Наньчжао
Наньчжао | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
738–902 | |||||||||||
Статус | Королевство | ||||||||||
Капитал | Тайхэ (до 779 г.) Янджуми (после 779 г.) (оба в современном городе Дали ) | ||||||||||
Общие языки | Нуосу да Среднекитайский | ||||||||||
Религия | буддизм | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 738 | ||||||||||
• Свергнут | 902 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай Лаос Мьянма Вьетнам |
Наньчжао | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Наньчжао | ||
Упрощенный китайский | Наньчжао | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | 'джангюль | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | Наньчжао Великая Церемония | ||
Китайские иероглифы | Наньчжао Большой подарок | ||
Тайское имя | |||
тайский | Нан Чао | ||
РТГС | Наньчао | ||
Лаосское имя | |||
туберкулез | Nạng Nạh, Nạn Nạh, Nạn Cạo, Nạng Sạn (/nώːn.tɕâw, nāːn.tɕâw, nāːn.tɕāw, nɔ̌ːŋ.sɛ̌ː/) | ||
Шан Имя | |||
Шан | Магазин (лаан цау) | ||
Нуосу (Северный И) Имя | |||
Нуосу (Северный И) | ꂷꏂꌅ (машинзи) |
Наньчжао ( китайский : 南詔 , также пишется Наньчао , букв. « Южный Чжао » , [ 2 ] Язык И : ꂷꏂꌅ, Машинзи ) — династическое королевство, процветавшее на территории современного юго-западного Китая и северной части Юго-Восточной Азии в VIII и IX веках, во времена середины/конца династии Тан . Его центром был современный Юньнань в Китае , со столицей в современном городе Дали . Королевство официально называлось Дамэн (大蒙) с 738 по 859 год нашей эры, Дали (大禮) с 859 по 877 год и Дафэнминь (大封民) с 877 по 902 год.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Наньчжао охватывал множество этнических и языковых групп. Некоторые историки полагают, что большую часть населения составляли байцы. [ 3 ] (тогда известный как «Белый человек ») и народ И. [ 4 ] (тогда известный как «Черный человек»), но элита говорила на варианте нуосу (также называемом йи ), языке северного лолоша . [ 5 ] Священные Писания, обнаруженные в Наньчжао, были написаны на языке бай . [ 6 ]
Народ Цуаньмань Цуаньмань пришел к власти в Юньнани во время Южного похода Чжугэ Ляна в 225 году. К четвёртому веку они получили контроль над регионом, но восстали против династии Суй в 593 году и были уничтожены ответной экспедицией в 602 году. Раскол на две группы, известные как Черная и Белая Mywa. [ 7 ] Племена белых мыва (байман), считающиеся предшественниками народа бай, поселились на плодородных землях западного Юньнани вокруг высокогорного разломного озера Эрхай . Черные мыва (умани), считающиеся предшественниками народа И , поселились в горных районах восточной провинции Юньнань. [ 8 ] Эти племена назывались Мэнше (Мэнше), Мэнси (Мэнси), Ланцюн (Ланцюн), Тэнтан (邆觧), Шиланг (Шиланг) и Юэси (乐аналитическое). Каждое племя было известно как чжао . [ 9 ] [ 10 ] В научных кругах этнический состав населения королевства Наньчжао обсуждается уже столетие. [ 11 ] Некоторые некитайские ученые разделяли теорию о том, что этническая группа тай была основным компонентом и позже переместилась на юг, в современные Таиланд и Лаос . [ 12 ] Большой интерес вызвала историография происхождения народа Наньчжао. [ 13 ]
Среди них Мэнше Чжао был записан как Ма Шизи (ꂷꏂꌅ ma shy nzy) в классике И, что означает «Король золотого бамбука». Поскольку Мэнше расположен на юге, его называли Наньчжао или Южный Чжао.
Основание
[ редактировать ]В 649 году вождь племени Мэнше Синулуо (細奴邏, Сенола), сын Цзядупана и внук Шелуна, основал Великий Мэн (大蒙) и принял титул Цицзя Ван (奇嘉王; «Выдающийся король»). "). Он признал сюзеренитет Тан. [ 9 ] В 652 году Синулуо поглотил царство Белой Мива Чжан Лэцзиньцю, который правил озером Эрхай и горой Цан . Это событие произошло мирно, поскольку Чжан по собственному желанию уступил место Синулуо. Соглашение было освящено под железным столбом в Дали . После этого Черные и Белые Мива действовали как воины и министры соответственно. [ 14 ] [ 10 ] В 655 году Синулуо отправил своего старшего сына в Чанъань просить защиты у династии Тан . Император Тан назначил Синулоу префектом Вэйчжоу, послал ему вышитую официальную мантию и послал войска для победы над мятежными племенами в 672 году, тем самым укрепив позиции Синулуо. [ 15 ] Синулуо наследовал его сын Луошэнъянь, который отправился в Чанъань, чтобы отдать дань уважения Тану. В 704 году Тибетская империя сделала племена Белых Майва данниками, одновременно подчинив себе Черных Майва. [ 7 ] В 713 году Луошэнъяну наследовал его сын Шэнлуопи, который также был в хороших отношениях с Таном. В 733 году ему наследовал его сын Пилуоге. [ 16 ]
Пилуоге начал расширять свое царство в начале 730-х годов. Сначала он присоединил соседний Чжао Мэнсуй, правитель которого Чжаоюань был слепым. Пилуогэ поддержал сына Чжаоюаня, Юаньло, в его вступлении на престол и, в свою очередь, ослабил Мэнсуй. После убийства Чжаоюаня Пилуоге изгнал Юаньло из Мэнсуй и аннексировал территорию. Остальные чжао объединились против Пилуоге, который помешал им заключить союз с династией Тан. Вскоре после 733 года танский чиновник Ян Чжэнхуэй сотрудничал с Пилуоге в успешном нападении на Чжао Шиланг и наградил правителей Мэнше титулами. [ 17 ] [ 18 ]
Шиге/гупи из Шилана размещал гарнизон в форте Шихэ, который, напомним, находился немного восточнее нынешнего Сягуаня, у южного входа на равнину Дали. Войска Шилана также заняли форт Шицяо на южной оконечности Тяньцан-Шаня. В то время как Янь Чжэнхуэй и Гелуофэн взяли Шихэ и захватили Шигепи, сам Пилуогэ нанес удар по Шицяо и не позволил подкреплениям из Шилана помешать тому, что, по-видимому, было основными операциями. Заняв Шихэ, Пилуоге имел хорошие возможности для нападения на народ Сьер Хэ на равнине Дали. И снова победа была за ним, хотя некоторым из побежденных людей удалось бежать и пробраться на север, где они в конечном итоге попали под власть Цзяньлан Чжао в Цзянь Чуане, о чем будет упомянуто в свое время. [ 19 ]
- М. Блэкмор
Два других чжао также присоединились к нападению на Шиланг: Дэндан, которым правил Миелуопи, и Ланцюн, которым правил Дуолуован. Пилуогэ предпринял попытку устранить этих конкурентов, подкупив Ван Юя, военного комиссара Цзяннани (современная Сычуань, базирующаяся в Чэнду ), чтобы убедить танский двор поддержать его в объединении Шести Чжао. Затем Пилуоге совершил внезапное нападение на Денгдань и разгромил силы Миелуопи и правителя Шилана Шиванцяня. Чжао Юэси был аннексирован, когда его правитель Бочун был убит любовником своей жены Чжансюньцю. Чжансюньцю был вызван в Танский суд и забит до смерти. Территория Юэси была передана Пилуоге. Сын Бочонга, Юзенг, бежал и некоторое время сопротивлялся экспансии Наньчжао, прежде чем потерпел поражение от сына Пилуоге, Гелуофэна, и утонул в Чанцзяне . Приемный внук Пилуоге завидовал превосходству своего отчима Гелуофэна и стремился создать свой собственный Чжао, объединившись с Тибетской империей. Его планы стали известны, и он был убит. [ 20 ] [ 18 ]
В 737 году нашей эры Пилуоге (皮羅閣) последовательно объединил Шесть Чжао, основав новое королевство под названием Наньчжао (Южный Чжао). В 738 году Тан даровал Пилуоге имя в китайском стиле Мэн Гуйи («возвращение к праведности»). [ 21 ] и титул «Принц Юньнани». [ 22 ] Пилуоге основал новую столицу в Тайхэ в 739 году (на месте современной деревни Тайхэ, в нескольких милях к югу от Дали ). Расположенное в самом сердце долины Эрхай, это место было идеальным: его можно было легко защитить от нападения, и оно находилось посреди богатых сельскохозяйственных угодий. [ 23 ] Во время правления Пилуоге белые мива были изгнаны из восточной провинции Юньнань и переселены на запад. Черные и белые майва были разделены, чтобы создать более прочную кастовую систему министров и воинов. [ 10 ]
В период правления Кайюаня (713–741 гг.) правитель Наньчжао хотел аннексировать остальные четыре государства, чтобы создать королевство, поэтому он пригласил четырех правителей на банкет, чтобы отпраздновать фестиваль Синхуэй 星回節 на шестнадцатый день двенадцатый лунный месяц. Он поджег здание, а затем приказал женам четырех правителей найти кости мужа и отвезти их домой. Поначалу Цишан, жена правителя Дэнгдана, не могла найти кости своего мужа, но нашла их, отыскав железный браслет, который [она] попросила мужа носить на руке. Правитель Наньчжао подивился ее уму и сильно пожелал взять ее в жены. Цишан ответила: «Я еще не похоронила своего умершего мужа, так как я могла так быстро подумать о том, чтобы снова выйти замуж?», И затем она плотно закрыла свои городские ворота. Армия Наньчжао окружила город, и все внутри умерли от голода через три месяца после полного истощения запасов продовольствия. [Перед смертью] Цишан заявил: «Я собираюсь сообщить Небесам (Шангди 上帝) о несправедливости, причиненной моему мужу». В ужасе от этого правительница Наньчжао раскаялась и превознесла свой город как «источник добродетели». [ 24 ]
— Ань Цзысю
Территориальная экспансия
[ редактировать ]Пилуоге умер в 748 году, и ему наследовал его сын Гелуофэн (閣羅鳳). [ 23 ] Когда китайский префект Юньнани попытался ограбить послов Наньчжао в 750 году, Гелуофэн напал, убив префекта и захватив близлежащую территорию Тан. В ответ танский губернатор Цзяннани (современная Сычуань ) Сяньюй Чжунтун напал на Наньчжао с армией из 80 000 солдат в 751 году. Он потерпел поражение от Дуань Цзяньвэя (段俭魏) с тяжелыми потерями (многие из-за болезней) при Сягуане . [ 25 ] [ 26 ] Могила Дуань Цзяньвэя находится в двух километрах к западу от Сягуаня, а Могила десяти тысяч солдат находится в парке Тяньбао. В 754 году другая танская армия численностью 100 000 солдат во главе с генералом Ли Ми (李宓) подошла к королевству с севера, но так и не прошла мимо Муэге . К концу 754 года Гелуофэн заключил союз с тибетцами против Тан, который продлился до 794 года. [ 25 ] В том же году Наньчжао получил контроль над солончаками округа Яньюань , которые он использовал для регулирования подачи соли своему народу, и эта практика продолжалась во время правления королевства Дали . [ 27 ]
Гелуофэн принял тибетский титул и действовал в составе Тибетской империи . Его преемник Имосун продолжил протибетскую политику. В 779 году Имушунь участвовал в крупном нападении Тибета на династию Тан. Однако вскоре на него легло бремя необходимости поддерживать каждую тибетскую военную кампанию против Тан. В 794 году он разорвал связи с Тибетом и перешёл на сторону Тан. [ 28 ] [ 29 ] В 795 году Имусун напал на тибетскую крепость в Куньмине . Тибетцы нанесли ответный удар в 799 году, но были отброшены объединенными силами Тан-Наньчжао. В 801 году силы Наньчжао и Тан разбили отряд тибетских и аббасидских рабов-солдат. Более 10 000 тибетских солдат были убиты и около 6 000 взяты в плен. [ 30 ] Наньчжао захватил семь тибетских городов и пять военных гарнизонов, было разрушено более сотни укреплений. Это поражение изменило баланс сил в пользу Тан и Наньчжао. [ 31 ]
Нападение на Сычуань
[ редактировать ]Во время правления Цюаньлунчэна (годы правления 809-816) правитель вел себя беспрепятственно и был убит Ван Цуодяном, могущественным правителем. После победы в Тибете военные генералы в Наньчжао обрели власть. Ван Цуодянь установил марионеточного правителя Цюаньлишэна. Однако три года спустя Цюаньлишэн быстро вернул себе власть, прежде чем его самого заменил Цюаньфэнъю с помощью генералов. Цюаньфэнъю и Ван Цодянь, которые оставались могущественными полководцами, сыграли важную роль в расширении территории Наньчжао. [ 32 ] Наньчжао расширился до Мьянмы , [ 33 ] завоевание городов-государств Пью в 820-х годах и окончательное поражение королевства Тагаунг в 832 году. [ 34 ]
В 829 году Ван Цуодянь напал на Чэнду , но в следующем году отступил. [ 35 ] Целью вторжения Ван Цуодяня была не цель захватить Сычуань, а расширение ее территориальных границ на север и захват ресурсов к югу от Чэнду. [ 36 ] Наступление армии Наньчжаоса почти не встретило сопротивления; В атаке использовался хаос, созданный в провинции Сычуань ее Ду губернатором Юаньином . Двусторонние отношения между Наньчжао и Таном стали деликатными, поскольку Ван Цуодянь отказался отступить из Ичжоу , заявив, что Наньчжао оставался верным данником и наказывал Ду Юаньина только по требованию танских солдат. [ 37 ]
В том же 830 году Наньчжао возобновил контакты с Таном. В следующем году по требованию Ли Дэюя Наньчжао освободил более четырёх тысяч военнопленных, в том числе буддийских монахов, даосских священников и ремесленников, попавших в плен во время инцидента в Ичжоу. Последовали частые визиты в Чанъань делегациями Наньчжао, которые продолжались до конца правления императора Уцзуна в 846 году. В течение этих шестнадцати лет Наньчжао быстро прогрессировал в государственном строительстве. Через своих студентов, отправленных в Ичжоу, Наньчжао в значительной степени заимствовал административную практику Тан. Произошло большое строительство общественных сооружений и большое расширение монастырей. Наньчжао также расширил свои владения до полуострова Индокитай. Они вторглись в Бяогуо (один из городов-государств Пью , современный Проме в Верхней Бирме) в 832 году и вывезли обратно три тысячи военнопленных; вскоре после этого, в 835 году, они подчинили Мичен (недалеко от устья реки Иравади в нижней Бирме). [ 38 ]
— Ван Чжэньпин
В 830-х годах они завоевали соседние королевства Куньлунь на востоке и Нуванг на юге. [ 39 ]
Вторжение в Аннан
[ редактировать ]В 846 году Наньчжао совершил набег на южный танский округ Аннана . [ 39 ] Отношения с Таном оборвались после смерти императора Сюаньцзуна в 859 году, когда наньчжаоский король Шилун отнесся с презрением к танским посланникам, посланным для получения его соболезнований, и предпринял набеги на Бочжоу и Аннань. [ 40 ] Шилун также убил Ван Цуодяня. Чтобы принять участие в своих войнах, Шилонг приказал всем мужчинам старше 15 лет вступить в армию. [ 10 ] Местные жители, настроенные против Тан, объединились с горцами, которые обратились к Наньчжао за помощью и в результате вторглись в этот район в 860 году, ненадолго захватив Сунпин, прежде чем в следующем году были изгнаны танской армией. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] До прибытия Ли Ху Наньчжао уже захватил Бочжоу . Когда Ли Ху возглавил армию, чтобы вернуть Бочжоу, семья До собрала 30 000 человек, включая контингенты из Наньчжао, чтобы атаковать Тан. [ 44 ] Когда Ли Ху вернулся, он узнал, что вьетнамские повстанцы и Наньчжао вырвали контроль над Аннаном из его рук. В декабре 860 года Сунпин пал перед повстанцами, и Ху бежал в Юнчжоу . [ 44 ] Летом 861 года Ли Ху отвоевал Сунпин, но силы Наньчжао двинулись вокруг и захватили Юнчжоу. Ху был сослан на остров Хайнань и заменен Ван Куаном. [ 40 ] [ 44 ]
Шилонг снова напал на Аннан в 863 году, оккупировав его на три года. С помощью местных жителей Наньчжао вторгся с 50-тысячной армией и осадил столицу Аннана Сунпин . в середине января [ 45 ] 20 января защитники под предводительством Цай Си убили сотню осаждающих. Пять дней спустя Цай Си схватил, подверг пыткам и убил группу осаждающих, известных как Пуцзы или Ванджузи (по мнению некоторых историков, Пузи были предками народа Ва . Описание о них не определено). [ 46 ] ). Местный чиновник по имени Лян Кэ был их родственником и в результате дезертировал. 28 января буддийский монах из Наньчжао , возможно, с индийского континента , был ранен стрелой, расхаживая взад и вперед обнаженным за южными стенами. 14 февраля Цай Си сбил со стен 200 Пузи и более 30 лошадей из арбалета. К 28 февраля большинство последователей Цай Си погибло, а сам он был несколько раз ранен стрелами и камнями. Командующий Наньчжао Ян Сыцзинь проник во внутреннюю часть города. Цай Си попытался спастись на лодке, но она перевернулась на середине течения, утопив его. 400 оставшихся защитников тоже хотели бежать, но не смогли найти лодок, поэтому решили сделать последний бой у восточных ворот. Устроив засаду на группу кавалерии Наньчжао, они убили более 2000 солдат Наньчжао и 300 лошадей, прежде чем Ян послал подкрепление из центральной части города. Взяв Сунпин, Наньчжао осадил Цзюньчжоу (современный Хайфон ). Флот Наньчжао и повстанцев численностью 4000 человек во главе с местным вождем по имени Чжу Даогу (朱道古) подвергся нападению местного командира, который протаранил их суда и потопил 30 лодок, утопив их. В общей сложности вторжение уничтожило китайские армии в Аннане численностью более 150 000 человек. Хотя первоначально местные жители приветствовали вытеснение контроля Тан, Наньчжао обратился против них, опустошая местное население и сельскую местность. Как китайские, так и вьетнамские источники отмечают, что местные жители Аннании бежали в горы, чтобы избежать разрушений. [ 42 ] [ 45 ] Правительство протектората в изгнании было создано в Хаймене (недалеко от современного Холонга ). [ 47 ] Десять тысяч солдат из Шаньдуна и всех других армий империи Тан были призваны и сосредоточились в заливе Халонг для отвоевания Аннана. Был организован флот снабжения из 1000 кораблей из провинции Фуцзянь . [ 48 ]
Танская контратака
[ редактировать ]Тан предпринял контратаку в 864 году под командованием Гао Пиана , генерала, который заработал себе репутацию в боях с тюрками и тангутами на севере. В сентябре 865 года 5-тысячное войско Гао застало врасплох 50-тысячную армию Наньчжао, когда они собирали рис в деревнях, и разгромило их. Гао захватил большое количество риса, которым кормил свою армию. [ 48 ] Завистливый губернатор Ли Вэйчжоу обвинил Гао в том, что он затягивает встречу с врагом, и отправил его на трон. Суд направил на замену Гао другого генерала по имени Ван Яньцянь. Тем временем Гао было подкреплено 7000 человек, прибывших по суше под командованием Вэй Чжунцзая. [ 49 ] В начале 866 года 12 000 человек Гао разгромили свежую армию Наньчжао и преследовали ее обратно в горы. Затем он осадил Сунпин, но был вынужден покинуть командование из-за прибытия Ли Вэйчжоу и Ван Яньцяня. Позже он был восстановлен в должности после того, как отправил своего помощника Цзэн Гуна, который отправился в столицу в качестве своего представителя и объяснил свои обстоятельства. [ 50 ] Гао завершил взятие Аннана осенью 866 года, казнив вражеского генерала Дуань Цюцяня и обезглавив 30 000 его людей. [ 47 ]
По словам Дж. Эванса в его последней монографии «Тайская оригинальная диаспора» , в Северном Вьетнаме, вероятно, проживало довольно большое количество коренных жителей, говорящих на тайском языке, которые поддерживали Наньчжао против китайцев, и когда китайцы вернулись в 864 году, многие Тайцы также стали жертвами китайского подавления. [ 51 ]
Осада Чэнду
[ редактировать ]В 869 году Шилун напал на Чэнду с помощью племени Дунман. Дунман был союзником Тан во время их войн против Тибетской империи в 790-х годах. Их служба была вознаграждена жестоким обращением со стороны Ю Шичжэня, губернатора Сичжоу , который похитил членов племени Дунмань и продал их другим племенам. Когда Наньчжао напал на Сичжоу, племя Дунмань открыло ворота и приветствовало их. [ 52 ] [ 53 ]
Битва за Чэнду была жестокой и продолжительной. Солдаты Наньчжао использовали лестницы и тараны, чтобы атаковать город с четырех сторон. Защитники Тан использовали крюки и мантии, чтобы обездвижить нападавших, а затем облили их маслом и подожгли. 3000 коммандос, которых Лу Дань ранее отобрал, были особенно храбрыми и умелыми в бою. Они убили и ранили около 2000 солдат противника и сожгли три тысячи единиц военной техники. После того, как лобовые атаки не увенчались успехом, войска Наньчжао изменили свою тактику. Они разобрали бамбуковые заборы близлежащих жилых домов, намочили их водой и превратили в огромную клетку, защищающую от камней, стрел и огня. Затем они поставили этот «бамбуковый танк» на бревна и прикатили его к подножию городской стены. Спрятавшись в клетке, они начали рыть туннель. Но танских солдат также ждало новое оружие. Они наполняли банки человеческими отходами и бросали их в нападавших. Неприятный запах делал клетку непригодной для работы и укрытия. Затем на клетку упали банки, наполненные расплавленным железом, превратив ее в гигантскую печь. Однако оккупанты отказались сдаваться. Они активизировали свои действия за счет ночных атак. В ответ танские солдаты осветили городскую стену тысячей факелов, тем самым эффективно сорвав план врага.
Ожесточенные бои в Чэнду продолжались уже больше месяца. Чжисян, посланник Тан, считал, что пришло время послать гонца, чтобы связаться с Шилуном и сообщить ему, что мир отвечает интересам обеих сторон. Он поручил Лу Даню прекратить новые инициативы против врага, чтобы можно было продолжить мирные переговоры с Наньчжао. Шилун положительно отреагировал на предложение Тан и отправил посланника за Чжисяном в Наньчжао для дальнейших переговоров. К сожалению, дезинформация сорвала план Чжисяна. Танские солдаты полагали, что в пригород Чэнду прибыло подкрепление, чтобы спасти их. Они открыли городские ворота и выбежали навстречу войскам помощи. Это внезапное событие озадачило генералов Наньчжао, которые приняли его за атаку Тан и приказали перейти в контрнаступление. Ожесточенные бои начались утром и продолжались до сумерек. Действия Наньчжао также озадачили Чжисяна. Он задал вопрос посланнику Шилуна: «Сын Неба постановил, чтобы Наньчжао заключил мир [с Китаем], но ваши солдаты только что совершили набег на Чэнду. Почему?" Затем он потребовал вывода солдат Наньчжао в качестве предварительного условия для своего визита в Шилун. Чжисян в конце концов отменил свой визит. Подчиненные убедили его, что этот визит подвергнет его смертельной опасности, поскольку «варвары лживы». Эта отмена только убедила Шилонга в том, что Тану не хватало искренности в поисках мира. Он возобновил атаки на Чэнду, но не смог одержать решающую победу.
Ситуация в Чэнду изменилась в пользу защитников, когда Янь Цинфу, военный губернатор Восточного округа Цзяннань (Цзяньнань дунчуань), координировал спасательную операцию. В одиннадцатый день второго месяца войска Яня прибыли в Синду (современный уезд Синду), который находился примерно в 22 километрах к северу от осажденного Чэнду. Шилун поспешно перебросил часть своих сил на перехват танских войск, но потерпел сокрушительное поражение. Около двух тысяч солдат Наньчжао были убиты. Двумя днями позже прибыл еще один танский отряд, чтобы нанести Шилонгу еще большие потери. Пять тысяч солдат были истреблены, а остальные отступили на близлежащую гору. Танские силы продвинулись к Туоцзяну, ретрансляционной станции всего в 15 км к северу от Чэнду. Теперь Шилонг с тревогой просил мира. Но Чжисян не спешил идти с ним на сделку: «Вам следует сначала снять осаду и вывести свои войска». Несколько дней спустя посланник Наньчжао прибыл снова. В один и тот же день он десять раз курсировал между Шилун и Чжисяном, пытаясь прийти к соглашению, но безуспешно. Поскольку танские подкрепления быстро приближались к Чэнду, Шилун знал, что время работает против него. Его солдаты усилили атаки на город. Шилонг настолько отчаянно пытался завершить кампанию, что рисковал своей жизнью и лично руководил операциями на линии фронта. Но было слишком поздно. На восемнадцатый день спасательные силы Тан подошли к Чэнду и вступили в бой со своим врагом. Той ночью Шилонг решил прервать свою кампанию. [ 54 ]
— Ван Чжэньпин
Наньчжао снова вторгся в 874 году и достиг 70 км от Чэнду, захватив Цюнчжоу , однако в конечном итоге отступил, не сумев взять столицу.
Ваш предок когда-то служил тибетцам в качестве раба. Тибетцы должны быть вашими врагами. Вместо этого вы превратили себя в тибетского подданного. Как ты мог даже не отличить доброту от враждебности? Что касается зала бывшего лорда Шу, то это сокровище предыдущей династии, а не место, подходящее для проживания вас, далеких варваров. [Ваша агрессия] разозлила как божеств, так и простых людей. Ваши дни сочтены! [ 55 ]
- Ню Цун, военный губернатор Чэнду, в ответ на вторжение в Наньчжао в 873 году.
Конец территориальной экспансии
[ редактировать ]В 875 году Тан назначил Гао Пиана возглавить оборону против Наньчжао. Он приказал всем беженцам в Чэнду вернуться домой. Гао возглавил отряд численностью 5000 человек и преследовал оставшиеся войска Наньчжао до реки Даду , где победил их в решающей битве, захватил их бронированных лошадей и казнил 50 вождей племен. Он предложил суду вторжение в Наньчжао с 60-тысячным войском. Его предложение было отклонено. [ 56 ] Войска Наньчжао были изгнаны из региона Бочжоу (современный Гуйчжоу ) в 877 году местным военным отрядом, организованным семьей Ян из Шаньси . [ 53 ] Это фактически положило конец экспансионистским кампаниям Наньчжао. Шилонг умер в 877 году. [ 57 ]
Со времен императора Ицзуна [р. 860–874], варвары [т. е. Наньчжао] дважды разграбили Аннань и Юнчжоу, один раз вторглись в Цяньчжун [южный Гуйчжоу] и четыре раза совершили набег на Сычуань [южный Сычуань]. За эти пятнадцать лет набор солдат и доставка припасов в [войска на границе] истощили всю страну. Поскольку львиная доля налогов не доходила до столицы [а направлялась в пограничные войска], [императорская] казна и дворцовые склады опустели. Солдаты умерли от тропических болезней. Бедность превратила простолюдинов в грабителей и воров. Земли в центральном Китае лежат в запустении. Это все из-за войны с Наньчжао. [ 58 ]
— Лу Се , канцлер династии Тан , 880 г.
Отклонить
[ редактировать ]Преемник Шилона, Луншунь, вступил в переговоры с Тан о брачном союзе, который был заключен в 880 году. Брачный союз так и не был реализован из-за восстания Хуан Чао . К концу 880 г. повстанцы взяли Лоян и захватили перевал Тонг . Однако Луншунь не отказался от брака. В 883 году он отправил делегацию в Чэнду за принцессой Аньхуа. Они привезли с собой сто ковров и ковров в качестве обручальных подарков. Делегация Наньчжао была задержана на два года из-за церемониального спора и не смогла вернуть принцессу. В 897 году Луншунь был убит одним из своих министров. Его преемник Шуньхуа отправил послов к Тану с просьбой восстановить дружеские отношения, но к этому времени танский император был всего лишь марионеткой в руках более могущественных военных губернаторов. Никакого ответа не последовало. [ 59 ]
В 902 году династия пришла к кровавому концу, когда главный министр ( буси ) Чжэн Майси убил королевскую семью и узурпировал трон, переименовав его в Дачанхэ (大長和, 902–928). В 928 году дворянин Белой Мива Ян Ганьчжэнь (Цзяньчуань Цзедуши) помог главному министру Чжао Шаньчжэну свергнуть семью Чжэн и основать Датяньсин (大天興, 928–929). Новый режим просуществовал всего год, прежде чем Чжао был убит Яном, создавшим Дайнин (大義寧, 929–937). Наконец Дуань Сыпин захватил власть в 937 году и основал Королевство Дали . [ 60 ] [ 61 ]
Военный
[ редактировать ]В Наньчжао было элитное авангардное подразделение под названием «Лоцзюцзы», что означает «сыны тигра», которое служило штатными солдатами. Из каждой сотни солдат выбирали для службы в Лоцзюцзы самого сильного. Они были одеты в красные шлемы, кожаные доспехи и бронзовые щиты, но ходили босиком. Разрешались ранения только в переднюю часть тела, а если были ранения в спину, их казнили. Их командира звали Лодзюдзуо. Личная охрана короля, известная как Чжунуцюй, была набрана из числа Лоцзюцзы. [ 62 ]
Правительство
[ редактировать ]Общество Наньчжао было разделено на две отдельные касты: административные белые майва, живущие в западной провинции Юньнань, и милитаристские черные майва в восточной провинции Юньнань. Правители Наньчжао были выходцами из племени Мэнше Черной Мива. Наньчжао смоделировал свое правительство по образцу династии Тан с министерствами (девять вместо шести) и имперскими экзаменами. Однако система управления и правления в Наньчжао была по существу феодальной. [ 63 ] [ 64 ] Сыновья аристократии Наньчжао посетили танскую столицу Чанъань , чтобы получить китайское образование. [ 9 ]
Источники, которые полагают, что Наньчжао был обществом, в котором доминировали И , также традиционно считают его рабовладельческим обществом из-за того, насколько центральным институтом был этот институт в культуре И. Распространенность культуры рабства была настолько велика, что иногда детей называли в честь качества и количества рабов, которыми они владели или которыми хотели владеть их родители. Например: Лурббу (много рабов), Лурда (сильные рабы), Лурши (командир рабов), Лурнджи (происхождение рабов), Лурпо (рабовладелец), Лурха (сотня рабов), Джджину (много рабов). [ 65 ]
Язык и этническая принадлежность
[ редактировать ]Сохранившиеся источники из Наньчжао и более позднего Королевства Дали показывают, что правящая элита использовала китайскую письменность. [ 66 ] Священные Писания из Наньчжао, обнаруженные в 1950-х годах, показывают, что они были написаны на языке бай, но Наньчжао, похоже, никогда не пытался стандартизировать или популяризировать письменность. [ 6 ]
Ведущие семьи столицы Наньчжао приняли китайские фамилии, такие как Ян, Ли, Чжао, Донг, и заявили о ханьском китайском происхождении; однако вместо этого правители представились потомками айлао из Юнчана . [ 67 ]
Бай и Йи
[ редактировать ]Этническая принадлежность правящей элиты Наньчжао не ясна. И народ И , и народ Бай в современном Юньнани заявляют о своем происхождении от правителей Наньчжао.
Считается, что в истории Периода Разделения (311–589), а также царств Цуань периода Суй-Тан (581–907) правили предки сегодняшних И, и по крайней мере одна фракция. в продолжающихся дебатах считает, что королевство Наньчжао, которое управляло Юньнанью и прилегающими территориями после 740 года, было государством, в котором доминировали И. [ 4 ]
— Стивен Харрелл
В Вэйшань И и Хуэйском автономном уезде народ И заявляет о своем прямом происхождении от Синулуо, основателя Мэнше (Наньчжао). [ 68 ]
... Этническая принадлежность правителей Наньчжао до сих пор является предметом оживленных дискуссий (см. Qi 1987), а юньнаньское происхождение И оспаривается теми, кто думает, что они пришли с Северо-Запада. Что касается последнего вопроса, недавняя статья Чэнь Тяньцзюня (1985) даже яснее, чем книга Ма Чаншоу, демонстрирует силу пятиэтапной и моргановской исторических схем. По мнению Чэня, происхождение И восходит еще дальше, к Сань Мяо классической истории, которые всегда боролись против династии Ся (ок. 2200–1600 гг. до н.э.). [ 11 ]
— Стивен Харрелл
Народ Бай также ведет свою родословную от Наньчжао и Королевства Дали, но в записях этих королевств Бай не упоминается. [ 69 ] «Варвары Бай» или «люди Бо» упоминались во времена династии Тан, и есть подозрение, что это могло быть одно и то же имя, но в разных транскрипциях; Бай и Бо произносились как Пэк и Бвок В период Тан . Имя Бо впервые упоминается в « Люши Чунцю » (ок. 241 и 238 гг. до н. э.) и снова появляется в «Записях великого историка» (начатых в 104 г. до н. э.). [ 70 ] Самые ранние упоминания о «народе Бай» или «Бо» в отношении жителей Юньнани относятся к династии Юань . Сценарий Бай с использованием китайских иероглифов упоминался во времена династии Мин . [ 69 ] В Священных Писаниях периода Наньчжао использовался язык Бай. [ 6 ] По словам Стивена Харрелла, хотя этническая идентичность правящей элиты Наньчжао до сих пор оспаривается, последующие династии Ян и Дуань определенно были байскими. [ 71 ]
Вынужденные миграции
[ редактировать ]Король Наньчжао Имоусун (годы правления 779-808) провел принудительное переселение представителей нескольких национальностей.
До начала эпохи Мин северо-запад Юньнани был в основном населен неханьскими этническими народами. Этнические народы, проживающие в горных или полугорных частях субпрефектуры Бэйшэн, включали борэнь , мосоман , лисуо , сифань. Кроме того , то есть Байман , как сообщается, семь этнических народов. группы , Луоло , Мосуо, Дунмэнь, Дунмэнь, Сюньдин и Эчан , были насильно переселены сюда с реки Куньми. [ 72 ]
—Хуан Цайвэнь
Первоначально Бэйшэн составлял часть территории, оккупированной этнической группой, известной в китайских династиях как варвары Ши (Шиман 施蠻). Король Наньчжао, Имоусун 異牟尋 (годы правления 779–808), открыл эту территорию в период Чжэньюань (785–804 гг.) Тан и назвал ее Бэйфан Дань北方賧. Имоусун насильно переселил белых варваров (Байман 白蠻) с реки Ми 瀰河 вместе с другими народами, такими как луолуо 羅落 и мосо 麽些, чтобы заселить этот регион, а затем переименовал его в Чэнцзи Дань 成偈賧 (позже префектура Шаньцзюй).善巨郡)... Семья Дуань 段氏 из королевства Дали изменила название на Чэнцзи Чжэнь 成紀鎮 в 1048 году (8-й год Цинли) и назначила правителем Гао Дахуэя 高大惠... [ 73 ]
—Хуан Цайвэнь
Бамар
[ редактировать ]Вторжения Наньчжао в города-государства Пю привели с собой народ Бамар (бирманцы), который первоначально жил в современных Цинхае и Ганьсу . Бамар образовал Языческое королевство в средневековой Мьянме . [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ]
Самые ранние короли Бамара практиковали ту же традицию именования отчеств, что и короли Наньчжао: последняя часть имени отца используется как первая часть имени сына. [ 77 ]
Религия
[ редактировать ]Бенжуизм
[ редактировать ]О добуддийской религии в Наньчжао почти ничего не известно. Согласно источникам династии Юань , народ Бай исповедовал местную религию под названием бэньшуизм , которая поклонялась местным лордам и божествам. Лорды Бенчу — это духи людей, которые умерли при особых обстоятельствах и не имеют иерархической организации. Археологические находки в Юньнани позволяют предположить, что лордам Бэньшу приносились в жертву животные и люди вокруг металлического столба с помощью бронзовых барабанов в обмен на богатство и здоровье. Использование железных столбов для ритуалов, похоже, сохранилось и в Королевстве Дали . Тучжуань Наньчжао показывает подношения небесам, происходящие вокруг человека. [ 78 ] [ 79 ] У народа Бай есть шаманки-женщины, и они поклоняются белым камням, как и народ Цян . [ 80 ] [ 81 ]
Бимоизм
[ редактировать ]Бимоизм — религия народа И. этническая Религия названа в честь шаманов - жрецов , известных как бимо , что означает «хозяин писаний». [ 82 ] которые совершают роды, похороны, свадьбы и праздники. [ 83 ] Человек может стать бимо по отцовскому происхождению после некоторого периода ученичества или формального признания старого бимо учителем. [ 84 ] меньший священник, известный как суни Избирается , но бимо более почитаемы и могут читать сценарии И, а суни - нет. Оба могут совершать ритуалы, но только бимо может совершать ритуалы, связанные со смертью. В большинстве случаев суни выполняют только экзорцизм для лечения болезней. Как правило, суни могут происходить только из скромного гражданского происхождения, тогда как бимо могут происходить как из аристократических, так и из скромных семей. [ 85 ]
И поклонялись и обожествляли своих предков аналогично китайской народной религии , а также поклонялись богам природы: огню, холмам, деревьям, скалам, воде, земле, небу, ветру и лесам. [ 83 ] Бимоисты также поклоняются драконам, которые считаются защитниками от злых духов, вызывающих болезни, неурожаи и другие несчастья. Бимоисты верят в множественность душ. После смерти одна душа остается наблюдать за могилой, а другая в конечном итоге перевоплощается в какую-то живую форму. После смерти человека приносят в жертву свинью или овцу у входа, чтобы поддерживать связь с духом умершего. [ 85 ]
буддизм
[ редактировать ]Буддизм, практиковавшийся в Наньчжао и Королевстве Дали, был известен как Ажали (Ачарья), основанный около 821-824 годов монахом из Индии по имени Ли Сянь Майшунь. Еще больше монахов из Индии прибыли в 825 и 828 годах и построили храм в Хэцине . [ 86 ] В 839 году ачарья по имени Чандрагупта прибыл в Наньчжао. Цюаньфэнъю назначил его государственным наставником и женил свою сестру Юэин на Чандрагупте. Говорили, что он медитировал в коттедже с соломенной крышей на горе Фэндин на востоке Хэцина и стал «просветленным Богом». Он установил алтарь для распространения тантрических доктрин на горе Чхандонг в Тэнчонге . Чандрагупта продолжал распространять тантрические доктрины, перевел тантрическое писание « Обряды Великого Посвящения » и участвовал в проектах по сохранению водных ресурсов. Позже он уехал на родину и, возможно, отправился в Тибет, чтобы распространять свое учение. Вернувшись в Наньчжао, он построил храм Увэй. [ 87 ]
В 851 году надпись на языке Цзяньчуань посвятила изображения Майтрейе и Амитабхе . [ 88 ] Король Наньчжао Цюаньфэнъю поручил китайским архитекторам из династии Тан построить Три пагоды . [ 88 ] Последний король Наньчжао провозгласил буддизм официальной государственной религией. [ 89 ] В Наньчжао Тушу цзюань буддийская элита Наньчжао изображена со светлой кожей, тогда как люди, выступающие против буддизма, изображены как низкорослые и темнокожие. [ 90 ]
Храм Трех Пагод 三塔寺 контролировал часовню Рангун 讓公庵, которую семья Гао построила в период королевства Наньчжао. Друзья известного неоконфуцианского ученого Ли Юаньяна 李元陽 (1497–1580) поддержали часовню, пожертвовав средства на покупку сельскохозяйственных земель для ее содержания еще в период правления Цзяцзин (1522–1566). Согласно традиции, семь святых монахов 聖僧 построили храм Бяолен в период правления Наньчжао. На стеле, датированной 1430 годом (Сюаньдэ 5), записано, что Чжао Яньчжэнь 趙彥貞 из местной семьи чиновников отремонтировал храм Лунхуа (процветавший в периоды правления от Наньчжао до Дали) после его разрушения армией Мин. [ 91 ]
—Цзяньсюн Ма
Ажали считается сектой тантризма или эзотерического буддизма. Сам Ачарья на санскрите означает гуру или учитель . Согласно обычаям Ажали среди народа Бай, ачарьям разрешалось жениться и иметь детей. Должность ачарьи передавалась по наследству. Ачарьи стали государственными наставниками в Наньчжао и имели большое влияние до монгольского завоевания Китая в 13 веке, во время которого ачарьи призывали различные народы противостоять монгольским правителям, а затем и китайцам во время минского завоевания Юньнани . Чжу Юаньчжан на время запретил распространение буддизма Ажали, прежде чем открыть офис по управлению этой религией. [ 92 ]
Этот район имел сильную связь с тантрическим буддизмом , который сохранился и по сей день. [ 93 ] в Цзяньчуане и соседних районах. Поклонение Гуаньинь и Махакале сильно отличается от других форм китайского буддизма . [ 94 ] Наньчжао, вероятно, имел сильные религиозные связи с Языческим королевством на территории современной Мьянмы, а также с Тибетом и Бенгалией (см. Империя Пала ). [ 95 ]
Галерея правителей Наньчжао из буддийского тома картин Королевства Дали
[ редактировать ]-
Синулуо р.649-674
-
Луошэн р.674-712
-
Шэнлуопи р.712-728
-
Плуоге р.(728-)738-748
-
Гелуофэн р.748-779
-
Имосун р.779-808
-
Сюнгэцюань р.808-809
-
Цюаньлунчэн р.809-816
-
Цюаньли(шэн) р.816-823
-
Цюаньфэнъю р.823-859
-
Шилун р.859-877
-
Луншунь р.878-897
-
Шуньхуажен р.897-902
Генеалогическое древо монархов
[ редактировать ]Семья Наньчжао | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
[ 9 ]
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 63. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Ян, Юйцин (2017). Мистификация юго-западных этнических границ Китая: гармоничная гетеротопия . Лексингтонские книги. п. 43. ИСБН 9781498502986 .
- ^ Джо Каммингс, Роберт Стори (1991). Китай, Том 10 (3, иллюстрированное изд.). Калифорнийский университет: публикации Lonely Planet. п. 705. ИСБН 0-86442-123-0 . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харрелл 2001 , с. 84.
- ^ CX Джордж Вэй (2002). Исследование национализма Китая: темы и конфликты . Университет Индианы: Издательская группа Greenwood. п. 195. ИСБН 0-313-31512-4 . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван 2004 , стр. 280.
- ^ Перейти обратно: а б Беквит 1987 , с. 65.
- ^ «Культура Цуань в Юньнани - Исследование Юньнани: Путешествие в Юньнань, Поездка в Юньнань, Туры в Юньнань 2020/2021» .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Наньчжао Наньчжао (www.chinaknowledge.de)» .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Угасшая буддийская страна: краткая история древней конституции Юньнани | автор 山滇之城 | Medium» . 19 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харрелл 1995 , с. 89.
- ^ Чжоу, Чжэньхэ; Ты, Руджи (2017). Китайские диалекты и культура . Американская академическая пресса. п. 187. ИСБН 9781631818844 . Переведено с Чжоу Чжэньхэ Ю Жуцзе (1986). Диалекты и китайская культура . Шанхай: Народное издательство Шанхая.
- ^ Бейкер, Крис (2002). «От Юэ до Тай» (PDF) . Журнал Сиамского общества : 17–19.
- ^ Юнцзя, Лян (6 августа 2018 г.). Религиозное и этническое возрождение в китайском меньшинстве: народ Бай на юго-западе Китая . Рутледж. ISBN 9780429944031 .
- ^ Деньги 2013 , с. 101-102.
- ^ Блэкмор 1960 , с. 50.
- ^ Блэкмор 1960 , с. 52-3.
- ^ Перейти обратно: а б Деньги 2013 , с. 102.
- ^ Блэкмор 1960 , с. 53-4.
- ^ Блэкмор 1960 , с. 56.
- ^ Деньги 2013 , с. 103.
- ^ Блэкмор 1960 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкмор 1960 .
- ^ Хуан 2020 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Герман 2007 , с. 30.
- ^ Твитчетт 1979 , стр. 444–445.
- ^ Хуан 2020 , с. 20.
- ^ Герман 2009 , с. 283.
- ^ Деньги 2013 , с. 137.
- ^ Беквит 1987 , с. 157.
- ^ Деньги 2013 , с. 116.
- ^ Деньги 2013 , стр. 117–118.
- ^ Коэдес 1968 , стр. 95, 104–105.
- ^ Герман 2007 , с. 33, 36.
- ^ Герман 2007 , с. 33, 35.
- ^ Ян, Юйцин (июнь 2008 г.). Роль истории Наньчжао в формировании идентичности Бай (PDF) (магистр искусств). Университет Орегона . Получено 30 января.
- ^ Деньги 2013 , стр. 117, 119.
- ^ Деньги 2013 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Герман 2007 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Герман 2007 , с. 36.
- ^ Кирнан 2019 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 2012 , с. 183.
- ^ Тейлор 2013 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1983 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1983 , с. 244.
- ^ Фискешё, Магнус (2021). Истории древней земли: взгляд на историю и культуру штата . Книги Бергана. п. 11. ISBN 978-1-789-20888-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Шафер 1967 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1983 , с. 246.
- ^ Тейлор 1983 , с. 247.
- ^ Деньги 2013 , с. 124.
- ^ Дж. Эванс (2014). Оригинальная диаспора Тай . Журнал Сиамского общества (Отчет).
- ^ Деньги 2013 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Герман 2007 , с. 37.
- ^ Деньги 2013 , с. 127-8.
- ^ Деньги 2013 , с. 129.
- ^ Деньги 2013 , с. 131.
- ^ Деньги 2013 , с. 132.
- ^ Деньги 2013 , с. 136.
- ^ Деньги 2013 , с. 134-5.
- ^ Брайсон 2019 , с. 94.
- ^ Брайсон 2016 , с. 37.
- ^ «Что означает Ло Чжузи_Объяснение Ло Чжузи_Китайский словарь_Dictionary.com» .
- ^ «Вся история» .
- ^ «Этническое меньшинство Бай» .
- ^ «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
- ^ Брайсон 2013 , с. 7.
- ^ Энн Хейрман, Кармен Майнерт, Кристоф Андерл (2018). Буддийские встречи и идентичности в Восточной Азии . Блестящий. стр. 87–88. ISBN 9789004366152 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Между ветрами и облаками: Глава 5» .
- ^ Перейти обратно: а б Брайсон 2013 , с. 6.
- ^ Скутч 2005 , с. 350.
- ^ Харрелл 1995 , с. 87.
- ^ Хуан 2020 , с. 94.
- ^ Хуан 2020 , с. 105.
- ^ Мур 2007: 236.
- ^ Харви 1925: 3
- ^ Зал 1960: 11
- ^ Энн Хейрман, Кармен Майнерт, Кристоф Андерл (2018). Буддийские встречи и идентичности в Восточной Азии . Блестящий. п. 87. ИСБН 9789004366152 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Брайсон 2016 , с. 31.
- ^ "картина" .
- ^ Культурный Китай , Религия Бэнчжу Бай . Архивировано 3 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Скуч 2005 , с. 350.
- ^ Бероунский, Даниэль (15 декабря 2020 г.). «Мастера псалмов (Бимо): библейский шаманизм в Юго-Западном Китае, Орели Нево» . Европейский бюллетень гималайских исследований (55): 102–106. дои : 10.4000/ebhr.249 .
- ^ Перейти обратно: а б Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . Абк-Клио. 10 февраля 2014 г. ISBN. 9781610690188 .
- ^ «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
- ^ Перейти обратно: а б Чжэнь Ван (2018). «Из гор» (PDF) . Федеральное министерство образования и исследований.
- ^ Ховард, Анджела Ф. «Столп Дхарани в Куньмине, Юньнань: наследие эзотерического буддизма и погребальных обрядов народа Бай в королевстве Дали, 937–1253», Artibus Asiae 57, 1997, стр. 33-72 ( см. стр. 43–44).
- ^ Индийско-Китайская энциклопедия, том. 1 (2014), с. 256
- ^ Перейти обратно: а б Брайсон 2016 , с. 32.
- ^ «Штат Наньчжао и штат Дали » Город Дали. Архивировано из оригинала 3 сентября.
- ^ Брайсон 2016 , с. 35.
- ^ Хуан 2020 , с. 55.
- ^ Индийско-Китайская энциклопедия, том. 1 (2014), с. 151
- ^ Меган Брайсон, «Байцзе и Бай: гендер и этническая религия в Дали, Юньнань», Asian Ethnology 72, 2013, стр. 3-31
- ^ Меган Брайсон, «Поклонение Махакале в королевстве Дали (937-1253) - исследование и перевод Дахэй Тяньшэнь Даочан И », Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 35, 2012, стр. 3-69
- ^ Тан Мьинт-У, Где Китай встречается с Индией: Бирма и новый перекресток Азии, Часть 3
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Тонио (2016). Эпоха пороха: Китай, военные инновации и подъем Запада в мировой истории . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13597-7 . .
- Азимов, М.С. (1998). История цивилизаций Центральной Азии Том IV Эпоха достижений: 750 г. н.э. – конец пятнадцатого века Часть первая Историческая, социальная и экономическая обстановка . Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас (1989). Опасный рубеж: кочевые империи и Китай . Бэзил Блэквелл.
- Барретт, Тимоти Хью (2008). Женщина, которая открыла книгопечатание . Великобритания: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-12728-7 .
- Беквит, Кристофер И. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета.
- Блэкмор, М. (1960). «Возвышение Нань-Чао в Юньнани». Журнал истории Юго-Восточной Азии . 1 (2): 47–61. дои : 10.1017/S0217781100000132 .
- Брегель, Юрий (2003). Исторический атлас Центральной Азии . Брилл.
- Брайсон, Меган (2013), Байджи и Бай
- Брайсон, Меган (2016), Богиня на границе: религия, этническая принадлежность и пол на юго-западе Китая , Stanford University Press
- Брайсон, Меган (2019), Великое королевство вечного мира: буддийское царствование в Дали десятого века
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . Перевод Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- Дромпп, Майкл Роберт (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Брилл.
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-66991-Х . (мягкая обложка).
- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-618-13384-4 .
- Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Отто Харрасовиц · Висбаден.
- Графф, Дэвид А. (2002). Средневековая китайская война, 300-900 гг . Война и история. Лондон: Рутледж. ISBN 0415239559 .
- Графф, Дэвид Эндрю (2016). Евразийский путь войны. Военная практика в Китае и Византии VII века . Рутледж. ISBN 978-0-415-46034-7 . .
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Харрел, Стеван (1995), История истории Йи
- Харрел, Стеван (1995), Этнические образы жизни в Юго-Западном Китае
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хейвуд, Джон (1998). Исторический атлас средневекового мира, 600-1492 гг . н.э. Барнс и Ноубл.
- Герман, Джон Э. (2007). Среди облаков и тумана. Китайская колонизация Гуйчжоу, 1200–1700 гг . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02591-2 .
- Герман, Джон (2009), Королевства Наньчжун, юго-западного приграничного региона Китая до восьмого века
- Хуан, Цайвэнь (2020), Гвардия Ланьцана и строительство общества Мин на северо-западе Юньнани
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190053796 .
- Латуретт, Кеннет Скотт (1964). Китайцы, их история и культура . Том. 1–2. Макмиллан.
- Лорхе, Питер А. (2008). Азиатская военная революция: от пороха до бомбы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-60954-8 .
- Латтвак, Эдвард Н. (2009). Великая стратегия Византийской империи . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967), Киноварная птица: Танские образы Юга , Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 9780520011458
- Миллуорд, Джеймс (2009). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета.
- Мур, Элизабет Х. (2007). Ранние пейзажи Мьянмы . Бангкок: River Books. ISBN 978-974-9863-31-2 .
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае . Том. V:7: Пороховая эпопея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30358-3 .
- Жун, Синьцзян (2013). Восемнадцать лекций о Дуньхуане . Брилл.
- Шафер, Эдвард Х. (1985). Золотые персики Самарканда: исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета.
- Шабан, Массачусетс (1979). Аббасидская революция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29534-3 .
- Сыма, Гуан ( ) . 2015 978-957-32-0876-1 .
- Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580–800 (Оксфордские исследования ранних империй) . Издательство Оксфордского университета.
- Скутч, Карл (2005), Энциклопедия меньшинств мира , Routledge
- Тейлор, Кейт Веллер (1983), Рождение Вьетнама , Калифорнийский университет Press, ISBN 9780520074170
- Тейлор, KW (2013), История вьетнамцев , Cambridge University Press, ISBN 9780520074170
- Твитчетт, Денис К. (1979). Кембриджская история Китая, Том. 3, Суй и Тан, Китай, 589–906 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Уокер, Хью Дайсон (2012), Восточная Азия: новая история , AuthorHouse, ISBN 978-1477265161
- Ван, Фэн (2004). «Языковая политика Бай» . В Чжоу, Минлан (ред.). Языковая политика в Китайской Народной Республике: теория и практика с 1949 года . Академическое издательство Клувер. стр. 278–287. ISBN 978-1-4020-8038-8 .
- Ван, Чжэньпин (2013). Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны . Издательство Гавайского университета.
- Уилкинсон, Эндимион (2015). История Китая: Новое руководство, 4-е издание . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, распространяется издательством Гарвардского университета. ISBN 9780674088467 .
- Сюн, Виктор Цунруи (2000). Суй-Тан Чанъань: исследование городской истории позднесредневекового Китая (Мичиганские монографии по китаеведению) . Центр китайских исследований Мичиганского университета. ISBN 0892641371 .
- Сюн, Виктор Цунруй (2009). Исторический словарь средневекового Китая . Соединенные Штаты Америки: ISBN Scarecrow Press, Inc. 978-0810860537 .
- Сюй, Элина-Цянь (2005). Историческое развитие додинастических киданей . Институт азиатских и африканских исследований 7.
- Сюэ, Цзунчжэн (1992). Тюркские народы . China Social Sciences Press.
- Ян, Бин (2008a). «Глава 3: Военные кампании против Юньнани: межрегиональный анализ» . Между ветрами и облаками: создание Юньнани (второй век до нашей эры – двадцатый век нашей эры) . Издательство Колумбийского университета.
- Ян, Бин (2008b). «Глава 4: Правило, основанное на местных обычаях» . Между ветрами и облаками: создание Юньнани (второй век до нашей эры – двадцатый век нашей эры) . Издательство Колумбийского университета.
- Ян, Бин (2008c). «Глава 5: Китаизация и коренное население: появление юннанцев» . Между ветрами и облаками: создание Юньнани (второй век до нашей эры – двадцатый век нашей эры) . Издательство Колумбийского университета.
- (2001) евнухов . Вторая эпоха Юань, Шу 957-32-4273-7 .
- Юл, Генри (1915). Катай и путь туда: сборник средневековых заметок о Китае, Том I: Предварительный очерк о сношениях между Китаем и западными народами до открытия Кейпского маршрута . Общество Хаклюйт.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкус, Чарльз (1981), Королевство Нань-чао и юго-западная граница Танского Китая , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-22733-9 .
- Чан, Маунг (28 марта 2005 г.). «Буддизм Тхеравады и регионы Шань/Тай/Дай/Лаос» . Новости Боксуна .