История евреев в Сербии
Общая численность населения | |
---|---|
787 (перепись 2011 г.) [1] | |
Языки | |
сербский , иврит , ладино и идиш | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Евреи-сефарды , евреи-ашкенази , евреи Черногории |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в Сербии насчитывает около двух тысяч лет. Евреи Римской впервые прибыли в этот регион во времена империи . Еврейские общины на Балканах оставались небольшими до конца 15 века, когда евреи, бежавшие от испанской и португальской инквизиций, нашли убежище в территориях, находящихся под властью Османской империи, включая Сербию.
Сообщество процветало и достигло пика в 33 000 человек, из которых почти 90% проживало в Белграде и Воеводине перед Второй мировой войной . Около двух третей сербских евреев были убиты во время Холокоста , который стал особенно мишенью, поскольку Гитлер стремился наказать как этнических сербов, так и евреев за поражение Германии в Первой мировой войне. После войны большая часть оставшегося еврейского сербского населения эмигрировала, главным образом в Израиль.
По переписи 2011 года только 787 человек заявили себя евреями. Белградская синагога продолжает функционировать как синагога. Отреставрированная синагога Суботица , которая когда-то была четвертым по величине зданием синагоги в Европе, теперь представляет собой в основном культурное пространство, но доступна для служб и других религиозных целей. [2] Синагога Нови-Сада была превращена в пространство культурного искусства.
Древний [ править ]
Евреи впервые прибыли на территорию современной Сербии во времена Римской империи. [ нужна ссылка ] хотя документации до 10 века мало.
Османская империя [ править ]
Еврейские общины на Балканах получили развитие в 15 и 16 веках за счет прибытия еврейских беженцев, спасавшихся от испанской и португальской инквизиции. Султан Баязид II Османской империи приветствовал еврейских беженцев в своей Империи. Евреи стали участвовать в торговле между различными провинциями Османской империи, приобретя особенно важное значение в торговле солью. [3] В 1663 году еврейское население Белграда составляло 800 человек. [4]
В то время как остальная часть современной Сербии все еще находилась под властью Османской империи, территория современной Воеводины была частью монархии Габсбургов . В 1782 году император Иосиф II издал Указ о терпимости , предоставлявший евреям некоторую степень религиозной свободы. Указ привлек евреев во многие части монархии. Еврейские общины Воеводины процветали, и к концу XIX века в регионе насчитывалось около 40 еврейских общин. [5]
Сербия и Независимая Габсбургская Воеводина
Многие евреи участвовали в борьбе сербов за независимость от Османской империи, поставляя оружие местным сербам, а еврейские общины подвергались жестоким репрессиям со стороны турок-османов. [3] В 1804 году, когда войска Караджордже вторглись в османскую крепость Смедерево, евреи были изгнаны из Шабаца и Пожареваца . Борьба за независимость продолжалась до 1830 года, когда Сербия обрела независимость.
После освобождения Белграда евреи стали жертвами десятилетий дискриминационного налогообложения и ограничений на проживание. [6] Во время освобождения Белграда, вопреки строгим приказам сербского лидера Караджордже, некоторые повстанцы разрушили еврейские магазины и синагоги. Некоторые евреи были убиты, а часть была насильно крещена. В то же время во внутренних районах Сербии повстанцы изгоняли евреев из городов и небольших населенных пунктов. [7]
Дом Обреновичей [ править ]
С возвращением сербского престола королевским домом Обреновичей при Милоше Обреновиче в 1858 году ограничения для еврейских купцов на некоторое время снова были смягчены, но только три года спустя они столкнулись с изоляцией и унижением. [8] В 1861 году Михаил III унаследовал трон и восстановил антиеврейские ограничения. [3] В 1839 году евреям было запрещено открывать магазины по воскресеньям и во время сербских праздников, что нанесло им большой ущерб, поскольку их магазины были закрыты по субботам и во все еврейские праздники. [9] В 1877 году еврейский кандидат был избран в Национальное собрание , получив поддержку всех партий. впервые [10] [11]
В 1860–70-х годах часть сербских газет начала публиковать антиеврейские статьи, что привело к угрозам в адрес евреев. [12] В 1862 году вспыхнула драка между австрийцами и сербами, и евреи в Белграде были лишены своих прав, подобно местным восстаниям 1840-х годов. [13]
На заключительных этапах сербо-турецких войн 1877–1878 годов тысячи евреев эмигрировали или были изгнаны наступающей сербской армией вместе с турецкими и албанскими семьями.
В 1879 году в Белграде было основано «Общество сербско-еврейских певцов» с целью поощрения сербско-еврейского взаимодействия и дружбы. Во время Первой и Второй мировых войн хору не разрешили выступать. В 1950 году он был переименован в « Хор братьев Барух » и является одним из старейших еврейских хоров в мире, которые до сих пор существуют. [14] Хор остается символом объединения общины, хотя только 20% членов хора на самом деле являются евреями из-за сокращения еврейского населения в стране (во время Второй мировой войны половина еврейского населения Сербии была убита). [15] К 1912 году еврейская община Королевства Сербия насчитывала 5000 человек. [3] Сербско-еврейские отношения достигли высокой степени сотрудничества во время Первой мировой войны, когда евреи и сербы бок о бок сражались против центральных держав. [16] В Балканских войнах и Первой мировой войне погибло 132 еврея, в их честь в Белграде на еврейско-сефардском кладбище установлен памятник. [17]
По мнению правителя, рост и упадок благосостояния еврейской общины продолжался до конца XIX века, когда в 1889 году сербский парламент снял все антиеврейские ограничения. [3]
Евреи современной Северной Македонии впервые получили свои полные гражданские права, когда этот регион стал частью Королевства Сербия . [18]
- Синагога Суботица (сейчас восстановлена и используется) [19]
- Синагога Ады, Сербия , 1900 г.
- Синагога Кикинда
- Дом семьи Винтерштейнов в Шиде , 1910 г. (включая храм)
- Сефардская синагога Бет Исраэль на улице Царя Уроса, Белград, 1908 год.
- Еврейская синагога в Шабаце , сегодня действующая как музей еврейской истории в этом районе.
Королевство Югославия [ править ]
После Первой мировой войны Черногория , Банат , Бачка , Сирмия и Баранья присоединились к Сербии путем всенародного голосования в этих регионах, и эта Великая Сербия затем объединилась с Государством словенцев, хорватов и сербов (от которого Сирмия отделилась и присоединилась к Сербии). ) с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев , которое вскоре было переименовано в Королевство Югославия . Относительно небольшая еврейская община Сербии, насчитывающая 13 000 человек (включая 500 в Косово ), [20] в сочетании с крупными еврейскими общинами других югославских территорий, насчитывающими около 51 700 человек. В межвоенные годы (1919–1939) еврейские общины Королевства Югославия процветали.
До Второй мировой войны в Воеводине проживало около 31 000 евреев. В Белграде еврейская община насчитывала 10 000 человек, 80% из которых составляли на ладино говорящие евреи-сефарды, , и 20% - на идиш говорящие евреи-ашкенази, . [ нужна ссылка ]
Конституция Видовдана гарантировала равенство евреев, а закон регулировал их статус как религиозной общины. [21]
Вторая мировая война [ править ]
Королевство Югославия пыталось сохранить нейтралитет в период, предшествовавший Второй мировой войне. Милан Стоядинович , премьер-министр, пытался активно добиться расположения Адольфа Гитлера , сохраняя при этом союз с бывшими державами Антанты, Великобританией и Францией. Несмотря на предложения Германии, политика Югославии не была антисемитской: например, Югославия открыла свои границы для австрийских евреев после аншлюса . [22] Под растущим давлением с целью уступить требованиям Германии о безопасном проходе своих войск в Грецию, Югославия подписала Тройственный пакт с Германией и Италией, а также с Болгарией и Венгрией. В отличие от двух других, подписавшее правительство Мачека и Цветковича было свергнуто три дня спустя в результате поддержанного Великобританией переворота патриотических и антинемецких генералов. Новое правительство немедленно отозвало югославскую подпись под Пактом и призвало к строгому нейтралитету. Ответ Германии был быстрым и жестоким: Белград подвергся бомбардировке без объявления войны 6 апреля 1941 года , а немецкие , итальянские , венгерские и болгарские войска вторглись в Югославию.
Холокост [ править ]
В Сербии немецкие оккупанты создали концентрационные лагеря и политику уничтожения при помощи марионеточного правительства Милана Недича. [23]
Геноцид нацистов против югославских евреев начался в апреле 1941 года. [24] Государство Сербия было полностью оккупировано нацистами. Основные расовые законы в государстве Сербия были приняты 30 апреля 1941 года: Законодательный декрет о расовом происхождении (Zakonska odredba o rasnoj pripadnosti). Евреев из Срема отправили в хорватские лагеря, как и многих евреев из других частей Сербии. В остальной части Сербии немцы продолжили облавы на евреев Баната и Белграда, создав концентрационный лагерь за рекой Сава, в сирмской части Белграда, которая затем была передана Независимому государству Хорватия . был Концентрационный лагерь Саймиште создан для обработки и уничтожения пленных евреев и сербов. В результате Эмануэль Шефер , командующий полицией безопасности и гестапо в Сербии, телеграфировал в Берлин после того, как в мае 1942 года были убиты последние евреи:
- «Сербия свободна от евреев ». [25]
Сходным образом. Харальд Тернер из СС заявил в 1942 году, что:
- «Сербия — единственная страна, в которой решен еврейский вопрос и цыганский вопрос». [26]
К моменту освобождения Сербии и Югославии в 1944 году большая часть сербского еврейства была убита. Из 82 500 евреев Югославии, живших в 1941 году, только 14 000 (17%) пережили Холокост. [3] Из 16 000 еврейского населения на территории, контролируемой нацистским марионеточным правительством Милана Недича , полиция и спецслужбы убили около 14 500 человек. [27] [28]
Аналогичные гонения на евреев происходили и на территории нынешней Воеводины, аннексированной Венгрией. Во время рейда 1942 года в Нови-Саде венгерские войска убили множество мирных сербов-евреев и неевреев в Бачке.
Историк Кристофер Браунинг , присутствовавший на конференции по теме Холокоста и участия сербов, заявил: [29]
Сербия была единственной страной за пределами Польши и Советского Союза, где все жертвы-евреи были убиты на месте без депортации, и была первой страной после Эстонии, которая была объявлена «Юденфреем» - термином, который нацисты использовали во время Холокоста для обозначения территории. свободен от всех евреев.
В этот период сербские мирные жители участвовали в спасении тысяч югославских евреев. Мириам Штайнер-Авиезер, исследователь югославского еврейства и член комитета «Праведные язычники» Яд Вашема, утверждает: «Сербы спасли многих евреев». [30] По состоянию на 2022 год Яд Вашем признает 139 сербов Праведниками народов мира, что является самым высоким показателем среди балканских стран. [31] [32]
Четники [ править ]
По данным Яд Вашем , у четников изначально было двойственное отношение к евреям, и, учитывая их статус в начале войны как движения сопротивления против нацистской оккупации, некоторое количество евреев служило в рядах четников. [33] По мере роста численности и могущества югославских партизан антикоммунистические четники становились все более коллаборационистскими, а еврейские четники перешли в партизанские ряды. Впоследствии, после первой половины 1942 года, пропаганда четников на шовинистические и антисемитские темы стала постоянной. [34] В различных местах Сербии в период с середины 1942 года скрывалось несколько сотен евреев, в основном женщин и детей. По свидетельствам выживших евреев, четники Дражи Михайловича преследовали евреев в этом районе и принимали участие в их убийствах. [35] Четники также неоднократно передавали их немцам. [36]
Социалистическая Югославия [ править ]
Федерация еврейских общин Югославии была создана после Второй мировой войны для координации еврейских общин послевоенной Югославии и лоббирования права евреев на иммиграцию в Израиль . [37] Более половины выживших югославов решили иммигрировать в Израиль после Второй мировой войны.
Еврейская община Сербии, да и всех республик, входящих в состав Югославии, поддерживалась объединяющей силой Федерации еврейских общин Югославии. Эта власть прекратилась с распадом Югославии в 1990-х годах.
Югославские войны [ править ]
До югославских войн в 1990-х годах в Сербии проживало около 2500 евреев. [3] в основном в Белграде.
Евреи Сербии относительно мирно жили в Югославии между Второй мировой войной и 1990-ми годами, когда окончание холодной войны привело к распаду Югославии и последующим гражданским войнам.
Во время югославских войн и международных санкций многие евреи предпочли иммигрировать в Израиль и США. Во время бомбардировок НАТО в 1999 году Федерация еврейских общин Югославии переселила многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт , Венгрия, в целях их безопасности; многие из них эмигрировали навсегда. [5]
Дэвид Брюс Макдональд утверждает, что сербские националисты использовали еврейские образы, такие как « Легенда о Масаде» , чтобы оправдать претензии Косово, сравнивая антисемитизм и сербофобию. [38] Эту теорию поддерживает Йован Байфорд, который пишет, что сербские националисты использовали еврейский вопрос в качестве мифа о мученичестве, характерного для сербского националистического дискурса 1980-х годов. [39]
Современность [ править ]
Проявления антисемитизма в Сербии относительно редки и единичны. Согласно отчету Госдепартамента США о практике прав человека в Сербии за 2006 год: «Еврейские лидеры в Сербии сообщали о редких случаях антисемитизма, включая антисемитские граффити, вандализм, малотиражные антисемитские книги и публикации в Интернете», инциденты который следует рассматривать в контексте небольшого, но растущего антисемитизма в Сербии. [40] В 2013 году центр Белграда был покрыт плакатами, которые, как сообщается, распространялись сербским отделением организации « Кровь и честь» , обвиняя евреев в ответственности за взрывы в бывшей Югославии в 1999 году . [41]
Правительство Сербии признает иудаизм одной из семи «традиционных» религиозных общин Сербии. [42] Единственными оставшимися действующими синагогами в Сербии являются Белградская синагога и Суботицкая синагога .
Демография [ править ]
Переписи: [43]
- 1953: 1,504
- 1961: 1,250
- 1971: 1,128
- 1981: 683
- 1991: 1,107
- 2002 год: 1185 (без Косово)
- 2011: 787 (без Косово )
По переписи 2011 года 787 человек заявили себя евреями. [1] а 578 человек назвали свою религию иудаизмом. [44] Около половины из них живут только в Белграде, а почти все остальные проживают в Воеводине (особенно в трех ее крупнейших городах: Нови-Саде, Суботице и Панчево). Результаты переписи 2002 года по этническому признаку и переписи 2011 года по религиозному признаку представлены ниже:
Город/Регион | еврейский население [45] | Общий население |
---|---|---|
Белград | 415 | 1,576,124 |
Нови Сад | 400 | 299,294 |
Суботица | 89 | 148,401 |
Панчево | 42 | 127,162 |
Остальная часть Сербии | 239 | 5,646,314 |
Общий | 1,185 | 7,498,001 |
Город/Регион | иудаизм [44] | Общий население |
---|---|---|
Белград | 286 | 1,659,440 |
Нови Сад | 84 | 341,625 |
Суботица | 75 | 141,554 |
Панчево | 31 | 123,414 |
Остальная часть Сербии | 102 | 4,920,829 |
Общий | 578 | 7,186,862 |
Известные люди [ править ]
- Дэвид Альбахари , писатель
- Давид Альбала , военный офицер, врач, дипломат и лидер еврейской общины.
- Альберт Боген , австрийский серебряный призер Олимпийских игр сербского происхождения, саблист.
- Оскар Данон , композитор
- Оскар Давичо , поэт
- Филип Давид , драматург и обозреватель
- Елена Джурович , писательница, политик и журналист
- Предраг Эйдус , актер
- Ваня Эйдус , актриса
- Рахела Феррари , актриса
- Иван Иванжи , писатель
- Энрико Иосиф , композитор
- Данило Киш , писатель
- Гека Кон , издатель
- Марко Кон , поп-певец
- Гордана Куич , писательница
- Шауль Ладани , израильский спортсмен-олимпиец.
- Томми Лапид , бывший израильский политик венгерского происхождения, родился в Нови-Саде.
- Паулина Лебл-Альбала , писательница и феминистка
- Соня Лихт , политическая активистка
- Лиор Наркис , израильский певец (мать родилась в Сербии)
- Изидор Папо , кардиохирург, генерал-полковник югославской армии санчасти
- Моша Пияде , политик, художник, искусствовед и публицист.
- Дэн Райзингер , израильский художник-график
- Сека Саблич , актриса [46]
- Эрих Шломович , коллекционер произведений искусства
- Александр Тисма , писатель
- Станислав Винавер , писатель, поэт, переводчик и журналист
- Мира Аданья Полак , журналист
См. также [ править ]
- Израильско-сербские отношения
- Холокост в Сербии
- Еврейский исторический музей, Белград
- История евреев в Косово
- История евреев в Югославии
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Сербия 2011 года: Население по этническому признаку - «Другие» - этнические группы с численностью менее 2000 человек и множественной заявленной этнической принадлежностью» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «Сербия: великолепная синагога в Суботице официально вновь открылась» . Еврейское наследие Европы . 27 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Виртуальный тур по еврейской истории – Сербия и Черногория» . Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ «Еврейская община Белграда» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Синагоги без евреев – Хорватия и Сербия» . Бейт Хатфуцот. Архивировано из оригинала 29 апреля 2006 года.
- ^ Сачар, Ховард М. (2013). Прощай, Испания: вспоминают мир сефардов . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 268. ИСБН 978-0-8041-5053-8 . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Джон Байфорд; (1995) Подавление и отрицание антисемитизма: воспоминания о епископе Николае Велимировиче в современной сербской православной культуре (на сербском языке) с. 103-104; Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии, Белград, ISBN 86-7208-117-X [1]
- ^ Розен, Минна (2002). Последний османский век и последующие годы: евреи в Турции и на Балканах 1808–1945: материалы Международной конференции «Еврейские общины на Балканах и в Турции в 19 и 20 веках до конца Второй мировой войны», Гольдштейн - Центр исследования диаспоры Горен, Тель-Авивский университет, 5–8 июня 1995 г. Тель-Авивский университет, Центр исследования диаспоры Гольдштейна-Горена, кафедра истории и культуры евреев Салоник и Греции. п. 187. ИСБН 978-965-338-045-5 . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Лебель, Гени (2007). До «окончательного решения»: евреи в Белграде 1521–1942 гг . Авотайну. п. 81. ИСБН 978-1-886223-33-2 . Проверено 1 января 2020 г.
- ↑ «Кратко о новостях», The Times , 22 февраля 1877 г.
- ↑ «Сервия», The Times , 22 февраля 1877 г.
- ^ Хайдарпасич, Эдин (2015). Чья Босния?: Национализм и политическое воображение на Балканах, 1840–1914 гг . Издательство Корнельского университета. п. 174. ИСБН 978-1-5017-0111-5 . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Вашем, Яд (2001). Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста: AJ . Нью-Йорк Пресс. п. 111. ИСБН 978-0-8147-9376-3 . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Хор «Братья Барух» » . Еврейская община Белграда.
- ^ «Хор братьев Барух: 136-летний певческий ансамбль сербского еврейства» . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ «В Белграде открывается выставка «Евреи Сербии в Первой мировой войне» . Танджуг. 5 сентября 2014 г.
- ^ С, Д. Дж. «Реставрация памятника евреям – сербским воинам» . Политика онлайн . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Секель, Ласло (1981). «АНТИСЕМИТИЗМ В ЮГОСЛАВИИ (1918—1945)». Преподобный. Для соц . XI .
- ^ «Великолепная синагога для молитвы, учебы и собраний» .
- ^ Романо, Яша (1980). Евреи Югославии 1941–1945 гг . Федерация еврейских общин Югославии. стр. 100-1 573–590.
- ^ Секель, Ласло (1981). «АНТИСЕМИТИЗМ В ЮГОСЛАВИИ (1918—1945)». Преподобный. Для соц . XI .
- ^ Шнайдер, Гертруда (1995). Изгнание и уничтожение: судьба австрийских евреев, 1938–1945 гг . п. 53. ИСБН 9780275951399 .
- ^ Любица Стефан (1995). «Антисемитизм в Сербии во время Второй мировой войны» . Международный симпозиум «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА 1918–1995» . Книге HIC . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Митрович, М.; Тимофеев А.; Петакович, Дж. Холокост в Сербии 1941–1944 гг .
- ^ Литучи, Барри М. (2006). Ясеновац и Холокост в Югославии: анализ и свидетельства выживших . Ясеновацкий научно-исследовательский институт. п. xxxiii. ISBN 9780975343203 .
- ^ Дворк, Дебора; Роберт Ян Пелт; Роберт Ян Ван Пелт (2003). Холокост: история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 184. ИСБН 0-393-32524-5 .
- ^ Энциклопедия Холокоста . Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan. 1990.
- ^ Ристович, Милан (2010), «Евреи в Сербии во время Второй мировой войны» (PDF) , Сербия. Праведники народов мира , Еврейская община Земуна, заархивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2014 г.
- ^ Браунинг, Кристофер (29 мая 2012 г.). «Лагерь смерти Второй мировой войны в Сербии – к «мультикультурному» развитию?» . Арутц Шева – Национальные новости Израиля . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Дерфнер, Ларри; Седан, Гил (9 апреля 1999 г.). «Почему Израиль колеблется по поводу Косово?» . Еженедельно.
- ^ «Имена праведников по странам» . www.yadvashem.org . Иерусалим: Яд Вашем. 1 января 2022 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Праведники народов мира: имена и количество Праведников народов мира – по странам и этническому происхождению» . Яд Вашем. 1 января 2014 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Четники» (PDF) . Яд Вашем — Всемирный центр памяти жертв Холокоста . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Хоар и {Шовинистские и антисемитские темы в пропаганде четников не ограничивались зимой и весной 1941–42 годов, но оставались постоянными в последующие месяцы и годы - неотъемлемым элементом движения, целью которого была этнически чистая Великая Сербия. населен исключительно православными сербами}
- ^ Ловенталь, Зденко; Ковач, Теодор, ред. (1957). Преступления фашистских оккупантов и их пособников против евреев Югославии . Белград: Федерация еврейских общин Федеративной Народной Республики Югославии.
- ^ Хоар nd {Как отмечается в Энциклопедии Холокоста: «По мере того, как четники расширяли свое сотрудничество с немцами, их отношение к евреям на территориях, находящихся под их контролем, ухудшалось, и они отождествляли евреев с ненавистными коммунистами. Было много случаев, когда четники убивали евреев или выдавали их немцам».}
- ^ «Евреи бывшей Югославии после Холокоста» . Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Макдональд, Дэвид Брюс (2002). Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. стр. 74, 174. ISBN. 978-0-7190-6467-8 . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Байфорд, Йован (2008). Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистическая память о сербском епископе Николае Велимирове? . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 118, 137. ISBN. 978-963-9776-15-9 . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Страновые отчеты о практике прав человека, Сербия» . 2006.
- ^ «Антисемитские плакаты в центре Белграда» . B92/Танджуг. 30 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 г.
- ↑ Отчет о международной религиозной свободе за 2005 г., Сербия и Черногория (включая Косово) (опубликовано Государственным департаментом США)
- ^ «Этноконфессиональная и языковая мозаика Сербии» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2014.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Сербия 2011 года: религия, родной язык и этническая принадлежность» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2014 года.
- ^ Статистическое управление Республики Сербия, Результаты переписи 2002 г., стр. 12. Архивировано 24 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Вукица Стругар (3 июня 2012 г.). «Сека Саблич: Когда я вырасту, я буду богатым» (на сербском языке). Вечерние новости.
- « Евреи Югославии 1941–1945 годов, жертвы геноцида и борцы за свободу », автор Яша Романо, из английского краткого изложения в книге « Евреи Югославия 1941–1945». Жертвы геноцида и участники Национально-освободительной войны , Белград: Федерация еврейских общин Югославии, 1980; стр. 573–590.
- Хоар, Марко (nd). «Четники и евреи» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2011 года. Отрывок из книги «Геноцид и сопротивление в гитлеровской Боснии: партизаны и четники, 1941–1943» , Oxford University Press, Оксфорд, 2006 (стр. 156–162).
Внешние ссылки [ править ]
- Виртуальный тур по еврейской истории Сербии , Еврейская виртуальная библиотека
- Евреи бывшей Югославии после Холокоста
- Синагоги без евреев – Сербия и Хорватия
- Американский еврейский объединенный распределительный комитет, Сербия-Черногория
- (на сербском и английском языках) Еврейская община Белграда
- (на сербском и английском языках) Еврейская община Земуна ( район в Белграде )
- (на сербском и английском языках) Еврейский исторический музей в Белграде
- (на сербском и английском языках) www.semlin.info Веб-сайт о концентрационном лагере Семлин/Саймиште и Холокосте в Сербии.
- Голоса об антисемитизме. Интервью с Дэвидом Альбахари из Мемориального музея Холокоста США.