История евреев в Португалии
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев , Португалии еврейского насчитывает более двух тысяч лет и напрямую связана с историей сефардов , этнического подразделения которое представляет общины, возникшие на Пиренейском полуострове ( Португалия и Испания ). В шестнадцатом и семнадцатом веках португальские евреи эмигрировали в ряд европейских городов за пределами Португалии, где они основали новые португальские еврейские общины, в том числе в Гамбурге , Антверпене и Нидерландах . [1] [2] которые оставались связанными культурно и экономически в международную коммерческую сеть на протяжении семнадцатого и восемнадцатого веков.
До Португалии [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Еврейское население существовало в Иберии задолго до того, как Португалия стала отдельным королевством , относящимся к римской эпохе (провинция Лузитания ), но подтвержденное еврейское присутствие на территории Португалии может быть задокументировано только с 482 года нашей эры. [3] С падением Римской империи евреи подверглись преследованиям со стороны вестготов и других европейских христианских королевств, которые после этого периода контролировали эту территорию.
В 711 году н.э. исламское вторжение на Пиренейский полуостров рассматривалось многими еврейским населением как освобождение и ознаменовало начало того, что многие считали золотым веком ( исламский Аль-Андалус ), даже если евреи, как как и христиане ( мосарабы вестготского обряда ), при мусульманском правлении считались зимми , которые платили специальный налог как немусульмане, но могли открыто исповедовать свою религию и жить автономными общинами.
Быстро в VIII веке христианские королевства северных горных районов Пиренейского полуострова ( Королевство Астурия ) начали многовековую военную кампанию против мусульманских захватчиков — христианское завоевание . Евреи, поскольку многие из них знали арабский язык , использовались христианами в качестве шпионов и дипломатов в кампании. Это придавало им некоторое уважение, хотя предубеждения всегда существовали. Серьезные изменения произошли с евреями в Португалии после падения последнего исламского королевства Гранады под власть католических монархов в 1492 году.
Средневековая эпоха [ править ]
Христианская Португалия одержала победу над мусульманами в ходе завоевания полуострова , когда король Португалии Афонсу I стал монархом нового независимого региона. Афонсу доверил Яхье Бен-Яхи III пост наблюдателя за сбором налогов и назначил его первым главным раввином Португалии ) (должность всегда назначалась королем Португалии . Еврейские общины были созданы еще до этих лет, пример еврейской экспансии можно увидеть в городе Лейрия, основанном королем Афонсу I в 1135 году. [4] О важности еврейского населения для развития городской экономики можно судить по грамотам, выданным Афонсу в 1170 году нехристианским купцам, жившим в Лиссабоне, Алмаде, Пальмеле и Алькасере. [5] Эти хартии гарантировали еврейским меньшинствам в городах свободу вероисповедания и использование традиционных законов. [5] Король Санчо I продолжал соблюдать эти хартии, защищая еврейскую общину от бунтов крестоносцев в 1189 году, насильственно изгоняя их из Лиссабона. [6] О важности еврейской общины в экономике Португалии можно судить по наказанию тех, кто грабил торговцев: грабежи мусульман, христиан и евреев были одинаково суровыми. [5] Король Португалии Санчо I продолжил политику своего отца, назначив Хосе Ибн-Яхью, сына Яхьи Бен Рабби, Верховным управляющим королевства. Духовенство, однако, ссылаясь на ограничения Четвертого Латеранского собора , оказало значительное давление на евреев во время правления короля Португалии Диниша I , но монарх сохранял примирительную позицию.
, Пятикнижие Фару напечатанное в 1487 году, было первой печатной книгой, изданной в Португалии. [7] Оно было напечатано на иврите и опубликовано евреем Сэмюэлем Гаконом, бежавшим от испанской инквизиции . [8]
До 15 века некоторые евреи занимали видные места в политической и экономической жизни Португалии. Например, Исаак Абрабанель был казначеем короля Португалии Афонсу V. Многие из них также играли активную роль в португальской культуре и сохранили репутацию дипломатов и торговцев. К этому времени Лиссабон и Эвора были домом для важных еврейских общин.
После падения в январе 1492 года последнего исламского королевства Гранада , католические монархи Испании издали в марте 1492 года указ , заставляющий евреев в Испании либо немедленно обратиться в христианство, либо покинуть Испанию. Многие бежали в королевство Португалия, монарх которой был более терпим к еврейскому присутствию там. Португалия была местом назначения большинства евреев, решивших покинуть Испанию после изгнания в 1492 году. Около 100 000 испанских евреев решили переехать в соседнее Королевство Португалия, небольшое еврейское население уже проживало в Португалии. [9]
Португальцы не хотели принимать евреев в Португалию, но Иоанн II предложил взимать налог в размере восьми крузадо с человека. Металлурги и оружейники будут платить половину. [10] Должностные лица были назначены для сбора налога в пяти точках и выдачи квитанций, которые служили паспортами для въезда в Португалию. [9] Через восемь месяцев португальская корона предоставит транспорт в другое место за дополнительную плату. Шестистам богатым семьям был предложен специальный контракт на пребывание в Португалии, и они расселились в крупных городах. [9] Те, кто не мог позволить себе плату, которую потребовал от них король Жуан II по истечении этих восьми месяцев, были объявлены его порабощенной личной собственностью и розданы португальской знати. Однако португальцы не были готовы принять большое количество оставшихся еврейских иммигрантов. В некоторых случаях еврейские семьи размещались в христианских домах, а в городе Эвора власти отказывались впускать больше еврейских семей. Король Иоанн II пытался облегчить транспортировку еврейских семей в другие королевства. [9]
Когда Мануэль I Португальский женился на дочери испанских правителей, он был вынужден согласовать свою политику с их политикой. [11] В декабре 1496 года король Мануэль I постановил, что все евреи и мусульмане Португалии должны до октября 1497 года либо креститься, либо покинуть страну. Таким образом, многие евреи были изгнаны, а другие были интегрированы в португальское общество. [12]
Португальские заморские путешествия [ править ]
Научные разработки португальских евреев внесли прямой вклад в эпоху исследований Португалии. В 1497 году Васко да Гама взял Авраама Сакуто . таблицы и астролябию с собой в свое первое путешествие в Индию [13] После этого португальские корабли будут продолжать использовать его для достижения отдаленных пунктов назначения, таких как Бразилия и Индия . [14]
Закуто, возможно, появится в эпической поэме Луиса де Камоэнса 1572 года «Лузиада» , не указанной в титрах, в роли безымянного «старика с пляжа Рестело», персонажа, похожего на Кассандру , который бросается вперед незадолго до отъезда Васко да Гамы , чтобы упрекнуть тщеславие. славы и предупреждает о тяготах, которые его ждут (Песнь IV, т.94-111). Это может быть поэтическая интерпретация Камоэнсом предполагаемой встречи (описанной в «Гаспар Коррейя ») между Васко да Гамой и старшим Авраамом Сакуто в монастыре у пляжа Белен , незадолго до отхода его флота, во время которой Сакуто, как сообщается, дал Гаме несколько последних советов по навигации и предупредил его об опасностях, которых следует избегать. [15]
Так называемые амазонские евреи не прибыли в Бразилию в колониальную эпоху, а произошли от марокканских евреев, иммигрировавших в регион Амазонки во время каучукового бума Амазонки .
Инквизиция, преследования и изгнания [ править ]
Испания учредила испанскую инквизицию в 1478 году, а затем издала указ об изгнании всех евреев из Испании в 1492 году. Десятки тысяч испанских евреев бежали из Испании, в том числе в Португалию, где король Иоанн II предоставил им убежище в обмен на оплату. Однако через восемь месяцев убежище было отозвано, поскольку португальское правительство издало указ о порабощении всех евреев, не покинувших Португалию. В 1493 году король Иоанн депортировал несколько сотен еврейских детей в недавно образованную колонию Сан-Томе , где многие из них погибли. [16]
Король Жуан умер в 1495 году, и новый король Португалии Мануэль I сначала восстановил свободу евреев. Однако в 1496 году под давлением Испании в рамках бракосочетания Изабеллы, принцессы Астурийской , церкви и некоторых христиан среди португальского народа король Мануэль постановил, что все евреи должны принять христианство или покинуть страну без своих детей. Октябрь 1497 года. [17] Первоначальный указ об изгнании 1496 года был затем преобразован в указ о принудительном обращении в христианство в 1497 году, согласно которому португальским евреям не разрешалось покидать страну, их насильно крестили и обращали в христианство. [18] Для португальских евреев наступили тяжелые времена: резня 2000 конверсо в Лиссабоне в 1506 году , дальнейшие принудительные депортации в Сан-Томе (где евреи все еще присутствуют сегодня) и относительно позднее учреждение португальской инквизиции в 1536 году.
Евреи в Португалии были вынуждены принять христианство, но им в основном разрешалось исповедовать свою религию в частном порядке. Португалия не сразу учредила инквизицию до 1536 года. Инквизиция провела свое первое аутодафе в Португалии в 1540 году. Как и испанская инквизиция , она сосредоточила свои усилия на искоренении новообращенных из других вероисповеданий (в подавляющем большинстве иудаизма ), которые не придерживались строгих правил. католической ортодоксии; Как и в Испании, португальские инквизиторы в основном преследовали еврейских новых христиан , конверсос или маррано . Португальская инквизиция расширила сферу своей деятельности из Португалии в Португальскую империю , включая Бразилию , Кабо-Верде и Индию . По словам Генри Чарльза Ли [19] между 1540 и 1794 годами трибуналы в Лиссабоне, Порту, Коимбре и Эворе сожгли 1175 человек, еще 633 были сожжены в чучелах и 29 590 были покаяны. Португальская инквизиция была подавлена в 1821 году «Общим чрезвычайным и конституционным судами португальской нации».
Когда Филипп II Испанский унаследовал корону Португалии в 1580 году, португальские евреи оказались под все большей угрозой. Португальские евреи, «евреи португальской нации», мигрировали в города за пределами Португалии, включая Гамбург , Антверпен и Нидерланды , особенно в Амстердам , «голландский Иерусалим» . Многие из них были успешными торговцами в Португалии и создали международную торговую сеть в Атлантическом мире в семнадцатом и восемнадцатом веках.Подавляющее большинство в конечном итоге эмигрировало в Амстердам , Салоники , Константинополь ( Стамбул ), Францию , Марокко , Бразилию , Кюрасао и Антильские острова . В некоторых из этих мест их присутствие все еще можно наблюдать, например, в использовании языка ладино некоторыми еврейскими общинами в Турции , диалектах на основе португальского языка на Нидерландских Антильских островах или в многочисленных синагогах, построенных тем, что впоследствии было известно как Испанские и португальские евреи (например, амстердамская синагога Эснога или синагога Бевис Маркс в лондонском Сити).
Запреты, преследования и возможная массовая эмиграция евреев из Испании и Португалии, вероятно, оказали неблагоприятное воздействие на развитие португальской экономики . Сообщается, что евреи и христиане-некатолики обладали значительно лучшими навыками численного счета, чем католическое большинство, что могло быть связано с еврейской религиозной доктриной, которая сильно уделяла внимание образованию, например, потому, что чтение Торы было обязательным для мужчин. Даже когда еврейские мужчины были вынуждены оставить свою высококвалифицированную городскую работу, их в счете преимущество сохранялось. Однако во время инквизиции побочные эффекты этих навыков были редки из-за принудительного разделения и еврейской эмиграции, что наносило ущерб экономическому развитию. [20]
Несмотря на сильное преследование, конверсо еврейского происхождения изначально остались в Португалии. Из них значительная часть обратилась в христианство просто формально, исповедуя свою иудейскую веру в частном порядке. Эти криптоевреи были известны как новые христиане и находились под постоянным наблюдением инквизиции – до такой степени, что большинство из них в конечном итоге покинули страну через столетия. [21] приехать и снова открыто принять свою еврейскую веру, присоединившись к общинам испанских и португальских евреев в таких местах, как Амстердам, Лондон или Ливорно.
Одними из самых известных потомков португальских евреев, живших за пределами Португалии, являются философ Барух Спиноза (из португальского Бенто де Эспиноза), изгнанный из португальской еврейской общины Амстердама; Раввин Менассия Бен Исраэль , получивший образование раввина в Амстердаме; Уриэль да Кошта — предшественник Спинозы и современной библейской критики; и экономист-классик Давид Рикардо .
Очень немногие евреи, евреи Бельмонте , пошли за другим и радикальным решением, исповедуя свою веру в строго секретной изолированной общине. Известные как марраны , несколько десятков из них дожили до наших дней (в основном только община из небольшого городка Бельмонте плюс еще несколько изолированных семей) благодаря практике браков и ограниченным культурным контактам с внешним миром. Лишь недавно они восстановили контакты с международной еврейской общиной и открыто исповедуют религию в общественной синагоге под руководством формального раввина . [ нужна ссылка ]
Современная эпоха [ править ]
В 19 веке, с окончанием инквизиции, некоторые богатые семьи сефардского еврейского португальского происхождения, а именно из Марокко и Гибралтара, вернулись в Португалию (например, Руа, Бенсауде, Анахори, Абекассис и Бузагло). Евреям официально разрешили вернуться в Португалию около 1800 года. [22] Первой синагогой, построенной в Португалии с 15 века, была Лиссабонская синагога , открытая в 1904 году. [23] [24]
Вторая мировая война [ править ]
Новую главу для евреев в Португалии ознаменовала Вторая мировая война . С 1932 года Португалия находилась под националистическим режимом Антониу де Оливейра Саласар , но португальский национализм не был основан на расе или биологии. В 1934 году Салазар дал понять, что португальский национализм не включает в себя языческие античеловеческие идеалы, прославляющие расу, а в 1937 году он опубликовал книгу, в которой критиковал идеалы, лежащие в основе Нюрнбергских законов . [25] В 1938 году он отправил телеграмму в посольство Португалии в Берлине, приказав разъяснить Германскому рейху, что португальские законы не допускают каких-либо различий по признаку расы и, следовательно, португальские еврейские граждане не могут подвергаться дискриминации. [26]
В 1937 году Адольфо Бенарус, почетный председатель COMASSIS. [27] а лидер еврейской общины Лиссабона опубликовал книгу, в которой порадовался тому факту, что в Португалии нет антисемитизма . [28]
Португальский еврейский ученый и экономист Мозес Амзалак, лидер еврейской общины Лиссабона более пятидесяти лет (с 1926 по 1978 год), считал, что нацисты защищают Европу от коммунизма. Позже, когда антисемитская политика нацистов стала очевидной, Амзалак активно включился в спасательные операции, используя свою дружбу с Салазаром.
Историк Яд Вашем Авраам Милгрэм говорит, что современному антисемитизму не удалось «закрепиться даже в Португалии». [29] в то время как в других частях Европы начала двадцатого века оно становилось расистским и опасным.
В начале сентября 1939 года Португалия провозгласила свой нейтралитет для борьбы с угрозами ее колониальным владениям со стороны стран как союзников, так и стран Оси. Тем не менее, его симпатии явно были на стороне союзников после вторжения Германии в католическую страну Польшу.
После объявления войны правительство Португалии объявило, что англо-португальский союз остается в силе, но, поскольку британцы не обращались за помощью к Португалии, Португалия останется нейтральной. Британское правительство подтвердило это понимание. С британской точки зрения, отказ Португалии от участия в войне был необходим для того, чтобы удержать Испанию от вступления в войну на стороне Оси». [30]
С началом Второй мировой войны к почти 400 евреям, проживавшим в Португалии, еще 650 еврейским беженцам из Центральной Европы был предоставлен статус квазирезидента. Однако под угрозой военных действий со стороны нацистов Салазар отдал приказ 11 ноября 1939 года, согласно которому консулы не должны были выдавать португальские визы «иностранцам неопределенного или оспариваемого гражданства; лицам без гражданства; или евреям, изгнанным из стран своего происхождения». Лишь шесть месяцев спустя за этим приказом последовал приказ, в котором говорилось, что «ни при каких обстоятельствах» визы не должны выдаваться без предварительного индивидуального одобрения Лиссабона . Режим Португалии проводил различие не между евреями и неевреями, а скорее между евреями-иммигрантами, которые приехали и имели возможность покинуть страну, и теми, у кого их не было. Португалия не позволяла евреям пустить корни в стране не потому, что они были евреями, а потому, что режим вообще боялся иностранного влияния и опасался прихода большевиков и левых агитаторов, бежавших из Германии. [31] Антисемитские идеологические модели не имели влияния в правящей структуре « Нового государства » и, тем более, в различных слоях португальского общества. [32]
Вторжение Германии во Францию в 1940 году привело нацистов в Пиренеи, что позволило Гитлеру оказать непредвиденное давление как на Испанию, так и на Португалию. [33]
26 июня 1940 года главный европейский офис HIAS-HICEM (Еврейской организации помощи) получил от Салазара разрешение на перевод из Парижа в Лиссабон.
Несколько недель спустя, летом 1940 года, еврейская община на португальском острове Мадейра также значительно выросла из-за эвакуации гражданского населения Гибралтара во время Второй мировой войны на Мадейру, в которую входил ряд евреев, посещавших синагогу. Фуншала . Некоторые из этих эвакуированных были похоронены на еврейском кладбище Фуншала . [34]
После нацистского вторжения в Россию, которое прекратило поставки вольфрама ( вольфрама ) из Азии, Германия начала тактику добычи вольфрама из Португалии, первоначально путем искусственного повышения цен в попытке заставить людей обойти португальское правительство и продавать напрямую португальскому правительству. Немецкие агенты. Правительство Салазара попыталось ограничить это, и в октябре 1941 года Германия в ответ потопила португальское торговое судно, первое нейтральное судно, подвергшееся нападению во время Второй мировой войны. В декабре Германия торпедировала второй португальский корабль. Затем Англия сослалась на давние договоры с Португалией, датированные 1373 годом ( Англо-португальский союз ) и 1386 годом ( Виндзорский договор ), и Португалия выполнила их, предоставив военную базу на Азорских островах союзникам . Затем союзники пообещали всю возможную помощь в случае нападения Германии на Португалию. Португалия продолжала экспортировать вольфрам и другие товары как в страны-союзники, так и в Германию (частично через Швейцарию ) до 1944 года, когда Португалия объявила полное эмбарго на вольфрам Германии. [33]
Несмотря на строгую политику Салазара, попытки предоставить евреям въездные визы в Португалию посредством спасательных операций продолжались. По оценкам, число беженцев, бежавших через Португалию во время войны, колеблется от ста тысяч до одного миллиона, что является впечатляющей цифрой, учитывая численность населения страны в то время (около 6 миллионов человек). [35] «В Лиссабоне 1940 года счастье было инсценировано для того, чтобы Бог мог поверить, что оно все еще существует», — писал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери . [36] Столица Португалии стала символом надежды для многих беженцев. Даже Ильза и Рик, несчастные любовники из фильма «Касабланка» , искали билет до этого «великого пункта посадки». Тысячи людей наводнили город, пытаясь получить документы, необходимые для побега в Соединенные Штаты или Палестину. Не все нашли свой путь.
Количество виз, выданных Аристидесом де Соузой Мендесом , португальским консулом в Париже, определить невозможно. Нет единого мнения о количестве беженцев, которые использовали Португалию в качестве пути бегства в первые дни Второй мировой войны. Иегуда Бауэр говорит, что количество виз должно было быть около 10 000. [37] и именно такое число беженцев действительно достигло Португалии летом 1940 года. Но он добавляет, что из этих 10 000 «не все получили визы от Мендеша, но очень большая часть должна была это сделать» . Чтобы получить более точную цифру, необходимо будет подсчитать визы, выданные португальскими консульствами в Роттердаме, Гааге, Антверпене, Париже, Тулузе, Берлине, Женеве и других городах, как утверждает историк Яд Вашем Авраам Милгрэм в исследовании, проведенном 1999 г., опубликовано Ресурсным центром Шоа. [38] Анализ списка виз, выданных Соузой Мендес евреям и неевреям в мае и июне 1940 года, показывает, что количество виз, выданных консулом, было меньше, чем количество, упомянутое в литературе, что поднимает вопросы о Португалии и въезде Еврейские беженцы. Милгрэм заключает, что расхождение между реальностью и мифом о количестве виз, выданных Соузой Мендес, велико .
Двадцать первый век [ править ]
Совсем недавно, в 2011 году, Милгрэм опубликовал тщательно исследованную книгу «Португалия Салазар и евреи», в которой он снова бросает вызов давним, но нечетким цифрам эпизода неповиновения Соузы Мендеша. Чтобы доказать преувеличенность цифр, Милгрэм также сверяет цифры Бордо с данными отчетов HICEM . По данным HICEM, только 1538 евреев, приехавших в Португалию в качестве беженцев без виз в другие страны, отплыли из Лиссабона во второй половине 1940 года, а еще 4908 евреев при помощи HICEM отплыли в 1941 году. К этому числу следует отнести добавилось около 2000 евреев, прибывших с американскими визами непосредственно из Италии, Германии и стран, аннексированных немцами. Всего за восемнадцать месяцев с июля 1940 года по декабрь 1941 года HICEM позаботился о морской транспортировке 8346 евреев, покинувших Лиссабон в трансатлантические страны.
За свои усилия по открытию путей бегства беженцев Соуза Мендес был удостоен чести Израиля как одного из Праведников мира . Маршрут эвакуации оставался активным на протяжении всей войны, что позволило примерно одному миллиону беженцев бежать от нацистов через Португалию во время Второй мировой войны. [39]
Действия Мендеса не были уникальными. Выдача виз в нарушение инструкций была широко распространена в консульствах Португалии по всей Европе. [40]
Остальные дела поддержал Салазар. Посол Португалии в Будапеште Карлуш Сампайо Гарридо и временный поверенный в делах Карлуш де Лиз-Тексейра Бранкиньо под непосредственным руководством Салазара помогли примерно 1000 венгерским евреям в 1944 году. Они арендовали дома и квартиры на окраинах Будапешта, чтобы укрыться и защититься. беженцев от депортации и убийств. 28 апреля 1944 года, когда венгерская тайная полиция (аналог гестапо) совершила обыск в доме посла и арестовала его гостей, посол оказал физическое сопротивление полиции и также был арестован, однако ему удалось добиться освобождения своих гостей на основании бывшего -территориально дипломатических представительств. В 2010 году Сампайо Гарридо был признан Яд Вашем Праведником народов мира.
Другими португальцами, заслуживающими дальнейшей похвалы за спасение евреев во время войны, являются профессор Франсиско Паула Лейте Пинту и Моисес Бенсабат Амзалак . Преданный еврей и сторонник Салазара, Амзалак возглавлял еврейскую общину Лиссабона более пятидесяти лет, с 1926 по 1978 год.
Сообщества [ править ]
Корни португальского еврейства заложены еще до создания Португальского королевства . Когда в 1143 году Афонсу I из Португалии получил признание своего независимого королевства, евреи жили на Пиренейском полуострове по крайней мере одно тысячелетие. [41]
Позже, с указом об изгнании евреев Мануэля I (1496 г.) и официальным учреждением португальской инквизиции Иоанном III (1536 г.), наступил период нетерпимости и предрассудков, который длился несколько столетий и привел к почти полному истреблению евреев. Иудаизм и евреи в Португалии . [42] Лишь в двадцатом веке организованные еврейские общины снова поселились в Португалии.
Лиссабон [ править ]
Еврейская община Лиссабона (португальский: Comunidade Israelita de Lisboa — CIL ) была официально признана в 1913 году. Она объединяет евреев Лиссабона. синагога Шааре Тиква Ее штаб-квартира находится на Авенида Александре Эркулано, № 59 в Лиссабоне, где расположена (Ворота надежды). Согласно официальному сайту, целью Еврейской общины Лиссабона является содействие религиозному образованию новых поколений в соответствии с ценностями иудаизма, привлечение новых членов и усиление ее участия в местных и национальных делах посредством диалога. и взаимодействие с властями, а также с гражданскими и религиозными институтами.
- Фасад
- Интерьер
Синагога Охель Иаков [ править ]
Синагога Охель Иаков («Шатер Иакова») была основана в 1934 году небольшой еврейской группой ашкеназского происхождения из Центральной Европы, которая началась со встреч в помещении ныне существующего сионистского движения «Хехабер» – израильской молодежи, созданного молодые евреи в Лиссабоне в 1925 году. Эта группа евреев, в основном поляки, сыграет заметную роль в динамизации этого религиозного пространства, уникальной синагоги, характеризующейся своей открытостью внешнему миру, терпимостью и пониманием к евреям любого происхождения, особенно интеграция потомков марранов – или бней ануссим . [43]
Охель Джейкоб — единственная реформистская синагога в Португалии, находящаяся под руководством раввина Алоны Лисицы . Он также является аффилированным членом Европейского союза прогрессивного иудаизма (EUPJ) и Всемирного союза прогрессивного иудаизма (WUPJ) . [44]
Порт [ править ]
Основание синагоги датируется 1923 годом по инициативе еврейской общины Порту и капитана Артура Барроса Басто , принявшего иудаизм . [45] В целом три организованные еврейские общины в Португалии существовало : в Лиссабоне, Порту и Бельмонте; есть [ временные рамки? ] 6000 человек, считающих себя евреями. [45] Капитан Баррос Басто был одной из самых важных фигур в общине, связанной с основанием организованного еврейского движения в северной общине. [45] проживало не менее двадцати евреев -ашкенази В городе ; поскольку синагоги не было, им пришлось ехать в Лиссабон для удовлетворения всех своих религиозных нужд.
Баррос Басто начал планировать строительство синагоги, официально зарегистрировав местную еврейскую общину Comunidade Israelita do Porto (израильская община Порту) в местном правительстве в 1923 году. [45] В это время члены использовали дом на улице Руа Элиас Гарсия. В 1927 году Баррош Басто основал португальскую еврейскую газету «Ха-Лапид» .
В 1929 году с целью попытаться обратить марранов, существовавших в Трас-ус-Монтес и Бейрас, в официальный иудаизм, Баррос Басто собрал средства. [45] 13 ноября 1929 г. в муниципальный совет было подано заявление на получение необходимой лицензии для начала работ; несколько недель спустя был заложен первый камень и началось строительство. [45] Архитекторами выступили Артур де Алмейда Жуниор и Аугусто душ Сантос Мальта (обучавшиеся в Escola das Belas Artes de Porto) в сотрудничестве с дизайнером интерьеров Рожерио де Азеведо. [45] Рожерио де Азеведо, возможно, выполнил часть отделочных работ сам, поскольку некоторые штрихи, в том числе изделия из дерева в библиотеке, были выполнены в стиле, характерном для его работ. [46]
Между 1930 и 1935 годами в здании разместился Израильский технологический институт, еще до его завершения. [45] Работа продвигалась медленно до 1933 года, несмотря на поддержку Комитета испано-португальских евреев в Лондоне . [45] В 1937 году синагога была построена благодаря пожертвованиям еврейской общины Лондона и средствам, пожертвованным семьей Кадури и иракскими евреями из Португалии. [45] После смерти Лауры Кадури, жены известного еврейского филантропа Мизрахи сэра Элли Кадури , ее дети пожелали почтить память своей матери, потомка португальских евреев, бежавших из страны после инквизиции . Эта дань нашла свое отражение в денежной поддержке семьи Кадури для помощи в строительстве большей части синагоги в Порту, которая позже была переименована в Синагогу Кадури - Мекор Хаим. [45] В том же году капитан Артур Баррос Басто был исключен из португальской армии за участие в обрезаниях. [45] Синагога была открыта в 1938 году. [45] В синагоге всегда было небольшое число членов, и на протяжении большей части 20-го века она принадлежала семьям Центральной и Восточной Европы (Роскин, Книскинский, Финкельштейн, Цимерман, Прессман и другие), которые заключали браки между собой.
Во время Второй мировой войны сотни беженцев прошли через двери синагоги по пути в Соединенные Штаты. [45]
Бывший капитан Баррос Бастос умер в 1961 году. [45]
В 2012 году синагога была открыта для посещения. [45]
Представители израильского правительственного агентства посетили его в 2014 году и одобрили совместное финансирование ремонта и повышения безопасности. [45] 21 мая 2015 года Еврейский музей Порту был открыт для публики. Он был открыт 28 июня в присутствии президента Израильского сообщества Порту и различных деятелей культуры, образования и политики. [45] По бокам и сзади здания возведен забор. [45]
Община насчитывает среди своих членов евреев столь разного происхождения, как Польша , Египет , США , Индия , Россия , Израиль , Испания , Португалия и Англия . Нынешний раввин — Даниэль Литвак, уроженец Аргентины , а нынешний вице-президент — Изабель Феррейра Лопес, внучка капитана Барроса Басто.
По данным официального блога общины, в нее входят около 500 евреев родом из более чем тридцати стран и собраны все стандарты и степени соблюдения иудаизма.За последние годы члены общины связали организацию с остальным еврейским миром, написали правила общины, восстановили здание синагоги, организовали отделения и создали необходимые условия для того, чтобы еврейская жизнь снова процветала в Порту.В организации есть бейт-дин , два официальных раввина и структуры по кашруту . Он предлагает школьным учителям курсы по борьбе с антисемитизмом , а также имеет музей, кинотеатр, фильмы о своей истории и протоколы сотрудничества с португальским государством, посольством Израиля в Португалии, Интернационалом Бней-Брит , Антидиффамационной организацией. Лига , Керен ха-Йесод и Хабад-Любавич , а также с епархией Порту. [47] община Порту и мусульманская .
В январе 2019 года Президент Республики Марсело Ребелу де Соуза посетил синагогу Порту, где присутствовал на праздновании Шаббат Кабалат, после чего взял слово. По прибытии главу государства приняли президент еврейской общины Порту Диас Бен Цион и главный раввин Даниэль Литвак. [48]
В сентябре 2020 года еврейскую общину Порту принял мэр Порту Руй Морейра в мэрии. Мэр приветствовал руководство быстро растущей и обновляющейся общины города, представляющей около 500 евреев из более чем 30 стран. [49]
- Фасад
- Интерьер
Бельмонте [ править ]
Еврейская община Бельмонте была официально признана в 1989 году. Она объединяет евреев Бельмонте и его окрестностей. Его штаб-квартира расположена на Руа Фонте Роза, 6250-041, Бельмонте, где была построена синагога Бейт Элиаху (Дом Илии). Согласно официальному блогу еврейской общины Бельмонте, это единственная община в Португалии, которую можно считать истинно португальской . Ее члены — потомки криптоевреев , которым удалось сохранить многие обряды, молитвы и социальные отношения на протяжении всего периода инквизиции, заключая браки внутри общины, состоящей из нескольких семей. Museu Judaico de Belmonte (Иудейский музей Бельмонте), открытый в 2005 году, стал первым музеем такого типа в Португалии . [50]
- Фасад
Кашкайш [ править ]
Дом Авнера Коэна Хабад — еврейский общинный центр, расположенный в Кашкайше в округе Лиссабона . Он включает в себя библиотеку, в которой особое внимание уделяется произведениям о Торе , написанным португальскими еврейскими учеными или напечатанным в Португалии в конце 15 века. Это первый Дом Хабада , созданный в Португалии и открытый в 2019 году. [51]
История евреев на Мадейре [ править ]
Миграция в Израиль [ править ]
Общая численность населения | |
---|---|
10,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Иерусалим (с чрезвычайно важным и значительным меньшинством в Тель-Авиве) | |
Языки | |
португальский | |
Религия | |
католицизм , иудаизм |
Португальцы . являются пятой по величине группой западноевропейских иммигрантов в Израиле после голландцев, французов, британцев и немцев Кроме того, в Израиле проживает самая большая община португальских иммигрантов на Ближнем Востоке.
Настоящее время [ править ]
В 1987 году тогдашний президент Мариу Соареш впервые в истории Португалии попросил прощения у еврейских общин португальского происхождения за ответственность Португалии за инквизицию и все прошлые преследования евреев.
В настоящее время в Португалии имеется множество объектов еврейского культурного наследия. [52] в том числе пять синагог в стране, в Лиссабоне ( Шааре-Тиква - православная / Охель Яаков - консерватор [53] ), Порту ( Мекор Хаим ), Понта-Делгада на Азорских островах (Порта-ду-Сеу – Шаар ха-Шамайн) и Бельмонте ( Бет-Элиаху ), а также несколько частных мест, где собирается еврейская община. В Португалии производится ряд кошерных продуктов, включая вино.
Трудно сказать, сколько евреев проживает в Португалии. По данным переписи населения Португалии, в 2001 году еврейское население составляло 5000 человек, а межпереписная оценка 2006 года - 8000 человек. В «Всемирной книге фактов ЦРУ» упоминается меньшее число евреев — тысяча, в основном в Центральной Европе пережившие Холокост . Но криптоевреи и вернувшиеся сефарды представляют собой остаток.
Согласно исследованию Американского журнала генетики человека, проведенному в 2008 году , 19,8% населения Португалии имеют в той или иной степени еврейское происхождение . Генетические характеристики жителей Пиренейского полуострова предоставляют новые доказательства того, что число евреев, вынужденных принять христианство во время католического правления в 15 и 16 веках, было намного больше, чем считали историки. [54] Некоторые португальские деятели являются известными евреями или потомками евреев, в первую очередь Эстер Мучник (лидер израильской общины Лиссабона), удостоенный наград фотограф Даниэль Блауфукс , киноактриса Даниэла Руах , бывший мэр Лиссабона Нуно Крус Абекассис и бывший президент Республика Хорхе Сампайо , чья бабушка была марокканской еврейкой португальско-еврейского происхождения (хотя Сампайо не идентифицирует себя как еврей, а считает себя агностиком). [55]
Закон о гражданстве [ править ]
В апреле 2013 года Португалия приняла закон о возвращении , позволяющий потомкам евреев-сефардов, изгнанных в ходе инквизиции, претендовать на португальское гражданство при условии, что они «принадлежат к сефардской общине португальского происхождения, связанной с Португалией», без требования о проживании. Поправка к «Закону о гражданстве» Португалии была одобрена единогласно 11 апреля 2013 года. [56] Закон вступил в силу в марте 2015 года.
Антисемитизм [ править ]
11 октября 2023 года, через три дня после 7 октября нападений Хамаса на Израиль , вандалы разрушили синагогу еврейской общины Порту, оставив пропалестинские послания, в том числе «Свободную Палестину» и «Покончим с израильским апартеидом». [57] [58] 3 февраля 2024 года жилищный протест в Порту перерос в антисемитскую демонстрацию, участники которой держали плакаты, возлагающие вину за экономические проблемы на евреев и сионистов. Некоторые знаки призывали к «очистке мира от евреев». [59] В марте 2024 года местное португальское еврейское новостное издание сообщило, что член еврейской общины Лиссабона Эстер Мучник подверглась нападкам со стороны португальского сотрудника опроса, который заметил, что ему «не нравится ее имя» и «массовые убийства, которые они устраивают». там». [60]
евреи Известные португальские
- Аарон Лопес
- Авраам Касерес
- Авраам Коэн Пиментель, главный раввин Португальско-Испанской синагоги Амстердама
- Авраам Исраэль Перейра
- Авраам до
- Авраам Сакуто
- Авраам Паис
- Александр Тейшейра де Маттос
- Альваро Пиментел (бизнесмен, торговец специями, торговец)
- Антонио Фернандес Карвахаль
- Антониу Хосе да Силва
- Антонио де Монтесинос
- Барух Спиноза , изгнанный из португальской общины Амстердама
- Бенджамин Н. Кардосо
- Катулл Мендес
- Камиль Писсарро
- Дэниел Блауфукс
- Дэниел Мендоса
- Даниэла Руа
- Давид Рикардо
- Эмма Лазарус
- Эфраим д'Агилар
- Эстер Мучник (писательница, бывший лидер португальско-израильской общины - 2002–2016 гг.) [61]
- Федериго Энрикес
- Франсиско Лопес Суассо
- Франсиска Нуньес де Карабахаль
- Гарсиа де Орта
- Гарсия Пиментель (торговец, финансист, торговец специями)
- Грейс Агилар
- Анри Кастро
- Исаак Абрабанель
- Исаак Кардосо
- Исаак да Коста
- Исаак де Пинто
- Исаак де Секейра Самуда
- Джейкоб де Кастро Сарменто
- Якоб Родригес Перейра
- Джозеф Корре
- Грейс Мендес Наси
- Джозеф Райс
- Джозеф Сальвадор
- Джошуа Руа ( уролог , бывший лидер португальско-израильской общины — 1979–1991, 1995–1999) [62]
- Хорхе Сампайо
- Иуда Леон Абраванель
- Иуда Телец
- Льюис Голдсмит
- Луис де Карабахал и Куэва [63]
- Луис Вас Пиментел, Типовой случай преступления возвращения в иудаизм, Ранняя еврейская жизнь в Роттердаме из архивов португальской инквизиции.
- Малькольм Макларен
- Манассия Бен Исраэль
- Моисей Бенсабат Амзалак
- Мордехай Мануэль Ной
- Мозес да Кошта
- Пьер Мендес Франция
- Реуэль Лобатто
- Роберт Энрикес
- Родриго Лопес
- Сэм Коста
- Самуэль Нуньес
- Сэмюэл Сарфати
- Уриэль да Коста
- Вик Сейшас
См. также [ править ]
- История евреев на Мадейре
- Испанские и португальские евреи
- Португальская инквизиция
- Гоа Инквизиция
- иудео-португальский
- История евреев в Нидерландах
- История евреев в Латинской Америке
- История евреев в Англии
- История евреев в Испании
- История евреев на Ямайке
- Семья Паллаче
- Паллаш (фамилия)
- Мемориальный центр изгнанников
Примечания [ править ]
- ^ Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: Conversos и община в Амстердаме раннего Нового времени . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1997 г.
- ^ Светчински, Дэниел М. Неохотные космополиты: португальские евреи Амстердама семнадцатого века . Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2000 г.
- ^ Хорхе Мартинс (2006), Португалия и евреи: Том I - от истоков гражданства до законодательства Помбалина , Лиссабон, Вега.
- ^ Лэй 2009 стр.147
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лэй 2009 стр.148
- ^ Лэй 2009 стр.159
- ^ «С самого начала книгопечатания, почему редкие рукописи на иврите требуют непомерных гонораров» . 17 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 г.
- ^ Розмари Эрика Хорч (1987). «К вопросу о первой книге, напечатанной на португальском языке». Ежегодник Гутенберга . 62 : 125–134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ливермор 1973 стр.86
- ↑ Ливермор, 1972, стр.86.
- ^ Пулидо Серрано, Хуан Игнасио стр.42
- ^ Пулидо Серрано, Хуан Игнасио 2003 стр.42
- ^ Хотя на адаптацию потребовалось немного времени. Жоао де Баррос (1552) «Декады Азии», декабрь 1.2, стр. 280-81 , повествует о том, как Васко да Гама, прибыв в залив Св. Елены в ноябре 1497 года, высадился на берег, чтобы снять показания, потому что он не совсем доверял новым показаниям. -замысловатая астролябия на борту. Врач-астроном магистр Жоао Фарас , находившийся на борту флота Педру Альвареша Кабрала , после высадки в Бразилии в 1500 году, также жалуется на показания астролябии в море. Но пилот Жуан де Лиссабон (писавший около 1514 г.) указывает на то, что использование астролябии и таблиц уже было усовершенствовано и стало обычным явлением. См. Альбукерке, Луис де, «Введение», изд. 1986 г. Абраан Сакуто, Almanach Perpetuum , Лиссабон: Imprensa Nacional Casa da Moeda
- ^ Велью, А. (1969). Дневник первого путешествия Васко да Гамы, 1497-1499 гг . Риполь Классик. п. 168. ИСБН 9785872234647 . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Гаспар Коррейя (ок. 1550-е) Легенды Индии , ( стр.23 )
- ^ Маркус, Джейкоб (1938). Еврей в средневековом мире: Справочник, 315–1791 . п. 61.
- ^ Ловенштейн, Стивен (2001). Еврейский культурный гобелен: международные еврейские народные традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 9780195313604 .
- ^ Реувен Файнгольд (2013). «Иберийские евреи, депортированные в Сан-Томе между 1492-1497 годами» . Мораша: Современная еврейская история (79) . Архивировано из оригинала 08.11.2020 . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Генри Чарльз Ли, История инквизиции Испании , том. 3, Книга 8.
- ^ Юиф, Дасил; Батен, Йорг; Перес-Артес, Мари Кармен. «ЧИСЛЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ В ЭПОХУ ИНКВИЗИЦИИ». Revista de Historia Economica - Журнал экономической истории Иберии и Латинской Америки .
- ^ «Антес инквизиции» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2005 г. Проверено 06 февраля 2018 г.
- ^ «Португалия-история | Альянс еврейского наследия» . 8 января 2019 г.
- ^ Мучник, Эстер, «Os Judeus em Portugal», Израильская община Лиссабона - Comunidade Israelita de Lisboa , также опубликовано в Revista História № 15, июнь 1999 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Мучник, Эстер. «Еврейская община Лиссабона» . Португальская сеть еврейских кварталов .
- ^ Саласар, Антониу де Оливейра - «Как возникает государство», ISBN 9789899537705
- ^ Десять лет внешней политики, Том 1, стр. 137. Издание National Press, 1961 г.
- ^ Португальский комитет помощи еврейским беженцам в Португалии (COMASSIS), который возглавляли Аугусто Эсаги и Элиас Баруэль, а его почетными председателями были Моисей Амзалак и Адольфо Бенарус.
- ^ Бенарус, Адольфо - «Антисемитизм» - 1937 (Лиссабон: Sociedade Nacional de Typografia)
- ^ Авраам Милгрэм, Португалия, Салазар и евреи , Иерусалим: Яд Вашем, 2011, стр.11.
- ^ Лейте, Хоаким да Коста. «Нейтралитет по соглашению: Португалия и британский альянс во Второй мировой войне». Обзор международного права Американского университета 14, вып. 1 (1998): 185–199
- ^ Милгрэм, Авраам. «Португалия, Салазар и евреи» в переводе Нафтали Гринвуда. Иерусалим, Яд Вашем, 2011 г., (стр. 266) ISBN 978-965-308-387-5
- ^ Милгрэм, Авраам. «Португалия, Салазар и евреи», дата публикации: 20 марта 2012 г. ISBN 978-9653083875 стр. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Новая история Португалии, Х.В. Ливермор, издательство Кембриджского университета, 1969 г.
- ^ Джоно Дэвид (2015). «МАДЕИРА (Португалия), Фуншал. Еврейское кладбище (8.2015)» . Ха-Хаим ха-Йехудим Еврейская фотобиблиотека . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Нил Лочери оценивает максимальное число в один миллион - Лочери, Нил - «Лиссабон: Война в тени Города Света, 1939–45», Связи с общественностью; 1 издание (1 ноября 2011 г.), ISBN 1586488791
- ↑ Сент-Экзюпери бежал из Франции в Португалию и оказался в Лиссабоне, ожидая визы для поездки в Америку.
- ^ Американское еврейство и Холокост: Американский еврейский объединенный распределительный комитет, 1939–1945, стр. 44, ISBN 0-8143-1672-7
- ^ Португалия, консулы и еврейские беженцы, 1938–1941 • Авраам Милгрэм, Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста.
- ↑ См . [1] «Евреи Португалии: современные места и события. Аристидес де Соуза Мендес: моральная модель для мира», опубликованная на веб-сайте Международного фонда Рауля Валленберга.
- ^ Милгрэм, Авраам. «Португалия, Салазар и евреи» в переводе Нафтали Гринвуда. Иерусалим, Яд Вашем, 2011 г., (стр. 89) ISBN 978-965-308-387-5
- ^ ШТЕЙНХАРДТ, Инасио - Корни евреев в Португалии: между готами и сарацинами. [SL]: Нова Вега, 2012 г.
- ^ ТАВАРЕС, Мария Хосе Пимента Ферро - Иудаизм и инквизиция: Исследования. Лиссабон: Присутствие, 1987 г.
- ^ «Институциональный» . Синагога Охеля Иакова и община Хехавер . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ^ «ЕУПЖ-ВУПЖ» . Синагога Охеля Иакова и община Хехавер . Проверено 18 апреля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Серено, Изабель (1998), Sinagoga do Porto/Sinagoga Kadoorie Mekor Haim/Museu Judaico do Porto (IPA.00005567/PT011312070213) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: SIPA - Информационная система архитектурного наследия , получено 7 мая 2017 г.
- ^ Эльвира де Азеведо Меа и Инасио Стейнхардт (1997), стр.222
- ^ «Еврейская и католическая общины Порту пожертвовали 20 тысяч евро четырем учреждениям по борьбе с бедностью» .
- ^ «Президент Республики посетил синагогу Порту» .
- ^ «Еврейская община Порту была принята сегодня в палате Руем Морейрой» . 15 сентября 2020 г.
- ^ «Музей иудаики» . Бельмонте (на европейском португальском языке) . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ "О нас" . Хабад Любавич в Португалии . Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ См. [2] , Интернет-ресурс еврейского наследия в Португалии.
- ↑ Строго говоря, община называется Бейт Исраэль : Охель Яаков — бывшая ортодоксальная ашкеназская синагога, в которой она собирается: «Партнерство Grundtvig: Партнерские организации: Бейт Исраэль (Лиссабон, Португалия)» . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 г. Проверено 19 мая 2011 г.
- ^ Адамс, С.М.; Бош, Э; Балареск, Польша; и др. (декабрь 2008 г.). «Генетическое наследие религиозного разнообразия и нетерпимости: отцовские линии христиан, евреев и мусульман на Пиренейском полуострове» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 83 (6): 725–36. дои : 10.1016/j.ajhg.2008.11.007 . ПМК 2668061 . ПМИД 19061982 .
- ^ См. «Шавей Исраэль» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 9 марта 2007 г. , получено из « Джерузалем Пост» от 7 ноября 2003 г. Архивировано 9 февраля 2008 г. в Wayback Machine :
«Джерузалем Пост»: Я понимаю, что в вашей семье есть еврейские корни. Какова ваша личная связь с еврейским народом? Вы считаете себя евреем?
Хорхе Сампайо: Моя бабушка принадлежала к еврейской семье, приехавшей из Марокко в начале 19 века. Она вышла замуж за военно-морского офицера-нееврея, который позже стал министром иностранных дел. Я, естественно, очень горжусь своим происхождением и всеми теми, кого я называю своими «любимыми еврейскими кузенами», один из которых является президентом Лиссабонской еврейской общины, так же как я горжусь происхождением по линии моего отца-нееврея. Лично я агностик и не считаю себя евреем; но я горжусь, как я уже сказал, своими предками.
- ^ «Потомки еврейских беженцев 16-го века могут претендовать на португальское гражданство» . Гаарец.com. 13 апреля 2013 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ «Синагога Порту разрушена в результате террора Хамаса» . Еврейская хроника . 11 октября 2023 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Синагога Порту подверглась вандализму с пропалестинскими лозунгами» . Таймс Израиля . 16 октября 2023 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ « Очищение мира от евреев: жилищный протест в Порту становится антисемитским» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 03 февраля 2024 г. Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «Антисемитизм продолжает свой неостановимый путь в Португалии» . Португальские еврейские новости . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «Эстер Мучник» (на португальском языке). esferadoslivros.pt. 2017 . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ http://www.ipt.pt/download/fusis/9CV_Joshua%20Ruah.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ К. К. Лэндис, Еврей Карабахал, легенда Монтерея , Вайнленд, Нью-Джерси, 1894.
Ссылки [ править ]
- Александр Эркулано , История возникновения и учреждения инквизиции в Португалии (англ. History of the Origin and Foundation of the Inquisition in Portugal , перевод 1926 г.).
- Генри Чарльз Ли, История инквизиции Испании , том. 3, Книга 8.
- Хорхе Мартинс (2006), Португалия и евреи: Том I - От истоков гражданства до помбалинского законодательства , Лиссабон, Вега.
- Хорхе Мартинс (2006), Португалия и евреи: Том II – От возрождения еврейских общин до Первой республики , Лиссабон, Вега.
- Хорхе Мартинш (2006), Португалия и евреи: Том III - Иудаизм и антисемитизм в 20 веке , Лиссабон, Вега.
- Новая история Португалии, изд. Х.В. Ливермора, издательство Кембриджского университета, 1969.