Jump to content

Вареру

Король Вареру
Король Вареру

  • Вареру
  • Ух ты
  • Волноваться
Король Мартабана
Царствование 30 января 1287 г. - ок. 14 января 1307 г.
Коронация 5 апреля 1287 г.
Предшественник Новый офис
Преемник Хкун Лоу
Главный министр Лайк-Ги (1287– ок. 1296 )
Правитель Мартабана
Царствование в. 11 января 1285 г. - 30 января 1287 г.
Предшественник Алеймма (как губернатор)
Преемник Упразднен
Рожденный 20 марта 1253 г.
Четверг, 4-е убывающее число Позднего Тагу 614 ME.
Тагав Вун , Языческая империя
Умер в. 14 января 1307 г. (53 года)
в. Суббота, 11-е число Табодве 668 ME.
Мартабан (Моттама), Королевство Мартабан
Супруга
Проблема Мэй Хнин Тейндия
Дом Вареру
Религия Тхеравада Буддизм

Вареру ( пн .: Вареру , бирманский : Вареру , Бирманское произношение: [wàɹíjú] ; также известный как Вагару ; 20 марта 1253 г. – ок. 14 января 1307 ) — основатель Мартабанского королевства , расположенного на территории современной Мьянмы (Бирма). Используя как дипломатические, так и военные навыки, он успешно создал мон -язычное государство в Нижней Бирме во время распада Языческой империи (Империи Багана) в 1280-х годах. Вареру был убит в 1307 году, но его линия правила королевством до его падения в середине 16 века.

Вареру, простолюдин, захватил пост губернатора Мартабана (Моттама) в 1285 году и, получив поддержку Королевства Сукхотай , в 1287 году провозгласил независимость от Пагана. В 1295–1296 годах он и его союзник Тарабья , самостоятельный -провозгласил королем Пегу (Баго) , решительно разгромив крупное вторжение Пэгана. Вскоре после этого Вареру устранил Тарабью и стал единоличным правителем трех мон-говорящих провинций: Бассейн, Пегу и Мартабан ок. 1296. Теперь, когда его владения значительно расширились, Варэру искал и получил признание со стороны Юаньского Китая в 1298 году.

Хотя он, возможно, принадлежал к этническому происхождению мон или шань , величайшим наследием Вареру было создание единственного мон-говорящего государства, сохранившегося после 1290-х годов. Успех королевства способствовал появлению народа Мон как целостной этнической группы в 14 и 15 веках. Более того, созданный им юридический кодекс — Вареру Дхамматат — является одним из старейших сохранившихся дхаммататов ( юридических трактатов ) Мьянмы и оказал большое влияние на правовые кодексы Бирмы и Сиама вплоть до 19 века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Будущий король родился Ма Гаду ( пон : Magadu ; бирманский : Magadu , Бирманское произношение: [mə gədú] ) [ примечание 1 ] 20 марта 1253 года в деревне Тагав Вун (недалеко от современного Татона в штате Мон ) бедным крестьянам. [ 1 ] Его этническое происхождение было Мон , Шан или смешанное Мон и Шан. [ примечание 2 ] У него были младший брат Ма Гада и младшая сестра Хнин У Яинг . Они выросли в родной деревне, расположенной примерно в 100 км к северу от столицы провинции Мартабана (современная Моттама в штате Мон ), входившего тогда в Языческую империю . [ 2 ]

Сукотаи годы

[ редактировать ]

Когда ему было около 19, [ примечание 3 ] в. В 1272 году Гаду взял на себя бизнес своего отца по торговле товарами с сиамским королевством Сукхотай на востоке. Он присоединился к конвою из примерно 30 торговцев и отправился в королевский город Сукхотай . После непродолжительного пребывания он устроился на работу в королевские слоновьи конюшни в Сукхотае и поднялся по служебной лестнице, став капитаном конюшен к началу короля Рам Кхамхенга правления , ок. 1279. Впечатленный простолюдином, новый король присвоил Гаду титул Со Ди-Дан-Ри (စောဋိဋံရည်), или Сау Ли-Лат-Ше (စောလီလပ်ရှဲ). [ примечание 4 ] подобающий офицеру его домашнего корпуса . [ 3 ]

Согласно монским и тайским хроникам, Гаду отплатил тем, что сбежал с дочерью короля. К 1281/82 году у него возникли романтические отношения с принцессой Мэй Хнин Тве-Да (Ме Нанг Сой-Дао; тайский : แม่นางสร้อยดาว , RTGS : Мэнанг Сойдао ; «Леди Сойдао»). [ 4 ] Поэтому, когда король находился далеко в военной экспедиции на юге, супруги с грузом золота и серебра, а также около 270 их вассалов и войск бежали в Тагав Вун. [ 3 ] [ 5 ] (По словам Джорджа Кодеса , это была легенда. [ 6 ] Майкл Аунг-Твин утверждает, что история побега, вероятно, является «тропой», связывающей первых королей Мартабана и Сиама, и может не быть исторической. [ 7 ] )

Прийти к власти

[ редактировать ]
Монгольские вторжения в Северную Бирму (1277–1287 гг.)

Вождь Донвуна (1281–1285)

[ редактировать ]

Вернувшись в Тагав Вун, Гаду со своими войсками стал главой деревни. В течение следующих нескольких лет он расширил деревню до небольшого городка Донвун и построил вокруг него оборону. [ 8 ] (Его личный состав, возможно, был пополнен говорящими на монском языке беженцами из Харибхунджая , изгнанными тайским королем Манграем . [ 5 ] ) К 1284/85 г. [ примечание 5 ] простолюдин нацелился на пост губернатора в самом Мартабане. [ 8 ] То, что такой мелкий руководитель, как он, задумался о таком шаге, является свидетельством быстро тающего авторитета Пэгана. В то время силы Пэгана плохо себя чувствовали в борьбе с монгольскими захватчиками , а вассальные правители по всей стране становились все более беспокойными. В Мартабане губернатор Алеймма сам начал планировать восстание. [ 9 ]

Восстание Алейммы оказалось открытием Гаду. Когда губернатор попросил своих вассалов о поддержке, Гаду с готовностью согласился, предложив губернатору свои услуги и своих людей, а также брачный союз между губернатором и его младшей сестрой со свадьбой, которая должна была состояться в Донвуне. [ 9 ] Это была всего лишь уловка с целью вытащить губернатора из Мартабана. Удивительно, но Алеймма клюнула на наживку и совершила судьбоносное путешествие в Донвун с отрядом войск. В ночь свадьбы, когда охранники Алейммы были пьяны, люди Гаду убили их и убили губернатора. [ 3 ] [ 10 ] Это было ок. 11 января 1285 г. [ примечание 6 ]

Мятежный правитель Мартабана (1285–1287)

[ редактировать ]

Гаду продолжил захват Мартабана. Его восстание было одним из нескольких восстаний по всей стране против короля Наратихапата Паганского. Король уже потерял поддержку своих ключевых вассалов, включая собственных сыновей, которые управляли ключевыми портами Нижней Бирмы (Пром, Дала и Бассейн). [ 11 ] Без полной поддержки своих сыновей у короля не было достаточно войск для повсеместного подавления восстаний. На юге королевская армия так и не прошла мимо Пегу (Баго), который возглавлял другой военачальник Акхамаман , и оба раза не сумела взять город в 1285–1286 годах. [ 12 ]

Тем временем Гаду укрепил свой контроль над провинцией Мартабан. Он первым восстановил укрепления Мартабана, [ 13 ] а затем завоевал Кампалани (считающийся небольшим государством Шан на территории современного штата Кайин), вождь которого отказался подчиниться. [ 14 ] После Кампалани подчинились и все остальные вожди. Гаду все еще беспокоился о Пэгане и искал поддержки у своего тестя. К 1287 году дипломатическая миссия во главе с его министром Лайк-Ги успешно заручилась поддержкой Рама Камхенга. [ 15 ] Король Сукхотая признал Гаду вассальным королем и присвоил королевский титул « Чао Фа Руа» ( тайский : Чао Фа Руа , «Лорд Фа Руа», [t͡ɕaːw˥˩ faː˥.ruːa˥˩] )) [ 16 ] сообщается на монском и как Waru Binnya ». также бирманском языках « [ 17 ] и Варов Смим . [ 18 ]

30 января 1287 г. [ примечание 7 ] Гаду объявил себя королем Мартабана. [ 17 ] [ примечание 8 ] Он провел церемонию коронации ок. 5 апреля 1287 г. [ 19 ] Его королевский стиль позже стал известен в Моне как Варэру. [ 20 ] Заявление не повлекло за собой никаких действий со стороны Pagan, которая находилась в агонии. Формально империя пала 1 июля 1287 года, когда король был убит одним из своих сыновей, принцем Тихату Промским . [ 21 ] Последовали два года междуцарствия. [ 22 ]

Король Мартабана

[ редактировать ]

Раннее правление (1287–1293)

[ редактировать ]

Вначале Вареру был всего лишь одним из нескольких мелких диктаторов, распространившихся по всей бывшей империи. Его царство охватывало примерно современный штат Мон и южный штат Кайин . К востоку от него находился его повелитель Сукхотай. К югу от него находилась языческая провинция Тавой (Давэй), которая тоже находилась в состоянии восстания. [ 23 ] К северу от него находились Пегу и Дала, которыми правили Акхамаман и принц Кьявсва соответственно. [ 12 ] [ 23 ]

Мартабан, расположенный на верхнем побережье Тенассерима, был островом стабильности во время междуцарствия. Многопартийная война между сыновьями павшего короля Нижней Бирмы так и не дошла до Мартабана. Ближе всего это произошло в 1287–1288 годах, когда отцеубийца принц Тихатху осадил Пегу. Даже когда 30 мая 1289 года принц Кьявсва в конце концов стал королем Пагана, [ 24 ] у нового короля не было настоящей армии, и он не представлял угрозы для Пегу или Мартабана. Действительно, непосредственной заботой Вареру была не Кьяусва, а Тарабия , которая получила контроль над Пегу и Далой и окружающими их районами. [ примечание 9 ]

Тем не менее, мир между двумя соседними диктаторами сохранился. Каждый был сосредоточен на консолидации своего региона. В Мартабане, гр. 1290/91, [ примечание 10 ] Вареру поручил дхамматат составить (книгу обычного права) на монском языке , основном языке его зарождающегося королевства. Он назначил королевскую комиссию, которая вернулась с юридическим трактатом, который стал известен как Вареру Дхамматат и Вагару Дхамматат («Кодекс Вареру/Вагару»). [ 25 ] (Компиляция была частью более широкой региональной модели, в которой бывшие земли империи, а также соседние с ней государства создавали юридические тексты по образцу Пэгана между 1275 и 1317 годами. [ примечание 11 ] )

Союз с Пегу и победа над Пэганом (1293–1296)

[ редактировать ]

Но Пэган еще не полностью исчезла из поля зрения. Он по-прежнему претендовал на свои бывшие земли. Своего рода перемирие между королем Кьясвой и тремя его генералами было достигнуто в феврале 1293 года. Примерно в то же время ок. 1293, [ примечание 12 ] Вареру и Тарабья заключили союз в качестве меры предосторожности против языческого вторжения. [ 26 ] В государственных браках Тарабья женился на дочери Вареру Мэй Хнин Тейндия, а Вареру женился на дочери Тарабии Шин Со Хла . [ 26 ] [ 27 ]

Еще в 1293 году Вареру получил от Сукхотаи заверения в его постоянной поддержке. Король Рам Кхамхенг даже послал своему зятю белого слона в знак королевского признания, хотя это открытое признание, возможно, заставило Пэгана действовать. [ 25 ] В засушливый сезон 1295–1296 гг. (также сообщается как 1293–1294 гг.) [ примечание 13 ] значительная языческая армия во главе с генералами Язатингяном из Мекхайи и Тихату из Пинле (а не принцем Тихату из Прома, отцеубийцей) вторглась, чтобы вернуть себе все южное побережье. Языческая армия захватила Далу и осадила Пегу. Город голодал, когда прибыли войска Вареру из Мартабана и прорвали осаду. Объединенные силы Мартабана и Пегу продолжили вытеснять языческую армию из Далы и изгнать захватчиков из дельты Иравади . [ 25 ] [ 28 ] [ 29 ]

Победа оказалась решающей. Разгромное поражение при Пэгане нарушило хрупкое перемирие между Кьясвой и тремя его братьями-наместниками-генералами. Кьяусва обратился за защитой к монголам в январе 1297 года, но в декабре следующего года был свергнут братьями. [ 22 ] [ 30 ] Братья были озабочены неизбежной расправой со стороны монголов до 1303 года. [ 31 ] [ 32 ] В целом, ни Язычество, ни его государства-преемники не предпринимали попыток крупномасштабного вторжения на юг до 1385 года. [ примечание 14 ]

Разрыв с Пегу (1296)

[ редактировать ]

После исчезновения Пэгана соперничество между Тарабией и Вареру снова вышло на первый план. Непосредственным предметом раздора стал контроль над недавно завоеванной дельтой Иравади. К концу 1296 г. [ примечание 15 ] отношения ухудшились до войны. Обе стороны встретились на границе, и два лорда согласились сразиться в единоборстве на своих боевых слонах. Вареру победил Тарабию в бою, но благодаря заступничеству монахов сохранил Тарабье жизнь. [ 29 ] Он привез Тарабью, Тейндью и двоих их маленьких детей в Мартабан. Но Тарабья был уличен в заговоре о покушении на Вареру и был казнен. [ 33 ] [ 34 ]

Объединение моноязычных регионов

[ редактировать ]
Королевство Мартабан после смерти Вареру

Вареру теперь был королем трех мон-говорящих регионов Нижней Бирмы. [ 33 ] [ 25 ] Он восстановил большую часть владений Пэгана в Нижней Бирме: от дельты Иравади (современный регион Иравади ) на западе до провинции Пегу ( регион Янгон и южный регион Баго в середине до провинции Мартабан ( штат Мон и южный штат Кайин). ) на верхнем побережье Тенассерима, но он не контролировал другие бывшие языческие территории дальше на юг, такие как Тавой (Давей), Мерги (Мьеик) и Тенассерим (Танинтайи). Если у него были планы на южные территории, он не действовал в соответствии с ними. В конце концов, у его повелителя Сукотаи были планы на побережье Тенассерима. [ 35 ] (Внучатые племянники Вареру Со О (годы правления 1311–1323) и Со Зейн (годы правления 1323–1330) позже ненадолго заняли нижнее побережье Тенассерима в 1320-х годах. [ 36 ] )

Непосредственными действиями Вареру было упрочение своего правления на недавно завоеванных территориях. Он назначил своего доверенного министра Лайк-Ги губернатором Пегу . [ 37 ] и его зять Мин Бала, губернатор Мьяунгмии в дельте Иравади. Поскольку у него не было наследника мужского пола, фактическим наследником стал его младший брат Гада. [ 38 ]

Признание Юаня Китая (1298 г.)

[ редактировать ]

К 1298 году Варэру почувствовал себя достаточно сильным и отправил дипломатическую миссию в Юаньский Китай, чтобы получить признание непосредственно от монгольского императора. [ 35 ] Это был смелый жест, поскольку его номинальный сюзерен Рам Камхенг сам был вассалом монголов. [ 16 ] Миссия Мартабана прошла через Пэган, где в марте-апреле они были ненадолго арестованы. [ 39 ] К тому времени король Пагана Кьяусва был свергнут тремя генералами из Мьинсаинга . В любом случае, миссия Мартабана в конце концов добралась до императорского двора и получила признание императора в июне/июле 1298 года. [ 39 ] Монголы знали, что Варэру был тогда вассалом Рама Камхенга, и все равно признали Варэру, потому что не хотели, чтобы в Юго-Восточной Азии возникло сильное государство, даже в Таисе. [ 40 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Получив признание монголов, Варэру правил еще 8 с половиной лет. Судя по недостаточному освещению хроник, годы, очевидно, прошли без происшествий. Затем, в январе 1307 года, король был убит двумя его внуками — двумя сыновьями Тарабии. Несмотря на то, что он их вырастил, мальчики затаили обиду на дедушку за смерть отца. В одну из суббот января 1307 года они неоднократно зарезали ничего не подозревающего дедушку. Мальчиков поймали и казнили. [ 41 ] [ 38 ] Королю было всего 53 года. [ 38 ] Поскольку он не оставил наследника мужского пола, его младший брат Гада унаследовал титул Хкун Ло. [ 38 ]

Наследие

[ редактировать ]

Величайшим наследием Варэру было создание королевства, говорящего на языке мон, что позволило сохранить и продолжить культуру мон. [ 42 ] Несмотря на свою хрупкость - после Вареру государство превратилось в рыхлую конфедерацию до 1380-х годов - Королевство Мартабан стало единственным оставшимся мон-говорящим государством, начиная с 1290-х годов. К концу 13 века более старые королевства мон Дваравати и Харипунджая (на территории современного Таиланда) были включены в состав тайских государств Сукхотай и Ланна. [ 43 ] Королевство Вареру не только выжило, но и процветало, став самым богатым государством из всех постязыческих королевств вплоть до 16 века. Успех и долголетие королевства способствовали появлению «монсов как целостной этнической группы» в 14 и 15 веках. [ 44 ]

Его вторым наследием стал юридический трактат Вареру Дхамматхат (также известный как Кодекс Вареру). Кодекс был основным законом Мон-говорящего королевства до середины 16 века, когда он был принят завоевавшей Первой Империей Таунгу . [ 45 ] Переведенный на бирманский, палийский и сиамский языки, он стал основным законом империи. [ 46 ] [ 47 ] Кодекс был адаптирован в более поздние дхамматы государств-преемников империи, включая Аюттхая Сиам. [ 48 ] и восстановленная Таунгу в Бирме. [ 46 ]

Историография

[ редактировать ]

Различные хроники сходятся в общих чертах жизни короля, но имеют тенденцию различаться в реальных датах.

Событие Разадарит Айедобон Пак Лат и/или без него Мон Язавин (Shwe Now) Маха Язавин и Хманнан Язавин Язавин Тит
Дата рождения 20 марта 1253 г. [ примечание 16 ] в. 1678 [так в оригинале] не упоминается
Захват губернаторства в Мартабане 1284/85 и 1286/87 [ примечание 17 ] 1281/82 [ примечание 18 ] до 6 января 1703 г. [так в оригинале] [ примечание 19 ] 1281/82 [ примечание 20 ] 1284/85 [ примечание 21 ]
Декларация независимости от Пэгана 19 января 1288 г. [так в оригинале]

30 января 1287 г. [исправлено] [ примечание 22 ]
5 апреля 1287 г. [ примечание 23 ] 6 января 1703 г. [так в оригинале] [ 49 ] 1284/85 [ примечание 24 ] 1286/87 [ примечание 25 ]
Вареру Дхамма, составленная 1286/87 [ 13 ] 1281/82 [ 13 ] 3 года после присоединения [ 49 ] не упоминается
Белый слон получен из Сукотаи 1293/94 [ примечание 26 ] Спустя 2 года после составления Дхамматата [ 49 ] не упоминается
Союз с Тарабией Пегу в 1292/93 году или после него [ примечание 27 ] Дата не указана, вскоре после его воцарения не упоминается
Языческое вторжение в Нижнюю Бирму в 1292/93 году или после него
и
1293/94 [ примечание 28 ]
неустановленная дата не упоминается 1296/97 [ примечание 29 ]
Дата смерти (7, 14, 21 или 28) января 1307 г. [ примечание 30 ] 1739/40 [так в оригинале] [ примечание 31 ] не упоминается

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (Пан Хла 2005: 6, сноска 1 и 8, сноска 1): «Ма» - это почетное обращение к мужчинам, которое означает «мужчина или родословная» и примерно эквивалентно бирманскому «Нга» или «Маунг». Гаду на пн означает длинная коническая шляпа (ခမောက်ရှည် на бирманском языке).
  2. В хрониках майора Мона не упоминается его этническая принадлежность, за исключением его этнического монского имени Ма Гаду, хотя в хронике XVI века Разадарит Айедобон (Пан Хла 2005: 16) он вскользь упоминается как этнический мон, когда он находился на службе у короля Рама Кхамхенга . s сервис. (Аунг-Твин 2017: 239): В тайских источниках «его этническое происхождение более неоднозначно: иногда он Шан, а иногда Мон».
    Однако ученые британского колониального периода — (Phayre 1967: 65) (Harvey 1925: 110) и (Hall 1960: 146) — утверждали, что Гаду был Шан. Хтин Аунг (Htin Aung 1967: 78), а также издание бирманской энциклопедии 1972 года (MSK Vol. 12 1972: 333) были двусмысленными, утверждая, что Гаду имел смешанное шанско-монское происхождение. Современные ученые (Майкл Аунг-Твин и Матрии Аунг-Твин 2012: 128) говорят, что он был либо монского, либо шанского происхождения. (Аунг-Твин 2017: 239): «Возможно, были веские политические причины для утверждения говорящими на тайском языке о том, что он был шаном , и столь же веские причины для того, чтобы язадарит айедопон сделал его моном».
  3. ^ (Shwe Naw 1922: 32) и (MSK Vol. 12 1972: 333): На 20-м году жизни = 19 лет.
  4. ^ (MSK Vol. 12 1972: 334): В хрониках на языке мон название указано как «Пила Ди-Дан-Ри», «Пила Ли-Лат-Ше».
  5. ^ В хрониках указывается дата убийства Алейммы либо 643 ME (1281/82), либо 646 ME (1284/85). Хроника XVI века Разадарит Айедобон предполагает, что Вареру пришел к власти в 646 году ME (1284/85), утверждая, что он умер в 668 году ME (1306/07), проведя 22 года правления. Маха Язавин (1724 г.) говорит, что он захватил Мартабан в 643 г. н.э. (1281/82 г.). В хронике Язавин Тит (1798 г.) указано 646 ME (1284/85). Но Хманнан Язавин (1832 г.) возвращается к 643 ME Маха Язавина (1281/82 г.). Однако Маха Язавин также утверждает, что король Наратихапате умер в 646 году ME (1284/85), примерно через три года после того, как Вареру захватил Мартабан. Поскольку король Наратихапате фактически умер в 649 году ME (1 июля 1287 года), даты Маха Язавина отклоняются примерно на 3 года, а сообщаемая дата захвата Вареру Мартабана должна быть сдвинута на три года до 646 ME (1284/85), поскольку хорошо. Большинство ученых (Phayre 1967) (Harvey 1925) (Hall 1960) (Htin Aung 1967) просто следуют дате Маха Язавина/Хманнана Язавина 643 ME (1281/82), сокращая дату как «1281». Но (Аунг-Твин 2017: 238) предпочитает Дата Язавина Тита — 646 г. н.э. (1284/85) — гораздо более вероятно, что Пэган был озабочен монгольскими вторжениями в 1284–1285 годах, поскольку первое монгольское вторжение в северную Бирму началось только в 1283 году.
  6. ^ Кроме того, в хронике Мон Язавин (Шве Нау 1922: 39) говорится, что бракосочетание состоялось в четверг, 6-го числа Табодве 1064 года ME (среда, 6 января 1703 года), что является опечаткой. Если бы год был 646 ME, то четверг, 6-е число Табодве 646 ME = 11 января 1285 года.
  7. Дата вступления в должность по стипендии (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 148, сноска 8): четверг, полнолуние Табодве 648 ME = 30 января 1287 г.
  8. Королевство, которое он основал, позже будет известно как Королевство Хантавади после того, как столица была перенесена в Хантавади Пегу в 1369/70 году. В 1287 году он еще не контролировал Пегу, и его царством формально было Королевство Мартабан.
  9. ^ Королевские хроники (Маха Язавин, том 1, 2006: 253) и (Хманнан, том 1, 2003: 359) говорят, что Тарабия отвечал за все 32 округа Пегу при воцарении Кьявсвы.
  10. В хронике Мон Язавин (Шве Нау 1922: 39) говорится, что книга законов была составлена ​​после того, как Вареру завершил три года правления и за два года до того, как он получил белого слона от короля Сукхотая; повествование указывает на конец 1290 или начало 1291 года. (Хаксли 1990: 45) датирует дхамматат ок . 1272 год, когда Хаксли говорит, что Вагару [Вареру] был королем. Дата Гексли, скорее всего, является опечаткой, поскольку все хроники и историки говорят, что Вареру стал правителем Мартабана только в 1280-х годах; Хаксли, возможно, имел в виду c. 1292.
  11. ^ (Хаксли 2005: 62): Между 1275 и 1317 годами существовало пять королевств Тай , три из которых были частью Языческой Империи; два других в современном Таиланде создавали или использовали юридические тексты, созданные по образцу текстов Пэгана.
  12. Разадарит Айедавбон (Пан Хла 2005: 28–30) говорит, что Тарабья пришел к власти через семь лет после 647 г. ME (1285/86) - это означает, что он пришел к власти ок. 654 ME (1292/93) — и приступили к заключению союза с Вареру, подарив друг другу своих дочерей. Однако (Harvey 1925: 110) говорится, что союз путем обмена дочерьми состоялся в 1287 году. Но дата Харви маловероятна, поскольку Вареру сбежал со своей будущей женой только ок. 1281 г., а это значит, что дочери было не более 6 лет, и, поскольку в летописях говорится, что вскоре после этого она родила ему двоих детей. (Хтин Аунг 1967: 79) говорит, что союз состоялся в 1287 году, но не упоминает об обмене дочерьми.
  13. ^ Разадарит (Пан Хла 2005: 30–35) включает в себя два , казалось бы, отдельных вторжения Пэгана - первое около 654 г. н.э. (1292/93) или после него, а второе - в 655 г. н.э. (1293/94). Но повествования разрознены и могут относиться к одному и тому же событию. В первом повествовании говорится, что c. Вторжение 1292/93 года произошло во время правления короля Наратихапате, что не может быть правдой, поскольку король был мертв с 1287 года . : 111, сноска 2)] вторглись в 1293/94 г.
    Более того, в стандартных хрониках не упоминаются какие-либо кампании на юг во время правления Кьясвы. Но в хронике Язавин Тит (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 150) упоминается один поход на Далу в 658 году ME (с 28 марта 1296 по 28 марта 1297 года), что подтверждается современной надписью (SMK Vol. 3 1983: 196). , строки 1, 18–19), датированные 14-м воском Танту (Тхадингьют) 658 г. н. э. (12 сентября 1296 г.). В надписи говорится, что король Кьяусва наградил генерала Ананду Зею Пакьяна за захват Далы в 658 году ME (1296/97). Поскольку надпись была сделана 12 сентября 1296 года, во время сезона дождей, захват Далы, скорее всего, произошел ранее в 658 году ME (с 28 марта 1296 года по май 1296 года) до начала сезона дождей.
    Исследователи колониального периода (Harvey 1925: 111) и (Htin Aung 1967: 79) говорят, что Пэган был отброшен в 1293–1294 годах. Но (Аунг-Твин 2017: 25) принимает дату надписи 1296 год.
  14. См. (Phayre 1967: 65–68) и (Harvey 1925: 111–113) краткое изложение истории Раманьи до 1385 года.
  15. И Слапат (Phayre 1873: 42–43), и Разадарит (Pan Hla 2005: 30–31, 35) говорят, что два правителя заключили союз, отдав друг другу свою дочь, сражались с языческим вторжением и правильно сражались друг с другом. после их победы над Пэганом. Но в самих хрониках говорится, что у Тарабии и Тейндии, дочери Вареру, было два сына, которые позже убили Вареру. Это означает: (1) союз и государственные браки имели место как минимум за два года до языческого вторжения, и союз распался сразу после вторжения; или (2) союз и государственные браки имели место непосредственно перед вторжением c. 1295/96 г., и союз распался через два года после вторжения (1297 г. или позже).
  16. ^ (Пан Хла 2005: 15): Четверг, 4-е убывающее число [Позднего] Тагу 614 = 20 марта.
  17. Версия Биння Дала хроники Разадарит Айедобон предоставляет две разные даты. В одном разделе (Пан Хла 2005: 35, сноска 2) говорится, что Вареру правил Мартабаном 22 года, подразумевая, что он пришел к власти в 1284/85 году. Но в другом разделе (Пан Хла 2005: 23, сноска 1) говорится, что он пришел к власти в 648 году ME (с 29 марта 1286 г. по 28 марта 1287 г.).
  18. ^ (Пан Хла 2005: 23): 643 ME = с 28 марта 1281 г. по 28 марта 1282 г.
  19. ^ (Shwe Naw 1922: 39): перед четвергом, 6-го числа Табодве 1064 года ME [так в оригинале] = среда, 6 января 1703 года [так в оригинале].
  20. ^ (Маха Язавин, том 1, 2006 г.: 246) и (Хманнан, том 1, 2003 г.: 351): 643 ME = 28 марта с 1281 по 28 марта.
  21. ^ (Язавин Тит, том 1, 2012: 148): 646 ME (с 28 марта 1284 г. по 28 марта 1285 г.). Более вероятно, в конце 646 г. н.э. (начало 1285 г.), поскольку Вареру провозгласил независимость после того, как монголы разгромили языческую армию на севере, что, согласно (Yazawin Thit Vol. 1 2012: 148), произошло в январе 1285 г.
  22. ^ (Пан Хла 2005: 25, сноска 1): Четверг, полнолуние Табодве 649 ME = понедельник , 19 января 1288 года [так в оригинале]. Стипендия (Язавин Тит, том 1, 2012: 148, сноска 8) исправляет это на четверг, полнолуние Табодве 648 года ME = четверг, 30 января 1287 года.
  23. ^ (Пан Хла 2005: 25) сообщает в четверг, 6-е убыль Тагу 648 ME [так в оригинале], что является опечаткой. В 648 году ME не было ни 6-го убывания Тагу, ни 6-го убывания Позднего Тагу. Этой датой могло быть 6-е убывающее Тагу 649 ME [не 648 ME] (суббота, 5 апреля 1287 г.) или 6-е прибывающее [не убывающее] позднего Тагу 648 ME (пятница, 21 марта 1287 г.).
  24. ^ (Маха Язавин, том 1, 2006 г.: 251) и (Хманнан, том 1, 2003 г.: 354, 358): 646 ME = 28 марта 1284 г. по 28 марта.
  25. ^ (Язавин Тит, Том 1, 2012: 150): 648 ME = с 29 марта 1286 г. по 28 марта 1287 г.
  26. ^ (Пан Хла 2005: 34): 655 ME = с 29 марта 1293 г. по 28 марта 1294 г.
  27. ^ (Пан Хла 2005: 29–30): 7 лет после 647 ME (1285/86)
  28. ^ (Пан Хла 2005: 35): 655 ME = с марта 1293 по 28 марта 1294 года.
  29. ^ (Язавин Тит, том 1, 2012: 150): 658 ME = с 28 марта 1296 г. по 28 марта 1297 г.
  30. ^ (Пан Хла 2005: 36): Король умер в субботу в Табодве 668 года ME (7, 14, 21 или 28 января 1307 года) на 54-м году жизни (в возрасте 53 лет).
  31. ^ (Shwe Naw 1922: 44): Король умер после 37 лет правления [sic] на 62-м году жизни (в возрасте 61 года).
  1. ^ Пан Хла 2005: 15.
  2. ^ Пан Хла 2005: 16.
  3. ^ Перейти обратно: а б с МСК Том. 12 1972: 334
  4. ^ Юг 2003: 69.
  5. ^ Перейти обратно: а б Аунг-Твин 2017: 238
  6. ^ Коедес 1968: 205.
  7. ^ Аунг-Твин 2017: 237–238.
  8. ^ Перейти обратно: а б Пан Хла 2005: 20
  9. ^ Перейти обратно: а б Пан Хла 2005: 20–21.
  10. ^ Пан Хла 2005: 21–22.
  11. ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 148
  12. ^ Перейти обратно: а б Пан Хла 2005: 28–29.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Пан Хла 2005: 23
  14. ^ Пан Хла 2005: 26–27.
  15. ^ Пан Хла 2005: 24–25.
  16. ^ Перейти обратно: а б Коедес 1968: 206
  17. ^ Перейти обратно: а б Пан Хла 2005: 24
  18. ^ Шмидт 1906: 114.
  19. ^ Пан Хла 2005: 25.
  20. ^ Пан Хла 2005: 26.
  21. ^ Язавин Тит Том. 1 2012: 149, сноска 3.
  22. ^ Перейти обратно: а б Хтин Аунг 1967: 74
  23. ^ Перейти обратно: а б Используется в Vol. 1 2003: 359
  24. ^ Тан Тун 1959:
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Хтин Аунг 1967: 79
  26. ^ Перейти обратно: а б Пан Хла 2005: 30
  27. ^ Фэйр 1873: 41
  28. ^ Пан Хла 2005: 30, 35.
  29. ^ Перейти обратно: а б Харви 1925: 111
  30. ^ Чем сейчас 1959: 119, 121–122.
  31. ^ Тан Тун 1964:
  32. ^ Харви 1925: 78.
  33. ^ Перейти обратно: а б Харви 1925: 110
  34. ^ Пан Хла 2005: 32.
  35. ^ Перейти обратно: а б Хтин Аунг 1967: 80
  36. ^ Пан Хла 2005: 38–40.
  37. ^ Пан Хла 2005: 31.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Пан Хла 2005: 36
  39. ^ Перейти обратно: а б Тан Тун 1959:
  40. ^ Хтин Аунг 1967: 82
  41. ^ Фэйр 1967: 65.
  42. ^ Юг 2003: 70
  43. ^ Юг 2003: 70–71.
  44. ^ Либерман 2003: 130–131.
  45. ^ Харви 1925: 171.
  46. ^ Перейти обратно: а б Эбботт 2000: 297
  47. ^ Хтин Аунг 1967: 127
  48. ^ Лингат 1950: 23, 28.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Шве Нау 1922: 39

Библиография

[ редактировать ]
  • Джерри Эбботт, Кхин Тан Хан, изд. (2000). Народные сказки Бирмы: Введение (Иллюстрированное издание). Лейден; Бостон; Кёльн: Брилл. п. 392. ИСБН  90-04-11812-8 .
  • Атва, Саядо (1906). «Слапат Рагавана королевской истории» . Эфиопские рукописи KK Hofbibliothek в Вене (на немецком языке). 151 . Перевод П.В. Шмидта. Вена: Альфред Гёльдер.
  • Аунг-Твин, Майкл А .; Майтрий Аунг-Твин (2012). История Мьянмы с древних времен (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-1-86189-901-9 .
  • Аунг-Твин, Майкл А. (2017). Мьянма в пятнадцатом веке . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0-8248-6783-6 .
  • Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  • Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN  978-1-4067-3503-1 .
  • Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
  • Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  • Хаксли, Эндрю (1990). Тадеуш Скорупский (ред.). «Насколько буддистским является буддийский закон Тхеравады?». Буддийский форум . 1 . Издательство по психологии: 121. ISBN.  9780728601628 .
  • Хаксли, Эндрю (2005). Пол Уильямс (ред.). «Буддизм и право: взгляд из Мандалая». Буддизм: Буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780415332330 .
  • Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-80496-7 .
  • Лингат, Р. (1950). «Эволюция концепции права в Бирме и Сиаме» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 38 (1). Фонд наследия Сиамского общества: 13–24.
  • Мьянма Свезон Кьян (на бирманском языке). Том. 12. Янгон: Сарпай Бейкман . 1972. стр. 333–334.
  • Найин Маунг, изд. (1972–1998). Шай-хаунг Мьянма Кьяукса-мья [Древние бирманские каменные надписи] (на бирманском языке). Том. 1–5. Янгон: Археологический отдел.
  • Пан Хла, Най (2005) [1968]. Разадарит Айедавбон (на бирманском языке) (8-е печатное изд.). Янгон: Армантит Сарпай.
  • Фейр, генерал-майор сэр Артур П. (1873 г.). «История Пегу» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 42 . Калькутта: 23–57, 120–159.
  • Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1967) [1883]. История Бирмы . Лондон: Сюсил Гупта.
  • Шве Нау, изд. (1922) [1785]. Мон Язавин (Шве Нау) (на бирманском языке). Перевод Шве Нау. Янгон: Издательство Ассоциации издательских работников Бирмы.
  • Юг, Эшли (2003). Мон-национализм и гражданская война в Бирме: Золотой Шелдрейк . Рутледж. ISBN  9780700716098 .
  • Тан Тун (декабрь 1959 г.). «История Бирмы: 1300–1400 гг. н. э.». Журнал Бирманского исследовательского общества . XLII (II).
  • Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.
Вареру
Родился: 20 марта 1253 г.   Умер: ок. 14 января 1307 г.
Царственные титулы
Новое название Король Мартабана
30 января 1287 г. - ок. 14 января 1307 г.
Преемник
Королевские титулы
Предшественник как губернатор Правитель Мартабана
в. 11 января 1285 г. - 30 января 1287 г.
Преемник
упразднен
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a2537a149c12fbea3202f1c3162ff46__1708804620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/46/4a2537a149c12fbea3202f1c3162ff46.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wareru - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)