Jump to content

Жидокомуна

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Статья с расширенной защитой

Жидокомуна ( [ʐɨdɔkɔˈmuna] , по-польски «иудео-коммунизм») [ 1 ] является антикоммунистом [ 2 ] и антисемитская уточка , [ 3 ] [ 4 ] или уничижительный стереотип , [ 5 ] [ 6 ] предполагая, что большинство евреев сотрудничали с Советским Союзом в импортировании коммунизма в Польшу , или что для этого существовал исключительно еврейский заговор. [ 7 ] [ 8 ] [ 5 ] Польский . термин, обозначающий « еврейский большевизм » или, более буквально, «еврейский коммунизм» [ 9 ] Жидокомуна связана с мифом о « еврейском мировом заговоре ». [ 10 ] [ 3 ]

Идея зародилась как антикоммунистическая пропаганда во время польско-советской войны (1919–1920). [ 11 ] :  227–228 [ 12 ] :  90 и продолжалось в межвоенный период. [ 10 ] :  69 [ 12 ] :  89 [ 13 ] :  19–20 Оно было основано на давних антисемитских настроениях . [ 10 ] [ 14 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 16 ] в сочетании с историческим страхом перед Россией. [ 10 ] :  63 [ 15 ] :  140–141 [ 6 ] :  95 Большинство евреев Польши поддерживали Юзефом Пилсудским ; правительство, контролируемое [ 17 ] после его смерти в 1935 году растущий уровень народного и государственного антисемитизма подтолкнул небольшое меньшинство, максимум несколько тысяч, [ 11 ] участвовать в коммунистической политике или поддерживать ее, которая была относительно более приветлива к евреям. [ 18 ] [ 19 ] Этим воспользовались и раздули антисемиты. [ 7 ] [ 18 ] [ 20 ] [ 10 ]

После советского вторжения в Польшу и сталинской оккупации восточной Польши в 1939 году Советы использовали привилегии и наказания для поощрения этнических и религиозных различий охарактеризовал между евреями и поляками, которые Ян Гросс как «институционализацию обиды». [ 21 ] Стереотип укрепился еще и потому, что, как отмечал Яфф Шац , «люди еврейского происхождения составляли значительную часть польского коммунистического движения», хотя «коммунистические идеалы и само движение пользовались лишь очень ограниченной поддержкой» среди польских евреев. [ 6 ] Произошел всплеск антисемитского стереотипа о евреях как о коммунистических предателях; оно переросло в массовые убийства, когда нацистская Германия вторглась в советскую восточную Польшу летом 1941 года. [ 22 ]

Этот стереотип сохранился и в послевоенной Польше, потому что польские антикоммунисты считали польское коммунистическое правительство, контролируемое Советским Союзом, плодом довоенной коммунистической антипольской агитации и связывали его с назначением Советским Союзом евреев на ответственные посты в польском правительстве. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Это также было подкреплено выдающейся ролью небольшого числа евреев в сталинском режиме Польши (в частности, Якуба Бермана и Хилари Минц ). [ 23 ] Майкл К. Стейнлауф отметил, что еврейские коммунисты, несмотря на их небольшую численность, приобрели печально известную репутацию в Польше, «считаются, что они организовали порабощение [этой страны]» и стали «демонизированными» в рамках утки «Жидокомуна » . [ 26 ]

Фон

Антисемитский польский плакат времен польско-советской войны (1919–1920): «Опять еврейские лапы? Нет, никогда!» [ 27 ]

Концепцию еврейского заговора, угрожающего польскому общественному порядку, можно найти в брошюре Rok 3333 czyli sen niesłychany («Год 3333, или Невероятный сон») польского писателя-просветителя и политического активиста Юлиана Урсина Немцевича ; он был написан в 1817 году и опубликован посмертно в 1858 году. Назван «первым польским трудом, в котором в больших масштабах развивается концепция организованного еврейского заговора, непосредственно угрожающего существующей социальной структуре». [ 14 ] [ 12 ] [ 15 ] он описывает Варшаву будущего, переименованную в Мошкополис в честь ее еврейского правителя. [ 15 ]

В конце XIX века Романа Дмовского партия Национально-демократическая характеризовала польских евреев и других оппонентов его партии как внутренних врагов, которые стояли за международными заговорами, враждебными Польше, и которые были агентами беспорядков, разрушения и социализма. [ 28 ] [ 29 ] Историк Антоний Полонский пишет, что перед Первой мировой войной «национал-демократы принесли в Польшу новый и опасный идеологический фанатизм, разделив общество на «друзей» и «врагов» и постоянно прибегая к конспиративным теориям («еврейско-масонский заговор»; « Жидокомуна » «—«Еврей-коммунизм»), чтобы объяснить трудности Польши». [ 30 ] Между тем, некоторые евреи подыгрывали национал-демократической риторике, участвуя в исключительно еврейских организациях, таких как Бунд и сионистское движение . [ 28 ] даже несмотря на то, что другие евреи ревностно участвовали в национальных институтах, таких как Польская армия и режим Юзефа Пилсудского идеологически мультикультурный санационный .

История

Происхождение

Польский пропагандистский плакат 1920 года: «Большевики идут!»

По словам Джоанны Михлич , «образ секуляризованного и радикально левого еврея, стремящегося захватить [страну] и подорвать устои христианского мира», восходит к первой половине XIX века, к трудам Юлиана Михлича. Урсин Немцевич и Зигмунт Красинский ; к концу XIX века оно стало частью политического дискурса в Польше. [ 31 ] Явление, описанное термином «Жидокомуна» , возникло в связи с русской большевистской революцией и было направлено против еврейских коммунистов во время польско-советской войны . Появление советского государства рассматривалось многими поляками как российский империализм в новом обличье. [ 15 ] Заметность евреев как в советском руководстве, так и в Коммунистической партии Польши еще больше усилила такие опасения. [ 15 ] В некоторых кругах «Жидокомуна» стала восприниматься как известный антисемитский стереотип. [ 32 ] выражая политическую паранойю. [ 15 ]

Обвинения в адрес Жидокомуны сопровождали инциденты антиеврейского насилия в Польше во время польско-советской войны 1920 года, узаконенные как самооборона против народа, который был угнетателем польской нации. Некоторые солдаты и офицеры на восточных территориях Польши разделяли убеждение, что евреи были врагами польского национального государства и сотрудничали с врагами Польши. Некоторые из этих войск относились ко всем евреям как к большевикам. Согласно некоторым источникам, антикоммунистические настроения были причастны к антиеврейскому насилию и убийствам в ряде городов, включая резню в Пинске , в которой были убиты 35 евреев, взятых в качестве заложников. Во время Львовского погрома во время польско-украинской войны было убито 72 еврея. Случайные случаи поддержки евреями большевизма во время польско-советской войны способствовали усилению антиеврейских настроений. [ 33 ] [ 34 ]

Концепция « Жидокомуны» широко иллюстрировалась в польской межвоенной политике , включая публикации национал-демократов. [ 35 ] и католическая церковь , выражавшая антиеврейские взгляды. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Во время Второй мировой войны термин «Жидокомуна» стал напоминать еврейско-большевистскую риторику нацистской Германии , Румынии во время войны. [ 39 ] и другие раздираемые войной страны Центральной и Восточной Европы . [ 40 ]

Межвоенный период

В период между двумя мировыми войнами миф о Жидокомуне переплелся с мифом о «преступном еврее». [ 41 ] Статистика 1920-х годов показала низкий уровень еврейской преступности. В 1924 году 72 процента осужденных за преступления были этническими поляками, 21 процент «русинами/украинцами» и 3,4 процента евреями. [ 42 ] Реклассификация методов регистрации преступлений, которая теперь включает мелкие правонарушения, изменила эту тенденцию. К 1930-м годам еврейская криминальная статистика показала рост по сравнению с еврейским населением. Некоторые поляки, особенно в правой прессе, полагали, что эта статистика подтверждает образ «еврея-преступника»; кроме того, политические преступления, совершенные евреями, подвергались более тщательному изучению, что усиливало опасения перед преступной жидокомуной . [ 43 ]

Другим важным фактором было доминирование евреев в руководстве Коммунистической партии Польши (КПП). Согласно многочисленным источникам, евреи были хорошо представлены в КПП. [ 37 ] [ 44 ] Примечательно, что партия имела сильное еврейское представительство на более высоких уровнях. В январе 1936 года национальный состав центральных партийных органов был следующим: из 19 членов КП (центрального комитета) КПП 11 были поляками, 6 евреями (31,6%), 1 белорусом и 1 украинцем. [ 45 ] Евреи составляли 28 из 52 человек «районного актива» КПП (53,8%), 75% ее «издательского аппарата», 90% «международного отдела помощи революционерам» и 100% «технический аппарат» Министерства внутренних дел. В польских судебных разбирательствах против коммунистов в период с 1927 по 1936 год 90% обвиняемых были евреями. Что касается членства, то до ее роспуска в 1938 году 25% членов КПП были евреями; большинство городских членов КПП были евреями, что было значительным числом, учитывая, что в довоенной Польше еврейское меньшинство составляло 8,7% . Некоторые историки, в том числе Джозеф Маркус, уточняют эту статистику, утверждая, что КПП не следует считать «еврейской партией», поскольку она фактически противоречила традиционным еврейским экономическим и национальным интересам. Евреи, поддерживающие КПП, идентифицировали себя как международные коммунисты и отвергали большую часть еврейской культуры и традиций. Однако КПП, наряду с Польской социалистической партией , отличалась решительной позицией против антисемитизма. В соответствии с В кратком изложении Яффа Шаца об участии евреев в довоенном польском коммунистическом движении «[т] на протяжении всего межвоенного периода евреи составляли очень важный сегмент коммунистического движения. Согласно польским источникам и западным оценкам, доля евреев в КПП [Коммунистическая партия Польши] никогда не была ниже 22 процентов. В крупных городах процент евреев в КПП часто превышал 50 процентов, а в небольших городах - часто более 60 процентов. утверждение, что «в маленьких городах, подобных нашему, почти все коммунисты были евреями», не кажется грубым преувеличением». [ 46 ] Именно непропорционально большое представительство евреев в коммунистическом руководстве привело к тому, что настроения Жидокомуны стали широко выражаться в современной польской политике. [ 47 ] Однако общее количество еврейских коммунистов было небольшим и составляло 5 000–10 000 членов или менее 1% польско-еврейского населения. [ 11 ]

Доля голосов коммунистов по вероисповеданию и этнической принадлежности (1928 г.) [ 48 ]
Группа % проголосовали за коммунистов % голосов коммунистов % населения (перепись 1921 г.)
Восточные православные христиане 44%
Украинский: 25%
10%
Униаты украинцы 12% 12%
евреи 7% 14% 11%
католики 4% 16% 64%

По данным некоторых исследований, структура голосования на парламентских выборах в Польше в 1920-е годы показала, что поддержка коммунистов евреями была пропорционально меньше, чем их представительство в общей численности населения. [ 49 ] С этой точки зрения, большая часть поддержки польских коммунистических и просоветских партий исходила не от евреев, а, скорее, от украинских и православных белорусских избирателей. [ 49 ] Шац отмечает, что даже если послевоенные заявления еврейских коммунистов о том, что 40% из 266 528 голосов коммунистов в нескольких списках фронтовых организаций на выборах в Сейм 1928 года принадлежали еврейской общине, были правдой (заявление, которое один источник описывает как «почти наверняка преувеличение"), [ 50 ] это составит не более 5% еврейских голосов за коммунистов, что указывает на то, что еврейское население в целом «далеко не сочувствует коммунизму». [ 51 ] [ 13 ]

По словам Джеффри Копштейна , который анализировал голосование коммунистов в межвоенной Польше, «даже если евреи занимали видное место в руководстве Коммунистической партии, это выдающееся положение не приводило к поддержке на массовом уровне». Только 7% избирателей-евреев поддержали коммунистов на выборах в 1928 году, в то время как 93% из них поддержали некоммунистов (при этом 49% проголосовали за Пилсудского). Просоветская Коммунистическая партия получила большую поддержку со стороны белорусов, чей сепаратизм поддерживался Советским Союзом и был радикализирован между 1922 и 1928 годами в результате сочетания польской дискриминации против них и советского вмешательства в польскую политику; в то время как 7% избирателей-евреев поддерживали коммунистов в 1928 году, это сделали 44% избирателей-православных, в том числе около 25% православных украинцев и эта цифра, вероятно, несколько выше, чем 44% среди белорусов. [ 52 ] Во Львове НПК получила 4% голосов (из которых 35% были евреи), в Варшаве 14% (33% евреи) и в Вильно 0,02% (36% евреи). [ 52 ] Среди избирателей-коммунистов евреи также не были особенно заметными, поскольку только 14% голосов коммунистов принадлежали евреям, меньше 16% голосов католиков. [ 52 ] а большая часть остальных исходит от православных христиан. В то время как одна точка зрения объясняет высокий уровень еврейской поддержки Пилсудского, более высокий, чем любая другая группа, поскольку евреи обращаются к нему как к защитнику, другая точка зрения утверждает, что, столкнувшись с угрозами «национализации» этнического польского государства, белорусы, как правило, обращались к нему как к защитнику. Вместо просоветской стратегии «выхода» и украинцев-униатов, поддерживающих партии этнических интересов, евреи вместо этого выбрали другую стратегию, демонстрируя свою лояльность Польше. Копштейн заключил: «Даже перед лицом как общественных, так и частных предубеждений... [большинство] евреев, таким образом, не были политически ни «интернационалистами», ни этнически исключающими, как показало бы большое количество голосов за партии меньшинства в 1928 году. Скорее они связывали свою судьбу с польским государством... Наши данные не говорят о том, были ли евреи непропорционально представлены в руководстве коммунистических партий межвоенной Польши. Но даже если это было правдой, ... это означает, что евреи не были. голосовать за коммунистов, даже когда их соплеменники возглавляли коммунистические партии». [ 52 ]

Вторжение в Польшу и советскую оккупационную зону

После советского вторжения в Польшу в 1939 году , приведшего к разделу польской территории между нацистской Германией и Советским Союзом (СССР), еврейские общины восточной Польши с некоторым облегчением приветствовали советскую оккупацию, которую они считали «меньшим из двух зол». чем открыто антисемитская нацистская Германия . [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Образ евреев из числа белорусского и украинского меньшинств, размахивающих красными флагами в знак приветствия советских войск, имел большое символическое значение в памяти поляков того периода. [ 56 ] Ян Т. Гросс отметил, что «среди евреев было пропорционально больше сторонников коммунистов, чем среди представителей любой другой национальности среди местного населения». [ 55 ] В дни и недели после событий сентября 1939 года Советы проводили жесткую политику советизации . Польские школы и другие учреждения были закрыты, поляков увольняли с руководящих постов, часто арестовывали и депортировали и заменяли непольским персоналом. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] В то же время 100 000 поляков-евреев сражались, защищая Польшу от нацистско-советского вторжения, а по меньшей мере 434 польских еврея, которым было присвоено офицерское звание польской армии, были убиты Советским Союзом во время Катынской резни из-за их лояльности Польше. . [ 61 ]

Многие поляки возмущались такой переменой судьбы, потому что до войны поляки имели привилегированное положение по сравнению с другими этническими группами Второй республики. Затем, в течение нескольких дней, евреи и другие меньшинства внутри Польши (в основном украинцы и белорусы) заняли новые вакантные должности в советском оккупационном правительстве и администрации, такие как учителя, государственные служащие и инженеры, - должности, которые, по утверждениям некоторых, они занимали. проблемы с достижением при польском правительстве. [ 62 ] [ 63 ] То, что для большинства поляков было оккупацией и предательством, для некоторых евреев, особенно для польских коммунистов еврейского происхождения, вышедших из подполья, было возможностью для революции и возмездия. [ 63 ] [ 64 ]

Такие события еще больше усилили настроения «Жидокомуны» , которая возлагала на евреев ответственность за сотрудничество с советскими властями в импорте коммунизма в разделенную Польшу. [ 63 ] [ 65 ] [ 66 ] После вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году широко распространенное представление об иудео-коммунизме в сочетании с поощрением немецкими нацистами выражения антисемитских взглядов, возможно, было основной причиной массовых убийств евреев поляками-неевреями в северо-восточной польской провинции Ломжа в лето 1941 года, включая, по словам Джоанны Б. Михлич, резню в Едвабне . [ 22 ] Дорис Берген пишет, что «часто именно те польские неевреи, которые были наиболее глубоко замешаны в советских преступлениях, быстрее всего брали на себя инициативу в нападениях на евреев – нападениях, которые служили как для того, чтобы отвести гнев своих соседей, так и для того, чтобы заслужить расположение новых немцев». оккупанты». [ 67 ]

Хотя некоторые евреи изначально извлекли выгоду из последствий советского вторжения, вскоре эта оккупация начала наносить удары и по еврейскому населению; независимые еврейские организации были упразднены, а еврейские активисты арестованы. Сотням тысяч евреев, бежавших в советский сектор, был предоставлен выбор: получить советское гражданство или вернуться в оккупированную немцами зону. Большинство выбрало последнее и вместо этого оказалось депортированным в Советский Союз, где, по иронии судьбы, 300 000 человек избежали Холокоста . [ 63 ] [ 68 ] Хотя в базирующемся в Лондоне польском правительстве в изгнании существовало представительство польских евреев , отношения между евреями в Польше и польским сопротивлением в оккупированной Польше были натянутыми, а вооруженные еврейские группы с трудом могли присоединиться к официальной головной организации польского сопротивления, Армии Крайовой Польский , Армия Крайова или АК), [ 69 ] [ 70 ] руководители которых часто называли их «бандитами». [ 71 ] Большее признание было найдено в меньшем по размеру Армии Людова , вооруженном отделении Польской рабочей партии . [ 72 ] [ 73 ] что приводит к тому, что некоторые еврейские группы действуют под их (и других советских партизанских групп ) покровительством или защитой, что еще больше усиливает восприятие евреев, работающих с Советами против поляков. [ 63 ]

Коммунистический захват Польши после Второй мировой войны

Коммунистическое правительство, поддерживаемое Советским Союзом, было столь же жестко по отношению к некоммунистическим еврейским культурным, политическим и социальным учреждениям, как и по отношению к польским, запрещая все альтернативные партии. [ 74 ] [ 75 ] Тысячи евреев вернулись из ссылки в Советском Союзе, но по мере того, как их число уменьшалось после легализации алии в Израиль, члены ПОРП составляли гораздо больший процент оставшегося еврейского населения. Среди них было несколько еврейских коммунистов, сыгравших весьма заметную роль в непопулярном коммунистическом правительстве и его аппарате безопасности. [ 76 ]

Хилари Минц , третья в Болеслава Берута , политическом триумвирате сталинистских лидеров [ 77 ] стал заместителем премьер-министра, министром промышленности, промышленности и торговли, а также экономики. Он был лично назначен Сталиным сначала в министерство промышленности, а затем в министерство транспорта Польши. [ 78 ] Его жена Юлия Минц [ pl ] стала главным редактором монополизированного Польского агентства печати . Министр Якуб Берман — правая рука Сталина в Польше до 1953 года — держал портфели политической пропаганды и идеологии. Он отвечал за самую крупную и печально известную тайную полицию в истории Польской Народной Республики, Министерство общественной безопасности (UB), в котором работало 33 200 постоянных сотрудников службы безопасности, по одному на каждые 800 польских граждан. [ 77 ]

Враждебность нового правительства к польскому правительству в изгнании во время войны и его подпольному сопротивлению во время Второй мировой войны, которое СМИ обвиняли в национализме, реакционности и антисемитизме и преследовали Берманом, еще больше усилили настроения «Жидокомуны» до такой степени, что в народном сознании появился еврейский большевизм. считалось, что он завоевал Польшу. [ 76 ] Именно в этом контексте, усиленном послевоенным беззаконием, Польша пережила беспрецедентную волну антиеврейского насилия (самым заметным из которых был погром в Кельце ). [ 79 ]

По словам Михаэля Штайнлауфа , польские коммунисты, пришедшие к власти в Польше, были в основном членами КПП, укрывшимися в Москве во время войны, и среди них было много евреев, которые таким образом пережили Холокост. Кроме того, поскольку евреи были исключены из правительства Второй Польской Республики, других евреев привлекла открытость коммунистического правительства принять их. Некоторые евреи изменили свои имена на имена, звучащие по-польски, что в последующие десятилетия породило спекуляции о «скрытых евреях»; однако Штайнлауф говорит, что реальность еврейского представительства в правительстве «далек от стереотипа Жидокомуны » . Параллельно Штайнлауф пишет, что от 1500 до 2000 евреев были убиты в период с 1944 по 1947 год в результате самой сильной волны антиеврейского насилия в истории польско-еврейских отношений. Эти нападения сопровождались классическим кровавым наветом , принесли Польше международную известность и укрепили представление о том, что коммунистическое правительство является единственной силой, которая может защитить евреев. Однако большинство евреев были убеждены широкомасштабными погромами, что в Польше у них нет будущего. К 1951 году, когда правительство запретило иммиграцию в Израиль, в Польше осталось всего 80 000 евреев, и многие из них сделали это, поскольку верили в коммунистическое правительство. [ 80 ]

Сочетание последствий Холокоста и послевоенного антисемитизма привело к резкой массовой эмиграции польских евреев в первые послевоенные годы. Из примерно 240 000 евреев, проживавших в Польше в 1946 году (из которых 136 000 были беженцами из Советского Союза, большинство из которых направлялись на Запад), год спустя осталось только 90 000. [ 81 ] [ 82 ] Что касается этого периода, Андре Герритс писал в своем исследовании «Жидокомуна» , что, хотя впервые в истории они в значительном количестве вошли в высшие эшелоны власти, «первое послевоенное десятилетие было неоднозначным опытом для евреев Востока». Центральная Европа Новый коммунистический порядок предлагал беспрецедентные возможности, а также непредвиденные опасности». [ 83 ]

Сталинские злоупотребления

Во времена сталинизма предпочтительной советской политикой было сохранение важных постов в руках неполяков. В результате «все или почти все директора (презираемого многими Министерства общественной безопасности Польши ) были евреями», как утверждала польская журналистка Тереза ​​Тораньска . , в частности, [ 84 ] [ 85 ] Недавнее исследование Польского института национальной памяти показало, что из 450 человек, занимавших руководящие должности в министерстве в период с 1944 по 1954 год, 167 (37,1%) были евреями по национальности, тогда как евреи составляли лишь 1% послевоенного поляка. население. [ 23 ] Хотя евреи были чрезмерно представлены в различных польских коммунистических организациях, включая аппарат безопасности, по сравнению с их процентом от общей численности населения, подавляющее большинство евреев не участвовало в сталинском аппарате, и действительно большинство из них не поддерживали коммунизм. [ 63 ] Кшиштоф Швагшик процитировал Яна Т. Гросса , который утверждал, что многие евреи, работавшие на Коммунистическую партию, порвали связи со своей культурой (еврейской, польской или русской) и пытались представлять только интересы международного коммунизма или, по крайней мере, этого местного коммунистического правительства. [ 23 ] Лешек В. Глуховский писал:

Трудно оценить, когда польские евреи, вызвавшиеся служить или остаться в послевоенных коммунистических силах безопасности, начали осознавать то, что советские евреи осознали ранее, что при Сталине, как выразился Аркадий Ваксберг: «если бы кто-то по имени Рабинович руководил массовым расстрелом, его воспринимали не просто как начальника ЧК, а как еврея, а если кто-то по фамилии Абрамович отвечал за массовую борьбу с эпидемией, его воспринимали не как еврея, а как хорошего врача». [ 86 ]

Среди известных еврейских чиновников польской тайной полиции и служб безопасности были министр Якуб Берман , правая рука Иосифа Сталина в ПРЛ ; Вице-министр Роман Ромковский (заместитель главы ОБМ ), реж. Джулия Бристигер (5-й отдел), реж. Анатолий Фейгин (10-й отдел или пресловутое Особое бюро), заместитель директора. Юзеф Святло (10-й отдел), полковник Юзеф Ружанский и другие. Святло, «мастер пыток», бежал на Запад в 1953 году. [ 86 ] в то время как Ромковский и Ружанский оказались среди еврейских козлов отпущения за польский сталинизм в политических потрясениях после смерти Сталина, оба были приговорены к 15 годам тюремного заключения 11 ноября 1957 года за грубые нарушения закона о правах человека и злоупотребления властью, но освобождены в 1964 году. [ 86 ] [ 87 ] В 1956 году из тюрем было освобождено более 9000 политиков-социалистов и популистов. [ 88 ] Несколько еврейских функционеров сил безопасности предстали перед судом в процессе десталинизации. По словам Хизер Ласки, не случайно высокопоставленные сталинские чекисты, которых судил Гомулка, были евреями. [ 89 ] Владислав Гомулка был схвачен Святло, заключен в тюрьму Ромковским в 1951 году и допрошен им и Фейгиным. Гомулка избежал физических пыток только будучи близким соратником Иосифа Сталина . [ 90 ] и был выпущен три года спустя. [ 91 ] Согласно некоторым источникам, отнесение сил безопасности к еврейскому институту, которое в разное время распространялось в послевоенной антикоммунистической прессе, коренилось в «Жидокомуне» : одним из факторов стала вера в то, что тайная полиция была преимущественно еврейской. способствуя послевоенному восприятию евреев как агентов сил безопасности. [ 92 ]

вновь Настроения жидокомуны появились во времена тяжелых политических и социально-экономических кризисов в сталинской Польше. После смерти Польской объединенной рабочей партии лидера Болеслава Берута в 1956 году десталинизация и последующая борьба между соперничающими фракциями, казалось, возложили вину за эксцессы сталинской эпохи. По словам Глуховского, «польские коммунисты привыкли перекладывать бремя собственных неудач в достижении достаточной легитимности среди польского населения в течение всего коммунистического периода на плечи евреев в партии». [ 86 ] Как описано в одном историческом отчете, партия, придерживающаяся жесткой линии Натолина , «использовала антисемитизм как политическое оружие и нашла отклик как в партийном аппарате , так и в обществе в целом, где традиционные стереотипы о коварной еврейской паутине политического влияния и экономической выгоды всплыл на поверхность, но теперь в контексте «иудео-коммунизма», «Жидокомуны». [ 93 ] Лидер «Натолина» Зенон Новак ввел концепцию «иудео-сталинизации» и возложил вину за неудачи, ошибки и репрессии партии на «еврейских аппаратчиков ». Документы этого периода фиксируют антисемитские настроения в польском обществе, включая избиения евреев, потерю работы и преследования. Эти вспышки антисемитских настроений как со стороны польского общества, так и среди рядовых членов правящей партии спровоцировали исход около 40 000 польских евреев в период с 1956 по 1958 год. [ 94 ] [ 95 ]

изгнание 1968 года

Настроения жидокомуны были вновь разожжены польской коммунистической государственной пропагандой в рамках польского политического кризиса 1968 года . Политические беспорядки конца 1960-х годов, примером которых на Западе стали все более жестокие протесты против войны во Вьетнаме , были тесно связаны в Польше с событиями Пражской весны , которая началась 5 января 1968 года, породив среди интеллигенции надежды на демократические реформы. Кульминацией кризиса стало вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию 20 августа 1968 года. [ 96 ] [ 97 ] Репрессивное правительство Владислава Гомулки ответило на студенческие протесты и забастовки по всей Польше (Варшава, Краков) массовыми арестами, а также началом антисионистской кампании внутри Коммунистической партии по инициативе министра внутренних дел Мечислава Моцара , также известного как Миколай Дёмко. и наиболее известен своей ксенофобской и антисемитской позицией. [ 98 ] Чиновников еврейского происхождения обвиняли «в большей части, если не во всех, преступлений и ужасов сталинского периода». [ 99 ]

Кампания, начавшаяся в 1967 году, стала хорошо продуманным ответом на Шестидневную войну и последующий разрыв Советским Союзом всех дипломатических отношений с Израилем . Польских фабричных рабочих заставили публично осудить сионизм. По мере того, как националистическая «Партизанская» фракция министра внутренних дел Мечислава Моцара становилась все более влиятельной в Коммунистической партии, распри внутри Польской коммунистической партии привели к тому, что одна фракция снова сделала козлами отпущения оставшихся польских евреев, пытаясь перенаправить на них общественный гнев. После победы Израиля в войне польское правительство, следуя примеру Советского Союза, начало антисемитскую кампанию под прикрытием «антисионизма», в которой Моцара и партийного секретаря Владислава Гомулки ведущие роли играли фракции ; однако кампания не нашла отклика у широкой общественности, поскольку большинство поляков видели сходство между борьбой Израиля за выживание и прошлой борьбой Польши за независимость. Многие поляки чувствовали гордость за успехи израильской армии, в которой доминировали польские евреи. Лозунг «Наши евреи победили советских арабов» [ 100 ] был очень популярен среди поляков, но вопреки желанию коммунистического правительства. [ 101 ] В следующем году антисемитская политика правительства принесла еще больше успехов. В марте 1968 года Польшу охватила волна волнений среди студентов и интеллигенции, не связанных с арабо-израильской войной (события стали известны как мартовские события 1968 года ). Кампания преследовала несколько целей, в первую очередь подавление протестов, которые были названы вдохновленными «пятой колонной» сионистов; он также использовался как тактика в политической борьбе между Гомулкой и Мочаром, которые оба разыграли еврейскую карту в националистических призывах. [ 99 ] [ 102 ] [ 103 ] Результатом кампании стало фактическое изгнание из Польши за два года тысяч еврейских специалистов, партийных чиновников и сотрудников государственной безопасности. По иронии судьбы, фракция Мочара не смогла свергнуть Гомулку своими пропагандистскими усилиями. [ 104 ]

Как отмечает историк Дариуш Стола, антиеврейская кампания сочетала в себе теории заговора вековой давности, переработанные антисемитские утверждения и классическую коммунистическую пропаганду. Что касается адаптации настроений « Жидокомуны» к коммунистической Польше, Стола предположил: «Как это ни парадоксально, но, вероятно, самым мощным лозунгом коммунистической пропаганды в марте было обвинение в том, что евреи были ревностными коммунистами. Их обвиняли в большей части, если не во всех, о преступлениях и ужасах сталинского периода Миф об иудео-большевизме был хорошо известен в Польше со времен русской революции и польско-большевистской войны. 1920 года, однако его модель 1968 года заслуживает интереса как инструмент коммунистической пропаганды. Это обвинение использовало и развивало популярный стереотип еврейского коммунизма для очищения коммунизма: евреи были темной стороной коммунизма; все, что было неправильно в коммунизме, было связано с ними. " [ 99 ] Коммунистическая элита использовала обвинения «евреи как сионисты», чтобы добиться чистки от евреев научных и культурных учреждений, издательств, а также национальных теле- и радиостанций. [ 105 ] В конечном итоге коммунистическое правительство спонсировало антисемитскую кампанию, в результате которой большинство оставшихся евреев были вынуждены покинуть Польшу. [ 106 ] «Партизанская» фракция Моцара пропагандировала идеологию, которую описывали как «жуткую реинкарнацию» взглядов Партии национальной демократии до Второй мировой войны , и даже временами эксплуатировала настроения Жидокомуны . [ 107 ] Стола также говорит, что одним из результатов антисемитской кампании 1968 года была полная дискредитация коммунистического правительства в глазах общественности. Когда в 1970-х и 1980-х годах в Польше коммунистическое правительство использовало концепцию еврея как «угрожающего другого» в своих нападках на политическую оппозицию, включая «Солидарность» профсоюзное движение и Комитет защиты рабочих ( Komitet Obrony Robotników). , или КОР ), оно оказалось совершенно неудачным. [ 99 ]

Связь с другими антисемитскими убеждениями

По словам Найала Фергюсона , при советской власти к евреям в некотором смысле относились лучше, чем при польском, что привело к лучшей интеграции в гражданское общество. [ 18 ] Это было быстро подхвачено и преувеличено. [ 7 ] поляками как доказательство «предполагаемой близости между иудаизмом и большевизмом». [ 18 ] Вековой страх перед Россией в сочетании с антикоммунистическими и антисемитскими настроениями подкреплял это убеждение. [ 10 ] [ 14 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 16 ] и, в свою очередь, усилили идеи предполагаемого еврейского «заговора» с целью мирового господства . [ 10 ] кто верил в «Жидокомуну», большевизм и коммунизм были «современными средствами давней попытки еврейского политического завоевания Польши; заговорщикам «Жидокомуны» наконец удалось создать « Иудео-Полонию . » По словам Дэвида Ваймана и Чарльза Розенцвейга, для тех , [ 20 ] По мнению Яффа Шаца, это имело негативные результаты , «поскольку антисемитизм был одной из главных сил, привлекавших евреев в коммунистическое движение, жидокомуна означала превращение последствий антисемитизма в причину его дальнейшего роста». [ 6 ] [ 108 ]

Обсуждение мифа о Жидокомуне и его связи с более широкой темой польско-еврейских отношений остается деликатной темой в польском обществе. [ 109 ] Омер Бартов пишет, что «недавние статьи и заявления, похоже, указывают на то, что миф о Жидокомуне... не исчез», о чем свидетельствуют труды таких ученых, как Марек Ходакевич существовала нелояльность евреев к Польше. , которые утверждают, что во время советской оккупации . [ 110 ] [ а ] Джоанна Б. Михлик и Лоуренс Вайнбаум утверждают, что в польской историографии после 1989 года произошло возрождение «этнонационалистического исторического подхода». [ 111 ] По словам Михлича, среди некоторых польских историков «[миф о Жидокомуне] служил цели рационализации и объяснения участия этнических поляков в убийствах своих еврейских соседей и, таким образом, минимизации криминального характера убийства». [ 111 ] [ 112 ]

См. также

Библиография

  • Бартов, Омер (2007). Стерто: исчезающие следы еврейской Галичины в современной Украине . Издательство Принстонского университета. п. 206. ИСБН  9780691131214 . Некоторые молодые польские ученые снова заявляют, что еврейские граждане страны были нелояльны к ней во время советской оккупации и поэтому их пришлось подавлять силами государства.

Пояснительные примечания

  1. Бартов ссылается на книгу Ходакевича «После Холокоста» , написанную о послевоенном насилии в Польше после советского переворота. На фоне бушующего польского антикоммунистического восстания польские еврейские коммунисты, вернувшиеся из Советского Союза, боролись за установление революционного марксистско-ленинского режима, тем самым усиливая стереотип о Жидокомуне среди некоторых поляков. По его словам, некоторые молодые ученые в Польше поставили под сомнение лояльность евреев во время советской оккупации, что отражает «правый поворот» в польской политике. Бартов имеет в виду, в частности, Марека Яна Ходакевича и Марека Вержбицкого . [ 110 ]

Ссылки

  1. ^ Гершон Дэвид Хундерт , Институт еврейских исследований YIVO. Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO: 2 тома . Издательство Йельского университета, 2008.
  2. ^ Смит, С.А., изд. (2014). Оксфордский справочник по истории коммунизма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 206. ИСБН  9780191667510 . Здесь антикоммунизм слился с антисемитизмом, как предполагают такие концепции, как польская жидокомуна (иудео-коммунизм).
  3. ^ Перейти обратно: а б Стоун, Дэн (2014). Прощай, все это?: История Европы с 1945 года . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 265. ИСБН  978-0-19-969771-7 .
  4. ^ Михник, Адам ; Марчик, Агнешка (2018). «Введение: Польша и антисемитизм». В Михнике, Адам; Марчик, Агнешка (ред.). Против антисемитизма: Антология польских сочинений двадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. xvii (xi–2). ISBN  978-0-1-90624514 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Беловусов, Владислав (2013). Свобода слова: импорт конституционных моделей Европы и США в странах переходной демократии . Рутледж . п. 151. ИСБН  978-1-135-07198-1 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Яфф Шац (1 января 1991 г.). Поколение: взлет и падение еврейских коммунистов Польши . Издательство Калифорнийского университета. п. 95. ИСБН  978-0-520-07136-0 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Полонский, Антоний ; Михлич, Джоанна Б. , ред. (2003). «Пояснительные записки» . Реакция соседей: спор по поводу резни в Едвабне в Польше . Издательство Принстонского университета. п. 469. ИСБН  978-0-691-11306-7 .
  8. ^ Краевский, Станислав (2000). «Евреи, коммунизм и еврейские коммунисты». Архивировано 30 октября 2018 года в Wayback Machine . В Андраше Коваче (ред.). Еврейские исследования в ЦЕУ: Ежегодник 1996–1999 гг. Центральноевропейский университет.
  9. ^ С. А. Смит (9 января 2014 г.). Оксфордский справочник по истории коммунизма . ОУП Оксфорд. стр. 245–. ISBN  978-0-19-166752-7 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Герритс, Андре (1995). «Антисемитизм и антикоммунизм: миф о «иудео-коммунизме» в Восточной Европе». Восточноевропейские еврейские дела . 25 (1), 71 (49–72). дои : 10.1080/13501679508577796
  11. ^ Перейти обратно: а б с Мендес, Филип (2014). Евреи и левые: взлет и падение политического союза . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-1-137-00829-9 . OCLC   865063358 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. Страницы 47–48.
  13. ^ Перейти обратно: а б Джафф Шац. «Евреи и коммунистическое движение в межвоенной Польше». В: Джонатан Франкель. Темные времена, тяжелые решения: евреи и коммунизм. Исследования современного еврейства. Издательство Оксфордского университета, США, 2005, с. 211.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Магдалена Опальски, Исраэль Барталь . Поляки и евреи: несостоявшееся братство. Университетское издательство Новой Англии, 1992. P29-30.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Энтони Полонский, Поляки, евреи и проблемы разделенной памяти , Университет Брандейса , Уолтем , Массачусетс , страница: 20 (файл PDF: 208 КБ)
  16. ^ Перейти обратно: а б Эзра Мендельсон, Исследования современного еврейства , Oxford University Press, США, 2004 г., ISBN   0-19-517087-3 , Google Print, стр. 279.
  17. ^ Копштейн, Джеффри С. и Джейсон Виттенберг. «Кто голосовал за коммуниста? Пересмотр социальных основ радикализма в межвоенной Польше». Славянское обозрение 62.1 (2003): 87–109.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Найл Фергюсон, Мировая война , The Penguin Press, Нью-Йорк, 2006 г., стр. 422.
  19. ^ «ЙИВО | Коммунизм» .
  20. ^ Перейти обратно: а б Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост. Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996.
  21. ^ Ян Томаш Гросс (29 октября 2002 г.). Соседи: уничтожение еврейской общины в Едвабне, Польша Книги о пингвинах. п. хв. ISBN  978-0-14-200240-7 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. Страницы 170–180.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Швагжик, Кшиштоф Швагжик (2005). "Евреи в руководстве СБУ. Стереотип или реальность?" [Евреи в органах польской тайной безопасности. Стереотип или реальность?] (PDF) . Вестник Института национальной памяти (на польском языке). 11 : 37–42.
  24. ^ Роберт Блобаум (2005). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Издательство Корнельского университета. п. 13. ISBN  0-8014-4347-4 .
  25. ^ Наталья Алексюн. « Еврейские ответы на антисемитизм в Польше, 1944–1947 ». В: Джошуа Д. Циммерман, изд. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий . Издательство Рутгерского университета, 2003.
  26. ^ Штайнлауф, Майкл (1995). «Поколение: взлет и падение еврейских коммунистов Польши. Яфф Шац. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1991. x, 408 стр. Библиография. Указатель. Твердый переплет» . Славянское обозрение . 54 (2): 537–538. дои : 10.2307/2501713 . ISSN   0037-6779 . JSTOR   2501713 . S2CID   164606859 .
  27. ^ Дымарчик, Вальдемар (31 октября 2014 г.). «Война на стене. Анализ польских и советских военных плакатов» (PDF) . Качественный социологический обзор . Х (4): 22 (6–30).
  28. ^ Перейти обратно: а б Брайан Портер. Когда национализм начал ненавидеть: представляя современную политику в Польше девятнадцатого века. Издательство Оксфордского университета, США, 2002. Страницы 230 и далее.
  29. ^ См. также Теодора Р. Уикса. От ассимиляции к антисемитизму: «еврейский вопрос» в Польше, 1850–1914 гг . Де-Калб: Издательство Университета Северного Иллинойса. 2006.
  30. ^ Энтони Полонский. «Дело Дрейфуса и польско-еврейское взаимодействие, 1890–1914». Еврейская история , том 11, вып. 2: 21–40. Страница 40.
  31. ^ Михлич, Джоанна (2007). «Советская оккупация Польши, 1939–41 и стереотип антипольского и просоветского еврея». Еврейские социальные исследования . 13 (3): 135–176. JSTOR   4467778 .
  32. ^ Роберт Блобаум. Антисемитизм и его противники в современной Польше Издательство Корнельского университета, 2005, стр. 81–82.
  33. ^ (на английском языке) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 41–42 . ISBN  978-0-7864-0371-4 .
  34. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другому. Миф и антиеврейское насилие между 1919 и 1939 годами: расследование, рационализация и оправдание насилия . Университет Небраски Press, 2006. P117ff.
  35. ^ Дэниел Блатман , «Встреча евреев и поляков в Люблинском районе после освобождения, 1944–1945», East European Politics & Societies , 2006, vol. 20, нет. 4 (598–621), стр. 601.
  36. ^ Дэниел Блатман. «Встреча евреев и поляков в Люблинском районе после освобождения, 1944–1945». Восточноевропейская политика и общества , 2006, Том. 20, № 4, 598–621.
  37. ^ Перейти обратно: а б Дариуш Либионка. « Чужой, враждебный, опасный: образ евреев и «еврейский вопрос» в польско-католической прессе 1930-х годов. Архивировано 19 мая 2011 года в Wayback Machine » Исследования Яд Вашем. 32 (2004): 248–252.
  38. ^ Роберт Блобаум. Антисемитизм и его противники в современной Польше Издательство Корнельского университета, 2005, с. 110.
  39. ^ Джордж Войку (2004). Понятие «иудео-большевизм» в румынской военной прессе . Студия Гебраика. [ постоянная мертвая ссылка ] стр.55-68
  40. ^ А. Герритс (1995). Антисемитизм и антикоммунизм: миф о «иудео-коммунизме» в Восточной Европе . Восточноевропейские еврейские дела. 25,1,49–72
  41. ^ Блобаум, Роберт (2005). «Криминализация« другого »: преступность, этническая принадлежность и антисемитизм в Польше начала двадцатого века». В Блобауме, Роберт (ред.). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 82 (83–97).
  42. ^ Блобаум 2005 , с. 94.
  43. ^ Блобаум 2005 , стр. 96–97.
  44. ^ Дэниел Блатман, «Встреча евреев и поляков в Люблинском районе после освобождения, 1944–1945», East European Politics & Societies , 2006, vol. 20, нет. 4, 598–621: «Однако межвоенные польско-еврейские отношения были гораздо более сложными и многогранными; нельзя считать роль евреев в польском или мировом коммунистическом движении основным фактором в формировании отношений между двумя национальными группами. Хотя численно они были довольно хорошо представлены в Польской коммунистической партии и ее аналогах в Украине или Литве, еврейские коммунисты представляли собой небольшую политическую и социальную группу, изолированную и практически лишенную влияния на еврейской улице, не говоря уже о поляках».
  45. ^ Хенрик Цимек Евреи в польском коммунистическом движении (1918–1937) .
  46. ^ Пиотровский, Тадеуш (27 января 1998 г.). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 гг . МакФарланд. п. 37 . ISBN  9780786403714 – через Интернет-архив.
  47. ^ Джозеф Маркус (2003). Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 гг . Вальтер де Грюйтер . ISBN  978-90-279-3239-6 . п. 362.
  48. ^ Копштейн, Джеффри С. и Джейсон Виттенберг. «Кто голосовал за коммуниста? Пересмотр социальных основ радикализма в межвоенной Польше». Славянское обозрение 62.1 (2003): 87–109. Страницы 102, 108.
  49. ^ Перейти обратно: а б Роберт Блобаум (1983). Антисемитизм и его противники в современной Польше . Издательство Корнелльского университета . ISBN  978-0-691-11306-7 . п. 97.
  50. ^ Джозеф Маркус. Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939. Вальтер де Грюйтер, 1983. С. 291.
  51. ^ (на английском языке) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 36–37 . ISBN  978-0-7864-0371-4 .
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Джеффри С. Копштейн и Джейсон Виттенберг. « Кто голосовал за коммуниста? Пересмотр социальных основ радикализма в межвоенной Польше" " (PDF) . 31 страница, включая «Заметки». Исследовательская группа Лаборатории сравнительных этнических процессов 5, Энсина-холл, Пало-Альто, 2002 г. При поддержке Стэнфордского университета.
  53. ^ Дов Левин. Меньшее из двух зол: восточноевропейское еврейство при советской власти , 1939–1941 гг. Филадельфия, 1995 год.
  54. ^ Книжный проект «Смерть Хаимке Изкора», JewishGen: Дом еврейской генеалогии
  55. ^ Перейти обратно: а б Ян Томаш Гросс (2002). Революция из-за границы: советское завоевание польской Западной Украины и Западной Белоруссии . Издательство Принстонского университета. п. 32. ISBN  978-0-691-09603-2 .
  56. ^ Бен Сион Пинчук. Лицом к лицу с Гитлером и Сталиным: о еврейском «сотрудничестве» в оккупированной Советским Союзом Восточной Польше, 1939–1941 , стр.63, и Анджей Збиковский. Польские евреи под советской оккупацией, 1939–1941: особые стратегии выживания . В: Джошуа Д. Циммерман, изд. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий . Издательство Рутгерского университета, 2003.
  57. ^ Ежи Ян Лерский, Петр Врубель, Ричард Дж. Козицкий, Исторический словарь Польши, 966–1945 , Greenwood Publishing Group, 1996, ISBN   0-313-26007-9 , Google Print, 538
  58. ^ Пиотровский, Тадеуш (9 января 2007 г.). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 гг . МакФарланд. ISBN  9780786429134 – через Google Книги.
  59. ^ Дэвис, Европа: История , стр. 1001–1003.
  60. ^ Йозеф Крауски, «Образование как сопротивление: польский опыт школьного обучения во время войны», в книге Роя Лоу, « Образование и Вторая мировая война: исследования в области школьного образования и социальных изменений» , Falmer Press, 1992, ISBN   0-7507-0054-8 , Google Print, стр. 128-138.
  61. ^ «Польские евреи – жертвы Катыни | Виртуальный штетл» .
  62. ^ Иштван Деак, Ян Томаш Гросс, Тони Джадт. Политика возмездия в Европе. Издательство Принстонского университета, 2000.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и ж (по-английски) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 49–65 . ISBN  978-0-7864-0371-4 .
  64. ^ Дов Левин. Меньшее из двух зол: восточноевропейское еврейство при советской власти, 1939–1941 гг. Филадельфия, 1995 год.
  65. ^ Роберт Блобаум. Антисемитизм и его противники в современной Польше. Введение. Издательство Корнельского университета, 2005. стр. 13.
  66. ^ Роберт Блобаум. Антисемитизм и его противники в современной Польше. Издательство Корнельского университета, 2005.
  67. ^ Берген, Дорис Л. (2009). Война и геноцид: краткая история Холокоста (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 121. ИСБН  978-0-7425-5715-4 . OCLC   236117389 .
  68. ^ Дэвид Вайман. Мировая реакция на Холокост. Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996.
  69. ^ Израиль Гутман. Евреи Варшавы, 1939–1943: гетто, подполье, восстание. Издательство Университета Индианы, 1982.
  70. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. Страницы 153–156.
  71. ^ Джошуа Д. Циммерман (5 июня 2015 г.). Польское подполье и евреи, 1939–1945 . Издательство Кембриджского университета. стр. 188, 262, 266. ISBN.  978-1-107-01426-8 .
  72. ^ Шмуэль Краковски. «Отношение польского подполья к еврейскому вопросу во время Второй мировой войны». В: Джошуа Д. Циммерман, изд. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий . Издательство Рутгерского университета, 2003. Страницы 100–103.
  73. ^ Иегуда Бауэр. Переосмысление Холокоста. Издательство Йельского университета, 2001.
  74. ^ (на английском языке) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 59–61. ISBN  978-0-7864-0371-4 . Проверено 30 ноября 2010 г.
  75. ^ Станислав Краевский. «Влияние Холокоста на мышление современного польского еврейства. Личный отчет». В: Джошуа Д. Циммерман, изд. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий . Издательство Рутгерского университета, 2003. с. 61
  76. ^ Перейти обратно: а б (по-английски) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 58–64. ISBN  978-0-7864-0371-4 .
  77. ^ Перейти обратно: а б «Документы Якуба Бермана, полученные в архиве Гуверовского института», заархивированы 30 ноября 2010 года в Wayback Machine , Стэнфордского университета Гуверовский институт , 11 августа 2008 года, попечительским советом библиотеки и архивов Гуверовского университета Леланда Стэнфордского университета. Недавние приобретения.
  78. ^ «Центр Уилсона, «Новые данные о Польше в начале холодной войны», Анджей Верблан» (PDF) .
  79. ^ Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост. Издательство Университета Джонса Хопкинса. 1996. стр. 102–113.
  80. ^ Майкл К. Стейнлауф, Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг, Мир реагирует на Холокост . Страницы 112–113 JHU Press, 1996. ISBN   0-8018-4969-1 . 981 страница.
  81. ^ Наталья Алексюн. « Еврейские ответы на антисемитизм в Польше, 1944–1947 ». В: Джошуа Д. Циммерман, изд. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий . Издательство Рутгерского университета, 2003. Страницы 249; 256.
  82. ^ Ричард К. Лукас , Из ада: поляки помнят Холокост, издательство Университета Кентукки, 1989 г. - 201 страница. стр. 13; также у Ричарда К. Лукаса, «Забытый Холокост: поляки под немецкой оккупацией, 1939–1944» , University Press of Kentucky, 1986 – 300 страниц.
  83. ^ Андре Герритс. Миф о еврейском коммунизме: историческая интерпретация . Питер Лэнг, 2009 г., 220 стр. ISBN   90-5201-465-5 . Внесен в библиографию: «Антисемитизм и антикоммунизм: миф о «иудео-коммунизме» в Восточной Европе». Восточноевропейские еврейские дела . 1995, вып. 25, нет. 1:49–72. Страница 61.
  84. ^ Тереза ​​Тораньска , Они: Польские марионетки Сталина , Harper & Row, Нью-Йорк, 1987, ISBN   0-06-015657-0 . [ нужна страница ]
  85. ^ Станислав Краевский, Евреи, коммунизм и еврейские коммунисты. Архивировано 30 октября 2018 года в Wayback Machine.
  86. ^ Перейти обратно: а б с д «Л. В. Глуховский, Бегство Юзефа Святло и поиски еврейских козлов отпущения в Польской объединенной рабочей партии, 1953–1954» (PDF) . Более ранний проект, представленный на Четвертом съезде Ассоциации изучения национальностей . Доклад, представленный Глуховским в Институте Гарримана Колумбийского университета , Нью-Йорк . 17 апреля 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2020 г. . Проверено 28 ноября 2010 г.
  87. ^ Барбара Фиялковска, РОЖАНСКИЙ "ЛИБЕРАЛЕМ" [ постоянная мертвая ссылка ] , 15 декабря 2002 г., Фонд ориентации ABCnet ; см. также: Б. Фиялковска, Борейше и Ружанский. Вклад в историю сталинизма в Польше . ISBN   83-85513-49-3 . (на польском языке)
  88. ^ А. Кемп-Уэлч, Польша при коммунизме: история холодной войны . Страницы 83–85. Издательство Кембриджского университета , 2008. ISBN   0-521-71117-7 . 444 страницы.
  89. Хизер Ласки, Ночные голоса: слышны в тени Гитлера и Сталина . Страницы 191–194 , McGill-Queen's Press MQUP, 2003. ISBN   0-7735-2606-4 . 254 страницы.
  90. ^ «Новый руководитель Польши», журнал LIFE, 26 ноября 1956 г. Страницы: 173–182 , Google Книги.
  91. ^ Nikita Sergeevich Khrushchev, Sergeĭ Khrushchev, George Shriver, Stephen Shenfield, Memoirs of Nikita Khrushchev: Statesman, 1953–1964. Page 643. Penn State Press, 2007. ISBN   0-271-02935-8 . 1126 страниц.
  92. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006. ISBN   0-8032-3240-3 . Страница 205.
  93. ^ Фрэнсис Миллард. « Провал национализма в посткоммунистической Польше 1989–95: историческая перспектива ». В: Брайан Дженкинс, Спирос А. Софос, ред. Нация и идентичность в современной Европе . Рутледж, 1996. Страница 208.
  94. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006, стр. 232 и далее.
  95. ^ Божена Шайнок. « Роль антисемитизма в послевоенных польско-еврейских отношениях ». В: Роберт Блобаум, изд. Антисемитизм и его противники в современной Польше . Издательство Корнелльского университета, 2005, стр. 265.
  96. ^ Рингер, Рональд Э. (27 января 2006 г.). Excel HSC Современная история . Паскаль Пресс. ISBN  9781741252460 – через Google Книги.
  97. ^ Энциклопедия холодной войны , Том 1, Рууд ван Дейк. Страница 374. Тейлор и Фрэнсис, 2008. ISBN   0-415-97515-8 . 987 страниц.
  98. Майкл Костелло, Политическая судьба Мечислава Мочара , репортаж для Радио «Свободная Европа» , 2 июня 1971 года. Архив открытого общества Блинкена . Отсканированный оригинал в формате PDF .
  99. ^ Перейти обратно: а б с д Дариуш Стола. « Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 годов». Архивировано 7 июня 2020 года в Wayback Machine . Исследовательский грант Американского еврейского комитета. См.: Д. Стола, Борьба с тенями (перепечатка), в Роберте Блобауме, изд. Антисемитизм и его противники в современной Польше , Издательство Корнельского университета, 2005.
  100. ^ http://www.wprost.pl/ar/13189/Wojna-zastepcza/?O=13189&pg=1 Наши евреи бьют советских арабов
  101. ^ Ивона Ирвин-Зарека. Издательство «Нейтрализация транзакций с памятью», 1988. Страница 60.
  102. ^ Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост. Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, стр. 120 и далее.
  103. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другому. Миф и антиеврейское насилие между 1919 и 1939 годами: расследование, рационализация и оправдание насилия . Университет Небраски Press, 2006. стр. 240–248.
  104. ^ Вайман, Дэвид С.; Розенцвейг, Чарльз Х. (24 сентября 1996 г.). Мировая реакция на Холокост . Джу Пресс. ISBN  9780801849695 – через Google Книги.
  105. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006, с. 256.
  106. ^ Миколай Куницкий. «Красные и коричневые: Болеслав Пясецкий, польские коммунисты и антисионистская кампания в Польше, 1967–68». Восточноевропейская политика и общества , 2005, Том. 19, № 2, 185–225.
  107. ^ Энтони Полонски, Джоанна Б. Михлик. Реакция соседей: споры по поводу резни в Едвабне в Польше. Издательство Принстонского университета, 2004. Страница 8.
  108. ^ Яфф Шац, «Евреи и коммунистическое движение в межвоенной Польше», Джонатан Франкель, Тёмные времена, Тяжелые решения: евреи и коммунизм: исследования современного еврейства , Oxford University Press, США, 2005, стр. 30.
  109. ^ Марси Шор. « Разговор с призраками: Едвабне, Зидокомуна и тоталитаризм. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine ». Критика: Исследования в истории России и Евразии , Том 6, номер 2, весна 2005 г.: 345–374.
  110. ^ Перейти обратно: а б Бартов 2007 , с. 206.
  111. ^ Перейти обратно: а б Джоанна Б. Михлик. «Советская оккупация Польши, 1939–41 и стереотип антипольского и просоветского еврея». Еврейские социальные исследования . 13, нет. 3 (весна/лето 2007 г.): 135–176. Страница 137
  112. ^ Джоанна Б. Михлик. « Антисемитизм в современной Польше: имеет ли это значение? И для кого это имеет значение? » В: Роберт Д. Черри, Аннамария Орла-Буковска, ред. Переосмысление поляков и евреев: тревожное прошлое, светлое будущее . Роуман и Литтлфилд, 2007. Страница 163.

Дальнейшее чтение

  • Август Грабский, Коммунистическая деятельность среди евреев в Польше, 1944–1949, Варшава, Трио, 2004, ISBN   83-88542-87-7 . (на польском языке)
  • Кристина Керстен, Поляки, евреи, Коммунизм: Анатомия полуправды 1939–68 (Поляки, евреи, Коммунизм: Анатомия полуправды, 1939–68), Варшава, Niezależna Oficyna Wydawnicza, 1992, ISBN   83-7054-026-0 . (на польском языке)
  • Скотт Ури, Баррикады и знамена: революция 1905 года и трансформация варшавского еврейства , Stanford University Press, Стэнфорд, 2012. ISBN   978-0-804763-83-7

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec623378265df906263abe1c5d58cb89__1724281140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/89/ec623378265df906263abe1c5d58cb89.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Żydokomuna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)