Мордехай Мануэль Ной
Мордехай Мануэль Ной | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 22 марта 1851 г. Нью-Йорк , США | ( 65 лет
Род занятий | Дипломат, журналист, драматург |
Известный | Еврейская терпимость |
Мордехай Мануэль Ной (14 июля 1785, Филадельфия, Пенсильвания — 22 мая 1851, Нью-Йорк ) — американский шериф, драматург , дипломат , журналист и утопист . Он родился в семье смешанного ашкенази и португальского сефардского происхождения и был внуком Джонаса Филлипса . [ 1 ] Он был самым важным еврейским лидером-мирянином в Нью-Йорке в начале 19 века. [ 2 ] и первый еврей, родившийся в Соединенных Штатах, достигший национального признания. [ 3 ] Он наиболее известен тем, что представил себе родину еврейского народа в северной части штата Нью-Йорк под названием «Арарат». Давно увлеченный идеей восстановления еврейской территории, Ной в 1825 году помог приобрести участок земли на Гранд-Айленде на реке Ниагара недалеко от Буффало, который он назвал Араратом и задумал как еврейскую колонию. Хотя это предложение вызвало много дискуссий, попытка не увенчалась успехом, а претензии Ноя на пост правителя были высмеяны. После неудачного опыта Арарата Ной более решительно обратился к идее Палестины как национального дома для евреев. Будучи самым известным американским евреем своего времени, Ной в 1840 году выступил с основной речью на митинге в Бней-Йешуруне в Нью-Йорке, протестуя против Дамасского дела . [ 4 ]
Дипломат
[ редактировать ]В 1811 году он был назначен президентом Джеймсом Мэдисоном консулом , но отказался и в 1813 в Риге , тогда входившей в состав Российской империи году был назначен консулом в Королевстве Тунис , где он спасал американских граждан, содержавшихся в рабстве марокканскими рабовладельцами. . 25 апреля 1816 г. [ 5 ] (в некоторых источниках указан 1815 г.), [ 6 ] Ной был отстранен от своей должности. По словам госсекретаря США Джеймса Монро , его религия была «препятствием для осуществления [его] консульской функции». Инцидент вызвал возмущение как среди евреев, так и среди неевреев. [ 7 ]
Ной отправил множество писем в Белый дом, пытаясь получить ответ, почему они считают, что его религия должна быть оправданной причиной лишения должности консула. Он преуспел в качестве консула и даже смог удовлетворить просьбу Соединенных Штатов об освобождении некоторых заложников, удерживаемых в Алжире. Ной так и не получил законного ответа на вопрос, почему Белый дом отобрал у него должность консула. Отсутствие ответа обеспокоило Ноя, поскольку он был обеспокоен тем, что его отстранение создаст прецедент, который помешает евреям занимать публично избранные или официально предоставленные должности в Соединенных Штатах в будущем. [ нужна ссылка ]
Истинная причина его отзыва заключалась в том, что администрация сочла уплаченный выкуп слишком высоким. [ 5 ] [ 8 ]
Ной протестовал и получил письма от Джона Адамса , Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона , поддерживающие отделение церкви от государства и терпимость к евреям. [ 9 ] Выдающийся еврейский лидер Исаак Харби , предшественник реформистского иудаизма , был побужден написать в письме Монро:
[Евреев] ни в коем случае нельзя рассматривать как религиозную секту , терпимую правительством. Они составляют часть Народа. Они во всех отношениях переплетены и сплочены с гражданами Республики. [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]Ной переехал в Нью-Йорк, где основал и редактировал газеты The National Advocate , The New York Enquirer (позже объединившиеся в газеты New York Courier and Enquirer ), The Evening Star и The Sunday Times . Ной, как известно, использовал свои полномочия редактора The National Advocate и правоохранительные полномочия в качестве шерифа, чтобы лично закрыть конкурирующие пьесы, поставленные черными театральными группами, которые отвлекали внимание и доходы от его собственных постановок, при этом, по некоторым сообщениям, исполнители продолжали декламировать свои строки, пока их тащили со сцены в камеры. [ 11 ]
В 1819 году была поставлена самая успешная пьеса Ноя « Она будет солдатом ». Эта пьеса с тех пор сделала Ноя первым важным еврейским писателем Америки. «Она была бы солдатом» теперь включена в антологии уровня колледжа. [ который? ]
В 1825 году, практически без поддержки со стороны кого-либо (даже своих собратьев-евреев), будучи предшественником современного сионизма , он попытался основать еврейское «убежище» на Гранд-Айленде на реке Ниагара , которое назвали бы « Араратом » в честь горы Арарат. , библейское место упокоения Ноева ковчега . [ 12 ] Он купил землю на Гранд-Айленде по цене 4,38 доллара (~ 118 долларов в 2023 году) за акр, чтобы построить убежище для евреев всех наций. [ 13 ] Он привез с собой краеугольный камень, на котором было написано: «Арарат, город-убежище для евреев, основанный Мордехаем М. Ноем в месяце Тизри 5586 года (сентябрь 1825 года) и в 50-й год американской независимости». [ 14 ]
Ной также разделял веру , среди прочего, в то, что некоторые индейские «индейцы» были из затерянных колен Израиля . [ 12 ] на котором он написал « Рассуждение о доказательствах того, что американские индейцы являются потомками потерянных колен Израиля» . [ 15 ] [ 16 ] В своей «Рассуждении о восстановлении евреев » [ 17 ] Ной провозгласил свою веру в то, что евреи вернутся и восстановят свою древнюю родину, и призвал Америку возглавить это начинание.
2 сентября 1825 года, вскоре после прибытия Ноя в Буффало из Нью-Йорка, тысячи христиан и небольшое количество евреев собрались на историческое событие. Ной возглавил большую процессию во главе с масонами , нью-йоркской милицией и муниципальными руководителями к епископальной церкви Святого Павла. [ 18 ] Здесь была проведена короткая церемония, включающая пение псалмов на иврите , заложен краеугольный камень на причастном столе и зачитано новое провозглашение об учреждении убежища. «Прокламация - день закончился музыкой, канонадой и возлиянием. 24 орудия, рецессия, каменщики удалились в таверну «Орел», и все это при том, что никто никогда не ступал на Гранд-Айл». [ 19 ] Это было начало и конец предприятия Ноя: он пал духом и через два дня вернулся в Нью-Йорк, ни разу не ступив на остров. Краеугольный камень был вынесен из зрительного зала церкви и заложен у задней части здания. [ 20 ] Сейчас он находится в постоянной экспозиции Исторического общества Буффало в Буффало, штат Нью-Йорк. Впоследствии, несмотря на провал своего проекта, он разработал идею расселения евреев в Палестине и, как такового, его можно считать предшественником современного сионизма. [ 12 ]
С 1827 по 1828 год Ной возглавлял Нью-Йорке в политическую машину Таммани-холла .
В своих произведениях он то ненавидел, то поддерживал южное рабство . Он беспокоился, что эмансипация непоправимо разделит страну.
Лауреат премии Макартура карикатурист Бен Кэтчор изобразил план Ноя для Гранд-Айленда в своей книге «Еврей Нью-Йорка» . Ной также является второстепенным персонажем романа Гора Видала « » 1973 года Берр .
Современное издание сочинений Ноя — «Избранные сочинения Мордехая Ноя» под редакцией Майкла Шульдинера и Дэниела Кляйнфельда и опубликовано издательством Greenwood Press.
Библиография
[ редактировать ]- 1813–1814: Путешествие по Англии, Франции, Испании и берберийским штатам.
- 1837: Рассуждение о доказательствах того, что американские индейцы являются потомками потерянных племен Израиля.
- 1844: Беседы о восстановлении евреев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейская виртуальная библиотека, Мордехай Мануэль Ной» . Проверено 10 января 2008 г.
- ^ Еврейская история Нью-Йорка. Архивировано 14 мая 2013 г. в Wayback Machine , Архив штата Нью-Йорк , Ресурсы по еврейской истории.
- ^ «Антисемитизм, Мордехай Мануэль / Каталог тележек» . Январь 2010 года.
- ^ И. Голдберг, Майор Ной: американский еврейский пионер (1937); Л. М. Фридман, Паломники на Новой Земле (1948), 221–32; ДАБ, св; С. Дж. Кон, в: AJHSQ, 59 (1969), 210–4; Б.Д. Вейнриб, в: Еврейский опыт в Америке, 2 (1969), 136–57; Р. Гордис, там же, 110–35; И. М. Фейн, там же, 82–101.
- ^ Jump up to: а б «1816: США отзывают еврейского консула из Туниса» . Гаарец . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Хасия Р. Дайнер, Евреи Соединенных Штатов, 1654–2000 гг ., стр.59.
- ^ Ной, Мордехай (1819 г.). Путешествие по Англии, Франции, Испании и берберийским штатам в 1813-14 и 1815 годах . Кирк и Мерсейн. стр. 376 . Проверено 28 мая 2011 г.
Путешествие по Англии, Франции, Испании и берберийским штатам в 1813-14 и 1815 годах.
- ^ Грисар, П.Дж. (18 февраля 2022 г.). «Кто был самым (и наименее) еврейским президентом?» . Форвард . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Ричард Х. Попкин, «Письмо Томаса Джефферсона Мордехаю Ною», Американский коллекционер книг , 1987 8 (6): 9-11.
- ^ « Часть народа» , Нелл Портер Браун, Harvard Magazine , январь – февраль 2003 г.
- ^ А., Хэй, Сэмюэл (1994). Афро-американский театр: исторический и критический анализ . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521445221 . ОСЛК 28256141 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Рене Генон Истоки мормонизма в Разном.
- ^ Изображение города Арарат (Гранд-Айленд, Нью-Йорк). Архивировано 20 июля 2012 г. в archive.today. Изображение 1825 года, поворотного года на Ниагарской границе в наследии Нью-Йорка.
- ^ «Арарат» . История Буффало . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Ной, Мордехай (1837 г.). Рассуждение о доказательствах того, что американские индейцы являются потомками потерянных колен Израиля . Дж. Ван Норден. ISBN 978-0-665-45453-0 . Проверено 2 октября 2008 г.
ДИСКУРС О СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ТОМ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТОКОМ ПОТЕРЯННЫХ ПЛЕМЕН ИЗРАИЛЯ.
- ^ Мордехай Мануэль Ной. «ДИСКУРС О СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ТОМ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОТОКОМ ПОТЕРЯННЫХ ПЛЕМЕН ИЗРАИЛЯ» . Книжная полка Оливера . Проверено 3 сентября 2008 г.
- ^ Ной, Мордехай (1845 г.). Беседа о восстановлении евреев . Харпер и братья . Проверено 2 октября 2008 г.
- ↑ Майор Ной: американский патриот, американский сионист — Мордехай Мануэль Ной и еврейское государство Арарат , Джерри Клингер
- ^ Майор Ной, американо-еврейский пионер, Исаак Голдберг, Еврейское издательское общество Америки, 1936, стр. 196
- ^ Публикации, Том 1 , Историческое общество Буффало (Буффало, Нью-Йорк), изд. Братья Бигелоу, 1879 г.
Источники
[ редактировать ]- Селиг Адлер и Томас Э. Коннолли. От Арарата до пригорода: история еврейской общины Буффало (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1960, номер Библиотеки Конгресса 60-15834).
- Мордехай Мануэль Ной: Путешествие по Англии, Франции, Испании и берберским штатам: в 1813-14 и 1815 годах.
- Исаак Голдберг, Майор Ной: американо-еврейский пионер , Еврейское издательское общество Филадельфии, 1936.
- Майкл Шульдинер и Дэниел Дж. Кляйнфельд, Избранные сочинения Мордехая Ноя , Greenwood Press, 1999.
- Остров Исраэль . Нава Семел , 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1785 рождений
- 1851 смертей
- Писатели из Филадельфии
- Американский народ португальско-еврейского происхождения
- Американские евреи-сефарды XIX века
- Американские дипломаты XIX века
- Американские драматурги и драматурги XIX века.
- Писатели из Нью-Йорка (штат)
- Американские сионисты
- Лидеры Таммани Холла
- Основатели американских газет XIX века
- Американские драматурги и драматурги еврейского происхождения
- Предшественники сионизма
- Люди с Гранд-Айленда, Нью-Йорк
- Журналисты из Пенсильвании
- Американские журналисты-евреи
- Американские активисты за рабство
- Американские консулы
- Евреи из Пенсильвании