Виленское гетто
Виленское гетто | |
---|---|
![]() Виленское гетто ( улица Юлиана Клачко ), 1941 год. | |
Расположение | Старый город Вильнюса 54 ° 40'40 "N 25 ° 16'59" E / 54,67778 ° N 25,28306 ° E |
Дата | 6 сентября 1941 г. - 24 сентября 1943 г. |
Тип инцидента | Тюремное заключение, массовые расстрелы, принудительные работы, голод, ссылка |
Организации | Нацистский СС , специальный отряд |
Лагерь | Принудительный трудовой лагерь Кайлис Принудительный трудовой лагерь HKP 562 |
Жертвы | Около 55 000 евреев |
Виленское гетто [а] — еврейское гетто времен Второй мировой войны, созданное и управляемое нацистской Германией в городе Вильнюс на территории современной Литвы , в то время входившее в состав управляемого нацистами рейхскомиссариата Остланд . [1]
Примерно за два года его существования голод , болезни , уличные казни, жестокое обращение и депортации в концентрационные лагеря и лагеря смерти сократили население гетто примерно с 40 000 человек до нуля.
Лишь нескольким сотням человек удалось выжить, в основном спрятавшись в лесах, окружающих город, присоединившись к советским партизанам . [2] [3] или укрыться у сочувствующих местных жителей .
Фон
[ редактировать ]До германо-советского вторжения в Польшу в сентябре 1939 года Вильно (на идише Вильно) был столицей Виленского воеводства во Второй Польской республике . Преобладающими языками города были польский и в меньшей степени идиш . Литовскоязычное . население в то время составляло небольшое меньшинство , составлявшее около 6% населения города, согласно современным литовским источникам [4] К 1931 году в городе проживало 195 000 жителей, что делало его пятым по величине городом в Польше с разнообразными отраслями промышленности и новыми фабриками. [5] а также уважаемый университет . [6]

Вильно был преимущественно польским и еврейским городом, поскольку польско-литовские границы были определены в 1922 году Лигой Наций после мятежа Желиговского . [7] После советского вторжения в Польшу в сентябре 1939 года Иосиф Сталин в октябре передал Вильно Литве в соответствии с советско-литовским договором о взаимной помощи . Примерно два года спустя, 26 июня 1941 года, немецкая армия вошла в Вильно, а за ней последовала смерти айнзацгруппа Б. айнзацкоманда Местные литовские лидеры выступали за этническую чистку евреев и поляков. За лето немецкие войска и их литовские пособники убили более 21 000 евреев, живших в Вильнюсе, в рамках программы массового уничтожения. [ нужна ссылка ]
Еврейское население Вильнюса накануне Холокоста составляло не менее 60 000, по некоторым оценкам, 80 000. [8] включая беженцев из оккупированной немцами Польши на западе, за исключением небольшого числа тех, кому удалось бежать дальше в Советский Союз. Похищения и массовые убийства евреев в городе начались до того, как наступающими немецкими войсками было создано гетто, в результате чего до 6 сентября 1941 года было казнено около 21 000 жертв. Литовские похитители были известны на идише как хапуны, что означает грабители или грабители. похитители. [ нужна ссылка ]
1941: Основание гетто.
[ редактировать ]
Чтобы умиротворить преимущественно бедный еврейский квартал в Старом городе Вильнюса и заставить остальных более богатых еврейских жителей переселиться в новое гетто, задуманное немцами, нацисты устроили – в качестве предлога – инцидент «Великая провокация» 31 августа 1941 года, приведший к СС обершарфюрером 9-й айнзацкомандой Хорстом Швайнбергером по приказу гебитскомиссара Вильнюсского муниципалитета Ганса Кристиана Хингста и Франца Мюрера , [9] Заместитель Хингста по еврейским делам по «временным директивам» рейхскомиссара Генриха Лозе . [ нужна ссылка ]
Мурер, Хингст и мэр Вильнюса Каролис Дабулявичюс выбрали место для будущего гетто и устроили стрельбу по немецким солдатам на расстоянии перед кинотеатром, из окна на углу улиц Стиклю (Глезер, что по-польски означает Шклана) и Диджиойи (Велька). , Большая улица по-польски, отсюда и название мероприятия) улицы, проведенные двумя литовцами в штатском, ворвавшимися в квартиру, принадлежащую евреям. Литовцы покинули квартиру, затем вернулись с ожидающими немецкими солдатами, захватили двух евреев, обвинили их в стрельбе по немецким солдатам, избили их, а затем расстреляли на месте. Улицы Стиклю и Месиню (Яткова) были разграблены местной милицией , а евреи были избиты.Ночью, в «возмездие», все евреи были изгнаны из района, который нацисты выбрали в качестве будущей территории гетто, улица за улицей, а на следующий день женщины и дети на оставшихся улицах были схвачены, пока мужчины работали. Также были задержаны мужчины на рабочих местах. евреев вывезли в Лукишкская тюрьма , затем в Паняряй , также известную как Понары (или Понары), где они были убиты в период с 1 по 3 сентября. Было убито от 5000 до 10 000 человек, [10] в том числе десять членов юденрата . Целью было расчистить территорию для создания гетто, в котором будут заключены все евреи Вильнюса и его пригородов. [9]
Местом, отведенным под гетто, стал старый еврейский квартал в центре города. Хотя в Вильне никогда не было гетто как такового, за исключением некоторых очень ограниченных ограничений на передвижение и расселение евреев в средние века, территория, выбранная нацистами для своего гетто, исторически была преимущественно населена евреями. Нацисты разделили территорию на два еврейских квартала (Большое гетто и Маленькое гетто). [11] с коридором, не относящимся к гетто, идущим по улице Deutschegasse (Niemecka или Vokiečių). [ нужна ссылка ]
6–7 сентября 1941 года нацисты согнали оставшиеся 20 000 евреев в два гетто, выселив их из домов, в ходе чего 3700 человек были убиты. Новообращенных , « полуевреев » и жен евреев также загоняли в гетто. Переезд в гетто был чрезвычайно поспешным и трудным, евреям не разрешалось пользоваться транспортом, и они могли взять с собой только то, что они могли унести физически. [ нужна ссылка ]
Первая акция называлась Gelb Schein (желтый пропуск), поскольку немцы раздали 3000 пропусков рабочим и их семьям и впустили в гетто 12 000 человек. был убит 3781 человек, не имевший этого пропуска С 25 по 27 октября 1941 года в Понарах . [12]
Соглашение о двух гетто облегчило нацистам контроль над тем, что жертвы знали о своей судьбе заранее, что способствовало достижению цели нацистов по полному истреблению. Модель двух гетто также использовалась в Варшаве . Как и другие еврейские гетто, созданные нацистской Германией во время Второй мировой войны, Вильнюсское гетто было создано как для дегуманизации людей, так и для эксплуатации их обитателей в качестве рабского труда . Условия должны были быть крайне плохими и перенаселенными, что подвергало жителей антисанитарным условиям, болезням и ежедневной смерти. [ нужна ссылка ]
1942: Период затишья
[ редактировать ]Здравоохранение
[ редактировать ]Еврейская Вильно была известна своими выдающимися медицинскими традициями, которые узникам гетто удалось в некоторой степени сохранить во время Холокоста. [13] Как и в большинстве гетто, созданных немцами, прямо перед зданием был установлен знак: «Achtung! Seuchengefahr» («Внимание! Опасность заражения»). Уровень смертности в Виленском гетто действительно увеличился по сравнению с довоенным периодом. Однако, во многом благодаря усилиям Департамента здравоохранения гетто, в Виленском гетто не было крупных эпидемий, несмотря на недоедание, холод и перенаселенность. [14] По мнению доктора Лазаря Эпштейна, начальника санитарно-эпидемиологического отдела управления здравоохранения гетто, узники гетто, предоставленные самим себе, могли бы прожить очень долго, наверняка до конца войны, несмотря на многочисленные лишения. [14]
Культурная жизнь
[ редактировать ]Виленское гетто называлось «Йерушалаим гетто», потому что оно было известно своим интеллектуальным и культурным духом. До войны Вильнюс был известен как «Йерушалаим д'Лита». [15] (Идиш: Литовский Иерусалим) по той же причине. Центром культурной жизни гетто была библиотека Мефице Хасколе, которую называли «Дом культуры». В нем содержалась библиотека из 45 000 томов. [16] читальный зал, архив, статистическое бюро, помещение для научной работы, музей, книжный киоск, почта, спортивная площадка. Такие группы, как Литературно-художественный союз и Союз Брит Иврит, организовали мероприятия, посвященные памяти авторов на идише и иврите, и поставили пьесы на этих языках. В гетто продолжалось издание популярного идишского журнала «Фольксгезунт» , очерки которого читались на публичных лекциях. Ицхок Рудашевский (1927–1943), подросток, который вел дневник своей жизни в гетто с 1941 по 1943 год, упоминает ряд этих событий и свое участие в них. Убит при ликвидации в 1943 году, вероятно, в Панеряй . Его дневник был обнаружен в 1944 году его двоюродным братом. [ нужна ссылка ]
Виленское гетто было хорошо известно своими театральными постановками во время Второй мировой войны. [17] Ответственность за открытие этого театра была возложена на Якова Генса , начальника еврейской полиции и правителя Виленского гетто. [17] Выступления включали чтение стихов еврейских авторов, инсценировки рассказов и новые произведения молодых людей из гетто. [17]
Театр Гетто был отличным источником дохода и успокаивал публику. К 10 января 1943 года было дано 111 представлений, продано 34 804 билета. Театр был отремонтирован, чтобы вместить большую аудиторию и стать более привлекательным для публики. [17] Театр позволял жителям демонстрировать свою силу через пьесы и песни; например, одна из спетых песен называлась «Endurance». [17]
Последняя театральная постановка «Дер Мабл» ( «Потоп ») была поставлена шведским драматургом Хеннингом Бергером и открылась летом 1943 года, в последнюю неделю существования гетто. [17] В спектакле, действие которого происходит в американском салуне во время наводнения, рассказывается о группе людей, которые объединились во время опасности и нужды. [17]
Сопротивление
[ редактировать ]
) . 21 января 1942 года в гетто была создана Объединенная партизанская организация Fareynikte Partizaner Organizatsye (FPO Своим девизом оно взяло «Мы не пойдем, как овцы на заклание », предложенное Аббой Ковнером . [18] Это была одна из первых организаций сопротивления, созданных в нацистском гетто. В отличие от других гетто, движением сопротивления в Виленском гетто не руководили чиновники гетто. Якоб Генс , назначенный нацистами главой гетто, но первоначально начальником полиции, якобы сотрудничал с немецкими властями в прекращении вооруженной борьбы. ФПО представляла весь спектр политических убеждений и партий в еврейской жизни. Ее возглавляли Ицхак Виттенберг , Йозеф Глазман и Ковнер. Целями ФПО было создание средств самообороны населения гетто, саботаж немецкой промышленной и военной деятельности, а также поддержка более широкой борьбы партизан и боевиков Красной Армии против немецких войск. Поэт Хирш Глик , узник гетто, который позже умер после депортации в Эстонию, написал слова для того, что стало знаменитым партизанским гимном Zog nit keyn mol . [ нужна ссылка ]
В начале 1943 года немцы поймали члена коммунистического подполья, который под пытками раскрыл некоторые контакты; Юденрат в ответ на немецкие угрозы пытался передать Виттенберга, главу ФПО, гестапо . Организация «Фарейникте партизанер» организовала восстание и смогла спасти его после того, как он был схвачен в квартире Якова Генса в драке с еврейской полицией гетто. [19] Генс привлек тяжеловесов, лидеров рабочих бригад, и фактически настроил большинство населения против членов сопротивления, утверждая, что они провоцируют немцев, и риторически спрашивая, стоит ли жертвовать десятками тысяч ради одного человека. Узники гетто собрались и потребовали от ФПО выдать Виттенберг. В конечном итоге Виттенберг сам принял решение подчиниться требованиям нацистов. Его доставили в штаб-квартиру гестапо в Вильнюсе и, как сообщается, на следующее утро нашли мертвым в своей камере. Большинство людей считали, что он покончил жизнь самоубийством. Ходили слухи, что Генс подсунул ему таблетку цианида во время их последней встречи. [ нужна ссылка ]
ФПО было деморализовано этой цепочкой событий и начало проводить политику отправки молодых людей в лес, чтобы присоединиться к другим еврейским партизанам . Это также вызывало споры, поскольку немцы применяли политику «коллективной ответственности», согласно которой все члены семей любого, кто присоединился к партизанам, были казнены. В Виленском гетто в состав «семьи» часто входил человек, не являющийся родственником, который регистрировался как член семьи, чтобы получить жилье и жалкий продовольственный паек. [ нужна ссылка ]
Когда в сентябре 1943 года немцы пришли ликвидировать гетто, члены ФПО подняли тревогу. Генс взял под свой контроль ликвидацию, чтобы не допустить нацистских сил в гетто и от партизанской засады, но помог заполнить квоту евреев теми, кто мог сражаться, но не обязательно был частью сопротивления. ФПО бежали в лес и воевали с партизанами. [ нужна ссылка ]
1943: Ликвидация
[ редактировать ]С момента создания гетто до января 1942 года оперативные группы немецких и литовских айнзацгрупп регулярно проводили внезапные операции под названием «Акционен» , часто в еврейские праздники. Жителей гетто собирали и депортировали, как правило, для последующей казни. В ходе акции в Йом-Кипур 1 октября 1941 года немцы приказали юденрату возглавить аресты, приведшие к гибели 1983 человек; [10] жители, обнаруженные еврейской полицией без разрешений на работу, были арестованы и переданы под стражу в Германии. В том же месяце немцы ликвидировали небольшое гетто, куда они переселили «непроизводительных» людей (т. е. старых, больных или иным образом считавшихся непригодными для труда); большинство пленных были доставлены в Понары и расстреляны. В Большом гетто осталось около 20 000 евреев, в том числе 8 000 без документов. [20] Период с января 1942 года по март 1943 года был известен как время «стабилизации» гетто; Акционен прекратился , и возобновилось некоторое подобие нормальной жизни. Период затишья продолжался до 6 августа, когда немцы начали депортацию 7130 евреев в Эстонию по приказу Генриха Гиммлера ; это было закончено 5 сентября. По приказу Рудольфа Нойгебауэра , начальника Вильнюсского гестапо, [21] гетто было ликвидировано 23–24 сентября 1943 г. [22] под командованием обершарфюрера Бруно Киттеля . Большую часть оставшихся жителей отправили в концлагерь Вайвара в Эстонии. [23] убиты в лесу Панеряй или отправлены в лагеря смерти в оккупированной немцами Польше. [ нужна ссылка ]
Небольшая группа евреев осталась в Вильно после ликвидации гетто, в основном в исправительно-трудовых лагерях Кайлис и 562 HKP . [22] Заключенные HKP 562 ремонтировали автомобили для немецкой армии ; Лагерем командовал майор Вермахта Карл Плагге , который в сотрудничестве со своими офицерами и солдатами смог оградить еврейских рабочих-автомобилестроителей от многих издевательств, которым обычно подвергались рабские работники. Когда Красная Армия подошла к Вильне и эсэсовцы пришли захватить лагерь, Плагге тайно предупредил своих рабочих; некоторые рабочие сбежали, другие спрятались в укрытиях, подготовленных ими с ведома Плагге, откуда впоследствии сбежали. [24] Двести пятьдесят евреев из HKP 562 пережили войну. Они представляют собой самую крупную группу евреев, переживших Холокост в Вильнюсе. [ нужна ссылка ]

Послевоенный
[ редактировать ]Среди всех европейских еврейских общин во время Второй мировой войны литовская наиболее пострадала от Холокоста. Поднявшись до 265 000 человек в июне 1941 года, он был уничтожен и потерял 254 000, или 95%, своих членов во время нацистской оккупации Литвы. [25] Зеленый дом-музей, [26] филиал Государственного еврейского музея Виленского Гаона , напоминает посетителям о массовом сотрудничестве, представляя документы и отзывы. Рахель Костанян награждена орденом «За заслуги» [27] от Германии за это достижение в 2021 году. [28]
В пьесе Джошуа Соболя 1984 года «Гетто» рассказывается о последних днях существования театральной труппы «Виленское гетто». [29]
В 2021 году был создан виртуальный 360-градусный тур по бывшему Вильнюсскому гетто, чтобы представить искусство, образование и творческие начинания в гетто в ужасающих обстоятельствах. [30]
- Улица Страшуна (польское название), ныне улица Жемайтийос, в бывшем гетто.
- Мемориал Холокоста, улица Субачяус, недалеко от исправительно-трудового лагеря № 562.
Жители Виленского гетто
[ редактировать ]- Самуэль Бак (1933-), художник, в детстве живший в гетто.
- Якоб Генс (1903–1943), начальник полиции гетто.
- Йозеф Глазман (1913–1943), боец сопротивления гетто.
- Хирш Глик (1922–1944), боец сопротивления гетто.
- Бруно Киттель (1922–?), Обершарфюрер СС, призванный для ликвидации гетто после Мурера.
- Абба Ковнер (1918–1987), боец сопротивления гетто.
- Герман Крук (1897–1944), библиотекарь и ведущий дневников гетто.
- Люба Левицка (1909–1943), певица. [31]
- Франц Мурер (1912–1994), обершарфюрер СС, «Вильнюсский мясник».
- Рудольф Нойгебауэр (1912–1944), гауптштурмфюрер СС
- Адриан фон Рентельн (1897–?), Генеральный комиссар Литвы, участвовавший в ликвидации гетто.
- Ицхок Рудашевский (1927–1943), автор дневника в гетто.
- Авраам Суцкевер (1913–2010), поэт, контрабандист книг, боец сопротивления гетто.
- Мартин Вайс (1903–1984), гауптшарфюрер СС
- Ицхак Виттенберг (1907–1943), боец сопротивления гетто.
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Литве
- Еврейский ответ на «Сорок дней Муса-Дага»
- Карл Плагге (1897–1957), майор, начальник 562 HKP. принудительного трудового лагеря
- Список еврейских гетто в оккупированной немцами Польше
Примечания
[ редактировать ]- ^ Название Виленское гетто происходит от иврита . Эндрю Ноубл Косс (2010). Переустройство еврейской Вильны, 1914-1918 гг . Стэнфордский университет. п. ix. Название города пишется «Вильнюс» на литовском языке , «Вильно» на польском языке , «Вильно» на иврите и русском языке , «Вильно» на идише и «Вильно» на немецком языке .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мегарджи, Джеффри П. , изд. (2009). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945 гг . Том. II: Гетто в оккупированной немцами Восточной Европе. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 1147–1152. ISBN 978-0-253-35599-7 .
- ↑ Петр Зыхович, «Wybory Icchak Arad» ( выбор Ицхака Арада ), Rzeczpospolita , 07.12.2008. Дополнительные внешние источники в статье Ицхака Арада .
- ^ Piotr Zychowicz, "Icchak Arad: od NKVD do Yad Vashem" (From NKVD to Yad Vashem) Rzeczpospolita , July 12, 2008
- ^ Мюллер, Ян-Вернер (2002). Память и власть в послевоенной Европе: исследования присутствия прошлого . Издательство Кембриджского университета. п. 47 . ISBN 9780521000703 .
- ^ Гросс, Ян Томаш (2002). Революция из-за границы: советское завоевание польской Западной Украины и Западной Белоруссии . Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN 978-0-6910-9603-2 .
- ^ Тылинская, Эвелина (2007). М. Коковски (ред.). Возрождение Виленского университета в 1919 году: Исторические условия и значение для польской науки . Глобальное и локальное: история науки и культурная интеграция Европы. Краков: Wydawnictwo Polskiej Akademii Umiejętności. п. 896. ИСБН 978-83-60183-42-7 .
- ^ Миниотайте, Гразина (1999). Политика безопасности Литвы и «интеграционная дилемма» (PDF) . Академический форум НАТО. п. 21 . Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ «Еврейская община Вильно» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мидларский, Манус И. (2005). Смертельная ловушка: геноцид в двадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. стр. 298–300 . ISBN 1139445391 – через Интернет-архив.
1941 год, Виленское гетто.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паттерсон, Дэвид (2003). Полная черная книга российского еврейства . Издатели транзакций. стр. примечание 9. ISBN 978-1-4128-2007-3 .
- ^ «Гетто в Вильнюсе» . Объекты наследия – Места мартирологии . Музей истории польских евреев , Виртуальный штетл . Архивировано из оригинала 6 июня 2013 года . Проверено 23 мая 2012 г.
- ^ Паттерсон, Дэвид (2003). Полная черная книга российского еврейства . Издатели транзакций. стр. примечание 7. ISBN 978-1-4128-2007-3 .
- ^ Бейнфельд, Солон, «Здравоохранение в Виленском гетто». 12 Исследование Холокоста и Геноцида. 67 (1998): 66–67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бейнфельд, Солон. «Здравоохранение в Виленском гетто». 12 Исследование Холокоста и Геноцида. 67 (1998): 66–67.
- ^ Крук, Герман (автор), Харшай, Бенджамин (редактор) и Барбара Харшей (переводчик). Последние дни Литовского Иерусалима: хроники Виленского гетто и лагерей 1939–1944 гг . Нью-Хейвен: Йельский университет, 2002, с. XXIX.
- ^ Маррус, с. 121
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Бейнфилд, Солон. «Культурная жизнь Виленского гетто». (1997): Ежегодник 1, глава 1.
- ^ Маррус, Майкл Р. Холокост в истории . Ганновер: Университетское издательство Новой Англии, 1987, стр. 108.
- ^ Асаэль Любоцкий , Не мое последнее путешествие , Едиот Ахронот , 2017, стр. 85–86.
- ^ Куперштейн, Исайя (2005). Виленские партизаны, Учебное пособие (PDF-файл, прямая загрузка) . Новая видеогруппа.
- ^ Бартроп, Пол Р.; Гримм, Ева Э. (11 января 2019 г.). Совершение Холокоста: лидеры, пособники и коллаборационисты . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-5897-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Последние дни Виленского гетто - Вильно во время Холокоста - Литовский Иерусалим: история еврейской общины Вильно» . www.yadvashem.org .
- ^ Ицак Арад , Холокост в Советском Союзе , 2009, ISBN 978-0-8032-2059-1 , с. 323.
- ^ Хильшер, Альмут (30 апреля 2001 г.). «Долг майора» . Зеркало . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ «Вильнюсское гетто» . www.encyclepedie.bseditions.fr . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Зеленый дом-музей» . definghistory.com . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Официальный сайт издания» .
- ^ «Объявление от 1 мая 2021 года» . Федеральный президент (на немецком языке) . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Флеш, Энн. «Гетто: Последнее выступление в Виленском гетто». Театральный журнал, Vol. 41, нет. 4 (1989): 539-540.
- ^ «Внутри Вильнюсского гетто: виртуальный музыкальный тур» . Смешанный хор АРТын . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ ШПИГЕЛЬ, Йоханнес Заксленер, DER (12 марта 2018 г.). «Франц Мюрер: Как сбежал «Виленский мясник» — DER SPIEGEL — История» . Зеркало (на немецком языке) . Проверено 26 мая 2020 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Арад, Ицхак. Гетто в огне . (Иерусалим: Кооперативная типография Ахва, 1980). [ ISBN отсутствует ]
- Бальберышский, Мендель «Сильнее железа»: уничтожение виленского еврейства 1941–1945 гг. – рассказ очевидца . (Иерусалим: Издательство «Гефен», 2010). [ ISBN отсутствует ]
- Файерштейн, Дэниел. «Движения еврейского сопротивления в гетто Восточной Европы». В: Жизнь в гетто во время Холокоста . Эд. Эрик Дж. Стерлинг. (Сиракузы: Издательство Сиракузского университета, 2005). [ ISBN отсутствует ]
- Костанян-Данциг, Рэйчел. Духовное сопротивление в Виленском гетто . (Вильнюс: Государственный еврейский музей Виленского Гаона, 2002). [ ISBN отсутствует ]
- Крук, Герман. Последние дни Литовского Иерусалима: хроники Виленского гетто и лагерей, 1939–1944 гг . (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2002). [ ISBN отсутствует ]
- Рудашевский, Ицхок (1927–1943). Дневник Виленского гетто, июнь 1941 — апрель 1943 года . (Израиль: Дом борцов гетто, 1973). [ ISBN отсутствует ]
- Шнейдман, Н.Н. Литовский Иерусалим: взлет и падение еврейского Вильнюса, личный взгляд . (Окавилл, Онтарио: Mosaic Press, 1998). [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литовский Иерусалим: история еврейской общины Вильно, онлайн-выставка Яд Вашем
- Гены в ответ на сопротивление
- Генс в ответ на концерт
- партизаны в своей программе
- Хроники Виленского гетто.
- О Холокосте
- Еврейский партизанский отряд под Вильнюсом
- Краткие биографии
- Партизаны в Вильнюсе
- Розка Корчак и Абба Ковнер с членами Объединенной партизанской организации (ОПО)
- Вильнюсские партизаны
- Показания Гжегожа Яшуньского о жизни в Виленском гетто в базе данных показаний «Хроники террора» (польский и английский)
- Вильнюс, Литва, в JewishGen
- Статья о еврейском кладбище Пирамонт в Вильнюсе The Times of Israel 16 августа 2021 г.