Дхаммасаттха
Дхаммасаттха («трактат о праве») — это палийское название жанра литературы, встречающегося в индийских королевствах. [ сломанный якорь ] Западной материковой Юго-Восточной Азии (современный Лаос , Бирма , Камбоджа , Таиланд и Юньнань ), в основном написанный на пали, бирманском , монском или тайском языках или в двуязычном ниссайе или буквальном переводе на пали ( бирманский : နိဿယ ). Бирманский ဓမ္မသတ် часто транслитерируется как «дхаммаат», а термины Тай и Мон обычно латинизируются как «таммасат» или «дхаммасат» ( тайский : ธรรมศาสตร์ ).
«Дхамма» — это палийский родственник санскритского термина « Дхарма », означающего «закон и справедливость». «Саттха» является родственником слова « шастра », которое означает наставление, обучение или трактат. Тексты Дхаммасаттхи исторически связаны с индуистской дхармашастр литературой Индийского субконтинента , хотя на них очень существенно влияют буддийские традиции Тхеравады и литература Юго-Восточной Азии.
История
[ редактировать ]Слово дхамма впервые упоминается в бирманской надписи из Багана XIII века , хотя вполне вероятно, что тексты дхаммасаттхи передавались туда раньше. Некоторые дхаммасатты утверждают, что были составлены в течение первого тысячелетия. Существует девять основных бирманских дхамматхатов, а именно Ману и Дхаммависала Дхаммататы Языческого королевства , Вареру Дхамматхат. [ 1 ] : 210 (1270 г.), Паседха (1468 г.), Дхамматат Кьяу (1581 г.) и Пьянчи Дхаммататс (1614 г.) из династии Таунгу и Мьингун Дхамматат (1650 г.) из династии Конбаунг . [ 2 ] Первая дхамма, упомянутая в бирманских хрониках, — это Дуттабаунг Дхамматат времен царства Шри Кшетра . [ 3 ]
В традиционном бирманском праве порядок старшинства был взаимный арбитраж, язататс и дхамматат . [ 3 ] Бирманские дхаммататы дополнялись пояснительными указаниями в форме амейндо (указов) или пьяндана . [ 3 ]
Существует обширная традиция толкования дхаммасаттхи, особенно в Мьянме . Сотни дхаммасаттов, комментариев и связанных с ними юридических текстов сохранились в форме парабайка ( рукописи на пальмовых листьях ).
Юридическая история
[ редактировать ]Дхаммасатты оказали влияние на ряд обществ Юго-Восточной Азии до колониальной эпохи в вопросах, касающихся брака, воровства, нападения, рабства, долгов, королевской власти, собственности, наследования, а также других вопросов. В современной Бирме , хотя колониальные и постколониальные законы преобладают, остается приемлемой практикой использовать дхамму в судах в определенных областях семейного и наследственного права.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Мьинт, Хтун. «Проблемы, стоящие перед «государственным» строительством в Бирме: право и правовое измерение» (PDF) . Университет Индианы.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Тузар Ко (18 ноября 2019 г.). «Королевская власть и судебная система Мьянмы в период Конбаунг» . Исследовательский журнал Университета Дагона . 5 (2013): 27–30. дои : 10.5281/zenodo.3545254 .
- Хаксли, Эндрю (1997). «Важность Дхаммататов в бирманском законодательстве и культуре». Журнал исследований Бирмы . 1 :1–17. дои : 10.1353/jbs.1997.0008 . S2CID 71177991 .
- Эндрю Хаксли. «Насколько буддистским является буддийский закон Тхеравады?» Буддийский форум, Том 1: Материалы семинаров 1987–1988 гг . Нью-Дели: Издательство Heritage, 1990.
- Майя Сейн. Мранмадха летух тамупаде. Мандалай, 1970 год.
- Чем Тун. Даже полевой «король». Рангун, 1961 год.
- Ламмертс, Дитрих Кристиан. 2010. Буддизм и письменные рукописи и тексты дхаммасаттхи в досовременной Бирме. Диссертация (доктор философии) – Корнельский университет, май 2010 г.
- Лингат, Роберт. Брачные режимы Юго-Восточной Азии; Очерк сравнительного правоведения Индокитая. 2 рейса. Париж, 1952–55.