Он не человек
Он не человек Морг Ситу I из Пагана | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Бирмы | |||||
Царствование | 1112/13 – 1167 | ||||
Предшественник | Кьянситта | ||||
Преемник | Нарату | ||||
Главный министр | Алейма | ||||
Рожденный | 17 января 1090 г. Четверг, полнолуние Табодве 451 ME. Языческий | ||||
Умер | 1167 (77 лет) 529 МЕ [ 1 ] Языческий | ||||
Супруга | Яданабон Ти Лаука Санда Деви Язакумари Таунг Пьинт | ||||
Проблема | Мин Шин Со Нарату Хтаук Хлайга Таунг Пья Шве Кю Чит Да Кьяунгдо | ||||
| |||||
Дом | Языческий | ||||
Отец | Пила Юн | ||||
Мать | Шве Эйнти | ||||
Религия | Тхеравада Буддизм |
Алаунгситу или Ситу I ( бирманский : အလောင်းစည်သူ [ʔəláʊɰ̃ sìðù] ; также Джансу I ; 1090–1167) был королем языческой династии Бирмы . (Мьянмы) с 1112/13 по 1167. Правление Ситу было процветающим, неотъемлемой частью которого был Пэган часть внутренних и морских торговых сетей. Ситху участвовал в масштабной строительной кампании по всему королевству, которая включала колонии, форты и аванпосты в стратегических местах для укрепления границ, залы посвящения и пагоды для поддержки религии, а также водохранилища, плотины и другие улучшения земель для помощи фермерам. . Он также ввел стандартизированные меры и веса по всей стране, чтобы помочь управлению и торговле. Он руководил началом перехода от культуры Мон к выражению самобытного бирманского стиля.
Ситху помнят как странствующего царя, который много путешествовал по своему царству, строил памятники и взращивал буддизм Тхеравады благочестиво .
Ранний период жизни
[ редактировать ]родился Зейатура Ситу ဇေယျ သူရ စည်သူ, Pali: Jayyasura CansuСиту [ 2 ] Со Юну (сыну короля Со Лу ) и Шве Эйнти (дочери короля Кьянситты ) 17 января 1090 года. [ 3 ] (Согласно Затадавбону Язавину , он родился 13 декабря 1089 года. [ примечание 1 ] ) Летописи не сходятся во мнениях относительно дат его жизни и правления. В таблице ниже перечислены даты, указанные в четырех основных летописях. [ 4 ]
Хроники | Рождение–Смерть | Возраст | Царствование | Продолжительность правления |
---|---|---|---|---|
Затадавбон Язавин | 1093–1167 | 73 | 1111–1167 | 56 |
Маха Язавин | 1074–1158 | 84 | 1088–1158 | 70 |
Язавин Тит | 1079–1168 | 89 | 1093–1168 | 75 |
Хманнан Язавин | 1067–1167 | 100 | 1092–1167 | 75 |
При рождении Ситху Кьянситта, который думал, что у него нет сына, был так рад, что короновал младенца как короля и представил младенца народу, говоря: « Смотрите на своего короля! Отныне я правлю только как его регент » . [ 5 ] (Оказалось, что у Кьянситты действительно был сын от жены во время одного из его изгнаний в 1070-х годах. Этот сын, Язакумар , не претендовал на трон.)
Присоединение
[ редактировать ]Ситу не столкнулся с сопротивлением трону после того, как его дед Кьянзитта умер в 1112 году. Он был правнуком Анаврахты по отцовской линии. [ 6 ] На его коронации председательствовал стареющий примас Шин Арахан , который также председательствовал на коронациях двух королей-предшественников и был советником трех предыдущих королей. [ 7 ] Взойдя на трон, Ситху принял королевский стиль Шри Трибхуванадитьи Паварапандита Судхаммараджа Махадхипати Нарапатиситу . [ 8 ]
Царствование
[ редактировать ]Администрация
[ редактировать ]Ранняя часть правления Ситу была потрачена на подавление восстаний, особенно в Тенассериме и северном Аракане . Палийская надпись , найденная в Мерги (Мьеик), свидетельствует о том, что Тенассерим тогда выразил верность языческой монархии. В северном Аракане узурпатор ( Кахтон , владыка Тетса) [ 9 ] изгнал законного наследника, который бежал в Паган, где впоследствии и умер. Первоначальная попытка Пэгана восстановить законного наследника Летии Мин Нан — комбинированное вторжение по суше и по морю — провалилась, но вторая попытка в 1118 году увенчалась успехом. (Араканские хроники сообщают, что это 1103 год.) Летья Мин Нан в благодарность отремонтировал храм Буддхагая в честь своего повелителя Ситху. [ 10 ] [ 11 ]
Ситху путешествовал повсюду по своим владениям, создав множество достойных произведений. Эти благочестивые паломничества составляют главную тему хроник его правления. Сообщается, что он доплыл на юг до Малайи и Бенгалии на западе. Как и его прадед Анаврахта, он также путешествовал по королевству Наньчжао . [ 12 ] Во время его длительного отсутствия в столице, очевидно, царил большой беспорядок. [ 10 ]
Постановления, вынесенные в его суде, некоторые из которых были написаны им самим, когда-то существовали в сборнике « Алаунгситу Хпяттон» . [ 12 ]
Экономика
[ редактировать ]Правление Ситу было процветающим, в котором Пэган был неотъемлемой частью внутренних и морских торговых сетей. Ситху участвовал в масштабной строительной кампании по всему королевству, которая включала колонии, форты и аванпосты в стратегических местах для укрепления границ, залы посвящения и пагоды для поддержки религии, а также водохранилища, плотины и другие улучшения земель для помощи фермерам. . Он также ввел стандартизированные меры и веса по всей стране, чтобы помочь управлению и торговле. Стандартизация дала толчок к монетизации экономики Пэгана, полный эффект которой, однако, можно было ощутить лишь в конце XII века. [ 13 ]
В 1150-х годах Ситу посетил двор Паракрамабаху I в Шри-Ланке, назначив посла. В бирманских хрониках говорится, что Ситу женился на дочери Паракрамабаху. Однако в шриланкийских хрониках Кудавамса записано, что Ситху увидел письмо, адресованное королю Камбоджи , и попытался остановить торговлю слонами Шри-Ланки с Камбоджей. В хронике говорится, что вместо дипломатического брака Баган захватил меньшую сингальскую принцессу, посланную Паракрамабаху, по пути в Камбоджу, что спровоцировало короткую военно-морскую войну. [ 14 ]
Культура
[ редактировать ]Богатство финансировало бум храмового строительства, который начался во времена правления его деда. Однако начался заметный переход от архитектуры Мона к архитектуре бирманского стиля. Храмы, построенные во время его правления, включают последние образцы архитектуры Мон в Пагане, а также самые ранние попытки построить храмы в бирманском стиле, самым известным примером которых является Татбиинню . [ 15 ] Освященный в 1144 году, храм стоит примерно в 500 ярдах от храма Ананды , а его шпиль поднимается на высоту более 200 футов (61 м) и является самым высоким из всех языческих памятников. [ 10 ] Он также построил храм Швегуги рядом с дворцом.
поссориться с Мин Шин Со
[ редактировать ]Его старший сын Мин Шин Со был наследником на протяжении большей части правления Ситу. В 1160-х годах король изгнал Мин Шин Со за жестокое обращение последнего с людьми. Отправив Мин Шин Со в небольшой городок примерно в 90 милях к северу от Пэгана, Ситу затем назначил второго сына Нарату . наследником [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1167 году Ситу заболел. Нарату, которому не терпелось стать королем, перенес короля из дворца в близлежащий храм Швегуги. Когда он пришел в себя, Ситу был в ярости из-за того, что его отстранили. Нарату вошел и задушил короля постельным бельем. [ 10 ] [ 17 ]
Ситху посмертно запомнился в бирманской истории как Алаунгситу (букв. Ситу, Будда Майтрейя ) за его многочисленные благочестивые дела. Набожный буддийский король был также введен в пантеон бирманских натов-анимистов как Мин Ситху . (Все нат духи пантеона, кроме одного, были убиты.)
Мин Ситу
[ редактировать ]Мин Ситху ( бирманский : Мин Сату , произносится [mɪ́ɰ̃ sìθù] ) — один из 37 натов в бирманском пантеоне натов . Он является национальным представителем короля Алаунгситу. Его изображают сидящим на троне с поднятым коленом и ногой на сиденье, в царских одеждах. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Тан Тун 1964: 124): Согласно хроникам, Ситу I родился через два года после воцарения Кьянситты, но современная надпись (написанная в 1115 году н.э.) говорит, что король родился в 451 году нашей эры (1089/1090 н.э.). Затадавбон Язавин (Зата 1960: 65) говорит, что он родился в 8-й день 10-го месяца 455 года ME. Но 455 ME — это опечатка, поскольку цифры 1 ( ၁ ) и 5 ( ၅ ) на бирманском языке похожи. Это должен быть 451 год, что подтверждается надписью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зата 1960: 40.
- ^ Кодес 1966: 114.
- ^ (Язавин Тит Том 1 2012: 116, сноска № 6): Четверг, полнолуние Табодве 451 ME = 17 января 1190 г.
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 348
- ^ Харви 1925: 39
- ^ Коэдес 1968: 166
- ^ Харви 1925: 44.
- ^ Тау, Благден 1911: 216.
- ^ Чжо Тет 1962: 67
- ^ Jump up to: а б с д Зал 1960: 21–22.
- ^ Харви 1925: 46.
- ^ Jump up to: а б Харви, стр. 48–49.
- ^ Уикс 1992: 130–131.
- ^ Гунатилаке, Хема (2009). «Исторические отношения Шри-Ланки и Мьянмы в религии, культуре и политике» . Журнал Королевского азиатского общества Шри-Ланки . 55 : 77–114. JSTOR 23731097 .
- ^ Тарлинг 1999: 166.
- ^ О Маунг Тине, Люсе 1960: 126–127.
- ^ Харви 1925: 50
- ^ Хла Тамейн. «Тридцать семь нац» . Янгонов. Архивировано из оригинала 24 июня 2006 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кодес, Джордж (1966). Становление Юго-Восточной Азии . Издательство Калифорнийского университета.
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Чжо Тет (1962). История Бирмы (на бирманском языке). Янгон: Издательство Янгонского университета.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Маха Ситу (1798 г.). Мьинт Све; Чжо Вин; Тейн Хлаинг (ред.). Язавин Тит (на бирманском языке). Том. 1–3 (2012, 2-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Пе, Маунг Тин ; Люс, Г.Х. Хроники стеклянного дворца королей Бирмы (изд. 1960 г.). Издательство Рангунского университета.
- Королевские историки Бирмы (ок. 1680 г.). У Хла Тин (ред.). Затадавбон Язавин (изд. 1960 г.). Управление исторических исследований Бирманского Союза.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тарлинг, Николас (1999). Кембриджская история Юго-Восточной Азии: от ранних времен до ок. 1500 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66369-4 .
- Тау, Сейн Ко ; Благден, Колорадо (1911). «Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии: 209–216. JSTOR 25189843 .
- Уикс, Роберт С. (1992). Деньги, рынки и торговля в ранней Юго-Восточной Азии: развитие местных денежных систем до 1400 года нашей эры . Публикации ПДУЭР. ISBN 978-0-87727-710-1 .
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.