Салистамба Сутра
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Шалистамба Сутра (сутра рисового стебля или рисового саженца) — это ранний буддийский текст , в котором показаны несколько уникальных особенностей, указывающих на поворот к ранней Махаяне . Таким образом, она считается одной из первых сутр Махаяны . [1] По мнению Н. Росса Рита, сутра могла датироваться еще 200 годом до нашей эры. [2] Возможно, что эта сутра представляет собой период буддийской литературы до того, как Махаяна значительно отошла от доктрины ранних буддийских школ . [3]
Три комментария к сутре, традиционно приписываемые Нагарджуне, также сохранились на тибетском языке (Пекин №№ 5466, 5485, 5486). [4] Существует также комментарий, приписываемый Камалашиле (восьмой век). [5]
Обзор
[ редактировать ]Хотя Шалистамба не сохранилась полностью на санскрите, это наиболее широко цитируемая сутра в текстах Махаяны на тему пратитьясамутпада , и поэтому около 90 процентов материала сохранилось в виде различных цитат в других буддийских санскритских произведениях. Поэтому санскрит реконструируется современными учёными (начиная с работы Луи де Ла Валле-Пуссена , 1913). Многие отрывки в этой сутре имеют близкие параллели с палийскими суттами (особенно с Махатанха-сахкая суттой , M1:256-71). [6] [7] Салистамба также сохранилась в шести китайских переводах и в различных тибетских редакциях, включая некоторые рукописи из Дуньхуана , и, таким образом, имеет большое текстуальное, историческое и филологическое значение. [8] [9]
Шалистамба-сутра показывает, что ее прото-махаянские передатчики (возможно, махасангхики ) знали и принимали теорию зависимого происхождения, которая почти идентична теории палийского канона . [10] Это также демонстрирует намерение объединить и систематизировать материал, который можно найти в Палийском каноне, с помощью нескольких новых, хотя и консервативных нововведений. [11] Например, он применяет сравнение семян и растений к доктрине взаимозависимого происхождения, чего нет в Палийском каноне. [12] Сутра сутры представляет собой «разработку причины ( хету ) в субъективной формуле пратитьясамутпада». [13]
Элементы Махаяны в сутре включают тот факт, что она, как говорят, была дана Бодхисаттвой Майтрейей , и что она заканчивается утверждением, что тот, кто понимает взаимозависимое возникновение, станет совершенно просветленным Буддой. Сутра также представляет собой труд, посвященный достижению Дхармакаи Будды , в котором говорится: «Тот, монахи, кто видит обусловленное возникновение, видит Дхарму, а тот, кто видит Дхарму, видит Будду» (комбинация двух хорошо известных утверждений в палийских суттах). [14] Сутра также, кажется, приближается к взгляду Махаяны на то, что реальность иллюзорна, используя термин майя , а также сравнения с использованием отражений, которые впоследствии стали широко использоваться для иллюстрации иллюзорности в сутрах Махаяны. [15]
Н. Росс Риат отмечает, что это указывает на то, что ранняя тенденция Махаяны не была «сознательно раскольнической», а была просто одной из многих попыток систематизировать и развить учение Будды. В то время как некоторые школы решили включить эту систематизацию в тексты Абхидхармы , протомахаяна предпочла включить их в сутры. [16]
К тексту есть три комментария:
- Шалистамба[ка]тика от Камалашила
- Śālistamba[ka]mahāyanasūtraṭīkāШалистамба[ка]махаянасутратика, приписываемая Нагарджуне
- Шалистамбакакарика, приписываемая Нагарджуне
Переводы и издания
[ редактировать ]- Рит, Н. Росс. Сутра Шалистамба: тибетский оригинал, санскритская реконструкция, английский перевод, критические примечания (включая палийские параллели, китайскую версию и древние тибетские фрагменты). Дели: Издательство Мотилал Банарсидасс, 1993.
- Шенинг, Джеффри Д. Шалистамба-сутра и ее индийские комментарии
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рит, Н. Росс. Сутра Шалистамба: тибетский оригинал, санскритская реконструкция, английский перевод, критические примечания (включая палийские параллели, китайскую версию и древние тибетские фрагменты). Дели: Издательство Motilal Banarsidass, 1993, стр. 1.
- ^ Реат, 1993, с. 4.
- ^ Поттер, Карл Х. Буддизм Абхидхармы до 150 г. н. э., стр. 32.
- ^ Реат, 1993, с. 2.
- ^ Тац, Марк. Рецензируемые работы: « Шалистамба-сутра и ее индийские комментарии» Джеффри Д. Шенинга в журнале Американского восточного общества, том 118, 1998, стр. 546.
- ^ Реат, 1993, с. 3.
- ^ Поттер, Карл Х. Буддизм Абхидхармы до 150 г. н. э., стр. 32.
- ^ Реат, 1993, с. 1.
- ^ Тац, Марк. Рецензируемые работы: « Шалистамба-сутра и ее индийские комментарии» Джеффри Д. Шенинга в журнале Американского восточного общества, том 118, 1998, стр. 546.
- ^ Реат, 1993, с. 2.
- ^ Реат, 1993, с. 5.
- ^ Реат, 1993, с. 6.
- ^ Реат, 1993, с. 11.
- ^ Реат, 1993, с. 3.
- ^ Реат, 1993, с. 10.
- ^ Реат, 1993, с. 9.