Холокост в Бельгии

Холокост в Бельгии — систематическое лишение собственности, депортация и убийство евреев и цыган в оккупированной немцами Бельгии во время Второй мировой войны . Из примерно 66 000 евреев, проживавших в стране в мае 1940 года, около 28 000 были убиты во время Холокоста . [1]
В начале войны население Бельгии было в подавляющем большинстве католиками. Евреи составляли самое большое нехристианское население в стране, насчитывающее от 70 до 75 000 из 8-миллионного населения. Большинство из них проживало в городах Антверпен , Брюссель , Шарлеруа и Льеж . Подавляющее большинство из них были недавними иммигрантами в Бельгии, бежавшими от преследований в Германии и Восточной Европе, и в результате лишь незначительное меньшинство фактически имело бельгийское гражданство.
Вскоре после вторжения в Бельгию военное правительство приняло ряд антиеврейских законов в октябре 1940 года. Бельгийский комитет генеральных секретарей с самого начала отказался сотрудничать в принятии каких-либо антиеврейских мер, и военное правительство, похоже, не желало этого. принять дополнительные законы. Правительство Германии начало конфисковывать принадлежащие евреям предприятия и вытеснять евреев с должностей на государственной службе. В апреле 1941 года без приказа немецких властей фламандские коллаборационисты разграбили две синагоги в Антверпене и сожгли дом главного раввина города во время антверпенского погрома. Немцы создали юденрат в стране — Ассоциацию евреев в Бельгии (AJB; «Ассоциация евреев Бельгии»), к которой должны были присоединиться все евреи. В рамках « Окончательного решения» 1942 года преследование бельгийских евреев усилилось. С мая 1942 года евреев заставляли носить желтые значки со Звездой Давида, чтобы выделять их публично. Используя реестры, составленные AJB, немцы начали депортировать евреев в концентрационные лагеря в Польше. Евреи, выбранные из регистрационных списков, должны были явиться в недавно созданный транзитный лагерь Мехелен ; затем их депортировали поездом в концентрационные лагеря, в основном в Освенцим . С августа 1942 г. по июль 1944 г. из Бельгии было депортировано около 25 500 евреев и 350 цыган; более 24 000 человек были убиты до того, как лагеря были освобождены союзниками .
С 1942 года сопротивление широких слоев населения обращению с евреями в Бельгии росло. К концу оккупации более 40 процентов всех евреев Бельгии скрывались; многие из них были спрятаны язычниками , особенно католическими священниками и монахинями. Некоторым помогло организованное сопротивление, такое как Комитет защиты евреев (CDJ; «Комитет защиты евреев»), который предоставлял еду и убежище скрывающимся евреям. Многие скрывавшиеся евреи присоединились к вооруженному сопротивлению. В апреле 1943 года члены CDJ атаковали двадцатый железнодорожный конвой, идущий в Освенцим, и сумели спасти некоторых из депортированных.
Фон
[ редактировать ]Религия и антисемитизм
[ редактировать ]
До войны население Бельгии было в подавляющем большинстве католиками . Около 98 процентов населения было крещено, и около 80 процентов свадебных церемоний проводились с традиционными католическими службами, в то время как политически в стране доминировала Католическая партия . [2]
Еврейское население Бельгии было сравнительно небольшим. Из примерно 8-миллионного населения до Первой мировой войны в стране проживало всего 10 000 евреев . [3] В межвоенный период наблюдалась значительная еврейская иммиграция в Бельгию. К 1930 году население выросло до 50 000, а к 1940 году оно составляло 70 000–75 000 человек. [3] Большинство новых еврейских иммигрантов прибыли из Восточной Европы и нацистской Германии , спасаясь от антисемитизма и бедности в своих родных странах. [3] Цыганское население Бельгии в то же время составляло около 530 человек. [4] Лишь немногие из еврейских мигрантов претендовали на бельгийское гражданство, а многие не говорили по-французски или по-голландски . Еврейские общины развивались в Шарлеруа , Льеже , Брюсселе и, прежде всего, Антверпене , где проживало более половины евреев Бельгии. [3]
В межвоенный период также наблюдался рост популярности фашистских партий « Нового порядка» в Бельгии. В основном они были представлены Vlaams Nationaal Verbond (VNV; «Фламандский национальный союз») и Verdinaso во Фландрии и Rex в Валлонии . Обе фламандские партии поддержали создание этнически германского « Дитсе Нати » («Великого голландского государства»), из которого будут исключены евреи. [5] Рекс , чья идеология была основана на христианском фашизме , был особенно антисемитским, но и ВНВ, и Рекс вели кампанию под антисемитскими лозунгами на выборах 1938 года. [6] Их позиция была официально осуждена бельгийскими властями, но видные деятели, в том числе король Леопольд III , подозревались в антисемитских взглядах. [7] С июня 1938 года еврейских нелегалов, арестованных бельгийской полицией, депортировали в Германию, пока общественное осуждение не остановило эту практику после Хрустальной ночи в ноябре 1938 года. [8] Между 1938 годом и началом войны, когда влияние фашистских партий в Бельгии падало, страна начала принимать больше еврейских беженцев, в том числе 215 человек с парохода « Сент-Луис», которым было отказано в визах в других местах. [9]
Немецкое вторжение и оккупация
[ редактировать ]В межвоенный период Бельгия проводила строгую политику политического нейтралитета . Хотя бельгийская армия была мобилизована в 1939 году, страна вступила в войну только 10 мая 1940 года, когда на нее вторглась нацистская Германия . После 18-дневной кампании бельгийские военные вместе со своим главнокомандующим Леопольдом III сдались 28 мая. Бельгия вместе с французской провинцией Нор-Па-де-Кале были сгруппированы под управлением немецкой военной администрации в Бельгии и Северной Франции ( Militärverwaltung in Belgien und Nordfrankreich ). Поскольку страна находилась под военной оккупацией , первоначально она попала под контроль Вермахта, а не нацистской партии или Шуцстаффеля властей (СС). В июле 1944 года Militärverwaltung была заменена гражданской администрацией ( Zivilverwaltung ), что значительно увеличило власть более радикальной нацистской партии и организаций СС до освобождения союзников в сентябре 1944 года.
Холокост
[ редактировать ]Ранняя дискриминация и преследования, 1940–41 гг.
[ редактировать ]
23 октября 1940 года немецкая военная администрация впервые приняла антиеврейское законодательство. [10] Новые законы, аналогичные Нюрнбергским законам, принятым в Германии в 1935 году, совпали с принятием аналогичных законов в Нидерландах и во Франции . [10] Законы от 28 октября запрещали евреям заниматься некоторыми профессиями (включая государственную службу) и заставляли евреев регистрироваться в местном муниципалитете. [11] В тот же день администрация Германии объявила об определении того, кого считать евреем. Магазины или предприятия, принадлежавшие евреям, должны были быть отмечены вывеской на витрине, а экономические активы, принадлежащие евреям, должны были быть зарегистрированы. [11] С июня 1940 года в Льеже уже был составлен список еврейских предприятий. [12]
В 1940 году правительство Германии начало ликвидировать еврейский бизнес. Некоторые из них были переданы в собственность Германии в ходе процесса, получившего название «арианизация» . [13] Около 6300 предприятий, принадлежавших евреям, были ликвидированы до 1942 года, а 600 были арианизированы. [14] В результате конфискации было получено около 600 миллионов бельгийских франков, что намного меньше, чем ожидалось. [13] [15] Всего с 28 октября 1940 г. по 21 сентября 1942 г. Военная администрация провозгласила 17 антиеврейских постановлений. [16]
Ассоциация евреев Бельгии
[ редактировать ]«Ассоциация евреев Бельгии» (AJB) — юденрат, созданный немцами для управления еврейским населением Бельгии с ноября 1941 года. [17] Несмотря на то, что AJB находился под руководством немцев, им управляли евреи, и он действовал как «организационное гетто », позволяя нацистам иметь дело с бельгийскими евреями как с единым целым. [18] AJB сыграл важную роль в регистрации евреев в стране. Всего в AJB было зарегистрировано 43 000 евреев. [14] Это число представляет лишь половину всего еврейского населения, что отражает недоверие общины к организации, но именно эту цифру СС представил оберштурмбаннфюрер Адольф Эйхман как общее число евреев в Бельгии на Ванзейской конференции в январе 1942 года. [19]
Во время депортаций около 10 000 евреев были арестованы на основании их принадлежности к AJB. [20] AJB, находившийся под пристальным контролем SiPo-SD ( Sicherheitspolizei und Sicherheitsdienst ; «Полиция безопасности и разведывательная служба»), также отвечал за управление транзитным лагерем в Мехелене. [20] AJB сыграл важную роль в убеждении евреев добровольно явиться на депортацию, хотя вопрос о том, знали ли они о судьбе депортированных, остается спорным. [18] С 1942 года, после убийства Сопротивлением Роберта Хольцингера, лидера AJB, доверие к ассоциации упало, и к ней стали относиться с растущими подозрениями. [15]
После войны лидеров AJB судили и оправдали в соучастии в Холокосте. [18]
Радикализация, 1941–42 гг.
[ редактировать ]Антверпенский погром и желтый значок
[ редактировать ]
14 апреля 1941 года, после просмотра немецкого пропагандистского фильма Der Ewige Jude , фламандские военизированные формирования из Volksverwering , VNV и Algemeene-SS Vlaanderen начали погром в городе Антверпен. [21] Толпа, вооруженная железными решетками, напала и сожгла две синагоги в городе, а свитки Торы выбросила на улицу. [21] города Затем они напали на дом Маркуса Роттенбурга, главного раввина . Были вызваны полиция и пожарная команда, но немецкие власти запретили им вмешиваться. [21]
Как и в остальной части оккупированной Европы, обязательное ношение желтого значка было введено с 27 мая 1942 года. [22] Бельгийская версия значка изображала черную букву «J» (что означает « Juif » по-французски и « Jood » по-голландски) в центре желтой звезды Давида . Звезду нужно было размещать на видном месте на всей верхней одежде в общественных местах, а за несоблюдение действовали суровые наказания. Указ вызвал общественное возмущение в Бельгии. [22] С большим личным риском бельгийские гражданские власти в Брюсселе и Льеже отказались раздать значок, выиграв время для многих евреев, чтобы они скрылись. [23]
Немецкие власти в Антверпене попытались заставить носить значки в 1940 году, но от этой политики отказались, когда нееврейские граждане протестовали и сами носили повязки. [24]
Депортация и истребление, 1942–44.
[ редактировать ]С августа 1942 года немцы начали депортировать евреев, используя Arbeitseinsatz («вербовка на работу») на немецких заводах. в качестве предлога [15] Около половины евреев явились добровольно (хотя и по принуждению немецких властей) для перевозки, хотя облавы начались в конце июля. Позже в ходе войны немцы все чаще полагались на полицию для ареста или задержания евреев силой. [25]
Первый конвой из Бельгии с без гражданства евреями отправился из транзитного лагеря Мехелен в Освенцим 4 августа 1942 года, и вскоре за ним последовали другие. [26] Эти поезда отправились в лагеря смерти в Восточной Европе. С октября 1942 г. по январь 1943 г. депортации были временно прекращены; [27] к этому времени 17 железнодорожными составами депортировано 16,6 тыс. человек. [15] В результате вмешательства королевы Елизаветы в дела немецких властей все депортированные в ходе первой волны не были гражданами Бельгии. [27] В 1943 году депортации возобновились. Однако к тому времени, когда начались депортации в лагеря смерти, около 2250 бельгийских евреев уже были депортированы в качестве принудительных рабочих для Организации Тодта , гражданской и военной инженерной группы, которая работала на строительстве Атлантического вала в Северной Франции. [26]
В сентябре вооруженные подразделения Devisenschutzkommando (DSK; «Командование по защите валюты») совершали рейды в дома, чтобы захватить ценные вещи и личные вещи, когда жильцы готовились явиться в транзитный лагерь, и в том же месяце евреи с бельгийским гражданством были впервые депортированы. время. [27] Подразделения ДСК полагались на сеть информаторов, которым платили от 100 до 200 бельгийских франков за каждого преданного ими человека. [28] После войны коллаборационист Феликс Лаутерборн заявил на суде, что в 80 процентах арестов в Антверпене использовалась информация от платных информаторов. [29] Всего в 1943 году было депортировано 6000 евреев, а в 1944 году — еще 2700. Транспортировка была остановлена из-за ухудшения ситуации в оккупированной Бельгии перед освобождением. [30]
Процент депортированных евреев варьировался в зависимости от местоположения. Самый высокий показатель был в Антверпене: 67 процентов депортированных, но ниже в Брюсселе (37 процентов), Льеже (35 процентов) и Шарлеруа (42 процента). [31] Основным пунктом назначения конвоев был Освенцим в оккупированной немцами Польше . Меньшее количество было отправлено в Бухенвальд и концентрационные лагеря Равенсбрюк , а также в концентрационный лагерь Виттель во Франции. [30]
Всего из Бельгии было депортировано 25 437 евреев. [30] Только 1207 из них пережили войну. [32] Среди депортированных и убитых был художник-сюрреалист Феликс Нуссбаум в 1944 году.
Бельгийское сотрудничество в Холокосте
[ редактировать ]
Политическое сотрудничество
[ редактировать ]Некоторая помощь оказывалась властям Германии в преследовании бельгийских евреев членами коллаборационистских политических групп либо из явных антисемитских настроений, либо из желания продемонстрировать свою лояльность немецким властям. Депортации поощрялись ВНВ и Альгемене-СС Влаандерен во Фландрии, и оба, как и Рекс, публиковали антисемитские статьи в своих партийных газетах. [33]
Ассоциация, известная как Défense du Peuple / Volksverwering («Народная защита»), была специально создана для объединения бельгийских антисемитов и оказания помощи в депортациях. [33] На ранних этапах оккупации они выступали за ужесточение антиеврейских законов. [34]
Административное сотрудничество
[ редактировать ]Немецкие оккупационные власти использовали уцелевшую инфраструктуру довоенного государства, включая бельгийскую государственную службу , полицию и жандармерию . Их начальство официально запретило им помогать немецким властям в чем-либо, кроме обычного поддержания правопорядка. Однако имели место многочисленные инциденты, когда отдельные полицейские или местные подразделения помогали немцам арестовывать евреев в нарушение их приказов. [35] В Антверпене бельгийские власти способствовали призыву евреев на принудительные работы во Франции в 1941 году. [25] и помогал в задержании евреев в августе 1942 года после того, как СиПо-СД пригрозило заключить в тюрьму местных чиновников в форте Бреендонк . [35] За пределами Антверпена немцы применили принуждение, чтобы заставить бельгийскую полицию вмешаться, а в Брюсселе по меньшей мере трое полицейских не подчинились приказам и помогли арестовать евреев. [35] Историк Инса Майнен утверждает, что около пятой части евреев, арестованных в Бельгии, были задержаны бельгийскими полицейскими. [25] Тем не менее, общий отказ бельгийской полиции оказать помощь во время Холокоста был назван причиной сравнительно высокого уровня выживаемости бельгийских евреев во время Холокоста. [35]
Бельгийская оппозиция преследованию евреев
[ редактировать ]Сопротивление Бельгии обращению с евреями кристаллизовалось в период с августа по сентябрь 1942 года, после принятия закона о ношении желтых значков и начала депортаций. [36] Когда начались депортации, еврейские партизаны уничтожили записи евреев, составленные AJB. [15] первая организация, специально занимавшаяся сокрытием евреев, — « Комитет защиты евреев» (CDJ-JVD). Летом 1942 года была создана [36] CDJ, левая организация, возможно, спасла до 4000 детей и 10 000 взрослых, найдя для них безопасные укрытия. [37] Он выпускал две на идиш подпольные газеты : «Унзер Ворт» ( אונזער-ווארט , «Наше слово», с лейбористско-сионистской позицией) и «Унзер Камф» ( אונזער קאמף , «Наша борьба», с коммунистической позицией). [38] CDJ был лишь одной из десятков организованных групп сопротивления, которые оказывали поддержку скрытым евреям. Другие группы и отдельные члены сопротивления отвечали за поиск укрытий, доставку еды и поддельных документов. [30] Многие скрывавшиеся евреи впоследствии присоединились к организованным группам сопротивления. Группы левого толка, такие как Фронт независимости (FI-OF), были особенно популярны среди бельгийских евреев. Вдохновленная коммунистами Партизанская армия (ПА) имела особенно большую еврейскую секцию в Брюсселе. [39]
Сопротивление несет ответственность за убийство Роберта Хольцингера, руководителя программы депортации, в 1942 году. [26] Хольцингер, активный сотрудник, был австрийским евреем, выбранным немцами на эту роль. [26] Убийство привело к смене руководства AJB. Пятеро еврейских лидеров, включая главу AJB, были арестованы и интернированы в Бреендонке, но были освобождены после общественного протеста. [15] Шестой был депортирован прямо в Освенцим. [15]
Бельгийское сопротивление было необычайно хорошо информировано о судьбе депортированных евреев. В августе 1942 года (через два месяца после начала бельгийских депортаций) подпольная газета De Vrijschutter сообщила, что «их [депортированных евреев] убивают группами с помощью газа, а других убивают залпами из пулеметов». [40]
В начале 1943 года Фронт независимости направил Виктора Мартина , академика-экономиста из Католического университета Лувена , для сбора информации о судьбе депортированных бельгийских евреев, используя прикрытие его исследовательской должности в Кёльнском университете . [41] Мартин посетил Освенцим и стал свидетелем крематориев. Арестованный немцами, он сбежал и смог сообщить о своих выводах CDJ в мае 1943 года. [41]
Атака на 20-й транспорт
[ редактировать ]
Самой известной акцией сопротивления в Бельгии во время Холокоста стало нападение на 20-й железнодорожный конвой, направлявшийся в Освенцим. [27] Вечером 19 апреля 1943 года трое плохо вооруженных участников сопротивления напали на железнодорожный конвой, проезжавший возле Хаахта во Фламандском Брабанте . [43] Поезд, в котором находилось более 1600 евреев, охраняли 16 немцев из СиПо-СД . [37] Участники сопротивления использовали фонарь, обтянутый красной бумагой (сигнал опасности), чтобы остановить поезд, и освободили 17 заключенных из одного вагона до того, как их обнаружили немцы. [37] Еще 200 человекам удалось спрыгнуть с поезда позже в пути, поскольку машинист поезда, бельгийский, намеренно снижал скорость, чтобы позволить другим спастись. [37] Все трое членов сопротивления, ответственные за нападение, были арестованы до окончания оккупации. Юра Лившиц была казнена, а Жан Франклемон и Робер Майстрио были депортированы в концентрационные лагеря, но пережили войну. [37]
Нападение на 20-й поезд было единственным нападением на поезд Холокоста из Бельгии во время войны, а также единственным транспортом из Бельгии, где произошел массовый побег. [37]
Пассивное сопротивление
[ редактировать ]Обращение немцев с евреями привело к общественному сопротивлению в Бельгии. В июне 1942 года представитель министерства иностранных дел Германии в Брюсселе Вернер фон Барген пожаловался, что бельгийцы не продемонстрировали «достаточного понимания» расовой политики нацистов. [26]
Бельгийская подпольная газета La Libre Belgique призвала граждан Бельгии делать небольшие жесты, чтобы выразить свое отвращение к расовой политике нацистов. В августе 1942 года газета призвала бельгийцев «поприветствовать их [евреев] мимоходом! Предложите им свое место в трамвае! Протестуйте против варварских мер, которые к ним применяются. Это приведет бошей в ярость!» [44]
Дискриминацию евреев осудили многие видные деятели оккупированной страны. Еще в октябре 1940 года старший католический священнослужитель Бельгии кардинал Йозеф-Эрнест ван Рой осудил политику Германии и особенно законодательство 1942 года. [45]
Ван Рой предоставил многие ресурсы церкви для сокрытия евреев, но ему не позволили публично осудить обращение с евреями со стороны его сверстников, опасавшихся репрессий против церкви нацистами. Попытки Германии привлечь бельгийские власти и местные органы власти к его осуществлению начали вызывать протест с 1942 года. Комитет генеральных секретарей, группа высокопоставленных бельгийских государственных служащих, которым было поручено выполнять требования Германии, с самого начала отказывался обеспечивать соблюдение антиеврейского законодательства. . [46] В июне 1942 года конференция 19 мэров региона Большого Брюсселя отказалась разрешить своим чиновникам раздавать желтые значки евреям в их районах. [23] С большим личным риском мэры во главе с Йозефом Ван Де Мёлебруком 5 июня направили властям Германии письмо с протестом против этого указа. [23] Отказ совета Брюсселя, а затем и города Льежа, раздать значки позволил многим евреям скрываться до начала депортаций. [47]
В том же году члены AJB встретились с королевой Елизаветой, чтобы обратиться к ней за поддержкой против депортаций. Она обратилась к военному губернатору Бельгии генералу Александру фон Фалькенхаузену , который направил Эггерта Ридера , своего заместителя и главу невоенных аспектов администрации, в Берлин для выяснения политики с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером . SS -Reichssicherheitshauptamt (RSHA; «Главное управление безопасности рейха») пошло на уступки Элизабет, разрешив евреям с бельгийским гражданством быть освобожденными от депортации, и еврейские семьи не будут распадаться. [26] RSHA также согласилось не депортировать евреев-мужчин старше 65 лет и женщин старше 60 лет после протестов Бельгии, утверждающих, что они слишком стары, чтобы их можно было использовать в качестве принудительного труда. [26]
Наследие и память
[ редактировать ]После войны эмиграция в Израиль еще больше сократила еврейское население Бельгии, которое по состоянию на 2011 год оценивалось в 30 000–40 000 человек. [48] новые более мелкие поселения (например, в Генте , Кнокке , Ватерлоо и Арлоне ). Население по-прежнему сконцентрировано в Брюсселе и Антверпене, но с 1945 года возникли [48] Среди известных бельгийцев, переживших Холокост, — Илья Пригожин , лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года , Франсуа Энглерт , один из лауреатов Нобелевской премии по физике в 2013 году, и Поль Леви , известный журналист (перешедший в христианство), который был также отвечал за дизайн европейского флага .
С момента принятия закона об отрицании Холокоста в 1995 году отрицание или попытка оправдать Холокост является незаконным. [49] Этот закон следует за Законом Бельгии о борьбе с расизмом , принятым в 1981 году, который привел к созданию Центра равных возможностей и противодействия расизму , который исследует расизм и антисемитизм в Бельгии, а также оказывает помощь жертвам дискриминации. [50] Бреендонк и Казармы Доссен (на месте бывшего транзитного лагеря Мехелен) сохранились как музеи Холокоста и немецких репрессий в Бельгии во время оккупации.
В 2004 году Сенат Бельгии поручил Центру исторических исследований и документации по войне и современному обществу (Cegesoma) подготовить исчерпывающий исторический отчет о сотрудничестве Бельгии в Холокосте. [51] Отчет под названием «Послушная Бельгия» ( La Belgique Docile / Gewillig België ) был опубликован в 2007 году. Он вызвал значительный общественный интерес в Бельгии и за рубежом. [51] Выводы отчета были противоречивыми, поскольку в них подчеркивалась степень сотрудничества бельгийской полиции и властей в депортации евреев. [52]
По состоянию на 2013 год в общей сложности 1612 бельгийцев были удостоены звания « Праведник народов мира» от Государства Израиль за то, что рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев от преследований во время оккупации. [53]
Родственники жертв потребовали компенсации от государственной железнодорожной компании SNCB после того, как компенсацию выплатили аналогичные компании во Франции и Нидерландах . В период с 1942 по 1943 год СКНБ зафрахтовал 28 конвоев для перевозки заключенных из транзитного лагеря Мехелен в Освенцим . Директором SCNB в то время был Нарцисс Руло, который дал пояснение: «Я несу все, что приходит, я не смотрю, что находится в закрытых вагонах». Считается, что его вялое отношение и вседозволенное самодовольство способствовали страданиям и гибели тысяч людей. Хотя компания принесла извинения, семьи погибших продолжают настаивать на компенсации. [54]
См. также
[ редактировать ]- Бельгия во Второй мировой войне
- История евреев в Бельгии
- Еврейский музей Бельгии
- Анри Кичка
- Максим Стейнберг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Историческая справка Бельгии» . Ядвашем.орг.
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение бельгийского римско-католического духовенства к евреям до оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 117. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 160. ИСБН 965-308-068-7 .
- ^ Невик, Дональд; Никосия, Фрэнсис (2000). Колумбийский путеводитель по Холокосту . Колумбия: Издательство Колумбийского университета. п. 31 . ISBN 0-231-11200-9 .
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 175. ИСБН 965-308-068-7 .
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. стр. 182–3. ISBN 965-308-068-7 .
- ^ Ван Экхаут, Фабьен (13 сентября 2013 г.). «Леопольд III: король слишком пассивен в условиях оккупации?» . РТБФ . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. стр. 184–5. ISBN 965-308-068-7 .
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 187. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стейнберг, Максим (1998). «Юденполитик в Бельгии в западноевропейском контексте: сравнительные наблюдения». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 200. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дельпланк, Тьерри. «Слова и дела: администрация Брюсселя и еврейский регистр, 1940–1941» (PDF) . Цегесома . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Мур, Боб (зима 2010 г.). «Хрупкость закона: конституционный патриотизм и евреи Бельгии, 1940–1945 (обзор)». Исследования Холокоста и геноцида . 24 (3): 485. doi : 10.1093/hgs/dcq059 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стейнберг, Максим (1998). «Юденполитик в Бельгии в западноевропейском контексте: сравнительные наблюдения». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 201. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 343 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 394 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ^ «Еврейское присутствие в наших регионах» . Еврейский музей Бельгии. Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Мичман, Дэн (1998). «Исследование Холокоста: Бельгия и вообще». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 33. ISBN 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Марон, Гай (10 ноября 2004 г.). «Евреи, кураторы еврейского гетто» . Вечер . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Чесарани, Дэвид (2005) [2004]. Эйхман: Его жизнь и преступления . Лондон: Винтаж. п. 112. ИСБН 978-0-09-944844-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стейнберг, Максим (1998). «Юденполитик в Бельгии в западноевропейском контексте: сравнительные наблюдения». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 216. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. стр. 192–3. ISBN 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ван дер Вейнгарт, Марк (1998). «Бельгийские католики и евреи во время немецкой оккупации, 1940–1944». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 229. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 204–5.
- ^ «Нацисты в Бельгии восстанавливают указ о наложении желтых значков на евреев» . Еврейское телеграфное агентство . Цюрих. 3 июня 1942 года . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 207.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 393 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 435 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ^ Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 210.
- ^ Саеренс, Ливен (2008). Охотники за евреями из фламандской СС . Ланну. п. 188. ИСБН 978-90-209-7384-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 436 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение Антверпена к евреям в 1918–1940 годах и его последствия для периода оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 194. ИСБН 965-308-068-7 .
- ^ Уотерфилд, Бруно (17 мая 2011 г.). «Охотники за нацистами требуют увольнения министра юстиции Бельгии» . Телеграф . Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 26 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 212–4.
- ^ «В Бельгии потребовали строгих антиеврейских законов» . Еврейское телеграфное агентство . Лондон. 15 июня 1941 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 206.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Готович, Хосе (1998). «Движения сопротивления и еврейский вопрос». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 274. ИСБН 965-308-068-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс, Алтея; Эрлих, Сара (19 апреля 2013 г.). «Побег из поезда в Освенцим» . Новости Би-би-си . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Разное (1991). "Предисловие". Еврейские вооруженные партизаны, 38 свидетельств . Брюссель: Дети еврейских партизан Бельгии.
- ^ Готович, Хосе (1998). «Движения сопротивления и еврейский вопрос». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. стр. 281–2. ISBN 965-308-068-7 .
- ^ Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 72 . ISBN 978-0-8021-1766-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. стр. 73–5 . ISBN 978-0-8021-1766-3 .
- ^ Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 203 . ISBN 978-0-8021-1766-3 .
- ^ Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. стр. 220–3 . ISBN 978-0-8021-1766-3 .
- ^ «La Libre Belgique. 08.01.1942» . Бельгийская военная пресса. Цегесома . Проверено 25 сентября 2013 г.
- ^ Саеренс, Ливен (1998). «Отношение бельгийского римско-католического духовенства к евреям до оккупации». В Мичмане, Дэн (ред.). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. п. 156. ИСБН 965-308-068-7 .
- ^ Готович, Хосе; Арон, Пол, ред. (2008). Словарь Второй мировой войны в Бельгии . Брюссель: Андре Версаль изд. стр. 412–3. ISBN 978-2-87495-001-8 .
- ^ Яхиль, Лени (1991). Холокост: судьба европейского еврейства, 1932–1945 гг . Исследования по еврейской истории (Перепечатка (пер.) под ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 344 . ISBN 0-19-504523-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рожо, Оливье; Руайен, Мари-Сесиль (28 января 2011 г.). «Жюифс де Бельжик» (PDF) . Ле Виф . Католический университет Левена . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2013 года . Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ «Законопроект о пресечении отрицания, преуменьшения, оправдания или одобрения геноцида, совершенного немецким национал-социалистическим режимом во время Второй мировой войны» . lachambre.be. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 27 сентября 2013 г.
- ^ «Расовая дискриминация» . Центр равных возможностей и противодействия расизму . Проверено 27 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саеренс, Ливен (2012). «Инса Мейнен: преследование евреев в Бельгии через призму Германии». Журнал истории Бельгии (RBHC-BTNG) . XLII (4): 201–2.
- ^ Баес, Рубен. « Послушная Бельгия. Бельгийские власти и преследования евреев» . Цегесома. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ «Церемония «Праведник народов мира» в присутствии президента Шимона Переса, принца Филиппа и министра Дидье Рейндерса» . Посольство Бельгии в Ирландии . 5 марта 2013 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 4 апреля 2013 г.
- ^ «Родственники жертв требуют от бельгийской железной дороги компенсации за Холокост» . Альгемайнер . 1 февраля 2019 года . Проверено 1 февраля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мейнен, Инса (2009). Шоа в Бельгии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество. ISBN 9783534221585 . Также опубликовано на французском и голландском языках.
- Мичман, Дэн, изд. (1998). Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (2-е изд.). Иерусалим: Яд Вашем. ISBN 965-308-068-7 .
- Штейнберг, Максим (1983). Звезда и пистолет (на французском языке). Полет. Я: Еврейский вопрос 1940–1942. Брюссель: Ред. Трудовая жизнь. ISBN 2870031777 .
- Стейнберг, Максим (1984). Звезда и пистолет (на французском языке). Полет. II: 1942. Сто дней депортации евреев Бельгии. Брюссель: Ред. Трудовая жизнь. ISBN 2870031807 .
- Стейнберг, Максим (1987). Звезда и пистолет (на французском языке). Полет. III: Охота на евреев 1942–1944 гг. Брюссель: Ред. Трудовая жизнь. ISBN 2870032102 .
- Фрейзер, Дэвид (2009). Хрупкость закона: конституционный патриотизм и евреи Бельгии, 1940–1945 гг . Абингдон: Рутледж-Кавендиш. ISBN 978-0-415-47761-1 .
- Шрайбер, Мэрион (2003). Двадцатый поезд: правдивая история засады поезда смерти в Освенцим (1-е изд. в США). Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1766-3 .
- Вромен, Сюзанна (2008). Скрытые дети Холокоста: бельгийские монахини и их смелое спасение молодых евреев от нацистов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195181289 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Холокостом в Бельгии, на Викискладе?
- Бельгия в Европейской инфраструктуре исследования Холокоста (EHRI)
- Бельгия в Мемориальном музее Холокоста США (USHMM)