Бирманский календарь
Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
![]() |
Люди |
Бирманский Burmese: မြန်မာသက္ကရာဇ်календарь произносится [mjəmà θɛʔkəɹɪʔ] или ကောဇာသက္ကရာဇ် , [kɔ́zà θɛʔkəɹɪʔ] ; Бирманская эра (BE) или Мьянманская эра (ME)) — это лунно-солнечный календарь , в котором месяцы основаны на лунных месяцах , а годы основаны на звездных годах . Календарь во многом основан на более старой версии индуистского календаря , хотя, в отличие от индийских систем, он использует версию цикла Метона . Таким образом, календарь должен согласовать сидерические годы индуистского календаря с почти тропическими годами Метонического цикла , добавляя вставные месяцы и дни через нерегулярные промежутки времени.
Календарь постоянно использовался в различных бирманских штатах с момента его предполагаемого запуска в 640 году нашей эры в королевстве Шри Кшетра , также называемом эрой Пью . Он также использовался в качестве официального календаря в других материковых королевствах Юго-Восточной Азии: Аракан , Лан На , Сишуанбанна , Лан Ксанг , Сиам и Камбоджа вплоть до конца 19 века.
Сегодня календарь используется в Мьянме как один из двух официальных календарей наряду с григорианским календарем . Он до сих пор используется для обозначения традиционных праздников, таких как бирманский Новый год , и других традиционных фестивалей , многие из которых являются бирманскими буддистскими по своей природе.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Бирманские хроники прослеживают происхождение бирманского календаря до древней Индии с началом эры Кали-юги в 3102 году до нашей эры. Говорят, что этот основополагающий календарь был перекалиброван королем Анджаной ( အဉ္စန ), дедушкой Будды по материнской линии , в 691 году до нашей эры. Этот календарь, в свою очередь, был перекалиброван и заменен буддийской эрой с начальным годом 544 г. до н.э. [1] Буддийская эра была принята в ранних городах-государствах Пью к началу нашей эры. Затем, в 78 году нашей эры, в Индии началась новая эра, названная эрой Шаливахана , также называемая эрой Сакры или Эрой Сака. Два года спустя новая эра была принята в штате Пью Шри Кшетра , а позднее эта эра распространилась и на остальные штаты Пью. [2]
Согласно хроникам, языческое царство сначала следовало преобладающей эпохе Сака Пью, но в 640 году н. э. король Попа Саврахан (годы правления 613–640) перекалибровал календарь, назвав новую эпоху Кавза Теккарит ( ကောဇာ သက္ကရာဇ် [kɔ́zà θɛʔk əɹɪʔ] ) [3] с датой начала нулевого года 22 марта 638 г. н. э. [4] Он использовался как гражданский календарь, в то время как буддийская эпоха оставалась религиозным календарем.
Стипендия принимает летописное повествование о североиндийском происхождении календаря и хронологию его принятия в Бирме до эпохи Махасакараджа. Недавние исследования показывают, что эпоха Гупта (эпохальный год 320 г. н.э.), возможно, также использовалась в штатах Пью. [примечание 1] Однако основные ученые утверждают, что перекалиброванный календарь был запущен в Шри Кшетре, а затем принят выскочкой княжеством Пэган. [5] [6]
Распространение
[ редактировать ]Принятие календаря восходящим язычником проложило путь к принятию календаря в других частях Языческой Империи между 11 и 13 веками. Календарь впервые стал использоваться в периферийных регионах или соседних штатах, таких как Аракан на западе и различные штаты Шан в современном северном Таиланде и Лаосе на востоке, которые приняли календарь наряду с фольклором, связанным с бирманским Новым годом. [7] Согласно «Хроникам Чиангмая» и «Хроникам Чианг-Сана», Чиангмай и Чианг-Саен и их подчиненные государства в стране среднего и верхнего Тай (за исключением Лампхуна и Сукхотаи) подчинились королю Анаврахте и приняли календарь в середине 11 века вместо календаря. Махасакарадж, стандартный календарь Кхмерской империи . [8] [примечание 2] Однако ученые утверждают, что самые ранние свидетельства существования бирманского календаря в современном Таиланде датируются только серединой 13 века. [9]
использование календаря, похоже, распространилось на юг, в Сукхотай , и на восток, в лаосские государства. Хотя в последующие столетия [8] официальное усыновление королевством Аюттхая дальше на восток дальше на юг и Лан Ксангом произошло только после королем Байиннаунгом завоевания этих королевств в 16 веке. Последующие сиамские королевства сохраняли бирманский календарь в качестве официального календаря под названием Чуласакарат (пали: Куласакарадж) до 1889 года. [10] [11] Принятие сиамского календаря стало основным катализатором использования календаря в Камбодже. [12] периодический вассал Сиама между 16 и 19 веками. Точно так же календарь распространился на регион Читтагонг доминировало араканское королевство Мраук-У . в Бенгалии, где с 15 по 17 века [1]
Развитие и изменения
[ редактировать ]Система расчета бирманского календаря изначально была основана на Турия Тейдданте ( သူရိယသိဒ္ဓန္တ [θùɹḭja̰ θeiʔdàɰ̃ta̰] ) , которая, как полагают, в основном основана на «оригинальной» системе Сурья Сиддханта древней Индии (т.е. школа Ардхаратрика). ). [13] Одним из ключевых отличий от индийских систем было то, что бирманская система следовала 19-летнему графику интеркаляции ( цикл Метоника ). Неясно, откуда, когда и как была введена система Metonic; гипотезы варьируются от Китая до Европы. [примечание 3]
Таким образом, бирманская система использует «странную» комбинацию звездных лет из индийского календаря с циклом Метона, которая лучше подходит для тропических лет, чем для сидерических лет, поэтому требуется корректировка вставок для согласования различий. [14] Более того, бирманская система не включала в себя достижения индийских методов расчета звездного года до середины 19 века. [примечание 4] (Первоначальная система Турия Теидданта на 0,56 секунды в год медленнее (и точнее ), чем более поздние индийские системы. [15] )
Самые ранние попытки изменить календарь были поверхностными. К 800-летию календаря (29 марта 1438 г.) король Мохньин Тадо перекалибровал календарь на второй год (нулевой год начался 18 марта 1436 г.). [16] Но король умер чуть больше года после запуска, а новая эра угасла через несколько лет. Следующее предложенное изменение было внесено в марте 1638 года королем Прасатом Тонгом Сиама , который в рамках подготовки к предстоящему тысячелетнему юбилею (10 апреля 1638 года) хотел внести изменения в животных, управляющих месяцами. [17] Поскольку такая практика не была распространена в Бирме, это предложение было отклонено королем Талуном .
Между тем все большее внимание привлекало возрастающее кумулятивное несоответствие между гражданскими солнечными и лунно-солнечными годами. В год 1100-летия (1738 г. н.э.) была предложена новая система расчета, направленная на исправление ошибок исходной системы, но суд Таунгу не предпринял никаких действий. Нынешняя Сурья Сиддханта (т.е. школа Саура) была представлена двору Конбаунгов в 1786 году и была переведена на бирманский язык примерно через 50 лет. [13] [18] Наконец, новая система под названием Тандейкта была предложена Ньяунгганом Саядо , буддийским монахом, в 1200 году (1838 г. н. э.). [19]
Новая система представляла собой гибрид оригинальной и обновленной школ Сурьи . В отличие от новой Сурьи , Тандейкта не принимает систему кажущегося счета; средние годы и средние месяцы все еще используются. Он также сохраняет практику размещения вставного месяца всегда рядом с Васо, а вставного дня всегда в конце Найона и только в год, в котором есть вставной месяц. Но Тандейкта следует за новой Сурьей с небольшими изменениями продолжительности года и месяца. Преобладающий график Метоника был изменен, а вставочные месяцы были зафиксированы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее расхождение между солнечными и лунно-солнечными годами. При поддержке принцессы Секкья Деви , которая позже стала главной королевой короля Миндона , новая система была полностью принята в 1853 году. Первая корректировка существовавшего тогда Метонического цикла была сделана путем помещения вставного месяца в 1201 ME (1839 CE) вместо этого. 1202 г. МЭ (1840 г.). [18]
Хотя новая система, казалось бы, сократила разрыв между солнечными и лунными годами календаря, она не сделала календарь более точным по сравнению с реальным тропическим годом. Действительно, это немного хуже старой системы. (Солнечный год Тандейкты опережает средний солнечный год примерно на 23 минуты 51,4304 секунды, тогда как в Макаранте опережает средний солнечный год примерно на 23 минуты 50,8704 секунды.) [20] В результате календарь продолжает отклоняться от реального солнечного года. Календаристы периодически прибегали к изменению своего графика вставок, основанному на кажущемся расчете, чтобы идти в ногу со временем, за счет того, что публикация будущих календарей через несколько лет была практически невозможной.
В целом, в разное время в календаре использовались по крайней мере три немного разных метода расчета для определения времени вставки вставного дня и месяца.
Эра | Определение | Описание |
---|---|---|
Турия Теидданта | До 1215 г. н. э. (до 1853 г. н. э.) | Метонический цикл определяет вставочные точки вставки дня и месяца. |
Тандейкта | 1215–1311 гг. Н. Э. (1853–1950 гг. Н. Э.) | Модифицированный цикл Метоника: количество дополнительных дней в первые 4 месяца определяет точки вставки вставных дней и месяцев. |
Текущий | 1312 г. ME (1950 г. н. э.) по настоящее время | Текущая система, используемая Консультативным советом по календарю Мьянмы; Модифицированный цикл Метоника: количество дополнительных дней в первые 8 месяцев определяет точки вставки вставных дней и месяцев. |
Текущий статус
[ редактировать ]Календарь потерял официальный статус в нескольких королевствах материковой Юго-Восточной Азии (кроме Бирмы) во второй половине XIX века с приходом европейского колониализма. Григорианский календарь заменил бирманский календарь в Камбодже в 1863 году и в Лаосе в 1889 году. [примечание 5] В 1889 году единственное оставшееся независимое королевство в Юго-Восточной Азии, Сиам, также заменило бирманский календарь и перешло на григорианский календарь в качестве официального гражданского календаря и на эпоху Ратанакосин (с 1782 годом н.э. как год 1) в качестве традиционного лунно-солнечного календаря. [10]
В Бирме (Мьянма) бирманский календарь не был заменен, а использовался наряду с григорианским календарем после падения Бирманского королевства. Таиланд перешел на свою собственную версию буддийского календаря с 1941 года, хотя даты эпохи Чуласакарат остаются наиболее часто используемой и предпочтительной формой ввода в академических целях для исторических исследований. [9] Читтагонгский календарю, до сих пор календарь Маги-Сан , идентичный араканскому используется этническими меньшинствами чакма и марма в Бангладеш . [1]
Сегодня Консультативному совету по календарю при Министерстве религии и культуры Мьянмы поручено поддерживать лунно-солнечный календарь в соответствии с солнечным годом. [21]
Структура
[ редактировать ]День
[ редактировать ]В календаре различаются два типа дней: астрономические и гражданские . Средний бирманский астрономический день длится с полуночи до полуночи и представляет собой 1/30 синодического месяца или 23 часа, 37 минут и 28,08 секунды. Гражданский день состоит из двух частей: первая половина начинается с восходом солнца, а вторая половина - с заходом солнца. На практике в качестве ориентиров использовались четыре точки астрономического и гражданского дня (восход солнца, полдень, закат солнца и полночь). Гражданский день делится на 8 бахо ( ဗဟို [bəhò] ) (3 часа) или 60 найи ( နာရီ [nàjì] ) (24 минуты), каждый бахо равен 7,5 найи . В прошлом гонг ( မောင်း [máʊɴ] ударяли в каждый найи ) , а в барабан ( စည် [sì] ) и в большой колокол ( ခေါင်းလောင်း [kʰáʊɴ láʊɴ] ) были отчеканены в честь каждого бахо . [22]
Тип | Время | бирманское имя | Описание |
---|---|---|---|
День | 1 час | Однажды утром | на полпути между восходом солнца и полуднем |
2 часа | День второй | полдень (полдень) | |
3 часа | День третий | на полпути между полуднем и закатом | |
4 часа | День четвертый | закат | |
Ночь | 1 час | Играй одну ночь | на полпути между закатом и полночью |
2 часа | Двойная ночь | полночь | |
3 часа | Три удара ночью | на полпути между полуночью и восходом солнца | |
4 часа | Четыре утра | восход |
Хотя популярное использование никогда не выходило за рамки измерений бахо и найи , календарь состоит из единиц времени с точностью до миллисекунд.
Единица | Подразделения | Примерное эквивалентное время |
---|---|---|
еще День | 8 запахов | 1 день |
вонять центр [примечание 6] | я сделал 7,5 | 3 часа |
Я мог бы час | Даже 4 | 24 минуты |
одинаковый Подушка | 15 приносит | 6 минут |
они приносят Зрение | 6 пян | 24 секунды |
пиан Назад | 10 дома | 4 секунды |
дом период | 12 хана | 0,4 секунды |
хана момент | 4 лайя | 0,03333 секунды |
лайя Шесть месяцев | 1.25 анукхая | 0,00833 секунды |
анукхая Анухара | <базовый блок> | 0,00667 секунды |
В календарных расчетах используются только:
Единица | Подразделения | Примерное эквивалентное время |
---|---|---|
еще | я сделал 60 | 1 день |
Я мог бы | 60 приносит | 24 минуты |
они приносят | 60 дома | 24 секунды |
дом | 60 анукхая | 0,4 секунды |
анукхая | <базовый блок> | 0,00667 секунды |
Таким образом, современные единицы времени можно выразить как:
Единица | Приблизительные эквивалентные бирманские единицы |
---|---|
час | я сделал 2,5 |
минута | 2,5 приносит |
второй | 2,5 дома |
Неделя
[ редактировать ]Гражданская неделя состоит из семи дней. Также было принято обозначать день недели заранее заданным числовым значением от нуля до шести. Названия Танинганве (воскресенье) и Танинла (понедельник) происходят от старобирманского языка , а остальные - от санскрита. [23]
Числовое обозначение | Имя | НАСИЛИЕ | Описание |
---|---|---|---|
0 | привыкший Суббота | [ты] | Суббота |
1 | Танинганве Воскресенье | [tənɪ́ɴɡənwè] | Воскресенье |
2 | Распознавать приходи в понедельник | [tənɪ́ɴlà] | Понедельник |
3 | Нет Вторник | [ɪ̀ɴɡà] | Вторник |
4 | Бодда Среда | [боʊʔdəhú] | Среда |
5 | Кьятабаде Четверг | [тадабеде] | Четверг |
6 | Тауккья Пятница | [θaʊʔtɕà] | Пятница |
Месяц
[ редактировать ]В календаре различаются два типа месяцев: синодический месяц и сидерический месяц . [24] Синодические месяцы используются для составления лет, в то время как 27 лунных звездных дней ( နက္ခတ် [nɛʔkʰaʔ] ; от санскритской накшатры ), наряду с 12 знаками зодиака, используются для астрологических расчетов. [25] (В календаре также указан солнечный месяц под названием Турия Матха , который равен 1/12 года. [26] Но солнечный месяц варьируется в зависимости от типа года, например тропического года, сидерического года и т. д.)
Тип | Среднее количество дней на Турию Теидданту | Среднее количество дней в Тандейкте |
---|---|---|
Синодический лунный месяц Месяц Сандара Матха | 29.530583 | 29.530587946 |
Сидерический месяц Месяц Нехтаматха | 27.3216574 |
Дни месяца делятся на две половины: нарастающую ( လဆန်း [la̰záɴ] ) и убывающую ( လဆုတ် [la̰zoʊʔ] ). 15-е число растущей луны ( လပြည့် [la̰bjḛ] ) — гражданский день полнолуния. Гражданский день новолуния ( လကွယ် [la̰ɡwɛ̀] ) — последний день месяца (14-е или 15-е число убывающего числа). Среднее и настоящее (истинное) Новолуние редко совпадают. Среднее Новолуние часто предшествует настоящему Новолунию. [24] [25]
Тип | Дни | Описание |
---|---|---|
депиляция воском новолуние | от 1 до 15 | от новолуния до полнолуния |
Полнолуние Полная луна | 15 | Полнолуние |
Убывающая убывающая луна | от 1 до 14 или 15 | от полнолуния до новолуния |
Новолуние Луна | 15 | Новолуние |
Поскольку синодический лунный месяц составляет примерно 29,5 дней, в календаре используются чередующиеся месяцы по 29 и 30 дней. 29-дневные месяцы называются йет-ма-сон ла ( ရက်မစုံလ ), а 30-дневные месяцы называются йет-сон ла ( ရက်စုံလ ). [24] В отличие от других традиций Юго-Восточной Азии, в бирманском календаре для названий месяцев используются бирманские названия. Хотя имена по происхождению кажутся чужеродными для современных бирманских ушей, все, кроме трех, произошли от старобирманского языка. Три исключения - Млета / Мивета ( မ္လယ်တာ / မြွယ်တာ ), Нанка ( နံကာ ), Танту ( သန်တူ ) - которые все выпадают во время буддийского поста, были заменены новыми бирманскими именами (W асо, Вагаунг, Тадингьют), что раньше означало только дни Полнолуния трех месяцев. [27]
бирманский | Мой | количество дней (невисокосный год) |
---|---|---|
Ярлык Ценить | Этот стоп , /коа/ | 29 |
Делиться Прыжок | Нет пəсаик / | 30 |
Деревня Кролик | Мэри / /cèh | 29 |
Был Что? | Дагин Дагон , /həkɜ̀n/ | 30 |
Вагаунг Я Као | продолжительность / /hədoa sɔe | 29 |
Тауталин Очень ясно | Бхат фот , /фот/ | 30 |
Тадингьют Выходные | Что / ух/ | 29 |
Тазаунгмон Ненависть | мне стало скучно / kəthɒn/ | 30 |
Кажется Бог | Мреггатуи Геология , /pəròikkəsɒ/ | 29 |
Пифо Пепел | Тел. / /пао | 30 |
Табодве Один пост вместе | И майк / | 29 |
Табаунг Вместе | Фаврагин phɔrəkɜ̀n / | 30 |
В большие високосные годы месяц Найон получает дополнительный вставной день, называемый -лунь или йет йет нгин , и - имеет 30 дней. [24] В араканском календаре месяц Тагу имеет дополнительный вставной день в большие високосные годы. [18]
Год
[ редактировать ]Виды астрономического года
[ редактировать ]Календарь различает три типа астрономического года : тропический год , сидерический год и аномальный год . [22]
Название года | Описание | Количество средних солнечных дней по оригинальному Сурье | Количество средних солнечных дней по Тандейкте |
---|---|---|---|
Таванаматха Хнит Год Саванны | тропический год | 365.25875 | 365.2587564814 |
Некхаттамахта Хнит Звездный год | звездный год | 365.2729132 | |
Турияматха Хнит Год Сарии Матхи | аномальный год | 365.2770951 |
Виды календарного года
[ редактировать ]Бирманский календарь — это лунно-солнечный календарь, в котором месяцы основаны на лунных месяцах , а годы основаны на солнечных годах . Одна из его основных задач — регулировать лунную часть, чтобы она не отставала от солнечной. Лунные месяцы, обычно двенадцать, состоят попеременно из 29 и 30 дней, так что обычный лунный год будет содержать 354 дня, в отличие от солнечного года, состоящего из ~ 365,25 дней. Следовательно, необходима некоторая форма добавления к лунному году (вставки). Общую основу для него составляют циклы по 57 лет. Одиннадцать дополнительных дней добавляются каждые 57 лет, а семь дополнительных месяцев по 30 дней добавляются каждые 19 лет (21 месяц за 57 лет). Это дает 20819 полных дней для обоих календарей. [28]
Таким образом, в календарь добавляется вставной месяц ( ဝါထပ် [wà daʔ] ) в високосные годы ( ဝါငယ်ထပ်နှစ် [wàŋɛ̀daʔ n̥ɪʔ] ), а иногда также вставной день ( ရက်င င် [jɛʔ ŋɪ̀ɴ] ) в большие високосные годы ( ဝါကြီးထပ်နှစ် [wàdʑídaʔ n̥ɪʔ] ) . Вставной месяц не только корректирует продолжительность года, но и корректирует накапливающуюся ошибку месяца на полдня. Средняя продолжительность месяца дополнительно корректируется добавлением дня к Найону через нерегулярные промежутки времени — чуть более семи раз за два цикла (39 лет). Вставочный день никогда не вставляется, за исключением года, в котором есть вставной месяц. [25] Индуистский календарь вставляет вставной месяц в любое время года, как только накопленные дроби достигают одного месяца. Однако в бирманском календаре вставной месяц всегда вставляется в одно и то же время года, после летнего солнцестояния , тогда как в араканском календаре он вставляется после весеннего равноденствия . [18]
Фактический календарный год ( Hnit ) Wawharamatha состоит из 354, 384 или 385 дней.
Месяц | Обычный год | Маленький високосный год | Большой високосный год |
---|---|---|---|
Ярлык | 29 | 29 | 29 |
Делиться | 30 | 30 | 30 |
Деревня | 29 | 29 | 30 |
Был | 30 | 30 | 30 |
2-й Васо | н/д | 30 | 30 |
Вагаунг | 29 | 29 | 29 |
Тауталин | 30 | 30 | 30 |
Тадингьют | 29 | 29 | 29 |
Тазаунгмон | 30 | 30 | 30 |
Кажется | 29 | 29 | 29 |
Пифо | 30 | 30 | 30 |
Табодве | 29 | 29 | 29 |
Табаунг | 30 | 30 | 30 |
Общий | 354 | 384 | 385 |
В тайском календаре Чуласакарат используется немного другой метод размещения вставочного дня. Вместо високосного года, как в бирманской системе, в тайской системе он выделяется в отдельный год. Таким образом, в тайском малом високосном году 355 дней, а в тайском большом високосном году — 384 дня. [29] Однако обе системы достигают одинакового количества дней в 19-летнем цикле. Кроме того, в отличие от индийских календарей, бирманский календарь следует циклу Метона , в котором вставочные месяцы вставляются по установленному графику. Однако, поскольку бирманский календарь должен быть адаптирован для использования звездных лет, полученных из индийского календаря, с тропическими годами цикла Метона, поддержание установленного цикла Метона было проблемой. [14]
Судя по всему, в календаре использовалось несколько графиков, чтобы определить, какой из 19 лет будет вставным. Чтобы узнать, в каком году будет вставной месяц, разделите бирманский год на 19. Частное — это истекшие циклы. Если остаток соответствует установленному порядковому номеру преобладающего цикла Метона, то это будет вставной год. [30]
Система | Вставочные годы в 19-летнем цикле |
---|---|
До 1740 г. | 2, 5, 8, 10, 13, 16, 18 |
1740 | 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18 |
1892 | 1, 4, 7, 9, 12, 15, 18 |
1990-е годы | 1, 4, 6, 9, 12, 15, 18 |
Новый год
[ редактировать ]Поскольку основная цель бирманского календаря — идти в ногу с солнечным годом, новый год всегда отмечается солнечным годом , который приходится на момент входа Солнца в Овен . [24] Дата, которая в настоящее время приходится на 16 или 17 апреля, медленно менялась на протяжении веков. В 20 веке Новый год приходился на 15 или 16 апреля, а в 17 веке — на 9 или 10 апреля. [31]
В результате Новый год по бирманскому календарю не обязательно приходится на первый день первого месяца Тагу; на самом деле, он почти никогда не выпадает при первой депиляции Тагу. Тагу почти всегда делится на две части Хнаунг Тагу ( နှောင်းတန်ခူး [n̥áʊɴ dəɡú] ; «Поздний Тагу»), перед Новым годом и Оо Тагу ( ဦးတန်ခူး [ʔ ú dəɡú] ; «Ранний Тагу») в день Нового года и после него . В некоторые годы год настолько отставал от солнечного года, что новый год приходится на Касон, и существуют как Хнаунг Тагу , так и Хнаунг Касон ( နှောင်းကဆုန် [n̥áʊɴ kəsʰòʊɴ] ; «Поздний Касон»). Следовательно, просто сказать «Тагу 1373 года ME» недостаточно, поскольку «Оо Тагу 1373 года» соответствует 2011 году нашей эры, а «Хнаунг Тагу 1373 года» соответствует 2012 году нашей эры.
Цикл
[ редактировать ]Раньше в календаре использовался 12-летний цикл Юпитера, в котором названия лунных месяцев были перераспределены и привязаны к годам. [32] Бирманский цикл — это не более известный юпитерианский цикл Индии с 60-летним циклом. [33] Эта практика существовала в языческий период, но вымерла к 17 веку.
Остаток (год ÷ 12) | Имя |
---|---|
0 | Хпуша Год Будды |
1 | Магха Год Маха |
2 | Пхалгуни Год Сокола |
3 | Читра Четыре года |
4 | Вишакха Високосный год |
5 | Джьештха Шестьдесят лет |
6 | Ашадха Вегетарианский год |
7 | Шравана Год беременности |
8 | Бхадрапаха Год Бхадра Тхам Вишора |
9 | Асвини Год Ясеня |
10 | Криттика Зодиакальный год |
11 | Мригасирас Год Меркурия |
Эпоха
[ редактировать ]Бирманская традиция признает следующие эпохи. Буддийская эра и эра Кауза до сих пор используются в Мьянме.
бирманское имя | Описание | Дата года 0 |
---|---|---|
Маха Теккарит Отличный год | Анджанасакарадж | 10 марта 691 г. до н.э. |
Татана Теккарит Религиозный год | Буддийская эпоха | 13 мая 544 г. до н. э. [примечание 7] |
Пю (Сака) Эра год Пью | Эпоха Шаливахана (Махасакарадж в Таиланде) | 17 марта 78 г. н.э. |
Кауза Теккарит Коза год | Текущий бирманский календарь Чуласакарат | 22 марта 638 г. [примечание 8] |
Мохньин Теккарит Дождливый год | 18 марта 1436 г. |
Точность
[ редактировать ]Бирманский календарь использует лунные месяцы, но старается идти в ногу с солнечным годом. Солнечный год в нынешней системе Тандейкта примерно на 23 минуты 51,43 секунды опережает фактический средний тропический год, составляющий 365,241289 дней. Старая система Макаранты на самом деле была немного более точной: на 23 минуты 50,87 секунды опережала фактический год. [20] В таблице ниже показано, как Тандейкта пытается добиться более узкой разницы (следовательно, большей точности) по сравнению с Макарантой.
Школа | Тандейкта | |
---|---|---|
19 солнечных лет | 6939,91625 дней | 6939,9163731466 дней |
235 луний | 6939,687005 дней | 6939,68816731 дней |
Разница | 0,229245 дня | 0,2282058366 день |
Прирост точности составляет 0,0010391634 дня (89,78371776 секунды) за 19 лет, или около 4,72546 секунды в год. Однако этот выигрыш иллюзорен, поскольку Тандейкта достигает этого выигрыша за счет переопределения среднего лунного месяца (лунации), который в этом случае является более точным, и солнечного года, который менее точен. В таблице ниже показаны солнечные годы обеих систем по сравнению с фактическим средним тропическим годом. Тандейкта на 0,56 секунды в год менее точен, чем Макаранта. [20]
Школа | Тандейкта | |
---|---|---|
19 солнечных лет по собственному определению | 6939,91625 дней | 6939,9163731466 дней |
Фактические 19 тропических лет | 6939,601591 дней | 6939,601591 дней |
Разница за 19 лет | 0,314659 день | 0,3147821466 день |
Разница за год | 23,84784 минуты (1430,8704 секунды) | 23,85717322 минуты (1431,430393 секунды) |
В сумме обе системы опережают фактический тропический год примерно на 24 минуты в год; методы интеркаляции систем исправляют только их внутреннюю ошибку; а Тандейкта несколько ускоряет годовой дрейф. Накапливающаяся ошибка означает Новый год, который раньше приходился на точку весеннего равноденствия на момент его запуска 22 марта 638 года н. э. (по юлианскому календарю). [4] в 2022 году выпал на 17 апреля (по григорианскому календарю) — разница в 23 дня. [примечание 9] Бирманские календаристы решили эту проблему, используя кажущееся исчисление и периодически изменяя график вставок в цикле Метона. Одним из основных недостатков этого подхода является то, что трудно публиковать будущие календари более чем на несколько лет (часто даже на год) вперед.
Зодиак
[ редактировать ]Времена года
[ редактировать ]Бирманский зодиак, как и западный зодиак , разделен на 12 знаков, называемых ятхи ( время года [jàðì] ). Бирманские знаки идентичны индийским и западным знакам, поскольку они произошли от индийского и, в конечном итоге, западного зодиака. Каждая яти на 30 делится градусов . каждый градус на 60 минут ( Leità [leiʔtà] ); и каждую минуту на 60 секунд ( Wḭleiʔtà [wḭleiʔtà] ). [34]
Долгота Анта | Знак Сезон | санскрит | латинский | Правящая планета Знак зодиака |
---|---|---|---|---|
0° | Мейтта Овен | Меша сетка | Овен | Марс |
30° | Пьейта Проблема | Вришабха Телец | Телец | Венера |
60° | я не могу Метон | Мертвые тела Близнецы | Близнецы | Меркурий |
90° | Каракат Рак | Карката рак | Рак | Луна |
120° | Тейн Сих | Симха Лев | Лео | Солнце |
150° | Может Танк | Канье Дева | Дева | Меркурий |
180° | Вт Молоток | В Туле тебе | Весы | Венера |
210° | Пока Скорпион | Вршчика Скорпион | Скорпион | Марс |
240° | Дэн Стрелец | Дхануша поклон | Стрелец | Юпитер |
270° | Макара Макара | Макара Козерог | Козерог | Сатурн |
300° | когда Хон | Кумбха Водолей | Водолей | Сатурн |
330° | Мой Скучать | Мой Рыбы | Рыбы | Юпитер |
Лунные особняки
[ редактировать ]Зодиакальный месяц состоит из 27 дней, что соответствует среднему сидерическому месяцу, равному 27,321661 дням. Таким образом, каждый зодиакальный день, называемый некхат , представляет собой лунный особняк или сегмент эклиптики, по которому Луна вращается вокруг Земли. Хотя имена представляют собой бирманскую адаптацию санскритских имен, бирманская система отличается от современной индийской системы. В бирманской системе для каждого сегмента используются неравные промежутки (от 5° до 26°), а первый сегмент, Атавани, начинается на 350° долготы. В современной индийской системе используются равные отрезки по 13°20' (360° разделенные на 27), а первый отрезок, Ашвини, начинается с 0°. Список ниже соответствует системе Тандейкта . [35]
День | бирманский | санскрит | Степень | Диапазон |
---|---|---|---|---|
1 | Убегать Аставани | Асвини | 18° | 350°–8° |
2 | На континенте бренди | Бхарани | 10° | 8°–18° |
3 | кяттика Храбрость | Криттика | 16° | 18°–34° |
4 | Явани Рохани | Рохини | 12° | 34°–46° |
5 | Мигати Мегати | Мригасирас | 14° | 46°–60° |
6 | Адра Ада | Ардра | 5° | 60°–65° |
7 | Поннахпукшу Монах-брамин | Пунарвасу | 27° | 65°–92° |
8 | Хпуша сыпь | Пушья | 14° | 92°–106° |
9 | Аталейкта Аталисса | Аслеша | 12° | 106°–118° |
10 | Ты мар д | Магха | 11° | 118°–129° |
11 | Пьобба Барагонни Пурва Брагуни | Пурва Пхалгуни | 16° | 129°–145° |
12 | Оттара Барагонни Уттара Брагуни | Уттара Пхалгуни | 9° | 145°–154° |
13 | Хатхада Хасада | До | 10° | 154°–164° |
14 | Сейктра Разум | Читра | 15° | 164°–179° |
15 | Сказать Это верно | предложить | 13° | 179°–192° |
16 | Он может Обычно | Вишакха | 21° | 192°–213° |
17 | Ануяда Анурадха | Анурадха | 11° | 213°–224° |
18 | Зехта Зета | Джьештха | 5° | 224°–229° |
19 | От Оригинал | От | 13° | 229°–242° |
20 | Пьобба Тан Пурватхали | Пурва Ашадха | 15° | 242°–257° |
21 | Оттара Тан Уттаракханд | Уттара Ашадха | 5° | 257°–262° |
22 | Завтра Гласный | Шравана | 13° | 262°–275° |
23 | в Данатейке Богатство | Дхаништха | 12° | 275°–287° |
24 | Таттабекша Сатабиш | Саттарака | 26° | 287°–313° |
25 | Пьобба Парабайк Пурва Пурапе | Пурва Бхадрапада | 10° | 313°–323° |
26 | Оттара Парабайк Уттара Пурапайп | Уттара Бхадрапада | 16° | 323°–339° |
27 | Йевати Ревади | Ревати | 11° | 339°–350° |
Будни
[ редактировать ]Бирманский зодиак различает восемь знаков в семидневную неделю.
Кардинальное направление | бирманский | санскрит | Английский | Планета | Знак |
---|---|---|---|---|---|
Северо-восток | Танинганве Воскресенье | Адитья | Воскресенье | Солнце | Гаруда Гаруда |
Восток | Распознавать приходи в понедельник | Чандра | Понедельник | Луна | Тигр Тигр |
Юго-восток | Нет Вторник | Ангара | Вторник | Марс | Лев Лев |
Юг | Бодда Среда | Будха | В среду утром | Меркурий | Клыкастый слон Слон |
Северо-Запад | Раху Раху | Раху | среда, вечер | Лунный узел | Слон без клыков Привет |
Запад | Кьятабаде Четверг | Брихаспати | Четверг | Юпитер | Крыса Крыса |
Север | Тауккья Пятница | Спасибо | Пятница | Венера | Морская свинка Пу |
Юго-запад | привыкший Суббота | Шани | Суббота | Сатурн | Ну давай же Дракон |
Варианты
[ редактировать ]Бирманский календарь имеет несколько вариантов как внутри современной Мьянмы, так и за ее пределами. Варианты за пределами Мьянмы все еще используются, хотя и в другой системе нумерации лет.
араканский
[ редактировать ]Согласно араканской (ракхайнской) традиции, календарь был запущен королем Турией Техтой из династии Дханьявадди. По крайней мере, до начала 20 века в араканском календаре использовалась система Макаранта бирманский календарь перешел на систему Тандейкта , хотя с середины 19 века . В араканском календаре месяц Тагу имеет дополнительный вставной день в большие високосные годы. [18] Более того, по араканским традициям отмечается только Новый год. [36] Араканский календарь под названием Маги-Сан до сих пор используется народом Магх в Бангладеш . [18]
Чуласакарат
[ редактировать ]Бирманский календарь впервые был принят на территории современного северного Таиланда в середине 13 века, а в центральном Таиланде - во второй половине 16 века. Хотя тогдашние материковые королевства Лан На , Лан Ксанг , Сиам и позже Камбоджа приняли бирманскую эпоху, начиная с 638 г. н. э., каждый регион сохранил свои собственные традиции и/или впоследствии внес свои собственные модификации. Например, в календарях Кенгтунг, Лан На, Лан Ксанг и Сукхотай по-прежнему сохранялась нумерация месяцев, хотя в бирманском календаре перестали использоваться нумерованные месяцы вместе с названиями месяцев. В любом случае использование системы нумерации могло предшествовать введению бирманского календаря, поскольку в каждом регионе была своя собственная система нумерации. Первый пронумерованный месяц в календарях Кенгтунг, Лан На, Лан Ксанг и Сукхотай - это Тазаунгмон (Карттика), Тадингьют (Ашвина), (Надав) Маргасирша и (Надав) Маргасирша соответственно. [37] Это означает, что чтение древних текстов и надписей в Таиланде требует постоянной бдительности не только для того, чтобы убедиться, что все работает правильно для правильного региона, но и для того, чтобы учитывать различия внутри самих регионов, когда вторжения вызывают изменения в практике. [29] (Примечание: системы нумерации Сукхотай и Лан Ксанг, а также ныне заброшенная бирманская система нумерации одинаковы. [37] )
Аналогичным образом, камбоджийская и тайская системы сохранили практику присвоения названий животным годам, начиная с 12-го цикла. [38] Эта практика также существовала в Бирме в языческий период , но позже вымерла. [32]
Более того, Чуласакарат использует три похожих, но не идентичных типа лунных лет, используемых в бирманском календаре. [29] В каждом календаре один и тот же обычный год из 354 дней и високосный год из 384 дней. Однако, в то время как бирманский календарь добавляет вставной день только в високосном цикле в соответствии с циклом Метона, сиамский календарь добавляет вставной день к обычному году. Однако сиамский календарь добавляет дополнительный день в том же месте (Джиешта/Найон). [39]
Календарь | Обычный | Маленький високосный год | Большой високосный год |
---|---|---|---|
бирманский | 354 | 384 | 385 |
Чуласакарат | 354 | 355 | 384 |
Наконец, методы расчета также разошлись в середине XIX века, когда династия Конбаунг перешла на метод Тандейкта , который на 0,56 секунды в год дольше старой системы. [15]
Ну давай же
[ редактировать ]Традиционный календарь Дай народа Дай из Сишуанбаньна в Китае во многом основан на бирманском календаре, хотя он может иметь некоторые китайские влияния. [13]
Текущее использование
[ редактировать ]Государственные праздники
[ редактировать ]Бирманский календарь до сих пор используется для определения ряда государственных праздников в Мьянме .
Название события | Дата бирманского календаря | Международная дата |
---|---|---|
Полная луна Табаунга | Полная луна Табаунга | Март – апрель |
Бирманский новогодний фестиваль | Почти всегда в Тагу, иногда в Кейсоне | 13–17 апреля |
День Будды | Полная луна Кейсона | май – июнь |
Начало буддийского поста | Полная луна Васо | июнь–июль |
Конец буддийского поста | Полнолуние Тадингюта | Октябрь – ноябрь |
Фестиваль Тазаунгдаинг | Полнолуние Тазаунгмона | ноябрь – декабрь |
Национальный день | 10-й убыль Тазаунгмона | ноябрь – декабрь |
Дата рождения
[ редактировать ]В Мьянме люди могут регистрировать дату своего рождения в формате григорианского или бирманского календаря.
Официальные форматы
[ редактировать ]Версии официальных заявлений правительства, таких как законы, уведомления и документы, на бирманском языке датированы как бирманской, так и западной (григорианской) формой. Сначала идет дата бирманского календаря, за ней следует эквивалентная дата по григорианскому календарю в скобках, как в порядке год-месяц-день. Например, дата 29 марта 2017 года записывается так: [40]
( 29 марта 2017 г. )
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (Аунг-Твин 2005: 334–335): Необходимо провести дополнительные исследования. Надпись на камне Пью, обнаруженная в 1993 году, указывает на то, что государства Пью, возможно, также использовали эпоху Гупта.
- ^ (Oriental 1900: 375–376): «Вторжение в Лаво [Лаос], приписываемое Анаврахте, скорее всего, было делом рук некоторых из его преемников».
- ^ (Охаши 2001: 398–399): Астрономы древней Индии определенно знали о цикле Метона и, возможно, внедрили эту концепцию в Юго-Восточную Азию. Однако цикл Метона несовместим с сидерическими индуистскими календарями и поэтому не использовался (и до сих пор не используется) в индуистских календарях. (Чаттерджи 1998: 151) предполагает, что система Метоника была завезена в Бирму европейцами. (Ohashi 2001: 398–399) отвергает гипотезу Чаттерджи, утверждая, что «в астрономии Юго-Восточной Азии не обнаружено никаких других следов европейского влияния». Вместо этого (Ohashi 2001: 401–403) предполагает, что источником Метонического цикла мог быть Китай.
- ^ AMB Ирвин (Ирвин 1909: 2–3) предполагает, что к 1738 году календарь использовался в системе Макаранта, адаптации исходной системы Сурья . Но Дж. К. Ид (Eade 1996: 17) сомневается в оценке Ирвина, заявляя, что он не обнаружил никаких различий с оригинальной системой, все еще распространенной в материковой части Юго-Восточной Азии, по крайней мере, в надписях языческого периода. Поскольку бирманский календарь был официально принят в Сиаме только в 1564 году, а в более поздних сиамских календарях все еще использовался оригинальный Сурья , бирманский календарь должен был следовать оригинальному Сурья по крайней мере до 16 века, если не позже. Даже если система Макаранта стала использоваться в Бирме в последующие столетия, Охаши (Охаши 2007: 354–355) говорит, что бирманская система Макаранта «вероятно отличается от хорошо известной индийской санскритской астрономической таблицы (Макарандасарани (1478 г. н.э.) Макаранды, которая следует школе Сауры».
- ^ (Симмс и Симмс 2001: 204–210) Лаос стал французским протекторатом в марте 1889 года, хотя бывший повелитель Сиам не признавал этого до октября 1893 года.
- ^ архаичное написание Пахора в хронике Маха Язавина (Маха Язавин, Том 2: 260)
- ^ (Kala Vol. 1 2006: 38): Согласно бирманской традиции, Будда умер в день полнолуния Касона 148 Анджанасакараджа.
- ^ (Luce Vol. 2 1970: 336): Согласно планетарным позициям, нынешняя бирманская эра технически началась в 11:11:24 22 марта 638 года.
- ^ (Eade 1989: 39): Эпоха бирманского календаря началась 22 марта 638 г. н.э. (юлианский календарь) (25 марта 638 г. н.э., григорианский). В 2022 году день Нового года выпал на 17 апреля (по григорианскому календарю)/4 апреля (по юлианскому календарю). Это означает, что бирманский новый год сдвинулся примерно на 23 дня (31-25+17=23) по сравнению с григорианским календарем и примерно на 13 дней (31-22+4) по сравнению с юлианским календарем.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ирвин 1909: 2
- ^ Хтин Аунг 1970: 8–9
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 216
- ^ Jump up to: а б См. 1989: 39.
- ^ Зал 1960: 8
- ^ Аунг-Твин 2005: 35
- ^ Хтин Аунг 1959: 38–39
- ^ Jump up to: а б Восточный 1900: 375–376.
- ^ Jump up to: а б См. 1989: 11.
- ^ Jump up to: а б Смит 1966: 11
- ^ Хтин Аунг 1967: 127
- ^ Ид 1989: 9
- ^ Jump up to: а б с Охаси 2007: 354–355.
- ^ Jump up to: а б Охаси 2001: 398–399.
- ^ Jump up to: а б Ирвин 1909: 7
- ^ Ид 1995: 17
- ^ Ронг 1986: 70
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ирвин 1909: 2–3
- ^ Клэнси 1906: 58
- ^ Jump up to: а б с Ирвин 1909: 26–27.
- ^ «Календарь Мьянмы» . Граница Мьянмы . 25 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Клэнси 1906: 57
- ^ Свет Том 2 1970: 327.
- ^ Jump up to: а б с д и Клэнси 1906: 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Ирвин 1909: 8–9
- ^ Ирвин 1909: 5
- ^ Свет Том 2 1970: 328.
- ^ Ид 1995: 15.
- ^ Jump up to: а б с См. 1989: 9–10.
- ^ Чаттерджи 1998: 150–151.
- ^ Ид 1989: 135–145, 165–175.
- ^ Jump up to: а б Свет Том 2 1970: 330.
- ^ Ид 1995: 23–24.
- ^ Ирвин 1909: 7–8
- ^ Ирвин 1909: 10–11.
- ^ Париз 2002: 190.
- ^ Jump up to: а б Ид 1995: 28–29.
- ^ Ид 1995: 22.
- ^ Ид 1989: 20
- ^ Набор данных opendevelopmentmekong.net [ мертвая ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824828868 .
- Чаттерджи, СК (1998). «Традиционный календарь Мьянмы (Бирмы)». Индийский журнал истории науки . 33 (2): 143–160.
- Клэнси, Дж. К. (январь 1906 г.). Т. Льюис; HP Холлис (ред.). «Бирманский календарь: ежемесячный обзор астрономии». Обсерватория . XXIX (366).
- Ид, Дж. К. (1989). Эфемериды Юго-Восточной Азии: положение Солнца и планет, 638–2000 гг . н.э. Итака: Корнельский университет. ISBN 978-0-87727-704-0 .
- Ид, Дж. К. (1995). Календарные системы материковой Юго-Восточной Азии (иллюстрированное изд.). Брилл. ISBN 9789004104372 .
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Хтин Аунг, Маунг (1959). Народные элементы в бирманском буддизме . Рангун: Департамент по делам религии.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Ирвин, сэр Альфред Макдональд Балтил (1909). Бирманский и араканский календари . Рангун: Типография Хантавади.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Люси, GH (1970). Старая Бирма: раннее язычество . Том. 2. Долина Саранчи, штат Нью-Йорк: Artibus Asiae и Нью-Йоркский университет.
- Охаси, Юкио (2001). Алан К.Л. Чан; Грегори К. Кланси; Хуэй-Цье Лой (ред.). Исторические перспективы восточноазиатской науки, технологий и медицины (иллюстрированное издание). Всемирная научная. ISBN 9789971692599 .
- Охаси, Юкио (2007). «Астрономия в материковой Юго-Восточной Азии». В Х. Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах (2, иллюстрированное изд.). Спрингер. ISBN 9781402045592 .
- Восточный институт; Ост-Индская ассоциация (1900). Имперский и азиатский ежеквартальный обзор и Восточные и колониальные отчеты . Лондон и Уоркинг, Англия: Восточный институт.
- Париз, Фрэнк (2002). Книга календарей . Горгиас Пресс.
- Ронг, Шьямананда (1986). История Таиланда (5-е изд.). Чулалонгкорнский университет.
- Симмс, Питер; Санда Симмс (2001). Королевства Лаоса: шестьсот лет истории (иллюстрированное издание). Психология Пресс. ISBN 9780700715312 .
- Смит, Рональд Бишоп (1966). Сиам; Или «История тайцев: с 1569 по 1824 год нашей эры» . Том. 2. Декейтер Пресс.