Еврейский секуляризм
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Июнь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Еврейский секуляризм относится к секуляризму в еврейском контексте, обозначая определение еврейской идентичности с небольшим вниманием или вообще без внимания к ее религиозным аспектам. [1] [а] Концепция еврейского секуляризма впервые возникла в конце 19 века, пик ее влияния пришелся на межвоенный период .
История [ править ]
Евреи секуляризация и
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Марраны . в Испании, которые сохранили некоторое чувство еврейской идентичности и отчуждения, будучи формально католиками, в некоторой степени предвосхитили процесс европейской секуляризации Их диаспора за пределами Иберии объединяла верующих католиков, вернувшихся в иудаизм (по обоим причинам редко полностью комфортных в своей религии) и деистов в одну «нацию марранов». [3] Барух Спиноза , глашатай светской эпохи, выступал за отмену религиозного контроля над обществом и передачу веры в частную сферу. Однако в его представлениях не было ничего специфически еврейского: он считал, что без церемониального закона, определяющего евреев, их коллективное существование в конечном итоге прекратится, и этот результат он считал долгожданным. Нет никаких доказательств того, что он сохранил чувство еврейства после того, как был предан анафеме в 1656 году. [4] Религиозная распущенность и аккультурация, широко распространенные среди испанских изгнанников, начали проявляться среди ашкенази Центральной Европы, когда богатые придворные евреи вошли в христианское общество. [5]
В конце XVIII века общинная автономия была постепенно отменена растущими централизованными государствами Европы, а вместе с ней и полномочия раввинов и надзирателей применять уголовные санкции к нарушителям. Аккультурация, частичная интеграция и, что гораздо менее важно, мысль Просвещения — все это быстро раздражало традиционные обряды. С ослаблением католической церкви традиционная роль евреев как униженных свидетелей ее истины больше не была политической максимой, и абсолютистские правители задумались, как превратить их в полезных подданных. Еврейские интеллектуалы, члены новой нераввинской секуляризованной элиты, также пытались решить современные проблемы. Радикальные еврейские просветители , такие как Саул Ашер , Лазарь Бендавид и Перес Питер Бир (1758-1838), предлагали свести иудаизм к немногим большему, чем деизм . Однако даже их аргументы основывались на концепции божественного откровения . [6] стремясь восстановить древнюю, «чистую» версию религии до того, как заповеди Бога предположительно были искажены иррациональными дополнениями.
В конце концов, ограничения эмансипации в Центральной и Западной Европе, готовые терпеть евреев как христианскую конфессию и отвергающие любые остатки корпоративной автономии, привели к тому, что модернизация и секуляризация выразились в конфессионализации иудаизма. Оно было ограничено частной сферой, в то время как от его приверженцев ожидалось, что они будут соответствовать гражданским нормам в общественной и идентифицировать себя с национальным государством в политической сфере, часто как «граждане Моисеевой веры ». Синагога, семейная жизнь и строго религиозные вопросы (различие между «светской» и «религиозной» сферами, заимствованное из христианства, было чуждо еврейской традиции) были единственными местами, где еврейство могло выражаться. Зарождающееся реформаторское движение радикально изменило религию, чтобы ее можно было адаптировать к современным обстоятельствам. Традиционалисты, объединившиеся в самосознательное православие , молча терпели перемены, закрывая глаза на беспринципную распущенность. В модернистских православных кругах , аккультурация даже хвалилась.
Ученые « Науки иудаизма », которые представили критические академические методы в изучении еврейской истории, опровергли традиционную интерпретацию, но редко интересовались альтернативами для секуляризованной современной массы. Они даже презирали попытки религиозной реформы, как радикальной, так и консервативной, и многие были убеждены, что иудаизму суждено исчезнуть; Мориц Штайншнейдер однажды заметил, что их целью было «надлежащим образом похоронить труп». Полная религиозная апатия была обычным явлением среди евреев XIX века, но она не сопровождалась какой-либо позитивной идентичностью. Дети таких людей часто обращались в христианство. [7] [8]
Подъем секуляризма еврейского
Лишь в конце XIX века в Восточной Европе возникло новое, позитивное и светское определение еврейского существования. Восточноевропейские евреи, составлявшие в то время более 90% мирового еврейства, были явно некультурными: в 1897 году 97% объявили идиш своим родным языком, и только 26% могли читать русский алфавит . Иврит оставался языком букв, а традиционное образование было нормой; из 5,2 миллиона евреев только 21 308 посещали государственные школы в 1880 году. Страдая от жестокой дискриминации, они оставались отдельной корпоративной и этнической группой. Процессы секуляризации шли медленно: радикальным просветителям, проповедующим гражданскую интеграцию и модернизацию, приходилось бороться с хорошо укоренившимся раввинским руководством, престиж которого не подвергался сомнению. В отличие от их эмансипированных собратьев на Западе, их еврейство было самоочевидным и нерефлексивным. На этом «толстом» слое этнической принадлежности, где практически не было альтернативной высокой культуры , в которую можно было бы ассимилироваться, медленный распад общественной жизни и воздействие современных представлений позволили адаптироваться, а не маргинализировать. В 1870-х и 1880-х годах несколько евреев национальные движения объединились в Восточной Европе, сопровождаясь литературным возрождением иврита и идиша. В тандеме молодые интеллектуалы выдвинули радикально новое понимание еврейской идентичности.
Самым выдающимся из них, которого многие считают отцом еврейского секуляризма, был Ашер Хирш Гинзберг, известный под псевдонимом Ахад Хаам . В отличие от других мыслителей, подвергшихся влиянию секуляризации, он не стремился избежать их последствий, а противостоял им, сохраняя при этом полную преемственность с еврейским прошлым. Он понимал, что теологический дискурс, который определял евреев, вот-вот потеряет актуальность сначала для молодых и образованных, а затем и для большинства. В то время как другие игнорировали эту тему, Гинзберг наметил революционное решение, заимствовав, в частности, социал-дарвинизм Герберта Спенсера . Он полностью разрешил вопрос откровения, который так волновал православных и реформистов на Западе, а также вопрос божественного избрания . С его светской, агностической точки зрения, народ возник сам по себе, а не благодаря вмешательству Бога; Движущей, оживляющей силой еврейской истории была не передача учения Божия из поколения в поколение, а творческие инстинкты и « национальный дух » евреев. Он так описывал себя и своих единомышленников в 1898 году: Свободомыслящий еврей, любящий свой народ, — пантеист . Он видит творчество национального духа изнутри там, где верующий видит только вмешательство высшей силы извне.
Ахад Гаам был не единственным и далеко не самым радикальным, кто пропагандировал культурно-национальную концепцию еврейства. Его суровый критик Миха Йозеф Бердычевский , находившийся под сильным влиянием Ницше , стремился к переоценке ценностей и проповедовал разрыв с прошлым. Гинзберг очень ценил традицию, рассматривая ее не как самостоятельный свод божественных заповедей, а как набор обычаев, направленных на консолидацию народа, которые можно было адаптировать или отказаться исходя из тех же соображений (этот инструментальный взгляд на еврейское право был принят многими идеологами секуляризма и даже преподавался как исторически достоверный). Симон Дубнов , еще один ведущий интеллектуал культурно-национальной школы, оказал особое влияние на развитие светской еврейской историографии . Ученые «науки иудаизма» в Германии, в основном Генрих Грец , секуляризовали раввинский взгляд на прошлое, но придерживались религиозного взгляда на него. В работе Дубнова, послужившей основой для всех секуляристских историков, еврейский народ представлял собой «психологический организм», в котором есть каждая личность, кроме «клетки», проникнутой изначальным инстинктом формирования коллективных институтов. Дубнов и его сторонники поддержали Национальная личная автономия евреев в России . Еще одним мыслителем, чья философия более явно касалась только восточноевропейских евреев, был Хаим Житловский , основатель радикального идишизма . С упадком веры Житловский выступал за то, чтобы одноязычная идишская нация и культура были будущим местных евреев, а старые традиции служили фольклором, который можно было выборочно перенимать. Ни он, ни его последователи никогда не обсуждали другие еврейские этнические группы.
Ахад Хаам, Бердычевский, Дубнов и Житловский были лишь немногими из наиболее выдающихся еврейских секуляристских идеологов своего времени. Сотни других, под влиянием крупных мыслителей и поддерживающих различные национальные движения, действовали среди миллионов людей в черте оседлости , Польше и прилегающих регионах.
Расцвет [ править ]
Новое понимание еврейства быстро распространилось от интеллектуалов к остальной части общества, в сферы массовой культуры и повседневной жизни. Поскольку восточноевропейские евреи претерпевали секуляризацию и аккультурацию в конце 19-го и начале 20-го веков и были признаны национальным меньшинством с автономными правами в межвоенный период , еврейский секуляризм процветал. От социалистического Бунда до буржуазной Народной партии , еврейские политические партии заявили о своей приверженности пропаганде новых взглядов среди общественности. Даже сионисты , которые были более заинтересованы в сотрудничестве с православными, потеряли многих традиционных членов, когда они приняли аналогичную политику на своем Сионистском конгрессе 1911 года . Новый литературный канон, созданный писателями, приверженными светскому делу, должен был дать народу еврейскую культуру, способную конкурировать с польской или русской культурой. Это было дополнено растущими сценами театра и прессы, охватившими обширную аудиторию. Интеллектуалы, посвятившие себя светскому культурному возрождению, включились в работу, чтобы по-новому интерпретировать и переформулировать праздники и другие аспекты еврейской традиции: новые детские песни, например, служили для устранения старых религиозных повествований и распространения новых, сосредоточенных на семье или нации. Светские послания распространялись современными еврейскими школами и молодежными движениями, которые обслуживали сотни тысяч учеников. [ нужна ссылка ]
Логика переопределения евреев как современной нации была распространена на критерии принадлежности к евреям, заменив их этнокультурными признаками. Ахад Хаам отверг идею обращения , которую он считал недействительной. Бердичевский выступал за ассимиляцию палестинских арабов в еврейское общество посредством смешанных браков без обращения. Немало идишистов, таких как идеолог бундовцев А. Литвак (Хаим Янкль Гельфанд, 1874–1932) [9] ), утверждал, что объявление идиша родным языком является единственной мерой для определения еврейской национальности. Сионист Якоб Клацкин заявил, что те, кто идентифицирует себя с другими нациями (как и большинство «граждан Моисеевой веры» в Западной и Центральной Европе), совершают « национальное отступничество » и, следовательно, находятся за пределами еврейства. [ нужна ссылка ]
Среди миллионов восточноевропейцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты и другие западные страны, новый еврейский секуляризм, импортированный из дома, продолжал процветать. Группа радикальных интеллектуалов объединилась в 1915 году и основала журнал «Менора» , отстаивающий «светскую еврейскую» идентичность и высмеивающий религию и раввинов. Социалистические идишисты, организованные в «Арбетер Ринг» и другие профсоюзы, способствовали светскому реформированию еврейской жизни: традиционные тексты, такие как Пасхальная Агада , были заменены изданиями на идиш или английском языке, подчеркивающими еврейское классовое сознание и антираввинизм . Районы с плотным заселением иммигрантов в Нью-Йорке обеспечивали сильное ощущение еврейской этнической принадлежности и представляли собой аудиторию для интеллектуалов и культурных деятелей. [ нужна ссылка ]
В сионистском поселении в Израиля Земле культурный сионизм , находившийся под сильным влиянием Ахад Хаама. доминирующей философией был [ когда? ] . Высокоцентрализованное и идеологически движимое сионистское предприятие в стране позволило его лидерам быстро распространять интеллектуальные продукты своих философов и мыслителей, стремившихся создать новую еврейскую культуру. [ когда? ] . Старые праздники были радикально изменены: религиозные аспекты Хануки , сосредоточенные на чуде с маслом, были подавлены и заменены акцентом на национальный суверенитет и победу над иностранными врагами (в обход религиозной гражданской войны среди евреев). Сионистское присвоение еврейского календаря аналогичным образом повлияло на все праздники. Подчеркивались и культивировались те, которые могли служить национальным идеалам, особенно в прославлении военных подвигов или сельского хозяйства. Те, кто не смог, как Йом Кипур , были маргинализированы. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
- Центр культурного иудаизма
- Хилони , «светская», наименее религиозная социальная категория в Израиле.
- Гуманистический иудаизм
- Перец Центр светской еврейской культуры
- Еврейские расколы
- Еврейский атеизм
- Лейбористский сионизм
- Реконструктивистский иудаизм
Примечания [ править ]
- ^ Не путать с эпитетом «светский еврей», который имеет разные значения в разных контекстах. «Светский еврей» может быть религиозным евреем, который поддерживает секуляризм в общем контексте; в 20 веке американские раввины, выступавшие за строгое разделение церкви и государства, были наиболее ярким примером «светских евреев». В широком смысле это может обозначать любого еврея, ведущего светскую жизнь и не являющегося чрезвычайно религиозным. [2]
Ссылки [ править ]
- ^ Не на небесах: Традиция еврейской светской мысли . Дэвид Биале . Издательство Принстонского университета, 2015, с. xii.
- ^ Булливант, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Oxford University Press, 2017. стр. 320–321.
- ^ Йирмиягу Йовель , Другой внутри - Марраны: разделенная идентичность и новая современность , Princeton University Press, 2009. стр. 352–358.
- ^ Стивен Надлер , Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи , Princeton University Press, 2011. стр. 166–168.
- ^ Файнер, Шмуэль. Истоки еврейской секуляризации в Европе восемнадцатого века . University of Pennsylvania Press, 2011. стр. xi–xiii.
- ^ Левенсон, Алан Т .; Кляйн, Роджер К. (2006). Введение в современных еврейских мыслителей: от Спинозы до Соловейчика . Роуман и Литтлфилд . п. 121. ИСБН 0742546071 .
- ^ Мейер, Майкл А. (1979). Истоки современного еврея: еврейская идентичность и европейская культура в Германии, 1749–1824 гг . Издательство Государственного университета Уэйна , стр. 115–123.
- ^ Сарна, Джонатан Д. (2007). Взлет, падение и возрождение светского иудаизма . Центр культурного иудаизма.
- ^ Литвак, А. в Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO. Доступ 2 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хау, Ирвинг (1995). Конец еврейского секуляризма . Хантер-колледж Городского университета Нью-Йорка .
- Мендес-Флор, Поль (2003) [2000]. «Светские формы еврейства» . В Нойснере, Джейкоб ; Эйвери-Пек, Алан Дж. (ред.). Блэквеллский спутник иудаизма (переиздание). Молден, Массачусетс: Blackwell Publ. стр. 461–476. ISBN 1-57718-058-5 .
- Арнольд, Авраам Дж. (1995). Иудаизм: миф, легенда, история и обычаи: от религиозного к светскому . Монреаль – Торонто: Издательство Роберта Дэвиса. ISBN 1-895854-26-1 .
Внешние ссылки [ править ]
- Светская культура и идеи
- Ирвинг Хоу , «Отрываясь» . Нью-Йоркское обозрение книг , 15 июля 1982 г.