Jump to content

Пагода Шведагон

Координаты : 16 ° 47'54 "с.ш. 96 ° 08'59" в.д.  /  16,798354 ° с.ш. 96,149705 ° в.д.  / 16,798354; 96.149705
Пагода Шведагон
Пагода Шведагон

Тюлень
Религия
Принадлежность буддизм
Секта Тхеравада Буддизм
Область Янгонский регион
Фестиваль Фестиваль пагоды Шведагон ( Табаунг )
Руководящий орган Совет попечителей пагоды Шведагон
Статус Активный
Расположение
Муниципалитет Янгон
Страна Мьянма
Пагода Шведагон находится в Мьянме.
Пагода Шведагон
Показано в Мьянме
Географические координаты 16 ° 47'54 "с.ш. 96 ° 08'59" в.д.  /  16,798354 ° с.ш. 96,149705 ° в.д.  / 16,798354; 96.149705
Архитектура
Завершенный 1362–63 (или ранее)
1462
1775
Технические характеристики
Высота (макс.) 99 м (325 футов) [1]
Высота шпиля 112 м (367 футов) [1]
Веб-сайт
www .shwedagonpagoda

Шведагон Пагода ( бирманский : Пагода Шведагон ; MLCTS : hrwe ti. жвачка бху. ра: , IPA: [ʃwèdəɡòʊɰ̃ pʰəjá] ); Mon: ကျာ်ဒဂုၚ် Пн: Кодагум; официально названный Шведагон Зеди Дау ( бирманский : Пагода Шведагон , [ʃwèdəɡòʊɰ̃ zèdìdɔ̀] , букв. « Золотая пагода Дагон » ), а также известный как Великая пагода Дагон и Золотая пагода — это позолоченная ступа, расположенная в Янгоне , Мьянма .

Шведагон — самая священная буддийская пагода в Мьянме, поскольку считается, что она содержит реликвии четырех предыдущих Будд нынешней кальпы . Эти реликвии включают в себя посох Какусандхи , фильтр для воды Конагаманы , кусок одежды Кассапы и восемь прядей волос с головы Гаутамы . [2]

высотой 51 метр (167 футов) Построенная на холме Сингуттара высотой 112 м (367 футов) , пагода стояла на высоте 170 м (560 футов) над уровнем моря. [примечание 1] и доминирует над горизонтом Янгона . Правила зонирования Янгона , которые ограничивают максимальную высоту зданий до 127 метров (417 футов) над уровнем моря (75% высоты пагоды на уровне моря), обеспечивают видное место Шведагона на горизонте города. [3]

Вид на Большую пагоду Дагон в 1825 году, с гравюры лейтенанта Джозефа Мура из 89-го полка Ее Величества, опубликованной в портфолио из 18 изображений в литографии 1825–1826 годов.
Сцена на террасе Большой пагоды Дагон, 1824–1826 гг.
Пагода Шведагон в 1890-х годах.

Легенда гласит, что пагода Шведагон была построена более 2500 лет назад — еще при жизни Будды — что делает ее старейшей буддийской ступой в мире. [4] Согласно « Буддхавамсе» , два торговца из Уккаладжанапады по имени Тапусса и Бхалика проходили через Бодхгаю, когда встретили Будду. Будда, который в то время наслаждался блаженством своего вновь обретенного состояния будды , сидя под деревом раджаятана , принял их подношение в виде рисовых лепешек научил их некоторым Дхарме и меда и взамен . Поступив таким образом, они стали первыми учениками-мирянами, принявшими прибежище в учении Будды. [5] [6] [7] Будда также дал торговцам восемь прядей своих волос и дал им инструкции, как построить ступу, в которой можно было бы хранить эти реликвии волос . [6] Купцы подарили восемь прядей волос королю Дагона Оккалапе , который поместил пряди вместе с некоторыми реликвиями трех предыдущих Будд ( Какусандхи , Конагамана и Кассапы ) в ступе на холме Сингуттара в современной Мьянме. [8]

Первое упоминание о пагоде в королевских хрониках датируется только 1362/63 годом н.э. (724 г. н. э. ), когда король Биннья У из Мартабана-Хантавади поднял пагоду на высоту 18 м (59 футов). Современные письменные свидетельства, надписи пагоды Шведагон времен правления короля Дхаммазеди из Хантавади (годы правления 1471–1492), показывают список ремонтов пагоды, начиная с 1436 года. В частности, королева Шин Со Пу (годы правления 1454–1471). ) поднял его высоту до 40 м (130 футов) и позолотил новое сооружение. К началу 16 века пагода Шведагон стала самым известным местом буддийского паломничества в Бирме. [9]

Серия землетрясений в последующие столетия нанесла ущерб. Самый сильный ущерб был нанесен землетрясением 1768 года, обрушившим вершину ступы, но король Синбюшин в 1775 году поднял ее до нынешней высоты 99 м (325 футов) (не считая высоты хти ( зонтика-короны)). Новый хти был подарен королем Миндоном в 1871 году, почти через два десятилетия после аннексии Нижней Бирмы британцами. Умеренное землетрясение в октябре 1970 года вывело шахту из строя; Для устранения проблемы потребовался капитальный ремонт.

Фестиваль пагоды Шведагон, крупнейший фестиваль пагод в стране, начинается в новолуние месяца Табаунг по традиционному бирманскому календарю и продолжается до полнолуния. [10] Пагода внесена в Список наследия города Янгон .

Схема, показывающая различные архитектурные особенности, составляющие дизайн пагоды Шведагон.

сложен золотыми Плинтус ступы покрытого из кирпича, пластинами . Над базой расположены террасы, доступ к которым имеют только монахи и другие мужчины. Далее идет колоколообразная часть ступы. Выше него находится тюрбан , затем перевернутая чаша для подаяния, перевернутые и вертикальные лепестки лотоса, банановый бутон и затем корона-зонтик . Корона украшена 5448 бриллиантами и 2317 рубинами. Непосредственно перед ромбовидным бутоном находится флюгер в форме флага. Самая вершина — алмазный бутон — украшена бриллиантом весом 76 карат (15 г). [ нужна ссылка ]

Золото на ступе сделано из настоящих золотых пластин, покрывающих кирпичную конструкцию и прикрепленных традиционными заклепками. [ нужна ссылка ] Люди по всей стране, а также сменявшие друг друга монархи, начиная с королевы Шин Со Пу , жертвовали пагоде золото на ее поддержание.

Южный вход 1890-х гг.
Пара леогрифов, охраняющих вход на тропу, ведущую на холм Сингуттара к пагоде Шведагон.

Есть четыре входа, каждый из которых ведет по лестнице на платформу на холме Сингуттара . Каждый вход охраняет пара гигантских леогрифов . На восточном и южном подходах продавцы продают книги, амулеты на удачу, изображения Будды, свечи, сусальное золото, ароматические палочки , молитвенные флажки, вымпелы, миниатюрные зонтики и цветы.

Буддийские ступы принято обходить по часовой стрелке. В соответствии с этим принципом можно начать со святилища восточного направления, в котором находится статуя Какусандхи , первого Будды нынешней кальпы . Далее, в южном храме, находится статуя второго Будды, Конагаманы . Далее, в западном направлении , находится храм третьего Будды, Кассапы . Наконец, в северном направлении находится святилище четвертого Будды, Гаутамы . [11]

Президент США Барак Обама совершает ритуал благословения , обливая водой статую Будды на планетарном посте в пятницу; Обама родился в пятницу.

Хотя большинство бирманцев являются буддистами Тхеравады , многие также следуют практикам, зародившимся в индуистской астрологии . Бирманская астрология признает семь астрологических планет — Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн, а также две другие планеты — Раху и Кету . Все названия планет заимствованы из индуистской астрологии, но бирманские Раху и Кету отличаются от индуистских Раху и Кету. Бирманцы считают их отдельными планетами, тогда как индуистская астрология считает их либо Головой и Хвостом Дракона, либо Восходящим и Нисходящим Узлами. Для бирманцев Кету — царь всех планет. Как и во многих других языках, бирманцы называют семь дней своей недели в честь семи планет, но бирманская астрология признает восьмидневную неделю, при этом среда делится на два дня: до 18:00   . сегодня среда, но с 18:00   . до полуночи это день Раху. [12]

Бирманским буддистам важно знать, в какой день недели они родились, поскольку это определяет их планетарный пост . Планетарных постов восемь, поскольку среда разделена на две части ( утром и вечером ). Они отмечены животными, которые представляют день: гаруда - воскресенье, тигр - понедельник, лев - вторник, слон с бивнями - утро среды, слон без клыков - среда днем, мышь - четверг, морская свинка - пятница и нага - суббота. На каждом планетарном столбе есть изображение Будды, и преданные предлагают цветы и молитвенные флажки и поливают изображение водой с молитвой и желанием, называемым Ритуалом Благословения. У основания столба за изображением находится ангел-хранитель, а под изображением – животное, олицетворяющее этот конкретный день. Постамент ступы восьмиугольный и также окружен восемью небольшими святынями (по одному на каждый планетарный столб). Буддийские ступы принято обходить по часовой стрелке. Многие преданные выполняют ритуал благословения, выливая воду на свой планетарный пост.

Паломник, поднимаясь по ступеням пагоды, покупает цветы, свечи, цветные флаги и вымпелы. Их следует разместить у ступы в символическом акте дарения , что является важным аспектом буддийского учения. В разных местах вокруг пагоды расположены ящики для пожертвований для получения добровольных пожертвований, которые можно передать пагоде для общих целей. В декабре 2017 года иностранцам были предъявлены обвинения в размере КС. Входная плата 10 000 (около 7 долларов США).

Шведагон в литературе

[ редактировать ]

Редьярд Киплинг описал свое посещение пагоды Шведагон в 1889 году десять лет спустя в книге « От моря до моря и другие зарисовки, путевые заметки». [13]

Затем на горизонте возникла золотая тайна, прекрасное мерцающее чудо, сверкающее на солнце, по форме не находившееся ни в мусульманском куполе, ни в индуистском храмовом шпиле. Он стоял на зеленом холме, а под ним располагались ряды складов, сараев и мельниц. Под каким новым богом, думал я, сидим теперь мы, неугомонные англичане?

«Вот старый Швей Дагон» (произносится как Дагон), — сказал мой спутник. «Черт побери!» Но это было не то, ради чего можно было ругаться. Во-первых, это объясняло, почему мы взяли Рангун, а во-вторых, почему мы продолжали искать, что более богатого или редкого есть в этой земле. До этого момента мои неопытные глаза не могли заметить, что эта земля внешне сильно отличалась от Сандербунов , но золотой купол говорил: «Это Бирма, и она будет совершенно не похожа ни на одну землю, о которой вы знаете». «Это своего рода знаменитая старая святыня, — сказал мой спутник, — и теперь линия Тунгху-Мандалай открыта, тысячи паломников стекаются сюда, чтобы увидеть ее. Во время землетрясения он потерял свою большую золотую вершину — штуку, которую они называют «хти», поэтому он весь на треть своей высоты закрыт бамбуковой оградой. Вы должны увидеть это, когда все будет раскрыто. Сейчас его перезолочивают.

Война и вторжение

[ редактировать ]
Британские солдаты снимают обувь во время посещения пагоды Шведагон во время Второй мировой войны.
Золотой головной убор, принадлежавший королеве Син Сабу . Он был раскопан рабочими при строительстве казарм на месте старой пагоды к востоку от пагоды Шведагон в 1855 году и сейчас находится в Музее Виктории и Альберта.

В 1608 году португальский авантюрист Филипе де Брито э Никоте , известный как Нга Зинка бирманцам , разграбил пагоду Шведагон. Его люди взяли 300-тонный Большой колокол Дхаммазеди , подаренный в 1485 году королем Мон Дхаммазеди. Де Брито намеревался расплавить колокол, чтобы сделать пушки, но он упал в реку Баго, когда он переправлял его. На сегодняшний день оно не восстановлено.

Два столетия спустя, , британцы 11 мая 1824 года, во время Первой англо-бирманской войны высадились на берег . Они немедленно захватили и оккупировали пагоду Шведагон и использовали ее как крепость, пока не ушли два года спустя. Происходили грабежи и вандализм , а один офицер прорыл туннель в глубину ступы ради того, чтобы выяснить, можно ли использовать его в качестве порохового магазина. Колокол Маха Гандха (буквально «великий сладкий звук»), 23-тонный бронзовый колокол, отлитый в 1779 году и подаренный королем Сингу и широко известный как Колокол Сингу Мин , был увезен с намерением отправить его в Калькутту . Его постигла та же участь, что и колокол Дхаммазеди, и он упал в реку. Когда британцам не удалось вернуть ее, люди предложили помощь при условии, что ее можно будет вернуть в ступу. Британцы, подумав, что это будет напрасно, согласились, после чего водолазы привязали под колокол сотни бамбуковых шестов и спустили его на поверхность. Вокруг этого колокола и 42-тонного колокола было много путаницы. Колокол Тарравади Мин , подаренный в 1841 году Тарравади Мином вместе с 20 кг позолоты; этот массивный богато украшенный колокол висит в павильоне в северо-восточном углу ступы. Другая, но менее правдоподобная версия рассказа о колоколе Сингу Мин была представлена ​​лейтенантом Дж. Э. Александром в 1827 году. [14] Этот колокол можно увидеть висящим в другом павильоне на северо-западе платформы пагоды.

Во время Второй англо-бирманской войны британцы повторно оккупировали Шведагон в апреле 1852 года, только на этот раз ступа должна была оставаться под их военным контролем в течение 77 лет, до 1929 года, хотя людям был предоставлен доступ к Пайе.

Статуя Будды, украденная из пагоды в 1852 году. Сейчас находится в Оклендском военном мемориальном музее.

Во время британской оккупации и укрепления пагоды лорд Маунг Хтау Лей , самый известный мон-бирманец в Британской Бирме, успешно предотвратил разграбление сокровищ британской армией; в конце концов он восстановил пагоду ее былую славу и статус при финансовой помощи британских правителей. Этот отрывок из книги «Бирманский матриарх двадцатого века», написанной его прапраправнучкой Кхин Тида.

После выхода на пенсию он вернулся в район Рангуна, все еще находившийся в руках бирманцев, но очень скоро ему суждено было подвергнуться следующей аннексии. Он снова был вовлечен в войну, но на этот раз ему посчастливилось поддерживать религиозные предприятия и получить огромные заслуги. Его хорошая карма и лидерские способности привели его к задаче спасения великой пагоды Шведагон от неминуемого разрушения и разграбления ее сокровищ британскими войсками во время второй англо-бирманской войны.

Великая буддийская святыня была укреплена британскими войсками во время войны 1824 года и снова использовалась в качестве форта в 1852 году. Когда он услышал об укреплении и разграблении святыни, он направил письмо с апелляцией непосредственно в Британское управление Индии в Лондон останавливает осквернение. Затем он получил компенсацию от британского комиссара Бирмы г-на Фейра и начал ремонт пагоды в 1855 году при общественной поддержке и пожертвованиях.

Он стал попечителем-основателем Фонда пагоды Шведагон и был удостоен звания KSM от британского владычества за свою государственную службу. Он умер в возрасте 95 лет, завещав свой престиж и высокую репутацию своей большой семье и потомкам.

Политическая сфера

[ редактировать ]
Протестующие у пагоды Шведагон в Янгоне

В 1920 году студенты единственного университета Бирмы встретились в павильоне на юго-западном углу пагоды Шведагон и спланировали забастовку протеста против нового Закона об университетах, который, по их мнению, принесет только пользу элите и увековечит колониальное правление. Сейчас это место увековечено мемориалом. Результатом последовавшего университетского бойкота стало создание «национальных школ», финансируемых и управляемых бирманским народом; С тех пор этот день отмечается как Национальный день Бирмы . Во время второй в истории студенческой забастовки 1936 года террасы Шведагона снова стали местом стоянки студентов-забастовщиков.

В 1938 году бастующие нефтяники прошли весь путь от нефтяных месторождений Чаук и Йенангьяунг в центральной Бирме до Рангуна , чтобы основать забастовочный лагерь у пагоды Шведагон. Эта забастовка, поддержанная общественностью и студентами и ставшая известной как «Революция 1300 года» по бирманскому календарному году, была разогнана полицией, которая в своих ботинках, в то время как бирманцы снимали обувь на территории пагоды, совершила рейд забастовочные лагеря на пагоде.

«Вопрос об обуви» на пагоде всегда был деликатным вопросом для бирманского народа еще с колониальных времен. Бирманцы всегда снимали обувь во всех буддийских пагодах. Хирам Кокс, британский посланник при бирманском дворе, в 1796 году соблюдал традицию, не посещая пагоду, а не снимая обувь. Однако после аннексии Нижней Бирмы европейские посетители, а также войска, размещенные у пагоды, открыто нарушили традицию. У Дхаммалока публично выступил против полицейского за ношение обуви на территории пагоды в 1902 году. Лишь в 1919 году британские власти наконец издали постановление, запрещающее носить обувь на территории пагоды. Однако они сделали исключение, согласно которому служащим правительства, находящимся в служебных целях, разрешается носить обувь. Постановление и положение об исключении из него вызвали волнение людей и сыграли роль в зарождении националистического движения. Сегодня в пагоду нельзя ходить в обуви и носках.

В январе 1946 года генерал Аунг Сан выступил на массовом митинге у ступы, потребовав «немедленной независимости» от британцев с плохо завуалированной угрозой всеобщей забастовки и восстания. Сорок два года спустя, 26 августа 1988 года, его дочь Аун Сан Су Чжи выступила на еще одном массовом митинге у ступы с участием 500 000 человек, потребовав демократии от военного режима и назвав восстание 8888 второй борьбой за независимость.

Сентябрьские протесты 2007 г.

[ редактировать ]

В сентябре 2007 года во время общенациональных демонстраций против военного режима и недавно введенного им повышения цен протестующим монахам было отказано в доступе к пагоде на несколько дней, прежде чем правительство наконец смягчилось и разрешило им войти.

24 сентября 2007 года 20 000 монахов и тилашинов (самый крупный протест за 20 лет) прошли маршем у пагоды Шведагон в Янгоне . В понедельник 30 000 человек во главе с 15 000 монахов прошли маршем от пагоды Шведагон и мимо офиса Аун Сан Су Чжи оппозиционной партии Национальная лига за демократию (НЛД). Комик Зарганар и звезда Чжо Ту принесли монахам еду и воду. В субботу монахи прошли маршем, чтобы поприветствовать Аун Сан Су Чжи, которая находится под домашним арестом . В воскресенье к маршу присоединились около 150 монахинь. [15] [16] 25 сентября 2007 г. 2000 монахов и их сторонников бросили вызов угрозам хунты Мьянмы. Они прошли маршем по улицам Янгона у пагоды Шведагон среди армейских грузовиков и предупреждений бригадного генерала Мьинт Маунга не нарушать буддийские « правила и положения ». [17]

По сообщениям оппозиции, 26 сентября 2007 года в результате столкновений между силами безопасности и тысячами протестующих под руководством буддийских монахов в Мьянме силами безопасности Мьянмы погибли по меньшей мере пять протестующих. [ нужна ссылка ] в ожидаемом репрессии. Ранее в тот же день органы безопасности применили слезоточивый газ, предупредительные выстрелы и силу, чтобы разогнать мирную демонстрацию множества монахов, собравшихся вокруг пагоды Шведагон.

Веб-сайт сообщает, что протестующие «монахи были избиты и затолканы в ожидающие армейские грузовики», добавив, что около 50 монахов были арестованы и увезены в неизвестные места.Кроме того, оппозиция заявила, что «солдаты с автоматами блокировали священные буддийские монастыри... а также другие очаги антиправительственных протестов».В нем сообщается, что жестокие репрессии начались после того, как около 100 монахов нарушили запрет, отправившись на оцепленную территорию вокруг пагоды Шведагон, самой священной буддийской святыни Мьянмы.

В нем говорится, что власти приказали толпе разойтись, но свидетели рассказали, что монахи сели и начали молиться, игнорируя запрет военного правительства на публичные собрания.Силы безопасности в пагоде «нанесли удар по демонстрантам» и атаковали «несколько сотен других монахов и сторонников», как подробно описано на веб-сайте оппозиции.По словам очевидцев, власти вывели монахов и погрузили их в ожидающие грузовики на глазах у нескольких сотен зрителей. [ нужна ссылка ] Некоторым удалось спастись и они направились к пагоде Суле, буддийскому памятнику и достопримечательности, расположенной в центре Янгона.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Высота вершины пагоды (до кончика ее хти ) составляет 112 м (367 футов) в высоту (ЮНЕСКО, 2018 г.), и она построена на холме Сингуттара , высота которого составляет 51 м (167 футов) в год. «История Шведагона» . Проверено 18 апреля 2020 г. и высотой 58 м (190 футов) над уровнем моря за «Пагода Шведагон, Янгон» . 14 января 2015 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
  1. ^ Перейти обратно: а б Министерство по делам религии и культуры Мьянмы (06 декабря 2018 г.). «Пагода Шведагон на холме Сингуттара» . ЮНЕСКО.
  2. ^ Тан, Хайди (29 июля 2016 г.). «Куратор музея пагоды Шведагон в Мьянме» . Буддийская дверь Global . Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
  3. ^ «Достигая баланса: новые жилищные и офисные проекты меняют ландшафт городов» . Оксфордская бизнес-группа. 2013 . Проверено 27 января 2023 г.
  4. ^ называется Язавин Это Королевская историческая комиссия Бирмы 1832.
  5. ^ Гольдберг, Кори; Декари, Мишель (2013). По пути: спутник медитирующего в паломничестве в Индии и Непале Будды (2-е изд.). Оналаска, Вашингтон: Pariyatti Press . п. 125. ИСБН  978-1938754586 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Стронг, Джон С. (2004). Реликвии Будды . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 73–74. ISBN  978-0691117645 .
  7. ^ Саядо, Мингун (2008). «Пребывание Будды в семи местах». Великая Хроника Будд (PDF) . Том. 2 (изд. Сингапура). п. 347.
  8. ^ «Пагода Шведагон | История Янгонской пагоды с позолоченными бриллиантами» . Известное путешествие . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
  9. ^ БИРМА, Д.Г. Э. ХОЛЛ, магистр искусств, доктор юридических наук, FRHIST.S. Почетный профессор Лондонского университета и бывший профессор истории в Университете Рангуна, Бирма. Третье издание, 1960 г. Стр. 35-36.
  10. ^ «В пагоде Шведагон возобновился запрещенный фестиваль» . Новости Миззимы . 22 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
  11. ^ Биллиндж, Т. (2014). «Шведагон Пайя» . Храмовая тропа . Проверено 29 декабря 2014 г.
  12. ^ Скидмор, Моник. Бирма на рубеже XXI века . Гавайский университет Press, 2005, с. 162.
  13. ^ Киплинг-младший (1914). «II: Река затерянных шагов и золотая тайна на ее берегах. Показывает, как человек может пойти в пагоду Швей Дагон и не увидеть ее, а также в клуб Пегу и услышать слишком много. Диссертация о коктейлях» . От моря до моря и другие зарисовки: путевые письма . Том. Я. Нью-Йорк: Даблдей.
  14. ^ Берд, GW (1897). Странствия по Бирме (1-е изд.). Лондон: Ф. Дж. Брайт и сын.
  15. ^ «Afp.google.com, 30 000 митингов, протест монахов Мьянмы набирает обороты» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 г. Проверено 24 сентября 2007 г.
  16. ^ Radionz.co.nz, Монахи продолжают оказывать давление на военных. [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Мэтью Уивер (25 сентября 2007 г.). «Войска отправлены, поскольку бирманские протестующие бросают вызов хунте» . Хранитель .
  18. ^ Раунин, С. (13 ноября 2013 г.). «Синтетический Шведагон Нейпьидо мерцает, но в одиночестве» . Иравади . Чиангмай, Таиланд: Издательская группа Иравади . Проверено 29 декабря 2014 г.
  19. ^ Международный буддийский центр Таман Алам Лумбини (01 ноября 2010 г.). «Церемония открытия копии пагоды Шведагон» . Проект реплики пагоды Шведагона . Берастаги, Суматера Утара, Индонезия. Архивировано из оригинала 2 декабря 2011 г. Проверено 29 декабря 2014 г.
  20. ^ «В Мумбаи открылась Глобальная пагода Випассана» . ДНК . 8 февраля 2009 года . Проверено 9 июня 2013 г.
  21. ^ «Храмы Мьянмы и Золотой треугольник» . одинокая планета.
  22. ^ «Будущее Ситагу Дхаммы - религии в Миннесоте» . Карлтон.edu . Проверено 24 декабря 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мартин, Стив (2002). Lonely Planet Мьянма (Бирма) . Публикации Lonely Planet. ISBN  1-74059-190-9 .
  • Эллиот, Марк (2003). Юго-Восточная Азия: Графический путеводитель . Публикации первопроходцев. ISBN  1-873756-67-4 .
  • Вин Пе (1972). Шведагон . Полиграфическая и издательская корпорация, Рангун.
  • «Словарь буддизма» Дэмиена Кеуна (Oxford University Press, 2003) ISBN   0-19-860560-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52a96f6a23c6f40a3a66cf7dcba77ddb__1718266500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/db/52a96f6a23c6f40a3a66cf7dcba77ddb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shwedagon Pagoda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)