Jump to content

Концентрационный лагерь Джадо

Координаты : 31 ° 58'8" с.ш. 12 ° 1'10" в.д.  /  31,96889 ° с.ш. 12,01944 ° в.д.  / 31,96889; 12.01944
Концентрационный лагерь Джадо
Итальянский концентрационный лагерь
Концентрационный лагерь Джадо
Концентрационный лагерь Джадо находится в Ливии.
Концентрационный лагерь Джадо
Расположение концентрационного лагеря Джадо в Ливии
Координаты 31 ° 58'8" с.ш. 12 ° 1'10" в.д.  /  31,96889 ° с.ш. 12,01944 ° в.д.  / 31,96889; 12.01944
Расположение Джадо, Ливия
Построено Фашистская Италия
комендант Этторе Бастико
Оперативный Май 1942 г. - январь 1943 г.
Заключенные евреи
Количество заключенных 2600 (приблизительно)
Убит 562
Освобожден Британская армия
Известные сокамерники Фрия Зоарец

Концентрационный лагерь Джадо принудительного труда концентрационный лагерь для итальянских и ливийских евреев в Джадо , Ливия (ныне Джаду), действовавший во время Второй мировой войны с мая 1942 года до его освобождения британскими войсками в январе 1943 года. Лагерь был основан на распоряжения Бенито Муссолини , министра Италии премьер - . В то время Ливия находилась под итальянским колониальным контролем и была известна как Итальянская Ливия .

Из 2600 евреев, находившихся там в заключении, 562 умерли, в основном от голода и сыпного тифа . Из-за плохих условий в Джадо было самое большое число погибших среди всех трудовых лагерей Северной Африки во время Второй мировой войны , а его жертвы составляют самое большое количество еврейских жертв Второй мировой войны в мусульманском мире .

Еврейская семья из Триполи.

Ливия была домом для еврейской общины на протяжении тысячелетий. [ 1 ] В Джадо, поселении в горах Нафуса , существовал еврейский квартал, по крайней мере, с десятого века, хотя ко второй половине шестнадцатого века единственные оставшиеся в Ливии евреи находились в районах Йефрена и Гарьяна , бежав из мест борьба между арабами и берберами (оба преследовали евреев) за оплоты османского владычества. [ 2 ]

В период европейского правления в Ливии, с 1911 по 1951 год, большая часть ливийского еврейства проживала в северных регионах Триполитании и Киренаики . В 1911 году Ливия была захвачена у Османской империи Италией в ходе итало-турецкой войны . В 1922 году к власти в Италии пришел Бенито Муссолини , а в 1938 году его правительство начало принимать расовые законы , которые затронули еврейские общины в итальянской Ливии . Евреи больше не могли вступать в брак с « арийцами », работать в государстве или заниматься какой-либо квалифицированной профессией, а также отдавать своих детей в государственные или частные итальянские школы. В 1940 году Италия вступила во Вторую мировую войну в союзе с нацистской Германией , и в том же году война достигла Ливии, когда британцы вошли в Ливию в ходе операции «Компас» . Ливия была возвращена странам Оси в 1941 году, когда немецкие войска были отправлены в Триполи , население которого в то время составляло 25% евреев. [ 1 ] Расовые законы стали соблюдаться более строго, а ливийские евреи иностранного гражданства были депортированы в лагеря или концентрационные лагеря в Тунисе , Алжире и Италии. Пока Италия и Великобритания боролись за контроль над Киренаикой, евреи приветствовали британских солдат, некоторые из которых были евреями из Палестины , как освободителей от фашистского антисемитизма. Каждый раз, когда итальянцы возвращали себе Ливию, евреев сурово наказывали за «сотрудничество» с британцами. Муссолини отреагировал на положительный прием британцев евреями, приказав разогнать или удалить еврейскую общину Ливии в ходе кампании под названием сфолламенто ( букв. « очистка » ). [ 1 ] [ 3 ]

Депортация и интернирование евреев

[ редактировать ]
Бенито Муссолини во время посещения Тобрука , Ливия, 1937 год.

7 февраля 1942 года Муссолини приказал интернировать евреев Киренаики и Триполитании, чтобы вывести их из зоны боевых действий и помешать им присоединиться к британцам. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые евреи были убеждены, что этот приказ также был возмездием за то, что ряд евреев покинули Бенгази после отступления британских войск 2 и 3 апреля 1941 года. [ 6 ]

Для интернированных был построен новый концентрационный лагерь в Джадо , бывшем военном посту на Триполитанском плато гор Нафуса , примерно в 153 километрах (95 миль) к юго-западу от Триполи . [ 7 ] [ 5 ] Большинство евреев, депортированных по приказу Муссолини, были отправлены в Джадо, а некоторых отправили в лагерь для иностранцев в Гариане. [ 8 ] В Бенгази итальянские власти потребовали, чтобы еврейская община подготовила ежедневную квоту евреев для депортации в Джадо. Ренато Тесчуба, официальный представитель евреев в муниципалитете, отказался подготовить список, сославшись на "левантийские беспорядки" в качестве причины. [ 9 ] тем самым откладывая депортацию. [ 10 ] Концентрация ливийских евреев в Джадо была первым этапом немецкого плана по переселению всех ливийских евреев в Италию, а из Италии в европейские лагеря смерти . [ 11 ]

Первая запланированная депортация в Джадо была отложена. В когорту вошли 145 французских евреев, уже переведённых 15 апреля 1942 года из восточного города Барсе , Марж , в Триполи. Группа ждала в Эль-Коэфии, чтобы отправиться на вторую остановку в пути, Агедабию , когда вмешалась Polizia dell'Africa Italiana Бенгази и добилась «временного приостановления» приказа о депортации. Французские евреи были возвращены в Барсе, уже продав большую часть своего имущества при подготовке к интернированию в Джадо. [ 6 ]

Депортации начались в мае 1942 года, и в течение октября евреев привозили два раза в неделю колоннами из 8–10 грузовиков. [ 7 ] из своих домов в Киренаике в Джадо после того, как в синагоге вывесили повестку. [ 4 ] [ 12 ] К концу июля 591 еврей из Бенгази (последняя опустошенная община) был отправлен в Джадо, а остальные 33 ожидали депортации. [ 13 ] Богатый еврейский купец по имени Мордехай Дуани, имевший ранее связи с итальянцами, обеспечил грузовые перевозки из Дерны, Бенгази, Тобрука , Барсы, Адждабии и Аполлонии в Джадо. 260 членов семьи и богатых друзей Дуани избежали депортации. Ивонн Козловски-Голан приводит Дуани в качестве примера того, как итальянцы формируют в Северной Африке « сети, подобные юденрату ». [ 9 ]

Депортированным евреям разрешили взять с собой небольшое количество личных вещей, включая еду, одежду и постельные принадлежности. [ 3 ] Они часто провозили контрабандой ценные личные вещи, в том числе драгоценности, которые можно было использовать для обмена с местными арабами на еду. [ 14 ] Путешествие через пустыню Сиртика заняло пять дней, и по дороге еврейских пленников заставляли спать на улице. [ 15 ] Когда депортационные колонны проходили через арабские деревни и города, евреи имели возможность торговать и питаться. По крайней мере, в одном случае арабы бросали гнилые помидоры в евреев, проходивших через их город по пути в Джадо. [ 14 ] В отчете заключенного по имени Брурия говорится:

В синагоге стали каждый день вывешивать списки на 20–30 семей, которым пришлось выехать. Итальянцы пришли к президенту общины и попросили подготовить списки евреев. Он отказался, потому что понимал обстоятельства. Однако один плохой еврей вызвался подготовить списки. Каждый еврей должен был проверить, появилось ли его имя, и если да, то ему пришлось уйти. Мы не знали, куда. Мы подумали, что это нехорошо. Брали евреев из Бенгази и из окрестностей: Дерны, Барсе, Тобрука... Кстати, плохого еврея фашисты в лагерь не забрали. Каждый день Джозеф [муж свидетельницы] ходил в синагогу, чтобы просмотреть список, а я сидела и плакала. Однажды он сказал: «Брурия, мы идем». Путешествие заняло пять дней; мы проехали около 2000 км от Бенгази до Джадо. Поездка заняла несколько дней и ночей. Нас повели, как животных, на бойню. В каждом грузовике по 40 человек и в каждом грузовике по два итальянских полицейских. Брали только евреев. По одним слухам, приказ отдали немцы. [ 16 ]

Около 2600 евреев были депортированы в Джадо. [ 4 ] Подавляющее большинство киренаикских евреев было депортировано в Джадо. Среди триполитанских евреев только те, кто имел британское или французское гражданство, были отправлены в Джадо, а триполитанские евреи, имевшие ливийское гражданство, были отправлены в близлежащие трудовые лагеря, такие как лагеря в Бук-Буке и Сиди-Азазе . [ 1 ] В результате депортации в Киренаике осталось всего 120 евреев, которых пощадили «из-за их хороших связей с итальянскими властями». [ 16 ] [ 12 ] Бенгази был последней общиной, которую очистили и депортировали. [ 13 ]

По меньшей мере 400 евреев из Джадо были отправлены в другие места, в том числе в близлежащие города Гариан , Йефрен и Тригинна , чтобы справиться с переполненностью. В этих городах евреев размещали в отдельных зданиях, по одной семье в комнате, и тщательно контролировали, не давая свободы передвижения . [ 12 ]

Жизнь в лагере

[ редактировать ]
Модель лагеря с указанием его планировки.

Концентрационный лагерь Джадо, расположенный на территории бывшего военного лагеря, состоял из десяти длинных бараков, каждый из которых вмещал 400 заключенных, окруженных колючей проволокой. В каждом бараке был депутат и избранный капо , заключенный-еврей, который выступал в качестве представителя и посредника от своего барака перед администрацией лагеря. Семьи развешивали одеяла в качестве перегородок в неразделенных помещениях. [ 4 ] [ 15 ] В бараках не было никакой мебели, кроме кроватей, которых иногда было недостаточно для количества заключенных. [ 7 ] Пулеметчик наблюдал с холма напротив лагеря, чтобы не допустить побега. Один из бараков служил тюрьмой для заключенных, признанных виновными в совершении преступлений, хотя заключенных, обвиненных в множественных или тяжких преступлениях, отправляли в уголовную тюрьму в Триполи. [ 15 ]

Комендантом лагеря был генерал д'Армате Этторе Бастико , губернатор Ливии и главнокомандующий итальянскими войсками в Северной Африке. Его заместителем был майор Герьеро Модестино, исполнявший обязанности начальника лагеря. [ 8 ] [ 12 ] Бастико был известен своим антисемитизмом и унизительным, жестоким обращением с заключенными. [ 4 ] Модестино считался более симпатизирующим евреям. [ 15 ] Эти двое регулярно вместе гуляли по территории лагеря, Бастико размахивал кнутом или дубинкой и угрожал сокамерникам. [ 3 ] Заключенным не разрешалось разговаривать по ночам. [ 7 ]

Заключенными в Джадо были почти исключительно семьи ливийских и итальянских евреев из Киренаики, особенно из Бенгази , где проживала одна из крупнейших еврейских общин в Ливии. [ 4 ] Семейные единицы сохранялись вместе. [ 15 ] В лагере также некоторое время содержались евреи с французским гражданством (которые позже были депортированы в Тунис в 1942 году) и с британскими паспортами (которые позже содержались в Феррамонти-ди-Тарсия в Италии и в нескольких других ливийских лагерях). [ 4 ]

Труд и общество

[ редактировать ]

Принудительные работы начались 28 июня 1942 года. [ 12 ] Хотя дневной нормы работы не было, интернированные в лагере мужчины в возрасте от 18 до 45 лет с утра до ночи выполняли различные ежедневные работы: чистили туалеты, вывозили мусор, перевозили песок и камень, укладывали черепицу внутри и снаружи лагеря. [ 16 ] По субботам они не работали. Те, кто чинил крыши за пределами лагеря, получали дневную зарплату в размере 5 франков и одной булочки . [ 7 ] Раз в неделю они выполняли двенадцатичасовую работу по прополке и транспортировке грязи. [ 15 ] Полезность работы вызывала сомнение у евреев, которые подозревали, что основной функцией их заданий было унижение. По мере роста болезней, недоедания и истощения рабочие задания сокращались. [ 7 ] Неизвестно, использовали ли какие-либо частные фирмы еврейских заключенных в Джадо в качестве принудительных работ. [ 4 ] Заключенные, которые наблюдали за раздачей пайков, были освобождены от работы. [ 7 ]

Модель лагеря с указанием его планировки.

Еврейские семьи сформировали лагерный совет во главе с Камю Суаресом, состоящий из избранных капо от каждой из десяти казарм Джадо. В каждой казарме также размещался депутат. [ 4 ] Капо организовывали повседневную жизнь своих общин в Джадо, наблюдая за трудом и распределяя товары, включая дрова и еду, которые иногда присылали еврейская община в Триполи. Капо также превратили лагерный барак во временную синагогу, чтобы заключенные евреи могли исповедовать свой иудаизм в заключении. [ 12 ] В синагоге хранился свиток из Дерны. Торы [ 17 ] Среди заключенных было несколько раввинов, в том числе Фрия Зоарец . [ 18 ]

Условия жизни и вспышка тифа

[ редактировать ]

В Джадо содержалось около 2600 заключенных. [ 19 ] [ 4 ] К концу июня 1942 года в лагере содержалось 2584 еврея, 47 из которых были гражданами Италии. Позднее в лагерь было отправлено 380 евреев. [ 16 ] Это число резко сократилось из-за эпидемии тифа, переносимого вшами , в результате которой погибло 562 человека, в результате чего уровень смертности в лагере составил около 21%. [ 4 ] В нем было самое большое число погибших среди всех трудовых лагерей Северной Африки во время Второй мировой войны . [ 20 ] и его погибшие представляют собой самое большое число еврейских жертв Второй мировой войны в любой мусульманской стране . [ 1 ] Ни один заключенный не был казнен, и большинство смертей произошло от недоедания и сыпного тифа. [ 4 ]

Условия в Джадо были чрезвычайно плохими и тяжелыми, и он известен как самый суровый из ливийских трудовых лагерей, куда интернировали евреев во время Второй мировой войны. [ 7 ] Дни были очень жаркие, а ночи очень холодные. [ 7 ] Лагерь был переполнен, еды не хватало. Дневной рацион состоял из 100–150 граммов хлеба с небольшим еженедельным запасом «риса, макарон, масла, сахара, чая и кофе». [ 15 ] Морис Румани цитирует выжившего, который описал рацион как «не более нескольких граммов риса, масла, сахара и кофе, приготовленных из семян ячменя». [ 12 ] Холодная вода была доступна в течение двух часов в день. [ 21 ]

Хотя охранники не застрелили или не убили ни одного заключенного, администрация лагеря терпела смерть от голода. [ 4 ] Через несколько недель после интернирования делегация заключенных попросила увеличить запасы еды, и ей ответили: «Мы пришли сюда не для того, чтобы вас поддержать, мы даем вам еду, потому что не стоит тратить на вас пули». [ 15 ] Один из выживших рассказывает, что тем, кто умолял дать больше еды, сказали: «Цель прибытия вас сюда — не накормить вас, а уморить вас голодом». [ 16 ] Выживший вспоминает, что хлеб был полон насекомых. [ 22 ] [ нужен лучший источник ] Заключенные получили разрешение охранников хоронить своих мертвецов неподалеку от средневекового еврейского кладбища , построенного по меньшей мере в 1183 году. [ 15 ] [ 4 ]

Выжившие описывают лагерную охрану как особенно жестокую, а Геррьеро Модестино, как известно, приказывал задерживать отдельных заключенных и избивать их. Морис Румани цитирует выжившего:

Десятки семей были сосредоточены на площади в четыре квадратных метра и разделены постельными принадлежностями и одеялами. Не было места ни для стола, ни для стульев, и готовка велась в центре комнаты, где весь дым и запах от готовки проникал в носы всех жителей местности. Плохие условия жизни привели к инфекциям и болезням и, как следствие, к эпидемиям, от которых погибло большое количество людей в лагере. Их похоронили в близлежащей долине, которая сотни лет назад была местом захоронения евреев. [ 16 ]

Плохое медицинское обслуживание привело к эпидемической вспышке тифа , начавшейся в декабре 1942 года, которая стала причиной большей части погибших в лагере. [ 12 ] Вспышка ежедневно уносила жизни десятков людей, а те, кого отправили в импровизированное карантинное помещение, почти никогда не выживали. [ 15 ] Один из выживших вспоминал: «Я посмотрел в одну сторону, один умер; я посмотрел в другую сторону, другой умер». [ 20 ] За три месяца умерло более 500 человек. [ 23 ] [ нужен лучший источник ] Первоначально больных отправили обратно в Триполи, но по мере обострения вспышки больных сосредоточили в одном бараке. Пациентов лечили два итальянских врача с помощью 3–4 медсестер. [ 7 ] Чтобы предотвратить распространение вшивого тифа, охранники лагеря брили головы заключенным, заражённым вшами. Анат Хельман отмечает, что из 22 выживших жертв Джадо, с которыми она беседовала в рамках своего исследования, «только женщины упоминают бритье голов и отчаянную попытку избежать этой участи. Они не говорят о страхе перед эпидемией или смертями среди к чему это привело, а, скорее, об их глубокой тревоге перед перспективой сбрить волосы». [ 3 ]

Контакт между заключенными и внешним миром

[ редактировать ]

Заключенные, привезшие с собой ценные вещи, могли обменять свои личные вещи «по непомерной цене». [ 3 ] с арабскими торговцами — сначала тайно, а затем с разрешения итальянских охранников у забора и внутри лагеря. [ 14 ] [ 12 ] Другие возможности для торговли открывались, когда рабочих отправляли на задания в близлежащие арабские деревни бедуинов за оградой лагеря. Товары, которыми торговали евреи, включали бриллианты , золото и одежду — вещи, практически не имеющие никакой ценности внутри лагеря. [ 14 ] Основными продуктами питания, закупаемыми у арабов, были ячмень, лук, арахис, картофель и птица. [ 7 ] Евреи также коллективно купили у арабов мукомольную машину и пекли в яме, которую они выкопали в качестве печи . Те, у кого были ценности для торговли, занимали важное положение и власть в обществе. [ 12 ] Один из выживших рассказывает, что одеяла использовались для обмена с арабами на ингредиенты для приготовления хамина для Шаббата . [ 3 ] Другой обменял золотой пояс на арбуз и был избит охраной лагеря за запрещенную сделку. [ 14 ]

Йенс Хоппе отмечает, что организация торговли в Джадо между арабами и евреями указывает на то, что арабские общины, окружавшие лагерь, знали о бесчеловечных условиях, в которых содержались евреи. [ 12 ] Арабские полицейские также входили в состав итальянских охранных сил, а выжившие рассказывают о регулярных проверках и визитах немцев (предположительно членов нацистской Sicherheitspolizei или Sicherheitsdienst ). [ 4 ] Один из выживших, Иегуда Чачмон, вспоминает, что итальянские охранники обращались с заключенными «жестоко», в то время как арабские охранники не «разговаривали», «пытили» и «не создавали проблем» еврейским заключенным; «[т] отношение итальянской полиции отличалось от отношения арабской полиции». [ 20 ] Ливия Тальякоццо пишет, что общая характеристика арабских охранников выжившими Джадо как более мягких, чем итальянцы, может быть объяснена соучастием арабских охранников в спасительной торговле между евреями и арабами, даже когда она запрещена: отъезд может иметь решающее значение для возможности бартера через колючую проволоку». [ 14 ] Один из выживших вспоминает, что арабы, жившие поблизости, были настроены враждебно и забрасывали заключенных камнями. [ 14 ]

Еврейская община Триполи собрала информацию об условиях в лагере и прислала помощь, в том числе кошерную еду на Песах . [ 7 ] В финансовом отчете общины за 1943 год указана субсидия для заключенных Джадо в размере почти 1,7 миллиона лир . В январе 1943 года, незадолго до освобождения лагеря (но когда Триполи уже был освобожден), триполитанская еврейская община отправила в Джадо трех евреев с едой для заключенных, которые, как они предполагали, уже были освобождены. Автомобиль группы застрял в грязи после ливня, и группа южноафриканских военнослужащих помогла им выбраться из грязи. Они продолжили путь в Джадо, где обнаружили, что лагерь еще не освобожден. Во время доставки еды водитель еврейской партии Бенедетто Арбиб получил пощечину от итальянского охранника. [ 4 ] [ 24 ]

Почти казнь

[ редактировать ]

После поражения Оси во Второй битве при Эль-Аламейне было приказано уничтожить всех евреев в Джадо. Здоровых должны были убивать из пулеметов, а больных сжигать в карантине. Заключенные собрались и часами ждали подтверждения приказа на убийство. В конце концов приказ был отменен по неясным причинам; Эрик Салерно утверждает, что итальянские офицеры опасались преследования как военных преступников в вероятном случае победы союзников . [ 25 ] Морис Румани представляет показания выжившего Хаима Герби об инциденте:

Однажды – я очень хорошо помню тот день, мне было четырнадцать или пятнадцать – они собрали всех мужчин и сказали, что им нужно выйти на середину лагеря. Я помню тот день. Мама меня спрятала... Все евреи, все женщины, дети, женщины плакали... Я пошел посмотреть, и увидел всех полицейских, капитана, и арабов, и итальянцев. Я увидел их и убежал. Я упала и очень сильно ушиблась... заразилось. [ 22 ]

Позже Герби ампутировали ногу. [ 22 ]

Освобождение и последствия

[ редактировать ]
Еврейская бригада 8-й британской армии в Ливии, ок. 1943–1944 гг.

Лагерь был освобожден британскими войсками под руководством еврейского бригадного генерала Фредерика Киша. [ 26 ] [ 27 ] 24 января 1943 года, вместе с меньшими центрами содержания под стражей в Гариане и Йефрене. [ 4 ] За несколько недель до прибытия в лагерь британцев около 200 евреев прорвались через забор. [ 13 ] и сбежал из лагеря, заметив, что некоторые итальянские охранники уже сбежали. Затем итальянские войска открыли огонь по оставшимся пленным. [ 4 ] В начале января, за несколько недель до освобождения Великобритании, все итальянские охранники бежали. [ 17 ] Выживший Жан Ниссим показал, что итальянец, ответственный за склад оружия, раздал евреям оружие, чтобы защититься от местных арабов, которые угрожали ворваться в лагерь. [ 28 ]

Прежде чем еврейских заключенных можно было вернуть домой, британским оккупантам сначала пришлось сдержать вспышку тифа и вылечить около 480 тяжело больных заключенных. [ 4 ] Из-за того, что британцы справились со вспышкой тифа, сбежавшим заключенным изначально не разрешили воссоединиться со своими заключенными семьями. [ 7 ] Заключенных перевели в лучшее жилье в Триполи, где они могли купаться, питаться и получать медицинскую помощь, в том числе у одного врача-еврея. [ 4 ] [ 16 ] [ 7 ] Как только это было сделано, они начали переводить выживших обратно в Киренаику, семья за семьей, с двухнедельными интервалами весной 1943 года. [ 16 ] Этот процесс был финансово поддержан Американским еврейским объединенным распределительным комитетом . [ 12 ] Многие евреи все еще оставались в марте 1943 года, в том числе 60 сирот , которым было разрешено иммигрировать в Палестину . [ 4 ] Разрешение на сирот было получено в Великобритании раввинами Луи И. Рабиновицем и Эфраимом Э. Урбахом , двумя капелланами еврейской бригады 8-й британской армии в Ливии. Средства на эту инициативу собрал Ренато Тещуба, лидер еврейской общины Бенгази, который отказался подготовить квоту на депортацию для итальянских властей в 1942 году. [ 10 ] Лагерь был окончательно распущен, и последние евреи уехали в начале октября 1943 года. [ 3 ] [ 4 ]

Уничтожение еврейской общины Ливии

[ редактировать ]
Повреждения от снарядов в еврейском квартале Триполи

Румани пишет, что выжившие в Джадо «вернулись и обнаружили, что их дома разграблены и разрушены, их магазины подверглись бомбардировкам и находятся в руинах, и почти не осталось никаких аспектов общественной жизни». [ 12 ] Еврейские солдаты 8-й британской армии поддержали репатриированных евреев и помогли им восстановить свои общины и основать еврейские школы. [ 12 ] Даже во время британской оккупации антисемитизм усилился, и после погромов в 1945 и 1948 годах почти все ливийские евреи иммигрировали в недавно сформированное еврейское государство Израиль . [ 1 ] Дальнейшее изгнание и бегство продолжались до 2004 года, когда сбежал последний ливийский еврей. [ 1 ] Сегодня в Ливии нет евреев. [ 1 ] [ 17 ]

Наследие

[ редактировать ]

Никаких судебных процессов над охранниками и администрацией концлагеря Джадо никогда не проводилось. [ 4 ] В 1978 году Кобленца Высший земельный суд постановил, что заключение евреев в Джадо не было спровоцировано Германией, и, таким образом, выжившие в лагере не имели права на компенсацию из фонда правительства Германии для подневольных работников нацистской эпохи . В 2002 году, после публикации в 1997 году исследования доктора Ирит Абрамски-Блай об истории ливийской и тунисской еврейских общин во время Холокоста, выжившие в Джадо получили признание и право на получение компенсации от Германии. [ 20 ] [ 19 ]

В Йом ха-Шоа в 2020 году лагерный дневник выжившего в Гиадо Йосефа Дадуша, чья маленькая дочь Ада умерла от тифа в Гиадо, был опубликован посмертно после того, как его обнаружил его сын. [ 29 ] [ 30 ] Рукопись, написанная на итальянском языке, была похоронена среди старых фотографий и бумаг Дадуша, и на ее расшифровку и перевод на иврит для публикации ушло четыре года. Редактор дневника Шломо Абрамович получил за эту книгу премию премьер-министра Израиля за поощрение и расширение возможностей исследований еврейских общин в арабских странах и Иране в 2022 году. В 2021 году книга была одобрена для включения в программу средней школы Израиля. [ 31 ] [ 29 ]

В Йом ха-Шоа ливийские евреи поют пийют (еврейское литургическое стихотворение или гимн) под названием « הללויה עם נברא » ( Аллилуйя Ам Нивра , «Аллилуйя, нация рождается»), который был написан после освобождения Джадо. [ 9 ] Станислао Пульезе пишет, что «роль [Италии] в процессе смерти евреев в Ливии, в лагере Джадо и в других местах, не только заслуживает осуждения, но также является важной и игнорируемой частью Второй мировой войны историографии Холокоста ». [ 13 ]

Никаких физических следов лагеря на его территории не осталось. Структура лагеря была снесена с землей, а еврейское кладбище разрушено. [ 32 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Евреи Ливии, Шерил Сильвер Охайон» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  2. ^ Саймон, Рэйчел. «Джебель Нафуса». Энциклопедия евреев в исламском мире под редакцией Нормана Стиллмана, 1-е изд., Brill, 2010. Справочник по кредо , https://search.credoreference.com/articles/Qm9va0FydGljbGU6MjcyNjM1Ng==?aid=237298.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хельман, Анат, изд. (2021). Дело немалое: особенности еврейского детства . Исследования современного еврейства (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-757730-1 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «ОККУПИРОВАННАЯ ИТАЛИЯМИ СЕВЕРНАЯ АФРИКА». Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том. III: Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Издательство Университета Индианы. 2018. С. 527–530. дои : 10.2307/j.ctt22zmbr7 . ISBN  978-0-253-02373-5 . JSTOR   j.ctt22zmbr7 .
  5. ^ Jump up to: а б «Трудовые лагеря и лагеря для интернированных в Северной Африке» . энциклопедия.ushmm.org . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 19 июня 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Румани, Морис М. (2017). «Изгнание ливийских евреев в Тунис во время Второй мировой войны и бомбардировка Ла-Марсы» . Ежемесячный обзор Израиля . 83 (2/3): 13–44. ISSN   0033-9792 . JSTOR   26870446 . Архивировано из оригинала 1 июля 2024 г. Проверено 1 июля 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Саймон, Рэйчел (1986). «Ливийские евреи на грани Холокоста» . Пеамим: Исследования восточного еврейства / Times: Ежеквартальный журнал по изучению израильских общин на Востоке (28): 44-77. ISSN   0334-4088 . JSTOR   23424001 .
  8. ^ Jump up to: а б Де Феличе, Ренцо; Румани, Джудит (1985). Евреи в арабской стране: Ливия, 1835–1970 гг . Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/740167 . ISBN  978-0-292-74016-7 . JSTOR   10.7560/740167 . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Козловский-Голан, Ивонн (2019). Сайт амнезии: утраченное историческое сознание евреев-мизрахи: репрезентация опыта евреев Северной Африки и Ближнего Востока во время Второй мировой войны в израильском, европейском и ближневосточном кино и телевидении . Серия Брилла по иудаике. Лейден ; Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-39561-9 .
  10. ^ Jump up to: а б Румани, Морис. «Тещуба, Ренато». Энциклопедия евреев в исламском мире под редакцией Нормана Стиллмана, 1-е изд., Brill, 2010. Credo Reference , https://search.credoreference.com/articles/Qm9va0FydGljbGU6MjcyNzE2Mw==?aid=237298 . Архивировано 20 июня 2024 г. Машина обратного пути .
  11. ^ Давидович, Ница; Дорт, Рут (17 июня 2021 г.). «Огненный столп – от Освенцима до Касабланки» . Журнал образования, культуры и общества . 12 (1): 390–412. дои : 10.15503/jecs2021.1.390.412 . ISSN   2081-1640 . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хоппе, Йенс (2018). «Преследование евреев в Ливии между 1938 и 1945 годами». Ин Бум, Аомар; Абревая Штейн, Сара (ред.). Холокост и Северная Африка . Де Грюйтер . дои : 10.1515/9781503607064-003 . ISBN  9781503607064 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Пульезе, Станислао Г., изд. (2002). Древнейшее из меньшинств: евреи Италии . Вклад в этнические исследования. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  978-0-313-31895-5 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тальякоццо, Ливия (2022). «Солидарность среди колониальных подданных в военной Ливии, 1940–1943» (PDF) . Квест. Проблемы современной еврейской истории . 22 : 109–140.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Керем, Ицхак (2001), Рот, Джон К.; Максвелл, Элизабет; Леви, Марго; Уитворт, Венди (ред.), «Сефардские и восточные устные свидетельства» , «Вспоминая для будущего: Холокост в эпоху геноцида» , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 2034–2041, doi : 10.1007/978-1-349 -66019-3_142 , ISBN  978-1-349-66019-3 , заархивировано из оригинала 15 июля 2024 г. , получено 20 июня 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Румани, Морис М. (2021). Евреи Ливии: сосуществование, преследования, переселение . Издательство Ливерпульского университета. дои : 10.2307/j.ctv3029jsr . ISBN  978-1-84519-137-5 . JSTOR   j.ctv3029jsr .
  17. ^ Jump up to: а б с «Концентрационный лагерь Джадо, Ливия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  18. ^ Буарон, Зевулон; Древон, Клэр (2016). «Размышления раввина Фрии Зоарца, представленные его учениками и друзьями по случаю его 80-летия» . Revue d'Histoire de la Shoah (на французском языке). 205 (2): 159–176. дои : 10.3917/rhsho.205.0159 . ISSN   2111-885X . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 г. Проверено 15 июля 2024 г.
  19. ^ Jump up to: а б Баркат, Амирам (30 апреля 2003 г.). «Новый взгляд на опыт Холокоста ливийского еврейства» . Гаарец . Архивировано из оригинала 14 января 2023 г. Проверено 20 июня 2024 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д Сатлофф, Роберт (2006). Среди праведников: затерянные истории о долгом проникновении Холокоста в арабские страны . Нью-Йорк: Связи с общественностью. ISBN  978-1-58648-399-9 .
  21. ^ Саймон, Рэйчел. «Концентрационный лагерь Джадо». Энциклопедия евреев в исламском мире онлайн . Брилл, 2010. https://doi.org/10.1163/1878-9781_ejiw_SIM_0008510 . Архивировано 15 июля 2024 г. на сайте Wayback Machine Web.
  22. ^ Jump up to: а б с «Румани-Денн | Сефардские горизонты» . www.sephardichorizons.org . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  23. ^ «Создание концентрационного лагеря Джаду в Ливии» . Фонд Захора . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  24. ^ «Последние евреи Ливии» . 14 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  25. ^ Бернхард, Патрик (2012). «За линией фронта: итальянские зверства и преследования арабов, берберов и евреев в Северной Африке во время Второй мировой войны» . Исследования Холокоста и геноцида . 26 (3): 425–446. дои : 10.1093/hgs/dcs054 . ISSN   1476-7937 . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
  26. ^ Киш, Йоав (17 апреля 2023 г.). «Старший еврейский офицер, освободивший гетто» . Исраэль Хайом . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 3 июля 2024 г.
  27. ^ «Еврейский боец ​​во Второй мировой войне» . Музей еврейского воина во Второй мировой войне . Проверено 16 июля 2024 г.
  28. ^ переживших Холокост . В памяти поколений: Документация , живущих в Раанане (на иврите) Муниципалитет Раананы, Департамент социальных служб. 2012. с. 232.
  29. ^ Jump up to: а б Батито, Мерав (18 апреля 2023 г.). «Скрытый дневник раскрывает душераздирающие реалии Холокоста в ливийских концентрационных лагерях» . Инетньюс . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
  30. ^ Эйхнер, Итамар (1 февраля 2021 г.). «Дневник, тайно написанный в концентрационном лагере в Ливии, волнует арабских серферов» . Йнет (на иврите). Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  31. ^ Карантинджи, Самар Оде - (3 декабря 2022 г.). «Писатель Шломо Абрамович из Хайфы получил премию премьер-министра за книгу «Хранимый дневник » . Живите здесь - новостная корпорация Хайфы и окрестностей (на иврите). Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
  32. ^ Международный (21 февраля 2022 г.). «Еврейская Ливия и Холокост: Джадо, молчание, которое следует нарушить» . Пейжин Эбраиш Интернэшнл . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 19 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4ad9312fb46831b64db8995178b8053__1722656280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/53/b4ad9312fb46831b64db8995178b8053.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giado concentration camp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)