Хема
Хема | |
---|---|
Заголовок | Главная ученица |
Персональный | |
Рожденный | VI век до нашей эры |
Религия | буддизм |
Супруг | Король Бимбисара |
Старшая должность | |
Учитель | Гаутама Будда |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Часть серии о |
Ранний буддизм |
---|
Кхема ( пали : Кхема; санскрит : Кшема) была буддийской бхикшуни , или монахиней, которая была одной из лучших учениц Будды . [3] [4] Будды Она считается первой из двух главных учениц , наряду с Уппалаванной . [5] [6] Кхема родилась в королевской семье древнего королевства Мадра и была женой короля Бимбисары древнеиндийского королевства Магадха . Кхему убедил посетить Будду ее муж, который нанял поэтов, чтобы они воспевали ей красоту монастыря, в котором он остановился. Она достигла просветления, будучи мирянкой, слушая одну из проповедей Будды, что в буддийских текстах считается редким подвигом. После своего достижения Кхема вошла в монашескую жизнь под руководством Будды как монахиня . Согласно буддийской традиции, Будда объявил ее своей ученицей, самой мудрой . Ее коллегой-мужчиной был Сарипутта .
Фон
[ редактировать ]Согласно буддийской вере, когда в мире появляется полностью просветленный Будда , у него всегда есть группа главных учеников. [7] У нынешнего Будды Гаутамы главными учениками-мужчинами были Сарипутта и Могаллана , а главными ученицами-женщинами были Кхема и Уппалаванна . [8]
Согласно комментариям Тхеравады, в прошлой жизни Кхема родился женщиной во времена Будды Падуматтары и встретил главного ученика-мужчину Будды Падуматтары, обладавшего наибольшей мудростью. Затем женщина делает подношение монаху и принимает решение обрести подобную ему мудрость при будущем Будде. Анандаджоти Бхиккху отмечает, что эта комментаторская история выделяется среди историй других монахинь, потому что она загадывает желание после того, как увидела главного ученика-мужчину, а не главную ученицу-женщину. Однако в текстах Ападаны описывается, что женщина приняла решение после того, как увидела, как Будда Падуматтара назначил монахиню своей главной ученицей. Это желание сбылось во времена Гаутамы Будды, когда она переродилась в Кхему. [9]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и брак
[ редактировать ]Согласно буддийской традиции, Кхема родилась в городе Сагала как дочь короля королевства Мадра , расположенного в современном Сиалкоте в Пенджабе, Пакистан . [10] [11] [12] [13] Ее имя означает «безопасность» и иногда используется как синоним нирваны . [14] Кхема описывалась как чрезвычайно красивая женщина с сияющим золотистым цветом лица. [15] [9] Когда она достигла совершеннолетия, она вышла замуж за короля Бимбисару королевства Магадха и стала одной из его главных королевских супруг. [14]
Встреча с Буддой
[ редактировать ]Будучи главной супругой царя, Хема сильно привязалась к своей красоте и стала очень тщеславной. Будучи набожным буддистом, король Бимбисара несколько раз пытался уговорить свою жену посетить Будду, но Кхема всегда отказывался. Кхема очень любила свою внешность и знала, что Будда придирался к физической красоте. Зная, что Кхема любит красивые вещи, король Бимбисара нанял поэтов, чтобы они читали перед Кхемой стихи, описывающие красоту монастыря, в котором остановился Будда, чтобы побудить ее посетить. [16] [14] [9] Услышав о красоте монастыря, Хема заинтересовался и отправился посетить монастырь. [16] Чтобы обеспечить встречу Кхемы с Буддой, король Бимбисара приказал сопровождавшим ее стражникам провести царицу к Будде. [9]
Когда Кхема осматривала монастырь и приближалась к главному залу, в котором остановился Будда, Будда прочитал ее мысли и использовал экстрасенсорные способности, чтобы вызвать в воображении образ женщины, еще более красивой, чем она, которая обмахивала его. [9] [14] Ошеломленная красивой женщиной, Кхема подумала, что ошиблась насчет того, что Будда пренебрегал красотой. [14] Пока Кхема зацикливалась на образе красивой женщины, Будда состарил образ на ее глазах: от юности, среднего возраста, старости и затем смерти. Увидев образ красивой женщины, стареющей и умирающей, Кхема поняла, что ее тоже ждет та же участь. [17] [9] Затем Будда проповедовал ей о непостоянстве красоты, пока она не достигла входа в поток , уровня просветления. Затем Будда продолжал проповедовать ей о проблемах привязанности к мирским желаниям, пока она не достигла архатства . [14] После достижения она присоединилась к монашеской общине Будды и стала бхиккуни . [16] [14] [примечание 1] Буддийская писательница Сьюзан Меркотт отмечает, что история просветления Кхемы — это редкий случай, когда мирянка достигла просветления до того, как стала монахом. [19]
Главный ученик
[ редактировать ]Буддийские тексты утверждают, что после того, как Кхема стала монахиней, она стала известна своей мудростью . В Кхема Сутте она знаменито проповедовала королю Пасенади по вопросу существования Будды после смерти, объясняя, что Будда непостижим и что определение его существования или несуществования после смерти невозможно. Позже король Пасенади задает те же вопросы самому Будде, который, к изумлению короля, отвечает так же, как и Кхема. [14] Кхема научила свою подругу Виджаю, благодаря чему она тоже стала монахиней, после чего вскоре стала арахантом. [20] [21] В какой-то момент после своего рукоположения Мара попыталась увести Хему от монашеской жизни. Мара принимает облик молодого человека и пытается соблазнить ее, но, резко отклонившись от своего прежнего тщеславия, Кхема описывает свое отвращение к человеческому телу и объясняет, что она вышла за пределы какой-либо привязанности к чувствам. [14] [19] Она также связана с несколькими персонажами из различных сказок и историй джатаки , действие которых происходит во времена предыдущих Будд, где ее предыдущие существования часто показаны как добрые и мудрые. [12] [22] В одной из сказок о джатаке она даже является женой бодхисаттвы , который впоследствии станет Гаутамой Буддой, и эта роль в сказках о джатаке редка для других фигур, кроме Ясодхары . [22]
Будда назвал Кхему самой мудрой ученицей ( палий : etadaggam mahapañnanam ). [23] Будда также похвалил ее за ее педагогические и лидерские качества, объявив Кхему и Уппалаванну своими главными ученицами, которых другие монахини должны брать за образец. Уппалаванна и Кхема разделяют титул главных учеников со своими коллегами-мужчинами Маха Могалланой и Сарипуттой . [14]
Наследие
[ редактировать ]Кхема считается опытной ученицей Будды, занимающей среди монахинь то же положение, что и Сарипутта среди монахов. [24] Исследователь санскрита и пали Гизела Крей отмечает, что Кхема духовно превзошла своего мужа, царя Бимбисару, который не продвинулся дальше входа в поток . [25] По мнению немецкого палийского ученого Хельмута Хеккера, необычайно быстрое достижение Кхемой архатства не было случайностью, а было тем, что она заработала благодаря огромным заслугам , накопленным ею на протяжении многих жизней, как описано в джатаках . [14] Антрополог Ранджини Обейсекере отмечает, что из двух пар главных учеников Будды в каждой паре был один темнокожий ученик ( Маха Моггаллана и Уппалаванна ) и один светлокожий ученик ( Сарипутта и Кхема). Обейсекере утверждает, что это сочетание призвано символизировать всеобъемлющее учение Будды, что Дхамма предназначена для людей всех цветов кожи и классов. [26]
Меркотт утверждает, что обмен Кхемы с могущественным королем, таким как король Пасенади в Кхема-сутте, показывает, насколько ее уважали, учитывая, что общество в то время даже не позволяло женщинам-монахиням обучать монахов-мужчин. [19] Крей приводит аналогичный аргумент, заявляя, что из сценариев с участием женщин в буддийских текстах сценарий, в котором женщина обучает мужчину, является самым редким. [27] В Кхема-сутте слуга короля Пасенади говорит о распространении слухов о великой мудрости Кхемы, а сам король Пасенади признает превосходство Кхемы над ним, выражая ей уважение. [28] Крей утверждает, что мастерство Кхемы в Дхамме, продемонстрированное в преподавании Кхема Сутты , а также признание ее мудрости современными деятелями доказывает, что женщины могут достичь того же уровня духовного развития, что и мужчины. [29]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тхакур, Амарнатх (1996). Буддийские и буддийские синоды в Индии и за рубежом . Публикации Абхинава. п. 81. ИСБН 978-81-7017-317-5 .
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 447. ИСБН 978-0-691-15786-3 .
- ^ Ньянапоника; Хеккер, Хельмут (30 января 2012 г.). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Саймон и Шустер. п. 23. ISBN 978-0-86171-864-1 .
- ^ Тхера, Достопочтенный Нарада (10 июня 2017 г.). Будда и его учение . Париятти. п. 275. ИСБН 978-1-68172-060-9 .
- ^ Эммануэль, Стивен М. (22 января 2013 г.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. п. 458. ИСБН 978-1-118-32388-5 .
- ^ Асанга (2002). О познании реальности: глава «Таттвартха» «Бодхисаттвабхуми» Асанги . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 64. ИСБН 978-81-208-1106-5 .
- ^ Спутник буддийской философии (PDF) . Эммануэль, Стивен М. Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания. 22 января 2013 г. с. 455. ИСБН 978-1-118-32391-5 . OCLC 809845201 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2017 года . Проверено 20 мая 2020 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Махатера, Наранда (1998). Будда и его учение (PDF) . Тайвань: Ассоциация образования Дхармы Будды, Inc., с. 235. Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Анандаджоти, Бханте (2017). Рассказы о выдающихся старших монахинях (PDF) . Сингапур. стр. 23–33. Архивировано (PDF) из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 1 октября 2019 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тхакур, Амарнатх (1996). Буддийские и буддийские синоды в Индии и за рубежом . Публикации Абхинава. п. 81. ИСБН 978-81-7017-317-5 .
- ^ младший, Роберт Э. Басвелл; Младший, Дональд С. Лопес (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 447. ИСБН 978-0-691-15786-3 .
- ^ Jump up to: а б «Словарь палийских имен собственных» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 21. дои : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ньянапоника; Хеккер, Хельмут (30 января 2012 г.). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Саймон и Шустер. стр. 263–269. ISBN 978-0-86171-864-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Дхармасена; Обейсекере, Ранджини (2001). Портреты буддистских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 202. ИСБН 978-0-7914-5111-3 . OCLC 46937658 .
- ^ Jump up to: а б с д Бансал, Сунита Пант (2006). По стопам Будды . Книги Смрити. п. 342. ИСБН 9788187967736 . Архивировано из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Капур-Фик, Александра Р. (1998). Таиланд: буддизм, общество и женщины . Публикации Абхинава. п. 342. ИСБН 9788170173601 . Архивировано из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ Уолтерс, Джонатан. "Ти ап.18" . СуттаЦентрал . Архивировано из оригинала 18 июля 2020 года . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Меркотт, Сьюзен (14 февраля 2006 г.). Первые буддийские женщины: стихи и истории пробуждения . Параллакс Пресс. стр. 78–80. ISBN 978-1-888375-54-1 . Архивировано из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Виджая Тери» . www.palikanon.com . Архивировано из оригинала 25 января 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 20, сноска 12. doi : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эммануэль, Стивен М. (23 ноября 2015 г.). Спутник буддийской философии . Джон Уайли и сыновья. п. 458. ИСБН 978-1-119-14466-3 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Ньянапоника; Хеккер, Хельмут (30 января 2012 г.). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) . Саймон и Шустер. п. 381. ИСБН 978-0-86171-864-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2017 года . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 19. дои : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 17–40. дои : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Дхармасена, Тхера, действующий в 13 веке. (2001). Портреты буддийских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . Обейсекере, Ранджини. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 109–110. ISBN 0-7914-5111-9 . OCLC 46937658 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 24. дои : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 24–25, 29. doi : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Крей, Гизела (4 сентября 2010 г.). «О женщинах как учителях в раннем буддизме: Дхаммадинна и Кхема» . Обзор буддийских исследований . 27 (1): 37–38. дои : 10.1558/bsrv.v27i1.17 . ISSN 0265-2897 . Архивировано из оригинала 6 июня 2020 года . Проверено 28 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кхема Сутта - Разговор между Кхемой и королем Пасенади на тему существования Будды после смерти.