Jump to content

Кён

Городской кьяунг на улице Анаврахта в Янгоне.

А кьяунг ( бирманский : монастырь ; MLCTS : bhun:kyi:kyaung:, [ pʰóʊɰ̃dʑí tɕáʊɰ̃] ) — монастырь ( вихара ), включающий домашние помещения и рабочие места буддийских монахов . Бирманские кьяунги иногда также занимают монахи-послушники ( ) , служители-миряне ( каппия ), монахини ( тилашин ) и прислужницы в белых одеждах ( Пхотхудо саманера ). [1]

Кьяунг буддийских традиционно был центром деревенской жизни в Бирме, служа одновременно образовательным учреждением для детей и общественным центром, особенно для деятельности, приносящей заслуги, такой как строительство зданий, подношение еды монахам и празднование фестивалей . соблюдение упосатхи . Монастыри основываются не членами сангхи , а мирянами, которые жертвуют землю или деньги на поддержку учреждения.

Кьяунги обычно строятся из дерева, а это означает, что сохранилось лишь несколько исторических монастырей, построенных до 1800-х годов. [2] Кьяунги существуют в Мьянме (Бирма), а также в соседних странах с буддийскими общинами Тхеравады , включая соседний Китай (например, Дэхонг Дай и автономную префектуру Цзинпо ). Согласно статистике за 2016 год, опубликованной Государственным комитетом Сангха Маха Наяка , в Мьянме проживают 62 649 кьяунгов и 4106 женских монастырей. [3]

Использование и этимология

[ редактировать ]

Современный бирманский термин «кьяунг» ( «школа» ) происходит от старобирманского слова «клон» (கல்லு). [4] Сильная связь между религией и школьным образованием отражается в том факте, что кьяунг – это то же самое слово, которое сейчас используется для обозначения светских школ . [5] Кьяунг также используется для описания христианских церквей , индуистских храмов и китайских храмов . Мечети являются исключением, поскольку в них используется термин «бали» ( ဗလီ ), который происходит от тамильского слова, означающего «школа».

Кьяунг также был заимствован в тайские языки , в том числе в язык Шан как кьонг (пишется Нхон или Нонг). [6] и в Тай Нуэа как Зонг 2 (ᥓᥩᥒᥰ, переводится на китайский язык как китайский : 奘房 ).

В бирманско-палийских комментариях Куллавагги выделяются пять типов буддийских монастырей, каждый из которых имеет свои отличительные архитектурные особенности. [7] На практике с архитектурной точки зрения выделяют 3 основных типа монастырей: [7]

  1. Монастыри с прилегающими крышами,
  2. Монастыри с крестообразными крышами и
  3. Постановочные монастыри и постановочные залы

В современной Мьянме называемые кьяунги можно разделить на несколько категорий, включая монашеские колледжи, сатинтайк ( бирманский : семинария ; MLCTS : casang.tuik ) и отдаленные лесные монастыри, называемые тавья кьяунг ( бирманский : Лесная школа ; МЛЦТС : тау:ра. кён: ). Основные монашеские университетские города Мьянмы — Баго , Пакокку и Сагаинг . [2]

Традиционный деревянный монастырь.

В доколониальные времена кьяунг служил основным источником образования, обеспечивая почти всеобщее образование для мальчиков, представляя собой «бастион цивилизации и знаний» и «неотъемлемую часть социальной структуры доколониальной Бирмы». [1] [8] Связь между кьяунгами и образованием была подкреплена монашескими экзаменами , которые были впервые учреждены в 1648 году королем Талуном во времена династии Таунгу . [9] Классическое обучение передавалось через монастыри, которые служили для бирманских студентов местом получения высшего образования и дальнейшего социального продвижения в королевской администрации после разоблачения. [10] Действительно, почти все выдающиеся исторические личности, такие как Кинвун Миньи У Каунг, провели годы своего становления, обучаясь в монастырях.

Традиционное монашеское образование впервые возникло в Языческом королевстве одновременно с распространением обучения буддизму Тхеравады в 1100-х годах. [8] Программа обучения в кьяунгах включала бирманский язык, грамматику Пали и буддийские тексты с акцентом на дисциплину, мораль и кодекс поведения (такие как Мангала Сутта , Сигаловада Сутта , Дхаммапада и сказки Джатака ), молитвы и элементарную арифметику. [1] Влиятельные монастыри содержали обширные библиотеки рукописей и текстов. [10] Повсеместное распространение монашеского образования объяснялось высоким уровнем грамотности бирманских мужчин-буддистов. [11] Перепись 1901 года в Индии показала, что 60,3% бирманских мужчин-буддистов старше двадцати были грамотными по сравнению с 10% в Британской Индии в целом. [11]

Монастырь Яу Миньи , кирпичный монастырь в Мандалае, построенный по образцу отеля в Южной Италии.

Кьяунги, называемые пве кьяунгами (ပွဲကျောင်း), также преподавали светские предметы, такие как астрономия, астрология, медицина, массаж, гадание, верховая езда, фехтование, стрельба из лука, декоративно-прикладное искусство, бокс, борьба, музыка и танцы. [12] Во времена династии Конбаунг различные короли, в том числе Бодавпая, подавляли распространение пве кьяунг, которые рассматривались как потенциальные места для восстаний. [12]

Закон о роскоши предписывал строительство и украшение бирманских кьяунгов , которые были одними из немногих строительных конструкций в доколониальной Бирме, имевших сложные многоярусные крыши, называемые пияттхат . [13] Каменные балюстрады характеризовали королевские монастыри.

После отмены бирманской монархии в конце Третьей англо-бирманской войны монашеские школы были в значительной степени вытеснены светскими, государственными школами. [8]

Общие кьяунга особенности

[ редактировать ]
Акварель XIX века, изображающая кьяунг с каменными балюстрадами.

Типичный кьяунг состоит из ряда зданий, называемых кьяунг заунг (школа): [14]

  • Тейн ( သိမ် , от пали sīmā ) — зал для посвящения , предписанный Винайей .
  • Дхаммайон - целей. актовый зал, используемый для проповедей и общественных
  • Зеди (စေတီ, от палийского cetiya ) — ступа , часто покрытая сусальным золотом и содержащая реликварий.
  • Гандхакути (ဂန္ဓကုဋိ, от пали gandhakuṭi ) — павильон, в котором находится главное изображение Будды в монастыре.
  • Святилища архатов Сивали и Шина Упагутты.
  • Тагундинг [15] - украшенный флагшток в честь подчинения местных натов (анимистических духов) Дхамме .
  • Заят - беседки под открытым небом, используемые как дома отдыха.
  • Жилые помещения для монахов и саядо
  • Кьеттай хан (комната очарования) - кладовая
  • Кулинарные помещения
Акварель XIX века, изображающая более известный кьяунг , о чем свидетельствует наличие многоярусной крыши пиятта .

Традиционные монастыри эпохи Конбаунг состояли из следующих залов:

  • Пьяттхсаунг главный зал часовни , . - в котором хранились изображения Будды [16]
  • Хсаунгмагьи , церемоний или хсаунгма главный актовый зал для лекций и проживания младших монахов.
  • Сану саунг жилой зал настоятеля монастыря.
  • Бауга хсаунг кладовая для провизии монахов.

В доколониальные времена королевские монастыри были организованы как комплексы, известные как кьяунг тайк (монастырь), состоящие из нескольких жилых зданий, включая главное здание, кьяунгги (большой монастырь) или кьяунгма (мать), которое было занято проживающими саядо. и более мелкие сооружения, называемые кьяунгьян (школьная стена), в которых размещались ученики саядо. [17] Комплексы представляли собой обнесенные стеной комплексы, в которых также размещались библиотека, залы для рукоположений, залы для собраний, резервуары для воды и колодцы, а также хозяйственные постройки. [17] Тхайетто — крупный кьяунгтайк в центре Янгона, включающий более 60 отдельных монастырей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Хаутман, Густав (1990). Традиции буддийской практики в Бирме . ИЛКАА.
  2. ^ Перейти обратно: а б Джонстон, Уильям М. (2013). Энциклопедия монашества . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-136-78715-7 .
  3. ^ «Счет монахов и монахинь Вазо в 1377 (2016 году)» . Государственный комитет Самга Маха Наяка . Проверено 19 мая 2020 г.
  4. ^ Уоткинс, Джастин (2005). Исследования по бирманской лингвистике . Тихоокеанская лингвистика, Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 227. ИСБН  9780858835597 .
  5. ^ Чай, Ада. «Влияние колониального периода на образование в Бирме» . Educ 300: Реформа образования, прошлое и настоящее . Тринити-колледж . Проверено 26 ноября 2016 г.
  6. ^ Сан Терн Моенг (1995). Шаньско-английский словарь . 1995. ISBN  0-931745-92-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Робинн, Франсуа (2003). «Монашеское единство. Современный бирманский артефакт?» . Асеания, Гуманитарные науки в Юго-Восточной Азии . 12 :75–92.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Хелен (2005). Управление и гражданское общество в Мьянме: образование, здравоохранение и окружающая среда . Психология Пресс. стр. 78–83. ISBN  9780415355582 .
  9. ^ «Экзамены, проводимые Департаментом религии» . Департамент по делам религии (на бирманском языке). Министерство по делам религии . Проверено 13 ноября 2016 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Хаксли, Эндрю (2007). «Обзор мощного обучения: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885». Исследования Юго-Восточной Азии . 15 (3): 429–433. JSTOR   23750265 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Рид, Энтони (1990). Юго-Восточная Азия в эпоху торговли, 1450-1680: Земли под ветром . Издательство Йельского университета. ISBN  0300047509 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Мендельсон, Э. Майкл (1975). Сангха и государство в Бирме: исследование монашеского сектантства и лидерства . Издательство Корнельского университета. ISBN  9780801408755 . Сангха и штат в Бирме.
  13. ^ Фрейзер-Лу, Сильвия (1994). Бирманские ремесла: прошлое и настоящее . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195886085 .
  14. ^ Мир и его народы: Восточная и Южная Азия . Маршалл Кавендиш. 2007. с. 630. ИСБН  978-0-7614-7631-3 .
  15. ^ Нисбет, Джон (1901). Бирма под британским правлением – и до этого . А. Констебль и Компания, Лимитед.
  16. ^ Индия, Археологическая служба; Маршалл, сэр Джон Хьюберт (1904). Годовой отчет . Начальник правительственной типографии.
  17. ^ Перейти обратно: а б Ламмертс, Д. Кристиан (2015). Буддийская динамика в домодернистской и ранней современной Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN  9789814519069 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc7476175d36229cfa8a4f2d0c963d69__1703083920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/69/fc7476175d36229cfa8a4f2d0c963d69.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kyaung - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)