Атинкхая
Атинкхая Афанасий | |
---|---|
Соправитель Мьинсаинга | |
Царствование | 17 декабря 1297 г. - 13 апреля 1310 г. |
Предшественник | новый офис |
Преемник | Язатингян |
Вице-король Мьинсаинга | |
Царствование | 19 февраля 1293 г. - 17 декабря 1297 г. |
Предшественник | новый офис |
Преемник | Ситу |
Рожденный | 1261/62 623 МЕ Мьинсайн , Языческое королевство |
Умер | 13 апреля 1310 г. (49 лет) Полнолуние Кейсона 672 ME. Мьинсайн, Регентство Мьинсайн |
Похороны | Мьинсайн |
Супруга | видел тебя |
Дом | Мьинсайн |
Отец | Тейнкха Бо |
Мать | Леди Мьинсайн |
Религия | Тхеравада Буддизм |
Атинкхая ( бирманский အသင်္ခယာ: произносится [ʔəθɪ̀ɰ̃ kʰəjà] ; также пишется Атинхкая ; в. 1261–1310) был соучредителем королевства Мьинсайн на территории современной Центральной Бирмы (Мьянма). [ 1 ] Будучи старшим командующим Королевской армией , Языческой Империи он вместе со своими двумя младшими братьями Язатингяном и Тихату возглавил успешную защиту Пэгана центральной Бирмы от монгольских вторжений в 1287 году. После распада Языческой Империи братья стали соперники короля Кьяусвы Паганского в центральной Бирме, и свергли его в декабре 1297 года, через девять месяцев после того, как Кьяусва стал монголом. вассал. Они успешно защитили второе монгольское вторжение (1300–01) и стали единоличными правителями центральной Бирмы.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Атинхайя родился ок. 1261 год, принадлежит известной семье из Мьинсаинга в Центральной Бирме. Его отец Тейнкха Бо был младшим братом савбвы ( вождя) Биннаки и бежал в Мьинсаинг после спора со своим братом в 1260 году. Традиционные ( британские колониальные эпохи ) исследования идентифицируют его отца как этнического шана . [ 2 ] [ 3 ] Но историк Майкл Аунг-Твин отверг это утверждение, учитывая, что не существует никаких исторических свидетельств, подтверждающих это утверждение. [ примечание 1 ] Во всяком случае, Тейнкха Бо женился на дочери богатого банкира из Мьинсаинга. [ примечание 2 ] Атинхайя была старшей из четырех детей пары. У него было два младших брата Язатингян и Тихатху , а также младшая сестра Хла Мьят . [ примечание 3 ]
Королевская служба
[ редактировать ]Атинкхая поступил на королевскую службу к королю Наратихапате , а позже к нему присоединились два его брата. Три брата отличились в войне с монголами , начавшейся в 1277 году. Атинхая женился на представителях королевской семьи, женившись на принцессе Со У , племяннице короля и внучке короля Узаны и королевы Тонлулы . [ 4 ] (Его сестра Хла Мьят также вышла замуж за принца Тихатху , вице-короля Прома . [ 5 ] )
В 1285 году три брата, которым было еще по двадцать, пришли возглавить защиту Центральной Бирмы. Армия потерпела поражение от монголов на севере Бирмы в предыдущие засушливые сезоны (1283–1285 гг.). В течение следующих двух лет они укомплектовали фронт (к северу от современного Мандалая ), в то время как король и его двор переехали в Нижнюю Бирму. Вероятно, именно в этот период братьям были присвоены официальные титулы Атинкхая, Язатингьян и Тихатху, под которыми они и вошли в историю. [ примечание 4 ] Позже король принял сюзеренитет монголов в январе 1287 года, но был убит 1 июля 1287 года. [ 6 ] Когда монголы из Тагаунга вторглись на юг, братья успешно удерживали монголов, которые, понеся тяжелые потери, отступили на свою базу в Тагаунге . [ 7 ]
Приход к власти в Центральной Бирме
[ редактировать ]Вице-король Мьинсаинга
[ редактировать ]Страна впала в анархию. Монголы в Тагаунге решили не вмешиваться, оставив вакуум власти незаполненным. В Центральной Бирме братья официально взяли на себя руководство армией и укрепили свою власть в регионе Кьяукесе , главной житнице Языческого королевства. [ 8 ] Один из сыновей Наратихапата, Кьяусва, в конце концов стал королем Пагана 30 мая 1289 года, но Кьяусва не контролировал многое за пределами столицы. Реальная власть в Центральной Бирме теперь принадлежала братьям. 19 февраля 1293 года Кьяусва попытался купить их лояльность, назначив их наместниками Кюаксе: Атинхайю наместником Мьинсаинга , Язатингяна наместником Мекхайи и Тихатху наместником Пинле . [ 8 ] [ 9 ] Территории, которые им были переданы под управление, были небольшими, но сам король управлял небольшим регионом вокруг столицы. [ 10 ] Братья приняли титул наместника, но не очень высокого мнения о «короле». Их памятная надпись об их назначении наместником фактически утверждает, что они были равны царю, и напоминает, что именно они разгромили монголов в 1287 году. [ 8 ] Когда Мартабан (Моттама) в Нижней Бирме, который восстал с 1285 года и официально провозгласил независимость от Пэгана с 1287 года, стал вассалом Сукхотаи в 1293 году, именно братья выступили, чтобы вернуть себе бывшую языческую территорию. Хотя к 1296 году они были отброшены, это не оставляло сомнений в том, кому принадлежит реальная власть в Центральной Бирме. [ 11 ] [ 12 ]
Свержение Кьясвы
[ редактировать ]В последующие годы братья продолжали консолидировать власть в Центральной Бирме. Их младший брат Тихатху был наименее дипломатичным, провозгласив себя синбюсин (ဆင်ဖြူရှင်, «Повелитель белого слона») в 1295 году и минги (မင်းကြီး, «Великий король») в 1296 году. [ 13 ] Хотя Атинхайя и Язатингян, возможно, терпели заявления своего брата, Кьяусва чувствовал с их стороны угрозу. В январе 1297 года Кьясва решил попросить защиты у монголов и 20 марта 1297 года был признан монгольским императором Темур-ханом королем Язычества. Император также дал братьям китайские титулы как подчиненным Кьясвы. [ 14 ] В конце концов братья решили свергнуть Кьяусву и встретиться с монголами. 17 декабря 1297 года с помощью вдовствующей королевы Пва Со они свергли Кьясву и назначили одного из сыновей Кьясвы, Со Хнита, своим марионеточным королем. Братья теперь правили Центральной Бирмой как соправители из своих столиц Мьинсайна, Мекхайи и Пинле. [ 14 ] [ 15 ]
Сорегентство
[ редактировать ]Второе монгольское нашествие
[ редактировать ]После свержения братья приготовились к расправе со стороны монголов. Но ожидаемой расправы так и не последовало. Они стали смелее и позволили Со Хниту дать свою первую аудиенцию 8 мая 1299 года. Два дня спустя они казнили Кьяусву и его старшего сына Тейнгапати . Другой сын Кьяусвы, Кумара Кассапа , бежал в Юньнань в сентябре 1299 года, чтобы обратиться за помощью к монголам. В январе 1300 года братья решили форсировать ситуацию, напав и заняв самые южные монгольские гарнизоны в Сингу и Мале . [ 13 ] Монгольское правительство в Юньнани смогло ответить лишь год спустя, отправив 12-тысячную армию. Братья решили встретиться с монголами в Центральной Бирме в их хорошо укреплённом городе Мьинсайн. Монгольская армия начала осаду Мьинсаинга 25 января 1301 года и предприняла крупную атаку на форт 28 февраля 1301 года. Атака провалилась. 12 марта 1301 года Атинхая при поддержке своих братьев предложил монгольскому командованию дать им взятку в обмен на их уход. [ 16 ] Монгольское командование согласилось. 6 апреля 1301 г., получив взятку в размере 800 таэлей (30 кг) золота и 2200 таэлей (83 кг) серебра, монгольская армия начала отход. [ 16 ] [ 17 ] Правительство Юньнани не согласилось с выводом войск; два старших монгольских командира были казнены за отказ от первоначальной миссии. Тем не менее, монголы не отправили еще одну экспедицию и два года спустя полностью покинули северную Бирму. [ 16 ] [ 18 ]
Пост-вторжение
[ редактировать ]Монголы оставили северную Бирму своим номинальным вассалам, утверждают шанцы . [ 19 ] Братья смогли распространить свое влияние на север до Тагаунга, но не дальше. Совместное правление братьев выжило, несмотря на амбиции Тихатху. Младший брат принял королевский титул Ананда Тиха Тура Зея Дева в 1306 году и провозгласил себя королем 20 октября 1309 года. [ 13 ] Неизвестно, как отнеслись к этим заявлениям два старших брата. В любом случае Атинхайя умерла 13 апреля 1310 года, а два младших брата были еще живы. [ 20 ] Согласно летописям, Язатингян отошел на второй план и умер в 1312/13 г. [ примечание 5 ] Однако каменная надпись 1329 года гласит, что Язатингян фактически унаследовал трон как Атинкхая II после смерти Атинкхая, и что Тихату наследовал впоследствии. [ примечание 6 ] Тем не менее, Тихату провозгласил себя преемником языческой династии, основав королевство Пинья 7 февраля 1313 года. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Аунг-Твин 1996: 884–885): Артур Фейр был первым, кто сделал утверждение, основанное исключительно на использовании в хрониках слова «саубва» , приравнивая должность к этнической принадлежности. Дж. Э. Харви (Harvey 1925: 76) вставил слово «Шан» в то, что, как он утверждал, было прямой цитатой из Хманнана, в которой ничего подобного не говорится. В целом, не существует никаких исторических свидетельств (на бирманском, шанском или каком-либо другом языке), указывающих на этническую принадлежность их отца или трех братьев.
- ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 254): Его мать была из богатой, но простой семьи ати (အသည်). (Аунг-Твин 1996: 884): Ати представляли собой класс людей, не привязанных к короне или сангхе .
- ↑ Хроники Затадавбон Язавин (Зата 1960: 42) и Маха Язавин (Маха Язавин Том 1 2006: 258–259) говорят, что Язатингян был старшим, за ним следовали Атинхайя, Тихатху и их сестра. Но Язавин Тит (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 156–157) исправляет это на основе современной надписи. Последующие хроники ( Хманнан , Дутия Хманнан ) и ученые признают Атинкхая старшим.
- ^ (Than Tun 1959: 121): Три брата упоминаются в надписи от 13 февраля 1289 года как Атинкхая, Язатингян и Тихаттура. Поскольку Кьяусва не стал королем до 30 мая 1289 года, им, должно быть, был присвоен титул от Наратихапате.
- ^ Во всех основных хрониках до Хманнана говорится, что Язатингян умер в 674 году ME (1312/13): см. (Зата 1960: 43), (Маха Язавин, том 1, 2006: 259) и (Язавин Тит, том 1, 2012: 156–157). . Хманнан (Hmannan Vol. 1 2003: 369), вопреки предыдущим хроникам, утверждает, что Язатингян умер в 665 году ME (1303/04), но письменные свидетельства показывают, что это неверно.
- ↑ Согласно каменной надписи 1329 года, найденной Дж. А. Стюартом в Лунбогоне, Кьяуксе , Язатингян сменил трон [Минсайн] как Атинкхая Нге (Атинкхая Младший). [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэдес 1968: 209.
- ^ Фэйр 1967: 57
- ^ Харви 1925: 76.
- ^ Тан Тун 1964:
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 402–403
- ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 149, сноска 3.
- ^ Аунг-Твин и Холл 2011: 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1959:
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 361–362.
- ^ Хтин Аунг 1967: 73
- ^ Уайт 1967: 79
- ^ Аунг-Твин 2017: 25
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1959:
- ^ Jump up to: а б Хтин Аунг 1967: 74
- ^ Чем сейчас 1959: 119, 121–122.
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1964:
- ^ Харви 1925: 77.
- ^ Харви 1925: 78.
- ^ Харви 1925: 73.
- ^ Тан Тун 1959:
- ^ Дюруазель 1920:16
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 370
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл А. (ноябрь 1996 г.). «Миф о «трех братьях Шан» и периоде Ава в истории Бирмы» . Журнал азиатских исследований . 55 (4). Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 881–901. дои : 10.2307/2646527 . JSTOR 2646527 .
- Аунг-Твин, Майкл Артур ; Холл, Кеннет Р. (2011). Новые взгляды на историю и историографию Юго-Восточной Азии . Рутледж. ISBN 9781136819643 .
- Аунг-Твин, Майкл А. (2017). Мьянма в пятнадцатом веке . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-6783-6 .
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- Дюруазель, Шарль (1920). Отчет суперинтенданта Археологической службы Бирмы за год, закончившийся 31 марта 1920 года . Рангун: Управление суперинтенданта государственной типографии, Бирма.
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Маха Ситху (2012) [1798]. Чжо Вин; Тейн Хлаинг (ред.). Язавин Тит (на бирманском языке). Том. 1–3 (2-е печатное изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1967) [1883]. История Бирмы . Лондон: Сюсил Гупта.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (2003) [1832]. Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3. Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (декабрь 1959 г.). «История Бирмы: 1300–1400 гг. н. э.». Журнал Бирманского исследовательского общества . XLII (II).
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.