Jump to content

Еврейский секуляризм

Ахад Хаам , один из самых выдающихся еврейских идеологов секуляризма.

Еврейский секуляризм относится к секуляризму в еврейском контексте, обозначая определение еврейской идентичности с небольшим вниманием или вообще без внимания к ее религиозным аспектам. [1] [а] Концепция еврейского секуляризма впервые возникла в конце 19 века, пик ее влияния пришелся на межвоенный период .

История [ править ]

Евреи секуляризация и

Марраны . в Испании, которые сохранили некоторое чувство еврейской идентичности и отчуждения, будучи формально католиками, в некоторой степени предвосхитили процесс европейской секуляризации Их диаспора за пределами Иберии объединяла верующих католиков, вернувшихся в иудаизм (по обоим причинам редко полностью комфортных в своей религии) и деистов в одну «нацию марранов». [3] Барух Спиноза , глашатай светской эпохи, выступал за отмену религиозного контроля над обществом и передачу веры в частную сферу. Однако в его представлениях не было ничего специфически еврейского: он считал, что без церемониального закона, определяющего евреев, их коллективное существование в конечном итоге прекратится, и этот результат он считал долгожданным. Нет никаких доказательств того, что он сохранил чувство еврейства после того, как был предан анафеме в 1656 году. [4] Религиозная распущенность и аккультурация, широко распространенные среди испанских изгнанников, начали проявляться среди ашкенази Центральной Европы, когда богатые придворные евреи вошли в христианское общество. [5]

В конце XVIII века общинная автономия была постепенно отменена растущими централизованными государствами Европы, а вместе с ней и полномочия раввинов и надзирателей применять уголовные санкции к нарушителям. Аккультурация, частичная интеграция и, что гораздо менее важно, мысль Просвещения — все это быстро раздражало традиционные обряды. С ослаблением католической церкви традиционная роль евреев как униженных свидетелей ее истины больше не была политической максимой, и абсолютистские правители задумались, как превратить их в полезных подданных. Еврейские интеллектуалы, члены новой нераввинской секуляризованной элиты, также пытались решить современные проблемы. Радикальные еврейские просветители , такие как Саул Ашер , Лазарь Бендавид и Перес Питер Бир (1758-1838), предлагали свести иудаизм к немногим большему, чем деизм . Однако даже их аргументы основывались на концепции божественного откровения . [6] стремясь восстановить древнюю, «чистую» версию религии до того, как заповеди Бога предположительно были искажены иррациональными дополнениями.

В конце концов, ограничения эмансипации в Центральной и Западной Европе, готовые терпеть евреев как христианскую конфессию и отвергающие любые остатки корпоративной автономии, привели к тому, что модернизация и секуляризация выразились в конфессионализации иудаизма. Оно было ограничено частной сферой, в то время как от его приверженцев ожидалось, что они будут соответствовать гражданским нормам в общественной и идентифицировать себя с национальным государством в политической сфере, часто как «граждане Моисеевой веры ». Синагога, семейная жизнь и строго религиозные вопросы (различие между «светской» и «религиозной» сферами, заимствованное из христианства, было чуждо еврейской традиции) были единственными местами, где еврейство могло выражаться. Зарождающееся реформаторское движение радикально изменило религию, чтобы ее можно было адаптировать к современным обстоятельствам. Традиционалисты, объединившиеся в самосознательное православие , молча терпели перемены, закрывая глаза на беспринципную распущенность. В модернистских православных кругах , аккультурация даже хвалилась.

Ученые « Науки иудаизма », которые представили критические академические методы в изучении еврейской истории, опровергли традиционную интерпретацию, но редко интересовались альтернативами для секуляризованной современной массы. Они даже презирали попытки религиозной реформы, как радикальной, так и консервативной, и многие были убеждены, что иудаизму суждено исчезнуть; Мориц Штайншнейдер однажды заметил, что их целью было «надлежащим образом похоронить труп». Полная религиозная апатия была обычным явлением среди евреев XIX века, но она не сопровождалась какой-либо позитивной идентичностью. Дети таких людей часто обращались в христианство. [7] [8]

Подъем секуляризма еврейского

Лишь в конце XIX века в Восточной Европе возникло новое, позитивное и светское определение еврейского существования. Восточноевропейские евреи, составлявшие в то время более 90% мирового еврейства, были явно некультурными: в 1897 году 97% объявили идиш своим родным языком, и только 26% могли читать русский алфавит . Иврит оставался языком букв, а традиционное образование было нормой; из 5,2 миллиона евреев только 21 308 посещали государственные школы в 1880 году. Страдая от жестокой дискриминации, они оставались отдельной корпоративной и этнической группой. Процессы секуляризации шли медленно: радикальным просветителям, проповедующим гражданскую интеграцию и модернизацию, приходилось бороться с хорошо укоренившимся раввинским руководством, престиж которого не подвергался сомнению. В отличие от их эмансипированных собратьев на Западе, их еврейство было самоочевидным и нерефлексивным. На этом «толстом» слое этнической принадлежности, где практически не было альтернативной высокой культуры , в которую можно было бы ассимилироваться, медленный распад общественной жизни и воздействие современных представлений позволили адаптироваться, а не маргинализировать. В 1870-х и 1880-х годах несколько евреев национальные движения объединились в Восточной Европе, сопровождаясь литературным возрождением иврита и идиша. В тандеме молодые интеллектуалы выдвинули радикально новое понимание еврейской идентичности.

Самым выдающимся из них, которого многие считают отцом еврейского секуляризма, был Ашер Хирш Гинзберг, известный под псевдонимом Ахад Хаам . В отличие от других мыслителей, подвергшихся влиянию секуляризации, он не стремился избежать их последствий, а противостоял им, сохраняя при этом полную преемственность с еврейским прошлым. Он понимал, что теологический дискурс, который определял евреев, вот-вот потеряет актуальность сначала для молодых и образованных, а затем и для большинства. В то время как другие игнорировали эту тему, Гинзберг наметил революционное решение, заимствовав, в частности, социал-дарвинизм Герберта Спенсера . Он полностью разрешил вопрос откровения, который так волновал православных и реформистов на Западе, а также вопрос божественного избрания . С его светской, агностической точки зрения, народ возник сам по себе, а не благодаря вмешательству Бога; Движущей, оживляющей силой еврейской истории была не передача учения Божия из поколения в поколение, а творческие инстинкты и « национальный дух » евреев. Он так описывал себя и своих единомышленников в 1898 году: Свободомыслящий еврей, любящий свой народ, — пантеист . Он видит творчество национального духа изнутри там, где верующий видит только вмешательство высшей силы извне.

Ахад Гаам был не единственным и далеко не самым радикальным, кто пропагандировал культурно-национальную концепцию еврейства. Его суровый критик Миха Йозеф Бердычевский , находившийся под сильным влиянием Ницше , стремился к переоценке ценностей и проповедовал разрыв с прошлым. Гинзберг очень ценил традицию, рассматривая ее не как самостоятельный свод божественных заповедей, а как набор обычаев, направленных на консолидацию народа, которые можно было адаптировать или отказаться исходя из тех же соображений (этот инструментальный взгляд на еврейское право был принят многими идеологами секуляризма и даже преподавался как исторически достоверный). Симон Дубнов , еще один ведущий интеллектуал культурно-национальной школы, оказал особое влияние на развитие светской еврейской историографии . Ученые «науки иудаизма» в Германии, в основном Генрих Грец , секуляризовали раввинский взгляд на прошлое, но придерживались религиозного взгляда на него. В работе Дубнова, послужившей основой для всех секуляристских историков, еврейский народ представлял собой «психологический организм», в котором есть каждая личность, кроме «клетки», проникнутой изначальным инстинктом формирования коллективных институтов. Дубнов и его сторонники поддержали Национальная личная автономия евреев в России . Еще одним мыслителем, чья философия более явно касалась только восточноевропейских евреев, был Хаим Житловский , основатель радикального идишизма . С упадком веры Житловский выступал за то, чтобы одноязычная идишская нация и культура были будущим местных евреев, а старые традиции служили фольклором, который можно было выборочно перенимать. Ни он, ни его последователи никогда не обсуждали другие еврейские этнические группы.

Ахад Хаам, Бердычевский, Дубнов и Житловский были лишь немногими из наиболее выдающихся еврейских секуляристских идеологов своего времени. Сотни других, под влиянием крупных мыслителей и поддерживающих различные национальные движения, действовали среди миллионов людей в черте оседлости , Польше и прилегающих регионах.

Расцвет [ править ]

Новое понимание еврейства быстро распространилось от интеллектуалов к остальной части общества, в сферы массовой культуры и повседневной жизни. Поскольку восточноевропейские евреи претерпевали секуляризацию и аккультурацию в конце 19-го и начале 20-го веков и были признаны национальным меньшинством с автономными правами в межвоенный период , еврейский секуляризм процветал. От социалистического Бунда до буржуазной Народной партии , еврейские политические партии заявили о своей приверженности пропаганде новых взглядов среди общественности. Даже сионисты , которые были более заинтересованы в сотрудничестве с православными, потеряли многих традиционных членов, когда они приняли аналогичную политику на своем Сионистском конгрессе 1911 года . Новый литературный канон, созданный писателями, приверженными светскому делу, должен был дать народу еврейскую культуру, способную конкурировать с польской или русской культурой. Это было дополнено растущими сценами театра и прессы, охватившими обширную аудиторию. Интеллектуалы, посвятившие себя светскому культурному возрождению, включились в работу, чтобы по-новому интерпретировать и переформулировать праздники и другие аспекты еврейской традиции: новые детские песни, например, служили для устранения старых религиозных повествований и распространения новых, сосредоточенных на семье или нации. Светские послания распространялись современными еврейскими школами и молодежными движениями, которые обслуживали сотни тысяч учеников. [ нужна ссылка ]

Логика переопределения евреев как современной нации была распространена на критерии принадлежности к евреям, заменив их этнокультурными признаками. Ахад Хаам отверг идею обращения , которую он считал недействительной. Бердичевский выступал за ассимиляцию палестинских арабов в еврейское общество посредством смешанных браков без обращения. Немало идишистов, таких как идеолог бундовцев А. Литвак (Хаим Янкль Гельфанд, 1874–1932) [9] ), утверждал, что объявление идиша родным языком является единственной мерой для определения еврейской национальности. Сионист Якоб Клацкин заявил, что те, кто идентифицирует себя с другими нациями (как и большинство «граждан Моисеевой веры» в Западной и Центральной Европе), совершают « национальное отступничество » и, следовательно, находятся за пределами еврейства. [ нужна ссылка ]

Среди миллионов восточноевропейцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты и другие западные страны, новый еврейский секуляризм, импортированный из дома, продолжал процветать. Группа радикальных интеллектуалов объединилась в 1915 году и основала журнал «Менора» , отстаивающий «светскую еврейскую» идентичность и высмеивающий религию и раввинов. Социалистические идишисты, организованные в «Арбетер Ринг» и другие профсоюзы, способствовали светскому реформированию еврейской жизни: традиционные тексты, такие как Пасхальная Агада , были заменены изданиями на идиш или английском языке, подчеркивающими еврейское классовое сознание и антираввинизм . Районы с плотным заселением иммигрантов в Нью-Йорке обеспечивали сильное ощущение еврейской этнической принадлежности и представляли собой аудиторию для интеллектуалов и культурных деятелей. [ нужна ссылка ]

В сионистском поселении в Израиля Земле культурный сионизм , находившийся под сильным влиянием Ахад Хаама. доминирующей философией был [ когда? ] . Высокоцентрализованное и идеологически движимое сионистское предприятие в стране позволило его лидерам быстро распространять интеллектуальные продукты своих философов и мыслителей, стремившихся создать новую еврейскую культуру. [ когда? ] . Старые праздники были радикально изменены: религиозные аспекты Хануки , сосредоточенные на чуде с маслом, были подавлены и заменены акцентом на национальный суверенитет и победу над иностранными врагами (в обход религиозной гражданской войны среди евреев). Сионистское присвоение еврейского календаря аналогичным образом повлияло на все праздники. Подчеркивались и культивировались те, которые могли служить национальным идеалам, особенно в прославлении военных подвигов или сельского хозяйства. Те, кто не смог, как Йом Кипур , были маргинализированы. [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Не путать с эпитетом «светский еврей», который имеет разные значения в разных контекстах. «Светский еврей» может быть религиозным евреем, который поддерживает секуляризм в общем контексте; в 20 веке американские раввины, выступавшие за строгое разделение церкви и государства, были наиболее ярким примером «светских евреев». В широком смысле это может обозначать любого еврея, ведущего светскую жизнь и не являющегося чрезвычайно религиозным. [2]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Не на небесах: Традиция еврейской светской мысли . Дэвид Биале . Издательство Принстонского университета, 2015, с. xii.
  2. ^ Булливант, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Oxford University Press, 2017. стр. 320–321.
  3. ^ Йирмиягу Йовель , Другой внутри - Марраны: разделенная идентичность и новая современность , Princeton University Press, 2009. стр. 352–358.
  4. ^ Стивен Надлер , Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи , Princeton University Press, 2011. стр. 166–168.
  5. ^ Файнер, Шмуэль. Истоки еврейской секуляризации в Европе восемнадцатого века . University of Pennsylvania Press, 2011. стр. xi–xiii.
  6. ^ Левенсон, Алан Т .; Кляйн, Роджер К. (2006). Введение в современных еврейских мыслителей: от Спинозы до Соловейчика . Роуман и Литтлфилд . п. 121. ИСБН  0742546071 .
  7. ^ Мейер, Майкл А. (1979). Истоки современного еврея: еврейская идентичность и европейская культура в Германии, 1749–1824 гг . Издательство Государственного университета Уэйна , стр. 115–123.
  8. ^ Сарна, Джонатан Д. (2007). Взлет, падение и возрождение светского иудаизма . Центр культурного иудаизма.
  9. ^ Литвак, А. в Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO. Доступ 2 декабря 2023 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec3538acfa747fc49ae7de239712d0ac__1719335820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/ac/ec3538acfa747fc49ae7de239712d0ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish secularism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)