Три
Три Тиха | |
---|---|
Король Мьинсайн – Ананас | |
Царствование | 7 февраля 1313 г. - февраль 1325 г. |
Коронация | 7 февраля 1313 г. |
Предшественник | новый офис |
Преемник | Узана I (как король ананасов) Со Юн (как король Сагаинга) |
Соправитель Мьинсаинга | |
Царствование | 17 декабря 1297 г. - 7 февраля 1313 г. |
Коронация | 20 октября 1309 г. |
Предшественник | новый офис |
Преемник | сам (как король Мьинсайн-Пинья) |
Вице-король Пинле | |
Царствование | 19 февраля 1293 г. - 17 декабря 1297 г. |
Предшественник | новый офис |
Преемник | Кьяусва I (как губернатор) |
Рожденный | 1265 Понедельник, 627 ME Мьинсайн |
Умер | в. февраль 1325 г. (59 лет) 686 МЕ Пиня |
Супруга | Ми видел тебя Яданабон |
Проблема | Узана I (пасынок; усыновленный) Tarabya I (stepson) Пила Юн Кьяусва I Наврата пила бледная |
Дом | Мьинсайн |
Отец | Тейнкха Бо |
Мать | Леди Мьинсайн |
Религия | Тхеравада Буддизм |
Тихатху ( бирманский သီဟသူ: произносится [θìha̰ðù] ; 1265–1325) был соучредителем королевства Мьинсайн и основателем королевства Пинья в сегодняшней центральной Бирме (Мьянма). [ 1 ] Тихатху был самым младшим и самым амбициозным из трех братьев, которые успешно защищали центральную Бирму от монгольских вторжений в 1287 и 1300–1301 годах . Он и его братья свергли режим Пагана в 1297 году и стали совместно управлять центральной Бирмой. После смерти своего старшего брата Атинхайи в 1310 году Тихатху отстранил среднего брата Язатингяна и стал единоличным правителем центральной Бирмы. Его решение назначить своего приемного сына Узану I наследником побудило его старшего биологического сына Со Юна создать в 1315 году конкурирующий центр власти в Сагаинге . Хотя Со Юн номинально оставался верным своему отцу, после смерти Тихатху в 1325 году эти двое дома Мьинсайн официально стали конкурирующими королевствами в центральной Бирме.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тихатху родился в 1265 году в известной семье в Мьинсаинге в Центральной Бирме. Его отец Тейнкха Бо был младшим братом саубвы ( вождя) Биннаки и бежал в Мьинсаинг после спора со своим братом в 1260 году. Традиционные ( британские колониальные эпохи ) исследования идентифицируют его отца как этнического шана . [ 2 ] [ 3 ] Но историк Майкл Аунг-Твин отверг это утверждение, учитывая, что не существует никаких исторических свидетельств, подтверждающих это утверждение. [ примечание 1 ] В любом случае Тейнкха Бо женился на дочери богатого банкира из Мьинсаинга. [ примечание 2 ] Тихату был третьим ребенком из четырех детей пары. У него было два старших брата ( Атинхайя и Язатингян ) и младшая сестра Хла Мьят . [ примечание 3 ]
Королевская служба
[ редактировать ]Тихатху поступил на королевскую службу к королю Наратихапате , следуя по стопам своих старших братьев Атинхайи и Язатингяна. Его старший брат, Атинкхая, уже отличился и женился на принцессе Со У, племяннице короля и внучке короля Узаны и королевы Тонлулы . [ 4 ] Его сестра Хла Мьят была замужем за принцем Тихатху , вице-королем Прома . [ 5 ]
Трое братьев отличились в первой войне с монголами . В 1285 году три брата, которым было еще по двадцать, пришли возглавить защиту Центральной Бирмы. Армия потерпела поражение от монголов на севере Бирмы в предыдущие засушливые сезоны (1283–1285 гг.). В течение следующих двух лет они укомплектовали фронт (к северу от современного Мандалая ), в то время как король и его двор переехали в Нижнюю Бирму. Вероятно, именно в этот период братьям были присвоены официальные титулы Атинкхая, Язатингьян и Тихатху, под которыми они и вошли в историю. [ примечание 4 ] Они сделали себе имя в 1287 году, когда монголы снова вторглись в Центральную Бирму. Вторжение было ответом на убийство Наратихапате в июле 1287 года, который стал вассалом монголов шестью месяцами ранее. Бирманская армия под предводительством братьев успешно остановила монголов, которые после тяжелых потерь отступили на свою базу в Тагаунге . [ 6 ]
Приход к власти в Центральной Бирме
[ редактировать ]Вице-король Пинле
[ редактировать ]Страна впала в анархию. Монголы в Тагаунге решили не вмешиваться, оставив вакуум власти незаполненным. В Центральной Бирме братья официально взяли на себя руководство армией и укрепили свою власть в регионе Кьяукесе , главной житнице Языческого королевства. [ 7 ] Один из сыновей Наратихапата, Кьяусва, в конце концов стал королем Пагана 30 мая 1289 года, но Кьяусва не контролировал многое за пределами столицы. Реальная власть в Центральной Бирме теперь принадлежала братьям. 19 февраля 1293 года Кьяусва попытался купить их лояльность, назначив их наместниками Кюаксе: Атинхайю наместником Мьинсаинга , Язатингяна наместником Мекхайи и Тихатху наместником Пинле . [ 7 ] [ 8 ] Территории, которые им были переданы под управление, были небольшими, но сам король управлял небольшим регионом вокруг столицы. [ 9 ] Братья приняли титул наместника, но не очень высокого мнения о «короле». Их памятная надпись об их назначении наместником фактически утверждает, что они были равны царю, и напоминает, что именно они разгромили монголов в 1287 году. [ 7 ] Когда Мартабан (Моттама) в Нижней Бирме, который официально провозгласил независимость от Пагана с 1287 года, стал вассалом Сукхотаи в 1293 году, именно братья выступили маршем, чтобы вернуть себе бывшую языческую территорию в 1295–1296 годах (также сообщается как 1293–1294 годы). ). [ примечание 5 ] Хотя они были отброшены, это не оставляло сомнений в том, кому принадлежит реальная власть в Центральной Бирме. [ 10 ]
Свержение Кьясвы
[ редактировать ]В последующие годы братья продолжали консолидировать власть в Центральной Бирме. Тихатху был самым амбициозным и наименее дипломатичным, провозгласив себя синбюсином (ဆင်ဖြူရှင်, «Повелителем белого слона») в 1295 году и минги (မင်းကြီး, «Великим господином») в 1296 году. [ 11 ] [ примечание 6 ] Хотя Атинкхая и Язатингьян, возможно, терпели заявления Тихатху, Кьяусва чувствовал с их стороны угрозу. В январе 1297 года Кьясва попросил защиты у монголов и 20 марта 1297 года был признан монгольским императором Темур-ханом королем Язычества. Император также дал братьям китайские титулы как подчиненным Кьясвы. [ 12 ] В конце концов братья решили свергнуть Кьяусву и встретиться с монголами. 17 декабря 1297 года с помощью вдовствующей королевы Пва Со они свергли Кьясву и назначили одного из сыновей Кьясвы, Со Хнита, своим марионеточным королем. Братья теперь управляли Центральной Бирмой как соправители из своих столиц Мьинсайна, Мекхайи и Пинле. [ 12 ] [ 13 ]
Сорегентство
[ редактировать ]Второе монгольское нашествие
[ редактировать ]После свержения братья приготовились к расправе со стороны монголов. Но ожидаемой расправы так и не последовало. Они стали смелее и позволили Со Хниту дать свою первую аудиенцию 8 мая 1299 года. Два дня спустя они казнили Кьяусву и его старшего сына Тейнгапати . Другой сын Кьяусвы, Кумара Кассапа , бежал в Юньнань в сентябре 1299 года, чтобы обратиться за помощью к монголам. В январе 1300 года братья усугубили ситуацию, напав и заняв самые южные монгольские гарнизоны в Сингу и Мале . [ 11 ] Монгольское правительство в Юньнани смогло ответить лишь год спустя, отправив 12-тысячную армию. Братья решили встретиться с монголами в Центральной Бирме в их хорошо укреплённом городе Мьинсайн. Монгольская армия начала осаду Мьинсаинга 25 января 1301 года и начала крупную атаку на форт 28 февраля 1301 года. Атака провалилась. 12 марта 1301 года Атинхайя при поддержке Язатингяна и Тихатху сделал предложение монгольскому командованию дать им взятку в обмен на их уход. [ 14 ] Монгольское командование согласилось. 6 апреля 1301 г., получив взятку в размере 800 таэлей (30 кг) золота и 2200 таэлей (83 кг) серебра, монгольская армия начала отход. [ 14 ] [ 15 ] Правительство Юньнани не согласилось с выводом войск; два старших монгольских командира были казнены за отказ от первоначальной миссии. Тем не менее, монголы не отправили еще одну экспедицию и два года спустя полностью покинули северную Бирму. [ 14 ] [ 16 ]
Пост-вторжение
[ редактировать ]Монголы оставили северную Бирму своим номинальным вассалам, утверждают шанцы . [ 17 ] Братья смогли распространить свое влияние на север до Тагаунга, но не дальше. Совместное правление братьев выжило, несмотря на амбиции Тихатху. Тихатху, младший брат, принял королевский титул Ананда Тиха Тура Зея Дева в 1306 году и провозгласил себя королем 20 октября 1309 года. [ 11 ] Неизвестно, как отнеслись к этим заявлениям Атинхайя и Язатингян. Во всяком случае, Атинхайя умер 13 апреля 1310 года, оставив двух младших братьев Язатингяна и Тихатху. [ 18 ] Язатингян отошел на второй план и умер в 1312 или 1313 году. [ примечание 7 ] Тихатху провозгласил себя преемником языческой династии, основав королевство Пинья 7 февраля 1313 года. [ 19 ]
Пиня
[ редактировать ]Фонд Ананаса
[ редактировать ]В 1313 году Тихатху перенес свою столицу из Пинле в Пинья. Он начал поиски нового места с тех пор, как провозгласил себя королем в октябре 1309 года. После смерти Атинхайи он определил местонахождение того, что позже станет Авой (Инвой), стратегически расположенным в устье рек Иравади и Мьитнге. Но позже он отказался от этого места, поскольку считал это место плохим предзнаменованием. Он согласился на место внутри страны, в нескольких милях к востоку от Авы. [ 20 ] (Вероятно, он решил не возвращаться в Пэган, потому что хотел быть ближе к региону Кьяуксе, основной рисовой корзине провинции. Более того, регион Минбу, один из трех основных сельскохозяйственных регионов, становился бесплодным из-за погодных изменений. [ 16 ] ) Тихатху официально открыл город, получивший официальное название Визаяпура ( Виджаяпура , Пали : Виджаяпура ), 7 февраля 1313 года. [ примечание 8 ]
В тот же день Тихатху провел церемонию коронации, провозгласив себя законным преемником языческих царей. Его правящее имя было Тири Три Бавана Дитая Павара Тиха Тура Дхамма Яза . Он настолько стремился подтвердить свою языческую репутацию, что дважды, что было для него необычно, умолял вдовствующую королеву Пва Со присутствовать на церемонии его коронации. На церемонии коронации королева Пва Со преподнесла Тихатху золотой пояс и золотой поднос, которые передавались в королевской семье со времен короля Анаврахты (годы правления 1044–1077). Тихатху теперь официально считал себя наследником языческих королей. Его главной царицей была Ми Сау У , дочь Наратихапате. Что еще более важно, он назначил своего приемного сына Узану наследником , биологического сына павшего короля Кьявсвы и Ми Со У. Он также назначил Кьяусву , своего первого сына от Ми Со У, губернатором Пинле. [ 21 ]
Отделение Сагаинга
[ редактировать ]Назначения не понравились Со Юну , его старшему биологическому сыну от королевы-простолюдины ( Яданабон ). Видел, что Юн чувствовал, что трон принадлежит ему. Он агитировал своего отца за пост наместника на севере. [ 22 ] Пока Тихату колебался, 16 мая 1315 года Со Юн взял дело в свои руки и отправился в Сагаинг , в нескольких милях к западу от Пиньи, через Иравади. с группой последователей [ 23 ] Со Юн нашел поддержку в секте лесных монахов и их последователей. [ 24 ]
Поначалу Тихату отверг тонко завуалированное восстание 16-летнего подростка и не предпринял никаких действий. Но Со Юн продолжал укреплять свою поддержку на севере и укрепил Сагаинг кирпичной стеной, строительство которой было завершено 26 марта 1316 года. [ 25 ] Даже тогда ответ Тихату был вялым. Он послал две небольшие экспедиции, каждую под руководством Узаны и Кьясвы соответственно, чтобы вернуть город. Обе попытки провалились. Тихатху, который никогда не любил соперничества даже среди своих братьев, теперь решил оставить своего старшего биологического сына в покое. [ 26 ] Положению Со Юна, возможно, также помогло открытое восстание в Таунгу (Таунгу) в 1317–1318 годах и последующая нестабильность в Таунгдуине . [ 27 ] [ 28 ] Тихатху взял под контроль Таунгу и Таунгдвин, но по сути уступил контроль над северной Верхней Бирмой Со Юну. Со своей стороны, Со Юн никогда официально не отказывался от верности отцу. Тихату пришлось удовлетвориться такой договоренностью, хотя он, должно быть, знал, что после его смерти Пинья и Сагаинг станут непримиримыми соперниками. [ 24 ]
Последние годы
[ редактировать ]Согласно хроникам, последние годы жизни Тихатху посвятил религии. Его предстоятелем был Шин Деибба Секху. Он пожертвовал семейные реликвии Анаврахты в палату реликвий пагоды Швезигон . [ 26 ] Король умер ок. февраль 1325 г.; ему было 59. [ 29 ] Его сменил Узана. После его смерти два дома Мьинсайн официально стали отдельными королевствами, соперничающими за господство в центральной Бирме в течение следующих четырех десятилетий. [ 30 ]
Король запомнился в бирманской истории как Тазишин ( ( Повелитель одного белого слона). [ 18 ]
Хроника различий в отчетности
[ редактировать ]Обратите внимание, что в летописях нет единого мнения о датах его рождения и смерти, а также о датах правления.
Источник | Рождение–Смерть | Возраст | Соправитель | Король | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
Затадавбон Язавин | в. 1254 – начало 1323 г. | 68 (69-й год) |
1300–1309 | 1309–1323 | [ примечание 9 ] |
Маха Язавин | в. 1268 – начало 1323 г. | 54 (55-й год) |
1300–1313 | 1313–1323 | [ 31 ] |
Язавин Тит | в. 1260 – начало 1320 г. | 59 (60-й год) |
1297–1313 | 1313–1320 | [ 32 ] |
Хманнан Язавин | в. 1263 – начало 1323 г. | 1298–1313 | 1313–1323 | [ 33 ] | |
Стипендия | в. 1265 – ок. февраль 1325 г. | 17 декабря 1297 г. - 7 февраля 1313 г. | 7 февраля 1313 г. – ок. февраль 1325 г. | [ примечание 10 ] |
Семья
[ редактировать ]У Тихатху было три сына и одна дочь, а также два пасынка от двух главных королев, Ми Сау У и Яданабон . [ 34 ]
Имя | Мать | Примечания |
---|---|---|
Лечь | Ми видел тебя | Король ананасов (годы правления 1325–1340) пасынок, но усыновлен как родной |
Красивый | Король ананасов (годы правления 1344–1350) | |
Наврата | Губернатор Канни (годы правления 1349–1364) Губернатор Пинле (годы правления 1344–1349) Губернатор Шиши (1313–1344 гг.) | |
Пила Юн | Яданабон | Король Сагаинга (годы правления 1315–1327 гг.) |
пила бледная | Герцогиня Таунгдвин | |
Тарабия | Король Сагаинга (годы правления 1327–1335 гг.) пасынок |
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Аунг-Твин 1996: 884–885): Артур Фейр был первым, кто сделал утверждение, основанное исключительно на использовании в хрониках слова «саубва» , приравнивая должность к этнической принадлежности. Дж. Э. Харви (Harvey 1925: 76) вставил слово «Шан» в то, что, как он утверждал, было прямой цитатой из Хманнана , в которой ничего подобного не говорится. В целом, не существует никаких исторических свидетельств (на бирманском, шанском или каком-либо другом языке), указывающих на этническую принадлежность их отца или трех братьев.
- ^ (Маха Язавин, том 1, 2006: 254): Его мать была из богатой, но простой семьи ати (အသည်). (Аунг-Твин 1996: 884): Ати представляли собой класс людей, не привязанных к короне или сангхе .
- ↑ Хроники Затадавбон Язавин (Зата 1960: 42) и Маха Язавин (Маха Язавин Том 1 2006: 258–259) говорят, что Язатингян был старшим, за ним следовали Атинхайя, Тихатху и их сестра. Но Язавин Тит (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 156–157) исправляет это на основе современной надписи. Последующие хроники ( Хманнан , Дутия Хманнан ) и ученые признают Атинкхая старшим.
- ^ (Than Tun 1959: 121): Три брата упоминаются в надписи от 13 февраля 1289 года как Атинкхая, Язатингян и Тихаттура. Поскольку Кьяусва не стал королем до 30 мая 1289 года, им, должно быть, был присвоен титул от Наратихапате.
- ^ Хроника Разадарит Айедавбон (Пан Хла 2005: 30–35) включает два, казалось бы, отдельных вторжения язычников - первое около 654 г. н.э. (1292/93 г.) или после него, а второе - в 655 г. н.э. (1293/94 г.). Но повествования разрознены и могут относиться к одному и тому же событию. В первом повествовании говорится, что c. Вторжение 1292/93 года произошло во время правления короля Наратихапате, что не может быть правдой, поскольку король был мертв с 1287 года. Во втором повествовании говорится, что король Нгавдо [идентифицирован как районы возле Пинле , феодального владения Тихатху (Harvey 1925: 111, сноска 2)] вторглись в 1293/94 г.
Более того, в стандартных хрониках не упоминаются какие-либо кампании на юг во время правления Кьясвы. Но в хронике Язавин Тит (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 150) упоминается один поход на Далу в 658 году ME (с 28 марта 1296 по 28 марта 1297 года). (SMK Vol. 3 1983: 196, строки 1, 18–19): Современная надпись, датированная 14-м воском Танту (Тхадингьют) 658 г. н. э. (12 сентября 1296 г.), гласит, что король Кьяусва наградил генерала Ананду Зея Пакьяна за захват Дала в 658 году ME (1296/97). Поскольку надпись была сделана 12 сентября 1296 года, во время сезона дождей, захват Далы, скорее всего, произошел ранее в 658 году ME (с 28 марта 1296 года по май 1296 года) до начала сезона дождей.
Исследователи колониального периода (Harvey 1925: 111) и (Htin Aung 1967: 79) говорят, что Пэган был отброшен в 1293–1294 годах. Но (Аунг-Твин 2017: 25) принимает дату надписи 1296 год. - ^ (SMK Vol. 3 1983: 176–177): Надпись, датированная 657 годом ME (1295/96; точная дата больше не видна) в монастыре Ма-ман в деревне Мон-Паунг в Кьяуксе, называет его Синбюшин.
(SMK Vol. 3 1983: 179): Надпись, датированная 7-м убыванием Надав 658 г. н. э. (18 ноября 1296 г.) в монастыре в Мьинсаинге, называет Тихатху королем (Минги). - ^ Во всех основных хрониках до Хманнана говорится, что Язатингян умер в 674 году ME (1312/13): см. (Зата 1960: 43), (Маха Язавин, том 1, 2006: 259) и (Язавин Тит, том 1, 2012: 156–157). . Хманнан (Hmannan Vol. 1 2003: 369), вопреки предыдущим хроникам, утверждает, что Язатингян умер в 665 году ME (1303/04), но письменные свидетельства показывают, что это неверно.
- ^ (Hmannan Vol. 1 2003: 370) дает среду, 15-е прибытие Табаунга 674 ME, что переводится как 10 февраля 1313 года. Но 15-е приращение, скорее всего, является ошибкой копирования, поскольку крайне редко можно сказать 15-е приращение вместо полнолуния. Вероятно, это было 12-е число Табаунга, что правильно переводится как среда, 7 февраля 1313 года. Бирманские цифры ၂ (2) и ၅ (5) похожи и могут быть легко скопированы.
- ^ (Зата 1960: 42–43) отсчитывает начало правления с даты его провозглашения королем в 1309 году.
- ^ См. список правителей, составленный редакторами (Маха Язавин, том 1, 2006: 350).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэдес 1968: 209.
- ^ Фэйр 1967: 57
- ^ Харви 1925: 76.
- ^ Тан Тун 1964:
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 402–403
- ^ Аунг-Твин и Холл 2011: 34–35.
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1959:
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 361–362.
- ^ Хтин Аунг 1967: 73
- ^ Уайт 1967: 79
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1959:
- ^ Jump up to: а б Хтин Аунг 1967: 74
- ^ Чем сейчас 1959: 119, 121–122.
- ^ Jump up to: а б с Тан Тун 1964:
- ^ Харви 1925: 77.
- ^ Jump up to: а б Харви 1925: 78
- ^ Харви 1925: 73.
- ^ Jump up to: а б Тан Тун 1959:
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 370
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 369–370
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 371
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 374
- ^ (Ссылки, том 1, 2003: 375): 12-я восковая эпиляция Дополнительных 677 ME.
- ^ Jump up to: а б Хтин Аунг 1967: 77
- ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 161, фн-3
- ^ Jump up to: а б Используется в Vol. 1 2003: 375–376
- ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 160, фн#1
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 372
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 350, царственный список редакции
- ^ Хтин Аунг 1967: 77–78
- ^ Маха Язавин Том. 1 2006: 264
- ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 162
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 377
- ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 162–163
Библиография
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл А. (ноябрь 1996 г.). «Миф о «трех братьях Шан» и периоде Ава в истории Бирмы» . Журнал азиатских исследований . 55 (4). Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 881–901. дои : 10.2307/2646527 . JSTOR 2646527 .
- Аунг-Твин, Майкл Артур ; Холл, Кеннет Р. (2011). Новые взгляды на историю и историографию Юго-Восточной Азии . Рутледж. ISBN 9781136819643 .
- Аунг-Твин, Майкл А. (2017). Мьянма в пятнадцатом веке . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-6783-6 .
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Кала, У (2006) [1724]. Маха Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (4-е печатное изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Маха Ситху (2012) [1798]. Чжо Вин; Тейн Хлаинг (ред.). Язавин Тит (на бирманском языке). Том. 1–3 (2-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Найин Маунг, изд. (1972–1998). Шай-хаунг Мьянма Кьяукса-мья [Древние бирманские каменные надписи] (на бирманском языке). Том. 1–5. Янгон: Археологический отдел.
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Королевские историки Бирмы (1960) [ок. 1680]. У Хла Тин (Хла Тхамейн) (ред.). Затадавбон Язавин . Управление исторических исследований Бирманского Союза.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (2003) [1832]. Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3. Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (декабрь 1959 г.). «История Бирмы: 1300–1400 гг. н.э.». Журнал Бирманского исследовательского общества . XLII (II).
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.