Jump to content

Едвабненский погром

Статья с расширенной защитой

Едвабненский погром
Часть Второй мировой войны и Холокоста
Расположение Едвабне , оккупированная немцами Польша.
Координаты 53 ° 17'20 "N 22 ° 18'34" E  /  53,288792 ° N 22,309542 ° E  / 53,288792; 22.309542
Дата 10 июля 1941 г. ( 10.07.1941 )
Тип атаки
Погром / резня
Летальные исходы Не менее 340 польских евреев [1]
Преступники Не менее 40 этнических поляков в сотрудничестве с немецкой военной полицией. [1] [2]
Мотив Антисемитизм , грабежи , возмездие , немецкое подстрекательство [3]
Испытания 1949–1950 испытания ( Польская Народная Республика )
Расследование

Погром в Едвабне резня польских евреев в городе Едвабне , оккупированной немцами Польше , 10 июля 1941 года, во время Второй мировой войны и на ранних этапах Холокоста . [4] По оценкам, число жертв варьируется от 300 до 1600, включая женщин, детей и стариков, многие из которых были заперты в сарае и сожжены заживо. [5]

по меньшей мере 40 этнических поляков Убийство совершили ; их зачинщики заранее договорились об этом с немецким гестапо , полицией безопасности СС или разведкой СС , и они сотрудничали с немецкой военной полицией . [6] [7] По словам историка Яна Т. Гросса , «бесспорными хозяевами жизни и смерти в Едвабне были немцы», которые были «единственными, кто мог решать судьбу евреев». [2]

Информация о резне не получила широкого распространения до 1999–2003 годов. Польские кинематографисты, журналисты и ученые, в частности история Гросса « Соседи: разрушение еврейской общины в Едвабне, Польша » (2001), вызвали общественный интерес. Польши В 2000–2003 годах Институт национальной памяти провел судебно-медицинское расследование убийства; он подтвердил, что непосредственными виновниками были этнические поляки. Страна была шокирована выводами, которые бросили вызов общепринятым представлениям о Холокосте в Польше , в которых основное внимание уделялось страданиям и героизму поляков. [8] и что поляки-неевреи несут небольшую ответственность за судьбу польских евреев. [9]

На поминальной церемонии в Едвабне в 2001 году президент Александр Квасьневский извинился от имени страны, и эти извинения повторил в 2011 году президент Бронислав Коморовский . С приходом к политической власти партии «Право и справедливость» (ПИС) в 2015 году этот вопрос снова стал спорным. У PIS противоречивая « историческая политика »; Президент Анджей Дуда публично раскритиковал извинения Коморовского. [10] [11]

Фон

Едвабне

случайно Синагога Едвабне сгорела в 1913 году.

Еврейская община в Едвабне была основана в 17 или 18 веке. [12] В 1937 году 60 процентов населения составляли этнические поляки и 40 процентов евреи. В 1939 году общая численность населения составляла от 2720 до 2800 человек. [13] В то время около 10 процентов населения Польши — 35 миллионов — были евреями; это было самое большое еврейское население в мире. [14]

Многие в регионе поддержали Национальной партии отделение Национального демократического движения. [15] правый и антисемитский [16] блок, который стремился противостоять экономической конкуренции евреев с католиками и выступал против польского социалистического правительства Юзефа Пилсудского и его преемников. [17] Довоенные польско-еврейские отношения в городе были относительно хорошими до 1939 года. [18] В самый напряженный момент, когда несколько дней спустя в Едвабне была убита еврейская женщина, а несколько дней спустя был убит польский крестьянин в другом городе, пошел слух, что едвабненские евреи отомстили. Евреи ожидали погрома, но вмешались местный священник и раввин и вместе решили проблему. [17]

По словам польской журналистки Анны Биконт , жители Едвабне знали о Радзиловском погроме 1933 года в соседнем Радзилуве , организованном фракцией Национальной демократии крайне правой « Лагерь Великой Польши » ( ОВП ). [16] Организация назвала насилие «революцией» против польского государства, которое она считала защитником евреев. Один еврей был убит погромщиками, четверо погромщиков убиты польской полицией; Затем OWP была запрещена правительством Польши за антигосударственную и расистскую деятельность. [16] Архивные документы показывают, что правительство Польши в то время было враждебно по отношению к польскому националистическому движению из-за нападок последнего на евреев, а также из-за его оппозиции польскому государству; правительство чувствовало ответственность за евреев и пыталось защитить их, арестовывая агрессивных националистов, и считало евреев пытающимися продемонстрировать лояльность польскому государству. [16]

Вторая мировая война

Вторая мировая война в Европе началась 1 сентября 1939 года с вторжения нацистской Германии в Польшу . Позже в том же месяце Советская Красная Армия вторглась в восточные регионы Польши в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа . [19] Немцы передали территорию вокруг Едвабне Советам в соответствии с германо-советским договором о границе от 28 сентября 1939 года. [20] Анна М. Чиенчала пишет, что большинство евреев по понятным причинам приветствовали Советы как «меньшее зло, чем немцы», хотя ортодоксальное еврейское большинство отвергало их идеологию, а бизнесмены и ассимилированная еврейская интеллигенция не доверяли их намерениям; и довольно скоро Советы выступили против еврейской интеллигенции, арестовали лидеров Еврейского Бунда и национализировали частный бизнес. [21] Согласно документам НКВД (советской тайной полиции) о Едвабне и его окрестностях, «немногие евреи были задействованы в качестве агентов и информаторов, фактически меньше, чем поляки», пишет Чиенчала. [22] Некоторые молодые евреи соглашались на работу в нижних рядах советской администрации и милиции, поскольку «они верили в коммунистические лозунги равенства и социальной справедливости, а также приветствовали возможность подняться по карьерной лестнице». [21] Тем не менее, в сознании поляков запомнился «образ евреев, приветствующих Советы». [23] и сотрудничество некоторых евреев-коммунистов с НКВД. [23]

Анна Биконт пишет, что во время советской оккупации поляки и евреи Едвабне имели разный опыт общения с местной милицией, которая предоставила властям имена антикоммунистических и антисемитских членов Национальной партии : «Польские отчеты повторяли, что [милиция] состояла из Сами евреи говорят о евреях, которые принесли пользу Советам в этот первый период, но они подчеркивают, что [эти евреи] были скорее исключением, чем правилом». [24] Независимо от масштабов сотрудничества, оно «укрепило широко распространенный стереотип иудео-коммунизма, пропагандируемый правыми партиями до войны», пишут Ежи Луковский и Хуберт Завадский. [25] Кшиштоф Персак пишет, что антисемитский стереотип еврейского коммунизма, использовавшийся Национальной партией до войны, обусловил представление о евреях как о советских коллаборационистах; уход советских войск стал тогда поводом для мести: «Хотя немцы контролировали ситуацию в Едвабне, нет сомнения, что среди местных поляков нетрудно было найти десятки желающих участвовать в геноцидных убийствах... После двух лет жестокая оккупация, местные поляки приветствовали Вермахт как освободителей. Они также испытывали сильный рефлекс мести по отношению к советским коллаборационистам, причем евреи рассматривались как таковые в целом . Отношение к последним было обусловлено широко распространенным в этом районе антисемитизмом. ... В результате сочетания всех этих факторов немецкое вдохновение и поддержка в Едвабне встретились в благоприятных условиях». [26]

После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года немецкие войска снова захватили Едвабне и другие части Польши, оккупированные Советским Союзом. [27] Американский историк Кристофер Браунинг пишет: «Преступные приказы сверху и насильственные импульсы снизу создали атмосферу непримиримого насилия. [28]

Волна погромов

Вскоре после вторжения Германии на контролируемую Советским Союзом территорию Польши в конце июня 1941 года Генрих Гиммлер , самый могущественный нацист после Адольфа Гитлера , [29] жаловался, что в только что завоеванном польском крае, где расположено Едвабне, не вспыхнули погромы. [30]

На жалобу отреагировал подчиненный Гиммлера Райнхард Гейдрих , начальник Главного управления безопасности Рейха , командующего немецкой полицией безопасности, или Sicherheitspolizei , которая, в свою очередь, контролировала военизированные эскадроны смерти СС, или Einsatzgruppen . [30] 29 июня и 2 июля 1941 года Гейдрих издал приказы, касающиеся недавно захваченной польской территории, ранее контролировавшейся Советским Союзом. Это было сделано для того, чтобы немецкие войска поддержали «акции самоочищения» местных антисемитских активистов и антикоммунистов против людей, предположительно сотрудничавших с советской оккупацией, — польских коммунистов и евреев. [30] Подстрекательство к массовым убийствам в недавно завоеванном регионе было частью немецкой операции по уничтожению, и документы показывают некоторое сходство между ними. [30] [31]

Гейдрих приказал: «Никаких препятствий не должно создаваться усилиям, направленным на самочистку среди антикоммунистических и антиеврейских кругов на вновь оккупированных территориях. Наоборот, они должны возбуждаться бесследно, а если понадобится — усилить и направить в правильное русло, но таким образом, чтобы местные «кружки самообороны» не могли ссылаться на данные им приказы или политические обещания». [32]

Историк Холокоста Питер Лонгерих писал в 2007 году: «Даже если убийства были совершены местными жителями – или, точнее, группой из сорока или около того мужчин, отличных от других представителей коренного населения, в основном не из самого города, а из окрестности - более тщательный анализ преступления теперь показал, что погром был спланирован подразделением немецкой полиции безопасности . Вероятно, это был коммандос из отделения гестапо в Цихенау, который был прикомандирован к айнзацгруппе B в качестве вспомогательного отряда. организовал несколько погромов в западной части Белостокского воеводства (в котором располагалось Едвабне) для этой цели нанял местных поляков в качестве вспомогательной «погромной полиции»». [33]

После немецкой оккупации польские жители участвовали в погромах против евреев в 23 населенных пунктах Ломжинского и Белостокского районов Подляского воеводства с разной степенью участия Германии. В основном меньшие нападения произошли в Бельске-Подляском (деревня Пилки), Хороще , Чижеве , Гонёндзе , Граево , Ясионовке , Клещеле , Кнышине , Кольно , Кузнице , Наревке , Пёнтнице , Радзялове Щучин , Райгруде , Соколох , Стависках , . , , Суховоле Тшцянне , Тыкоцин , Василькув , Вонсош и Визна . [34] 5 июля 1941 года во время погрома в Вонесе польские жители зарезали ножами и забили до смерти около 150–250 евреев. Сообщается , что два дня спустя, во время погрома в Радзилове , местные поляки убили 800 евреев, 500 из которых были сожжены в сарае. Убийства произошли после того, как в города прибыло гестапо. [35]

В 2011 году историки Берт Хоппе и Хилтруд Гласс отметили, что во всех массовых убийствах на оккупированных немцами территориях есть признаки ведущей роли немецких подразделений даже там, где убийцами были не немцы, например, в Едвабне. [36]

За несколько дней до резни в Едвабне еврейское население города увеличилось за счет прибытия беженцев из близлежащих Радзилова и Визны. В Визне польский «гражданский глава» города ( wójt ) приказал изгнать еврейскую общину; 230–240 евреев бежали в Едвабне. [37]

По разным данным, пишет Персак, немцы создали в Едвабне фельджандармерию , укомплектованную восемью или одиннадцатью военными полицейскими. [38] Сообщается, что полиция создала «коллаборационистский гражданский городской совет» во главе с бывшим мэром Марианом Каролаком. Каролак создал местную полицию, в которую входили Евгениуш Калиновский и Ежи Ладанский. Сообщается, что в состав городского совета входили Евгениуш Сливецкий, Юзеф Собутка и Юзеф Василевский. Кароль Бардон, переводчик для немцев, возможно, также был членом. [37]

Персак пишет, что территория вокруг Ломжи и западного Белостока была одной из немногих территорий с польским большинством, которые с 1939 года испытывали жестокость советской оккупации. Таким образом, когда в 1941 году пришли немцы, население увидело в них освободителей; вместе с историческим антисемитизмом это создало условия для немецкого подстрекательства. [39]

Едвабненский погром (1941)

10 июля 1941 г.

Существует общее мнение, что сотрудники немецкой тайной полиции или разведки были замечены в Едвабне утром 10 июля 1941 года или накануне и встретились с городским советом. [40] В показаниях свидетеля Шмуэля Васерштайна в 1945 году говорилось, что восемь гестаповцев прибыли 10 июля и встретились с городскими властями. [15] Другой свидетель сообщил, что прибыли четыре или пять гестаповцев и «они начали разговаривать в ратуше». «Гестаповцем» называли любого немца в черной форме, пишет Персак. Свидетели заявили, что, по их мнению, встреча была проведена для обсуждения убийства городских евреев. [а]

По сообщению IPN , 10 июля 1941 года в Едвабне начали прибывать поляки из близлежащих деревень «с намерением принять участие в преднамеренном убийстве еврейских жителей города». [1] Гросс пишет, что ведущую роль в погроме сыграли четверо мужчин, в том числе Ежи Лауданьский и Кароль Бардонь, которые ранее сотрудничали с советским НКВД , а теперь пытались выдать себя за ревностных коллаборационистов с немцами. [42] Он также пишет, что никакая «длительная организованная деятельность» не могла вестись в городе без согласия немцев. [43] [44] [45] [б]

Евреев города выгнали из домов и вывели на рыночную площадь, где им приказали пропалывать территорию, выдергивая траву из-под брусчатки. При этом их избивали и заставляли танцевать или выполнять упражнения жители Едвабне и окрестностей. [1] [41]

диаграмма
Место преступления в Едвабне, составлено на основе документов польского суда. [ нужна ссылка ]

Вызывая антисемитский стереотип « Жидокомуна » в отношении своих жертв, которые, по их утверждениям, сотрудничали с советским режимом, [39] [с] 40–50 мужчин-евреев заставили снести статую Ленина на соседней площади и перенести часть статуи на деревянных носилках на рыночную площадь, а затем в ближайший сарай, [1] во время пения коммунистических песен. Шествие возглавили местный раввин Авигдор Бялостоцкий и кошерный мясник Мендель Норнберг. [41] По словам очевидца Шмуэля Васерштайна, группу отвезли в сарай, где заставили выкопать яму и бросить туда статую. Затем их убили и похоронили в той же яме. [48] Следователи польского правительства обнаружили эту могилу во время частичной эксгумации в 2001 году . В нем находились останки около 40 мужчин, кошерный нож мясника и голова бетонной статуи Ленина. [49]

Большую часть оставшихся евреев Едвабне, около 300 мужчин, женщин, детей и младенцев, затем заперли в сарае, который подожгли, вероятно, с использованием керосина из бывших советских запасов. [1] Эту группу похоронили в сарае рядом с первой группой. В ходе эксгумации 2001 года была обнаружена братская могила в фундаменте сарая и еще одна рядом с фундаментом. [50]

Несколько свидетелей сообщили, что видели, как немецкие фотографы фотографировали резню. Также высказывались предположения, что погром был снят на видео. [1]

Выжившие

Еврейские дети со своими школьными учителями, Едвабне , 1933 год, в том числе трое мальчиков, которые пережили войну, спрятавшись на Антонины Выжиковской ферме . Задний ряд, второй слева: Шмуль Васерштайн (давший заявление в 1945 году); в-третьих, Моше Ольшевич; и четвертый, Янкель Кубжаньски. [51]

IPN установил, что накануне вечером некоторые евреи были предупреждены знакомыми-неевреями о том, что «против евреев готовится коллективная акция». [1] От 100 до 125 евреев, спасшихся от погрома, жили в открытом гетто в Едвабне, а затем в ноябре 1942 года их перевели в гетто Ломжи. Некоторые бежали в другие города. [52] В ноябре 1942 года, когда немцы начали сажать узников гетто в поезда в концентрационный лагерь Освенцим для уничтожения, семеро из них — Моше Ольшевич, его жена Лея и его брат Дов; Леа и Джейкоб Кубран; Юзеф Грондовский; и Шмуэль Васерштайн снова сбежали в соседнюю деревню Янчевко . [ нужна ссылка ] Там их прятали Антонина Выжиковская и Александр Выжиковский на ферме пары с ноября 1942 года по январь 1945 года. [53] [54] Несмотря на очень «агрессивное отношение со стороны польских соседей» и проверки немецкого персонала, [55] Выжиковским удавалось скрывать группу до тех пор, пока Красная Армия не освободила Янчевко от немецких оккупантов в январе 1945 года. Вскоре после этого Выжиковские были избиты группой польских националистов за помощь евреям; паре пришлось покинуть этот район, и в конце концов они переехали в Милановек , недалеко от Варшавы. [56] [57]

Первые уголовные расследования, 1949–1965 гг.

1949–1950 испытания

После войны, в 1949 и 1950 годах, 22 подозреваемых из города и окрестностей предстали перед судом в Польше по обвинению в сотрудничестве с немцами во время погрома. Никто из обвиняемых не имел высшего образования, трое были неграмотными. [58] Двенадцать были признаны виновными в государственной измене Польше, а один был приговорен к смертной казни. [59] Некоторые из мужчин признались после пыток во время допроса в Службе безопасности (УБ) . Признания были отозваны в суде, а обвиняемые были освобождены. [д]

Немецкое расследование, 1960–1965 гг.

Гауптштурмфюрер СС Вольфганг Биркнер был расследован прокуратурой Западной Германии в 1960 году по подозрению в причастности к массовым убийствам евреев в Едвабне, Радзилове и Вонсоше в 1941 году. Обвинения были основаны на исследованиях Шимона Датнера , руководителя Белостокского отделения СС. Центральный комитет польских евреев (ЦКХ). Немецкая прокуратура не нашла веских доказательств причастности Биркнера, но в ходе расследования они обнаружили нового немецкого свидетеля, бывшего крейскомиссара СС Ломжи, который назвал военизированную айнзацгруппу B под командованием оберштурмфюрера СС Германа Шапера дислоцированной в этом районе. во время погромов. Методы, использованные отрядом смерти Шапера во время резни в Радзилове, были идентичны тем, которые применялись в Едвабне всего три дня спустя. [60] Во время немецкого расследования в Людвигсбурге в 1964 году Шапер солгал следователям, утверждая, что в 1941 году он был водителем грузовика. Судебное разбирательство против обвиняемых было прекращено 2 сентября 1965 года. [ нужна ссылка ]

Последствия

Польского коммунистического государства установило памятник жертвам в Едвабне В 1963 году Общество борцов за свободу и демократию . Надпись на нем обвиняла немцев: «Место уничтожения еврейского населения. Здесь гестаповцы и нацистские жандармы сожгли заживо 1600 человек 10 июля 1941 года». [61] [62]

По словам Евы Волентарской-Охман, «хотя резня практически отсутствует в официальных исторических записях Польши, она все еще жива в местных устных традициях и среди выживших евреев из этого региона». [63]

Яна Т. Гросса Соседи , 2000 г.

Ян Т. Гросс , 2019 г.

Яна Т. Гросса книга «Sąsiedzi: Historia zagłady żydowskiego miasteczka » («Соседи: история уничтожения еврейского города») вызвала «моральное землетрясение», когда она была опубликована в Польше в мае 2000 года По словам Петра Врубеля, . [64] [и] В течение года он появился на английском, немецком и иврите. На английском языке оно было опубликовано в апреле 2001 года издательством Принстонского университета под названием «Соседи: разрушение еврейской общины в Едвабне, Польша» . [66]

Написав, что «однажды, в июле 1941 года, половина населения небольшого восточноевропейского городка убила другую половину — около 1600 мужчин, женщин и детей», Гросс пришел к выводу, что евреи Едвабне были схвачены и убиты толпой евреев. своих польских соседей. [67] Это противоречило официальному заявлению Польши о том, что они были убиты немцами. [68] Политолог Майкл Шафир пишет, что погром был «заключен в коммунистическую «черную дыру истории»». [69] Хотя Гросс признал, что никакая «постоянная организационная деятельность» не могла бы осуществляться без согласия немцев, [70] он пришел к выводу, что резня была полностью осуществлена ​​поляками из Едвабне и окрестностей и что немцы не принуждали их. [71]

Источниками Гросса были свидетельские показания Шмуэля Васерштайна от 1945 года из Еврейского исторического института ; показания свидетелей и другие протоколы судебных процессов 1949–1950 годов; «Едвабне : Книга истории и памяти» (1980 г.), написанная жителями Едвабне, переехавшими в Соединенные Штаты; [72] и интервью 1990-х годов, проведенные Гроссом и режиссером. [73] В то время как некоторые польские историки хвалили Гросса за то, что он привлек внимание к погрому, другие критиковали его за то, что он слишком сильно полагался на показания свидетелей, которые, по их мнению, не были надежными, и - там, где существовали противоречивые версии - за то, что он выбрал те, которые показали поляков в худшем возможном положении. свет. [74] Его также критиковали за то, что он не смог рассмотреть погром в контексте действий Германии на ранних этапах Холокоста . [75] По словам Дэна Стоуна , «некоторые историки стремились оспорить основы выводов Гросса, уделяя огромное внимание мельчайшим деталям, хороня более широкую картину под грудой предполагаемых неточностей». [76]

По словам Евы Волентарской-Охман, публикация « Соседи » «[оставила] молодые поколения... неспособными понять, как такое преступление могло быть вообще неизвестным и о котором никогда не говорили за последние 50 лет». [77]

Расследование правительства Польши, 2000–2003 гг.

Эксгумация

В июле 2000 года, после публикации книги Гросса, польский парламент поручил провести новое расследование Институту национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польской нации ( Институт национальной памяти – Комиссия по расследованию преступлений). против польского народа (Институт национальной памяти). [1]

В мае-июне 2001 г. IPN провела эксгумацию на месте сарая. Обгоревшие тела были найдены в двух братских могилах, а также обломки бюста Ленина. [78] По словам Дариуша Столы , «эксперты сходятся во мнении, что тел не более 400–450. Эта цифра совместима с размерами сарая, составившего место убийства (19 × 7 метров, или 62 × 23 фута)». [79] Эксгумация длилась всего пять дней из-за религиозных возражений со стороны ортодоксальных евреев ; В «В поисках пропавших без вести» (2015) Адам Розенблатт пишет, что из-за этого то, что произошло в Едвабне, «вероятно, навсегда останется неясным». [80] По мнению судебно-медицинского эксперта организации «Врачи за права человека» Уильяма Хаглунда , присутствовавшего на эксгумации в качестве международного наблюдателя, процесс должен был продлиться несколько месяцев. [81] По его мнению, количество тел невозможно оценить за короткий промежуток времени. [82] [ф]

Польскому правительству пришлось пойти на компромисс и согласиться на то, что будут исследованы только верхний слой и небольшие фрагменты; большие куски кости не могли быть перемещены. [80] Сообщается, что эксгумация закончилась, по словам Хаглунда, «некоторые польские следователи-неевреи плакали от разочарования, наблюдая, как один из раввинов опускает обугленные зубы и фрагменты костей... обратно в могилы». [84]

Интервью

За два года следователи IPN опросили около 111 свидетелей, в основном из Польши, а также из Израиля и США. [ нужна ссылка ] Треть свидетелей IPN были очевидцами той или иной части погрома; большинство из них в то время были детьми. IPN также провел поиск документов в польских архивах в Варшаве, Белостоке и Ломже, в немецких архивах и в Яд Вашем в Израиле. [ нужна ссылка ] Во время визита в Нью-Йорк в январе 2001 года Леон Кирес, президент IPN, заявил, что IPN обнаружило достаточно доказательств, подтверждающих, что преступниками была группа поляков. [85] [ нужна цитата для проверки ] В июне 2001 года IPN сообщил, что найденные на этом месте снаряды были немецкими, что вызвало предположения, что немецкие солдаты стреляли по евреям, бежавшим из сарая, но позже IPN обнаружил, что снаряды были из другого исторического периода. [86] [87]

Выводы

Мемориал Едвабне, 2011 г.

9 июля 2002 года IPN опубликовало пресс-релиз о результатах двухлетнего расследования, подписанный главным прокурором Радославом Игнатьевым. IPN установил, что в ходе погрома были убиты по меньшей мере 340 евреев, разделенных на две группы. В первую группу входило от 40 до 50 человек, которые были убиты до поджога сарая. Вторую группу составили около 300 человек «обоих полов разного возраста, включая детей и младенцев». Вторую группу «привели в деревянный сарай с соломенной крышей, принадлежавший Брониславу Слешинскому. После закрытия здания его облили, вероятно, керосином с бывшего советского склада». Точное число жертв определить не удалось. Ранее оцененная цифра в 1600 человек "кажется крайне маловероятной и не подтвердилась в ходе расследования". [1]

В отчете сделан вывод, что исполнителями преступления sensu stricto («в строгом смысле слова») были по меньшей мере 40 «польских жителей Едвабне и его окрестностей» мужского пола. Ответственность за преступление sensu largo («в широком смысле») могла быть возложена на немцев из-за присутствия немецких военных полицейских в полицейском участке Едвабне. Их присутствие, «хотя и пассивное, было равносильно согласию и терпимости к преступлению против еврейских жителей города». [1] [88]

Несколько свидетелей показали, что в тот день в город прибыли немцы в форме и отвезли группу евреев на рыночную площадь. IPN не смог ни убедительно доказать, ни опровергнуть эти версии. «Показания свидетелей значительно разнятся» по вопросу о том, водили ли немцы евреев в сарай или присутствовали там. [1] IPN установил, что «польское население» сыграло «решающую роль в осуществлении преступного плана». IPN пишет: «На основании собранных в ходе расследования доказательств невозможно определить причины пассивного поведения большинства населения города перед лицом преступления. эта пассивность стала результатом признания преступления или запугивания, вызванного жестокостью действий преступников». [1]

Леон Кирес представил доклад IPN польскому парламенту. Небольшая оппозиционная партия « Лига польских семей » (ЛНР) назвала его «слугой евреев» и обвинила его и президента Александра Квасьневского в «побивании камнями польского народа». Депутат от ЛНР Антоний Мацеревич подал официальную жалобу на вывод IPN о том, что резню совершили этнические поляки, а не немцы. [89] Расширенная версия результатов на 203 страницах была опубликована IPN 30 июня 2003 г.; страницы 60–160 содержали краткое изложение показаний свидетелей, опрошенных IPN. [78] Отчет был дополнен двумя томами исследований и документов Wokół Jedwabnego (Том 1: Исследования , 525 страниц и Том 2: Документы , 1034 страницы. [90] 30 июня 2003 г. Игнатьев объявил, что расследование «массового убийства по меньшей мере 340 польских граждан еврейской национальности в Едвабне 10 июля 1941 г.» не выявило живых подозреваемых, которые еще не были привлечены к ответственности, и поэтому расследование IPN был закрыт. [91] [78]

Заявление IPN 2019 г.

Ярослав Шарек , директор Польского Института национальной памяти (IPN), заявил в феврале 2019 года, что IPN готов возобновить расследование и эксгумировать оставшиеся тела, но Национальная прокуратура в марте решила, что оснований для этого нет. так. [92]

Наследие

Знакомство с Выжиковскими

Антонина Выжиковская и ее муж были избиты соотечественниками-поляками за спасение евреев в Едвабне, а позже были признаны Праведниками народов мира.

В январе 1976 года Антонина Выжиковская и Александр Выжиковский были удостоены медали «Праведник народов мира» израильским учреждением Яд Вашем . [93]

извинения президента

Президент Польши Александр Квасьневский извинился за резню в 2001 году. [94]

В июле 2001 года, в 60-ю годовщину погрома, президент Польши Александр Квасьневский присутствовал на церемонии в Едвабне, где извинился за резню: «Мы не можем сомневаться, что здесь, в Едвабне, польские граждане были убиты от рук сограждан.. .. Я прошу прощения от своего имени и от имени тех поляков, чья совесть задета этим преступлением». На церемонии присутствовали католические и еврейские религиозные лидеры, а также пережившие погром. Большинство из 2000 местных жителей Едвабне, включая городского священника, бойкотировали церемонию в знак протеста против извинений. [94]

С речью также выступил Шева Вайс , посол Израиля в Польше. «Среди нас также живут люди, пережившие Холокост, чьи жизни были спасены в результате смелых действий их польских соседей», - сказал он. Он похвалил расследование Польши. [95] Бывший президент Польши Лех Валенса заявил тогда: «Преступление в Едвабне было местью за сотрудничество еврейской общины с советским оккупантом. Поляки уже много раз приносили извинения евреям; мы ждем извинений от другой стороны». потому что многие евреи были негодяями». [96]

Новый памятник

Памятник Едвабне был заменен в июле 2001 года камнем высотой шесть футов с надписью на иврите, польском и идише, в которой не упоминаются преступники: «Памяти евреев из Едвабне и окрестностей, мужчин , женщины и дети, сожители этой земли, которые были убиты и сожжены заживо на этом месте 10 июля 1941 года». Мемориальный камень окружен рядом каменных блоков, обозначающих место расположения сарая. [96] В августе 2001 года мэр Едвабне Кшиштоф Годлевский, инициатор увековечения памяти о резне, подал в отставку в знак протеста против отказа местного совета профинансировать строительство новой дороги к этому месту. [97] Он получил Премию Яна Карского в 2002 году вместе с раввином Джейкобом Бейкером, автором книги «Едвабне: история и мемориальная книга» (1980). [98]

Просить прощения

11 июля 2011 года президент Польши Бронислав Коморовский попросил прощения на церемонии, посвященной 70-летию. [99] [100] В сентябре того же года мемориал Едвабне был испорчен свастиками и граффити. [101] Польша начала расследование преступлений на почве ненависти. [102]

Влияние на политический дискурс

В ходе дебатов предвыборной кампании президента Польши в 2015 году будущий президент Анджей Дуда раскритиковал своего соперника, тогдашнего президента Бронислава Коморовского , за «неспособность защитить репутацию Польши» и за извинения за массовое убийство евреев поляками во время погрома в Едвабне. [10] [11]

Говоря о правящей партии Польши и ее исторической политике , Джоанна Михлич объясняет, что «по мнению политиков, историков и журналистов, представляющих идеологическую позицию ПиС , Едвабне и другие события, бросающие негативный свет на польскую национальную идентичность, должны быть пересмотрены и пересказаны для И поляки, и Запад. По их мнению, Едвабне является ключевым признаком «всей лжи, высказываемой против польской нации», и понимается как «центральная атака» на польскость, польские ценности и традиции, а также польскую идентичность (понимаемую в польском языке). этническое чувство)». [103]

Йорг Хакманн утверждает, что «преобладают три основных объяснения убийств в Едвабне: во-первых, эту ответственность следует рассматривать внутри польского общества... Во-вторых, [отрицание] связи между убийствами и общим польским антисемитизмом [и настойчивым требованием ] образ поляка как «невинной и благородной жертвы иностранного насилия и интриг» как Гитлера, так и Сталина. И в-третьих, ... [а] тезис о возложении ответственности исключительно на немцев, который был повторен в 2016 году. нынешним директором IPN ...» Хакманн подчеркивает «символическое значение Едвабне для польских дебатов о Второй мировой войне», цитируя Йоанну Михлич: «Едвабне , Ярославом Шареком с одной стороны, «стало ключевым символом контрпамять о старых, гегемонистских, предвзятых повествованиях о Холокосте»... С другой стороны, критики Яна Гросса рассматривали Едвабне как воплощение «всей лжи, высказанной против польской нации», и понимается как «центральная атака» на польскость, польские ценности и традиции, а также польскую идентичность». педагогика стыда ). [104]

СМИ

Музей истории польских евреев ПОЛИН , Варшава, 2014 г.

Польский кинорежиссер Агнешка Арнольд сняла два документальных фильма, в которых взяла интервью у свидетелей резни. Gdzie mój starzy syn Kain («Где мой старший сын Каин», 1999) включает интервью со Шмулем Васерштайном и дочерью владельца сарая, где произошла резня. Второй, «Сосиедзи» («Соседи», 2001), рассматривает эту тему более подробно. Одноименная книга Гросса была написана с разрешения Арнольда на использование этого названия. [105] Гросс появляется в документальном фильме Хаима Хехта « Два амбара » (2014) вместе с другими выдающимися историками Холокоста ( Иегуда Бауэр , Ян Грабовски и Хави Дрейфус ), а также Виславой Шимборской и Шевой Вайс . [106] [ нужен неосновной источник ]

Вокруг Едвабне (2002)

Wokół Jedwabnego («О Едвабне») - официальное двухтомное издание Института национальной памяти (IPN) под редакцией Павла Махцевича и Кшиштофа Персака. [68] Том 1 «Исследования» (525 страниц) содержит исторические и юридические исследования историков IPN. Том 2 «Документы» (1034 страницы) содержит оригинальные документы, собранные в ходе расследования IPN. [90]

Соседи отвечают (2003)

Обширный сборник статей о польских и международных дебатах в английском переводе был опубликован в 2003 году под названием « Реакция соседей: споры по поводу резни в Едвабне в Польше» Джоанной Михлич и Энтони Полонски из Университета Брандейса . В книгу вошли статьи польских и других историков, выводы IPN и эссе из польских газет, таких как Rzeczpospolita и Gazeta Wyborcza . В сборнике представлены архивные документы и очерки, охватывающие весь период 1939–1941 годов. В число авторов входят Анна Биконт , Давид Энгель , Исраэль Гутман , Адам Михник , Богдан Мюзиал , Дариуш Стола и Томаш Стшембош . [107]

Мы из Едвабне (2004)

Французский перевод книги Анны Биконт «My z Jedwabnego » (2004) («Jedwabne: Battlefield of Memory») получил Европейскую книжную премию в 2011 году как «Преступление и тишина» . Английский перевод «Преступление и тишина : Противостояние резне «Евреи во время войны Jedwabne» был опубликован в 2015 году. Другие переводы включают шведский (2015 г.), иврит (2016 г.), голландский (2016 г.), китайский (2018 г.), итальянский (2019 г.) и немецкий (2020 г.).

Резня в Едвабне, 10 июля 1941 г. (2005 г.)

Марека Яна Ходакевича Книга «Резня в Едвабне, 10 июля 1941 года: до, во время и после» бросает вызов интерпретации событий Гроссом. [108] Это предполагает, что четыре или пять грузовиков с вооруженными эсэсовцами из Ломжи терроризировали местное население, прежде чем привести евреев и поляков на место преступления. [109] Ходакевич утверждает, что все первоисточники неверны или бесполезны, включая показания Шмуля Васерштайна, расследование в отношении 22 подозреваемых по делу 1949 года и частичную эксгумацию тел. «И все же, — Петр Врубель писал в The Sarmatian Review , — Ходакевич способен воссоздать преступление. Оно было хорошо спланировано заранее, инициировано немцами, и ему совершенно не хватало какой-либо погромной спонтанности». Хорошие аргументы Ходакевича, писал Врубель, «омрачены многочисленными недостатками», лишены чувства меры и избирательно используют информацию из источников, поддерживающих точку зрения Ходакевича. По словам Врубеля, книга имеет «видимую политическую повестку дня» и «трудна для чтения, неоригинальна, раздражает и неубедительна». [110]

Рецензируя книгу для журнала «История» , Питер Д. Стахура согласился с Ходакевичем в том, что погром был осуществлен немецкой полицией «с лишь ограниченным участием очень небольшого числа поляков», включая « фольксдойче » (польских граждан немецкого происхождения) и мелких преступников. ". [111] В ответ Джоанна Михлич и Энтони Полонски пожаловались на рецензию редактору History . Выводы Ходакевича и Стахуры были «очень далеки от выводов большинства историков», писали они, в том числе IPN. Ходакевич и Стахура «поддерживают точку зрения на польское прошлое, которая стремится вернуться к несостоятельному представлению о современной Польше как исключительно жертве и герое... Мы с большим сожалением сожалеем, что вы позволили использовать свой журнал для продвижения вперед». эта неонационалистическая программа». [112]

Наш класс (2009)

В Лондоне в 2009 году была показана пьеса Тадеуша Слободзянека «Наш класс» польского драматурга , повествующая о массовом убийстве евреев поляками в маленьком городке во время Холокоста. [113] В пьесе рассказывается о жизни 10 польских учеников-католиков и евреев из одного класса школы, начиная с 1925 года. [114] [115]

См. также

Источники

Примечания

  1. ^ Кшиштоф Персак (2011): «Непосредственными виновниками этих преступлений была значительная группа жителей Едвабне и соседних деревень. Участники погрома играли разные роли: одни убивали жертв своими руками, другие руководили евреями, собравшимися в на базарную площадь и конвоировали к месту казни в сарай, а некоторые грабили еврейские дома или просто образовывали враждебно настроенную толпу зевак. Свидетели были довольно единодушны в том, что роль организаторов погрома отводилась членам временной муниципальной власти во главе с мэром. Каролак во главе. Вероятно, значительную часть расправы совершили сотрудники подчиненной им службы порядка, о которой, однако, нам известно очень мало.
    «Гораздо менее ясна роль, которую сыграли в Едвабне представители немецких оккупационных властей. Несомненно, они полностью одобряли и, возможно, инспирировали убийство. По показаниям тогдашнего посланника на посту жандармерии Ежи Лауданского перед погромом четыре или пятеро гестаповцев приехали на извозчике и начали беседовать в ратуше». В разговорном польском языке «такси» ( taksówka ) обозначало автомобиль, а «гестаповец» — любого немца в черной униформе. Это упоминание, без сомнения, относится к встрече временных муниципальных властей с, вероятно, чиновниками. из немецкой полиции безопасности или службы безопасности ( Sicherheitspolizei или Sicherheitsdienst ), упомянутых и другими свидетелями. Хотя все сообщения по этому вопросу взяты из вторых рук, их общим знаменателем является то, что во время этой «конференции» было принято решение об убийстве евреев Едвабне. " [41]
  2. ^ Институт национальной памяти (2002): «Присутствие немецких военных полицейских из полицейского участка в Едвабне и других немцев в форме (при условии, что они присутствовали на событиях), даже если они были пассивными, было равносильно согласию и терпимости. преступления против еврейских жителей города». [1]

    Мемориальный музей Холокоста США : «10 июля 1941 года польские жители Едвабне, небольшого городка, расположенного в Белостокском районе сначала оккупированной Советским Союзом, а затем оккупированной Германией Польши, участвовали в убийстве сотен своих еврейских соседей. Несмотря на ответственность поскольку причина этого «погрома» не была полностью установлена, ученые задокументировали, по крайней мере, присутствие немецкой полиции в городе во время убийств». [46]

  3. Дорис Берген заявляет в этом контексте, что «поляки обвиняли евреев в сотрудничестве с советскими угнетателями, но на самом деле часто именно те люди, которые были наиболее глубоко замешаны в советских преступлениях, быстрее всего брали на себя инициативу в нападениях на евреев - нападения, которые пошли бы на пользу как для того, чтобы отвести гнев своих соседей, так и для того, чтобы заслужить расположение новых немецких оккупантов». [47]
  4. ^ "Отдельная проблема - жители города, упомянутые в показаниях, данных сотрудникам Службы безопасности. Это связано с тем, что эти показания именно в этот момент были коллективно изъяты в зале суда под пытками".
    Русский: "Отдельная проблема касается жителей города, имена которых были названы в ходе допросов, проведенных сотрудниками Службы безопасности. Это связано с тем, что по этому поводу все показания в суде были опровергнуты как полученные под пытками". [59]
  5. В декабре 1966 года Шимон Датнер написал статью для Бюллетеня Еврейского исторического института, в которой пришел к выводу, что немцы прошли через этот район, вызвав народные выступления против евреев, не принимая при этом участия в убийствах. [65]
  6. «Врачи за права человека» попросили раввина Джозефа Полака из Бостонского университета высказать богословское мнение; он утверждал, что перезахоронение человека после ненадлежащего захоронения «не только уместно, но и обязательно ». [83]

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Игнатьев 2002 или Игнатьев 2003 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Gross 2001 , стр. 76–78 «В Едвабне находился застава немецкой жандармерии, укомплектованная одиннадцатью мужчинами. Из различных источников мы также можем сделать вывод, что группа гестаповцев прибыла в город на такси либо в тот день, либо в предыдущий. ." [...] «В то время бесспорными хозяевами жизни и смерти в Едвабне были немцы. Никакая устойчивая организованная деятельность не могла осуществляться там без их согласия. Они были единственными, кто мог решать судьбу евреев».
  3. ^ «Все эти действия имели четыре общих элемента: антисемитизм, преобладающий среди значительной части польского населения; разграбление еврейской собственности как один из основных мотивов агрессии; стремление к возмездию за реальное или мнимое сотрудничество евреев с советскими оккупантами; подстрекательство со стороны Германии – варьируется в разных местах: от прямой организации погромов до поощрения или оправдания такого поведения». «Погром в Едвабне: ход событий» . ПОЛИН, Музей истории польских евреев. Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  4. ^ Гросс 2001 , стр. 14–20; Украл 2003 г .; Весна 2011 года .
  5. ^ Стола 2003 , стр. 140, 145–146; по словам Дариуша Столы , «число жертв не может быть окончательно доказано, хотя оценки в диапазоне от 400 до 800 кажутся гораздо более правдоподобными, чем цифры, превышающие 1000» ( Стола 2003 , стр. 141); по данным Краго 2012 , с. 900: «Некоторые называют число жертв в 2000, в том числе 230 евреев Визны, другие — в 1400, включая беженцев из Визны и Радзилова. До недавнего времени наиболее широко распространенное число погибших составляло 1600 человек, вероятно, основанное на показаниях Шмуля Васерштейна. Однако данные о советском населении, а также неполное и противоречивое судебно-медицинское расследование 2002 года, согласно которому в сарае погибло от 300 до 400 человек, заставили некоторых утверждать, что пожар унес меньше жизней».
  6. ^ Stola 2003 .
  7. ^ Едвабне перед судом: польское правосудие и резня в Едвабне - расследования и судебные разбирательства, 1947–1974. Восточноевропейская политика и общества. 25 (3): 410–432. Кшиштоф Персак стр.412 (2011)
  8. ^ Адам Михник , В поисках утраченного смысла: Новая Восточная Европа , Глава 10: «Шок Едвабне», стр.204-, University of California Press (2011)
  9. ^ Хольц 2002 , с. 454. «Сосредотачиваясь так пристально на этой единственной резне, «Соседи» фактически бросают вызов общепринятому мнению о том, что поляки-неевреи несут небольшую ответственность за судьбу евреев, живущих в Польше во время Второй мировой войны...»
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Победа Дуды в Польше: почему поляки проголосовали за перемены?» . Новости Би-би-си . 25 мая 2015 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Польша избирает правого президента, который раскритиковал извинения своего предшественника перед евреями» . Таймс Израиля .
  12. ^ Бейкер и Циновиц 1980 , с. 5.
  13. ^ Cienciala 2003 , с. 52.
  14. ^ Cienciala 2003 , с. 55.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гросс 2001 , с. 18.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Биконт 2015 , стр. 101-1. 9–31.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гросс 2001 , с. 39.
  18. ^ Cienciala 2003 , стр. 53–54.
  19. ^ Кухня 1990 , с. 74 .
  20. ^ Tec 1993 , с. 17.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чиенсиала 2003 , с. 56.
  22. ^ Cienciala 2003 , с. 58.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чиенсиала 2003 , с. 57.
  24. ^ Отчеты за 2015 год , стр. 107-1. 167–174.
  25. ^ Луковский и Завадский 2019 , стр. 334.
  26. ^ Персак 2011 , с. [ нужна страница ] .
  27. ^ Мэтью 2004 , с. 244.
  28. ^ Браунинг 2004 , с. 259.
  29. ^ «Генрих Гиммлер» .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Stola 2003 , p. 141.
  31. ^ «Массовое убийство еврейских граждан в Едвабне, Радзилове и других местах восточного Мазовецкого края летом 1941 года» .
  32. ^ Март 2011 г.
  33. ^ Питер Лонгерих (2007) Холокост: нацистское преследование и убийство евреев Oxford University Press стр.196
  34. ^ «Погром в Едвабне: ход событий» . ПОЛИН, Музей истории польских евреев. Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года . Проверено 12 марта 2018 г.
  35. ^ «Хронология погромов в бывшей советской зоне оккупации – лето 1941 года» . ПОЛИН, Музей истории польских евреев.
  36. ^ Берт Хоппе, Хилтруд Гласс (редакторы): Преследование и убийство европейских евреев со стороны национал-социалистической Германии 1933–1945 (сборник источников) Том 7: Советский Союз с аннексированными территориями I - Оккупированные советские территории под немецкой военной администрацией, страны Балтии и Приднестровье . Мюнхен, 2011 г., ISBN 978-3-486-58911-5, стр. 31.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Краго 2012 , с. 900.
  38. ^ Персак 2011 , стр. 411–412.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Персак 2011 , с. [ нужна страница ] .
  40. ^ Персак 2011 , стр. 412–413.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Персак 2011 , с. 412.
  42. ^ Гросс 2001 , с. 75.
  43. ^ Гросс 2001 , стр. 77.
  44. ^ Стола 2003 . «План, как сообщается, был подготовлен или разработан на встрече офицеров гестапо с администрацией города (большинство источников датируют это 10 июля). Утром 10 июля члены администрации, обычно с немецкими жандармами, посетили польских жителей. Они приказали несколько мужчин собрались в специально отведенном месте, где были розданы палки и дубинки (которые кто-то должен был заранее запасти) польским призывникам были даны конкретные задания, такие как вывоз евреев на рыночную площадь, наблюдение за собравшимися, охранял улицы, ведущие из города, а затем конвоировал евреев с площади в сарай за городом».
  45. ^ Едвабне перед судом: польское правосудие и резня в Едвабне - расследования и судебные разбирательства, 1947–1974. Восточноевропейская политика и общества. 25 (3): 410–432. Кшиштоф Персак с. 412 (2011).
  46. ^ "Погромы" . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США.
  47. ^ Берген, Дорис Л. (2016). Война и геноцид: краткая история Холокоста (Третье изд.). Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-4422-4227-2 . OCLC   928239082 .
  48. ^ Wasersztajn 1945 , цитируется в Gross 2001 , стр. 19–20.
  49. ^ Персак 2011 , с. 429, нет. 12.
  50. ^ Мюзикл 2003 , с. 325 .
  51. ^ Биконт 2015 , с. 246.
  52. ^ Ходакевич 2005 , стр. 88.
  53. ^ «Свидетельство Шмуля Васерштейна, одного из семи выживших евреев, об убийстве евреев в Едвабне 5 апреля 1945 года» . www.yadvashem.org . Проверено 4 мая 2022 г.
  54. ^ «Были ли евреи в Едвабне убиты гестапо?» . info-poland.icm.edu.pl . Проверено 4 мая 2022 г.
  55. ^ «Умерла женщина, которая помогала евреям Едвабне» .
  56. ^ "Aleksander and Antonina Wyrzykowski" . Yad Vashem.
  57. ^ «Умерла женщина, которая помогала евреям Едвабне» . Радио Польша. 2 декабря 2011 г.
  58. ^ Шор 2005 , с. [ нужна страница ] .
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стшембош, Томаш (31 марта 2001 г.). « Другая картина соседей». Речь Посполитая (на польском языке). Том 77. Архивировано из оригинала 10 июня 2001 года . Проверено 18 мая 2015 г.
  60. ^ Отчеты за 2015 год , стр. 107-1. 194–195, 422–423.
  61. ^ Михлич 2002 , с. [ нужна страница ] .
  62. ^ Шафир 2012 , с. 43.
  63. ^ Волентарска-Охман 2006 .
  64. ^ Врубель 2006a , стр. 387.
  65. ^ Качиньский 2003 , стр. 55.
  66. ^ Stola 2003 , p. 139.
  67. ^ Гросс 2001 , с. 7.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфманн, Сильви (19 декабря 2002 г.). «Польша сталкивается с ужасом своей роли в Холокосте» . Хранитель .
  69. ^ Шафир 2012 , с. 23.
  70. ^ Гросс 2001 , с. 77
  71. ^ Гросс 2001 , стр. 86–87, 133.
  72. ^ Хольц 2002 , с. 3; Мюзикл 2003 , с. 304, 316.
  73. ^ Врубель 2006a , стр. 391.
  74. ^ Ходакевич 2001 ; Мюзиал 2003 , с. 323–324, 334; информацию о ненадежности см. также Wróbel 2006a , стр. 391.
  75. ^ Россино 2003 .
  76. ^ Стоун 2010 , с. 27.
  77. ^ Волентарска-Охман, Ева (май 2003 г.). «Едвабне и борьба за власть в Польше (вспоминая польско-еврейское прошлое десятилетие после краха коммунизма)». Перспективы европейской политики и общества . 4 (2): 171–189. дои : 10.1080/15705850308438859 . ISSN   1570-5854 . S2CID   145456528 .
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Игнатьев 2003а , с. [ нужна страница ] .
  79. ^ Stola 2003 , p. 140.
  80. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розенблатт 2015 , с. 126.
  81. ^ Полонский и Михлик 2003 , с. 456 , «Хронология».
  82. ^ Гросс 2003 , с. 359.
  83. ^ Полак 2001 , с. 24.
  84. ^ Розенблатт 2015 , с. 127.
  85. ^ Стокарска 2008 .
  86. ^ Михлик 2012 , с. 81 .
  87. ^ Волентарска-Охман 2006 , с. [ нужна страница ] .
  88. Хупер, Джон (10 июля 2002 г.). «Никакого суда над поляками, убившими евреев в 1941 году». «Гардиан» , с. 13.
  89. ^ Михлич 2002 , с. [ нужна страница ] .
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Махцевич и Персак 2002 .
  91. ^ «Сообщение по поводу решения о прекращении расследования убийства польских граждан еврейской национальности в Едвабне 10 июля 1941 года». [Коммюнике о решении прекратить расследование убийства польских граждан еврейской национальности в Едвабне 10 июля 1941 г.] (на польском языке). Институт национальной памяти (ИПН). 30 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2013 г.
  92. ^ Маркуш, Катажина (19 марта 2019 г.). «Польша отменяет эксгумацию тел жертв погрома в Едвабне 1941 года» . Таймс Израиля .
  93. ^ "Выжиковский Александр и Выжиковская Антонина (Карвовская)" . База данных «Праведники народов мира». Яд Вашем.
  94. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коннолли, Кейт (11 июля 2001 г.). «Польша извиняется за убийство евреев» . Хранитель .
  95. ^ Холли, Дэвид; Каспршицка, Эла (11 июля 2001 г.). «Город чтит убитых евреев» . Лос-Анджелес Таймс . п. 3. Архивировано из оригинала 16 апреля 2020 года.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розенфельд 2002 .
  97. ^ «Мэр Едвабне подал в отставку из-за мемориала евреям» . Ассошиэйтед Пресс. 7 августа 2001 г.
  98. ^ Новак-Езиорански 2003 , стр. 89, н.
  99. ^ «Польша просит у евреев прощения в 70-летие резни в Едвабне» . Гаарец . 11 июля 2011 года . Проверено 11 июля 2011 г.
  100. ^ «Президент Польши просит прощения у мемориала в Едвабне» . ДЖТА . 11 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 11 июля 2011 г.
  101. ^ «Польский еврейский мемориал в честь разрушенной резни» . Новости Би-би-си. 1 сентября 2011 г.
  102. ^ Пшибыльский, Яцек (2 сентября 2011 г.). «ABW ищет вандалов, разрушивших памятник в Едвабне» . Республика Польша . Проверено 7 октября 2011 г.
  103. ^ Михлик 2017 , стр. 296–306.
  104. ^ Хакманн 2018 , стр. 592–593.
  105. ^ Омолеский, Мэтью (5 марта 2018 г.). «Sensu Stricto, Sensu Largo: Битва за польский «закон о Холокосте» » . Американский зритель .
  106. ^ Мандель, Рой (27 августа 2014 г.). «Два амбара — английская версия» – через Vimeo.
  107. ^ Полонский и Михлик 2003 .
  108. ^ Хольц 2008 .
  109. ^ Ходакевич 2005 , с. [ нужна страница ] .
  110. ^ Врубель 2006b .
  111. ^ Стахура 2007 .
  112. ^ Михлич и Полонский 2008 .
  113. Натан, Джон (11 сентября 2009 г.). «Наш класс и кровавая история Польши, которая отказывается умирать» . Архивировано 26 ноября 2022 г. на archive.today . Таймс .
  114. ^ Биллингтон, Майкл (24 сентября 2009 г.). «Наш класс» . Хранитель .
  115. ^ Крейг, Райан. «Наш класс» . Театр Вильма. Архивировано из оригинала 22 августа 2011 года.

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

  • Даревич, Кшиштоф (10 марта 2001 г.). «Мы доверяли друг другу: раввин Шелка Джейкоб Бейкер». Транс. Питер К. Гесснер. Речь Посполитая .
  • Гросс, Ян Т. (2000). Соседи: История разрушения еврейского городка (на польском языке). Сейны: Пограничье. ISBN  978-83-86872-13-8 .
  • Гросс, Ян Т. (2003). Вокруг соседей. Полемика и объяснения (на польском языке). Сейны: Пограничье. ISBN  978-83-86872-48-0 .
  • Гросс, Ян Т. (осень 2002 г.). «Ответ». Славянское обозрение . 61 (3): 483–489. дои : 10.2307/3090298 . JSTOR   3090298 . S2CID   233360956 .
  • Грюнберг, Славомир (2005). Наследие Едвабне . Спенсер, Нью-Йорк: LogTV (документальный фильм).
  • Матерски, Войцех; Сарота, Томаш (2009). Польша 1939–1945. Личные потери и жертвы репрессий при двух оккупациях [ Польша 1939–1945: Жертвы и жертвы репрессий при нацистской и советской оккупации ] (на польском языке). Институт национальной памяти . ISBN  978-83-7629-067-6 .
  • Серрано и Бланкер, Дэвид (2022). Едвабне: универсальная история (на каталонском языке) (1-е изд.). Барселона: Редакционная база. ISBN  978-84-19007-46-9 . OCLC   1354301800 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34ffe5740fd9a9fb01ff5b464c1209c2__1715470980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/c2/34ffe5740fd9a9fb01ff5b464c1209c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jedwabne pogrom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)