Бодавпайя
Бодавпайя Дедушка | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Статуя Бодавпая во дворце Мандалай | |||||
Король Бирмы Принц Бадон | |||||
Царствование | 11 февраля 1782 г. - 5 июня 1819 г. [ нужна ссылка ] | ||||
Предшественник | Фаунгка | ||||
Преемник | Багидо | ||||
Рожденный | Маунг Ваинг Мой брат 11 марта 1745 г. Моксобо | ||||
Умер | 5 июня 1819 г. Амарапура | ( 74 года ||||
Похороны | |||||
Супруга | Я Лун Ме Всего 207 королев | ||||
Проблема | 62 сына, 58 дочерей, в том числе: Тадо Минсо. | ||||
| |||||
Дом | Конбаунг | ||||
Отец | Алаунгпайя | ||||
Мать | Юн Сан | ||||
Религия | Тхеравада Буддизм |
Bodawpaya (Burmese: ဘိုးတော်ဘုရားБодавпая произносится [bódɔ̀ pʰəjá] ; Тайский : ปดุง ; 11 марта 1745 — 5 июня 1819) — шестой король из династии Конбаунгов в Бирме . Родившийся Маунг Шве Ваинг , а затем Бадон Мин , он был четвертым сыном Алаунгпая , основателя династии и Третьей Бирманской империи. Он был провозглашен королем после свержения своего племянника Фаунгказа Маунг Маунга , сына своего старшего брата Наунгдавги , в Аве . Бодавпая перенес королевскую столицу обратно в Амарапуру в 1782 году. Его называли Синбюмяшин ( букв. « Повелитель белых слонов » ), не путать со своим старшим братом Синбюшином . Однако потомкам он стал известен как Бодавпая (Прадедушка) по отношению к своему преемнику, внуку Багидо (Королевскому старшему дяде), который, в свою очередь, получил это имя по отношению к своему племяннику Миндону Мину . Он стал отцом 70 сыновей и 67 дочерей примерно от 54 супругов. [1]
Военные экспедиции
[ редактировать ]
Также известный как Бодо У Вайн , он вторгся в Аракан в 1784 году, отправив свои королевские армии во главе со своим сыном, наследником Тадо Минсо , через горный хребет Западной Йомы. Столица Аракан Мраук У была захвачена в конце 1784 года. Изображение Будды Махамуни , среди других сокровищ, таких как кхмерские бронзовые статуи, было привезено обратно на материковую Бирму; их все еще можно увидеть в Мандалае . Также было взято 20 000 пленников в качестве рабов в пагоды и храмы, а также знать в Амарапуре. После того как Аракан был аннексирован как провинция Бирмы, ее границы стали соприкасаться с Британской Индией . Араканцы восстали в 1794 году, и британский губернатор Индии сэр Джон Шор (позже лорд Тинмут) отправил капитана Майкла Саймса с посольством, полностью оборудованным для сбора как можно большего количества информации о стране, ко двору Авы, поскольку королевство было до сих пор известен внешнему миру. [2] [3]
Бодавпая вторгся в Сиам в 1785 году и потерпел поражение. [2] [3] Губернатор Тавоя восстал в 1791 году с помощью сиамцев , но карательная экспедиция, отправленная Бодавпайей по морю, осадила город, закончившись мирными переговорами в 1793 году и уступкой побережья Тенассерима бирманцам. [3] Он снова вторгся в Сиам в 1809 году , но был отбит Маха Сенанураком . Потеря Лан На бирманцами во время неудавшегося вторжения стала концом их 200-летнего правления.
В 1816 году Ахома губернатор Гувахати в Ассаме Бадан Чандра Борпхукан посетил суд Бодавпая, чтобы обратиться за помощью и победить своего политического соперника Пурнананду Бурхагохайна , премьер-министра королевства Ахом в Ассаме. Сильный отряд численностью 16 000 человек под командованием генерала Маха Минхлы Минхаунга был отправлен вместе с Бадан Чандрой Борпхуканом . Бирманские войска вошли в Ассам в январе 1817 года и разгромили ассамские войска в битве при Гиладхари. Тем временем Пурнананда Бурахгохайн умер, а Ручинатх Бурхагохайн , сын Пурнананды Бурахгохайн, бежал в Гувахати. Правящий Ахома король Чандраканта Сингха пришел к соглашению с Баданом Чандрой Борпхуканом и его бирманскими союзниками. Король назначил Бадана Чандру Борпхукана Мантри Пхуканом (премьер-министром), а принцессу Ахома Хемо Аидео выдали замуж за бирманского короля Бодавпая вместе со многими подарками. Вскоре после этого бирманские войска покинули Ассам . Год спустя Бадан Чандра Борпхукан был убит, а Ахома король Чандраканта Сингха был свергнут конкурирующей политической фракцией во главе с Ручинатхом Бурхагохаином, сыном Пурнананды Бурхагохайна. Чандраканта Сингха и друзья Бадана Чандры Борпхукана обращаются за помощью к Бодавпая. В феврале 1819 года бирманские войска во второй раз вторглись в Ассам и восстановили Чандраканту Сингху на троне Ассама. [4] [5]
Религия и культура
[ редактировать ]
Бодавпайя провозгласил себя следующим мессианским Буддой или Майтрейей ( Аримиттья ), но его заявление было решительно отвергнуто Сангхой . [7] [8] Во время его правления наука процветала благодаря дисциплине и стабильности, достигнутой за счет создания главы сангхараджей или старших монахов, на которые была возложена ответственность за сохранение чистоты Сангхи. Он успешно выступил в качестве арбитра в пользу ортодоксальности, прикрывая оба плеча при подаянии милостыни в споре относительно правильного ношения мантии, и Орден монахов был объединен под орденом Тудхаммы . Бирма стала хранительницей буддизма в регионе, а посвящение упасампады было вновь введено в Шри-Ланке , где была основана Амарапура Никая. [8]

В 1790 году Бодавпая начал строительство гигантской ступы под названием Манталагьи (Великая королевская ступа) в Мингуне , в 11 километрах (6,8 миль) вверх по реке Иравади от Мандалая на западном берегу. Однако она так и не была завершена после того, как прозвучало пророчество, в котором говорилось, что Пайагьи ле апьи, moksoe thonnya kap - «Как только великая пагода будет построена, династия Моксоэ придет к нулю» ( ဘုရားကြီးလည်းအပြီးသ တ် မုဆိုးသုညကပ်။ ). Предполагалось, что он будет высотой 150 метров (490 футов), достаточно высоким, чтобы его можно было увидеть со стороны Швебо на западе, места рождения династии, возвышающегося над холмами Минвун. Землетрясение 1838 года оставило огромные трещины в конструкции, а также привело к тому, что головы двух гигантских китайцев упали в реку. Был также гигантский 90-тонный колокол, посвященный ступе, под названием « Колокол Мингун» , отлитый между 1808 и 1810 годами. [9] [10] Это был самый большой звонящий колокол в мире, когда самый большой колокол в Московском Кремле , называемый Царь-колоколом . сломался [11] до тех пор, пока не был отлит большой Колокол удачи , в который впервые позвонили в новом 2000 году. Во время его правления Бодавпайя также оказался великим покровителем исполнительских искусств; он назначил министра по имени Табин Вун ( သဘင်ဝန် ) и установил строгие правила королевским указом ( အမိန့်တော် a meint daw ). [12] Он также приказал провести крупное экономическое исследование королевства в 1784 году. [7]
После его смерти в 1819 году Бодавпая наследовал его внук, принц Сагаинг , который позже стал известен как Багидо . Наследник, отец Багидо, умер в 1808 году. [ нужна ссылка ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ У Тейн Тин, Ньо Мья (2003). В поисках Конбаунга . Янгон, Бирма: Книжный дом столетия. п. 95.
- ^ Jump up to: а б ДГЭХолл (1960). Бирма (PDF) . Библиотека Университета Хатчинсона. стр. 93–95. Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Саймс (1800). Отчет посольства в Королевстве Ава, отправленный генерал-губернатором Индии в 1795 году (PDF) . Лондон: W. Bulmer & Co., стр. 39–40. Архивировано из оригинала (PDF) 28 апреля 2007 года . Проверено 15 марта 2007 г.
- ^ EA Gait 1926. История Ассама: 225–227.
- ^ Доктор. С. К. Бхуян, 1968, Тунгнгкуния Буранджи, или История Ассама (1681–1826): 197–203.
- ^ У Тейн Тин, Ньо Мья (2003). В поисках Конбаунга . Янгон, Бирма: Книжный дом столетия. стр. 120–121.
- ^ Jump up to: а б «Бодавпайя» . Британская онлайн-энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 15 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Бишофф, Роджер (1995). Буддизм в Мьянме – Краткая история (PDF) . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. стр. 110–118. Архивировано (PDF) из оригинала 20 июля 2004 г. Проверено 5 июня 2007 г.
- ^ «Мингун» . Myanmar's Net Inc. Архивировано из оригинала 21 мая 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ «Мингунский колокол» . Myanmar's Net Inc. Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ «Три крупнейших колокола в мире» . Благовест Колокола. Архивировано из оригинала 1 апреля 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Доктор Кхин Маунг Ньюнт (1998). «Закон короля Бодавпая о драматических представлениях» . Перспектива. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 14 марта 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Кениг, Уильям Дж. «Бирманское государство, 1752–1819: политика, управление и социальная организация в ранний период Кон-баунг», Мичиганские документы о Южной и Юго-Восточной Азии, номер 34, 1990.
- Либерман, Виктор Б. «Политическая консолидация в Бирме при ранней династии Конбаунг, 1752–1820 гг.». Журнал истории Азии 30.2 (1996): 152–168.
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1406735031 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Летве Наврата и Твинтин Тайквун (ок. 1770 г.). Хла Тамейн (ред.). Алаунгпайя Айдобон (на бирманском языке) (изд. 1961 г.). Министерство культуры, Союз Бирмы.
- Маунг Маунг Тин, У (1905). Конбаунг Хсет Маха Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2004 г.). Янгон: Департамент исторических исследований университетов Янгонского университета.
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Странствия по Бирме», Джордж Берд, 1897 г. FJ Bright & Son, Лондон, стр. 316A, 318, 318A, 320A Inc. старые фотографии Мингуна, сделанные синьором Битоном из Мандалая.