Холокост в Ливии
ухудшились Условия жизни евреев Ливии после принятия итальянским «Манифеста расы» в 1938 году. После немецкой интервенции в 1941 году некоторые евреи были отправлены в лагеря в континентальной Европе , где те, кто выжил, оставались до конца Второй мировой войны . [1] [2]
В Итальянской Ливии было две большие еврейские общины: одна в западном округе Триполитании и главным образом в ее столице Триполи , а другая в восточном округе Киренаики и ее столице Бенгази . Во время Холокоста сотни евреев умерли от голода. [3] [4] Поскольку до войны в Ливии проживало около 40 000 евреев, в результате позднего исхода евреев из арабских и мусульманских стран , сегодня в стране не осталось евреев. [5]
Предыстория: начало итальянской оккупации.
[ редактировать ]В июле 1911 года итальянское правительство потребовало контроля над Ливией от Османской империи . Когда требование не было выполнено, Италия объявила войну и быстро завоевала основные города на побережье Ливии. Некоторые ливийские евреи поддерживали Италию, а некоторые активно участвовали в военных действиях. Одна из причин поддержки Италии и смены режима началась с итальянского влияния на Ливию через коммерческие и культурные связи. Другими причинами были повторяющиеся погромы, от которых евреи страдали от рук своих соседей-мусульман; волна антисемитизма, прокатившаяся по Османской империи в середине XIX века, не обошла стороной и евреев Ливии. Автономия, которую они получили от империи, не предотвратила повторяющиеся погромы. [6]
После итальянского завоевания евреи получили официальный статус и стали важной религиозно-этнической группой благодаря своей ключевой роли в ливийской экономике. В 1934 году, после прихода к власти фашистов, Итало Бальбо был назначен генерал-губернатором итальянской Ливии. Он развивал «итальянскую колонию» и, как многие фашисты, видел в ней символ возвращения Италии к величию Римской империи – в последний раз, когда Италия контролировала Ливию. Во время его пребывания у власти процесс модернизации еврейских общин ускорился, и евреи стали принимать участие в работе государственных учреждений. Бальбо уважал еврейскую традицию до тех пор, пока она не мешала прогрессу, который он принес в Ливию. Один из случаев конфликта произошел, когда евреи закрывали свои магазины в субботу, даже за пределами еврейской общины. Бальбо приговорил евреев к порке, но позже, в октябре 1937 года, он признал на съезде фашистской партии, что ошибался и не делал различия между католиками и евреями — все они были итальянцами. Ранее в том же году Бенито Муссолини приехал к еврейской общине во время визита в итальянскую Ливию и получил теплый прием. Он пообещал, что евреи Ливии будут в безопасности и что Италия будет уважать еврейскую общину и ее традиции, религию и лидерство.
Во время Холокоста
[ редактировать ]Часть серии о |
Холокост |
---|
Ухудшение положения евреев
[ редактировать ]Агрессивная политика Италии привела к ее изоляции внутри Европы и к заключению пакта с нацистской Германией в 1936 году. Ось Рим-Берлин вынудила страны действовать на основе общих принципов, поэтому немецкие расовые законы применялись к Италии и ее колониям. [4] В расовом манифесте, опубликованном в Италии в 1938 году, расистские и антисемитские законы отражали позицию Итальянской фашистской партии. Основными законами были:
- Еврейским студентам запретили посещать средние школы и высшие учебные заведения.
- Любой еврей, занимавший государственную должность, должен был быть уволен.
- Все еврейские солдаты итальянской армии должны были быть разжалованы в должности.
- Евреям было запрещено участвовать в государственных тендерах.
Итальянский губернатор Ливии Бальбо пытался убедить Муссолини отложить применение законов в Ливии, утверждая, что они разрушат ливийскую экономику. Муссолини позволил Бальбо применять законы по своему усмотрению. Несмотря на относительную защиту, которой евреи пользовались при Бальбо, еврейские государственные служащие были уволены, еврейских детей исключили из школ, а евреям, желающим передвигаться между городами, требовалась лицензия. Бальбо погиб в июле 1940 года, когда итальянский корабль сбил его самолет. Итальянские официальные лица объяснили произошедшее несчастным случаем. [1]
Во второй половине 1940 года, после вступления Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии, положение евреев ухудшилось. Некоторые евреи, как и мусульманское население, бежали вглубь страны. Еврейская община Триполи арендовала дома для нуждающихся, построила подземные бомбоубежища и обеспечила образование изгнанным детям.
Со временем расовые законы стали хуже: евреев Киренаики отправили в концентрационный лагерь в Триполитании, а большую часть рабочей силы общины отправили в трудовые лагеря. Евреи, которые были гражданами вражеских стран, были изгнаны из страны, а остальные пострадали от расистских и репрессивных законов, которые нанесли им социальный и экономический ущерб. В середине 1942 года губернатор постановил, что евреям запрещено заключать сделки с недвижимостью или вести торговлю за пределами общины, публиковать любые материалы, не относящиеся к религии, и подчиняться другим репрессивным законам. [2]
Евреи Киренаики при смене режима
[ редактировать ]Ускоренное применение расовых законов привело к тому, что евреи потеряли доверие к итальянскому правительству и вместо этого побудили их поддержать британцев. Когда Британия впервые завоевала Киренаику в декабре 1940 года, евреи были освобождены от расовых законов. Солдаты неоднократно встречались с общиной Бенгази, возобновляли сионистскую деятельность и поддерживали просветительскую деятельность. 3 апреля 1941 года итало-немецким войскам удалось вытеснить британские войска из Бенгази, и вместе с ними ушло 250 евреев. Итальянские граждане, проживавшие в городе в период британского контроля, злились на евреев и устраивали погромы, в ходе которых два еврея были убиты, а большое количество имущества было разграблено и повреждено.
В ноябре того же года Британия отвоевала Киренаику . Италия решила изгнать всех евреев в Триполитанию и наложила суровые наказания на оставшихся евреев, включая смертную казнь для троих из них. Во время последнего британского завоевания Киренаики в ноябре 1942 года оставшиеся 360 евреев не могли вступить в контакт с британской армией из-за страха дальнейшего наказания, если страны Оси вернут этот регион. Удар по еврейской общине был самым сильным из всех ливийских общин. Из общины в 4000 человек было убито более 500 евреев. Жизни выживших были в опасности. Около 2600 евреев были отправлены в концентрационный лагерь Джадо; некоторые семьи были отправлены в другие лагеря. Около 200 британских граждан были переведены в Италию и около 250 французских граждан в Тунис . [2]
Концентрационный лагерь Джадо
[ редактировать ]Большая часть, или более 75%, еврейской общины Киренаики была отправлена в концентрационный лагерь Джадо , примерно в 240 км (150 миль) к югу от Триполи. Процветающее городское сообщество численностью 2600 человек было забито в будках старого военного лагеря, превращенного в концентрационный лагерь. Санитарно-санитарные условия были ужасными, многие евреи страдали от недоедания. Кульминацией опасности для здоровья стала эпидемия тифа, разразившаяся в декабре 1942 года. Еврейские заключенные отвечали за распределение этого недостаточного запаса продовольствия. Хотя руководство было итальянским, охранники в концентрационном лагере Джадо состояли как из итальянцев, так и из арабов. После многочисленных отказов на просьбы еврейских лидеров увеличить продовольственное пособие, офицеры лагеря разрешили арабским торговцам продавать евреям основные продукты питания, что они и делали по высокой цене, которую немногие могли себе позволить. После дальнейших просьб им разрешили получить помощь из Триполи. [7]
Раввин Фригия Зуарец попросил разрешения построить в лагере синагогу, и ему выделили одну из будок. После первой смерти в общине лидерам общины пришлось организовать похороны. Они нашли еврейское кладбище XVIII века, где смогли похоронить своих умерших, число которых росло с каждым днем, в основном из-за недоедания и распространения тифа.
Приказ о казни пленных не был выполнен. Через несколько дней офицеры лагеря отступили, а некоторым заключенным удалось сбежать. Когда прибыли британцы, они обнаружили, что евреи находятся в нестабильном и дезорганизованном состоянии. В марте того же года британский военный раввин Орбах посетил и получил разрешение отправить 60 евреев в Палестину. Выживших в лагере сначала отправили в Триполи, где они стали обузой для местного сообщества, до октября 1943 года, когда большинство выживших переехали в Бенгази. Сообщество так и не вернулось к прежнему процветанию, и немногим удалось вернуться к экономической стабильности. Из 2600 евреев, проживавших в лагере Бенгаз, 526 погибли. [8]
Принудительный труд
[ редактировать ]В июне 1942 года губернатор итальянской Ливии постановил, что правовой статус ливийских и итальянских мужчин одинаков, а это означало, что мужчины в возрасте 18–45 лет призывались на военную службу. Мужчин из округа Триполитания отправили на работу в Сиди-Азаз и Букбук . В августе 3000 евреев были отправлены в трудовой лагерь Сиди-Азаз, но из-за отсутствия инфраструктуры большинство из них было отправлено обратно в свои дома, чтобы служить стране и в трудовые лагеря в Киренаике. Евреи были значительной рабочей силой, которой не хватало общине. [7]
Лагерь был изолированным и напоминал пустыню, с небольшим количеством итальянских охранников и палатками. Это был открытый лагерь, который позволял богатым покупать еду, которой они иногда делились с другими. Через некоторое время жители Триполи выехали на встречу с членами своих семей. [4] Свой день жители лагеря начинали в 6.00 с переклички и заканчивали в 17.00. В качестве еды они получали по 500 граммов хлеба, риса или макарон. Беспрецедентное внимание было проявлено, когда итальянские охранники позволили заключенным отдохнуть в субботу. Был один жестокий инцидент, когда заключенный поругался с итальянским охранником и в результате был застрелен. Охрану перевели, и евреи научились избегать споров с охраной.
Лагерь Букбук был разбит в Восточной Киренаике, на границе с Египтом. Заключенным было поручено проложить дороги из Ливии в Египет для нужд армии. Лагерь находился настолько далеко, что здесь не было ни охраны, ни заборов. Воды не хватало, ее приносили лишь раз в несколько дней. Рабочий день официально длился с 7:00 до 17:00, но отсутствие присмотра позволяло заключенным работать в неторопливом темпе, и, несмотря на жалобы итальянского надзирателя, который приходил каждые несколько дней, в лагере не хватало рабочих мест. охранники. В лагере действительно был итальянский врач, который игнорировал большинство вымышленных болезней и травм заключенных, что позволяло им заявлять, что они не пригодны для работы, и быть освобожденными. В октябре 1942 года Букбук стал объектом многочисленных бомбардировок, и только в ноябре, после отступления итальянских войск, заключенные были освобождены и им разрешили найти дорогу обратно в Триполи, большинство из них с помощью проезжающих мимо транспортных средств. [4]
Высылка евреев с иностранным гражданством
[ редактировать ]Немецкие солдаты вошли в итальянскую Ливию в 1941 году после поражения итальянской армии в Киренаике, но влияние Германии ощущалось, начиная с 1938 года. Из-за участия и важности, которые иностранные евреи имели в экономике и торговле, с ними обращались нормально, и итальянское правительство не поспешил применить расовые законы и изгнать иностранных евреев. Тем не менее, были случаи, когда немецкие солдаты преследовали евреев. После вступления Италии в войну в июне 1940 года положение евреев ухудшилось, и в сентябре все граждане вражеских стран были помещены в лагеря для задержанных в достойных условиях. Все они были высланы во второй половине 1941 года, главным образом из-за того, что лагеря для задержанных стали экономическим бременем. Многие из изгнанных прожили в Ливии всю свою жизнь, получив второе гражданство лишь для удобства. Около 1600 евреев с французским гражданством были высланы в Тунис. Более 400 человек с британским гражданством были отправлены в Италию. Высланным из Бенгази разрешили взять с собой ценные вещи и отправили в лагерь задержанных в Болонье, а покидающим Триполи разрешили только личные вещи и отправили в основном в лагеря в Сиене и Флоренции. Условия жизни были тяжелыми, но охранники относились к ним хорошо. В сентябре 1943 года Италия попала под контроль Германии, а в октябре мужчин-евреев отправили из лагеря Арцо, к востоку от Сиены, на принудительные работы. В период с февраля по май 1944 года изгнанные из Триполи и некоторые из Бенгази были отправлены в лагерь Берген-Бельзен , а большинство изгнанных из Бенгази было отправлено в лагерь Инсбрук-Райхенау. [4]
Продовольствие в Берген-Бельзене было ужасным, условия труда были очень тяжелыми, а заключенные подвергались жестокому обращению и преследованиям со стороны солдат СС.
Лагерь Инсбрук-Райхенау располагался на западе Австрии и был ответвлением лагеря Дахау . Он был окружен электрическим забором, мужчины и женщины были разделены, и всех заключенных заставляли работать. В отличие от других заключенных, евреям Ливии разрешили оставаться в гражданской одежде. Охранники СС были жестоки по отношению к евреям: им запрещали любые религиозные выражения и богослужения, а такие наказания, как порка, тюремное заключение и расстрел, были обычным явлением. [1]
Помимо известных ужасов Холокоста, евреи Ливии были чужеродным элементом в холодной Европе, что значительно затрудняло выживание. Помимо разного климата, серьезным препятствием были культурные различия. В обоих лагерях ливийские евреи старались соблюдать еврейские диетические ограничения, несмотря на трудности, и обменивали приготовленную еду на хлеб. В лагере погибло много евреев Ливии, в основном пожилые люди, не выдержавшие голода, пыток и болезней.
Последствия
[ редактировать ]По словам Мориса Румани , ливийского эмигранта, который ранее был исполнительным директором WOJAC , [10] Наиболее важными факторами, побудившими ливийскую еврейскую общину эмигрировать, были «шрамы, оставшиеся после последних лет итальянской оккупации и входа британских военных в 1943 году в сопровождении палестинских еврейских солдат». [11]
После победы союзников в битве при Эль-Агейле в декабре 1942 года немецкие и итальянские войска были изгнаны из Ливии. Британцы разместили гарнизон Палестинского полка в Киренаике , который позже стал ядром Еврейской бригады , которая позже также дислоцировалась в Триполитании . Просионистские солдаты способствовали распространению сионизма среди местного еврейского населения. [12] [13] [14]
В 1943 году Моссад ЛеАлия Бет начал отправлять эмиссаров для подготовки инфраструктуры к эмиграции ливийской еврейской общины. [15]
Самое жестокое антиеврейское насилие в арабских странах после Второй мировой войны произошло в Триполитании (северо-запад Ливии) , находившейся тогда под британским контролем, в ноябре 1945 года. В течение нескольких дней более 130 евреев (в том числе 36 детей) были арестованы. убиты, сотни получили ранения, 4000 остались без крова (перемещены) и 2400 оказались в нищете. Пять синагог в Триполи и четыре в провинциальных городах были разрушены, а только в Триполи было разграблено более 1000 еврейских жилых домов и коммерческих зданий. [16] Дальнейшие беспорядки произошли в Триполитании в июне 1948 года , когда 15 евреев были убиты и 280 еврейских домов разрушены. [17] В ноябре 1948 года, через несколько месяцев после событий в Триполитании, американский консул в Триполи Оррей Тафт-младший сообщил, что: «Есть основания полагать, что еврейская община стала более агрессивной в результате еврейских побед в Палестине. Это также повод полагать, что местное сообщество получает инструкции и руководство от Государства Израиль, является ли изменение отношения результатом инструкций или прогрессирующей агрессивностью, трудно определить, даже с учетом агрессивности или, возможно, из-за нее. Как еврейские, так и арабские лидеры сообщают мне, что межрасовые отношения сейчас лучше, чем они были в течение нескольких лет, и что понимание, терпимость и сотрудничество присутствуют на любой встрече на высшем уровне между лидерами двух общин». [18] [19]
Эмиграция в Израиль началась в 1949 году после открытия офиса Еврейского агентства в Триполи. По словам Харви Э. Голдберга, «некоторые ливийские евреи» считают, что за беспорядками стояло Еврейское агентство, поскольку беспорядки помогли им достичь своей цели. [20] Между созданием Государства Израиль в 1948 году и обретением Ливией независимости в декабре 1951 года более 30 000 ливийских евреев эмигрировали в Израиль.
Вскоре еврейская община Ливии прекратила свое существование, а большая часть ее членов эмигрировала в Израиль и другие страны, преимущественно в Италию .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Холокост в Ливии (1938-43)» . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Еврейское сопротивление в Ливии» . Организация партизанского подполья и борцов гетто . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ «Ужасы Холокоста… в Северной Африке?!» . 8 апреля 2013 года . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шерил Очайон. «Международная школа по изучению Холокоста – Евреи Ливии» . Яд Вашем . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Фендель, Гилель (16 февраля 2011 г.). «Краткий обзор нового Ближнего Востока - лидер за лидером: Часть II» .
- ^ Морис Румани. «Аспекты Холокоста в Ливии» . Калифорнийский университет в Беркли . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Амирам Баркат (30 апреля 2003 г.). «Новый взгляд на опыт Холокоста ливийского еврейства» . Гаарец . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Стиллман, Норман (2004). Концентрационный лагерь Джадо . Macmillan Inc. с. 920.
- ^ Гоэль Пинто. «Мы помним евреев Ливии!» . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Йехуда Шенхав. Этническая принадлежность и национальная память: Всемирная организация евреев арабских стран (WOJAC) в контексте палестинской национальной борьбы . Британский журнал ближневосточных исследований. Том 29, выпуск 1, 2002 г., страницы 27–56.
- ^ Румани 2009 , с. 133 #1 «Как говорилось выше, многие факторы повлияли и укрепили решимость еврейской общины Ливии эмигрировать. Наиболее важными были шрамы, оставшиеся после последних лет итальянской оккупации и ввода британских военных в 1943 году, сопровождавшегося Еврейские палестинские солдаты сыграли важную роль в возрождении сионизма в обществе и превращении его в прагматическую программу по осуществлению мечты об иммиграции в Израиль. Более того, рост национализма и подготовка к независимости вызвали подозрения у многих членов общины. Однако трудности, поднятые британцами при разрешении иммигрировать ливийским евреям, ослабили энтузиазм многих».
- ^ Ариэль 2013 , с. 150.
- ^ Еврейская бригада: армия с двумя хозяевами 1944-45 , Моррис Бекман, The History Press, 2010, стр. 42-52
- ^ Йоав Гельбер , Еврейское палестинское волонтерство в британской армии во время Второй мировой войны , Том. III. Знаменосцы - Миссия добровольцев перед еврейским народом (иврит, Яд Ицхак Бен-Цви, Иерусалим, 1983 г.).
- ^ Румани 2009 , с. 133 #2 «Еврейское агентство и Моссад Ле Алия Бет (агентство нелегальной иммиграции) осознали потенциал этой иммиграции и решили еще летом 1943 года послать трех тайных эмиссаров — Яира Доара, Зеева (Вило) Каца и Нафтали. Бар-Гиора - для подготовки инфраструктуры для алии ливийской еврейской общины. Эти эмиссары сыграли решающую роль в создании иммиграционной инфраструктуры, которая позже, в более развитой форме, облегчит массовую иммиграцию ливийских евреев».
- ^ Стиллман, 2003, с. 145.
- ^ Харрис, 2001, стр. 149–150.
- ^ Фишбах 2008 , с. 68.
- ^ NARA RG 84, Ливия — Триполи, Общие отчеты 1948–49; дело 800-833, Тафт государственному секретарю (23 ноября 1948 г.)
- ^ Голдберг 1990 , с. 156: «Иммиграция началась, когда британские власти дали разрешение Еврейскому агентству открыть офис в Триполи и организовать операцию. В качестве примера того, как причины событий могут быть переосмыслены с точки зрения их результатов, ряд ливийских евреев сказали мне, что, по их мнению, за беспорядками стояло Еврейское агентство, поскольку они явно имели целью привезти евреев в Израиль».
Источники
[ редактировать ]- Ариэль, Ари (2013), Еврейско-мусульманские отношения и миграция из Йемена в Палестину в конце девятнадцатого и двадцатого веков , BRILL, ISBN 9789004265370
- Фишбах, Майкл Р. (2008), Претензии на еврейскую общинную собственность в Ираке , Отчет по Ближнему Востоку , заархивировано из оригинала 20 июня 2010 г. , получено 5 апреля 2010 г.
- Голдберг, Харви Э. (1990), Еврейская жизнь в мусульманской Ливии: соперники и родственники , University of Chicago Press, ISBN 9780226300924
- Румани, Морис (2009), Евреи Ливии: сосуществование, преследование, переселение , Sussex Academic Press, ISBN 9781845193676
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абревая Штейн, Сара; Бум, Аомар, ред. (2018). Холокост и Северная Африка . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503605435 .
- Абревая Штейн, Сара; Бум, Аомар (13 мая 2019 г.). «Трудовые лагеря и лагеря для интернированных в Северной Африке» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США.
- Ренцо Де Феличе (1985). Евреи на арабской земле: Ливия, 1835-1970 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292740167 .
- Евреи арабских стран: история и справочник . Еврейское издательское общество. 1979. ISBN 978-0-8276-0370-7 .
- Стиллман, Норман (2003). Евреи арабских стран в наше время . Еврейское издательское общество, Филадельфия. ISBN 0-8276-0370-3
- Ахмида, Али Абдуллатиф (6 августа 2020 г.). Геноцид в Ливии: Шар, скрытая колониальная история. Рутледж. ISBN 978100169362