Jump to content

Абхиджна

(Перенаправлено с Абхиджны )
Гаутама Будда изображен в греко-буддийском стиле , демонстрируя власть над стихиями огня и воды. III век н.э., Гандхара (современный восточный Афганистан).

Абхиджня ( санскрит : अभिज्ञ ; палийское произношение: abhiññā ; стандартный тибетский : མངོན་ཤེས mngon shes ; китайский : 六通/(六)神道 ) — буддийский термин, обычно переводимый как «прямое знание», [ 1 ] «высшее знание» [ 2 ] [ 3 ] или «сверхъестественное знание». [ 2 ] [ 4 ] В буддизме такое особое знание достигается посредством добродетельной жизни и медитации . Достижение четырех джхан , или медитативных погружений, считается необходимым условием их достижения. [ 5 ] Что касается конкретно перечисленных знаний, к ним относятся мирские экстрасенсорные способности (такие как видение прошлых жизней и различные сверхъестественные способности, такие как левитация), а также сверхмирские, означающие исчезновение всех психических опьяняющих веществ ( асава ).

Палийская литература

[ редактировать ]

В литературе палийской абхиння относится как к прямому постижению дхаммы (переведенной ниже как «состояния» и «качества»), так и к специализированным сверхнормальным способностям.

Непосредственное знание Дхаммы

[ редактировать ]

В SN 45.159 Будда описывает «высшее знание» ( abhiññā ) как следствие следования Благородному Восьмеричному Пути : [ 3 ]

[А] монах, который культивирует Благородный Восьмеричный Путь, который усердно практикует Благородный Восьмеричный Путь, постигает с помощью высшего знания те состояния, которые должны быть постигнуты таким образом, оставляет с высшим знанием те состояния, от которых следует отказаться таким образом, приходит к переживанию более высоких познает те состояния, которые необходимо таким образом пережить, и культивирует с помощью высшего знания те состояния, которые следует таким образом культивировать.

Какие же, монахи, состояния постигаются высшим знанием?
Это пять групп цепляний . Какие пять? Группа тела, группа чувств, группа восприятия, группа умственного формирования, группа сознания...

Что же, монахи, состояния оставить с высшим знанием?
Это невежество и желание [дальнейшего] становления. А какие, монахи, состояния надо пережить с высшим знанием?
Это знание и освобождение.

А какие, монах, состояния надо развивать высшим знанием?
Они спокойны и проницательны .

Такое прямое знание, по мнению Будды, затемняется желанием и страстью ( чанда-рага ): [ 6 ]

Монахи, любое желание-страсть, касающееся глаза, является осквернением ума. Любое желание-страсть по отношению к уху... носу... языку... телу... интеллекту является осквернением ума. Когда в отношении этих шести основ омрачения осознания оставлены, тогда ум склонен к отречению . Ум, воспитанный отречением, чувствует себя податливым для непосредственного познания тех качеств, которые стоит реализовать.

Перечисления специальных знаний

[ редактировать ]

В Палийском каноне высшие знания часто объединяются в группу из шести или трех типов знаний.

Шесть типов высших знаний ( chalabhiññā ):

  1. «Высшие силы» ( иддхи -видха ), такие как хождение по воде и сквозь стены;
  2. «Божественное ухо» ( дибба-сота ), то есть яснослышание ;
  3. «Проникающее в сознание знание» ( ceto-pariya-ñā ṇa ) , то есть телепатия ;
  4. «Вспомни свои прежние обители» ( pubbe-nivāsanussati ), причинная память, то есть воспоминание о собственных прошлых жизнях ;
  5. «Божественное око» ( дибба-чакху ), то есть знание кармических предназначений других; и,
  6. «Угасание психических опьяняющих веществ» ( асавакхайя ), за которым следует архатство . [ 7 ]

Достижение этих шести высших сил упоминается в ряде бесед , наиболее известная из которых — «Дискурс о плодах созерцательной жизни» ( Саманьняпхала Сутта , DN 2). [ 8 ] Достижение четырех джхан считается необходимым условием для достижения высших сил. [ 5 ] Шестой тип — конечная цель буддизма, заключающаяся в прекращении всех страданий и уничтожении всего невежества . [ 9 ] По мнению Будды , следует избегать потворства абхинням , поскольку они могут отвлечь от конечной цели Просветления . [ 4 ]

Подобным образом, три знания или мудрости ( тевиджа или тивиджа ):

  1. «Помни свои прежние обители» ( pubbe-nivāsanussati );
  2. «Божественное око» ( дибба-чакху ); и,
  3. «Угасание психических опьяняющих веществ» ( асавакхайя ). [ 10 ]

Эти три знания упоминаются в многочисленных беседах, включая Маха-Сакчака Сутту ( MN 36), в которой Будда описывает получение каждого из этих трех знаний в первую, вторую и третью стражу соответственно в ночь своего просветления . Эти формы знания обычно считаются возникающими после достижения четвертой джханы . [ 11 ]

Хотя такие способности считаются показателем духовного прогресса, буддизм предостерегает от потворства им или их проявления, поскольку это может отклонить человека от истинного пути достижения освобождения от страданий . [ 9 ]

Параллели в других культурах

[ редактировать ]

Первые пять типов Абхиджны подобны сиддхи йоги » в индуизме, упомянутые в « Бхагавата-пуране и Патанджали : [ 9 ]

  • Знание прошлого, настоящего и будущего;
  • Терпимость к жаре, холоду и другим двойственностям;
  • Знание мыслей других;
  • Проверка влияния огня, солнца, воды, яда и т. д.;
  • Оставаясь непокоренным другими.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бодхи (2000), например, SN 45.159 (стр. 1557-8).
  2. ^ Jump up to: а б Рис Дэвидс и Стид (1921-5), стр. 64-65.
  3. ^ Jump up to: а б Уолш (1985, 2007), отрывок 56 , СН 45.159.
  4. ^ Jump up to: а б Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абхиджна» . Британская энциклопедия . Том. В: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 31 . ISBN  978-1-59339-837-8 .
  5. ^ Jump up to: а б Сарбакер 2021 , с. запись: «абхиджна».
  6. ^ SN 27.1 (Таниссаро, 1994).
  7. ^ Ориенталия (2007); Рис Дэвидс и Стид (1921–5), стр. 64–65, 115–116, 121–122, 272, 288–289, 372, 432; Таниссаро (1997).
  8. ^ Таниссаро (1997). Другие дискурсы, в которых упоминаются шесть типов высшего знания, включают Кеватта-сутту (DN 11), Лохичча-сутту (DN 12) и Махасакулудайи-сутту (MN 77).
  9. ^ Jump up to: а б с Британская энциклопедия (2007).
  10. См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 307, 617.
  11. ^ Таниссаро (1998). Другие беседы, в которых упоминаются эти три, включают Тевидджа Сутту (DN 13) и Бхайя-бхерава Сутту (MN 4).

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8144aa60fa8aa91fae5a00d08444472__1714699320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/72/c8144aa60fa8aa91fae5a00d08444472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abhijñā - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)