Jump to content

Хинаяна

Хинаяна — это санскритский термин, который когда-то применялся вместе к путям Шравакаяны и Пратьекабуддаяны в буддизме .Этот термин появился примерно в первом или втором веке. Хинаяна считается предварительной или малой (хина) колесницей (яна) учения Будды. Ее часто противопоставляют Махаяне , второй колеснице учения Будды, или великой (маха) колеснице (яне). Третья колесница учения Будды — это Ваджраяна , неразрушимая (ваджра) колесница (яна).

Западные ученые использовали термин Хинаяна для описания ранних учений буддизма, поскольку учения Махаяны обычно давались позже. [1] Современная буддийская наука отвергла этот уничижительный термин и вместо этого использует термин Никайский буддизм для обозначения ранних буддийских школ . Хинаяну также неуместно использовали как синоним Тхеравады , которая является основной традицией буддизма в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии .

На санскрите «Хинаяна» ( / ˌ h n ə ˈ j ɑː n ə / , हीनयान ) — это термин, буквально означающий «маленькое/неполноценное средство передвижения» или «маленький путь». Считалось, что приверженцы немахаянских традиций обязаны придерживаться только Пяти заповедей . [2] [3]

Этимология

[ редактировать ]

Слово хинаяна образовано от слова хина : [4] «маленький», «бедный», «неполноценный», «заброшенный», «неполноценный», «неполноценный»; и яна (यान): [5] «транспортное средство», где «средство» или «путь», что означает «путь к просветлению». Общества палийских текстов Палийско-английский словарь (1921–25) определяет хину еще более жестко, с семантическим полем, которое включает в себя «бедный, несчастный; мерзкий, подлый, отвратительный, презренный» и «презренный».

Этот термин был переведен Кумарадживой и другими на классический китайский язык как «маленькое транспортное средство» (小 означает «маленький», 乘 означает «транспортное средство»), хотя существуют также более ранние и более точные переводы этого термина. На монгольском языке ( Бага Холгон ) термин хинаяна также означает «маленькое» или «меньшее» средство передвижения или, лучше сказать, путь. [6] в то время как в тибетском языке есть как минимум два слова для обозначения этого термина: theg chung, что означает «маленькое транспортное средство». [7] и theg dman означает «низший проводник» или «низший духовный подход». [8]

Трангу Ринпоче подчеркивал, что хинаяна никоим образом не подразумевает «низшее качество». В своем переводе и комментарии к книге Асанги « Отличие Дхармы от Дхарматы » он пишет: «Все три традиции хинаяны, махаяны и ваджраяны практиковались в Тибете, и что хинаяна, которая буквально означает «меньшая колесница», ни в чем не уступает Махаяна». [9]

По мнению Всемирного сообщества буддистов , термин Хинаяна не следует использовать для обозначения какой-либо существующей формы буддизма. [ нужна ссылка ]

Происхождение

[ редактировать ]

По мнению Яна Наттьера , наиболее вероятно, что термин Хинаяна появился позже термина Махаяна и был добавлен только позже из-за антагонизма и конфликта между идеалами бодхисаттвы и шравака. Затем последовательность терминов началась с термина Бодхисаттваяна «колесница бодхисаттвы», которому был присвоен эпитет Махаяна «Великая колесница». Лишь позднее, после того как отношение к учению бодхисаттвы стало более критичным, термин Хинаяна был создан как обратное образование, контрастирующее с уже устоявшимся термином Махаяна. [10] В самых ранних текстах Махаяны термин Махаяна часто используется как эпитет и синоним Бодхисаттваяны, но термин Хинаяна сравнительно редок в ранних текстах и ​​обычно вообще не встречается в самых ранних переводах. Таким образом, часто воспринимаемая симметрия между Махаяной и Хинаяной может быть обманчивой, поскольку эти термины на самом деле не были придуманы по отношению друг к другу в одну и ту же эпоху. [11]

По словам Пола Уильямса , «глубоко укоренившееся заблуждение относительно неизменной и повсеместной жесткой критики Малой Колесницы со стороны [Махаяны] не подтверждается нашими текстами». [12] Уильямс заявляет, что, хотя в некоторых случаях присутствуют доказательства конфликта, существуют также существенные доказательства, демонстрирующие мирное сосуществование между двумя традициями. [12]

Члены махаяны ранних буддийских школ

[ редактировать ]

Хотя 18–20 ранние буддийские школы в наше время иногда условно относят к Хинаяне, это не обязательно верно. Нет никаких свидетельств того, что Махаяна когда-либо относилась к отдельной формальной школе буддизма, а скорее к определенному набору идеалов и более поздних доктрин. [13] Пол Уильямс также отметил, что Махаяна никогда не имела и никогда не пыталась иметь отдельную линию винаи или посвящения от ранних буддийских школ, и поэтому бхикшу и бхикшуни, придерживающиеся Махаяны, формально придерживаются винаи ранней школы. Это продолжается и сегодня в линии посвящения Дхармагуптака в Восточной Азии и линии посвящения Муласарвастивада в тибетском буддизме . Махаяна никогда не была отдельной сектой ранних школ. [14] От китайских монахов, посещавших Индию, мы теперь знаем, что как махаянские, так и немахаянские монахи в Индии часто жили в одних и тех же монастырях бок о бок. [15]

Китайский буддийский монах и паломник седьмого века Ицзин писал о взаимосвязи между различными «колесницами» и ранними буддийскими школами в Индии. Он писал: «На Западе существуют многочисленные подразделения школ различного происхождения, но есть только четыре основные школы с непрерывной традицией». Этими школами являются Махасангхика -никая, Стхавира-никая , Муласарвастивада-никая и Саммития- никая. [16] Объясняя их доктринальную принадлежность, он затем пишет: «Какую из четырех школ следует отнести к Махаяне или к Хинаяне, не определено». Иными словами, не было простого соответствия между буддийской школой и тем, изучают ли ее члены учения «Хинаяны» или «Махаяны». [17]

Относить к «хинаяне» целые школы, в которых содержались не только шраваки и пратьекабудды, но и махаянские бодхисаттвы, было бы нападкой на школы их собратьев-махаянистов, а также на их собственные. показано , что этот термин относится к людям, основанным на доктринальных различиях. Вместо этого в определении Хинаяны , данном Ицзин, [18]

Хинаяна как Шравакаяна

[ редактировать ]

Ученый Изабель Онианс утверждает, что, хотя «Махаяну... очень иногда называли ранним буддизмом Хинаяной, Низшим Путем, [...] преобладание этого имени во вторичной литературе далеко не пропорционально тому, что встречается в индийской литературе». тексты». Она отмечает, что термин Шравакаяна был «более политкорректным и гораздо более обычным» термином, используемым махаянистами. [19] Джонатан Силк утверждал, что термин «Хинаяна» использовался для обозначения того, кого хотелось критиковать в каждом конкретном случае, и не относился к какой-либо определенной группе буддистов. [20]

Хинаяна и Тхеравада

[ редактировать ]

Взгляды китайских паломников

[ редактировать ]

Китайский монах Ицзин , посетивший Индию в VII веке, отличал Махаяну от Хинаяны следующим образом:

Оба принимают одну и ту же Винаю , и у них есть общие запреты пяти оскорблений , а также практика Четырех Благородных Истин . Тех, кто почитает (относится с большим уважением) бодхисаттв и читает сутры Махаяны , называют махаянистами, а тех, кто не выполняет их, называют хинаянистами. [18]

В VII веке китайский буддийский монах Сюаньцзан описывает одновременное существование Махавихары и вихары Абхаягири в Шри-Ланке. Он называет монахов Махавихары «Хинаяна Стхавирами», а монахов Абхаягири Вихара — «Махаяна Стхавирами». [21] Сюаньцзан далее пишет: «Махавихаравасины отвергают Махаяну и практикуют Хинаяну, в то время как Абхаягиривихаравасины изучают учения как Хинаяны, так и Махаяны и пропагандируют Трипитаку » . [22]

Философские разногласия

[ редактировать ]

Махаянисты занимались прежде всего философской диалектикой вайбхашика школы Сарвастивады , которая имела, безусловно, самое «всеобъемлющее здание доктринальной систематики» среди школ никаи. [23] Имея это в виду, иногда утверждают, что махаянисты не считали бы Тхераваду школой «Хинаяны», поскольку, в отличие от ныне исчезнувшей школы Сарвастивады , основного объекта критики Махаяны, школа Тхеравады не претендует на существование независимой школы. дхармы ; в этом он сохраняет позицию раннего буддизма . Кроме того, концепция бодхисаттвы как человека, который откладывает просветление вместо того, чтобы достичь пробуждения как можно скорее, не имеет корней в текстовом или культурном контексте Тхеравады, нынешнем или историческом. Помимо того, что школы Тхеравады географически удалены от Махаяны, различие Хинаяны используется в отношении определенных взглядов и практик, которые возникли в самой традиции Махаяны. Школы Тхеравады, а также Махаяны подчеркивают необходимость безотлагательного пробуждения человека, чтобы положить конец страданиям. [24] [25] [26] Таким образом, некоторые современные деятели тхеравадина выразили сочувственную позицию по отношению к философии Махаяны, обнаруженной в Сутре сердца и Муламадхьямакакарике . [27] [28]

Махаянистов беспокоила субстанциалистская мысль сарвастивадинов и саутрантикинов , и, подчеркивая доктрину шуньяты , Давид Калупахана утверждает, что они стремились сохранить раннее учение. [29] Тхеравадины также опровергли сарвастивадинов и саутрантикинов (и последователей других школ) на том основании, что их теории противоречили несущественности канона. Аргументы Тхеравады сохранены в Катхаваттху . [30]

Мнения ученых

[ редактировать ]

Некоторые западные ученые до сих пор считают школу Тхеравады одной из школ Хинаяны, упоминаемых в литературе Махаяны, или считают Хинаяну синонимом Тхеравады. [31] [32] [33] [34] [35] Эти ученые понимают этот термин как относящийся к школам буддизма, которые не принимали учения сутр Махаяны как подлинные учения Будды. [32] [34] В то же время ученые возражают против уничижительного значения термина «Хинаяна», и некоторые ученые не используют его ни для одной школы. [36]

Роберт Турман пишет: «Никайский буддизм — это монета профессора Масатоши Нагатоми из Гарвардского университета , который предложил мне использовать его для восемнадцати школ индийского буддизма, чтобы избежать термина «хинаяна-буддизм», который некоторые считают оскорбительным. представители традиции Тхеравады». [37]

В буддизме Махаяны существовало множество интерпретаций относительно того, к кому или чему относится термин Хинаяна . Калу Ринпоче заявил, что «меньшее» или «высшее» обозначение «не относится к экономическому или социальному статусу, а касается духовных способностей практикующего». [38] Ринпоче утверждает:

Малая Колесница основана на осознании того факта, что все, что мы переживаем в сансаре, отмечено страданием. Осознание этого порождает желание избавиться от страданий, освободиться на индивидуальном уровне и достичь счастья. Мы движимы собственными интересами. Отречение и настойчивость позволяют нам достичь нашей цели. [39]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса (Оксфорд, 1899), «Имя собственное: более простое или меньшее средство. Название самой ранней системы буддийского учения (противоположной поздней Махаяне; см. Яна )».
  2. ^ «Санскритский словарь» .
  3. ^ «Значение хины | значение хины на санскрите | происхождение и история хины | санскритские слоги, звуки и текст на хине» .
  4. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . Проверено 29 июня 2010 г.
  5. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . Проверено 15 апреля 2009 г.
  6. ^ «Также несомненно, что буддийские группы и отдельные лица в Китае (включая Тибет ), Корее , Вьетнаме и Японии в прошлом, как и в самом недавнем настоящем, идентифицировали себя как буддисты Махаяны, даже если полемические или ценностные утверждения заложены в них. в этом термине ощущалось лишь смутно, если вообще ощущалось». Энциклопедия буддизма Macmillan , 2004, стр. 492.
  7. ^ «Рангджунг Еше Wiki - Словарь Дхармы: тег чунг» . Радуга Еше Wiki . Фонд Цадра.
  8. ^ «Рангджунг Еше Wiki — Словарь Дхармы: theg dman» . Рангджунг Еше Wiki . Фонд Цадра.
  9. ^ Ринпоче 2004 , с. 113.
  10. ^ Наттье 2003 , с. 174 (сноска 6).
  11. ^ Наттье 2003 , с. 172.
  12. ^ Перейти обратно: а б Уильямс и Уильямс 2004 , с. 43.
  13. ^ Наттье 2003 , стр. 193–194.
  14. ^ Уильямс 2009 , стр. 4–5.
  15. ^ Уильямс 2000 , с. 97.
  16. ^ Уолсер, Джозеф (2005) Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура : стр. 41
  17. ^ Уолсер, Джозеф (2005) Нагарджуна в контексте: буддизм Махаяны и ранняя индийская культура : стр. 41-42.
  18. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2009 , с. 5.
  19. ^ Изабель Онианс, «Тантрическая буддийская апологетика, или антиномизм как норма», D.Phil. диссертация, Оксфорд, Trinity Term 2001, стр. 72.
  20. ^ Джонатан А. Силк. Что такое буддизм Махаяны? Нумен 49:4 (2002):335-405. Статья перепечатана в журнале Williams, Buddhism, Vol III , Routledge, 2005 г.
  21. ^ Баруа, Бибхути. Буддийские секты и сектантство. 2008. с. 53
  22. ^ Хиракава и Гронер 2007 , с. 121.
  23. ^ «Никто больше нигде не найдет столь организованного и полного доктрины, как у них»... «Действительно, ни одна другая конкурирующая школа никогда не приближалась к созданию такого всеобъемлющего здания доктринальной систематики, как Вайбхашика». Новый взгляд на теорию семян саутрантики (биджа): со специальной ссылкой на идеологическую преемственность между теорией семян Васубандху и ее прецедентами Шрилаты/Дарстантики Паком, Чанхваном, доктором философии, Калифорнийский университет, Беркли, 2007, стр. 2.
  24. ^ Хоффман и Махинда 1996 , с. 192.
  25. ^ Кинг 1999 , с. 86.
  26. ^ Тера и Бодхи 1998 , с. 42.
  27. ^ Лопес 2005 , с. 24.
  28. ^ Фронсдал, Гил . «Пустота в буддизме Тхеравады» . Центр медитации «Инсайт» . Проверено 21 августа 2019 г.
  29. ^ Земля 2015 , с. 6.
  30. ^ Земля 2015 , с. 24.
  31. ^ Монье-Вильямс, М. (1889). Буддизм в его связи с брахманизмом и индуизмом: и в его контрасте с христианством . Джон Мюррей . Проверено 13 июня 2015 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Гомбрич 2006 , с. 83.
  33. ^ Коллинз 1990 , с. 21.
  34. ^ Перейти обратно: а б ЛеВайн и Геллнер, 2007 , с. 14.
  35. ^ Свирер 2006 , с. 83.
  36. ^ Справочная библиотека буддизма Макмиллана, 2004, стр. 328
  37. ^ Роберт Турман и профессор Масатоши Нагатоми из Гарвардского университета: Роберт Турман, в книге «Пустота, которая есть сострадание» , сноска 10, 1980.
  38. ^ Ринпоче 1995 , с. 15.
  39. ^ Ринпоче 1995 , с. 16.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a84950816842d5d1b5328a7fb08f8d32__1717230540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/32/a84950816842d5d1b5328a7fb08f8d32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hinayana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)