Королевство Тагаунг
Королевство Тагаунг Тагонг, Найпьидо | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. I век н.э. – ок. 1050-е годы | |||||||
![]() | |||||||
Капитал | Тагаунг | ||||||
Общие языки | Пью , бирманский | ||||||
Религия | буддизм , анимизм , индуизм | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | Классическая античность | ||||||
• Основание Королевства | в. 1 век н.э. | ||||||
• Падение Королевства | в. 1050-е годы | ||||||
|
Королевство Тагаунг ( бирманский : Tagaung Nay Pyi Taw , произносится [dəɡáʊɰ̃ nèpjìdɔ̀] ) — город-государство Пью , существовавший в первом тысячелетии нашей эры . В 1832 году доселе полулегендарное государство было официально провозглашено первым королевством бирманской монархии Хманнаном Язавином , королевской хроникой династии Конбаунгов . Хманнан добавляет, что «королевство» было основано Абхиязой из клана Будды Сакья в 850 году до нашей эры , и что через Абиязу бирманские монархи проследили свою родословную от Будды и первого буддийского (мифического) царя мира Маха Самматы . [1] Хманнан также представляет другого принца Сакья Дазаязу , основавшего вторую династию Тагаунг ок. 600 г. до н.э. Это повествование заменило преобладавшую тогда добуддийскую историю происхождения , в которой монархия была основана потомком солнечного духа и принцессой драконов.
Археологические данные указывают на то, что в Тагаунге существовали культуры неолита и бронзового века город-государство, основанное Пью , а в первые века нашей эры возник . В хрониках, которые, вероятно, представляют собой социальную память того времени, неоднократно упоминаются многочисленные конкурирующие группы и миграции, которые Тагаунг и все царство Пью пережили в первом тысячелетии нашей эры. [2] Город-государство стал частью Языческой империи в середине 1050-х годов. [3]
Легенда
[ редактировать ]
Из Индии
[ редактировать ]Тагаунг стал занимать видное место в попытке первых королей Конбаунгов связать происхождение бирманской монархии с Буддой и, в конечном итоге, с первым королем мира в буддийской мифологии Маха Самматой . Хманнан заявляет, что принц Абхияза (Абхираджа) ( အဘိရာဇာ ) Королевства Косала ( ကောသလ ) из клана Сакья ( သကျ သာကီဝင် မင်းမ ျိုး ) — клан Будды и Маха Самматы — и его последователи покинули свою родину после военного поражения соседнее королевство Панчала ( ပဉ္စာလရာဇ် ). Они поселились и основали королевство в Тагаунге на территории современной северной Бирмы, на верхних берегах реки Иравади в 850 году до нашей эры. [1]
Первая династия Тагаунг
[ редактировать ]Хманнан не утверждает, что Абхияза прибыл в пустую землю, а лишь утверждает, что он был первым королем. У него было два сына, и он умер после 25-летнего правления в Тагаунге. Старший сын Каньяза Ги ( ကံရာဇာကြီး ) уступил трон своему младшему брату Каньязе Нге ( ကံရာဇာငယ် ). Каньяза Джи отправился на юг и основал свое собственное королевство в Аракане в 825 году до нашей эры. Каньяза Нге стал преемником своего отца, за ним последовала династия из 31 короля. [4] [5] Около 600 г. до н.э. мародеры тарук из Гандхары ( ဂန္ဓာလရာဇ် ) разграбили город. (Захватчики были из Юньнани. Тарук на современном бирманском языке относится к монгольским татарам , но на старобирманском языке это относилось к любому жителю северо-востока. Гандхара было классическим названием Юньнани, принятым тамошними буддийскими королевствами. [6] ) 33-й король линии Абхиязы, король Биннака Яза, был убит. [4]
Вторая династия Тагаунг
[ редактировать ]Хманнан продолжает, что падение Тагаунга привело к трехстороннему разделению населения. Одна группа двинулась вниз и поселилась в Тунапаянте , которую тогда населяли Пью , Каньяны и Теты . Другая группа отправилась на юго-восток и основала то, что позже будет известно как 19 районов Кьяуксе . Они стали известны как линия Биннака. [4] (Тунапаянта располагался недалеко от современного Пагана (Багана), а основным городом-государством Пью в Кьяуксе был Мейнгмау . [7] ) Третья группа во главе с Нагой Сейн , королевой Биннака Яза, осталась в Тагаунге.
Затем королева встретила Дазайазу (Дхаджараджа) из королевского рода Сакья, который недавно поселился в Маурии (где-то в Верхней Бирме). Она вышла за него замуж. Дазаяза и Нага Сейн построили новую столицу в Старом Пагане, недалеко от Тагаунга. Затем последовала династия из 16 королей. [8] Через некоторое время после 483 г. до н. э. захватчики с востока разграбили королевство во время правления Тадо Маха Язы , 17-го и последнего короля. [9]
Наследие Тагаунга и связь с более поздними бирманскими династиями
[ редактировать ]Но линия Сакья не вымерла, Хманнан продолжает . В 503 году до нашей эры королева последнего короля Тагаунга Тадо Маха Яза родила слепых сыновей-близнецов Маха Танбаву и Сулу Танбаву . Царю было стыдно, и он приказал их убить. Царица спрятала своих сыновей и вырастила их тайно. Девятнадцать лет спустя, в 484 году до нашей эры, царь узнал, что братья еще живы, и снова приказал их убить. Королеве удалось посадить сыновей на плот по Иравади. [10] Дрейфуя по реке, братья чудесным образом обрели зрение с помощью людоедки.
В 483 году до нашей эры братья основали еще одно королевство гораздо дальше по Иравади, в Шри Кшетре , недалеко от современного Пьяя (Прома). Маха Танбава был первым королем и правил шесть лет. За ним последовал Сула Танбава, правивший 35 лет. За ним последовал король Дуттабаунг, сын Маха Танбавы. Дуттабаунг правил 70 лет. [11] В целом Шри Кшетра просуществовал почти шесть столетий. [5]
Около 107 г. н.э. Тамоддарит , , племянник последнего царя Шри Кшетры основал город Паган (Баган) (формально, Аримаддана-пура , букв. «Город, попирающий врагов »). [12] Сообщается, что это место посетил сам Будда при жизни, и именно здесь он якобы произнес, что великое королевство возникнет в этом самом месте через 651 год после его смерти. [13] За Тамоддаритом последовал смотритель, а затем в 167 году нашей эры Пьюсавти. Связь с языческой династией была важна, потому что все более поздние бирманские династии, от Мьинсаинга до Конбаунга, заявляли о своем происхождении от монархов Пэгана.
Историчность
[ редактировать ]История Абхиязы впервые появилась в «Хманнане Язавине» («Хрониках Стеклянного дворца»), составленном в 1832 году. Бирманские хроники вплоть до начала XVIII века, в том числе «Маха Язавин» («Великие хроники»), написанные в 1724 году, на которых в значительной степени основан Хманнан , не упомяните Абхиязу. Вместо этого в истории происхождения бирманской монархии до Хманнана говорится о неком Пьюсавти, сыне солнечного духа и принцессы драконов, который позже основал языческую династию . [14] Более того, истории Абхиязы/Дазаязы были наложены на устные истории/легенды Тагаунга и Шри Кшетры.
Историки относят появление историй об Абхиязе/Дазаязе к 1770-м годам, что было частью усилий первых королей Конбаунгов по продвижению более ортодоксальной версии буддизма Тхеравады . Эта тенденция получила распространение при короле Бодавпая (годы правления 1782–1819), который, как и его отец Алаунгпая , считал себя следующим Буддой, Майтрейей . Хотя позже король неохотно отказался от своих притязаний и согласился с притязаниями своего покойного отца, [15] его стремление к очищению обесценило «местные источники святости» в пользу «универсальных текстовых форм, одобренных короной и монахами », а также «запретило жертвоприношения животных на вершине горы Попа и в других священных местах, в то время как шаманы-женщины и трансвеститы потеряли статус». Во время правления его преемника Багидо в 1832 году добуддийская история происхождения Пьюсавти была официально заменена историей Абхиязы «заявлениями о королевском происхождении из клана Готамы Будды и, следовательно, первого буддийского короля мира Маха Самматы». [16]
В книге китайской истории Юаньши также записано название «Тагаунг» (太公). Но это всего лишь небольшой городок на севере Бирмы. Китайский историк заявил, что имя «Тарук» произошло от тюркского , таким образом, китайское вторжение произошло в 13 веке, известное как Первое монгольское вторжение в Бирму . [17] Дж. Э. Харви сказал, что, вероятно, это было . вторжение Наньчжао в 754 году нашей эры [18] Во всяком случае, Хманнан Язавин перенес его в 6 г. до н. э. и стал историей Тагаунга.
Позднее включение историй Абхиязы/Дазаязы нанесло большой ущерб авторитету хроник среди европейских историков британской колониальной эпохи . Они категорически отвергли большую часть летописной традиции ранней бирманской истории как «копии индийских легенд, взятых с санскритских или палийских оригиналов», сильно сомневались в древности летописной традиции и отвергли возможность того, что какая-либо цивилизация в Бирме могла быть намного старше. чем 500 г. н.э. [5] [19] [18]
История
[ редактировать ]
Несмотря на миф об Абхиязе, данные действительно указывают на то, что многие из мест, упомянутых в царских записях, действительно были постоянно заселены на протяжении как минимум 3500 лет. [5] Артефакты неолита и бронзового века , обнаруженные в Кьян-Хнят (30 км к югу от Тагаунга), подтверждают проживание людей в Тагаунге в ту же эпоху (1-е тысячелетие до н.э.) обеих династий Тагаунг, о которых говорится в хрониках до Хманнана . [20] Разумеется, свидетельства существования человеческого жилья — это не то же самое, что свидетельства существования города-государства. Сохранившиеся данные указывают на то, что Тагаунг возник как город-государство (город-государство с тройными стенами возник на восточном берегу Иравади) только в «первые века нашей эры». (Однако раскопки в Тагаунге не проводились, и более ранние свидетельства могут еще появиться. За исключением Шри Кшетры и Бейктано, остальные памятники Пью не подвергались обширным раскопкам.) Более того, все государства Тагаунг, Шри Кшетра и Паган существовали. в том порядке, хотя и не так, как сообщается в летописях. Они долгое время были современниками друг друга.
Состояние | Период за Хманнан | По сохранившимся археологическим свидетельствам | Примечания |
---|---|---|---|
Тагаунг | 850–483 гг. до н.э. | в. 1/2 век – 11 век н.э. | После 483 г. до н.э. Тагаунг в следующий раз появился в хрониках в 1061 г. н.э., а в 1364 г. н.э. в виде беглых упоминаний. |
Шри Кшетра | 483 г. до н.э. – 94 г. н.э. | в. 5/7 века – 11 век н.э. | Шри Кшетра затем стал современным Пьяем (Промом). |
Языческий | 107 – 1298 гг. н. э. | т. 849/876 – 1297 г. н.э. |
Добуддийские истории хроник представляют собой «социальную память» того времени. [20] «Царство Пью» населяли различные этнические группы, такие как Тет Каду (Сак Канту), Кьян (Чин), Тиркул (основная линия Пью). А времена менялись, о чем свидетельствуют неоднократные упоминания в летописях о разрывах и перемещениях группировок в разные регионы. [2] [21] Тагаунг существовал как город-государство до начала 11 века, когда он, по мнению Г.Х. Люсе , был «восточной столицей» народа каду . [2] Но Хтин Аунг не согласен с «теорией» Люси, указывая на то, что нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. [22] В любом случае, город-государство тогда было завоевано Языческой империей в середине 1050-х годов. Это был один из 43 фортов, основанных королем Анаврахтой в 1061 году. [3] [23]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Используется в Vol. 1 2003: 153–154
- ^ Jump up to: а б с Мур 2007: 233–234.
- ^ Jump up to: а б Харви 1925: 29–30.
- ^ Jump up to: а б с Используется в Vol. 1 2003: 155–156
- ^ Jump up to: а б с д Myint-U 2006: 44-45
- ↑ Myint-U 2011: 167–168
- ^ Мур 2007: 236.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 159–160
- ^ Файр 1883: 276.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 164–165
- ^ Файр 1883: 277–278.
- ^ Либерман 2003: 91.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 188
- ^ Чем Тун 1964: ix – x
- ^ Хтин Аунг 1967: 188–189
- ^ Либерман 2003: 196.
- ^ Он 2004: 39–40.
- ^ Jump up to: а б Харви 1925: 307–309.
- ^ Зал 1960: 7
- ^ Jump up to: а б Мур 2011: 4–5
- ^ Мур 2007: 145.
- ^ Хтин Аунг 1970: 11
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 269–270
Ссылки
[ редактировать ]- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение. Буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Чарни, Майкл В. (2002). «Централизация исторической традиции в доколониальной Бирме: миф об Абхирадже/Дхаджарадже в ранних исторических текстах Кон-бауунг». Исследования Юго-Восточной Азии, 10 (2). стр. 185–215 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Мур, Элизабет Х. (2007). Ранние пейзажи Мьянмы . Бангкок: River Books. ISBN 978-974-9863312 .
- Мур, Элизабет Х. (2011). Маккормик, Патрик; Дженни, Матиас; Бейкер, Крис (ред.). «Ранняя буддийская археология Мьянмы: Тагаунг, Тагара и дихотомия Мон-Пью». Пн за два тысячелетия: памятники, рукописи, движения . Бангкок: Институт азиатских исследований Университета Чулалонгкорн. ISBN 9786165513289 .
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Мьинт-У, Тан (2011). Там, где Китай встречается с Индией: Бирма и новый перекресток Азии . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.
- Тагаунг в истории Бирмы] (на китайском ) (4): 36–41. Хэ, Пинг (2004). «Истинные особенности Королевства Тагаунг в истории Бирмы» [Истинные особенности Королевства языке 10.3969/ . ISSN 1000-7970 j.issn.1674-6392.2004.04.007