Абхиджна

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Абхиджня ( санскрит : अभिज्ञ ; палийское произношение: abhiññā ; стандартный тибетский : མངོན་ཤེས mngon shes ; китайский : 六通/(六)神道 ) — буддийский термин, обычно переводимый как «прямое знание», [ 1 ] «высшее знание» [ 2 ] [ 3 ] или «сверхъестественное знание». [ 2 ] [ 4 ] В буддизме такое особое знание достигается посредством добродетельной жизни и медитации . Достижение четырех джхан , или медитативных погружений, считается необходимым условием их достижения. [ 5 ] Что касается конкретно перечисленных знаний, к ним относятся мирские экстрасенсорные способности (такие как видение прошлых жизней и различные сверхъестественные способности, такие как левитация), а также сверхмирские, означающие исчезновение всех психических опьяняющих веществ ( асава ).
Палийская литература
[ редактировать ]В литературе палийской абхиння относится как к прямому постижению дхаммы (переведенной ниже как «состояния» и «качества»), так и к специализированным сверхнормальным способностям.
Непосредственное знание Дхаммы
[ редактировать ]В SN 45.159 Будда описывает «высшее знание» ( abhiññā ) как следствие следования Благородному Восьмеричному Пути : [ 3 ]
[А] монах, который культивирует Благородный Восьмеричный Путь, который усердно практикует Благородный Восьмеричный Путь, постигает с помощью высшего знания те состояния, которые должны быть постигнуты таким образом, оставляет с высшим знанием те состояния, от которых следует отказаться таким образом, приходит к переживанию более высоких познает те состояния, которые необходимо таким образом пережить, и культивирует с помощью высшего знания те состояния, которые следует таким образом культивировать.
Какие же, монахи, состояния постигаются высшим знанием?
Это пять групп цепляний . Какие пять? Группа тела, группа чувств, группа восприятия, группа умственного формирования, группа сознания...Что же, монахи, состояния оставить с высшим знанием?
Это невежество и желание [дальнейшего] становления. А какие, монахи, состояния надо пережить с высшим знанием?
Это знание и освобождение.А какие, монах, состояния надо развивать высшим знанием?
Они спокойны и проницательны .
Такое прямое знание, по мнению Будды, затемняется желанием и страстью ( чанда-рага ): [ 6 ]
Монахи, любое желание-страсть, касающееся глаза, является осквернением ума. Любое желание-страсть по отношению к уху... носу... языку... телу... интеллекту является осквернением ума. Когда в отношении этих шести основ омрачения осознания оставлены, тогда ум склонен к отречению . Ум, воспитанный отречением, чувствует себя податливым для непосредственного познания тех качеств, которые стоит реализовать.
Перечисления специальных знаний
[ редактировать ]В Палийском каноне высшие знания часто объединяются в группу из шести или трех типов знаний.
Шесть типов высших знаний ( chalabhiññā ):
- «Высшие силы» ( иддхи -видха ), такие как хождение по воде и сквозь стены;
- «Божественное ухо» ( дибба-сота ), то есть яснослышание ;
- «Проникающее в сознание знание» ( ceto-pariya-ñā ṇa ) , то есть телепатия ;
- «Вспомни свои прежние обители» ( pubbe-nivāsanussati ), причинная память, то есть воспоминание о собственных прошлых жизнях ;
- «Божественное око» ( дибба-чакху ), то есть знание кармических предназначений других; и,
- «Угасание психических опьяняющих веществ» ( асавакхайя ), за которым следует архатство . [ 7 ]
Достижение этих шести высших сил упоминается в ряде бесед , наиболее известная из которых — «Дискурс о плодах созерцательной жизни» ( Саманьняпхала Сутта , DN 2). [ 8 ] Достижение четырех джхан считается необходимым условием для достижения высших сил. [ 5 ] Шестой тип — конечная цель буддизма, заключающаяся в прекращении всех страданий и уничтожении всего невежества . [ 9 ] По мнению Будды , следует избегать потворства абхинням , поскольку они могут отвлечь от конечной цели Просветления . [ 4 ]
Подобным образом, три знания или мудрости ( тевиджа или тивиджа ):
- «Помни свои прежние обители» ( pubbe-nivāsanussati );
- «Божественное око» ( дибба-чакху ); и,
- «Угасание психических опьяняющих веществ» ( асавакхайя ). [ 10 ]
Эти три знания упоминаются в многочисленных беседах, включая Маха-Сакчака Сутту ( MN 36), в которой Будда описывает получение каждого из этих трех знаний в первую, вторую и третью стражу соответственно в ночь своего просветления . Эти формы знания обычно считаются возникающими после достижения четвертой джханы . [ 11 ]
Хотя такие способности считаются показателем духовного прогресса, буддизм предостерегает от потворства им или их проявления, поскольку это может отклонить человека от истинного пути достижения освобождения от страданий . [ 9 ]
Параллели в других культурах
[ редактировать ]Первые пять типов Абхиджны подобны сиддхи йоги » в индуизме, упомянутые в « Бхагавата-пуране и Патанджали : [ 9 ]
- Знание прошлого, настоящего и будущего;
- Терпимость к жаре, холоду и другим двойственностям;
- Знание мыслей других;
- Проверка влияния огня, солнца, воды, яда и т. д.;
- Оставаясь непокоренным другими.
См. также
[ редактировать ]- Иддхи
- Чудеса Гаутамы Будды
- Праджня
- Ниббана , обрети прекращение страданий
- Саманьяпхала Сутта
- Сиддхи
- Вибхути
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бодхи (2000), например, SN 45.159 (стр. 1557-8).
- ^ Jump up to: а б Рис Дэвидс и Стид (1921-5), стр. 64-65.
- ^ Jump up to: а б Уолш (1985, 2007), отрывок 56 , СН 45.159.
- ^ Jump up to: а б Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абхиджна» . Британская энциклопедия . Том. В: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 31 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Jump up to: а б Сарбакер 2021 , с. запись: «абхиджна».
- ^ SN 27.1 (Таниссаро, 1994).
- ^ Ориенталия (2007); Рис Дэвидс и Стид (1921–5), стр. 64–65, 115–116, 121–122, 272, 288–289, 372, 432; Таниссаро (1997).
- ^ Таниссаро (1997). Другие дискурсы, в которых упоминаются шесть типов высшего знания, включают Кеватта-сутту (DN 11), Лохичча-сутту (DN 12) и Махасакулудайи-сутту (MN 77).
- ^ Jump up to: а б с Британская энциклопедия (2007).
- ↑ См., например, Рис Дэвидс и Стед (1921–25), стр. 307, 617.
- ^ Таниссаро (1998). Другие беседы, в которых упоминаются эти три, включают Тевидджа Сутту (DN 13) и Бхайя-бхерава Сутту (MN 4).
Источники
[ редактировать ]- «Абхиджна» (2007). В Британской энциклопедии . Получено 18 мая 2007 г. из Британской энциклопедии онлайн: https://www.britannica.com/eb/article-9003346 .
- «Абхинна» (2007). В Orientalia: Восточная философия, религия и культура . Получено 18 мая 2007 г. из Orientalia: https://web.archive.org/web/20050506001255/http://orientalia.org/dictionary-Buddhist_Dictionary-definition22811-abhinna.html .
- Бодхи, Бхиккху (пер.) (2000). Связанные беседы Будды: перевод Самьютта Никаи . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 0-86171-331-1 .
- Рис Дэвидс , Т.В. и Уильям Стед (ред.) (1921–5). « Абхиння » в палийско-английском словаре Общества палийских текстов . Чипстед: Общество палийских текстов . Получено 18 мая 2007 г. из Цифровых словарей Южной Азии: http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.0:1:1696.pali . [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Сарбакер, Стюарт Рэй (2021), Прослеживая путь йоги: история и философия индийской дисциплины разума и тела , State University of New York Press
- Таниссаро Бхикку (пер.) (1994). Упаккилеса Самьютта: Осквернения ( СН 27.1-10). Получено 17 июля 2008 г. из раздела «Доступ к Insight» по адресу http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn27/sn27.001-010.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1997). Саманьяньяпхала Сутта: Плоды созерцательной жизни ( ДН 2). Получено 18 мая 2007 г. с сайта: http://www.accesstoinsight.org/type/dn/dn.02.0.than.html .
- Таниссаро Бхиккху (пер.) (1998). Маха-Саччака Сутта: Более длинная беседа с Саччакой (отрывок) ( MN 36). Получено 19 мая 2007 г. по адресу: https://web.archive.org/web/20080801091439/http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.036x.than.html .
- Уолш, Морис О'К. (1985). Самьютта Никая: Антология (Часть III) (№ колес 318–21). Канди: Буддийское издательское общество . Получено 17 июля 2008 г. из «Доступа к Insight» (расшифровка 2007 г.) по адресу http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/walshe/wheel318.html .
Внешние ссылки
[ редактировать ]