История евреев в Монастире
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Холокост |
---|
![]() |
История евреев Монастира ( Северная современная Битола, Македония ) и его региона насчитывает две тысячи лет. — Провинция Монастир османский вилайет , созданный в 1864 году и охватывающий территории современной Албании , Северной Македонии (одного из государств-преемников бывшей Югославии , от которой она провозгласила независимость в 1991 году) и Греции .
сефардская еврейская община Монастира, исторически крупнейшая еврейская община Македонии 11 марта 1943 года была депортирована . Евреи, ведущие свое происхождение от македонского города, известного с 1913 года как Битола, продолжают называть город тем именем, которое он носил на протяжении веков османского владычества : Монастир.
В период с 1941 по 1944 год Болгария с нацистской Германией в союзе оккупировала югославскую провинцию Македония . 11 марта 1943 года в сотрудничестве с немцами болгарские военные и полицейские собрали 3276 еврейских мужчин, женщин и детей Монастира, депортировали их на территорию, контролируемую немцами, и передали под опеку немецких чиновников. Немцы перевезли еврейское население Монастира и окрестностей на смерть в Треблинку в рамках своего плана по уничтожению всех европейских евреев.
Евреи Монастира перед Второй мировой войной
[ редактировать ]
Хотя евреи жили в Монастире со времен Римской империи, евреи-сефарды , которые первоначально мигрировали с Пиренейского полуострова в пятнадцатом веке, стали преобладающей группой в городе к шестнадцатому веку. Они вели весьма традиционный и самобытный образ жизни, характеризующийся проживанием в еврейском квартале, привязанностью к иудео-испанскому (ладино) языку и сефардскому фольклору, приверженностью еврейским религиозным обрядам и преданностью еврейским общинным учреждениям, включая синагоги, религиозные школы, религиозные суды. и общества взаимопомощи.
В 1863 году, после того как пожар уничтожил большую часть еврейского квартала, община обратилась к ведущему еврейскому филантропу мира сэру Мозесу Монтефиоре из Англии за помощью в реконструкции. Это обращение к Западу положило начало переориентации сефардского сообщества на европейскую культуру и постепенному внедрению светского образования и ценностей среди населения. Эти изменения произошли в то же время, когда новые транспортные связи с Салониками расширили торговлю и принесли экономическое процветание еврейской общине Монастира.
Этот период культурного и экономического развития был прерван политическими потрясениями в регионе, начавшимися в 1903 году с восстания Македонии против турецких правителей Османской империи. Этническое насилие среди греков , сербов и болгар по поводу будущего Македонии подвергло Монастир политическому насилию и экономическим потрясениям на протяжении первого десятилетия двадцатого века. В результате тысячи евреев-монастирлиев (так называли себя местные жители) эмигрировали в Северную и Южную Америку, Иерусалим и сефардскую метрополию Салоники . После окончания Второй Балканской войны в 1913 году бывшая Османская Македония была разделена между Сербией , Болгарией и Грецией . Монастир, затем переименованный в Битолу, находился на территории, присоединенной Сербией. Однако еврейская община продолжала называть город тем именем, которое он носил на протяжении веков османского владычества: Монастир.
На рубеже двадцатого века еврейское население Монастира достигло почти 11 000 человек, но к 1914 году в результате эмиграции численность общины сократилась до чуть более 6 000 человек. Во время Первой мировой войны Монастир перенес два вторжения и два года бомбардировок. Более 5000 евреев Монастира покинули свои дома и стали беженцами в окрестностях. Когда война закончилась, евреев Монастира насчитывалось чуть более 3000 человек. Битола стала частью нового государства Югославия , а в 1920-х и 1930-х годах сионизм стал доминирующей силой среди местной еврейской молодежи. В те годы 500 из этих юношей и девушек эмигрировали в Палестину .
Монастир во время Холокоста
[ редактировать ]В 1941 году в Югославии проживало около 78 000 евреев, в том числе около 4 000 евреев-иностранцев или евреев без гражданства, нашедших убежище в стране в 1930-е годы. Хотя Югославия неохотно присоединилась к союзу Оси с Германией, югославское правительство было свергнуто в результате антигерманского военного переворота 27 марта 1941 года. Нацистская Германия вторглась в балканские страны Югославию и Грецию в начале апреля 1941 года. При военной поддержке своих союзников по Оси ( Италия , Болгария, Венгрия и Румыния), Германия быстро подчинила себе Балканы. Югославия была разделена между союзниками по оси. Болгария аннексировала Югославскую Македонию (территория, включающая города Скопье и Битола на юге Югославии).
4 октября 1941 года болгары ввели чрезвычайную меру, запрещавшую евреям Югославской Македонии заниматься какой-либо промышленностью или торговлей. У всех существующих еврейских предприятий было три месяца на то, чтобы передать право собственности неевреям или продать свои активы и закрыться. Кроме того, в конце 1941 года в Монастире вступил в силу закон, запрещавший евреям посещать определенные районы города. Евреи, жившие в более благополучной части Монастира, расположенной на восточном берегу реки Драгор, были вынуждены переехать в более бедную часть. города, расположенного недалеко от традиционного еврейского квартала на западной стороне, и этот район стал гетто. [1]
Когда евреев Монастира загнали в гетто и зарегистрировали, стало легче осуществлять кражу их имущества. 2 июля 1942 года болгарское правительство потребовало, чтобы все еврейские семьи передали 20 процентов стоимости всего имущества, включая имущество, мебель, наличные деньги и предметы домашнего обихода. Были созданы комитеты для оценки стоимости имущества евреев. Имущество тех, у кого не было денег на уплату налога, было продано с аукциона.
Все эти унизительные, ограничительные меры остановили нормальную еврейскую жизнь в Монастире. Замила Колономос , местная еврейка, пережила эти годы оккупации в Монастире. Она написала: «Ansina la vida si truko i no avia mas ni enkontros, ni fiestas, ni bodas, ni aligrias» (Так жизнь так сильно изменилась, и больше не было посиделок, фестивалей, свадеб, праздников). .
Несмотря на то, что болгарское правительство было союзником немцев, оно отказалось депортировать евреев, проживающих в самой Болгарии. Однако болгарские власти депортировали евреев без болгарского гражданства с территорий Югославии и Греции, оккупированных Болгарией. Они депортировали македонских евреев одновременными действиями, которые начались ранним утром в четверг, 11 марта 1943 года. В Монастире, Скопье и Штипе, где проживало небольшое количество евреев-сефардов, несколько сотен полицейских и солдат, а также телеги водители с телегами собрались в муниципальных полицейских участках в 2 часа ночи, чтобы получить инструкции по вывозу евреев и их вещей. В Монастире болгарские военные установили блокаду города, чтобы предотвратить побеги.
Между 5 и 6 часами утра группы разошлись по гетто, чтобы стучаться в двери и приказывать жителям покинуть свои дома в течение часа. Евреям сказали, что их переселяют в другие части Болгарии и что после войны они будут возвращены в свои дома, но это мало помогло облегчить ужас и смятение, вызванные этим массовым выселением. Предварительные слухи об этой акции убедили Колономос спрятаться, и той ночью она и еще четверо сидели в комнате без окон в магазине и слушали, что происходит в их общине. Колономос писал:
На рассвете мы услышали шум групп полиции. Через мгновение послышались шаги лошадей и шум телег. Тогда все было спокойно. Затем послышался шум, похожий на гром… Мы спросили друг друга, что это могло быть? Тогда мы смогли различить звуки голосов, крики, плач множества людей, младенцев, женщин! Нам удалось различить слова болгар, которые кричали: «Быстро!» Быстро!' Молитвы, стоны, проклятия, плач были ясными... Забирали всех евреев, старых и молодых, а не только молодых людей, которые могли работать... Рядом с нами прошла река людей.
Около 7 часов утра евреев заставили идти на железнодорожную станцию, где их ждал поезд, который отвезет их в соседний Скопье; На складе государственной табачной монополии, известном как «Монополь», был создан изолятор временного содержания. Монополь был выбран из-за его способности вместить тысячи людей, а также потому, что он обслуживался железной дорогой. Альберт Сарфати пережил войну и дал свидетельство очевидца:
Нас погрузили в вагоны для скота, по пятьдесят-шестьдесят человек в вагон, включая багаж. Места не хватало, и многим пришлось стоять. Воды не было. Дети плакали… Женщина в одном вагоне рожала… а врача не было. Мы прибыли в Скопье в полночь. Ночь. Темнота. Они открыли вагоны и в темноте затолкали нас в два больших здания. К нашему поезду добавили вагоны с евреями из Штипа. Спотыкаясь в темноте друг о друга, волоча за собой багаж и постоянно подвергаясь избиениям со стороны болгарских солдат, дети, старики и немощные пытались протиснуться в здание. Когда взошло солнце, мы поняли, что находимся в Скопье, в здании «Монополии», и что в тот же день были схвачены все евреи Македонии.
В течение следующих 11 дней евреи Монастира вместе с евреями из Скопье и Штипа , всего около 7215 человек, жили в скученных и грязных условиях на четырех складах в Монополе. Погода была холодная, еды было мало, одеял мало, евреев постоянно обыскивали, избивали и унижали. Женщин и девочек насиловали. Елена Леон Ишах, врач из Монастира, освобожденная из Монополя для работы на болгар, пережила войну и оставила такое описание Монополя:

Голод свирепствовал... Только на пятый день лагерное начальство оборудовало кухню, но для нас, более чем 7 тысяч человек, печей не хватало. Еду раздавали начиная с одиннадцати утра, а последних кормили около пяти вечера. Еда раздавалась один раз в день и состояла из 250 граммов хлеба и простой, водянистой фасоли или риса... Еще нам давали копченое мясо, но оно было настолько плохим, что, несмотря на голод, мы не могли его есть... Под под предлогом обыска в поисках спрятанных денег, золота или иностранной валюты нас садистски заставляли полностью раздеться... В некоторых случаях даже отбирали детские подгузники... Если у кого-то что-то находили, его избивали...
Нико Пардо был одним из немногих, кому удалось сбежать из центра содержания под стражей в Скопье, и после войны он описал отчаяние евреев в Монополе:
Мы были в ужасном настроении. Молодежь время от времени пыталась петь, но взрослые и пожилые люди находились в глубокой депрессии. Мы не знали, что нас ждет, но ужасное обращение с нами со стороны болгар показало ценность данных нам обещаний, что нас отправят только в болгарский трудовой лагерь. То здесь, то там молодежь шепталась о возможности восстания и массового побега, но они так и не материализовались. Перспектив на успех не было. Двор был окружен деревянным забором, а за ним – колючей проволокой. На каждом из четырех углов стоял часовой с автоматом, а двор патрулировали другие вооруженные охранники. Кроме того, вера в то, что нас не ждет худшая судьба, препятствовала совершению подобных суицидальных действий.
Три железнодорожных транспорта доставили македонских евреев из Монополя в Треблинку. Путешествие обычно занимало шесть дней, и все это время евреев запирали в вагонах для скота или товарных вагонах. Во время каждой перевозки погибало несколько евреев, а живым приходилось терпеть присутствие трупов. Утром 22 марта 1943 года около 2300 македонских евреев из Монополя были вынуждены сесть в поезд, состоящий из 40 вагонов для скота. Семьи ехали вместе, в составе транспорта находились не менее 134 маленьких детей не старше четырех лет и не менее 194 детей в возрасте от четырех до 10 лет. Поезд прибыл в Треблинку шесть дней спустя, 28 марта, в 7 часов утра. Четыре человека погибли. на этом транспорте. Подавляющее большинство этих евреев были из Скопье.
25 марта немецкие и болгарские солдаты погрузили около 2400 македонских евреев в поезд, состоящий из товарных вагонов. В этом втором транспорте находились все евреи из Штипа, которых было 551 человек, а также около 2000 евреев из Скопье и Монастира. Сарфати должен был сесть в третий поезд, и он наблюдал, как евреи садились во второй поезд:
В каждом вагоне находилось от 60 до 70 человек со всем багажом. Люди вышли из здания, неся на спинах свои вещи. Все несли вещи, от самого старшего до самого младшего. Склонив головы, все подошли к черному поезду. Перед каждым вагоном стояли немец и болгарский полицейский, проверяющие список. В товарных вагонах невозможно было сесть. Как только «скот» погрузили в машину, ее заперли и опечатали. В маленьких окнах были видны только головы... Тем из нас, кто находился в здании, не разрешили смотреть, и полиция направила автоматы в сторону наших окон, чтобы мы не видели. Поезд был готов и ушел около одиннадцати часов. Из маленьких окон вагона махали руками на прощание, и все мы в здании плакали.
Последний поезд перевез около 2400 евреев, примерно 2300 из которых были из Монастира. Евреи начали садиться в товарные вагоны в 6 часов утра 29 марта, и к полудню поезд был полон. Отправление этого поезда в центр смерти в Треблинке ознаменовало окончательное уничтожение еврейской общины Монастира.
Коллекция фотографий Монастира.
[ редактировать ]Фотографии почти каждого взрослого еврея в Монастире, а это более половины общины, были собраны болгарскими властями в первой половине 1942 года. Хотя многие из еврейских жителей Восточной Европы были обязаны предоставлять фотографии для регистрации в полиции, разрешения на работу и продовольственные карточки как внутри, так и за пределами гетто, созданных Германией или ее союзниками по оси, немногие из этих коллекций фотографий пережили войну в целости и сохранности. Фотографии регистрации Монастира составляют одну из таких редких коллекций. [2]
Истоки коллекции фотографий Монастира лежат в директиве, данной болгарскими оккупационными властями в начале 1942 года евреям Монастира, недавно сконцентрированным в гетто, о предоставлении фотографий всех членов семьи старше 13 лет. представленные фотографии были недавно сделаны для этой цели, другие представляли собой старые семейные снимки, датированные 1890-ми - началом 1940-х годов. Большинство фотографий представляют собой снимки отдельных взрослых, но некоторые представляют собой групповые портреты двух, трех или более членов семьи.
Судя по всему, эти фотографии были воспроизведены болгарскими властями; один полный комплект сейчас хранится в Государственном архиве Северной Македонии и подписан в 1950-х годах, а другой комплект был вырезан и вклеен в полицейские журналы учета, составленные болгарскими властями в 1942 году. Эти полицейские журналы были восстановлены после войны и переданы Союзу. еврейских общин Югославии. Спустя годы они были переданы в дар Яд Вашем в Иерусалиме, но не раньше, чем большая часть фотографий была удалена выжившими.
Фотографии в настоящее время доступны в Мемориальном музее Холокоста США .
Галерея
[ редактировать ]- Колонны разрушенной Кал Португалия (Португальская синагога)
- Дом Аросте
- Заброшенный еврейский дом
- Старый дом Камчи, подаренный Хашомер Хацаир.
- Вход на еврейское кладбище Монастир.
Известные личности
[ редактировать ]- Юлия Батино (1914–1942), антифашистка и активистка за права женщин.
- Рафаэль Моше Камхи (1870–1970), революционер
- Жамила Колономос (1922–2013), партизанка, писательница и активистка.
- Хаим Эстрея Овадья (1922–1944), партизан
Примечания
[ редактировать ]- Эта статья включает текст из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монастир во время Холокоста» . www.yadvashem.org .
- ^ «БАШНЯ СЕФАРДСКИХ ЛИЦ: ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА МОНАСТИРА, МАКЕДОНИЯ» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 1 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Монастир: история сефардской общины в Македонии» (онлайн-выставка). Яд Вашем .
- Альбохер, Шломо. Евреи Монастира (Битола, Северная Македония) - Полная история ушедшей общины . Архивировано из оригинала 16 октября 2011 г.
- «Холокост в Македонии: депортация евреев Монастира» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США .
- «Башня лиц: еврейская община Монастира, Македония» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США.
- «Еврейская община Монастира: меняющаяся община» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США.
- «Пасос Индианаполиса» . Генеалогический список евреев из Монастира, которые мигрировали в Соединенные Штаты и поселились, в основном, в Индианаполисе, Индиана.