возникли в Бирме , а затем распространились на другие части буддийского мира.

Отношения икон Будды в тайском искусстве

[ редактировать ]

80 приемов ( тайский : ปาง, ปางพระพุทธรูป ; Паанг , Паанг Пхра Пхутта Рупе В тайском искусстве существует ). Однако лишь немногие из них можно было найти в большинстве храмов, а также среди тех, которые выставлялись индивидуально. Список ниже состоит из нескольких распространенных паангов Будды в тайском искусстве. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Тайские цвета дня рождения и изображение Будды » . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 30 июня 2009 г.
  2. ^ Браун, Роберт Л., стр. 318–319, «Важность скульптуры периода Гуптов в истории искусства Юго-Восточной Азии», в книге « Ранние взаимодействия между Южной и Юго-Восточной Азией: размышления о межкультурном обмене », редакторы Пьер-Ив Манген, А. Мани, Джефф Уэйд, 2011, Институт исследований Юго-Восточной Азии, ISBN   9814311162 , 9789814311168, книги Google
  3. ^ Почему у статуй Будды длинные мочки ушей? В чем разница между толстым Буддой и обычным Буддой? (2007) Прямой наркотик
  4. ^ перевод с th: Статуя Будды в тайской Википедии.

Источники

[ редактировать ]
  • Жесты Будды , KIMatics, издательство Чулалонгкорнского университета, Бангкок, 2004 г.
  • Буклет без названия, Кочоне Кеоманивонг и др., Музей Хо Пхра Каео, Вианг Чан, Лаос (без даты)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1a4ee4ee2c5c486149d66218d65e8dc__1708976400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/dc/f1a4ee4ee2c5c486149d66218d65e8dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iconography of Gautama Buddha in Laos and Thailand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)