Jump to content

История евреев в Сербии

Сербские евреи
Мемориальная доска, посвященная евреям Суботицы, убитым во время Холокоста, гласит: «В память о 4000 евреях, с которыми мы жили и вместе строили Суботицу, погибших в фашистских лагерях смерти во Второй мировой войне».
Общая численность населения
787 (перепись 2011 г.) [1]
Языки
сербский , иврит , ладино и идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Евреи-сефарды , евреи-ашкенази , евреи Черногории
Расположение Сербии , включая Косово (темно-светло-зеленый), в Европе.

История евреев в Сербии насчитывает около двух тысяч лет. Евреи Римской впервые прибыли в этот регион во времена империи . Еврейские общины на Балканах оставались небольшими до конца 15 века, когда евреи, бежавшие от испанской и португальской инквизиций, нашли убежище в территориях, находящихся под властью Османской империи, включая Сербию.

Сообщество процветало и достигло пика в 33 000 человек, из которых почти 90% проживало в Белграде и Воеводине перед Второй мировой войной . Около двух третей сербских евреев были убиты во время Холокоста , который стал особенно мишенью, поскольку Гитлер стремился наказать как этнических сербов, так и евреев за поражение Германии в Первой мировой войне. После войны большая часть оставшегося еврейского сербского населения эмигрировала, главным образом в Израиль.

По переписи 2011 года только 787 человек заявили себя евреями. Белградская синагога продолжает функционировать как синагога. Отреставрированная синагога Суботица , которая когда-то была четвертым по величине зданием синагоги в Европе, теперь представляет собой в основном культурное пространство, но доступна для служб и других религиозных целей. [2] Синагога Нови-Сада была превращена в пространство культурного искусства.

Древний [ править ]

Евреи впервые прибыли на территорию современной Сербии во времена Римской империи. [ нужна ссылка ] хотя документации до 10 века мало.

Османская империя [ править ]

Еврейские общины на Балканах получили развитие в 15 и 16 веках за счет прибытия еврейских беженцев, спасавшихся от испанской и португальской инквизиции. Султан Баязид II Османской империи приветствовал еврейских беженцев в своей Империи. Евреи стали участвовать в торговле между различными провинциями Османской империи, приобретя особенно важное значение в торговле солью. [3] В 1663 году еврейское население Белграда составляло 800 человек. [4]

В то время как остальная часть современной Сербии все еще находилась под властью Османской империи, территория современной Воеводины была частью монархии Габсбургов . В 1782 году император Иосиф II издал Указ о терпимости , предоставлявший евреям некоторую степень религиозной свободы. Указ привлек евреев во многие части монархии. Еврейские общины Воеводины процветали, и к концу XIX века в регионе насчитывалось около 40 еврейских общин. [5]

Сербия и Независимая Габсбургская Воеводина

Многие евреи участвовали в борьбе сербов за независимость от Османской империи, поставляя оружие местным сербам, а еврейские общины подвергались жестоким репрессиям со стороны турок-османов. [3] В 1804 году, когда войска Караджордже вторглись в османскую крепость Смедерево, евреи были изгнаны из Шабаца и Пожареваца . Борьба за независимость продолжалась до 1830 года, когда Сербия обрела независимость.

После освобождения Белграда евреи стали жертвами десятилетий дискриминационного налогообложения и ограничений на проживание. [6] Во время освобождения Белграда, вопреки строгим приказам сербского лидера Караджордже, некоторые повстанцы разрушили еврейские магазины и синагоги. Некоторые евреи были убиты, а часть была насильно крещена. В то же время во внутренних районах Сербии повстанцы изгоняли евреев из городов и небольших населенных пунктов. [7]

Дом Обреновичей [ править ]

С возвращением сербского престола королевским домом Обреновичей при Милоше Обреновиче в 1858 году ограничения для еврейских купцов на некоторое время снова были смягчены, но только три года спустя они столкнулись с изоляцией и унижением. [8] В 1861 году Михаил III унаследовал трон и восстановил антиеврейские ограничения. [3] В 1839 году евреям было запрещено открывать магазины по воскресеньям и во время сербских праздников, что нанесло им большой ущерб, поскольку их магазины были закрыты по субботам и во все еврейские праздники. [9] В 1877 году еврейский кандидат был избран в Национальное собрание , получив поддержку всех партий. впервые [10] [11]

В 1860–70-х годах часть сербских газет начала публиковать антиеврейские статьи, что привело к угрозам в адрес евреев. [12] В 1862 году вспыхнула драка между австрийцами и сербами, и евреи в Белграде были лишены своих прав, подобно местным восстаниям 1840-х годов. [13]

Евреи-сефарды бегут из Белграда в Земун в 1862 году.

На заключительных этапах сербо-турецких войн 1877–1878 годов тысячи евреев эмигрировали или были изгнаны наступающей сербской армией вместе с турецкими и албанскими семьями.

В 1879 году в Белграде было основано «Общество сербско-еврейских певцов» с целью поощрения сербско-еврейского взаимодействия и дружбы. Во время Первой и Второй мировых войн хору не разрешили выступать. В 1950 году он был переименован в « Хор братьев Барух » и является одним из старейших еврейских хоров в мире, которые до сих пор существуют. [14] Хор остается символом объединения общины, хотя только 20% членов хора на самом деле являются евреями из-за сокращения еврейского населения в стране (во время Второй мировой войны половина еврейского населения Сербии была убита). [15] К 1912 году еврейская община Королевства Сербия насчитывала 5000 человек. [3] Сербско-еврейские отношения достигли высокой степени сотрудничества во время Первой мировой войны, когда евреи и сербы бок о бок сражались против центральных держав. [16] В Балканских войнах и Первой мировой войне погибло 132 еврея, в их честь в Белграде на еврейско-сефардском кладбище установлен памятник. [17]

По мнению правителя, рост и упадок благосостояния еврейской общины продолжался до конца XIX века, когда в 1889 году сербский парламент снял все антиеврейские ограничения. [3]

Евреи современной Северной Македонии впервые получили свои полные гражданские права, когда этот регион стал частью Королевства Сербия . [18]

Королевство Югославия [ править ]

После Первой мировой войны Черногория , Банат , Бачка , Сирмия и Баранья присоединились к Сербии путем всенародного голосования в этих регионах, и эта Великая Сербия затем объединилась с Государством словенцев, хорватов и сербов (от которого Сирмия отделилась и присоединилась к Сербии). ) с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев , которое вскоре было переименовано в Королевство Югославия . Относительно небольшая еврейская община Сербии, насчитывающая 13 000 человек (включая 500 в Косово ), [20] в сочетании с крупными еврейскими общинами других югославских территорий, насчитывающими около 51 700 человек. В межвоенные годы (1919–1939) еврейские общины Королевства Югославия процветали.

До Второй мировой войны в Воеводине проживало около 31 000 евреев. В Белграде еврейская община насчитывала 10 000 человек, 80% из которых составляли на ладино говорящие евреи-сефарды, , и 20% - на идиш говорящие евреи-ашкенази, . [ нужна ссылка ]

Конституция Видовдана гарантировала равенство евреев, а закон регулировал их статус как религиозной общины. [21]

Вторая мировая война [ править ]

Памятник в Нови-Саде, посвященный погибшим еврейским и сербским мирным жителям во время рейда 1942 года.

Королевство Югославия пыталось сохранить нейтралитет в период, предшествовавший Второй мировой войне. Милан Стоядинович , премьер-министр, пытался активно добиться расположения Адольфа Гитлера , сохраняя при этом союз с бывшими державами Антанты, Великобританией и Францией. Несмотря на предложения Германии, политика Югославии не была антисемитской: например, Югославия открыла свои границы для австрийских евреев после аншлюса . [22] Под растущим давлением с целью уступить требованиям Германии о безопасном проходе своих войск в Грецию, Югославия подписала Тройственный пакт с Германией и Италией, а также с Болгарией и Венгрией. В отличие от двух других, подписавшее правительство Мачека и Цветковича было свергнуто три дня спустя в результате поддержанного Великобританией переворота патриотических и антинемецких генералов. Новое правительство немедленно отозвало югославскую подпись под Пактом и призвало к строгому нейтралитету. Ответ Германии был быстрым и жестоким: Белград подвергся бомбардировке без объявления войны 6 апреля 1941 года , а немецкие , итальянские , венгерские и болгарские войска вторглись в Югославию.

Холокост [ править ]

Концентрационные лагеря в Югославии во время Второй мировой войны.

В Сербии немецкие оккупанты создали концентрационные лагеря и политику уничтожения при помощи марионеточного правительства Милана Недича. [23]

Геноцид нацистов против югославских евреев начался в апреле 1941 года. [24] Государство Сербия было полностью оккупировано нацистами. Основные расовые законы в государстве Сербия были приняты 30 апреля 1941 года: Законодательный декрет о расовом происхождении (Zakonska odredba o rasnoj pripadnosti). Евреев из Срема отправили в хорватские лагеря, как и многих евреев из других частей Сербии. В остальной части Сербии немцы продолжили облавы на евреев Баната и Белграда, создав концентрационный лагерь за рекой Сава, в сирмской части Белграда, которая затем была передана Независимому государству Хорватия . был Концентрационный лагерь Саймиште создан для обработки и уничтожения пленных евреев и сербов. В результате Эмануэль Шефер , командующий полицией безопасности и гестапо в Сербии, телеграфировал в Берлин после того, как в мае 1942 года были убиты последние евреи:

«Сербия свободна от евреев ». [25]

Сходным образом. Харальд Тернер из СС заявил в 1942 году, что:

«Сербия — единственная страна, в которой решен еврейский вопрос и цыганский вопрос». [26]

К моменту освобождения Сербии и Югославии в 1944 году большая часть сербского еврейства была убита. Из 82 500 евреев Югославии, живших в 1941 году, только 14 000 (17%) пережили Холокост. [3] Из 16 000 еврейского населения на территории, контролируемой нацистским марионеточным правительством Милана Недича , полиция и спецслужбы убили около 14 500 человек. [27] [28]

Аналогичные гонения на евреев происходили и на территории нынешней Воеводины, аннексированной Венгрией. Во время рейда 1942 года в Нови-Саде венгерские войска убили множество мирных сербов-евреев и неевреев в Бачке.

Историк Кристофер Браунинг , присутствовавший на конференции по теме Холокоста и участия сербов, заявил: [29]

Сербия была единственной страной за пределами Польши и Советского Союза, где все жертвы-евреи были убиты на месте без депортации, и была первой страной после Эстонии, которая была объявлена ​​«Юденфреем» - термином, который нацисты использовали во время Холокоста для обозначения территории. свободен от всех евреев.

В этот период сербские мирные жители участвовали в спасении тысяч югославских евреев. Мириам Штайнер-Авиезер, исследователь югославского еврейства и член комитета «Праведные язычники» Яд Вашема, утверждает: «Сербы спасли многих евреев». [30] По состоянию на 2022 год Яд Вашем признает 139 сербов Праведниками народов мира, что является самым высоким показателем среди балканских стран. [31] [32]

Четники [ править ]

По данным Яд Вашем , у четников изначально было двойственное отношение к евреям, и, учитывая их статус в начале войны как движения сопротивления против нацистской оккупации, некоторое количество евреев служило в рядах четников. [33] По мере роста численности и могущества югославских партизан антикоммунистические четники становились все более коллаборационистскими, а еврейские четники перешли в партизанские ряды. Впоследствии, после первой половины 1942 года, пропаганда четников на шовинистические и антисемитские темы стала постоянной. [34] В различных местах Сербии в период с середины 1942 года скрывалось несколько сотен евреев, в основном женщин и детей. По свидетельствам выживших евреев, четники Дражи Михайловича преследовали евреев в этом районе и принимали участие в их убийствах. [35] Четники также неоднократно передавали их немцам. [36]

Социалистическая Югославия [ править ]

Федерация еврейских общин Югославии была создана после Второй мировой войны для координации еврейских общин послевоенной Югославии и лоббирования права евреев на иммиграцию в Израиль . [37] Более половины выживших югославов решили иммигрировать в Израиль после Второй мировой войны.

Еврейская община Сербии, да и всех республик, входящих в состав Югославии, поддерживалась объединяющей силой Федерации еврейских общин Югославии. Эта власть прекратилась с распадом Югославии в 1990-х годах.

Югославские войны [ править ]

До югославских войн в 1990-х годах в Сербии проживало около 2500 евреев. [3] в основном в Белграде.

Евреи Сербии относительно мирно жили в Югославии между Второй мировой войной и 1990-ми годами, когда окончание холодной войны привело к распаду Югославии и последующим гражданским войнам.

Во время югославских войн и международных санкций многие евреи предпочли иммигрировать в Израиль и США. Во время бомбардировок НАТО в 1999 году Федерация еврейских общин Югославии переселила многих пожилых евреев, женщин и детей Белграда в Будапешт , Венгрия, в целях их безопасности; многие из них эмигрировали навсегда. [5]

Дэвид Брюс Макдональд утверждает, что сербские националисты использовали еврейские образы, такие как « Легенда о Масаде» , чтобы оправдать претензии Косово, сравнивая антисемитизм и сербофобию. [38] Эту теорию поддерживает Йован Байфорд, который пишет, что сербские националисты использовали еврейский вопрос в качестве мифа о мученичестве, характерного для сербского националистического дискурса 1980-х годов. [39]

Современность [ править ]

Проявления антисемитизма в Сербии относительно редки и единичны. Согласно отчету Госдепартамента США о практике прав человека в Сербии за 2006 год: «Еврейские лидеры в Сербии сообщали о редких случаях антисемитизма, включая антисемитские граффити, вандализм, малотиражные антисемитские книги и публикации в Интернете», инциденты который следует рассматривать в контексте небольшого, но растущего антисемитизма в Сербии. [40] В 2013 году центр Белграда был покрыт плакатами, которые, как сообщается, распространялись сербским отделением организации « Кровь и честь» , обвиняя евреев в ответственности за взрывы в бывшей Югославии в 1999 году . [41]

Правительство Сербии признает иудаизм одной из семи «традиционных» религиозных общин Сербии. [42] Единственными оставшимися действующими синагогами в Сербии являются Белградская синагога и Суботицкая синагога .

Демография [ править ]

Румы в 1920 году. Дети еврейской общины
Кладовский транспортный памятник

Переписи: [43]

  • 1953: 1,504
  • 1961: 1,250
  • 1971: 1,128
  • 1981: 683
  • 1991: 1,107
  • 2002 год: 1185 (без Косово)
  • 2011: 787 (без Косово )

По переписи 2011 года 787 человек заявили себя евреями. [1] а 578 человек назвали свою религию иудаизмом. [44] Около половины из них живут только в Белграде, а почти все остальные проживают в Воеводине (особенно в трех ее крупнейших городах: Нови-Саде, Суботице и Панчево). Результаты переписи 2002 года по этническому признаку и переписи 2011 года по религиозному признаку представлены ниже:

Город/Регион еврейский
население [45]
Общий
население
Белград 415 1,576,124
Нови Сад 400 299,294
Суботица 89 148,401
Панчево 42 127,162
Остальная часть Сербии 239 5,646,314
Общий 1,185 7,498,001
Город/Регион иудаизм [44] Общий
население
Белград 286 1,659,440
Нови Сад 84 341,625
Суботица 75 141,554
Панчево 31 123,414
Остальная часть Сербии 102 4,920,829
Общий 578 7,186,862

Известные люди [ править ]

Томми Лапид репортаж о Адольфом Эйхманом суде над , Иерусалим , 1961 год.
Рубен Фукс , президент Федерации еврейских общин Сербии, 2013 г.
Тамаш Халброр

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Сербия 2011 года: Население по этническому признаку - «Другие» - этнические группы с численностью менее 2000 человек и множественной заявленной этнической принадлежностью» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
  2. ^ «Сербия: великолепная синагога в Суботице официально вновь открылась» . Еврейское наследие Европы . 27 марта 2018 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Виртуальный тур по еврейской истории – Сербия и Черногория» . Еврейская виртуальная библиотека.
  4. ^ «Еврейская община Белграда» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Синагоги без евреев – Хорватия и Сербия» . Бейт Хатфуцот. Архивировано из оригинала 29 апреля 2006 года.
  6. ^ Сачар, Ховард М. (2013). Прощай, Испания: вспоминают мир сефардов . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 268. ИСБН  978-0-8041-5053-8 . Проверено 1 января 2020 г.
  7. ^ Джон Байфорд; (1995) Подавление и отрицание антисемитизма: воспоминания о епископе Николае Велимировиче в современной сербской православной культуре (на сербском языке) с. 103-104; Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии, Белград, ISBN   86-7208-117-X [1]
  8. ^ Розен, Минна (2002). Последний османский век и последующие годы: евреи в Турции и на Балканах 1808–1945: материалы Международной конференции «Еврейские общины на Балканах и в Турции в 19 и 20 веках до конца Второй мировой войны», Гольдштейн - Центр исследования диаспоры Горен, Тель-Авивский университет, 5–8 июня 1995 г. Тель-Авивский университет, Центр исследования диаспоры Гольдштейна-Горена, кафедра истории и культуры евреев Салоник и Греции. п. 187. ИСБН  978-965-338-045-5 . Проверено 1 января 2020 г.
  9. ^ Лебель, Гени (2007). До «окончательного решения»: евреи в Белграде 1521–1942 гг . Авотайну. п. 81. ИСБН  978-1-886223-33-2 . Проверено 1 января 2020 г.
  10. «Кратко о новостях», The Times , 22 февраля 1877 г.
  11. «Сервия», The Times , 22 февраля 1877 г.
  12. ^ Хайдарпасич, Эдин (2015). Чья Босния?: Национализм и политическое воображение на Балканах, 1840–1914 гг . Издательство Корнельского университета. п. 174. ИСБН  978-1-5017-0111-5 . Проверено 1 января 2020 г.
  13. ^ Вашем, Яд (2001). Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста: AJ . Нью-Йорк Пресс. п. 111. ИСБН  978-0-8147-9376-3 . Проверено 1 января 2020 г.
  14. ^ «Хор «Братья Барух» » . Еврейская община Белграда.
  15. ^ «Хор братьев Барух: 136-летний певческий ансамбль сербского еврейства» . Проверено 25 ноября 2018 г.
  16. ^ «В Белграде открывается выставка «Евреи Сербии в Первой мировой войне» . Танджуг. 5 сентября 2014 г.
  17. ^ С, Д. Дж. «Реставрация памятника евреям – сербским воинам» . Политика онлайн . Проверено 22 января 2021 г.
  18. ^ Секель, Ласло (1981). «АНТИСЕМИТИЗМ В ЮГОСЛАВИИ (1918—1945)». Преподобный. Для соц . XI .
  19. ^ «Великолепная синагога для молитвы, учебы и собраний» .
  20. ^ Романо, Яша (1980). Евреи Югославии 1941–1945 гг . Федерация еврейских общин Югославии. стр. 100-1 573–590.
  21. ^ Секель, Ласло (1981). «АНТИСЕМИТИЗМ В ЮГОСЛАВИИ (1918—1945)». Преподобный. Для соц . XI .
  22. ^ Шнайдер, Гертруда (1995). Изгнание и уничтожение: судьба австрийских евреев, 1938–1945 гг . п. 53. ИСБН  9780275951399 .
  23. ^ Любица Стефан (1995). «Антисемитизм в Сербии во время Второй мировой войны» . Международный симпозиум «ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА 1918–1995» . Книге HIC . Проверено 9 апреля 2013 г.
  24. ^ Митрович, М.; Тимофеев А.; Петакович, Дж. Холокост в Сербии 1941–1944 гг .
  25. ^ Литучи, Барри М. (2006). Ясеновац и Холокост в Югославии: анализ и свидетельства выживших . Ясеновацкий научно-исследовательский институт. п. xxxiii. ISBN  9780975343203 .
  26. ^ Дворк, Дебора; Роберт Ян Пелт; Роберт Ян Ван Пелт (2003). Холокост: история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 184. ИСБН  0-393-32524-5 .
  27. ^ Энциклопедия Холокоста . Нью-Йорк: Издательская компания Macmillan. 1990.
  28. ^ Ристович, Милан (2010), «Евреи в Сербии во время Второй мировой войны» (PDF) , Сербия. Праведники народов мира , Еврейская община Земуна, заархивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2014 г.
  29. ^ Браунинг, Кристофер (29 мая 2012 г.). «Лагерь смерти Второй мировой войны в Сербии – к «мультикультурному» развитию?» . Арутц Шева – Национальные новости Израиля . Проверено 9 апреля 2013 г.
  30. ^ Дерфнер, Ларри; Седан, Гил (9 апреля 1999 г.). «Почему Израиль колеблется по поводу Косово?» . Еженедельно.
  31. ^ «Имена праведников по странам» . www.yadvashem.org . Иерусалим: Яд Вашем. 1 января 2022 года . Проверено 3 мая 2024 г.
  32. ^ «Праведники народов мира: имена и количество Праведников народов мира – по странам и этническому происхождению» . Яд Вашем. 1 января 2014 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 20 мая 2014 г.
  33. ^ «Четники» (PDF) . Яд Вашем — Всемирный центр памяти жертв Холокоста . Проверено 29 декабря 2023 г.
  34. ^ Хоар и {Шовинистские и антисемитские темы в пропаганде четников не ограничивались зимой и весной 1941–42 годов, но оставались постоянными в последующие месяцы и годы - неотъемлемым элементом движения, целью которого была этнически чистая Великая Сербия. населен исключительно православными сербами}
  35. ^ Ловенталь, Зденко; Ковач, Теодор, ред. (1957). Преступления фашистских оккупантов и их пособников против евреев Югославии . Белград: Федерация еврейских общин Федеративной Народной Республики Югославии.
  36. ^ Хоар nd {Как отмечается в Энциклопедии Холокоста: «По мере того, как четники расширяли свое сотрудничество с немцами, их отношение к евреям на территориях, находящихся под их контролем, ухудшалось, и они отождествляли евреев с ненавистными коммунистами. Было много случаев, когда четники убивали евреев или выдавали их немцам».}
  37. ^ «Евреи бывшей Югославии после Холокоста» . Еврейская виртуальная библиотека.
  38. ^ Макдональд, Дэвид Брюс (2002). Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии . Издательство Манчестерского университета. стр. 74, 174. ISBN.  978-0-7190-6467-8 . Проверено 16 января 2020 г. .
  39. ^ Байфорд, Йован (2008). Отрицание и подавление антисемитизма: посткоммунистическая память о сербском епископе Николае Велимирове? . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 118, 137. ISBN.  978-963-9776-15-9 . Проверено 16 января 2020 г. .
  40. ^ «Страновые отчеты о практике прав человека, Сербия» . 2006.
  41. ^ «Антисемитские плакаты в центре Белграда» . B92/Танджуг. 30 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 г.
  42. Отчет о международной религиозной свободе за 2005 г., Сербия и Черногория (включая Косово) (опубликовано Государственным департаментом США)
  43. ^ «Этноконфессиональная и языковая мозаика Сербии» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2014.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Сербия 2011 года: религия, родной язык и этническая принадлежность» (PDF) . Статистическое управление Республики Сербия. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2014 года.
  45. ^ Статистическое управление Республики Сербия, Результаты переписи 2002 г., стр. 12. Архивировано 24 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  46. ^ Вукица Стругар (3 июня 2012 г.). «Сека Саблич: Когда я вырасту, я буду богатым» (на сербском языке). Вечерние новости.
  • « Евреи Югославии 1941–1945 годов, жертвы геноцида и борцы за свободу », автор Яша Романо, из английского краткого изложения в книге « Евреи Югославия 1941–1945». Жертвы геноцида и участники Национально-освободительной войны , Белград: Федерация еврейских общин Югославии, 1980; стр. 573–590.
  • Хоар, Марко (nd). «Четники и евреи» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 августа 2011 года. Отрывок из книги «Геноцид и сопротивление в гитлеровской Боснии: партизаны и четники, 1941–1943» , Oxford University Press, Оксфорд, 2006 (стр. 156–162).

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24b88ab35f37cd34ea5e1d824f2e8e5d__1714717560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/5d/24b88ab35f37cd34ea5e1d824f2e8e5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)