Секта
Часть серии о |
Дискриминация |
---|
Секта — это подгруппа религиозной , политической или философской системы убеждений, обычно ответвление более крупной группы. Хотя изначально этот термин использовался для классификации религиозных разделенных групп, теперь он может относиться к любой организации, которая отделяется от более крупной, чтобы следовать другому набору правил и принципов. Секты обычно создаются из-за восприятия ереси подгруппой и/или большей группой.
В индийском контексте секта означает организованную традицию. [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово секта происходит от латинского существительного secta (женская форма варианта причастия прошедшего времени глагола sequi — следовать), означающего «путь, дорога». [2] Образно говоря, секта относится к (предписанному) пути, режиму или манере. Метонимически секта относится к дисциплине или школе мысли, определенной набором методов и доктрин. Многочисленные разрозненные варианты использования слова «секта» в наше время во многом связаны с путаницей с одноименным (но этимологически несвязанным) латинским словом secta (женская форма причастия прошедшего времени глагола secare , «резать»).
Социологические определения и описания
[ редактировать ]Существует несколько различных социологических определений и описаний этого термина. [3] Среди первых, кто их определил, были Макс Вебер и Эрнст Трельч (1912). В церковно-сектантской типологии секты определяются как добровольные объединения религиозно квалифицированных лиц: [4] членство не приписывается при рождении, а является результатом свободного принятия последователем доктрины и дисциплины секты, а также постоянного принятия последователя сектой. Секты, как правило, непропорционально опираются на малообеспеченные элементы общества и обычно возникают в результате расколов внутри церквей, которые соответствуют доминирующей социальной структуре. [5] Они часто порицают либеральные тенденции в конфессиональном развитии и выступают за возврат к истинной религии; их верования и практики, как правило, более радикальны и этически строги, чем верования церквей, и представляют собой акт протеста против ценностей остального общества. [5] Американские социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж утверждают, что «секты заявляют, что являются подлинной очищенной, обновленной версией веры, от которой они откололись». [6] Они также утверждают, что секты, в отличие от церквей, имеют высокую степень напряженности в отношениях с окружающим обществом. [7] Другие социологи религии, такие как Фред Книсс, утверждали, что сектантство лучше всего описывается с точки зрения того, с чем секта находится в противоречии. Некоторые религиозные группы существуют в противоречии только с единоверцами разных национальностей или существуют в противоречии со всем обществом, а не с церковью, из которой возникла секта. [8]
Сектантство иногда определяется в социологии религии как мировоззрение, которое подчеркивает уникальную легитимность вероучения и практики верующих и которое усиливает напряженность в отношениях с обществом в целом, участвуя в практиках поддержания границ. [9]
в своей книге «Дорога к полной свободе» Английский социолог Рой Уоллис [10] утверждает, что секта характеризуется « эпистемологическим авторитаризмом»: секты обладают неким авторитетным локусом для законного приписывания ереси. По словам Уоллиса, «секты претендуют на уникальный и привилегированный доступ к истине или спасению», а «их преданные приверженцы обычно считают всех, кто находится за пределами коллектива, «заблуждающимися»». Он противопоставляет это культу , который он описал как характеризующийся «эпистемологическим индивидуализмом», под которым он имеет в виду, что «культ не имеет четкого места окончательной власти за пределами отдельного члена». [11] [12]
На других языках
[ редактировать ]Соответствующие слова для слова «секта» на европейских языках, кроме английского, - Sekte (немецкий), secte (французский), secta (испанский, каталанский), sectă (румынский), setta (итальянский), seita (португальский, галисийский), sekta ( польский, чешский, словацкий, боснийский, хорватский, сербский, словенский, латышский, литовский), sekt (датский, эстонский, норвежский, шведский), sekte (голландский), szekta (венгерский), секта (русский, сербский, болгарский, украинский) , σέχτα (греч.) – относятся к вредной религиозной секте и переводятся на английский как « культ ». [ нужна ссылка ]
В буддизме
[ редактировать ]Энциклопедия религии Макмиллана различает три типа классификации буддизма, разделенные на «движения», «никаи» и «доктринальные школы»:
- Школы:
- Никаи , или монашеские братства, три из которых сохранились до наших дней:
- Тхеравада — в Юго-Восточной Азии и Южной Азии ;
- Дхармагуптака – в Китае , Корее и Вьетнаме ;
- Муласарвастивада в тибетской традиции;
В христианстве
[ редактировать ]Хотя историческое использование термина «секта» в христианском мире имело уничижительный оттенок, относясь к группе или движению с еретическими верованиями или практиками, которые отклоняются от верований групп, считающихся ортодоксальными, [13] [14] его основное значение — указать на сообщество, отделившееся от более крупного тела, из которого произошли его члены.
православный
[ редактировать ]Римско-католические секты
[ редактировать ]За пределами Римско-католической церкви существует множество групп, которые считают себя католиками, например , Сообщество Agnus Dei , Сообщество Госпожи всех наций , Пальмарийская католическая церковь , Филиппинская независимая церковь , Бразильская католическая апостольская церковь , Движение за Восстановление Десяти Заповедей Божиих , Монастырь Святейшего Семейства , Общество Святого Пия X , Международная семинария Святого Пия X , Сестры Общества Святого Пия X , Конгрегация Непорочной Царицы Марии , Общество Святого Пия V , Священническое Братство Святого Петра , Апостолы Бесконечной Любви , Седевакантизм , Институт Матери Доброго Совета , Украинская Православная Греко-Католическая Церковь , Священническое Общество Святого Иосафата , Слуги Святого Семейства , Братство Нотр-Дам и другие. [ нужна ссылка ]
Протестантские секты
[ редактировать ]В индуизме
[ редактировать ]Индолог . Аксель Майклс пишет в своей книге об индуизме , что в индийском контексте слово «секта означает не раскол или исключенное сообщество, а скорее организованную традицию, обычно устанавливаемую основателем с помощью аскетических практик» [1] По словам Майклса, «индийские секты не сосредотачивают внимание на ереси, поскольку отсутствие центра или принудительного центра делает это невозможным - вместо этого основное внимание уделяется приверженцам и последователям». [1]
В исламе
[ редактировать ]Ислам классически делился на две основные секты, известные как суннитский ислам и шиитский ислам . Хариджиты и мурджиты были двумя ранними исламскими сектами. разработала несколько различных систем юриспруденции, отражающих их собственное понимание исламского права Каждая секта на протяжении истории ислама .
Текущие секты
[ редактировать ]Сунниты делятся на пять мадхабов ; Ханафи , Малики , Шафииты , Ханбали и Захири . Шииты, с другой стороны, первыми развили кайсанизм , который, в свою очередь, разделился на три основные группы, известные как пятёрки , семерки и двунадесятники . Зайдиты отделились первыми. Незайдитов первоначально называли « Рафидами ». Позже Рафидиты разделились на две подгруппы, известные как Имамия и Батиния . [15]
- « Имами - шииты » позже породили джафаритскую юриспруденцию . Ахбаризм , усулизм и шейхизм возникли как вариации «джафари-фикха», в то время как алавиты и алевиты, которые не являются строгими последователями «джафаризма», развиваются отдельно от учений иснашари- имамов .
- Группы батиния , с другой стороны, были разделены на две подгруппы, известные как севенеры и исмаилиты . Карматы , не последовавшие за Фатимидским халифатом, произошли от Севенеров . Те группы Батинийа , которые последовали за Фатимидами, являются предками сегодняшних исмаилитов . Друзы возникли как ответвление исмаилизма в начале 11 века. Исмаилизм в конце 11 века раскололся на две основные ветви, известные как исмаилиты ( убийцы Аламута низари ) и мустали исмаилиты . В результате убийства фатимидского халифа аль-Амира би-Аками'л-Ла Мустаали вновь разделился на хафизов и тайябитов-исмаилитов ( давуди , сулейманиты и алавиты ).
- Продолжают существовать ханафитские, маликитские, шафиитские и ханбалитские сунниты, группы двунадесятников, исмаилитские группы, зайдиты, ибадиты и захириты. Кроме того, новые секты, такие как движения черных мусульман , коранисты , салафиты , ваххабиты и зикрисы . независимо возникли
Бывшие секты
[ редактировать ]- Первоначально хариджиты были разделены на пять основных ветвей: суфриты , азарика , недждат , аджариты и ибадиты .
Амманское послание
[ редактировать ]Исламская конвенция, состоявшаяся в Иордании в июле 2005 года, собравшая 200 мусульманских ученых из более чем 50 стран, объявила об официальном признании восьми школ исламской юриспруденции. [16] и различные школы исламской теологии . [17] Восемь признанных исламских школ и ответвлений :
- суннитский ханафитский
- Суннит Малики
- сунниты- шафииты
- Сунниты Ханбали
- Шиитские имами (последователи юриспруденции Джафари )
- Shi'i Zaydi
- Хариджи Ибади
- Суннитский Захири
В джайнизме
[ редактировать ]В даосизме
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Внеконфессиональный ислам
- Внеконфессиональное христианство
- Внеконфессиональный иудаизм
- Классификации религиозных движений
- Культ (религиозная практика)
- Новое религиозное движение
- Одна истинная церковь
- Религиозный эксклюзивизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Майклс, Аксель (2004). Индуизм прошлое и настоящее (2004) в переводе с немецкого «Der Hinduismus» (1998) . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08952-3 .
- ^ «секта (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер . Проверено 10 мая 2022 г.
середина XIV в., «особая система верований или обрядов; партия или школа внутри религии», от старофранцузского secte, sete «секта, религиозное сообщество» или непосредственно от позднелатинского secta «религиозная группа, секта в философии или религии, От латинского secta «манера, модус, следование, школа мысли», буквально «путь, дорога, проторенная тропа», от жен. от sectus, вариант причастия прошедшего времени от sequi «следовать», от корня PIE *sekw- (1) «следовать». В этом смысле путают с латинскими secta, fem. Причастие прошедшего времени от secare «резать» (от корня PIE *sek- «резать»). Значение «отдельно организованная религиозная организация» зафиксировано с 1570-х годов.
- ^ Маккормик Маага, Мэри (1998). «Три группы в одной» . Услышав голоса Джонстауна . Издательство Сиракузского университета. ISBN 0815605153 .
- ^ Чалкрафт, Дэвид Дж. (2007). «Развитие социологии сект Вебера: поощрение нового увлечения». В Чалкрафте, Дэвид Дж. (ред.). Сектантство в раннем иудаизме: социологические достижения . Лондон, Оквилл: Издательство Equinox. п. 27. ISBN 978-1-84553-083-9 .
- ^ Jump up to: а б Доусон, Лорн Л. (2009). «Церковь-секта-культ: построение типологий религиозных групп». В Кларке, Питер Б. (ред.). Оксфордский справочник по социологии религии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199588961.013.0030 . ISBN 978-0199588961 .
- ^ Старк, Родни ; Бейнбридж, Уильям Симс (1979). «О церквях, сектах и культах: предварительные концепции теории религиозных движений» . Журнал научного изучения религии . 18 (2). 125. дои : 10.2307/1385935 . ISSN 0021-8294 . JSTOR 1385935 .
- ^ Старк, Родни ; Бейнбридж, Уильям Симс (1985). Будущее религии: секуляризация, возрождение и формирование культов . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520048547 .
- ^ Книсс, Фред; Нумрич, Пол Д. (2007). Священные собрания и гражданская активность: какое значение религия для новых иммигрантов Америки . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813541709 .
- ^ МакГуайр, Мередит Б. «Религия: социальный контекст», пятое издание (2002 г.) ISBN 0-534-54126-7 стр. 338
- ^ Баркер, Э. Новые религиозные движения: практическое введение (1990), Bernan Press, ISBN 0-11-340927-3
- ^ Уоллис, Рой (1977). Дорога к полной свободе: социологический анализ Саентологии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-04200-0 .
- ^ Уоллис, Рой (1975). «Саентология: терапевтический культ для религиозной секты» . Социология . 9 (1): 89–100. дои : 10.1177/003803857500900105 . ISSN 0038-0385 . S2CID 144335265 .
- ^ Уилсон, Брайан Религия в социологической перспективе 1982, ISBN 0-19-826664-2 Издательство Оксфордского университета, стр. 89
«В английском языке это термин, обозначающий религиозно обособленную группу, но в его историческом использовании в христианском мире он имел явно уничижительный оттенок. Секта — это движение, приверженное еретическим верованиям и часто ритуальным действиям и практикам, таким как изоляция, которые отходят от ортодоксальные религиозные процедуры». - ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Ахмед Джевдет-паша , Kısas-ı Enbiyâ, vol. II, стр. 12.
- ^ Краткое изложение Амманского послания - Официальный сайт
- ^ Три пункта Амманского послания, версия 1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теория церковных сект Уильяма Х. Сватоса-младшего. в Энциклопедии религии и общества Сватоса (редактор)
- Индекс апологетики: исследовательские ресурсы по культам, сектам и смежным вопросам. Издатель действует с точки зрения евангельских христиан, но сайт ссылается на различные точки зрения и представляет их.
- ReligionNewsBlog.com Текущие новостные статьи о религиозных культах, сектах и связанных с ними проблемах.