Jump to content

История евреев в Латинской Америке и Карибском бассейне

История евреев в Латинской Америке началась с конверсос , которые присоединились к испанским и португальским экспедициям на континенты. Указ Альгамбры 1492 года привел к массовому обращению испанских евреев в католицизм и изгнанию тех, кто отказался это сделать. Однако подавляющее большинство конверсос так и не добралось до Нового Света и осталось в Испании, медленно ассимилируясь с доминирующей католической культурой. Это произошло из-за требования Испанских законов о крови предоставить письменные документы о древнехристианском происхождении для поездки в Новый Свет.Однако первые евреи прибыли вместе с первой экспедицией Христофора Колумба , в которую входили Родриго де Триана и Луис Де Торрес . [1]

Однако на протяжении XV и XVI веков ряд семей конверсо мигрировали в Нидерланды, Францию ​​и, в конечном итоге, в Италию, откуда они присоединились к другим экспедициям в Америку. Другие мигрировали в Англию или Францию ​​и сопровождали своих колонистов в качестве торговцев и купцов. К концу 16 века полностью функционирующие еврейские общины были основаны в португальской колонии Бразилии, голландском Суринаме и Кюрасао ; Испанский Санто-Доминго и английские колонии Ямайка и Барбадос . Кроме того, существовали неорганизованные общины евреев на испанских и португальских территориях, где инквизиция действовала , включая Колумбию , Кубу , Пуэрто-Рико , Мексику и Перу . Многие в таких сообществах были криптоевреями , которые обычно скрывали свою личность от властей.

К середине 17 века крупнейшие еврейские общины Западного полушария располагались в Суринаме и Бразилии. Несколько еврейских общин в странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки процветали, особенно в тех районах, которые находились под контролем Голландии и Англии и были более терпимы. Еще больше иммигрантов приехали в этот регион в рамках массовой эмиграции евреев из Восточной Европы в конце 19 века. Во время и после Второй мировой войны многие евреи-ашкенази эмигрировали в Южную Америку в поисках убежища. В 21 веке в Латинской Америке проживает менее 300 000 евреев. Они сконцентрированы в Аргентине , Бразилии , Чили , Кубе , Мексике и Уругвае . В Латинской Америке находится много важных еврейских памятников, наиболее примечательным из которых является храм Бет Шалом в Гаване .

Аргентина [ править ]

Храм-синагога Либертад в Буэнос-Айресе .

Евреи, бежавшие от инквизиции, поселились в Аргентине, где вступили в брак с местными женщинами. Португальских торговцев и контрабандистов в Виррейнато-дель-Рио-де-ла-Плата многие считали криптоевреями , но после обретения Аргентиной независимости никакой общины не возникло . После 1810 года (примерно в середине девятнадцатого века) больше евреев, особенно из Франции в Аргентине стало селиться . К концу века в Аргентину, как и в Америку, прибыло множество еврейских иммигрантов из Восточной Европы (в основном из России и Польши ), спасавшихся от царских преследований . По прибытии их обычно называли «русскими» в зависимости от региона их происхождения.

Еврейские отдельные лица и семьи эмигрировали из Европы в Аргентину до и после Второй мировой войны , пытаясь избежать Холокоста , а затем и послевоенного антисемитизма . Сейчас в Аргентине проживает от 250 000 до 300 000 евреев, подавляющее большинство из которых проживает в городах Буэнос-Айрес , Росарио , Кордова , Мендоса , Ла-Плата и Сан-Мигель-де-Тукуман . Аргентина имеет третью по величине еврейскую общину в Америке после США и Канады и шестую по величине в мире. Согласно недавним опросам, более миллиона аргентинцев имеют по крайней мере одного дедушку и бабушку еврейской национальности. [2] Еврейская община Аргентины по закону получает семь праздников в год , включая оба дня Рош ха-Шана , Йом Кипур , а также первые и последние два дня Песаха , согласно закону 26 089.

Боливия [ править ]

Еврейское присутствие в Боливии началось в начале испанского колониального периода . Санта-Крус-де-ла-Сьерра , [3] была основана в 1557 году Суфло де Чавесом , которого сопровождала небольшая группа пионеров, в том числе несколько криптоевреев из Аскусьона и Буэнос-Айреса . Город стал известен как убежище для евреев во время инквизиции в регионе . [2]

Вторая волна Конверсо пришла в Санта-Крус-де-ла-Сьерра после 1570 года, когда в Лиме начала действовать испанская инквизиция. Предполагаемые марраны (то есть новые христиане , которых другие справедливо или ошибочно подозревали в криптоиудаизме) поселились в Потоси , Ла-Пасе и Ла-Плате. После того, как они добились экономического успеха в горнодобывающей промышленности и торговле, они столкнулись с подозрениями и преследованиями со стороны инквизиции и местных властей. Большинство этих семей маррано переехали в Санта-Крус-де-ла-Сьерра, поскольку это было изолированное городское поселение, где инквизиция не беспокоила конверсос . [4] Большинство поселенцев-конверсо были мужчинами, и многие из них вступили в брак с женщинами из числа коренного населения или метисами смешанной расы или метисов , основав семьи . Конверсо также поселились в соседних городах Вальегранде , Пострервалле, Портачуэло, Теревинто, Пукара, Котока и других. [5]

Многие из старейших семей Санта-Крус имеют частичное еврейское наследие; Некоторые следы еврейской культуры все еще можно найти в семейных традициях, а также в местных обычаях. Например, в некоторых семьях есть семейные реликвии семисвечников или обычай зажигать свечи в пятницу на закате. Все типичные местные блюда могут быть приготовлены с соблюдением кошерных правил (ни в одном из них не смешиваются молоко и мясо, подается свинина, но никогда не смешивается с другими продуктами). [4] Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения и новизны этих практик. Спустя почти пять столетий некоторые потомки этих семей заявляют о своем еврейском происхождении, но исповедуют католицизм (в некоторых случаях с некоторым еврейским синкретизмом ).

С момента обретения независимости в 1825 году до конца 19 века некоторые еврейские купцы и торговцы (как сефарды , так и ашкенази ) иммигрировали в Боливию. Большинство взяли в жены местных женщин, основав семьи, которые в конечном итоге слились с основным католическим обществом. Такое часто случалось в восточных регионах Санта-Крус, Тариха, Бени и Пандо, куда эти купцы приезжали из Бразилии или Аргентины.

В 20 веке в Боливии началось значительное еврейское поселение. В 1905 году группа русских евреев, а затем и аргентинцы , поселилась в Боливии. По оценкам, в 1917 году в стране проживало от 20 до 25 евреев, исповедовавших свою идеологию. К 1933 году, когда началась эпоха нацизма , в Германии насчитывалось 30 еврейских семей. Первая крупная еврейская иммиграция произошла в 1930-е годы; в конце 1942 года население выросло примерно до 8000 человек. В 1940-е годы 2200 евреев эмигрировали из Боливии в другие страны. Но те, кто остался, создали общины в Ла-Пасе , Кочабамбе , Оруро , Санта-Крус, Сукре , Тарихе и Потоси . После Второй мировой войны небольшое количество польских евреев иммигрировало в Боливию.

К 2006 году в Боливии осталось около 700 евреев. есть Синагоги в городах Санта-Крус-де-ла-Сьерра, Ла-Пас и Кочабамба. Большинство боливийских евреев живут в Санта-Крус-де-ла-Сьерра. [6]

Бразилия [ править ]

Самая старая синагога в Америке, Синагога Кахал Цур Исраэль , расположена в Ресифи .
Синагога Бет Эль в Сан-Паулу .

Евреи рано поселились в Бразилии , особенно в районах голландского правления. В 1636 году они основали синагогу в Ресифи , которая считается первой синагогой в Америке. Большинство этих евреев были conversos, которые бежали из Испании и Португалии в религиозную свободу Нидерландов , когда в Португалии в 1536 году началась инквизиция . В 1656 году, после завоевания Бразилии португальцами , евреи уехали на Карибские острова и в Новый Амстердам под властью Нидерландов. ; последний был захвачен англичанами в 1664 году и был переименован в Нью-Йорк .

После обретения независимости в 19 веке Бразилия привлекла больше евреев среди своих иммигрантов, а давление в Европе убедило еще больше евреев уехать. Еврейская иммиграция росла на протяжении 19 и начала 20 веков, во время массовой эмиграции из Российской империи (включая Польшу и Украину ). Еврейская иммиграция в Бразилию была довольно низкой в ​​период с 1881 по 1900 год, хотя это был пик другой международной иммиграции в Бразилию; многие направлялись в более промышленно развитые страны. Между 1921 и 1942 годами иммиграция во всем мире в Бразилию упала на 21%, но еврейская иммиграция в Бразилию увеличилась на 57 000 человек. Это было ответом на антииммиграционное законодательство и иммиграционные квоты, принятые Соединенными Штатами, Аргентиной, Канадой и Южной Африкой, которые сохранялись даже после того, как кризис евреев в Третьем рейхе стал очевидным. Правительство Бразилии, как правило, не обеспечивает соблюдение собственного иммиграционного законодательства. Наконец, евреи в Бразилии создали мощные структуры поддержки и экономические возможности, которые привлекли иммигрантов из Восточной Европы и Польши. [7]

, в Бразилии находится девятая по величине еврейская община в мире : к 2010 году ее численность составляла около 107 329 человек. По данным IBGE переписи [8] По оценкам Еврейской конфедерации Бразилии (CONIB), в Бразилии проживает более 120 000 евреев. [9] Бразильские евреи играют активную роль в политике, спорте, науке, торговле и промышленности и хорошо интегрированы во все сферы бразильской жизни. Большинство бразильских евреев проживают в штате , Сан-Паулу но есть также значительные общины в Рио-де-Жанейро , Риу-Гранди-ду-Сул , Минас-Жерайс и Парана .

Чили [ править ]

Большая синагога Сантьяго, Чили .

Несмотря на относительно небольшую общину, составляющую не более 1% религиозных меньшинств страны, евреи в Чили достигли видных позиций в обществе. Они играли ключевую роль как до, так и после обретения страной независимости в 1810 году. Большинство чилийских евреев сегодня проживают в Сантьяго и Вальпараисо , но на севере и юге страны существуют значительные общины.

Марио Кройцбергер , также известный как «Дон Франциско» и ведущий « Сабадо Гиганте », самого продолжительного телешоу в мире, является чилийским евреем немецкого происхождения. Среди других чилийских евреев, добившихся признания в искусстве и культуре, — Алехандро Ходоровски , ныне обосновавшийся во Франции и наиболее известный во всем мире своими литературными и кинематографическими работами. Среди других - Ниссим Шарим (актер), Шломит Байтельман (актриса) и Анита Клески (актриса). Володя Тейтельбойм , поэт и бывший лидер Коммунистической партии Чили , является одним из многих евреев, занимавших важные политические посты в стране.

Томас Хирш — лидер радикальной коалиции «Зеленые-коммунисты» и бывший кандидат в президенты в 2005 году. Государственные министры Карен Понячик (министр горнодобывающей промышленности) и Клариса Харди (министр социальных дел) также являются еврейками. В области спорта теннисист Николас Массу (золотой медалист Афин 2004 года и бывший входивший в десятку лучших в рейтинге ATP ) имеет еврейское происхождение.

Многие из наиболее важных компаний страны, особенно в сфере розничной торговли и коммерческой деятельности, были созданы евреями. Примерами являются Calderon, Gendelman, Hites и Pollak (коммерческие розничные торговцы) и Rosen (производство матрасов и кроватей).

Колумбия [ править ]

« Новые христиане » бежали с Пиренейского полуострова, чтобы избежать преследований и искать религиозной свободы в 16 и 17 веках. Предполагается, что некоторые из них достигли северных районов Колумбии , которая в то время была известна как Новая Гранада . Большинство, если не все, эти люди ассимилировались в колумбийском обществе. Некоторые продолжают практиковать следы сефардских еврейских ритуалов как семейные традиции.

В 18 веке практикующие испанские и португальские евреи прибыли с Ямайки и Кюрасао , где они процветали под властью Англии и Голландии. Эти евреи начали открыто исповедовать свою религию в Колумбии в конце 18 века, хотя официально это было незаконно, учитывая существующую католическую церковь. После обретения независимости иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище .

Многие евреи, приехавшие в 18-19 веках, заняли видные позиции в колумбийском обществе. Некоторые женились на местных женщинах и чувствовали, что им необходимо отказаться от своей еврейской идентичности или принизить ее. В их число входили писатель Хорхе Айзекс английского еврейского происхождения, промышленник Джеймс Мартин Эдер (который принял более христианское имя Сантьяго Эдер, когда перевел свое имя на испанский), родившийся в латвийской еврейской общине, а также Де Лима, Салазар, Эспиноза. Ариас, Рамирес, Перес и Лобо Семьи карибских сефардов . По совпадению, эти люди и их семьи поселились в регионе долины Каука в Колумбии. Они продолжают оставаться влиятельными членами общества в таких городах, как Кали . На протяжении поколений большинство их потомков воспитывались как светские христиане.

В начале 20-го века многочисленные еврейские иммигранты-сефарды прибыли из Греции , Турции , Северной Африки и Сирии . начали прибывать еврейские иммигранты Вскоре после этого из Восточной Европы . Волна иммигрантов пришла после подъема нацизма в 1933 году и введения антисемитских законов и практик, в том числе более 7000 немецких евреев. С 1939 года и до конца Второй мировой войны иммиграция была остановлена ​​из-за антииммигрантских настроений в стране и ограничений на иммиграцию из Германии. [10]

Колумбия попросила немцев, которые были в черном списке США, покинуть страну и разрешила еврейским беженцам в стране незаконно оставаться. [11] Еврейское население резко возросло в 1950-х и 1960-х годах, и такие учреждения, как синагоги , школы и общественные клубы, были созданы во всех крупнейших городах страны.

Меняющаяся экономика и волна похищений людей в последнее десятилетие 20-го века вынудили многих членов еврейской общины Колумбии эмигрировать. Большинство из них поселились в Майами и других частях США. Успехи в национальной демократической политике безопасности побудили граждан вернуться; оно резко снизило уровень насилия в сельской местности и уровень преступности в городах, а также стимулировало экономику. Ситуация в Колумбии улучшилась настолько, что многие венесуэльские евреи теперь ищут убежища в Колумбии.

В начале 21 века большинство евреев Колумбии сконцентрировано в Боготе , насчитывающей около 20 000 членов, и Барранкилье , насчитывающей около 7 000 членов. Большие общины находятся в Кали и Медельине , но практикующих евреев очень мало. Меньшие общины находятся в Картахене и на острове Сан-Андрес . По всей стране действуют 14 официальных синагог. В Боготе евреи управляют своими религиозными и культурными учреждениями. Конфедерация еврейских ассоциаций Колумбии , расположенная в Боготе, является центральной организацией, которая координирует евреев и еврейские учреждения в Колумбии.

В новом тысячелетии, после многих лет обучения, группа колумбийцев еврейского происхождения официально обратилась в иудаизм, чтобы быть принятыми в качестве евреев согласно Галахе . [12]

Коста edit-Рика

Первыми евреями в Коста-Рике, вероятно, были конверсос , прибывшие в 16-17 веках с испанскими экспедициями. В 19 веке за ними последовали сефардские купцы из Кюрасао , Ямайки , Панамы и стран Карибского бассейна. Они жили в основном в Центральной долине , женились на местных женщинах и вскоре ассимилировались с обществом страны в целом. Большинство в конечном итоге вообще отказались от иудаизма.

Третья волна еврейских иммигрантов пришла перед Первой мировой войной и особенно в 1930-е годы, когда евреи-ашкенази бежали из Европы, которой угрожала нацистская Германия . Большинство этих иммигрантов прибыли из польского города Желехув . Термин «полакос» , который первоначально был оскорблением в отношении этих иммигрантов, на разговорном коста-риканском испанском языке стал означать коммивояжера.

Первая синагога страны — православная Шаарей Сион — была построена в 1933 году в столице Сан-Хосе (расположена вдоль 3-й авеню и 6-й улицы). Наряду с волной национализма в 1940-х годах в Коста-Рике наблюдался некоторый антисемитизм, но в целом проблем было мало.

С конца 20-го века наблюдается четвертая волна еврейской иммиграции, состоящая из американских и израильских экспатриантов, которые выходят на пенсию или занимаются бизнесом в стране. По оценкам, еврейская община насчитывает от 2500 до 3000 человек, большинство из которых проживают в столице. [13]

Пригород Сан-Хосе, Рормозер, имеет сильное еврейское влияние благодаря своим жителям. Здесь расположена пара синагог, а также кошерный гастроном и ресторан. В торговом центре Plaza Rohrmoser был единственный кошерный Burger King в стране . Centro Israelita Sionista (израильский сионистский центр) — это большой православный комплекс, в котором расположены синагога, библиотека и музей. В 2015 году в общеобразовательной школе Хаима Вейцмана в Сан-Хосе обучалось более 300 учеников детского сада, начальных и средних классов, обучавшихся на испанском и иврите. [14]

Куба [ править ]

Евреи жили на острове Куба на протяжении веков. Некоторые кубинцы ведут еврейское происхождение от криптоевреев, называемых марранами , которые бежали от испанской инквизиции . Ранние колонисты обычно женились на местных женщинах, и лишь немногие из их потомков, после столетий проживания, сегодня исповедуют иудаизм. В первой половине 20-го века на Кубу была значительная еврейская иммиграция, как отмечалось в других странах Латинской Америки. За это время был построен храм Бет Шалом в Гаване, который стал самой известной еврейской синагогой Латинской Америки. В 1959 году на Кубе проживало 15 000 евреев, но после кубинской революции многие еврейские бизнесмены и специалисты покинули Кубу и перебрались в Соединенные Штаты , опасаясь классовых преследований со стороны коммунистов.

В начале 1990-х годов была начата операция «Сигара» , и за пять лет более 400 кубинских евреев тайно иммигрировали в Израиль. [15] [16] В феврале 2007 года The New York Times подсчитала, что на Кубе проживает около 1500 евреев, большинство из них (около 1000) — в Гаване. [17] Храм Бет Шалом в настоящее время является одним из самых популярных мест на Кубе и постоянно входит в число самых святых еврейских мест в мире.

Кюрасао [ править ]

На Кюрасао находится самая старая действующая еврейская община в Америке, основанная в 1651 году, и самая старая синагога Америки, которая постоянно используется с момента ее завершения в 1732 году на месте предыдущей синагоги . Еврейская община Кюрасао также сыграла ключевую роль в поддержке первых еврейских общин в Соединенных Штатах в 18 и 19 веках, в том числе в Нью-Йорке и Ньюпорте, штат Род-Айленд , где синагога Туро была построена . Рост еврейских общин Латинской Америки, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, стал результатом притока евреев Кюрасао. В 1856 и 1902 годах евреи Коро (Венесуэла) подвергались грабежам, жестокому обращению и изгнанию искать убежища на их родном Кюрасао.

Доминиканская Республика [ править ]

Купцы-конверсо сефардского происхождения прибыли на юг Эспаньолы в 15, 16 и 17 веках, спасаясь от испанской инквизиции. На протяжении веков многие евреи и их потомки ассимилировались с населением в целом, а некоторые обратились в католическую религию, хотя многие евреи страны до сих пор сохраняют элементы сефардской культуры своих предков. Позже, в 18 и 19 веках, многие сефардские семьи с Кюрасао эмигрировали в Доминиканскую Республику. [18] [19] [20] [21] [22]

Сосуа , между тем, небольшой городок недалеко от Пуэрто-Платы, был основан евреями, бежавшими от растущего нацистского режима в 1930-х годах. [ нужна ссылка ] Рафаэль Трухильо , диктатор страны, приветствовал на своем острове многих еврейских беженцев главным образом из-за их навыков, а не из-за религиозных преследований. В современном Сосуа до сих пор есть синагога и музей еврейской истории. Потомков этих евреев до сих пор можно найти во многих других деревнях и городах на севере острова недалеко от Сосуа. [ нужна ссылка ]

Эквадор [ править ]

В течение некоторого времени, до 20-го века, многие евреи в Эквадоре имели сефардское происхождение , а некоторые продолжали использовать иудео-испанский (ладино) язык. Однако сегодня большинство евреев Эквадора имеют ашкеназское происхождение. [23] [24] Некоторые предполагают, что эти группы были среди европейских поселенцев Эквадора.

Многие евреи приехали из Германии в 1939 году на корабле под названием «Кенигштайн». В 1933–43 годах здесь проживало 2700 еврейских иммигрантов. В 1939 году еврейское население, в основном немецкие и польские евреи , было изгнано указом итальянского правительства Альберто Энрикеса Галло . Антисемитизм распространился среди населения, но был остановлен вмешательством американского посольства. В 1945 году численность населения составляла 3000 человек. Около 85% из них были европейскими беженцами.

Рост еврейской иммиграции в Эквадор произошел, когда начался Холокост . В 1950 году в Эквадоре проживало около 4000 человек. Большинство активных еврейских общин Эквадора имеют немецкое происхождение. Большинство эквадорских евреев проживают в Кито и Гуаякиле . В Кито есть еврейская школа. В Гуаякиле существует еврейская община под эгидой Лос Каминос де Исраэль. [25] называется Конгрегацией Нахле Эмуна. Сейчас в 2017 году в Эквадоре зарегистрировано всего 290 евреев. «Среди еврейских иммигрантов, приехавших в Эквадор, были также профессионалы, интеллектуалы и художники, некоторые из которых были профессорами и писателями. Другие Альберто Капуа, Джорджио Оттоленги, Альдо Мугла, Франсиско Брет, Ганс Герман, Леопольд Леви, Пауль Энгель, Марко Тюркель, Генри Фенте, Бенно Вайзер, Отто Гласс, Эгон Феллиг и Карл Кон ценили и распространяли эквадорское народное искусство, Констанца Капуа занималась археологическим, антропологическим и колониальным искусством.

Сефардскими корнями были Леонидас Гилчес и его младший брат Анхель Теодор Гилчес, которые помогли многим иммигрантам, таким как Чарльз Либман, которые добрались до столицы со своей библиотекой, которая стала самой важной в столице. Симон Гольдберг, имевший в Берлине библиотеку старинных книг Гете, способствовал распространению чтения. Вера Кон была психологом и учителем, задачи, которые в середине века не интересовали эквадорских женщин, которые жили в своих отданных домах, лишенных интеллектуального любопытства и заботившихся только о общественной жизни. Они не интересовались политикой, за исключением Пауля Бетера, принадлежавшего ко второму поколению евреев, который стал министром экономики и президентом Центрального банка.

Сальвадор [ править ]

Уроженец Эльзаса Бернардо Хаас, приехавший в Сальвадор в 1868 году, считался первым еврейским иммигрантом в стране. Другой еврей, Леон Либес, был зарегистрирован как первый немецкий еврей в 1888 году. Сефардские семьи также прибыли из таких стран, как Турция, Египет , Тунис , Испания и Франция. Де Сола помог основать первую синагогу и стал бесценным членом еврейской общины. В 1936 году Вторая мировая война заставила еврейскую общину помочь своим предкам бежать из Европы. У некоторых были родственники в Сальвадоре. Но некоторые были вынуждены уехать в такие страны, как Бразилия, Эквадор , Гватемала и Панама . 30 июля 1939 года президент Мартинес запретил въезд пятидесяти еврейским беженцам, направлявшимся в Сальвадор на немецком корабле « Портленд» . 11 сентября 1948 года община открыла и продолжает поддерживать школу «Colegio Estado de Israel». Согласно последней переписи населения, в настоящее время в Сальвадоре проживает около 100 евреев, в основном в столице Сан-Сальвадора. Большинство из них имеют сефардские корни. В сельской местности Сальвадора есть небольшой городок под названием Армения, где люди исповедуют ортодоксальный сефардский иудаизм со времен инквизиции. [26]

Французская Гвиана [ править ]

Сюда перенаправляется история евреев во Французской Гвиане .

Евреи прибыли во Французскую Гвиану через голландскую Вест-Индскую компанию. Позже, 12 сентября 1659 года, евреи прибыли из голландских колоний в Бразилию. Компания назначила Дэвида Насси, бразильского беженца, покровителем эксклюзивного еврейского поселения на западной стороне острова Кайенна , в районе под названием Ремир или Ирмир. С 1658 по 1659 год Пауло Джакомо Пинто начал переговоры с голландскими властями в Амстердаме о разрешении группе евреев из Ливорно, Италия , поселиться в Америке. 20 июля 1600 года более 150 евреев-сефардов покинули Ливорно (Ливорно) и поселились в Кайенне. Французы согласились на эти условия - исключительная политика, не распространенная среди французских колоний. Тем не менее почти две трети населения уехали в голландскую колонию Суринам .

На протяжении десятилетий евреи Ливорно из Кайенны иммигрировали в Суринам. В 1667 году оставшаяся еврейская община была захвачена оккупационными британскими войсками и перевезла население либо в Суринам, либо на Барбадос для работы на производстве сахарного тростника . С конца 17 века во Французской Гвиане проживало немного евреев. В 1992 году 20 еврейских семей из Суринама и Северной Африки попытались восстановить общину в Кайенне. В стране существует организация Хабад, которая поддерживает еврейскую жизнь внутри общины. Сегодня 800 евреев живут во Французской Гвиане, преимущественно в Кайенне.

Гватемала [ править ]

История евреев в Гватемале перенаправляется сюда.

Евреи в Гватемале — это в основном потомки иммигрантов из Германии, Восточной Европы и Ближнего Востока, прибывших во второй половине XIX — первой половине XX века.

Первые еврейские семьи прибыли из города Кемпен, Позен, Пруссия (сегодня Кепно , Польша), обосновавшись в городах Гватемала и Кесальтенанго . Иммигранты с Ближнего Востока (в основном из Турции) иммигрировали в течение первых трех десятилетий 20 века. Многие иммигрировали во время Второй мировой войны. Сегодня в Гватемале проживает около 900 евреев. Большинство из них живут в Гватемале-Сити . Сегодня еврейская община Гватемалы состоит из ортодоксальных евреев, сефардов, восточноевропейских и немецких евреев.

начали селиться многочисленные члены общин Лев Тахор и Тойрас Джесед В 2014 году в деревне Сан-Хуан-ла-Лагуна , исповедующие особо строгую форму ортодоксального иудаизма . Основные еврейские общины были обеспокоены репутацией этой группы, которая покинула США и Канаду из-за обвинений в жестоком обращении с детьми, браках с несовершеннолетними и пренебрежении детьми. Несмотря на тропическую жару, члены общины продолжали носить длинные черные плащи для мужчин и полную черную чадру для женщин. [27] [28] [29]

Гаити [ править ]

Когда Христофор Колумб прибыл в Санто-Доминго , как он его назвал, среди его команды был переводчик Луис де Торрес , который был евреем. Луис был одним из первых евреев, поселившихся на Санто-Доминго в 1492 году. Когда в 1633 году западная часть острова была захвачена Францией, многие голландские евреи-сефарды прибыли с Кюрасао , прибыв в 1634 году после того, как там захватили португальцы. Другие иммигрировали из английских колоний, таких как Ямайка, внося свой вклад в торговлю. все религии, кроме католицизма В 1683 году Людовик XIV запретил во французских колониях , и приказал изгнать евреев, но соблюдение этого закона было незначительным. [30] Сефардские евреи остались в Сен-Доминго в качестве ведущих чиновников французских торговых компаний. После того, как Французская революция установила свободу вероисповедания в 1791 году, дополнительные еврейские купцы вернулись в Сен-Доминго и поселились в нескольких городах. [31] Некоторые, вероятно, женились на свободных цветных женщинах , создавая семьи. В 21 веке археологи обнаружили синагогу криптоевреев в Жереми в юго-западной части острова. В Кап-Аитьене , Кайе и Жакмеле было обнаружено несколько еврейских надгробий.

В конце восемнадцатого века, во время Французской революции, свободные цветные люди настаивали на расширении прав в Сен-Доминго, и восстание рабов под руководством Туссена Л'Увертюра в 1791 году на севере острова вспыхнуло . Рабы считали евреев частью группы белых угнетателей. [ нужна ссылка ] За годы войны многие представители еврейской общины оказались среди убитых белых; некоторые евреи были изгнаны, когда рабы и свободные чернокожие пришли к власти и ввели ограничения для иностранных бизнесменов. [ нужна ссылка ] Гаити обрела независимость в 1804 году, но какое-то время не признавалась другими странами и переживала экономические трудности, основанные на крестьянской культуре, производящей кофе как товарную культуру. Иностранцам запрещалось владеть землей и действовали другие ограничения. Плантаторы и другие белые были убиты в 1805 году, а евреи были среди белых и цветных людей, бежавших в Соединенные Штаты, многие из которых поселились в Новом Орлеане или Чарльстоне . [32]

Раса, определенная в годы рабства, и национальность стали на Гаити в 19 веке более важными, чем религия, и евреи считались белыми и гражданами своих групп. [32] Позже в том же веке польские евреи иммигрировали на Гаити из-за гражданской войны в Польше и поселились в Казале , в северо-западном регионе страны. Большинство евреев поселились в портовых городах, где работали торговцами и купцами. В 1881 году толпа в Порт-о-Пренсе напала на группу евреев, но была отброшена ополченцами. [33]

К концу XIX века небольшое количество еврейских семей Мизрахи иммигрировало на Гаити из Ливана , Сирии и Египта ; Одновременно прибыло большее количество левантийских христианских торговцев. Немецкие евреи прибыли вместе с другими немецкими бизнесменами; они были высококультурными и считались частью немецкого сообщества. [34] В 1915 году на Гаити проживало 200 евреев. За 20 лет американской оккупации многие евреи эмигрировали в США. У США и Гаити были общие интересы в сокращении числа и влияния иностранных бизнесменов. [35] В 1937 году правительство выдало паспорта и визы евреям Германии и Восточной Европы, чтобы помочь им избежать нацистских преследований . Они сохранили контроль над любой натурализацией иностранцев, ограничив ее. За это время на острове проживало 300 евреев. Большинство евреев оставались там до конца 1950-х годов, а затем переехали в Соединенные Штаты или Израиль.

По состоянию на 2010 год число известных евреев на Гаити оценивается в 25 человек, проживающих в относительно богатом пригороде Петион-Виль , недалеко от Порт-о-Пренса . [36]

Гаити и Израиль поддерживают полные дипломатические отношения, но ближайший постоянный дипломат Израиля в регионе базируется в соседней Доминиканской Республике. [ нужна ссылка ]

Гондурас [ править ]

В течение 20-го века-1980-х годов в Гондурас приезжали еврейские иммигранты , в основном из России, Польши, Германии, Венгрии и Румынии . Были также иммигранты из Греции, имеющие сефардское происхождение, а также Турции и Северной Африки, имеющие происхождение мизрахи . На протяжении 1970-х и 1980-х годов здесь было абсорбировано огромное количество еврейских иммигрантов из Израиля. За последние два десятилетия в Гондурасе произошло возрождение еврейской жизни. Сообщества в Тегусигальпе и Сан-Педро-Суле стали более активными. В 1998 году ураган «Митч» разрушил синагогу, которая была частью еврейского общинного центра в Гондурасе. Но еврейская община внесла деньги на восстановление храма. Большинство гондурасских евреев живут в Тегусигальпе.

Ямайка [ править ]

История евреев на Ямайке преимущественно восходит к 1490-м годам, когда многие евреи из Португалии и Испании бежали от преследований Святой инквизиции . [37] Когда в 1655 году англичане захватили у Испании колонию Ямайка , евреи, жившие как конверсос, начали открыто исповедовать иудаизм. [38] синагога Кахал Кадош Неве Цедек . В 1719 году в Порт-Рояле была построена [37] К 1720 году 18 процентов населения столицы Кингстона составляли евреи. [38] По большей части евреи соблюдали православные ритуалы и обычаи. [38]

Недавнее исследование показало, что почти 424 000 ямайцев являются потомками еврейских ( сефардских ) иммигрантов, прибывших на Ямайку из Португалии и Испании с 1494 года по настоящее время, либо по рождению, либо по происхождению. Еврейские документы, надгробия, написанные на иврите , и недавние тесты ДНК доказали это. Хотя многие из них не практикуют, зарегистрировано, что более 20 000 ямайцев религиозно идентифицируют себя как евреи. [ нужна ссылка ]

Распространенные еврейские фамилии на Ямайке — Абрахамс, Александр, Айзекс, Леви , Мариш, Линдо , Лион, Сангстер, Майерс, Да Силва, Де Соуза, Де Коэн , Де Леон, ДеМеркадо, Барретт, Бэбб, Магнус, Коднер, Пиментел, ДеКоста, Энрикес и Родрикес. [ нужна ссылка ]

В 2006 году открылся Центр еврейского наследия Ямайки в честь 350-летия евреев, проживающих на Ямайке. [ нужна ссылка ]

Мексика [ править ]

Синагога Маген Давид в Поланко, Мехико

Новые христиане прибыли в Мексику еще в 1521 году. Из-за сильного присутствия католической церкви в Мексике после испанского завоевания Мексики туда мигрировало немного конверсос и еще меньше евреев.

Затем, в конце 19-го века, ряд немецких евреев поселились в Мексике в результате приглашения Максимилиана I из Мексики , за которым последовала огромная волна евреев-ашкенази, спасавшихся от погромов в России и Восточной Европе. Вторая крупная волна иммиграции произошла после распада Османской империи многих сефардских евреев из Турции, Марокко , что привело к бегству и некоторых частей Франции. Наконец, волна иммигрантов бежала от растущих нацистских преследований в Европе во время Второй мировой войны. По переписи 2010 года их насчитывается 67 476 человек. [39] Евреи в Мексике, что делает их третьей по величине еврейской общиной в Латинской Америке.

Базируясь в Канкуне, они охватили весь Кинтана-Роо и мексиканские Карибы, включая Плайя-дель-Кармен, Косумель, Исла-Мухерес и Мериду.

В 2010 году они открыли филиал Хабада в Плайя-дель-Кармен, чтобы расширить свою деятельность. Раввину Менделю Гольдбергу вместе со своей женой Хаей и двумя дочерьми было поручено руководить там деятельностью и открыть новый центр.

В штате Нижняя Калифорния также проживало евреи в течение последних нескольких сотен лет. Ла-Пас, Мексика, был домом для многих еврейских торговцев, которые приходили в порт и занимались бизнесом. Многие местные жители Ла-Паса происходят из известных семей Школьников, Тушманов и Хабиффов, хотя большинство из них ассимилировались с мексиканской жизнью. В последние годы туристическая индустрия оживилась в Южной Нижней Калифорнии, где многие американские пенсионеры покупали недвижимость вокруг Нижней Нижней Калифорнии и жили в ней. В 2009 году, благодаря созданию низовой еврейской общины и с помощью бизнесмена из Тихуаны Хосе Галикота, Хабад направил раввина Бенни Гершковича и его семью руководить деятельностью Еврейского центра Кабо, расположенного в Лос-Кабосе, Мексика, но предоставляющего еврейским услуги и помощь евреям, разбросанным по всему региону Нижняя Южная, включая Ла-Пас, Тодос-Сантос и Восточный Кейп.

Nicaragua[editНикарагуа

В 20 веке еврейская община Никарагуа состояла в основном из иммигрантов из Восточной Европы, прибывших в Никарагуа после 1929 года. [40] Евреи в Никарагуа представляли собой относительно небольшую общину, большинство из которых проживало в Манагуа . Евреи внесли значительный вклад в экономическое развитие Никарагуа, посвятив себя сельскому хозяйству, производству и розничной торговле. [41] Было подсчитано, что наибольшее количество евреев в Никарагуа достигло пика в 250 человек в 1972 году. [40] Около 60 евреев покинули страну после землетрясения 1972 года , опустошившего Манагуа и уничтожившего многие еврейские предприятия, а другие бежали во время насилия и беспорядков Сандинистской революции 1978-1979 годов . Когда в 1979 году был свергнут никарагуанский диктатор Анастасио Сомоса , почти все оставшиеся никарагуанские евреи покинули страну, обеспокоенные своим будущим при новом социалистическом правительстве.

Начиная с 1983 года администрация Рейгана в США предприняла согласованные усилия по увеличению внутренней поддержки финансирования контрас , убеждая американских евреев в том, что сандинистское правительство является антисемитским. [42] [43] По словам лидера Контрас Эдгара Чаморро , офицеры ЦРУ рассказали ему об этом плане на встрече в 1983 году, оправдывая его антисемитским аргументом, что евреи контролируют средства массовой информации и их победа будет ключом к успеху в связях с общественностью. [42] Антидиффамационная лига поддержала обвинения администрации Рейгана в сандинистском антисемитизме, активно работая с евреями Никарагуа над возвращением синагоги, которая была взорвана зажигательной бомбой сандинистскими боевиками в 1978 году и захвачена сандинистским правительством в 1979 году. [44] [45] [46] [47] Однако различные левые организации, выступавшие против политики администрации Рейгана в Латинской Америке, в том числе прогрессивная « Новая еврейская программа» , левая неправительственная организация « Совет по делам полушария» , а также Американский еврейский комитет , все обнаружили, что не было никаких доказательств поддержать обвинения США в правительственном антисемитизме. [48] [43] [49] Энтони Куэйнтон , посол США в Никарагуа , также не сообщил об отсутствии доказательств правительственного антисемитизма после расследования, проведенного сотрудниками посольства. [50] [51] [52] Десятки никарагуанских евреев, бежавших из страны, поддержали обвинения администрации Рейгана в антисемитизме, сославшись на несколько случаев запугивания, преследования и произвольных арестов. [53] [54] [46] но двое евреев, оставшихся в Никарагуа, отрицали свою точность, и в то время их широко цитировали в средствах массовой информации. [55] [56] [57]

После того, как Даниэль Ортега проиграл президентские выборы 1990 года, никарагуанские евреи начали возвращаться в Никарагуа. До 1979 года в еврейской общине не было раввина или моэля (практикующего обрезание). В 2005 году еврейская община насчитывала около 50 человек и включала 3 мохалимов, но не имела рукоположенного раввина. [58] В 2017 году произошло массовое обращение в иудаизм 114 никарагуанцев. [59]

Панама [ править ]

На протяжении почти пятисот лет Панама была транзитной станцией. Задолго до строительства Панамского канала в начале двадцатого века торговцы, миссионеры, авантюристы и бандиты пересекали болота Панамы, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан или наоборот.

Хотя потомки «анусимов», или вынужденных новообращенных, с Пиренейского полуострова жили в Панаме с начала шестнадцатого века, там существовала еврейская община, которая открыто исповедовала религию, пока на это не потребовались столетия (?). Евреи, в основном сефарды с близлежащих островов, таких как Кюрасао , Сент-Томас и Ямайка , а также еврейские иммигранты из Центральной и Восточной Европы начали прибывать в Панаму в больших количествах до середины девятнадцатого века, привлеченные экономическими стимулами, такими как строительство двухокеанских железных дорог. и золотая лихорадка в Калифорнии. [ нужна ссылка ]

За ними последовали другие волны иммиграции: во время Первой мировой войны от распада Османской империи , до и после Второй мировой войны из Европы, из арабских стран из-за исхода, вызванного в 1948 году, а в последнее время из стран Южной Америки, страдающих от экономического кризиса. .

Центром еврейской жизни в Панаме является Панама-Сити , хотя исторически небольшие группы евреев селились и в других городах, таких как Колон , Давид , Читре , Ла Чоррера , Сантьяго-де-Верагуас и Бокас-дель-Торо . Эти общины исчезают по мере того, как семьи переезжают в столицу в поисках образования для своих детей и по экономическим причинам. [ нужна ссылка ] Сегодня еврейская община насчитывает около 20 тысяч человек. [ нужна ссылка ]

Панама — единственная страна в мире, за исключением Израиля, в которой в двадцатом веке было два президента-еврея. В шестидесятые годы Макс Дельвалье был сначала вице-президентом, затем президентом. Его племянник Эрик Артуро Дельвалле был президентом с 1985 по 1988 год. Они оба были членами синагоги Коль Шеарит Исраэль и принимали участие в еврейской жизни.

Парагвай [ править ]

К 19 веку еврейские иммигранты прибыли в Парагвай из таких стран, как Франция, Швейцария и Италия. Во время Первой мировой войны в Парагвай прибыли евреи из Палестины ( Иерусалим ), Египта и Турции, в основном евреи-сефарды. В 1920-е годы произошла вторая волна иммигрантов из Украины и Польши. Между 1933 и 1939 годами от 15 000 до 20 000 евреев из Германии, Австрии и Чехословакии воспользовались либеральными иммиграционными законами Парагвая, чтобы бежать из оккупированной нацистами Европы. После Второй мировой войны большинство евреев, прибывших в Парагвай, пережили концентрационные лагеря . Сегодня в столице Парагвая Асунсьоне проживает около 1000 евреев . Большинство из них немецкого происхождения.

Peru[editПеру

В Перу конверсос прибыли во время испанского завоевания . Поначалу они жили без ограничений, поскольку инквизиция не действовала в Перу в начале вице-королевства . Затем, с приходом инквизиции, новых христиан начали преследовать, а в некоторых случаях казнить. В этот период этих людей иногда называли «марранами», новообращенными («conversos») и «cristianos nuevos» (новыми христианами), даже если они не были среди первых обращенных из иудаизма и были воспитаны как католики. Потомки этих колониальных сефардских евреев , обращенных в христианство, поселились в основном в северных горных районах и северных высоких джунглях , и они были ассимилированы с местным населением: Кахамарка , северные высокогорья Пьюры, такие как Аябака и Уанкабамба, среди других, из-за культурных и этнических факторов. контакт с южными горными районами Эквадора. В наше время, до и после Второй мировой войны, некоторые евреи-ашкенази , в основном западные и восточные славяне и венгры, мигрировали в Перу, в основном в Лима . Сегодня перуанские евреи представляют важную часть экономики и политики Перу; большинство из них принадлежат к общине ашкенази .

Пуэрто-Рико [ править ]

Внутри Шааре Цедек в Пуэрто-Рико

В Пуэрто-Рико в настоящее время проживает крупнейшая еврейская община в Карибском бассейне: более 3000 евреев поддерживают четыре синагоги; три в столице Сан-Хуане: по одному от реформаторов , консерваторов и Хабада , а также сатмарская община в западной части острова в городе Маягуэс, известном как Тойрас-Хесед. [60] для информации о Миньяниме. Многим евреям удалось поселиться на острове в качестве тайных евреев и поселиться в отдаленных горных районах острова, как это сделали первые евреи во всех испанских и португальских колониях. [61] В конце 1800-х годов во время испано-американской войны многие американские военнослужащие-евреи собрались вместе с местными пуэрториканскими евреями в здании Old Telegraph в Понсе, чтобы провести религиозные службы. [62] Многие евреи Центральной и Восточной Европы приехали сюда после Второй мировой войны.

Суринам [ править ]

В Суринаме проживает старейшая еврейская община в Америке. Во время инквизиции в Португалии и Испании около 1500 года многие евреи бежали в Нидерланды и голландские колонии, спасаясь от социальной дискриминации и инквизиторских преследований, иногда включая пытки и приговор к сожжению. Тех, кто обратился в католическую веру, называли новыми христианами, conversos и, реже, «марранами». Штатгальтер короля Португалии дал тем, кто хотел уехать, некоторое время, чтобы они могли обосноваться, и предоставил им 16 кораблей и охранную грамоту для отъезда в Нидерланды. Голландское правительство предоставило возможность поселиться в Бразилии. Но большинство из них нашли свой дом в Ресифи , и торговцы стали выращивать какао . Но португальцы в Бразилии вынудили многих евреев переселиться в северные голландские колонии в Америке, Гайаны . Евреи поселились в Суринаме в 1639 году. [ нужна ссылка ]

Суринам был одним из важнейших центров еврейского населения в Западном полушарии, а евреи там были плантаторами и рабовладельцами. [63]

В течение нескольких лет, когда началась Вторая мировая война, многие еврейские беженцы из Нидерландов и других частей Европы бежали в Суринам. Сегодня в Суринаме проживают 2765 евреев. [ нужна ссылка ]

Тринидад и Тобаго [ править ]

История евреев в Тринидаде и Тобаго перенаправляется сюда.

Тринидад и Тобаго , бывшая британская колония, является домом для более чем 500 евреев.

Уругвай [ править ]

Присутствие новых христиан в Уругвае восходит к 16 веку, однако сохранилось мало документов, касающихся истории конверсо в колониальный период. В 1726 году губернатор Монтевидео призвал первых поселенцев быть «достойными людьми, с хорошими привычками, репутацией и семьей, чтобы они не были нижестоящими и не принадлежали к мавританской или еврейской расе». Первое упоминание об открытом еврейском поселении относится к 1770-м годам. С окончанием инквизиции в 1813 году политическая и социальная система Уругвая достигла более высокого уровня открытости и терпимости. Эта открытость послужила основой для дальнейшего проживания евреев, начиная с 19 века. В 1929 году еврейская община Ашкенази создала образовательную сеть. Еврейские школы функционируют в различных частях страны с 1920-х годов. В 1930-е годы существовали значительные фашистские и либеральные антииммиграционные элементы, которые выступали против любой иностранной иммиграции, оказывая сильное давление на еврейскую иммиграцию. Евреи были выделены, и многие люди выступали против включения евреев в уругвайское общество.

Венесуэла [ править ]

История венесуэльских новых христиан, скорее всего, началась в середине 17 века, когда некоторые записи свидетельствуют о том, что группы конверсос жили в Каракасе и Маракайбо . На рубеже XIX века Венесуэла и Колумбия вели войны за независимость против своих испанских колонизаторов. Симон Боливар , освободитель Венесуэлы, и его сестра нашли убежище и материальную поддержку своей армии в домах евреев Кюрасао . После обретения независимости в 1826 году практикующие евреи приехали из Кюрасао в Санта-Ана-Коро , где они процветали под властью Нидерландов. Иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище.

Согласно национальной переписи населения, проведенной в конце XIX века, в 1891 году в Венесуэле в качестве граждан проживало 247 евреев. В 1907 году было создано Израильское благотворительное общество, которое в 1919 году стало Израильским обществом Венесуэлы. евреи, которые были разбросаны по разным городам и поселкам по всей стране вместе.

К 1943 году в страну въехало около 600 немецких евреев, а после Второй мировой войны еще несколько сотен стали ее гражданами. К 1950 году сообщество выросло примерно до 6000 человек, даже несмотря на иммиграционные ограничения.

В первые десятилетия 21 века многие венесуэльские евреи решили эмигрировать из-за роста антисемитизма, а также политического кризиса и нестабильности. В настоящее время в Венесуэле проживает около 10 000 евреев, более половины из которых проживают в столице Каракасе. [64] Венесуэльское еврейство разделено поровну между сефардами и ашкенази. Все, кроме одной, из 15 синагог страны являются православными. Большинство евреев Венесуэлы являются представителями среднего класса.

Нынешний президент Венесуэлы Николас Мадуро утверждает, что имеет сефардское еврейское происхождение. [65] Еврейские организации, такие как Латиноамериканский еврейский конгресс, раскритиковали Мадуро и его предшественника Уго Чавеса за пропаганду антисемитизма. [65]

еврейское население в Северной и Южной Америке и странах Карибского бассейна в Зарегистрированное г. 2014

Классифицировать
(по всему миру)
Страна еврейский
Население
% из
Страна
7 Аргентина 180,500 0.42%
10 Бразилия 93,800 0.05%
14 Мексика 40,000 0.03%
24 Уругвай 16,900 0.36%
24 Чили 18,300 0.1%
26 Панама 10,000 0.28%
31 Венесуэла 7,600 0.2%
39 Колумбия 7,500 <0,01%
47 Коста-Рика 4,800 0.80%
51 Перу 1,900 <0,01%
54 Пуэрто-Рико 1,500 <0,04%
60 Парагвай 900 <0,01%
61 Гватемала 900 0.02%
63 Эквадор 600 <0,01%
67 Каймановы острова 600 1.00%
68 Куба 500 0.00%
69 Виргинские острова США 500 0.48%
74 Багамы 300 0.09%
80 Ямайка 300 0.09%
81 Нидерландские Антильские острова 200 0.07%
82 Суринам 200 0.03%
88 Доминиканская Республика 100 0.003%
89 Сальвадор 100 <0,01%
90 Гондурас 100 0.00%
107 Аруба 85 0.08%
Н/Д Французская Гвиана 880? [66] 0.02%
Н/Д Барбадос 970? [ нужна ссылка ] 0.00%
Н/Д Гаити 25? [67] 0.00%
Н/Д Бермуды 20? [ нужна ссылка ] 0.00%

1 Всемирный справочник ЦРУ , большинство оценок актуальны по состоянию на июль 2014 года; Еврейская виртуальная библиотека: Статистика естественного движения населения: еврейское население мира (1882 г. – настоящее время).

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Евреи, плававшие с Колумбом» .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эли Бирнбаум, История еврейского народа
  3. Прощай, Испания, Мир, который помнили сефарды , автор Говард Сачар
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шерри Мэнган, «Грозовые тучи над боливийским убежищем»
  5. Марио Руэда Пенья, «Евреи Валлегранде», Эль Дебер , 23 ноября 1995 г.
  6. Луз, Марина Канелас А., «Еврейское великолепие в Ллайте», Los Tiempos , 24 сентября 2006 г.
  7. Джеффри Лессер, «Иммиграция и интеграция польских евреев в Бразилии». Архивировано 13 декабря 2010 г. в Wayback Machine , Университет Эмори.
  8. ^ Бразильская перепись 2010 года, Бразильский институт географии и статистики. Проверено 13 ноября 2013 г.
  9. ^ Государственный департамент США. Бразилия , Проверено 18 декабря 2013 г.
  10. ^ Игнасио Клих и Джефф Лессер, Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реалии, Psychology Press, 1997, страницы 76–78
  11. ^ Латинская Америка во время Второй мировой войны, Томас М. Леонард, Джон Ф. Братцель, стр.117.
  12. ^ Флоренсия Арбисер, «Массовые новообращенные ставят перед латиноамериканскими евреями дилемму» , JTA, 18 июня 2009 г.
  13. Перман, Стейси: «Еврейский путешественник: Коста-Рика». Архивировано 8 марта 2009 года в Wayback Machine , журнал Hadassah , декабрь 2006 года. Проверено 29 декабря 2006 года.
  14. ^ «Еврейская община Коста-Рики» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  15. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Кубы» .
  16. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 16 сентября 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  17. ^ «На Кубе: в поисках крошечного уголка еврейской жизни» . Нью-Йорк Таймс . 4 февраля 2007 г.
  18. ^ «Изгнание евреев испанской инквизицией» . Проверено 15 мая 2013 г.
  19. ^ «Миграция евреев в 1700-х годах» . Проверено 15 мая 2013 г.
  20. ^ «Миграция евреев в Доминиканскую Республику в поисках убежища от Холокоста» . Проверено 15 мая 2013 г.
  21. ^ «Частичное, краткое описание евреев в Доминиканской Республике» . Архивировано из оригинала 26 июня 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
  22. ^ «Доминиканская республика-евреи» . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
  23. ^ Затерянные сефардские племена Латинской Америки
  24. ^ Шилдс, Жаклин. «Эквадор: виртуальный тур по еврейской истории» . Еврейская виртуальная библиотека .
  25. ^ «Лос Каминос де Исраэль – некоммерческая еврейская организация» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2018 года . Проверено 10 июля 2022 г.
  26. ^ «Еврейская община Сальвадора выходит из многовековой изоляции и ассимиляции» . Кулану . Проверено 22 февраля 2024 г.
  27. ^ «Древняя еврейская традиция одежды» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
  28. ^ «Ультраортодоксальное поселение Лев Тахор усилило напряженность в гватемальской деревне, - сообщает CIJA» . 3 июля 2014 г.
  29. ^ «Все больше членов секты Льва Тахора покидают Канаду и переезжают в Гватемалу» . 3 июля 2014 г.
  30. ^ «24 сентября: изгнано из Северной Америки». Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , Jewish Currents , опубликовано 23 сентября 2012 г. Проверено 26 августа 2015 г.
  31. ^ Бренда Пламмер, «Между привилегиями и позором: арабы и евреи на Гаити» , Игнасио Клих, Джефф Лессер, Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реальности , Psychology Press, 1997, стр. 80–81
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пламмер (1997), стр.84.
  33. Сообщено в еврейской газете «Ха-Мелиц» от 12 июля 1881 г.
  34. ^ Пламмер (1997), стр.86–88.
  35. ^ Пламмер (1997), стр.88
  36. ^ http://forward.com/articles/123890/ , Нападающий
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэрилин., Делеванте (2006). Остров одного народа: рассказ об истории евреев Ямайки . Альберга, Энтони. Кингстон: Ян Рэндл. ISBN  9789766376932 . OCLC   854586578 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мордехей., Арбелл (2000). Португальские евреи Ямайки . Кингстон, Ямайка: Canoe Press. ISBN  9768125691 . ОСЛК   45701914 .
  39. ^ «Панорама религий Мексики 2010» (PDF) (на испанском языке). ИНЕГИ п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября . Получено 11 июня.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирные еврейские общины – Латинская Америка – Никарагуа» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 30 августа 2007 г.
  41. ^ «Преследования и ограничения религии в Никарагуа – стенограмма» . Бюллетень Государственного департамента США . 1984. с. 2 . Проверено 30 августа 2007 г.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Охотник. Внешняя политика Израиля . п. 170.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эскуде, Карлос (август 2013 г.). «На изнаночной стороне истории – Израиль, Латинская Америка и Соединенные Штаты с точки зрения периферийного реализма, 1949–2012 годы», в журнале Judaica Latinoamericana VII . Еврейский университет Магнес Пресс, ООО
  44. ^ «Показывает, что небольшая еврейская община Никарагуа подвергается жестокому обращению со стороны сандинистов» . Ассошиэйтед Пресс .
  45. ^ «ADL сообщает, что еврейская община Никарагуа была вынуждена покинуть страну сандинистским правительством» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 31 марта 2023 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муравчик, Джошуа; Альбертс, Сьюзен; Коренштейн, Энтони (1 сентября 1986 г.). «Сандинистский антисемитизм и его апологеты» . Комментарий . 82 (3) . Проверено 7 декабря 2020 г.
  47. ^ «Мнение | ТАК САНДИНИСТЫ АНТИСЕМИТЫ? КОНЕЧНО, ОНИ» . Нью-Йорк Таймс . 5 апреля 1986 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 31 марта 2023 г.
  48. ^ Охотник. Внешняя политика Израиля . п. 171.
  49. ^ Клих, Игнасио (1986). «Еврейская поддержка контрас?» . Еврейский ежеквартальный журнал . 33 (2). doi : 10.1080/0449010X.1986.10703674 (неактивен 31 января 2024 г.) . Проверено 8 декабря 2020 г. {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  50. ^ Вингертер, Эрик; Делакур, Джастин (2009). «Разыгрывание карты «антисемитизма» против Венесуэлы» . Отчет NACLA по Америке . 42 (5): 49–52. дои : 10.1080/10714839.2009.11725471 . S2CID   157079721 . Проверено 8 декабря 2020 г.
  51. ^ Крукевитт. Смерть Бена Линдера . п. 84.
  52. ^ Корнблу, Питер (1987). Никарагуа, цена вмешательства: войны Рейгана против сандинистов . Институт политических исследований. п. 174. ИСБН  9780897580403 . Проверено 8 декабря 2020 г.
  53. ^ Трейси, Лоуренс (20 марта 1986 г.). «Пост неправильный (III)» . Вашингтон Пост .
  54. ^ Л, Мелани. «Сандинистская война за права человека» . Фонд наследия . Проверено 31 марта 2023 г.
  55. ^ Бергер, Джозеф (20 апреля 1986 г.). «Среди евреев Никарагуа много споров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 декабря 2020 г.
  56. ^ Коди, Эдвард (29 августа 1983 г.). «Евреи Манагуа отвергают обвинения в антисемитизме» . Вашингтон Пост . Проверено 7 декабря 2020 г.
  57. ^ Охотник. Внешняя политика Израиля . стр. 171–172.
  58. ^ «Отчет о международной религиозной свободе, 2005 г.» . Госдепартамент США. Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 30 августа 2007 г.
  59. ^ «Крошечная еврейская община Никарагуа увеличилась вдвое: в ней приняли 114 новообращенных» . Таймс Израиля .
  60. ^ «Тойрас Джесед де Пуэрто-Рико» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 года.
  61. ^ "Дом" . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 года . Проверено 10 января 2009 г.
  62. ^ El Vocero , Приложение: 40-летие Государства Израиль, раздел: Евреи PR, 1988, стр.6
  63. ^ Энциклопедия Латинской Америки: индейцы в эпоху глобализации (от предыстории до наших дней) . Дж. Майкл Фрэнсис, Факты в архиве. Нью-Йорк, 2010 г., с. 296,
  64. После Чавеса венесуэльские евреи пускают корни в других местах – The Times of Israel.
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмулович, Михал (13 мая 2013 г.). «Лидер-антисемит» Венесуэлы признает еврейское происхождение» . Таймс Израиля . Проверено 29 декабря 2023 г.
  66. ^ Виртуальный тур по еврейской истории: Французская Гвиана
  67. ^ Этнические группы - Гаити , The Forward

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2b8a568b38b3c5fc9c33902d85e6b0a__1718891940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/0a/b2b8a568b38b3c5fc9c33902d85e6b0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Latin America and the Caribbean - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)