Jump to content

История евреев в Ливии

Расположение Ливии в Африке

История евреев Ливии в Киренаика восходит к III веку до нашей эры, когда находилась под властью Греции. Еврейское население Ливии, входящее в состав сефардско - магрибской еврейской общины, продолжало непрерывно заселять эту территорию до наших дней. Во время Второй мировой войны еврейское население Ливии подвергалось антисемитским законам фашистского итальянского режима и депортациям нацистских немецких войск. [1]

После войны антиеврейское насилие заставило многих евреев покинуть страну, в основном в Израиль , хотя значительное количество евреев переехало в Италию и Северную Америку. При полковнике Муаммаре Каддафи , который правил страной с 1969 по 2011 год , ситуация еще больше ухудшилась, что в конечном итоге привело к эмиграции оставшегося еврейского населения. Последняя еврейка Ливии, 80-летняя Рина Дебах, покинула страну в 2003 году. [1]

Древняя история [ править ]

Самый старый след еврейского существования в Ливии появляется в Сирте , где некоторые археологические исследования, проведенные в районе «Барион», датируют его синагогу 10-м веком до нашей эры, во время царя Соломона . правления [2] [3]

Крупное еврейское заселение Ливии произошло в IV веке до нашей эры. Птолемеевский Египет приобрел большое еврейское население после вторжения Птолемея I Сотера в Иудею, во время которого многие евреи были уведены в плен в качестве военных пленников, а затем были освобождены, а также добровольной еврейской эмиграции в Египет по экономическим причинам и последовавшей за этим терпимой политики Птолемея. потом. В 312 г. до н.э. Птолемей поселил множество евреев в Киренаике, чтобы укрепить свое королевство. [4]

Есть свидетельства того, что евреи жили в Бенгази с 13 г. до н.э. Они считались гражданами, но управлялись еврейским архонтом, в отличие от остальных евреев в этой области. [5]

В надписях 146 г. до н.э., найденных в Бенгази и других местах Ливии, подробно рассказывается о богатых, хорошо организованных и организованных еврейских общинах. [6]

В греко-римский период Ливия примерно соответствовала Кирене и принадлежавшей ей территории. Там жили евреи, в том числе многие, переехавшие сюда из Египта; Август предоставил еврейскому населению Кирены определенные привилегии через Флавия , губернатора провинции. В то время они поддерживали тесные контакты с евреями Иерусалима . В 73 году н. э., во время Первой иудейско-римской войны в Иудее , также произошло восстание еврейской общины Кирены под предводительством Ионафана Ткача, которое было быстро подавлено правителем Катуллом . Джонатан был донесен губернатору Пентаполиса . [7] [8] В отместку римляне убили его и многих богатых евреев в Кирене. Сегодня известны несколько ливийских евреев примерно этого периода, такие как Ясон Киринеянин , чья работа является источником Второй книги Маккавеев , и Симон Киринеянин , который, как полагают, нес крест Иисуса, когда его отвезли в его распятие . [8]

В 115 году н. э. еще одно еврейское восстание, известное как Китосская война , вспыхнуло не только в Кирене, но также в Египте и на Кипре. [9]

Согласно еврейской традиции, после восстания Бар-Кохбы 132-135 годов нашей эры римляне депортировали двенадцать лодок с евреями из Иудеи в Киренаику. Считается, что в то время там уже проживало около полумиллиона евреев. Большинство из них жили в фермерских деревнях, а те, кто находился у моря, часто были моряками. Многие другие были гончарами, каменщиками, ткачами и торговцами. [4]

Испанцы, завоевавшие Ливию в 1510 году и удерживавшие ее в течение короткого периода, вытеснили часть евреев в горные районы Гариан и Таджура . Другие были взяты в плен и подвергнуты пыткам по законам инквизиции, а другие были отправлены в Неаполь и проданы в рабство. [6]

Новое время [ править ]

Османское правление [ править ]

В период Османской империи еврейские семьи из Триполи в Бенгази привлекались . Этот период дал новую жизнь и импульс ливийской еврейской общине. [5] [6]

В 1745 году эпидемии и бедность изгнали жителей, но около 1750 членов предыдущей еврейской общины вернулись и восстановили общину, которая начала процветать с прибытием еврейских семей из Италии. [5]

В XVIII и XIX веках в Бенгази проживало 400 еврейских семей, разделенных на две группы: жители города и окрестностей и те, кто родился в Триполи и Италии. Обе они признавали власть одного раввина, но каждая имела свою собственную синагогу. [5]

Братья -мусульмане Санусии были благосклонно настроены к евреям Бенгази, ценя их экономико-торговый вклад и их миролюбивое отношение. Община пользовалась полной свободой и не была вынуждена жить в особом квартале. Благодаря своей коммерческой деятельности город стал важным торговым центром Европы и Африки. [5]

Синагога Слат Абн Шаиф в Тлитене перед Второй мировой войной.

Итальянское правление [ править ]

Класс ливийских евреев в синагоге Бенгази перед Второй мировой войной.

В 1903 году записи Всемирного израильского союза показывают, что 14 000 евреев проживали в Триполи и 2 000 в Бенгази. По сравнению с сионистской деятельностью в других арабских странах, сионизм зародился в Ливии рано и был обширным. За ним последовало множество мероприятий, таких как обмен письмами по вопросам сионизма между Бенгази и Триполи в период 1900–1904 годов. В Триполи была создана организация по распространению иврита, и туда приезжала учиться молодежь из общины Бенгази. Встреча между молодыми евреями Бенгази и триполитанскими сионистами принесла плоды в виде «Талмуд-Торы», которая представляла собой вечернюю школу в Триполи. [6]

Секретарь общественного совета Бенгази (слева) и члены раввинского суда

В 1911 году Ливия была колонизирована Италией . К 1931 году в стране проживало 21 000 евреев (4% от общей численности населения в 550 000 человек), в основном в Триполи . Положение евреев в целом было хорошим. Но в конце 1939 года фашистский режим Италии начал принимать антисемитские законы. В результате этих законов евреи были уволены с государственных должностей, некоторые были уволены из государственных школ, а в их документах о гражданстве была проштампована надпись «еврейская раса». [9]

о нескольких инцидентах, связанных с арабо-еврейским конфликтом в Палестине В 1920-е годы сообщалось . Инциденты, произошедшие в Триполи и Бенгази, те, что произошли в Триполи, были не такими серьезными по сравнению с теми, что произошли в Бенгази. По словам Густаво Кало, главного раввина Бенгази, на самом деле была попытка погрома, но, по мнению президента общины Элиа Фаргиона, эта оценка была преувеличена. [10]

Данные 1931 года показывают, что разговорный итальянский был относительно широко распространен среди еврейского населения. В Бенгази 67,1 процента еврейских мужчин и 40,8 процента еврейских женщин говорили по-итальянски, по сравнению с 34,5 процента арабских мужчин и 1,6 процента арабских женщин. [10]

В 1934 году в Бенгази было основано отделение Бен-Иехуды, сначала как футбольная команда, а затем с культурными мероприятиями, такими как празднование еврейских праздников и сионистских праздников. [6]

В конце 1930-х годов постепенно вводились в действие фашистские антиеврейские законы, а евреи подвергались жестоким репрессиям. [11]

До 1936 года жизнь евреев под властью Италии протекала мирно. Однако в 1936 году итальянцы начали применять фашистское законодательство, направленное на модернизацию социальных и экономических структур на основе условий, существующих в Италии. С принятием в конце 1938 года антиеврейского расового законодательства евреи были исключены из муниципальных советов, государственных учреждений и государственных школ, а в их документах была поставлена ​​печать со словами «еврейская раса». [5]

Немецкое влияние в Ливии ощущалось с 1938 года. Однако прямое участие Германии в делах и управлении колониальных властей не осуществилось полностью до 1941 года. И только когда Италия вступила в войну в 1940 году, Ливия стала объектом прямого фашистско - нацистского сотрудничества. и депортации в «нацистском стиле». [6]

Несмотря на эти репрессии, в 1941 году 25% населения Триполи все еще составляли евреи, и в городе действовало 44 синагоги. [12] В 1942 году немецкие войска, сражавшиеся с союзниками в Северной Африке, оккупировали еврейский квартал Бенгази , разграбили магазины и депортировали более 2000 евреев через пустыню. Отправленные на работы в трудовые лагеря , более одной пятой этой группы евреев погибло. Евреи были сконцентрированы в городах Триполи и Бенгази , с небольшими общинами в Байде и Мисурате . [9]

Худшим опытом для ливийских евреев во время войны стало интернирование евреев Киренаики в Джадо , концентрационном лагере, расположенном в 235 километрах от Триполи. В январе 1942 года итальянские власти начали применять к ливийским евреям приказ Муссолини «Сфолламенто» (эвакуация). Муссолини приказал в отместку отправить евреев Бенгази, Дерны, Тобрука, Барсе, Сузы и других городов региона в концентрационный лагерь в Гариане. [6] Очевидец так описывал эти ужасающие моменты: «В синагоге стали каждый день вывешивать списки 20-30 семей, которым пришлось покинуть город... Забирали евреев из Бенгази и окрестностей: Дерны, Браче, Тобрука... Путешествие заняло пять дней. Мы проехали около 2000 км. от Бенгази до Джадо. Нас повели, как животных, на бойню. В каждом грузовике было по сорок человек, и в каждом грузовике было по два итальянских полицейских. Брали только евреев. По слухам, приказ отдали немцы». [6]

В июне 1942 года выполнение приказа Муссолини было завершено и все киренаикские евреи были переведены в Джадо. [6]

Условия жизни в лагере были плачевными, что приводило к инфекциям и болезням и, как следствие, к эпидемиям, от которых погибло множество людей в лагере. Их похоронили в близлежащей долине, которая сотни лет назад была местом захоронения евреев. [6]

Помимо плохих условий в лагере, поведение итальянских офицеров не щадило никаких унижений, притеснений и оскорблений, особенно в пятницу вечером, когда марешиалло патрулировал здания и видел особую субботнюю еду, он пинал ее. и проливать его на пол или мочиться на него, и таким образом несколько семей остались без еды на всю субботу. (4)

войны Контроль союзников и после Второй мировой

24 января 1943 года британцы освободили лагерь и немедленно предприняли экстренные меры по борьбе с чумой тифа и вшей, от которой уже погибли 562 его обитателя. Британские военные решили эвакуировать Джадо между весной и летом 1943 года. Евреев сначала эвакуировали из лагеря в лучшее жилье поблизости, чтобы получить медицинскую помощь и правильно накормить. Затем постепенно каждую неделю отбиралось несколько семей, которые помещались в грузовики и отправлялись обратно в свои дома. Расходы на транспортировку этих евреев обратно в Киренаику и первоначальную помощь были профинансированы Американским еврейским объединенным распределительным комитетом . [6]

С установлением британского правления 23 января 1943 года еврейская община находилась в плачевном экономическом, социальном и психологическом состоянии. Унизительные последствия итальянских расовых законов, войны и концентрационных лагерей нанесли тяжелый урон еврейской общине. [6]

Британцы также подняли настроение евреям, пообещав репатриировать их в свои дома в Бенгази и дав им возможность восстановить свою жизнь. После полной репатриации евреев Бенгази сообщалось, что в Бенгази проживало 3400 евреев (до войны, в июне 1939 г., еврейская община Бенгази насчитывала 3653 человека). [6] Тем не менее, многие из евреев, вернувшихся в Бенгази, были безработными, а те, у кого была работа, не могли прокормить себя за счет заработка. Еврейская община Бенгази пострадала больше, чем любая другая еврейская община в Ливии, поскольку она сильнее пострадала от опасностей войны. [6]

Антиеврейский погром в Триполитании в году . 1945

Некоторые из самых жестоких проявлений антиеврейского насилия произошли в годы после освобождения Северной Африки войсками союзников. С 5 по 7 ноября 1945 года более 140 евреев были убиты и еще больше получили ранения в результате погрома в Триполитании . Мятежники разграбили почти все синагоги города и разрушили пять из них, а также сотни домов и предприятий. [13] В июне 1948 года антиеврейские бунтовщики убили еще 12 евреев и разрушили 280 еврейских домов. [13] Однако на этот раз ливийская еврейская община приготовилась защищаться. Еврейские отряды самообороны дали отпор мятежникам, предотвратив новые жертвы.

И в ноябре 1945 г., и в июне 1948 г. евреи Бенгази не пострадали от антиеврейских погромов со стороны арабов, подобных евреям Триполи, хотя небольшие инциденты все же имели место. Так, в середине июня 1948 года несколько евреев были избиты, магазин разграблен, в синагоге вспыхнул пожар, но местная полиция навела порядок, и во вмешательстве британской армии не было необходимости. [5]

После того, как в начале 1949 года была разрешена эмиграция в Израиль, большая часть общины из 2500 евреев Бенгази эмигрировала в Израиль до конца 1951 года. [5]

Общая обстановка в течение нескольких лет после эмиграции в Израиль была в целом позитивной, в этот период между 1949 и 1967 годами не произошло никаких особых событий, беспорядков или погромов, и, по оценкам, в Бенгази в это время проживало 200 евреев. [5] [14]

В конце 1940-х годов в Ливии проживало около 40 000 евреев. В этот период ливийская еврейская община испытывала большую нестабильность. Основание вынудили Израиля в 1948 году , а также независимость Ливии от Италии в 1951 году и последующее вступление в Лигу арабских государств многих евреев эмигрировать. С 1948 по 1951 год, и особенно после того, как эмиграция стала легальной в 1949 году, в Израиль переехало 30 972 еврея. [9]

Королевство Ливия [ править ]

31 декабря 1958 года Совет еврейской общины был распущен законом. В 1961 году был принят новый закон, требующий специального разрешения для подтверждения истинного ливийского гражданства, в котором, однако, было отказано всем, кроме шести еврейских жителей страны. [13] Были приняты дополнительные законы, разрешающие конфисковывать собственность и активы ливийских евреев, иммигрировавших в Израиль.

В 1964 году письма сенатору США Джейкобу Джавитсу от еврейских военнослужащих ВВС США , служивших на авиабазе Уилус , объекте ВВС США в Ливии, выявили масштабы антисемитских настроений в стране. Письма показали, что детям и иждивенцам еврейского персонала, живущего за пределами базы, приходилось скрывать свою еврейскую идентичность, страх за физическую безопасность детей привел к отмене программы еврейской воскресной школы и что ВВС США оказывали давление на еврейский персонал, чтобы тот скрылся. их еврейскую идентичность и подвергали цензуре все материалы, в которых упоминались евреи, иудаизм или Израиль, чтобы не оскорбить большую часть местного населения. [15]

Антиеврейский погром в Триполи 1967 , г.

К 1967 году еврейское население Ливии сократилось до 7000 человек. После Шестидневной войны между Израилем и его арабскими соседями ливийские евреи снова стали объектом антиеврейских беспорядков. В ходе этих нападений участники беспорядков убили 18 человек и еще больше получили ранения. [13]

Затем лидеры еврейской общины попросили короля Идриса I разрешить всему еврейскому населению «временно» покинуть страну; он согласился, даже призвав их уйти. Благодаря воздушному транспорту и помощи нескольких кораблей итальянский флот помог за один месяц эвакуировать более 6000 евреев в Рим . [16] Несколько десятков евреев остались в Ливии.

Эвакуированные были вынуждены покинуть свои дома, предприятия и большую часть своего имущества. Из эвакуированных в Италию около 1300 иммигрировали в Израиль, 2200 остались в Италии, а большая часть остальных уехала в США . Ливийские евреи, оставшиеся в Италии, в основном остались в Риме, став влиятельной частью местной еврейской общины. [16]

Правление Каддафи [ править ]

К моменту прихода к власти в 1969 году полковника Муаммара Каддафи в Ливии оставалось около 100 евреев. При его правлении вся еврейская собственность была конфискована, а все долги евреям списаны. В 1970 году ливийское правительство объявило День мести , посвященный изгнанию евреев и итальянцев из Ливии, национальным праздником. Несмотря на запрет эмиграции, большинству оставшихся евреев удалось бежать из страны, и к 1974 году в Ливии осталось только 20 евреев. [13]

В 2002 году умерла последняя известная еврейка в Ливии Эсмеральда Мегнаги. Однако в том же году было обнаружено, что Рина Дебах, 80-летняя еврейка, которая родилась и выросла в Триполи, но ее семья в Риме считала ее умершей , все еще жила в доме престарелых в страна. После ее отъезда в Рим евреев в стране больше не осталось. [16] [17]

В 2004 году Каддафи заявил, что ливийское правительство выплатит компенсацию евреям, которые были вынуждены покинуть страну и лишились своего имущества. В октябре того же года он встретился с представителями еврейских организаций, чтобы обсудить компенсацию. Однако он настаивал на том, что евреям, переехавшим в Израиль, не будет предоставлена ​​компенсация. [18] Некоторые подозревали, что эти действия были мотивированы его сыном Саифом аль-Исламом Каддафи , который считался вероятным преемником своего отца. В том же году Саиф пригласил ливийских евреев, живущих в Израиле, обратно в Ливию, заявив, что они ливийцы и что они должны «покинуть землю, которую они отобрали у палестинцев». [19]

9 декабря Каддафи также направил приглашение Моше Кахлону , заместителю спикера Кнессета и сыну ливийских иммигрантов, в Триполи якобы для обсуждения еврейской собственности в Ливии. [20] По этому поводу он сказал: [21]

Мы не против евреев, но у нас есть проблемы с сионизмом и сионистскими лидерами, которые угнетают палестинцев, а также с вами, арабами 48-го года. Не мы убивали евреев, это сделал Запад. Мы дали им убежище. Оккупация принесет катастрофу израильскому образованию, и он добавил к своим гостям: «Мы пригласили вас, потому что ваши голоса не услышаны, и я хочу, чтобы мир услышал вас».

В 2010 году утверждалось, что Каддафи имел еврейское происхождение. [22] Две израильтянки ливийско-еврейского происхождения, бабушка и внучка, заявили, что являются родственниками Каддафи. Бабушка утверждала, что является троюродной сестрой Каддафи. По ее словам, у ее бабушки была сестра, которая была замужем за евреем, но сбежала после того, как он плохо с ней обращался, затем приняла ислам и вышла замуж за дедушку Каддафи, мусульманского шейха . Дочь от этого брака была матерью Каддафи. [23] [24]

Эпоха после Каддафи [ править ]

В 2011 году элементы, выступающие против Каддафи, продемонстрировали явный раскол в своей позиции по отношению к ливийским евреям. NBC News Корреспондент Ричард Энгель , освещавший конфликт, подсчитал, что примерно каждый пятый боевик поднял оружие против Каддафи, полагая, что ливийский авторитарный лидер тайно был евреем. [25] Однако Национального переходного совета председатель Мустафа Абдул Джалил пригласил представителя ливийских евреев Дэвида Герби встретиться с ним после того, как Всемирная организация ливийских евреев назначила его официальным делегатом группы в руководящем органе. Сообщается, что Герби был тепло принят берберскими повстанцами в горах Нафуса в августе 2011 года, а представитель берберского ПНС сказал: «Мы хотим создать более тесные отношения между мусульманами и евреями. Без евреев мы никогда не будем сильной страной». [26]

1 октября 2011 года Герби вернулся в Триполи после 44 лет изгнания. [27] С помощью американского подрядчика по обеспечению безопасности и с разрешения бойцов ПНС и трех местных шейхов Герби сбил кирпичную стену, возведенную для блокировки входа в историческую городскую синагогу Дар Биши. Он объявил этот день «историческим днем» для Ливии и сказал собравшейся там толпе: «Это в память обо всех тех, кто пострадал при Каддафи». Однако некоторые жители по-прежнему настороженно относились к намерениям Герби и, по словам репортера CNN , выражали недоверие к евреям. [28] Работы Герби над синагогой внезапно прекратились через два дня, когда условия разрешения стали предметом спора. [29]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фендель, Гилель: « Краткий обзор нового Ближнего Востока - лидер от лидера: часть II » Проверено 29 марта 2011 г.
  2. ^ Хашим, Али Фахми, Ливийские тексты , (Триполи - 1967), Страница: 218 (арабский)
  3. ^ Ахвал, Халифа Мухаммад Салим, евреи Западного Триполи под итальянским правлением (1911-1943) , (Триполи - 2005), Страница: 190
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилберт, Мартин: В доме Измаила , с. 2-3
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Бенгази, Ливия» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 сентября 2016 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Румани, Морис М. (2009). Евреи Ливии: сосуществование, преследования, переселение . Сассекс Академик Пресс. ISBN  9781845193676 . Проверено 21 сентября 2016 г.
  7. ^ Готтейл, Ричард; Краусс, Самуэль: « Ливия » в еврейской энциклопедии . Проверено 14 июля 2006 г.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Готтейл, Ричард ; Краусс, Самуэль : « Кирена » в еврейской энциклопедии . Проверено 14 июля 2006 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д « История еврейской общины в Ливии. Архивировано 18 июля 2006 г. в Wayback Machine ». Проверено 1 июля 2006 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Де Феличе, Ренцо (2014). Евреи в арабской стране: Ливия, 1835–1970 гг . Издательство Техасского университета. ISBN  9781477304105 . Проверено 21 сентября 2016 г.
  11. ^ «История еврейской общины в Ливии» . Евреи Ливии . Проверено 26 сентября 2016 г.
  12. ^ «Еврейская община уходит в Триполи» . Проект открытых баз данных Бейт-Хатфуцот, Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шилдс, Жаклин. « Еврейские беженцы из арабских стран » в еврейской виртуальной библиотеке .
  14. ^ «Вырастание еврея в Бенгази, Ливия: интервью с Самуэлем Зарру, Жак Румани» . Сефардские горизонты . Жак Румани . Проверено 26 сентября 2016 г.
  15. ^ «Еврейские летчики на ливийской базе заявляют, что должны скрывать религию» . 12 октября 1964 года.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грубер, Рут Эллен: « Неизвестная иммиграция из Ливии пополнила ряды итальянского еврейства. Архивировано 19 декабря 2005 г. в Wayback Machine » в JTA , 11 октября 2004 г. Проверено 1 июля 2006 г.
  17. ^ Хронология евреев в Ливии. Архивировано 4 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  18. Шуман, Эллис. Каддафи готов выплатить компенсацию евреям, бежавшим из Ливии. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine «в Израиле, 1 сентября 2004 г. Проверено 1 июля 2006 г.
  19. Поммеранс, Рэйчел. В рамках своего «наступления очарованием» Каддафи ухаживает за бывшими ливийскими евреями? Архивировано 28 ноября 2004 г. в Wayback Machine » в JTA 11 октября 2004 г. Проверено 1 июля 2006 г.
  20. Шварц, Стивен. « Заразна ли Ливия? Архивировано 10 апреля 2010 г. в Wayback Machine » в Weekly Standard от 13 декабря 2004 г. Проверено 1 июля 2006 г.
  21. ^ Роффе-Офир, Шарон (25 апреля 2010 г.). «Каддафи арабским депутатам: я ничего не имею против евреев» . Инетньюс . Проверено 24 января 2024 г.
  22. ^ Приходите и будьте израильтянином! , Экономист
  23. ^ Райан Джонс (21 февраля 2011 г.). «Ливийский Каддафи может найти убежище в Израиле» . Израиль сегодня . Проверено 26 февраля 2011 г.
  24. ^ Элад Бенари и Йони Кемпински (1 марта 2011 г.). « Каддафи — еврей, а я его двоюродный брат » . Аруц Шева . Проверено 13 апреля 2011 г.
  25. ^ Керби, Роб (3 апреля 2011 г.). «Повстанцы распространяют слухи о том, что ливийский диктатор полковник Муаммар Каддафи… ЕВРЕЙ?» . БелифНет . Проверено 6 сентября 2011 г.
  26. ^ Палмиери-Биллиг, Лиза (4 сентября 2011 г.). «Повстанцы-амазиги обнимают представителя ливийских евреев» . Иерусалим Пост . Проверено 6 сентября 2011 г.
  27. ^ «Ливийский еврей возвращается домой после 44-летнего изгнания» . Рейтер . 1 октября 2011 г.
  28. ^ Фахми, Мохамед Фадель (2 октября 2011 г.). «Ливийский еврей возвращается из изгнания, чтобы восстановить синагогу» . CNN . Проверено 2 октября 2011 г.
  29. ^ Гарсиа-Наварро, Лурд (4 октября 2011 г.). «Враждебная толпа вытесняет ливийских евреев из синагоги» . Национальное общественное радио . Проверено 4 октября 2011 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a70c46de9334f4a3ec00e1bc232a7cf__1718842140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/cf/7a70c46de9334f4a3ec00e1bc232a7cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Libya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)