Уппалаванна
Достопочтенный бхиккуни Уппалаванна | |
---|---|
Заголовок | Вторая главная ученица Гаутамы Будды ,Ученица, обладающая экстрасенсорными способностями. |
Персональный | |
Религия | буддизм |
Занятие | бхиккуни |
Старшая должность | |
Учитель | Будда |
Уппалаванна ( пали : Уппалаванна; санскрит : Утпалаварна) была буддийской бхикхуни (пали; санскрит: Бхикшуни), или монахиней, которая считалась одной из лучших учениц Будды . Будды Она считается второй из двух главных учениц наряду с Кхемой . При рождении ей дали имя Уппалаванна, что означает «цвет синей кувшинки», из-за голубоватого цвета ее кожи.
Согласно традиции Тхеравады , Уппалаванна родилась дочерью богатого купца. Из-за ее красоты к ее отцу приходили многочисленные богатые и влиятельные женихи просить ее руки и сердца. Вместо того, чтобы выйти замуж, она вступила в монашескую жизнь под руководством Будды как монахиня. Согласно традиции Муласарвастивады , Уппалаванна прожила бурную жизнь в качестве жены и куртизанки, прежде чем обратилась в буддизм и стала монахиней .
Уппалаванна достигла просветления, используя огненную касину в качестве объекта медитации, менее чем через две недели после своего посвящения. После своего просветления она овладела иддипадой , или духовными способностями, что побудило Будду объявить ее своей ученицей, обладающей лучшими экстрасенсорными способностями . Ее коллегой-мужчиной был Маха Моггаллана .
Текстовые источники
[ редактировать ]Самое раннее известное упоминание об Уппалаванне содержится в гравюре на камне III века до нашей эры , изображающей ее во время спуска Будды в Санкассу после того, как он посетил свою мать на небесах Таватимса, как описано в буддийской легенде. Уппалаванна упоминается в нескольких ранних буддийских текстах Палийского канона , в том числе в « Саньютта-никае» , «Ангуттара-никае» , сборниках « Теригатха » и «Ападана» в « Кхуддака-никае», а также в некоторых ранних текстах Махаяны , таких как « Совершенство мудрости в восьмидесяти тысячах строк» и «Совершенство мудрости в восьмидесяти тысячах строк». Трактат о Великом Совершенстве Мудрости. [1]
Буддийский учёный Бхиккху Бодхи отмечает, что, несмотря на то, что Уппалаванна считается одним из главных учеников Будды, подробности о жизни Уппалаванны в буддийских текстах и комментариях весьма скудны. Бхикку Бодхи отмечает, что в буддийских текстах больше говорится об одной из ее предыдущих жизней, чем о самой бхиккуни . [2]
Фон
[ редактировать ]Согласно буддийской вере, когда в мире появляется полностью просветленный Будда , у него всегда есть группа главных учеников. [3] У нынешнего Будды Гаутамы главными учениками-мужчинами были Сарипутта и Могаллана , а главными ученицами-женщинами были Кхема и Уппалаванна. [4]
Согласно Палийскому канону , в прошлой жизни Уппалаванна родился женщиной во времена Будды Падуматтары и был свидетелем того, как он провозгласил одну из своих монахинь передовой обладательницей экстрасенсорных способностей . Выслушав заявление, женщина приняла решение стать ученицей женского пола, обладающей лучшими экстрасенсорными способностями, при будущем Будде и совершала добрые дела на протяжении многих жизней в надежде стать таковой. Это желание сбылось во времена Гаутамы Будды, когда она переродилась как Уппалаванна. [5]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и рукоположение
[ редактировать ]Уппалаванна получила свое имя (что означает цвет синей кувшинки) из-за того, что у нее родился цвет лица синей кувшинки, в соответствии с желанием, которое она, как говорят, загадала в прошлой жизни. [5] Согласно традиции Тхеравады, Уппалаванна родился в богатой купеческой семье из Саваттхи . Когда Уппалаванна выросла, она была известна своей необыкновенной красотой: несколько королей и богатых женихов приходили к ее отцу просить ее руки и сердца. Не желая разочаровывать так много людей и опасаясь потенциального конфликта между различными богатыми и влиятельными поклонниками, он предложил Уппалаванне стать бхиккуни , или монахиней, при Будде. Уже будучи склонной к святой жизни, она с радостью согласилась и приняла сан при Будде в монахини. [6] [7] Согласно традиции Муласарвастивады, Уппалаванна родилась дочерью торговца в Таксиле и вышла замуж за местного жителя. Позже Уппалаванна узнала, что у ее мужа роман с ее матерью, и бросила его и новорожденную дочь. В конце концов Уппалаванна выходит замуж за другого мужчину, который берет вторую жену, которая, как она позже узнает, была ее дочерью, которую она оставила. Обезумевшая от открытия, Уппалаванна уходит и становится куртизанкой, прежде чем Маха Моггаллана обратит ее в веру и станет монахиней. [8] [9] [10] [примечание 1]
Просвещение
[ редактировать ]Буддийские тексты сообщают, что Уппалаванна достиг просветления менее чем через две недели после посвящения в монахи . [1] [5] Вскоре после того, как она стала монахиней, настала очередь Уппалаванны подготовить зал для обрядов. Пока других монахинь не было дома, она зажгла лампу и начала подметать зал в соответствии со своими обязанностями. Используя огонь лампы в качестве касины , или объекта медитации, она вошла в более глубокие состояния концентрации и стала полностью просветленным арахантом . позже той же ночью [13] [1] [5]
Главный ученик
[ редактировать ]После своего просветления Уппалаванна овладела иддипадой , или духовными силами, которые, по описаниям, превосходили любую другую монахиню во времена Будды. По этой причине Будда назначил ее ученицей, обладающей лучшими экстрасенсорными способностями. Будда также похвалил Уппалаванну за ее педагогические и лидерские качества, объявив ее и Кхему своими главными ученицами, которых другие монахини должны брать за образец. Уппалаванна и Кхема разделяют титул главных учеников со своими коллегами-мужчинами Маха Могалланой и Сарипуттой . [1]
Изнасилование
[ редактировать ]Согласно традиции Тхеравады , мужчина, который жаждал Уппалаванны до ее посвящения, спрятался в ее хижине и попытался ее изнасиловать. [примечание 2] Уппалаванна пытается сбежать, используя свои экстрасенсорные способности, но из-за плохой кармы, которую она совершила в прошлой жизни, ее экстрасенсорные способности оказались неэффективными, и изнасилование продолжается. Затем насильника поглощает земля, и он попадает в ад Авичи за свой злой поступок. После инцидента, когда его спросили по этому поводу, Будда заявил, что Уппалаванна не нарушила монашеских правил целомудрия, поскольку не дала согласия. Это событие приводит к созданию правила, запрещающего монахиням жить в дикой природе, в качестве способа защиты от подобных инцидентов. [1] [7]
Чудо Чаккаватти
[ редактировать ]Самым значительным проявлением экстрасенсорных способностей Уппалаванны было чудо, которое она продемонстрировала, когда она превратилась в чаккаватти , или вселенского монарха, и создала большую свиту, чтобы выразить почтение Будде. Буддийские тексты описывают, что она предлагала совершить этот подвиг во время Чуда в Саваттхи , но Будда отказался и велел ей дождаться подходящего времени для совершения подвига. Уппалаванна совершил чудо четыре месяца спустя в Санкассе , когда Будда вернулся на землю после проведения дождливого затворничества на небесах Таватимса . [7] [1]
Встреча с Марой
[ редактировать ]Однажды, когда Уппалаванна медитировала одна в пустыне, Мара попыталась нарушить ее концентрацию. Появляется Мара и говорит ей, что ей следует бояться негодяев, как красивой молодой женщине, сидящей в одиночестве в пустыне. Будучи просветленным архатом, Уппалаванна видит загадку и описывает свои экстрасенсорные способности, объясняя Маре, что она хозяйка своего разума и ей нечего бояться. Разочарованная его неспособностью нарушить ее концентрацию, Мара уходит. [14] [7] [1]
Наследие
[ редактировать ]Уппалаванна играет дополнительную роль со своим коллегой-мужчиной Маха Моггалланой . Американский бхиккуни Татхалока Тери отмечает, что история изнасилования Уппалаванны в палийской традиции имеет общую тему с Маха Моггалланой, чьи психические силы также однажды внезапно становятся неэффективными из-за прошлой кармы, которая не позволяет ему убежать и заставляет его убит группой бандитов. [1] Антрополог Ранджини Обейсекере отмечает, что из двух пар главных учеников Будды в каждой паре был один темнокожий ученик (Маха Моггаллана и Уппалаванна) и один светлокожий ученик ( Сарипутта и Кхема ). Обейсекере утверждает, что это сочетание призвано символизировать всеобъемлющее учение Будды, что Дхамма предназначена для людей всех цветов кожи и классов. [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Традиция Тхеравады рассказывает историю, похожую на историю Гангатирии. В этой истории Гангатирию бросает мать при рождении, и он, вырастая, невольно женится на своей биологической матери и давно потерянной сестре. Гангатирия становится монахом после того, как узнает ужасную правду о своих женах. [11] В традиции Тхеравады Уппалаванна рассказывает эту историю, чтобы поразмыслить о вреде чувственных желаний, но она не считается автобиографической. [12] [8]
- ↑ В буддийских традициях Дхармагуптака . и Муласарвастивада жертвой изнасилования в этой истории является другая монахиня, а не Уппалаванна В рассказе тибетского Кангьюра жертвой стала еще одна монахиня, но Уппалаванна использует свои экстрасенсорные способности, чтобы спасти ее. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тери, Татхалока. «Удивительные трансформации арханта Тери Уппалаванны» (PDF) . bhikkhuni.et . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2015 г. Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Тхера, Ньянапоника (2012). Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие . Хеккер, Хельмут., Бодхи, Бхиккху. Нью-Йорк: Публикации мудрости. стр. XXVIII. ISBN 9780861718641 . OCLC 793166695 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Эммануэль, Стивен М., изд. (22 января 2013 г.). Спутник буддийской философии (PDF) . Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания: Уайли-Блэквелл. п. 455. ИСБН 978-1-118-32391-5 . OCLC 809845201 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2017 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Махатера, Наранда (1998). Будда и его учение (PDF) . Тайвань: Ассоциация образования Дхармы Будды, Inc., с. 235. Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2018 г. Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «03. Рассказ о старце монахине Уппалаванне» . www.ancient-buddhist-texts.net . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 г. Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ Тери, Татхалока. «Удивительные трансформации арханта Тери Уппалаванны» (PDF) . bhikkhuni.net . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2015 г. Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Уппалаванна» . www.palikanon.com . Архивировано из оригинала 06 февраля 2019 г. Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Силк, Джонатан А. (2009). Раздираемые похотью: инцест и раскол в индийских буддийских легендах и историографии . Издательство Гавайского университета. стр. 137–163. ISBN 9780824830908 . Архивировано из оригинала 25 января 2021 г. Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Меркотт, Сьюзен (14 февраля 2006 г.). Первые буддийские женщины: стихи и истории пробуждения . Параллакс Пресс. п. 82. ИСБН 9781888375541 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Мор, Тея; Цедроен, Джампа (11 мая 2010 г.). Достоинство и дисциплина: возрождение полного рукоположения для буддийских монахинь . Саймон и Шустер. стр. 201–203. ISBN 9780861715886 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Меркотт, Сьюзен (14 февраля 2006 г.). Первые буддийские женщины: стихи и истории пробуждения . Параллакс Пресс. п. 82. ИСБН 9781888375541 . Архивировано из оригинала 06 мая 2022 г. Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Маласекера, Гунапала Пиясена (2007). Словарь палийских имен собственных: A-Dh . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 419. ИСБН 9788120830219 . Архивировано из оригинала 05.11.2020 . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. младший (24 ноября 2013 г.). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 945. ИСБН 9781400848058 . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 г. Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Уппалаванна Сутта: Уппалаванна» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 18 августа 2019 г. Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Дхармасена, Тера (2001). «Утпалаварна». Портреты буддийских женщин: рассказы из Саддхармаратнавалии . Перевод Обейсекере, Ранджини. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 109–110. ISBN 0791451119 . OCLC 46937658 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бодхи, Бхиккху (ред., пер.) (1997). Беседы древних монахинь (Бхиккуни-самьютта) (Публикация «Листья Бодхи» № 143). Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество . Получено 19 октября 2007 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/bl143.html .
- Nibbana.com (nd). «Истории жизни бхиккуни Арахатов: история Уппалаванны Тери». Получено с сайта «Nibbana.com» по адресу https://web.archive.org/web/20060719091131/http://www.triplegem.plus.com/gcobbkn1.htm#3 .