Искусство Мьянмы

Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
![]() |
Люди |
Искусство Мьянмы относится к изобразительному искусству, созданному в Мьянме (Бирма). Древнее бирманское искусство находилось под влиянием Индии и Китая и часто носило религиозный характер: от индуистских скульптур в королевстве Татон до буддийских изображений Тхеравады в королевстве Шри Кшетра . [ 1 ] В период Багана наблюдался значительный прогресс во многих видах искусства: от настенных росписей и скульптур до лепнины и резьбы по дереву. [ 1 ] После нехватки сохранившихся произведений искусства между 14 и 16 веками, [ 2 ] художники создавали картины и скульптуры, отражающие бирманскую культуру. [ 3 ] Бирманские художники подвергаются вмешательству правительства и цензуре, что препятствует развитию искусства в Мьянме. [ 4 ] Бирманское искусство отражает центральные буддийские элементы, включая мудру , сказки Джатаки , пагоду и Бодхисаттву . [ 5 ]
Период Пю и Мон
[ редактировать ]Торговля с Индией в период Пью принесла глубокие культурные контакты, сильно повлиявшие на многие аспекты визуальной культуры в Мьянме. Однако исследования и археология искусства Пью, Мон и Дваравати в соседнем Таиланде были подвержены влиянию колониальных отношений в 20-м веке, в результате чего больший упор делался на сравнения с хорошо документированным искусством Гупта . Три культуры, традиционно разделенные различиями в художественных стилях, на самом деле имеют много общего и свидетельства межкультурного влияния в их искусстве. [ 6 ]
Тем не менее, контакты с Индией принесли буддизм Тхеравады в города-государства Пью в VI веке, особенно в Шри Кшетре . Раннее религиозное искусство Шри Кшетры находилось под влиянием Юго-Восточной Индии, а затем и Юго-Западной Индии. К 9 веку на страну оказало заметное влияние Королевство Наньчжао . [ 7 ] Другие города-государства Пью оставались смесью буддистов Ари и буддистов Махаяны с большим влиянием Наньчжао через миграцию людей Мранма . В Ханлине статуи Будды были коронованными Буддами, отличающимися от Шри Кшетры отсутствием урны на лбу, что указывает на меньшее индийское влияние. [ 8 ]
Королевство Татон и Мон к югу от Пью также продемонстрировали индийское влияние в своем искусстве. Моны этого времени в основном использовали алебастр , камень или бронзу, изображаемую с Бхумиспарша мудрой . Изображения Мон Будды отличаются от бирманских изображений или изображений Пью длиной пальцев в мудре. [ 9 ] Некоторые из немногих произведений искусства Татона, датируемых до Королевства Баган, представляют собой индуистские изображения Вишну с трехсторонним лотосом, изображающим Тримурти (Брахму, Вишну и Шиву) в конфигурации, уникальной для искусства Пью. [ 1 ]
График периодов
[ редактировать ]сохранилось значительно больше произведений искусства Начиная с Королевства Баган, . Наиболее примечательны настенные росписи и статуи, украшающие интерьер храмов Багана . Фрески периода Багана были написаны на сухой поверхности, в отличие от фресок с использованием влажного цемента. Настенные росписи часто имели подписи на пали , старомонском или старобирманском языках и обычно изображали « Сказки Джатаки» . Во многих храмах также были потолочные росписи, которые обычно представляли собой узоры. Лотос буддийском был распространенным мотивом в потолочном искусстве из-за его символической связи с чистотой в искусстве . [ 10 ]
Скульптура также имела большое значение в этот период. Изображения Будды для поклонения в храмах. Изображения Будды того периода отличаются круглым лицом, короткими урнами и строгим выражением лица. Многие сохранившиеся статуи изготовлены из бронзы , железа или песчаника. [ 11 ] Другие сцены из буддийского фольклора, такие как рождение Будды, были обычными сюжетами для статуй и рельефов. Кроме того, многие бронзовые скульптуры изображали Парвати , супругу индуистского бога Шивы , поскольку она считалась важным дэвом в Багане. [ 12 ]
Экстерьеры храмов Багана также украшены сложной лепниной и рельефами, изображающими различные буддийские сцены. [ 10 ] В этот период также развивалось искусство деревянной скульптуры: несколько сохранившихся частей были встроены в двери храмов Багана. [ 12 ]
В этот период сэ мё ( букв. ) . десять традиционных искусств, называемых пан « Десять цветов » в культуре утвердились Десять искусств таковы: [ 13 ] Лаковые изделия также представляют собой отдельное ремесло, возникшее в позднем Багане, причем самые ранние фрагменты плетения плетений в Багане датируются 13 веком. [ 14 ]
- Blacksmith (ပန်းပဲ ba-bèКузнец
- Резьба по дереву ( скульптура ба-бу )
- Ювелир ( бадейн )
- Лепной рельеф ( так пандо )
- Каменная ( пайан кладка )
- Резьба по камню ( паттамау пантамау )
- Turnery (ပန်းပွတ် panbutТернери
- Painting (ပန်းချီ bagyiКартина
- Лаковые изделия ( паньюн )
- из бронзы (ပန်းတဉ်း badinЛитье
-
Пробуждение Будды Танханкары, настенная роспись в храме Упали Тейн, Баган
-
Рождение Будды, статуя 12 века, Баган.
-
Лепной средний рельеф на Мингалазеди Пагдоа, Паган
-
Статуя Будды в храме Ананды , Паган
-
Лепнина на фасаде храма Хтиломинло
-
Сохранившаяся резьба по дереву на пагоде Швезигон в Багане
Периоды Таунгу и Ава
[ редактировать ]
После монгольского вторжения в Бирму и последующего упадка Багана как культурного центра произошли три столетия войн и внутреннего разделения. Произведения искусства, созданные во время расцвета бирманских королевств, часто грабили, уничтожали или сжигали, особенно когда конкурирующие королевства превосходили их по силе. Таким образом, произведений искусства XIV–XVI веков значительно меньше. [ 2 ]
Манипура Завоевание и подчинение Байиннаунга в 1555–1562 годах , Бхамо , Зинме ( Чиангмай ), Линзина ( Лан Ксанг ), а также вверх по рекам Тапинг и Швели в направлении Юньнани вернули в Бирму большое количество квалифицированных мастеров. Считается, что более тонкий вид бирманских лаковых изделий , называемый Юн, был завезен в этот период импортированными ремесленниками, принадлежащими к племенам Юн или Лаос- Шань в регионе Чиангмай. [ 15 ] Воссоединив различные бирманские государства, Байиннаунг построил дворец Канбавзатади, включив золотые пластины в традиционную бирманскую архитектуру. Посетители отзывались о дворце как о великолепном и великолепном. [ 16 ] В искусстве этого периода стало больше влияния Шаня и Мона . Статуи Будды как из Королевства Ава, так и из периода Таунгу имеют большие головы и нимбы в форме лепестков лотоса. [ 17 ]
После распада империи и восстановления Королевства Таунгу столица была перенесена обратно в Аву, и многие называли этот период периодом Авы. Этот период не следует путать с Королевством Ава двумя столетиями ранее. Изображения Будды этого периода отличаются большим лбом и овальными лицами. [ 18 ] Скульпторы также начали работать с мрамором и разработали стиль, в котором глаза смотрели вниз, а не наружу. [ 2 ] Картины этого периода, как и те, что были найдены в монастыре Оке Кьяунг в Багане, продолжали религиозную тему и сюжеты периода Багана. Однако картины периода Ава придавали обстановке местный контекст, например, современные прически, и изображали более обычные занятия, такие как рыбалка. В картинах этой эпохи также использовались синие и бирюзовые пигменты, создающие более яркие изображения. [ 2 ]
Араканское искусство
[ редактировать ]Королевство Аракан, основанное в 15 веке, привлекло ремесленников из Бенгальского султаната и имело глубокие торговые и культурные связи с Южной Азией. В городах Мраук-У , Дханьявади и Вайтхали были каменные скульптуры и надписи, датируемые VI-XVI веками. Посетители араканского двора отметили великолепие текстиля и высокое положение ткачей в Аракане. [ 19 ]
Изображения Будды из Аракана более квадратные и угловатые. Когда изображения увенчаны, у них более короткое коронное крыло. [ 20 ] Одним из известных произведений искусства Аракана является Изображение Махамуни . По легенде, он был высечен в Дханьявади во время визита Гаутамы Будды . [ 21 ] Исторически изображение существовало как минимум с 11 века, когда король Анаврахта безуспешно пытался переместить изображение в Баган . Позже изображение было захвачено династией Конбаунг и перенесено в храм Будды Махамуни в Амарапуре в 1784 году. [ 22 ]
Шанское искусство
[ редактировать ]У искусствоведов нет единого определения искусства Шаня. Считается, что он возник между 1550 и 1772 годами нашей эры, примерно в то время, когда два королевства Лан На и Лан Ксанг находились под поддержкой бирманцев. [ 3 ]
Многие произведения искусства Шаня изображают Будду в сидячем положении, с правой рукой, направленной к Земле; эта поза широко известна как поза Маравиджайи. [ 3 ] В буддизме поза Маравиджайи представляет собой Будду, призывающего Богиню Земли стать свидетелем победы Гаутамы Шакьямуни над Марой. [ 3 ]
Скульптуры, выполненные в этом художественном стиле, обычно делались из бронзы, а позже их стали лепить из дерева или лака. [ 3 ] Традиционное искусство Шаня обычно изображало Будду в характерных монашеских одеждах или украшенного короной и украшенного различными другими материалами, такими как замазка и стекло. [ 3 ]
Шанские скульптуры самобытны и легко узнаваемы при просмотре истории бирманского буддийского искусства. [ 3 ] Шанские скульптуры часто характеризуются овальными лицами, мягкими улыбками и закрытыми расслабленными глазами. [ 3 ]
Период Конбаунг
[ редактировать ]
В 1752 году Алаунгпая основал династию Конбаунг в ответ на крах династии Таунгу и возникновение Восстановленного королевства Хантавади . Объединив большую часть современной Мьянмы, короли Конбаунгов сосредоточились на реформах и модернизации, но без особого успеха. [ 23 ] В период Конбаунга методы европейской живописи стали более распространенными среди двора, а методы линейной перспективы , светотени и сфумато вошли в бирманскую живопись. [ 24 ] Настенная роспись в храмах и монастырях развила эти западные техники на основе традиционных бирманских стилей, в частности, с использованием отбрасываемых теней и отдаленной дымки. [ 25 ]
В этот период также наблюдалось распространение ступ и храмов с развитием техники лепнины. В частности, деревянные монастыри этого периода остаются одним из самых уникальных сохранившихся бирманских стилей. Монастыри были украшены замысловатой резьбой по дереву из « Сказок Джатаки» . [ 25 ] В период Конбаунга также появились парабайки — рукописи-складные книги , которые долгое время были традиционным методом ведения записей в Мьянме. Белый парабайк ( бирманский : ပုရပိုက်ဖြူ ) использовался для живописи и рисунков, часто изображающих королевскую или придворную деятельность. [ 26 ]
Статуи этого периода, особенно изображения Будды, обычно делятся на период Амарапура (1789–1853 гг.) и период Мандалай (1853–1948 гг.). Король Багидо перенес столицу Конбаунга в Амарапуру в 1783 году, и ремесленники разработали уникальный стиль, используя позолоту дерева с сусальным золотом и красный лак. На изображения этого периода, возможно, повлиял снимок Махамуни с бирманскими изображениями с более круглыми лицами. [ 27 ] В 1853 году, после поражения в Первой англо-бирманской войне , Миндон Мин перенес столицу в соседний Мандалай, построив город в соответствии с буддийской мандалой . Изображения Будды последних дней бирманской монархии следовали стилю с широкой полосой на лбу и тугими вьющимися волосами с заметной ушнишей . Изображения также вернулись к различным материалам, включая алебастр и бронзу . Этот стиль сохранился в период британского колониализма. [ 28 ]

Британская Бирма
[ редактировать ]В начале 19 века также было много гравюр, сделанных в стране британскими офицерами с зарисовками сельской местности во время Первой англо-бирманской войны (1824–1826). [ 25 ]
Бирманская живопись в европейском стиле достигла своего апогея в начале двадцатого века с открытием множества художественных школ и увеличением количества поездок бирманских художников в Европу. [ 29 ] Художники 20-го века, такие как Сая Чоне , Сая Мё и Сая Со, писали акварелью, изображая аристократическую жизнь. [ 24 ] Живопись маслом также стала очень популярной к концу британского правления в Бирме . Отец-основатель движения современного искусства Минамара, Ба Ньян , был назван величайшим именем в современной бирманской живописи за свои картины маслом. [ 30 ]
Мандалай стал местом, имеющим художественное значение, что положило начало Мандалайской школе. Художники мандалайской школы, такие как Ба Чжи , создали характерный бирманский неотрадиционный стиль. Такие художники, как Багьи Аунг Со и Кин Маунг, рисовали, используя импрессионизм , кубизм и экспериментальные техники в сочетании с традиционным бирманским искусством. [ 29 ]
-
Королевская церемония пахоты, Сая Чоне, акварель, 1907 г.
-
Вид на Большую пагоду Дагон , Кингсбери и компания, гравюра 1825 г.
-
Автопортрет, Багьи Аунг Со, 20 век.
Период независимости
[ редактировать ]С 1962 по 1988 год, в эпоху холодной войны , постколониальная Мьянма была изолирована от остального мира, чтобы сохранить независимость. [ 4 ] В 1989 году Мьянма начала открывать международную торговлю, и государственный контроль был ослаблен. Это дало художникам Мьянмы больше возможностей для взаимодействия с артистами со всего мира. [ 4 ] В 1997 году доступ к Интернету позволил сообществу современного искусства в Мьянме вырасти. [ 4 ] Однако правительственная цензура, конфликты, экономические трудности и изоляция повлияли на художников Мьянмы и их искусство. Например, правительство ограничило искусство религиозными изображениями и выражением природной красоты нации. [ 4 ]
Государственная цензура
[ редактировать ]Правительство Мьянмы запретило или конфисковало произведения искусства на запрещенные темы, подвергло цензуре художественные выставки. Запрещенные темы включали политическую критику, наготу и даже использование определенных цветов. В 1970 году цензоры испортили неутвержденные произведения искусства штампами с надписью «Показ запрещен» на лицевой и оборотной сторонах. [ 31 ] Утвержденные картины изображали политического лидера Не Вин (1910–2002), социализм и его аграрную утопию, чистоту бирманской культуры и буддизма. [ 31 ] Некоторые художники бросили вызов цензуре.
Современное искусство в Мьянме
[ редактировать ]Современное искусство Мьянмы отражает тот факт, что страна существовала в изоляции с 1962 по 2011 год и является страной с глубоко укоренившимися буддийскими верованиями. Искусство часто связано с буддизмом и сложной общественно-политической ситуацией. В эпоху глобализации современное искусство Бирмы развивалось скорее на своих собственных условиях.
Одним из первых, кто начал изучать западное искусство, был Ба Ньян , один из пионеров живописи западного стиля в стране наряду с Нгве Гаингом и другими.
Лун Гыве (1930 г.р.) [ 32 ] выдающийся мастер бирманской живописи и наставник многих молодых поколений художников. Лун Гьюэ — мастер цветов, часто в импрессионистической манере, и красота женщин занимает видное место в его работах. Его работы выставлены в Национальном музее Мьянмы и Национальной художественной галерее Малайзии .
Сан Хлаинг — бирманский художник, родившийся 24 декабря 1923 года в Пьяпоне , регион Иравади , Мьянма . Он был разносторонним художником, иллюстрировавшим не только традиционное, но и коммерческое искусство. [ 33 ] Он учился у художников Нгве Гаинга , Хла Маунг Джи, Саяра Мхата и художника У Тейн Ньюнта.
В специальных выпусках газет Taing Lone Kyaw и Myanma Alin Newspaer все обложки были посвящены картинам У Санн Хлаинга. Шумава, Нгве Тарьи, Пе Фу Хивар, Махаити, Яданармон, журналы Мьяцумон, Локе Тар, Пьи Тху Кье, Кхит Мьянма, Мьитмака, Бьяр Дейк Пан, Тая Йейк Мьяинг Журналы, У Санн Хлаинг [ 34 ] работы просматривались ежемесячно и последовательно. Из номера №1 журнала «Сит Пьян» он долгое время рисовал иллюстрации. У Санн Хлаинг проиллюстрировал 10 сказок Джатаки, 550 Нипатов, которые соответствуют стилям и культуре Мьянмы.
Аунг Кьяу Хтет (род. 1965) — набожный буддист , выросший в небольшой деревне, и эти два фактора оказали сильное влияние на его искусство. Его картины, изображающие религиозную жизнь в Бирме, изображают монахов и монахинь в реалистичной манере, хотя второстепенные объекты опущены в картинах, чтобы сосредоточиться на религиозных аспектах. Аунг Кьяу Хтет очень детально рисует лица монахов и монахинь, чтобы показать их человечность. Его работы представлены в Национальном музее Мьянмы и Национальной художественной галерее Малайзии .
Другие художники, чьи работы были включены в постоянную коллекцию Национальной художественной галереи Малайзии, включают MPP Yei Myint , Myint Swe , Min Wai Aung и Aung Myint .
К молодому поколению будущих международных современных художников относятся Ньеин Чан Су , The Maw Naing и группа художников Gangaw Village.
Среди других современных художников - По По (1957 г.р.), художник-самоучка, который живет и работает в Янгоне и работает с различными средствами массовой информации, особенно с инсталляциями. С 1987 года он устраивает персональные выставки, такие как «Без названия» и «Твердая концепция». Он участвовал в биеннале в Кванджу 2000 года, проекте «Летающий цирк» 2004 года и триеннале в Иокогаме 2005 года.
Ва Ну родилась в Янгоне в 1977 году и начала свою творческую карьеру после окончания Университета культуры Янгона в 1998 году по специальности музыка. С тех пор она в основном использует живопись и видео в качестве средств массовой информации. В 2004 году она провела свою первую персональную выставку «Облачный департамент» в Янгоне, а в 2005 году — «Самоидентичность» в галерее Art-U Room. [ 35 ] в Токио , Япония . Она участвовала в групповых выставках, включая Бангладешскую биеннале 2004 г. , Триеннале в Фукуоке 2005 г. [ 36 ] и «Другие семь художников в Янгоне, 2008». Недавно она приняла участие в 6-й Азиатско-Тихоокеанской триеннале современного искусства в Брисбене вместе со своим мужем Тун Вин Аунгом, который работает в сфере мультимедийных инсталляций и перформансов.
Большинство молодых художников, родившихся в 1980-е годы, имеют больше возможностей заниматься искусством внутри страны и за ее пределами. Перформанс — популярный жанр среди молодых бирманских художников, в том числе Аунг Ко, Мо Сатта, Мрата Лунна Хтванна и Ньяна Лин Хтета. Ньян Лин Хтет начал заниматься перформансом в начале 2000-х, а затем присоединился к современной театральной группе Annees Folles для интенсивного театрального обучения у японского театрального режиссера Араты Китамуры в Японии. С 2005 года Лин Хтет участвует в международных перформансах и театральных сценах. После основания в 2005 году экспериментальной театральной группы Theater of the Disturbed в Янгоне Лин Хтет руководил театральными адаптациями драматических и литературных произведений Сэмюэля Беккета , Эжена Ионеско и Франца Кафки , а также драматических произведений местных драматургов, включая его самого. В 2007 году он прошел двухлетнюю программу резидентуры художника в Международном центре искусств в Париже при поддержке Alliance Française de Rangoun и Министерства иностранных дел Франции.
Известные бирманские художники
[ редактировать ]- Сан Хлаинг (1923–2015; бирманский : စန်းလှိုင် ) — художник и художник Партии бирманской социалистической программы , известный своим коммерческим искусством, а также традиционными «Сказки Джатаки» картинами . Он был дизайнером флага Мьянмы, который использовался с 1974 по 2010 год. [ 37 ] Его семья сохранила и собрала более 400 его произведений искусства, в том числе картины маслом, акварели, рисунки пером и тушью. В его честь была основана Художественная галерея Анаврахта. [ 38 ]
- Режиссер Вин Пе ( бирманский : ဝင်းဖေ ) — карикатурист, художник и кинорежиссер, работал в издательстве Ludu Kyi-bwa-yay Press в Мандалае . [ 31 ] Его работа подвергалась цензуре со стороны правительства. Вин Пе сказал: «Военные хотели быть уверены в себе, в своей безопасности… чтобы против них не было прямого нападения посредством искусства». [ 31 ]
- Аунг Хаинг — Хаинг был полуабстрактным художником. [ 31 ] В 1984 году на рынке Богьоке Аунг Сан Хаинг предпринял попытку провести свою первую персональную выставку работ, вдохновленных произведениями Гогена и Моне. [ 31 ] Во время выставки правительственные цензоры посещали его трижды. За первые несколько визитов цензоры удалили около тридцати картин, которые они сочли неуместными. Во время последнего визита все оставшиеся на выставке произведения искусства были признаны неприемлемыми для просмотра. [ 31 ] В знак протеста Хаинг больше не выставлял свои картины. [ 31 ] Однако в октябре 2013 года на рынке Богьок Аунг Сан он провел персональную выставку.
- Маунг Тейд Дхи. Во время более жесткого периода цензуры искусства в Бирме Маунг был арестован за невыполнение приказов цензоров изменить свои произведения искусства. [ 31 ] В 1974 году на художественной выставке Wild Eye в Янгоне Маунг выставил автопортрет на дереве, окруженный металлической цепью. Правительственные цензоры истолковали эту статью как критику правительственных ограничений жизни бирманцев. [ 31 ] и почти сразу убрал его с выставки. [ 31 ] Цензоры позволили Маунгу позже забрать картину. Однако, когда работу вернули, у нее не было первоначальных украшений. [ 31 ] Позже Маунг поместил тот же предмет на другую выставку, но на этот раз завернутый в кожу и веревку и помещенный на череп оленя. [ 31 ] Вскоре после показа нового произведения цензоры арестовали его без объяснения причин, и Маунг провел неделю в тюрьме. [ 31 ] После освобождения Маунг продолжал выставлять те же произведения. В результате к нему домой пришли цензоры и детективы, обвинившие его в создании политических произведений искусства. [ 31 ] Несколько таких визитов причинили Маунгу и его семье большие страдания. [ 31 ] Маунг был снова арестован за свои «подозрительные» произведения искусства. [ 31 ] Такое горе заставило Маунга слишком бояться создавать картины на основе своих политических зарисовок, но он все же создал картины, изображающие цензоров.
См. также
[ редактировать ]- Список бирманских художников-художников
- Сиди голый , художник.
- Хтейн Лин (1966 г.р.), художник и перформанс
- Азиатское искусство
- Галерея Янгона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Круче, Ричард. «Глава II Доязыческий период: Городская эпоха Мон и Пю» . Университет Северного Иллинойса.
- ^ Jump up to: а б с д Круче, Ричард. «Постязыческий период - с 14 по 20 века, часть 1» . Университет Северного Иллинойса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Раймонд, Кэтрин (1 мая 2009 г.). «Шанское буддийское искусство на рынке: что, где и почему?» (PDF) . Современный буддизм . 10 (1): 141–157. дои : 10.1080/14639940902916219 . S2CID 144490936 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чинг, Изабель (1 июля 2011 г.). «Искусство Мьянмы: возможности современности?». Третий текст . 25 (4): 431–446. дои : 10.1080/09528822.2011.587688 . S2CID 142589816 .
- ^ «Введение и история буддизма и бирманского искусства в Бирме» . www.burmese-buddhas.com . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ Галлоуэй, Шарлотта (2010). «Способы увидеть художественный континуум Пью, Мон и Дваравати» . Документы Ханойской конференции и другие . 30 . Австралийский национальный университет. дои : 10.7152/bippa.v30i0.10862 .
- ^ Аунг-Твин, Майкл (1996). «Царство Языческое». В Джиллиан Криббс (ред.). Мьянма Страна духов . Гернси: Co & Bear Productions. стр. 24–26. ISBN 978-0-9527665-0-6 .
- ^ «Статуи Будды периода Пю» . Бирманские Будды .
- ^ «Период Мон: IV век – 1948 год» . Оригинальные Будды .
- ^ Jump up to: а б «Искусство Багана» . Тута путешествие . 2 марта 2020 г.
- ^ «Период Багана: 1044–1347» . Оригинальные Будды .
- ^ Jump up to: а б Нанда Хмун (1 декабря 2015 г.). «Искусство и скульптура периода Багана: женщины в скульптуре Багана» (PDF) . Министерство культуры Мьянмы.
- ^ «Традиционное искусство Мьянмы» . Архивировано из оригинала 4 января 2010 года.
- ^ Беренгер (2007). «Древняя история и традиции лаковых изделий Багана» . Баганский кластер лаковых изделий . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ ДГЭ Холл (1960). Бирма . Библиотека Университета Хатчинсона. п. 42. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Золотой дворец Канбавзатхади. Реконструкция дворца короля Байиннаунга 16 века» . СлаваПутешествие .
- ^ «Период Таунгу: 1347-1596» . Оригинальные Будды .
- ^ «Период Авы: 1618–1789» . Оригинальные Будды .
- ^ Банерджи, Решми (11 июля 2016 г.). «Утерянная слава: возрождение араканского искусства» . Чайный кружок .
- ^ «Араканский период: 575–1948» . Оригинальные Будды .
- ^ Буддийское искусство древнего Аракана: восточного пограничного государства за пределами древней Индии, к востоку от Ванги и Самататы . Том 43, выпуск 4 коллекции микрофильмов о бирманской культуре, Daw Saw Saw. 1979. с. 4.
- ^ Шобер, Джулиана (2002). Сакральная биография в буддийских традициях Южной и Юго-Восточной Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 260–266. ISBN 978-81-208-1812-5 . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Файр, Артур П. (1883). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- ^ Jump up to: а б «Искусство Юго-Восточной Азии: Бирма» . Британника .
- ^ Jump up to: а б с Круче, Ричард. «Постязыческий период - с 14 по 20 века, часть 3» . Университет Северного Иллинойса.
- ^ Рагхаван, В. (1979). «Сохранение рукописей пальмового листа и парабайка и план составления Всесоюзного каталога рукописей» (PDF) . ЮНЕСКО.
- ^ «Период Амарапуры: 1789–1853» . Оригинальные Будды .
- ^ «Мандалайский период: 1853 – 1948» . Оригинальные Будды .
- ^ Jump up to: а б «Бирманская живопись ХХ века – главные художники» . Арт-сфера . 19 июля 2019 г.
- ^ Университет Ювяскюля (Финляндия) (1995). «У Ба Ньян и Бирманский арт-клуб». Ювяскюля изучает искусство, выпуски 46-47 . Университет. п.п. 74–76. ISBN 951-34-0442-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Карлсон, Мелисса (2016). «Живопись как шифр: цензура изобразительного искусства в Мьянме после 1988 года». Пребывание . 31 (1): 116. doi : 10.1353/soj.2016.0001 . S2CID 147382023 .
- ^ У Лун Гыве — мастер-художник из Мьянмы . Галерея Тавибу, 2005. ISBN 974-92905-6-9 .
- ^ «DVB | Персональная художественная выставка У Сан Хлаинга (Химическая промышленность)» . 17 ноября в отеле Strand в Янгоне пройдет персональная художественная выставка У Сан Хлаинга, одного из старейших художников-классиков Мьянмы (на втором этаже Музея независимости) . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Старейший художник У Сан Хлаинг провел персональную выставку» . moemaka33.rssing.com . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ↑ Ва Ню. Архивировано 12 марта 2010 г. в Wayback Machine , комната Art-U .
- ↑ 3-я Триеннале в Фукуоке, 2005 г. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Фукуока , Япония , 2005 г.
- ^ «Персональная художественная выставка У Сан Хлаинга (фото)» . DVB (на бирманском языке) . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Великие ценности Багана сияют в художественной галерее Анаврахта» . MDN — Мьянма DigitalNews . Проверено 26 марта 2024 г.