История евреев в Латинской Америке и Карибском бассейне
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в Латинской Америке началась с конверсос , которые присоединились к испанским и португальским экспедициям на континенты. Указ Альгамбры 1492 года привел к массовому обращению испанских евреев в католицизм и изгнанию тех, кто отказался это сделать. Однако подавляющее большинство конверсос так и не добралось до Нового Света и осталось в Испании, медленно ассимилируясь с доминирующей католической культурой. Это произошло из-за требования Испанских законов о крови предоставить письменные документы о древнехристианском происхождении для поездки в Новый Свет.Однако первые евреи прибыли вместе с первой экспедицией Христофора Колумба , в которую входили Родриго де Триана и Луис Де Торрес . [1]
Однако на протяжении XV и XVI веков ряд семей конверсо мигрировали в Нидерланды, Францию и, в конечном итоге, в Италию, откуда они присоединились к другим экспедициям в Америку. Другие мигрировали в Англию или Францию и сопровождали своих колонистов в качестве торговцев и купцов. К концу 16 века полностью функционирующие еврейские общины были основаны в португальской колонии Бразилии, голландском Суринаме и Кюрасао ; Испанский Санто-Доминго и английские колонии Ямайка и Барбадос . Кроме того, существовали неорганизованные общины евреев на испанских и португальских территориях, где инквизиция действовала , включая Колумбию , Кубу , Пуэрто-Рико , Мексику и Перу . Многие в таких сообществах были криптоевреями , которые обычно скрывали свою личность от властей.
К середине 17 века крупнейшие еврейские общины Западного полушария располагались в Суринаме и Бразилии. Несколько еврейских общин в странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки процветали, особенно в тех районах, которые находились под контролем Голландии и Англии и были более терпимы. Еще больше иммигрантов приехали в этот регион в рамках массовой эмиграции евреев из Восточной Европы в конце 19 века. Во время и после Второй мировой войны многие евреи-ашкенази эмигрировали в Южную Америку в поисках убежища. В 21 веке в Латинской Америке проживает менее 300 000 евреев. Они сконцентрированы в Аргентине , Бразилии , Чили , Кубе , Мексике и Уругвае . В Латинской Америке находится много важных еврейских памятников, наиболее примечательным из которых является храм Бет Шалом в Гаване .
Аргентина [ править ]
Евреи, бежавшие от инквизиции, поселились в Аргентине, где вступили в брак с местными женщинами. Португальских торговцев и контрабандистов в Виррейнато-дель-Рио-де-ла-Плата многие считали криптоевреями , но после обретения Аргентиной независимости никакой общины не возникло . После 1810 года (примерно в середине девятнадцатого века) больше евреев, особенно из Франции в Аргентине стало селиться . К концу века в Аргентину, как и в Америку, прибыло множество еврейских иммигрантов из Восточной Европы (в основном из России и Польши ), спасавшихся от царских преследований . По прибытии их обычно называли «русскими» в зависимости от региона их происхождения.
Еврейские отдельные лица и семьи эмигрировали из Европы в Аргентину до и после Второй мировой войны , пытаясь избежать Холокоста , а затем и послевоенного антисемитизма . Сейчас в Аргентине проживает от 250 000 до 300 000 евреев, подавляющее большинство из которых проживает в городах Буэнос-Айрес , Росарио , Кордова , Мендоса , Ла-Плата и Сан-Мигель-де-Тукуман . Аргентина имеет третью по величине еврейскую общину в Америке после США и Канады и шестую по величине в мире. Согласно недавним опросам, более миллиона аргентинцев имеют по крайней мере одного дедушку и бабушку еврейской национальности. [2] Еврейская община Аргентины по закону получает семь праздников в год , включая оба дня Рош ха-Шана , Йом Кипур , а также первые и последние два дня Песаха , согласно закону 26 089.
Боливия [ править ]
Еврейское присутствие в Боливии началось в начале испанского колониального периода . Санта-Крус-де-ла-Сьерра , [3] была основана в 1557 году Суфло де Чавесом , которого сопровождала небольшая группа пионеров, в том числе несколько криптоевреев из Аскусьона и Буэнос-Айреса . Город стал известен как убежище для евреев во время инквизиции в регионе . [2]
Вторая волна Конверсо пришла в Санта-Крус-де-ла-Сьерра после 1570 года, когда в Лиме начала действовать испанская инквизиция. Предполагаемые марраны (то есть новые христиане , которых другие справедливо или ошибочно подозревали в криптоиудаизме) поселились в Потоси , Ла-Пасе и Ла-Плате. После того, как они добились экономического успеха в горнодобывающей промышленности и торговле, они столкнулись с подозрениями и преследованиями со стороны инквизиции и местных властей. Большинство этих семей маррано переехали в Санта-Крус-де-ла-Сьерра, поскольку это было изолированное городское поселение, где инквизиция не беспокоила конверсос . [4] Большинство поселенцев-конверсо были мужчинами, и многие из них вступили в брак с женщинами из числа коренного населения или метисами смешанной расы или метисов , основав семьи . Конверсо также поселились в соседних городах Вальегранде , Пострервалле, Портачуэло, Теревинто, Пукара, Котока и других. [5]
Многие из старейших семей Санта-Крус имеют частичное еврейское наследие; Некоторые следы еврейской культуры все еще можно найти в семейных традициях, а также в местных обычаях. Например, в некоторых семьях есть семейные реликвии семисвечников или обычай зажигать свечи в пятницу на закате. Все типичные местные блюда могут быть приготовлены с соблюдением кошерных правил (ни в одном из них не смешиваются молоко и мясо, подается свинина, но никогда не смешивается с другими продуктами). [4] Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения и новизны этих практик. Спустя почти пять столетий некоторые потомки этих семей заявляют о своем еврейском происхождении, но исповедуют католицизм (в некоторых случаях с некоторым еврейским синкретизмом ).
С момента обретения независимости в 1825 году до конца 19 века некоторые еврейские купцы и торговцы (как сефарды , так и ашкенази ) иммигрировали в Боливию. Большинство взяли в жены местных женщин, основав семьи, которые в конечном итоге слились с основным католическим обществом. Такое часто случалось в восточных регионах Санта-Крус, Тариха, Бени и Пандо, куда эти купцы приезжали из Бразилии или Аргентины.
В 20 веке в Боливии началось значительное еврейское поселение. В 1905 году группа русских евреев, а затем и аргентинцы , поселилась в Боливии. По оценкам, в 1917 году в стране проживало от 20 до 25 евреев, исповедовавших свою идеологию. К 1933 году, когда началась эпоха нацизма , в Германии насчитывалось 30 еврейских семей. Первая крупная еврейская иммиграция произошла в 1930-е годы; в конце 1942 года население выросло примерно до 8000 человек. В 1940-е годы 2200 евреев эмигрировали из Боливии в другие страны. Но те, кто остался, создали общины в Ла-Пасе , Кочабамбе , Оруро , Санта-Крус, Сукре , Тарихе и Потоси . После Второй мировой войны небольшое количество польских евреев иммигрировало в Боливию.
К 2006 году в Боливии осталось около 700 евреев. есть Синагоги в городах Санта-Крус-де-ла-Сьерра, Ла-Пас и Кочабамба. Большинство боливийских евреев живут в Санта-Крус-де-ла-Сьерра. [6]
Бразилия [ править ]
Евреи рано поселились в Бразилии , особенно в районах голландского правления. В 1636 году они основали синагогу в Ресифи , которая считается первой синагогой в Америке. Большинство этих евреев были conversos, которые бежали из Испании и Португалии в религиозную свободу Нидерландов , когда в Португалии в 1536 году началась инквизиция . В 1656 году, после завоевания Бразилии португальцами , евреи уехали на Карибские острова и в Новый Амстердам под властью Нидерландов. ; последний был захвачен англичанами в 1664 году и был переименован в Нью-Йорк .
После обретения независимости в 19 веке Бразилия привлекла больше евреев среди своих иммигрантов, а давление в Европе убедило еще больше евреев уехать. Еврейская иммиграция росла на протяжении 19 и начала 20 веков, во время массовой эмиграции из Российской империи (включая Польшу и Украину ). Еврейская иммиграция в Бразилию была довольно низкой в период с 1881 по 1900 год, хотя это был пик другой международной иммиграции в Бразилию; многие направлялись в более промышленно развитые страны. Между 1921 и 1942 годами иммиграция во всем мире в Бразилию упала на 21%, но еврейская иммиграция в Бразилию увеличилась на 57 000 человек. Это было ответом на антииммиграционное законодательство и иммиграционные квоты, принятые Соединенными Штатами, Аргентиной, Канадой и Южной Африкой, которые сохранялись даже после того, как кризис евреев в Третьем рейхе стал очевидным. Правительство Бразилии, как правило, не обеспечивает соблюдение собственного иммиграционного законодательства. Наконец, евреи в Бразилии создали мощные структуры поддержки и экономические возможности, которые привлекли иммигрантов из Восточной Европы и Польши. [7]
, в Бразилии находится девятая по величине еврейская община в мире : к 2010 году ее численность составляла около 107 329 человек. По данным IBGE переписи [8] По оценкам Еврейской конфедерации Бразилии (CONIB), в Бразилии проживает более 120 000 евреев. [9] Бразильские евреи играют активную роль в политике, спорте, науке, торговле и промышленности и хорошо интегрированы во все сферы бразильской жизни. Большинство бразильских евреев проживают в штате , Сан-Паулу но есть также значительные общины в Рио-де-Жанейро , Риу-Гранди-ду-Сул , Минас-Жерайс и Парана .
Чили [ править ]
Несмотря на относительно небольшую общину, составляющую не более 1% религиозных меньшинств страны, евреи в Чили достигли видных позиций в обществе. Они играли ключевую роль как до, так и после обретения страной независимости в 1810 году. Большинство чилийских евреев сегодня проживают в Сантьяго и Вальпараисо , но на севере и юге страны существуют значительные общины.
Марио Кройцбергер , также известный как «Дон Франциско» и ведущий « Сабадо Гиганте », самого продолжительного телешоу в мире, является чилийским евреем немецкого происхождения. Среди других чилийских евреев, добившихся признания в искусстве и культуре, — Алехандро Ходоровски , ныне обосновавшийся во Франции и наиболее известный во всем мире своими литературными и кинематографическими работами. Среди других - Ниссим Шарим (актер), Шломит Байтельман (актриса) и Анита Клески (актриса). Володя Тейтельбойм , поэт и бывший лидер Коммунистической партии Чили , является одним из многих евреев, занимавших важные политические посты в стране.
Томас Хирш — лидер радикальной коалиции «Зеленые-коммунисты» и бывший кандидат в президенты в 2005 году. Государственные министры Карен Понячик (министр горнодобывающей промышленности) и Клариса Харди (министр социальных дел) также являются еврейками. В области спорта теннисист Николас Массу (золотой медалист Афин 2004 года и бывший входивший в десятку лучших в рейтинге ATP ) имеет еврейское происхождение.
Многие из наиболее важных компаний страны, особенно в сфере розничной торговли и коммерческой деятельности, были созданы евреями. Примерами являются Calderon, Gendelman, Hites и Pollak (коммерческие розничные торговцы) и Rosen (производство матрасов и кроватей).
Колумбия [ править ]
« Новые христиане » бежали с Пиренейского полуострова, чтобы избежать преследований и искать религиозной свободы в 16 и 17 веках. Предполагается, что некоторые из них достигли северных районов Колумбии , которая в то время была известна как Новая Гранада . Большинство, если не все, эти люди ассимилировались в колумбийском обществе. Некоторые продолжают практиковать следы сефардских еврейских ритуалов как семейные традиции.
В 18 веке практикующие испанские и португальские евреи прибыли с Ямайки и Кюрасао , где они процветали под властью Англии и Голландии. Эти евреи начали открыто исповедовать свою религию в Колумбии в конце 18 века, хотя официально это было незаконно, учитывая существующую католическую церковь. После обретения независимости иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище .
Многие евреи, приехавшие в 18-19 веках, заняли видные позиции в колумбийском обществе. Некоторые женились на местных женщинах и чувствовали, что им необходимо отказаться от своей еврейской идентичности или принизить ее. В их число входили писатель Хорхе Айзекс английского еврейского происхождения, промышленник Джеймс Мартин Эдер (который принял более христианское имя Сантьяго Эдер, когда перевел свое имя на испанский), родившийся в латвийской еврейской общине, а также Де Лима, Салазар, Эспиноза. Ариас, Рамирес, Перес и Лобо Семьи карибских сефардов . По совпадению, эти люди и их семьи поселились в регионе долины Каука в Колумбии. Они продолжают оставаться влиятельными членами общества в таких городах, как Кали . На протяжении поколений большинство их потомков воспитывались как светские христиане.
В начале 20-го века многочисленные еврейские иммигранты-сефарды прибыли из Греции , Турции , Северной Африки и Сирии . начали прибывать еврейские иммигранты Вскоре после этого из Восточной Европы . Волна иммигрантов пришла после подъема нацизма в 1933 году и введения антисемитских законов и практик, в том числе более 7000 немецких евреев. С 1939 года и до конца Второй мировой войны иммиграция была остановлена из-за антииммигрантских настроений в стране и ограничений на иммиграцию из Германии. [10]
Колумбия попросила немцев, которые были в черном списке США, покинуть страну и разрешила еврейским беженцам в стране незаконно оставаться. [11] Еврейское население резко возросло в 1950-х и 1960-х годах, и такие учреждения, как синагоги , школы и общественные клубы, были созданы во всех крупнейших городах страны.
Меняющаяся экономика и волна похищений людей в последнее десятилетие 20-го века вынудили многих членов еврейской общины Колумбии эмигрировать. Большинство из них поселились в Майами и других частях США. Успехи в национальной демократической политике безопасности побудили граждан вернуться; оно резко снизило уровень насилия в сельской местности и уровень преступности в городах, а также стимулировало экономику. Ситуация в Колумбии улучшилась настолько, что многие венесуэльские евреи теперь ищут убежища в Колумбии.
В начале 21 века большинство евреев Колумбии сконцентрировано в Боготе , насчитывающей около 20 000 членов, и Барранкилье , насчитывающей около 7 000 членов. Большие общины находятся в Кали и Медельине , но практикующих евреев очень мало. Меньшие общины находятся в Картахене и на острове Сан-Андрес . По всей стране действуют 14 официальных синагог. В Боготе евреи управляют своими религиозными и культурными учреждениями. Конфедерация еврейских ассоциаций Колумбии , расположенная в Боготе, является центральной организацией, которая координирует евреев и еврейские учреждения в Колумбии.
В новом тысячелетии, после многих лет обучения, группа колумбийцев еврейского происхождения официально обратилась в иудаизм, чтобы быть принятыми в качестве евреев согласно Галахе . [12]
Коста edit-Рика
Первыми евреями в Коста-Рике, вероятно, были конверсос , прибывшие в 16-17 веках с испанскими экспедициями. В 19 веке за ними последовали сефардские купцы из Кюрасао , Ямайки , Панамы и стран Карибского бассейна. Они жили в основном в Центральной долине , женились на местных женщинах и вскоре ассимилировались с обществом страны в целом. Большинство в конечном итоге вообще отказались от иудаизма.
Третья волна еврейских иммигрантов пришла перед Первой мировой войной и особенно в 1930-е годы, когда евреи-ашкенази бежали из Европы, которой угрожала нацистская Германия . Большинство этих иммигрантов прибыли из польского города Желехув . Термин «полакос» , который первоначально был оскорблением в отношении этих иммигрантов, на разговорном коста-риканском испанском языке стал означать коммивояжера.
Первая синагога страны — православная Шаарей Сион — была построена в 1933 году в столице Сан-Хосе (расположена вдоль 3-й авеню и 6-й улицы). Наряду с волной национализма в 1940-х годах в Коста-Рике наблюдался некоторый антисемитизм, но в целом проблем было мало.
С конца 20-го века наблюдается четвертая волна еврейской иммиграции, состоящая из американских и израильских экспатриантов, которые выходят на пенсию или занимаются бизнесом в стране. По оценкам, еврейская община насчитывает от 2500 до 3000 человек, большинство из которых проживают в столице. [13]
Пригород Сан-Хосе, Рормозер, имеет сильное еврейское влияние благодаря своим жителям. Здесь расположена пара синагог, а также кошерный гастроном и ресторан. В торговом центре Plaza Rohrmoser был единственный кошерный Burger King в стране . Centro Israelita Sionista (израильский сионистский центр) — это большой православный комплекс, в котором расположены синагога, библиотека и музей. В 2015 году в общеобразовательной школе Хаима Вейцмана в Сан-Хосе обучалось более 300 учеников детского сада, начальных и средних классов, обучавшихся на испанском и иврите. [14]
Куба [ править ]
Евреи жили на острове Куба на протяжении веков. Некоторые кубинцы ведут еврейское происхождение от криптоевреев, называемых марранами , которые бежали от испанской инквизиции . Ранние колонисты обычно женились на местных женщинах, и лишь немногие из их потомков, после столетий проживания, сегодня исповедуют иудаизм. В первой половине 20-го века на Кубу была значительная еврейская иммиграция, как отмечалось в других странах Латинской Америки. За это время был построен храм Бет Шалом в Гаване, который стал самой известной еврейской синагогой Латинской Америки. В 1959 году на Кубе проживало 15 000 евреев, но после кубинской революции многие еврейские бизнесмены и специалисты покинули Кубу и перебрались в Соединенные Штаты , опасаясь классовых преследований со стороны коммунистов.
В начале 1990-х годов была начата операция «Сигара» , и за пять лет более 400 кубинских евреев тайно иммигрировали в Израиль. [15] [16] В феврале 2007 года The New York Times подсчитала, что на Кубе проживает около 1500 евреев, большинство из них (около 1000) — в Гаване. [17] Храм Бет Шалом в настоящее время является одним из самых популярных мест на Кубе и постоянно входит в число самых святых еврейских мест в мире.
Кюрасао [ править ]
На Кюрасао находится самая старая действующая еврейская община в Америке, основанная в 1651 году, и самая старая синагога Америки, которая постоянно используется с момента ее завершения в 1732 году на месте предыдущей синагоги . Еврейская община Кюрасао также сыграла ключевую роль в поддержке первых еврейских общин в Соединенных Штатах в 18 и 19 веках, в том числе в Нью-Йорке и Ньюпорте, штат Род-Айленд , где синагога Туро была построена . Рост еврейских общин Латинской Америки, прежде всего в Колумбии и Венесуэле, стал результатом притока евреев Кюрасао. В 1856 и 1902 годах евреи Коро (Венесуэла) подвергались грабежам, жестокому обращению и изгнанию искать убежища на их родном Кюрасао.
Доминиканская Республика [ править ]
Купцы-конверсо сефардского происхождения прибыли на юг Эспаньолы в 15, 16 и 17 веках, спасаясь от испанской инквизиции. На протяжении веков многие евреи и их потомки ассимилировались с населением в целом, а некоторые обратились в католическую религию, хотя многие евреи страны до сих пор сохраняют элементы сефардской культуры своих предков. Позже, в 18 и 19 веках, многие сефардские семьи с Кюрасао эмигрировали в Доминиканскую Республику. [18] [19] [20] [21] [22]
Сосуа , между тем, небольшой городок недалеко от Пуэрто-Платы, был основан евреями, бежавшими от растущего нацистского режима в 1930-х годах. [ нужна ссылка ] Рафаэль Трухильо , диктатор страны, приветствовал на своем острове многих еврейских беженцев главным образом из-за их навыков, а не из-за религиозных преследований. В современном Сосуа до сих пор есть синагога и музей еврейской истории. Потомков этих евреев до сих пор можно найти во многих других деревнях и городах на севере острова недалеко от Сосуа. [ нужна ссылка ]
Эквадор [ править ]
В течение некоторого времени, до 20-го века, многие евреи в Эквадоре имели сефардское происхождение , а некоторые продолжали использовать иудео-испанский (ладино) язык. Однако сегодня большинство евреев Эквадора имеют ашкеназское происхождение. [23] [24] Некоторые предполагают, что эти группы были среди европейских поселенцев Эквадора.
Многие евреи приехали из Германии в 1939 году на корабле под названием «Кенигштайн». В 1933–43 годах здесь проживало 2700 еврейских иммигрантов. В 1939 году еврейское население, в основном немецкие и польские евреи , было изгнано указом итальянского правительства Альберто Энрикеса Галло . Антисемитизм распространился среди населения, но был остановлен вмешательством американского посольства. В 1945 году численность населения составляла 3000 человек. Около 85% из них были европейскими беженцами.
Рост еврейской иммиграции в Эквадор произошел, когда начался Холокост . В 1950 году в Эквадоре проживало около 4000 человек. Большинство активных еврейских общин Эквадора имеют немецкое происхождение. Большинство эквадорских евреев проживают в Кито и Гуаякиле . В Кито есть еврейская школа. В Гуаякиле существует еврейская община под эгидой Лос Каминос де Исраэль. [25] называется Конгрегацией Нахле Эмуна. Сейчас в 2017 году в Эквадоре зарегистрировано всего 290 евреев. «Среди еврейских иммигрантов, приехавших в Эквадор, были также профессионалы, интеллектуалы и художники, некоторые из которых были профессорами и писателями. Другие Альберто Капуа, Джорджио Оттоленги, Альдо Мугла, Франсиско Брет, Ганс Герман, Леопольд Леви, Пауль Энгель, Марко Тюркель, Генри Фенте, Бенно Вайзер, Отто Гласс, Эгон Феллиг и Карл Кон ценили и распространяли эквадорское народное искусство, Констанца Капуа занималась археологическим, антропологическим и колониальным искусством.
Сефардскими корнями были Леонидас Гилчес и его младший брат Анхель Теодор Гилчес, которые помогли многим иммигрантам, таким как Чарльз Либман, которые добрались до столицы со своей библиотекой, которая стала самой важной в столице. Симон Гольдберг, имевший в Берлине библиотеку старинных книг Гете, способствовал распространению чтения. Вера Кон была психологом и учителем, задачи, которые в середине века не интересовали эквадорских женщин, которые жили в своих отданных домах, лишенных интеллектуального любопытства и заботившихся только о общественной жизни. Они не интересовались политикой, за исключением Пауля Бетера, принадлежавшего ко второму поколению евреев, который стал министром экономики и президентом Центрального банка.
Сальвадор [ править ]
Уроженец Эльзаса Бернардо Хаас, приехавший в Сальвадор в 1868 году, считался первым еврейским иммигрантом в стране. Другой еврей, Леон Либес, был зарегистрирован как первый немецкий еврей в 1888 году. Сефардские семьи также прибыли из таких стран, как Турция, Египет , Тунис , Испания и Франция. Де Сола помог основать первую синагогу и стал бесценным членом еврейской общины. В 1936 году Вторая мировая война заставила еврейскую общину помочь своим предкам бежать из Европы. У некоторых были родственники в Сальвадоре. Но некоторые были вынуждены уехать в такие страны, как Бразилия, Эквадор , Гватемала и Панама . 30 июля 1939 года президент Мартинес запретил въезд пятидесяти еврейским беженцам, направлявшимся в Сальвадор на немецком корабле « Портленд» . 11 сентября 1948 года община открыла и продолжает поддерживать школу «Colegio Estado de Israel». Согласно последней переписи населения, в настоящее время в Сальвадоре проживает около 100 евреев, в основном в столице Сан-Сальвадора. Большинство из них имеют сефардские корни. В сельской местности Сальвадора есть небольшой городок под названием Армения, где люди исповедуют ортодоксальный сефардский иудаизм со времен инквизиции. [26]
Французская Гвиана [ править ]
Сюда перенаправляется история евреев во Французской Гвиане .
Евреи прибыли во Французскую Гвиану через голландскую Вест-Индскую компанию. Позже, 12 сентября 1659 года, евреи прибыли из голландских колоний в Бразилию. Компания назначила Дэвида Насси, бразильского беженца, покровителем эксклюзивного еврейского поселения на западной стороне острова Кайенна , в районе под названием Ремир или Ирмир. С 1658 по 1659 год Пауло Джакомо Пинто начал переговоры с голландскими властями в Амстердаме о разрешении группе евреев из Ливорно, Италия , поселиться в Америке. 20 июля 1600 года более 150 евреев-сефардов покинули Ливорно (Ливорно) и поселились в Кайенне. Французы согласились на эти условия - исключительная политика, не распространенная среди французских колоний. Тем не менее почти две трети населения уехали в голландскую колонию Суринам .
На протяжении десятилетий евреи Ливорно из Кайенны иммигрировали в Суринам. В 1667 году оставшаяся еврейская община была захвачена оккупационными британскими войсками и перевезла население либо в Суринам, либо на Барбадос для работы на производстве сахарного тростника . С конца 17 века во Французской Гвиане проживало немного евреев. В 1992 году 20 еврейских семей из Суринама и Северной Африки попытались восстановить общину в Кайенне. В стране существует организация Хабад, которая поддерживает еврейскую жизнь внутри общины. Сегодня 800 евреев живут во Французской Гвиане, преимущественно в Кайенне.
Гватемала [ править ]
История евреев в Гватемале перенаправляется сюда.
Евреи в Гватемале — это в основном потомки иммигрантов из Германии, Восточной Европы и Ближнего Востока, прибывших во второй половине XIX — первой половине XX века.
Первые еврейские семьи прибыли из города Кемпен, Позен, Пруссия (сегодня Кепно , Польша), обосновавшись в городах Гватемала и Кесальтенанго . Иммигранты с Ближнего Востока (в основном из Турции) иммигрировали в течение первых трех десятилетий 20 века. Многие иммигрировали во время Второй мировой войны. Сегодня в Гватемале проживает около 900 евреев. Большинство из них живут в Гватемале-Сити . Сегодня еврейская община Гватемалы состоит из ортодоксальных евреев, сефардов, восточноевропейских и немецких евреев.
начали селиться многочисленные члены общин Лев Тахор и Тойрас Джесед В 2014 году в деревне Сан-Хуан-ла-Лагуна , исповедующие особо строгую форму ортодоксального иудаизма . Основные еврейские общины были обеспокоены репутацией этой группы, которая покинула США и Канаду из-за обвинений в жестоком обращении с детьми, браках с несовершеннолетними и пренебрежении детьми. Несмотря на тропическую жару, члены общины продолжали носить длинные черные плащи для мужчин и полную черную чадру для женщин. [27] [28] [29]
Гаити [ править ]
Когда Христофор Колумб прибыл в Санто-Доминго , как он его назвал, среди его команды был переводчик Луис де Торрес , который был евреем. Луис был одним из первых евреев, поселившихся на Санто-Доминго в 1492 году. Когда в 1633 году западная часть острова была захвачена Францией, многие голландские евреи-сефарды прибыли с Кюрасао , прибыв в 1634 году после того, как там захватили португальцы. Другие иммигрировали из английских колоний, таких как Ямайка, внося свой вклад в торговлю. все религии, кроме католицизма В 1683 году Людовик XIV запретил во французских колониях , и приказал изгнать евреев, но соблюдение этого закона было незначительным. [30] Сефардские евреи остались в Сен-Доминго в качестве ведущих чиновников французских торговых компаний. После того, как Французская революция установила свободу вероисповедания в 1791 году, дополнительные еврейские купцы вернулись в Сен-Доминго и поселились в нескольких городах. [31] Некоторые, вероятно, женились на свободных цветных женщинах , создавая семьи. В 21 веке археологи обнаружили синагогу криптоевреев в Жереми в юго-западной части острова. В Кап-Аитьене , Кайе и Жакмеле было обнаружено несколько еврейских надгробий.
В конце восемнадцатого века, во время Французской революции, свободные цветные люди настаивали на расширении прав в Сен-Доминго, и восстание рабов под руководством Туссена Л'Увертюра в 1791 году на севере острова вспыхнуло . Рабы считали евреев частью группы белых угнетателей. [ нужна ссылка ] За годы войны многие представители еврейской общины оказались среди убитых белых; некоторые евреи были изгнаны, когда рабы и свободные чернокожие пришли к власти и ввели ограничения для иностранных бизнесменов. [ нужна ссылка ] Гаити обрела независимость в 1804 году, но какое-то время не признавалась другими странами и переживала экономические трудности, основанные на крестьянской культуре, производящей кофе как товарную культуру. Иностранцам запрещалось владеть землей и действовали другие ограничения. Плантаторы и другие белые были убиты в 1805 году, а евреи были среди белых и цветных людей, бежавших в Соединенные Штаты, многие из которых поселились в Новом Орлеане или Чарльстоне . [32]
Раса, определенная в годы рабства, и национальность стали на Гаити в 19 веке более важными, чем религия, и евреи считались белыми и гражданами своих групп. [32] Позже в том же веке польские евреи иммигрировали на Гаити из-за гражданской войны в Польше и поселились в Казале , в северо-западном регионе страны. Большинство евреев поселились в портовых городах, где работали торговцами и купцами. В 1881 году толпа в Порт-о-Пренсе напала на группу евреев, но была отброшена ополченцами. [33]
К концу XIX века небольшое количество еврейских семей Мизрахи иммигрировало на Гаити из Ливана , Сирии и Египта ; Одновременно прибыло большее количество левантийских христианских торговцев. Немецкие евреи прибыли вместе с другими немецкими бизнесменами; они были высококультурными и считались частью немецкого сообщества. [34] В 1915 году на Гаити проживало 200 евреев. За 20 лет американской оккупации многие евреи эмигрировали в США. У США и Гаити были общие интересы в сокращении числа и влияния иностранных бизнесменов. [35] В 1937 году правительство выдало паспорта и визы евреям Германии и Восточной Европы, чтобы помочь им избежать нацистских преследований . Они сохранили контроль над любой натурализацией иностранцев, ограничив ее. За это время на острове проживало 300 евреев. Большинство евреев оставались там до конца 1950-х годов, а затем переехали в Соединенные Штаты или Израиль.
По состоянию на 2010 год число известных евреев на Гаити оценивается в 25 человек, проживающих в относительно богатом пригороде Петион-Виль , недалеко от Порт-о-Пренса . [36]
Гаити и Израиль поддерживают полные дипломатические отношения, но ближайший постоянный дипломат Израиля в регионе базируется в соседней Доминиканской Республике. [ нужна ссылка ]
Гондурас [ править ]
В течение 20-го века-1980-х годов в Гондурас приезжали еврейские иммигранты , в основном из России, Польши, Германии, Венгрии и Румынии . Были также иммигранты из Греции, имеющие сефардское происхождение, а также Турции и Северной Африки, имеющие происхождение мизрахи . На протяжении 1970-х и 1980-х годов здесь было абсорбировано огромное количество еврейских иммигрантов из Израиля. За последние два десятилетия в Гондурасе произошло возрождение еврейской жизни. Сообщества в Тегусигальпе и Сан-Педро-Суле стали более активными. В 1998 году ураган «Митч» разрушил синагогу, которая была частью еврейского общинного центра в Гондурасе. Но еврейская община внесла деньги на восстановление храма. Большинство гондурасских евреев живут в Тегусигальпе.
Ямайка [ править ]
История евреев на Ямайке преимущественно восходит к 1490-м годам, когда многие евреи из Португалии и Испании бежали от преследований Святой инквизиции . [37] Когда в 1655 году англичане захватили у Испании колонию Ямайка , евреи, жившие как конверсос, начали открыто исповедовать иудаизм. [38] синагога Кахал Кадош Неве Цедек . В 1719 году в Порт-Рояле была построена [37] К 1720 году 18 процентов населения столицы Кингстона составляли евреи. [38] По большей части евреи соблюдали православные ритуалы и обычаи. [38]
Недавнее исследование показало, что почти 424 000 ямайцев являются потомками еврейских ( сефардских ) иммигрантов, прибывших на Ямайку из Португалии и Испании с 1494 года по настоящее время, либо по рождению, либо по происхождению. Еврейские документы, надгробия, написанные на иврите , и недавние тесты ДНК доказали это. Хотя многие из них не практикуют, зарегистрировано, что более 20 000 ямайцев религиозно идентифицируют себя как евреи. [ нужна ссылка ]
Распространенные еврейские фамилии на Ямайке — Абрахамс, Александр, Айзекс, Леви , Мариш, Линдо , Лион, Сангстер, Майерс, Да Силва, Де Соуза, Де Коэн , Де Леон, ДеМеркадо, Барретт, Бэбб, Магнус, Коднер, Пиментел, ДеКоста, Энрикес и Родрикес. [ нужна ссылка ]
В 2006 году открылся Центр еврейского наследия Ямайки в честь 350-летия евреев, проживающих на Ямайке. [ нужна ссылка ]
Мексика [ править ]
Новые христиане прибыли в Мексику еще в 1521 году. Из-за сильного присутствия католической церкви в Мексике после испанского завоевания Мексики туда мигрировало немного конверсос и еще меньше евреев.
Затем, в конце 19-го века, ряд немецких евреев поселились в Мексике в результате приглашения Максимилиана I из Мексики , за которым последовала огромная волна евреев-ашкенази, спасавшихся от погромов в России и Восточной Европе. Вторая крупная волна иммиграции произошла после распада Османской империи многих сефардских евреев из Турции, Марокко , что привело к бегству и некоторых частей Франции. Наконец, волна иммигрантов бежала от растущих нацистских преследований в Европе во время Второй мировой войны. По переписи 2010 года их насчитывается 67 476 человек. [39] Евреи в Мексике, что делает их третьей по величине еврейской общиной в Латинской Америке.
Базируясь в Канкуне, они охватили весь Кинтана-Роо и мексиканские Карибы, включая Плайя-дель-Кармен, Косумель, Исла-Мухерес и Мериду.
В 2010 году они открыли филиал Хабада в Плайя-дель-Кармен, чтобы расширить свою деятельность. Раввину Менделю Гольдбергу вместе со своей женой Хаей и двумя дочерьми было поручено руководить там деятельностью и открыть новый центр.
В штате Нижняя Калифорния также проживало евреи в течение последних нескольких сотен лет. Ла-Пас, Мексика, был домом для многих еврейских торговцев, которые приходили в порт и занимались бизнесом. Многие местные жители Ла-Паса происходят из известных семей Школьников, Тушманов и Хабиффов, хотя большинство из них ассимилировались с мексиканской жизнью. В последние годы туристическая индустрия оживилась в Южной Нижней Калифорнии, где многие американские пенсионеры покупали недвижимость вокруг Нижней Нижней Калифорнии и жили в ней. В 2009 году, благодаря созданию низовой еврейской общины и с помощью бизнесмена из Тихуаны Хосе Галикота, Хабад направил раввина Бенни Гершковича и его семью руководить деятельностью Еврейского центра Кабо, расположенного в Лос-Кабосе, Мексика, но предоставляющего еврейским услуги и помощь евреям, разбросанным по всему региону Нижняя Южная, включая Ла-Пас, Тодос-Сантос и Восточный Кейп.
Nicaragua[editНикарагуа
В 20 веке еврейская община Никарагуа состояла в основном из иммигрантов из Восточной Европы, прибывших в Никарагуа после 1929 года. [40] Евреи в Никарагуа представляли собой относительно небольшую общину, большинство из которых проживало в Манагуа . Евреи внесли значительный вклад в экономическое развитие Никарагуа, посвятив себя сельскому хозяйству, производству и розничной торговле. [41] Было подсчитано, что наибольшее количество евреев в Никарагуа достигло пика в 250 человек в 1972 году. [40] Около 60 евреев покинули страну после землетрясения 1972 года , опустошившего Манагуа и уничтожившего многие еврейские предприятия, а другие бежали во время насилия и беспорядков Сандинистской революции 1978-1979 годов . Когда в 1979 году был свергнут никарагуанский диктатор Анастасио Сомоса , почти все оставшиеся никарагуанские евреи покинули страну, обеспокоенные своим будущим при новом социалистическом правительстве.
Начиная с 1983 года администрация Рейгана в США предприняла согласованные усилия по увеличению внутренней поддержки финансирования контрас , убеждая американских евреев в том, что сандинистское правительство является антисемитским. [42] [43] По словам лидера Контрас Эдгара Чаморро , офицеры ЦРУ рассказали ему об этом плане на встрече в 1983 году, оправдывая его антисемитским аргументом, что евреи контролируют средства массовой информации и их победа будет ключом к успеху в связях с общественностью. [42] Антидиффамационная лига поддержала обвинения администрации Рейгана в сандинистском антисемитизме, активно работая с евреями Никарагуа над возвращением синагоги, которая была взорвана зажигательной бомбой сандинистскими боевиками в 1978 году и захвачена сандинистским правительством в 1979 году. [44] [45] [46] [47] Однако различные левые организации, выступавшие против политики администрации Рейгана в Латинской Америке, в том числе прогрессивная « Новая еврейская программа» , левая неправительственная организация « Совет по делам полушария» , а также Американский еврейский комитет , все обнаружили, что не было никаких доказательств поддержать обвинения США в правительственном антисемитизме. [48] [43] [49] Энтони Куэйнтон , посол США в Никарагуа , также не сообщил об отсутствии доказательств правительственного антисемитизма после расследования, проведенного сотрудниками посольства. [50] [51] [52] Десятки никарагуанских евреев, бежавших из страны, поддержали обвинения администрации Рейгана в антисемитизме, сославшись на несколько случаев запугивания, преследования и произвольных арестов. [53] [54] [46] но двое евреев, оставшихся в Никарагуа, отрицали свою точность, и в то время их широко цитировали в средствах массовой информации. [55] [56] [57]
После того, как Даниэль Ортега проиграл президентские выборы 1990 года, никарагуанские евреи начали возвращаться в Никарагуа. До 1979 года в еврейской общине не было раввина или моэля (практикующего обрезание). В 2005 году еврейская община насчитывала около 50 человек и включала 3 мохалимов, но не имела рукоположенного раввина. [58] В 2017 году произошло массовое обращение в иудаизм 114 никарагуанцев. [59]
Панама [ править ]
На протяжении почти пятисот лет Панама была транзитной станцией. Задолго до строительства Панамского канала в начале двадцатого века торговцы, миссионеры, авантюристы и бандиты пересекали болота Панамы, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан или наоборот.
Хотя потомки «анусимов», или вынужденных новообращенных, с Пиренейского полуострова жили в Панаме с начала шестнадцатого века, там существовала еврейская община, которая открыто исповедовала религию, пока на это не потребовались столетия (?). Евреи, в основном сефарды с близлежащих островов, таких как Кюрасао , Сент-Томас и Ямайка , а также еврейские иммигранты из Центральной и Восточной Европы начали прибывать в Панаму в больших количествах до середины девятнадцатого века, привлеченные экономическими стимулами, такими как строительство двухокеанских железных дорог. и золотая лихорадка в Калифорнии. [ нужна ссылка ]
За ними последовали другие волны иммиграции: во время Первой мировой войны от распада Османской империи , до и после Второй мировой войны из Европы, из арабских стран из-за исхода, вызванного в 1948 году, а в последнее время из стран Южной Америки, страдающих от экономического кризиса. .
Центром еврейской жизни в Панаме является Панама-Сити , хотя исторически небольшие группы евреев селились и в других городах, таких как Колон , Давид , Читре , Ла Чоррера , Сантьяго-де-Верагуас и Бокас-дель-Торо . Эти общины исчезают по мере того, как семьи переезжают в столицу в поисках образования для своих детей и по экономическим причинам. [ нужна ссылка ] Сегодня еврейская община насчитывает около 20 тысяч человек. [ нужна ссылка ]
Панама — единственная страна в мире, за исключением Израиля, в которой в двадцатом веке было два президента-еврея. В шестидесятые годы Макс Дельвалье был сначала вице-президентом, затем президентом. Его племянник Эрик Артуро Дельвалле был президентом с 1985 по 1988 год. Они оба были членами синагоги Коль Шеарит Исраэль и принимали участие в еврейской жизни.
Парагвай [ править ]
К 19 веку еврейские иммигранты прибыли в Парагвай из таких стран, как Франция, Швейцария и Италия. Во время Первой мировой войны в Парагвай прибыли евреи из Палестины ( Иерусалим ), Египта и Турции, в основном евреи-сефарды. В 1920-е годы произошла вторая волна иммигрантов из Украины и Польши. Между 1933 и 1939 годами от 15 000 до 20 000 евреев из Германии, Австрии и Чехословакии воспользовались либеральными иммиграционными законами Парагвая, чтобы бежать из оккупированной нацистами Европы. После Второй мировой войны большинство евреев, прибывших в Парагвай, пережили концентрационные лагеря . Сегодня в столице Парагвая Асунсьоне проживает около 1000 евреев . Большинство из них немецкого происхождения.
Peru[editПеру
В Перу конверсос прибыли во время испанского завоевания . Поначалу они жили без ограничений, поскольку инквизиция не действовала в Перу в начале вице-королевства . Затем, с приходом инквизиции, новых христиан начали преследовать, а в некоторых случаях казнить. В этот период этих людей иногда называли «марранами», новообращенными («conversos») и «cristianos nuevos» (новыми христианами), даже если они не были среди первых обращенных из иудаизма и были воспитаны как католики. Потомки этих колониальных сефардских евреев , обращенных в христианство, поселились в основном в северных горных районах и северных высоких джунглях , и они были ассимилированы с местным населением: Кахамарка , северные высокогорья Пьюры, такие как Аябака и Уанкабамба, среди других, из-за культурных и этнических факторов. контакт с южными горными районами Эквадора. В наше время, до и после Второй мировой войны, некоторые евреи-ашкенази , в основном западные и восточные славяне и венгры, мигрировали в Перу, в основном в Лима . Сегодня перуанские евреи представляют важную часть экономики и политики Перу; большинство из них принадлежат к общине ашкенази .
Пуэрто-Рико [ править ]
В Пуэрто-Рико в настоящее время проживает крупнейшая еврейская община в Карибском бассейне: более 3000 евреев поддерживают четыре синагоги; три в столице Сан-Хуане: по одному от реформаторов , консерваторов и Хабада , а также сатмарская община в западной части острова в городе Маягуэс, известном как Тойрас-Хесед. [60] для информации о Миньяниме. Многим евреям удалось поселиться на острове в качестве тайных евреев и поселиться в отдаленных горных районах острова, как это сделали первые евреи во всех испанских и португальских колониях. [61] В конце 1800-х годов во время испано-американской войны многие американские военнослужащие-евреи собрались вместе с местными пуэрториканскими евреями в здании Old Telegraph в Понсе, чтобы провести религиозные службы. [62] Многие евреи Центральной и Восточной Европы приехали сюда после Второй мировой войны.
Суринам [ править ]
В Суринаме проживает старейшая еврейская община в Америке. Во время инквизиции в Португалии и Испании около 1500 года многие евреи бежали в Нидерланды и голландские колонии, спасаясь от социальной дискриминации и инквизиторских преследований, иногда включая пытки и приговор к сожжению. Тех, кто обратился в католическую веру, называли новыми христианами, conversos и, реже, «марранами». Штатгальтер короля Португалии дал тем, кто хотел уехать, некоторое время, чтобы они могли обосноваться, и предоставил им 16 кораблей и охранную грамоту для отъезда в Нидерланды. Голландское правительство предоставило возможность поселиться в Бразилии. Но большинство из них нашли свой дом в Ресифи , и торговцы стали выращивать какао . Но португальцы в Бразилии вынудили многих евреев переселиться в северные голландские колонии в Америке, Гайаны . Евреи поселились в Суринаме в 1639 году. [ нужна ссылка ]
Суринам был одним из важнейших центров еврейского населения в Западном полушарии, а евреи там были плантаторами и рабовладельцами. [63]
В течение нескольких лет, когда началась Вторая мировая война, многие еврейские беженцы из Нидерландов и других частей Европы бежали в Суринам. Сегодня в Суринаме проживают 2765 евреев. [ нужна ссылка ]
Тринидад и Тобаго [ править ]
История евреев в Тринидаде и Тобаго перенаправляется сюда.
Тринидад и Тобаго , бывшая британская колония, является домом для более чем 500 евреев.
Уругвай [ править ]
Присутствие новых христиан в Уругвае восходит к 16 веку, однако сохранилось мало документов, касающихся истории конверсо в колониальный период. В 1726 году губернатор Монтевидео призвал первых поселенцев быть «достойными людьми, с хорошими привычками, репутацией и семьей, чтобы они не были нижестоящими и не принадлежали к мавританской или еврейской расе». Первое упоминание об открытом еврейском поселении относится к 1770-м годам. С окончанием инквизиции в 1813 году политическая и социальная система Уругвая достигла более высокого уровня открытости и терпимости. Эта открытость послужила основой для дальнейшего проживания евреев, начиная с 19 века. В 1929 году еврейская община Ашкенази создала образовательную сеть. Еврейские школы функционируют в различных частях страны с 1920-х годов. В 1930-е годы существовали значительные фашистские и либеральные антииммиграционные элементы, которые выступали против любой иностранной иммиграции, оказывая сильное давление на еврейскую иммиграцию. Евреи были выделены, и многие люди выступали против включения евреев в уругвайское общество.
Венесуэла [ править ]
История венесуэльских новых христиан, скорее всего, началась в середине 17 века, когда некоторые записи свидетельствуют о том, что группы конверсос жили в Каракасе и Маракайбо . На рубеже XIX века Венесуэла и Колумбия вели войны за независимость против своих испанских колонизаторов. Симон Боливар , освободитель Венесуэлы, и его сестра нашли убежище и материальную поддержку своей армии в домах евреев Кюрасао . После обретения независимости в 1826 году практикующие евреи приехали из Кюрасао в Санта-Ана-Коро , где они процветали под властью Нидерландов. Иудаизм был признан законной религией. Правительство предоставило евреям землю под кладбище.
Согласно национальной переписи населения, проведенной в конце XIX века, в 1891 году в Венесуэле в качестве граждан проживало 247 евреев. В 1907 году было создано Израильское благотворительное общество, которое в 1919 году стало Израильским обществом Венесуэлы. евреи, которые были разбросаны по разным городам и поселкам по всей стране вместе.
К 1943 году в страну въехало около 600 немецких евреев, а после Второй мировой войны еще несколько сотен стали ее гражданами. К 1950 году сообщество выросло примерно до 6000 человек, даже несмотря на иммиграционные ограничения.
В первые десятилетия 21 века многие венесуэльские евреи решили эмигрировать из-за роста антисемитизма, а также политического кризиса и нестабильности. В настоящее время в Венесуэле проживает около 10 000 евреев, более половины из которых проживают в столице Каракасе. [64] Венесуэльское еврейство разделено поровну между сефардами и ашкенази. Все, кроме одной, из 15 синагог страны являются православными. Большинство евреев Венесуэлы являются представителями среднего класса.
Нынешний президент Венесуэлы Николас Мадуро утверждает, что имеет сефардское еврейское происхождение. [65] Еврейские организации, такие как Латиноамериканский еврейский конгресс, раскритиковали Мадуро и его предшественника Уго Чавеса за пропаганду антисемитизма. [65]
еврейское население в Северной и Южной Америке и странах Карибского бассейна в Зарегистрированное г. 2014
Классифицировать (по всему миру) | Страна | еврейский Население | % из Страна |
---|---|---|---|
7 | Аргентина | 180,500 | 0.42% |
10 | Бразилия | 93,800 | 0.05% |
14 | Мексика | 40,000 | 0.03% |
24 | Уругвай | 16,900 | 0.36% |
24 | Чили | 18,300 | 0.1% |
26 | Панама | 10,000 | 0.28% |
31 | Венесуэла | 7,600 | 0.2% |
39 | Колумбия | 7,500 | <0,01% |
47 | Коста-Рика | 4,800 | 0.80% |
51 | Перу | 1,900 | <0,01% |
54 | Пуэрто-Рико | 1,500 | <0,04% |
60 | Парагвай | 900 | <0,01% |
61 | Гватемала | 900 | 0.02% |
63 | Эквадор | 600 | <0,01% |
67 | Каймановы острова | 600 | 1.00% |
68 | Куба | 500 | 0.00% |
69 | Виргинские острова США | 500 | 0.48% |
74 | Багамы | 300 | 0.09% |
80 | Ямайка | 300 | 0.09% |
81 | Нидерландские Антильские острова | 200 | 0.07% |
82 | Суринам | 200 | 0.03% |
88 | Доминиканская Республика | 100 | 0.003% |
89 | Сальвадор | 100 | <0,01% |
90 | Гондурас | 100 | 0.00% |
107 | Аруба | 85 | 0.08% |
Н/Д | Французская Гвиана | 880? [66] | 0.02% |
Н/Д | Барбадос | 970? [ нужна ссылка ] | 0.00% |
Н/Д | Гаити | 25? [67] | 0.00% |
Н/Д | Бермуды | 20? [ нужна ссылка ] | 0.00% |
1 Всемирный справочник ЦРУ , большинство оценок актуальны по состоянию на июль 2014 года; Еврейская виртуальная библиотека: Статистика естественного движения населения: еврейское население мира (1882 г. – настоящее время).
См. также [ править ]
- Список карибских евреев
- Еврейская иммиграция в Пуэрто-Рико
- Бнай Брит Латинская Америка
- Латиноамериканские мусульмане
- Charles Palache
- Семья Паллаче
Ссылки [ править ]
- ^ «Евреи, плававшие с Колумбом» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эли Бирнбаум, История еврейского народа
- ↑ Прощай, Испания, Мир, который помнили сефарды , автор Говард Сачар
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шерри Мэнган, «Грозовые тучи над боливийским убежищем»
- ↑ Марио Руэда Пенья, «Евреи Валлегранде», Эль Дебер , 23 ноября 1995 г.
- ↑ Луз, Марина Канелас А., «Еврейское великолепие в Ллайте», Los Tiempos , 24 сентября 2006 г.
- ↑ Джеффри Лессер, «Иммиграция и интеграция польских евреев в Бразилии». Архивировано 13 декабря 2010 г. в Wayback Machine , Университет Эмори.
- ^ Бразильская перепись 2010 года, Бразильский институт географии и статистики. Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ Государственный департамент США. Бразилия , Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Игнасио Клих и Джефф Лессер, Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реалии, Psychology Press, 1997, страницы 76–78
- ^ Латинская Америка во время Второй мировой войны, Томас М. Леонард, Джон Ф. Братцель, стр.117.
- ^ Флоренсия Арбисер, «Массовые новообращенные ставят перед латиноамериканскими евреями дилемму» , JTA, 18 июня 2009 г.
- ↑ Перман, Стейси: «Еврейский путешественник: Коста-Рика». Архивировано 8 марта 2009 года в Wayback Machine , журнал Hadassah , декабрь 2006 года. Проверено 29 декабря 2006 года.
- ^ «Еврейская община Коста-Рики» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Кубы» .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 16 сентября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «На Кубе: в поисках крошечного уголка еврейской жизни» . Нью-Йорк Таймс . 4 февраля 2007 г.
- ^ «Изгнание евреев испанской инквизицией» . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Миграция евреев в 1700-х годах» . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Миграция евреев в Доминиканскую Республику в поисках убежища от Холокоста» . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Частичное, краткое описание евреев в Доминиканской Республике» . Архивировано из оригинала 26 июня 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ «Доминиканская республика-евреи» . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Затерянные сефардские племена Латинской Америки
- ^ Шилдс, Жаклин. «Эквадор: виртуальный тур по еврейской истории» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ «Лос Каминос де Исраэль – некоммерческая еврейская организация» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2018 года . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ «Еврейская община Сальвадора выходит из многовековой изоляции и ассимиляции» . Кулану . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Древняя еврейская традиция одежды» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ^ «Ультраортодоксальное поселение Лев Тахор усилило напряженность в гватемальской деревне, - сообщает CIJA» . 3 июля 2014 г.
- ^ «Все больше членов секты Льва Тахора покидают Канаду и переезжают в Гватемалу» . 3 июля 2014 г.
- ^ «24 сентября: изгнано из Северной Америки». Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , Jewish Currents , опубликовано 23 сентября 2012 г. Проверено 26 августа 2015 г.
- ^ Бренда Пламмер, «Между привилегиями и позором: арабы и евреи на Гаити» , Игнасио Клих, Джефф Лессер, Арабские и еврейские иммигранты в Латинской Америке: образы и реальности , Psychology Press, 1997, стр. 80–81
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пламмер (1997), стр.84.
- ↑ Сообщено в еврейской газете «Ха-Мелиц» от 12 июля 1881 г.
- ^ Пламмер (1997), стр.86–88.
- ^ Пламмер (1997), стр.88
- ^ http://forward.com/articles/123890/ , Нападающий
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэрилин., Делеванте (2006). Остров одного народа: рассказ об истории евреев Ямайки . Альберга, Энтони. Кингстон: Ян Рэндл. ISBN 9789766376932 . OCLC 854586578 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мордехей., Арбелл (2000). Португальские евреи Ямайки . Кингстон, Ямайка: Canoe Press. ISBN 9768125691 . ОСЛК 45701914 .
- ^ «Панорама религий Мексики 2010» (PDF) (на испанском языке). ИНЕГИ п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября . Получено 11 июня.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Всемирные еврейские общины – Латинская Америка – Никарагуа» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ «Преследования и ограничения религии в Никарагуа – стенограмма» . Бюллетень Государственного департамента США . 1984. с. 2 . Проверено 30 августа 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Охотник. Внешняя политика Израиля . п. 170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эскуде, Карлос (август 2013 г.). «На изнаночной стороне истории – Израиль, Латинская Америка и Соединенные Штаты с точки зрения периферийного реализма, 1949–2012 годы», в журнале Judaica Latinoamericana VII . Еврейский университет Магнес Пресс, ООО
- ^ «Показывает, что небольшая еврейская община Никарагуа подвергается жестокому обращению со стороны сандинистов» . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ «ADL сообщает, что еврейская община Никарагуа была вынуждена покинуть страну сандинистским правительством» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 31 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Муравчик, Джошуа; Альбертс, Сьюзен; Коренштейн, Энтони (1 сентября 1986 г.). «Сандинистский антисемитизм и его апологеты» . Комментарий . 82 (3) . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ «Мнение | ТАК САНДИНИСТЫ АНТИСЕМИТЫ? КОНЕЧНО, ОНИ» . Нью-Йорк Таймс . 5 апреля 1986 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Охотник. Внешняя политика Израиля . п. 171.
- ^ Клих, Игнасио (1986). «Еврейская поддержка контрас?» . Еврейский ежеквартальный журнал . 33 (2). doi : 10.1080/0449010X.1986.10703674 (неактивен 31 января 2024 г.) . Проверено 8 декабря 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Вингертер, Эрик; Делакур, Джастин (2009). «Разыгрывание карты «антисемитизма» против Венесуэлы» . Отчет NACLA по Америке . 42 (5): 49–52. дои : 10.1080/10714839.2009.11725471 . S2CID 157079721 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Крукевитт. Смерть Бена Линдера . п. 84.
- ^ Корнблу, Питер (1987). Никарагуа, цена вмешательства: войны Рейгана против сандинистов . Институт политических исследований. п. 174. ИСБН 9780897580403 . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Трейси, Лоуренс (20 марта 1986 г.). «Пост неправильный (III)» . Вашингтон Пост .
- ^ Л, Мелани. «Сандинистская война за права человека» . Фонд наследия . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Бергер, Джозеф (20 апреля 1986 г.). «Среди евреев Никарагуа много споров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Коди, Эдвард (29 августа 1983 г.). «Евреи Манагуа отвергают обвинения в антисемитизме» . Вашингтон Пост . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Охотник. Внешняя политика Израиля . стр. 171–172.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе, 2005 г.» . Госдепартамент США. Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ «Крошечная еврейская община Никарагуа увеличилась вдвое: в ней приняли 114 новообращенных» . Таймс Израиля .
- ^ «Тойрас Джесед де Пуэрто-Рико» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 года.
- ^ "Дом" . Архивировано из оригинала 30 апреля 2008 года . Проверено 10 января 2009 г.
- ^ El Vocero , Приложение: 40-летие Государства Израиль, раздел: Евреи PR, 1988, стр.6
- ^ Энциклопедия Латинской Америки: индейцы в эпоху глобализации (от предыстории до наших дней) . Дж. Майкл Фрэнсис, Факты в архиве. Нью-Йорк, 2010 г., с. 296,
- ↑ После Чавеса венесуэльские евреи пускают корни в других местах – The Times of Israel.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмулович, Михал (13 мая 2013 г.). «Лидер-антисемит» Венесуэлы признает еврейское происхождение» . Таймс Израиля . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Виртуальный тур по еврейской истории: Французская Гвиана
- ^ Этнические группы - Гаити , The Forward
Библиография [ править ]
- Мордехай Арбелл, Деннис Ченнинг Лэндис, Энн Фелпс Бэрри Испанские и португальские евреи в странах Карибского бассейна и Гвианы: библиография , Interamericas, 1999, ISBN 0-916617-52-1
- Мордехай Арбелл Португальские евреи Ямайки , Canoe Press, 2000, ISBN 976-8125-69-1
- Марджори Агосин Память, забвение и еврейская культура в Латинской Америке , University of Texas Press, 2005, ISBN 0-292-70667-7
- Алан Фредрик Бенджамин Евреи голландского Карибского бассейна: исследование этнической идентичности на Кюрасао , Рутледж, 2002 г., ISBN 0-415-27439-7
- Иуда М. Коэн Сквозь пески времени: история еврейской общины Сент-Томаса , UPNE, 2004 г., ISBN 1-58465-341-8
- Джудит Лайкин Элкин. Евреи Латинской Америки (ред.) Холмс и Мейер, 1998. ISBN 0-8419-1369-2
- Ариэль Сигал Фрилих Евреи Амазонии: самоизгнание в земном раю , Еврейское издательское общество, 1999, ISBN 0-8276-0669-9
- Джеффри Лессер и Раанан Рейн. Переосмысление евреев-латиноамериканцев . Издательство Университета Нью-Мексико, 2008. ISBN 978-0-8263-4401-4
- Джеффри Лессер, Приветствуя нежелательных: Бразилия и еврейский вопрос . Издательство Калифорнийского университета, 1995 г.
- Руджеро, Кристин Еврейская диаспора в Латинской Америке и Карибском бассейне: фрагменты памяти , Sussex Academic Press, 2005, ISBN 1-84519-061-0
- Евреи и расширение Европы на Запад, 1450–1800 гг. , Berghahn Books, 2001, ISBN 1-57181-430-2
- Лео Спитцер. Отель Боливия . Хилл и Ван, 1998. ISBN 0-8090-5545-7
Внешние ссылки [ править ]
- Бразильские евреи сталкиваются с 60% смешанными браками. Включает историю и текущую статистику.
- Латиноамериканские евреи борются с всплеском антисемитизма Сара Миллер Ллана, The Christian Science Monitor, 26 июля 2009 г.