Пиво
Пиво Абираза | |
---|---|
Король Тагаунга | |
Царствование | 850–825 гг. до н. э. |
Предшественник | Основатель |
Преемник | Двигайтесь с |
Рожденный | Капилавасту , Королевство Косала |
Умер | 825 г. до н.э. Тагаунг |
Проблема | Каньяза Джи Двигайтесь с |
Дом | Тагаунг |
Абхияза ( бирманский : အဘိရာဇာ [ʔəbi̯jəzà] , Абхираджа ; ум. в 825 г. до н.э.) был легендарным основателем Королевства Тагаунг и бирманской монархии , согласно хронике XIX века Хманнан Язавин . что он принадлежал к тому же клану Будды Сообщается , Сакья . Однако более ранние бирманские хроники , вплоть до 18 века, связывают происхождение монархии с другой легендарной фигурой Пьюсавти , потомком солнечного духа и принцессы драконов. [ 1 ] Ученые рассматривают историю Абхиязы как попытку летописцев Хманнана отойти от преобладавшего тогда добуддийского повествования о происхождении монархии. [ 2 ]
Легенда
[ редактировать ]По словам Хманнана , истоки бирманской монархии восходят к Индии 9-го века до нашей эры, более чем за три столетия до рождения Будды. (Абхираджа) был принцем древнего королевства на территории Косала Абхияза современной северной Индии. Он принадлежал к клану Сакья — клану Будды — и происходил от первого буддийского царя Маха Самматы ( Великого президента ), правившего много веков назад. [ 3 ] (В буддийской традиции Гаутама Будда был лишь последним в череде из 28 Будд .) Действительно, принц Абхияза был правителем региона Капилавасту ( ကပိလဝတ် ) в Косале — месте рождения исторического Будды три столетия спустя. [ 4 ]
Примерно в середине 9 века до нашей эры Косала вступил в войну с соседним королевством Панчала ( ပဉ္စာလရာဇ် ). Причиной войны было то, что король Панчалы попросил у короля Косалы руки его дочери, но получил грубый отказ. Царь Панчала завоевал королевство Косала, и правящий клан Косалы разошелся по трем направлениям. Одним из них был Абхияза, который с группой своих верных последователей прошел длинный горный маршрут до современной северной Бирмы и основал королевство в Тагаунге в 850 году до нашей эры. [ 3 ] [ 5 ]
Хманнан не утверждает, что прибыл в пустую землю, а лишь утверждает, что он был первым королем. У Абхиязы было два сына. Когда он умер, старший сын Каньяза Ги ( ကံရာဇာကြီး ) отправился на юг и основал свое собственное королевство в Аракане в 825 году до нашей эры. Младший сын Каньяза Нге ( ကံရာဇာငယ် ) стал преемником своего отца, за ним последовала династия из 31 короля. Примерно три с половиной века спустя, в 483 году до нашей эры, отпрыски Тагаунга основали еще одно королевство гораздо ниже по Иравади, в Шри Кшетре , недалеко от современного Пьяя (Прома). Шри Кшетра просуществовал почти шесть столетий, и на смену ему, в свою очередь, пришло царство Пагана. [ 5 ] [ 6 ] Хманнан продолжает, что около 107 г. н.э. Тамоддарит , племянник Паган последнего царя Шри Кшетры, основал город ( Баган) (формально, Аримаддана-пура , букв. «Город, попирающий врагов») . [ 7 ] Сообщается, что это место посетил сам Будда при жизни, и именно здесь он якобы произнес, что великое королевство возникнет в этом самом месте через 651 год после его смерти. [ 8 ] За Тамоддаритом последовал смотритель, а затем в 167 году н.э. Пьюсавити.
Затем повествование Хманнана объединяется с рассказами предыдущих хроник и продолжает, что династия королей следовала за Пьюсаухти, пока исторический король Анаврахта не взошел на трон в 1017 году нашей эры [так в оригинале]. (Подтвержденная надписью дата присоединения Анаврахты - 1044 год нашей эры.)
Историчность и значение
[ редактировать ]Восстание легенды
[ редактировать ]История Абхиязы впервые появилась в «Хманнане Язавине» («Хрониках Стеклянного дворца»), завершенном в 1832 году. Бирманские хроники вплоть до начала XVIII века, включая Маха Язавин («Великие хроники») 1724 года, на которых в значительной степени основан Хманнан, не упоминают Абхияза. Вместо этого в дохманнанской истории происхождения бирманской монархии говорится о неком Пьюсавти, сыне солнечного духа и принцессы драконов, который позже основал языческую династию . [ 1 ]
Историки относят возникновение истории Абхиязы к 1770-м годам, что было частью усилий первых королей Конбаунгов по продвижению более ортодоксальной версии буддизма Тхеравады . Эта тенденция получила распространение при короле Бодавпая (годы правления 1782–1819), который, как и его отец Алаунгпая , считал себя следующим Буддой, Майтрейей . Хотя позже король неохотно отказался от своих притязаний и согласился с притязаниями своего покойного отца, [ 9 ] его стремление к очищению обесценило «местные источники святости» в пользу «универсальных текстовых форм, одобренных короной и монахами », а также «запретило жертвоприношения животных на вершине горы Попа и в других священных местах, в то время как шаманы-женщины и трансвеститы потеряли статус». Во время правления его преемника Багидо в 1832 году добуддийская история происхождения Пьюсавти была официально заменена историей Абхиязы «заявлениями о королевском происхождении из клана Готамы Будды и, следовательно, первого буддийского короля мира Маха Самматы». [ 2 ]
История Абхиязы была частью общерегионального явления, в котором, помимо бирманских монархов , различные буддийские государства из таких далеких стран, как Королевство Дали (современный Юньнань ) [ 10 ] Лан На (Чиангмай) и Нан (современный северный Таиланд ) связывали свою королевскую власть с Буддой или буддийским императором Ашокой . [ 11 ] Различные шанские хроники, такие как « Хманнан» , также утверждают, что их произошли сабва от Будды. [ 12 ] (Неясно, когда подобные связи впервые появились в хрониках Дали или Лан На.)
Значение
[ редактировать ]История Абхиязы оказала разрушительное влияние на достоверность бирманских хроник в целом и ранних исторических повествований в частности в период британского колониального периода . Европейские ученые той эпохи категорически отвергли летописную традицию ранней бирманской истории как «копии индийских легенд, взятые из санскритских или палийских оригиналов». Они сильно сомневались в древности летописной традиции и отвергали возможность того, что какая-либо цивилизация в Бирме могла быть намного старше 500 г. н.э. [ 4 ] [ 13 ] (Phayre 1883) помещает Абхиязу и его династию Тагаунгов в Список легендарных королей. [ 14 ] (Харви 1925) даже не включает Абхиязу и линию Тагаунгов в свой список монархов; Список Харви начинается с более старой истории происхождения: Пьюсаути. [ 15 ] Один выдающийся историк Бирмы, Тан Тун , посетовал на включение легенды в официальную хронику в 1832 году и резко раскритиковал летописцев за то, что они дали историкам колониальной эпохи, которые, по его мнению, писали сильно предвзятые истории, средства для очернения бирманской истории. [ 1 ]
Современные исследования в некоторой степени восстановили доверие к ранней истории хроник. Несмотря на миф об Абхиязе, недавние исследования показывают, что многие из мест, упомянутых в царских записях, действительно были постоянно заселены на протяжении как минимум 3500 лет. [ 5 ] Археологические данные указывают на то, что государства Тагаунг, Шри Кшетра и Паган существовали, хотя и не в линейном порядке, изображенном в хрониках.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1964: ix – x
- ^ Jump up to: а б Либерман 2003: 196.
- ^ Jump up to: а б Используется в Vol. 1 2003: 153–155
- ^ Jump up to: а б Харви 1925: 307–309.
- ^ Jump up to: а б с Мьинт-У 2005: 44–45.
- ^ Тин Аунг 1967: 6–7
- ^ Либерман 2003: 91.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 188
- ^ Хтин Аунг 1967: 188–189
- ^ Мьинт-У 2011: 167–168.
- ^ Ратчасомфан, Вятт 1994: 11
- ^ Хардиман 1901: 216–217.
- ^ Зал 1960: 7
- ^ Фэйр 1883: 275–276.
- ^ Харви 1925: 364.
Библиография
[ редактировать ]- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение. Буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Чарни, Майкл В. (2002). «Централизация исторической традиции в доколониальной Бирме: миф об Абхирадже/Дхаджарадже в ранних исторических текстах Кон-бауунг». Исследования Юго-Восточной Азии, 10 (2). стр. 185-215 .
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Хардиман, Джон Перси (1900–1901). Сэр Джеймс Джордж Скотт (ред.). Справочник Верхней Бирмы и Шанских государств, Часть 1 . Том. 1–2. Печать правительства Бирмы.
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Мьинт-У, Тан (2006). Река потерянных шагов — истории Бирмы . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-29907-1 .
- Мьинт-У, Тан (2011). Там, где Китай встречается с Индией: Бирма и новый перекресток Азии . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-16342-6 .
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Ратчасомфан, Санлуанг; Дэвид К. Вятт (1994). Дэвид К. Вятт (ред.). Нанские хроники (иллюстрированное издание). Итака: Публикации SEAP Корнельского университета. ISBN 978-0-87727-715-6 .
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1829–1832). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации, Мьянма .
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.