Законченный
Законченный Священная пагода | |
---|---|
Надписи Дхаммазеди Пагода Шведагон , Янгон | |
Король Хантавади | |
Царствование | 1471–1492 |
Предшественник | Савбу |
Преемник | Биння Ран II |
Регент Хантавади | |
Регентство | 1460–1471 |
Монарх | Савбу |
Рожденный | Ноябрь/декабрь 1409 г. Понедельник, 771 МЕ [1] |
Умер | 1492 Пегу |
Супруга | Ми Пакахтау |
Проблема | Биння Ран II |
Религия | Тхеравада Буддизм |
Дхаммазеди ( бирманский : Пагода Дхамма , произносится [dəma̰zèdì] ; в. 1409–1492, правил с 1471 по 1492) был 16-м королем королевства Хантавадди в Бирме. Считается одним из самых просвещенных правителей в истории Бирмы , по некоторым сведениям, его называют «величайшим» из всех королей Хантавади. [2] Бывший буддийский монах , получивший в юности образование в конкурирующем королевстве Ава , был доверенным советником и зятем королевы Син Саубу . В возрасте 48 лет он оставил монашество после того, как Син Сабу выбрал его в качестве наследника , и женился на одной из дочерей королевы. Он сразу же стал фактическим правителем королевства, поскольку Син Савбу передал ему все административные обязанности.
Во время долгого правления Дхаммазеди мон -язычное королевство достигло пика своего золотого века. Под его мудрым правлением королевство, в отличие от конкурирующего королевства Ава, было мирным и получало большую прибыль от внешней торговли. Его правление было временем мира, а сам он был мягким правителем, известным своей мудростью. [2] Сохранился сборник его постановлений «Дхаммазеди Пиаттон» . [3] Королевство также стало известным центром буддизма Тхеравады , имея прочные связи с Цейлоном , и возобновило практику отправки миссий в Буддхагая . Его религиозные реформы позже распространились по всей стране. [4] Он поддерживал дружеские отношения с Юньнанью .
По словам ДГЭ Холла, « он был буддийским правителем лучшего типа, глубоко заботившимся об очищении религии. При нем цивилизация процветала, и состояние страны Мон резко контрастирует с беспорядком и дикостью, которые характеризовали Ава. королевство » . [2]
Он умер в 1492 году. Его почитали как святого и над его костями воздвигли пагоду. Ему наследовал его старший сын Биннья Ран II .
Историография
[ редактировать ]Различные бирманские хроники сообщают разные даты ключевых событий его жизни.
Хроники | Рождение–Смерть | Возраст | Царствование | Продолжительность правления | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
Маха Язавин и Хманнан Язавин | не сообщается | не сообщается | 1470/71–1491/92 | 21 | [примечание 1] |
Слапат Раджаван | в. 1420–1491/92 гг. | 71 | [5] | ||
Мон Язавин (Shwe Now) | в. 1417–1491/92 гг. и в. Ноябрь 1409 г. - 1491/92 г. | 74 и ~82 | 1470/71–1491/92 | 27 [так в оригинале] | [примечание 2] |
Памятники
[ редактировать ]- Дхаммазеди Роуд — дорога в Янгоне.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (Маха Язавин, том 2, 2006: 140) и (Хманнан, том 2, 2003: 185)
- ↑ Летопись противоречива. (Шве Нау 1922: 96) говорит, что он правил 27 лет и умер на 75-м году жизни (в возрасте 74 лет). Но период правления, выведенный из его собственных отчетов, составляет около 21 года: (Шве Нау 1922: 69) говорит, что его предшественник Шин Саубу умер в 832 году ME (1470/71), а его преемник Биннья Ран II умер в 888 году ME (1526/27). после 35-летнего правления, что означает, что Ран пришел к власти в 853 году ME (1491/92).
(Шве Нау 1922: 96): Он родился в 771 году ME в сезон Байисса (ဗြိစ္ဆာ), что соответствует Скорпиону , подразумевая, что он родился примерно в ноябре/декабре 1409 года. Но это противоречит данным самой хроники. возраст 74 лет на момент смерти в 1491/92 году.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Атва, Саядо (1766 г.). «Слапат Рагавана королевской истории» . Эфиопские рукописи KK Hofbibliothek в Вене (на немецком языке). 151 . Перевод П.В. Шмидта (изд. 1906 г.). Вена: Альфред Гёльдер.
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Пранке, Пенсильвания (2004). «Трактат о происхождении старейшин» (Вамсадипани): монашеская реформа и написание буддийской истории в Бирме восемнадцатого века . (Докторская диссертация) Мичиганский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Шве Нау, изд. (1785). Мон Язавин (Шве Нау) (на бирманском языке). Перевод Шве Нау (изд. 1922 г.). Янгон: Издательство Ассоциации издательских работников Бирмы.