Jump to content

Хеттская мифология и религия

Сидящее божество, поздняя Хеттская империя (13 век до н.э.)

Хеттская мифология и хеттская религия были религиозными верованиями и обычаями хеттов , которые создали империю с центром на территории нынешней Турции , начиная с ок. 1600–1180 гг . до н.э.

Большинство повествований, отражающих хеттскую мифологию, утеряны, а элементы, которые могли бы дать сбалансированное представление о хеттской религии, отсутствуют среди табличек, найденных в хеттской столице Хаттусе и других хеттских памятниках. Таким образом, «нет никаких канонических писаний, никаких богословских рассуждений или бесед, никаких средств для личного поклонения». [4] Некоторые религиозные документы составляли часть корпуса, с помощью которого обучались молодые писцы, и дошли до наших дней, причем большинство из них датировано несколькими десятилетиями ранее, до окончательного сожжения памятников. [ когда? ] Писцы в королевской администрации, некоторые из архивов которых сохранились, представляли собой бюрократию , организующую и выполняющую королевские обязанности в областях, которые сегодня считались бы частью религии: организация храмов, культовое управление , отчеты прорицателей - составляют основную часть сохранившихся тексты. [5]

Понимание хеттской мифологии зависит от прочтения сохранившейся резьбы по камню, расшифровки иконологии, представленной на камнях-печатях , интерпретации планов храмов: кроме того, есть несколько изображений божеств, поскольку хетты часто поклонялись своим богам через камни Хуваси , которые представляли божества и рассматривались как священные предметы. Богов часто изображали стоящими на спинах своих зверей или их можно было идентифицировать в животной форме . [6]

Обзор [ править ]

на древнюю месопотамскую религию Хотя религия хеттов и лувийцев опирается , она сохраняет заметные элементы реконструированной протоиндоевропейской мифологии . Например, Тархант , бог грома , и его конфликт со змеем Иллуянкой напоминают конфликт между Индрой и космическим змеем Вритрой в ведической мифологии или Тором и змеем Ёрмунгандром в скандинавской мифологии . Этот миф также имеет сходство с повседневной борьбой Ра со змеем Апофисом в египетской мифологии .

На хеттскую мифологию также оказали более непосредственное влияние хурриты , соседняя цивилизация, близкая к Анатолии , где проживали хетты. Хурритская мифология была настолько тесно связана, что издательство Оксфордского университета опубликовало руководство по мифологии и отнесло хеттскую и хурритскую мифологию к «хеттско-хурритской». [7] К сожалению, большая часть знаний о хеттах получена из художественных, а не текстовых источников, что затрудняет установление конкретных подробностей по этой теме. [8] Хеттские таблички с мифологией часто датируются концом Древнего Хеттского царства , и за его пределами имеется значительно меньше источников. [1] Группы найденных хеттских документов называются «культовыми описями» и представляют ценность для изучения того, как хеттские мифы и практики включались в повседневную жизнь. [9]

Хеттская мифология представляет собой смесь хаттского , хурритского и хеттского влияний. Месопотамское и ханаанское влияние проникло в мифологию Анатолии через хурритскую мифологию. Нет никаких известных подробностей о том, каким мог быть хеттский миф о сотворении мира , но ученые предполагают, что хаттская богиня-мать, которая, как полагают, связана с концепцией «великой богини», известной из неолитического памятника Чатал-Хююк, могла быть супругой анатолийского шторма. бог (который, как полагают, связан с сопоставимыми божествами из других традиций, такими как Тор , Индра и Зевс ). [10]

Священники и культовые места [ править ]

Пограничной фигурой, посредником между тесно связанными мирами богов и человечества, были царь и жрец; в ритуале, датируемом периодом Хеттского Древнего царства :

Статуя хеттского царя-жреца из базальта с костяными глазами.
Хеттская статуя царя-жреца ок. 1600 г. до н.э.

Боги, Бог-Солнце и Бог-Шторм, доверили мне, королю, землю и мой дом, чтобы я, король, сам защищал свою землю и свой дом. [1] : 101 

Хетты не проводили регулярных церемоний, чтобы умилостивить богов, а вместо этого проводили ритуалы в ответ на трудные времена или по случаю каких-либо событий. [1] [11] Миф и ритуал были тесно связаны, поскольку многие ритуалы были основаны на мифах и часто включали в себя исполнение историй. [12] Многие ритуалы проводились в ямах, местах, которые были созданы, чтобы символизировать близость между человеком и богами, особенно теми, которые были хтоническими или связаны с землей. Этот тип ямного ритуала известен как «некромантический» . [11] потому что они пытались общаться с богами Подземного мира и призвать их в мир живых.

Город Аринна , расположенный в дневном переходе от Хаттусы, был, пожалуй, главным культовым центром хеттов и, конечно же, их главной богини Солнца , известной как д ПЛАТИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА Аринна «богиня солнца Аринны». [13] Записи, найденные в описях культов, показывают, что местные культы и практики также действовали. [9] Традиции и статус местных культов постоянно менялись из-за отсутствия национального стандарта ритуальной практики. Небольшие фестивали и время поклонения не всегда требовали присутствия короля-жреца, поэтому местные места имели больше свободы действий, когда дело касалось поклонения богам, однако король всегда старался наблюдать за каждым культовым местом и храмом на своих землях, поскольку это это был его долг перед богами и своим народом. После смерти короля его обожествили , поскольку он служил своему народу и верно поклонялся богам. [1] Обязанности, возложенные на царя-жреца, не были односторонними: боги должны были заботиться о людях, если им поклонялись должным образом. Боги обладали большей частью очевидной силы, но без специальной практики и ритуалов смертных они не могли функционировать. Король Мурсили II обратился к богам с просьбой от имени своих подданных в то время, когда их сельскохозяйственные средства к существованию были в упадке:

«Вся земля Хатти умирает, так что никто не готовит жертвенный хлеб и возлияние для вас [богов]. Пахари, которые раньше обрабатывали поля богов, умерли, так что никто не работает и не жнет поля богов». боги больше не мельнички, которые готовили жертвенные хлебы богам, умерли, так что они больше не делают жертвенные хлебы. Что касается загона и овчарни, из которых раньше собирали приношения из овец и крупного рогатого скота. – пастухи и пастухи умерли, а загон и овчарня пусты. Так бывает, что жертвенные хлебы, возлияния[и] и жертвоприношения животных отсекаются, а вы приходите к нам, о боги, и держите нас виновными. это дело!" [1] [а] [ нужна полная цитата ]

Очевидно, сохранение хороших отношений с божествами, которые были тесно связаны с природой и сельским хозяйством, такими как Аринна, было бы крайне важно. Если бы баланс между уважением и критикой был значительно смещен, это могло бы означать немилость в глазах богов и, вероятно, как минимум очень неудачный сезон сбора урожая. Несмотря на эту опасность, хетты в основном общались со своими богами неформально, а люди часто просто обращались к богам с просьбами без сопровождения ритуалов или помощи жрецов, когда повод был случайным. Хетты также использовали ассоциации с божественным, подобно древним египтянам, используя волю богов для оправдания человеческих действий. [8]

Божества и их мифы [ править ]

Рельеф из Язылыкая, святилища в Хаттусе, с изображением двенадцати богов подземного мира.

Хетты называли свои собственные «тысячи богов», ошеломляющее количество которых фигурирует в надписях, но сегодня остается не более чем именами. [14] [15] Эту множественность приписывают сопротивлению хеттов синкретизации : Бекман (1989). [1] отмечает, что «во многих хеттских городах существовали отдельные боги бури, отказываясь идентифицировать местных божеств как проявления одной национальной фигуры». [1] : 99  Множественность, несомненно, является результатом определенного уровня социально-политической локализации внутри хеттской «империи», которую нелегко реконструировать.

В 13 веке до нашей эры в надписях появляются явные попытки синкретизма . Королева и жрица Пудухепа работали над организацией и рационализацией религии своего народа. [16] В надписи она призывает:

Богиня Солнца Аринна , моя госпожа, ты королева всех земель! В стране Хатти ты принял имя Богини Солнца Аринны, но что касается земли, которую ты создал из кедров, [б] ты взял себе имя Хебат . [1] : 99 и далее

Многие из хеттских мифов включают в себя большое количество персонажей, обычно потому, что центральная проблема в истории имеет широкомасштабные последствия, и каждый заинтересован в разрешении проблемы (проблем). Обычно решение можно найти только совместными усилиями над преодолением проблемы, хотя это не столько полезные моральные сказки, сколько скорее экшн-эпопеи с ансамблевым актерским составом.

Бог бури Нерик [ править ]

Например, хетты считали бронзового века культовым центром Нерик , [17] к северу от столиц Хаттуса и Сапинува , был посвящен местному богу грозы , который был сыном Вурусему , богини солнца Аринны .Бог погоды там отождествлялся с горой Залияну, недалеко от Нерика, и отвечал за организацию дождя на пахотных землях города.Его умилостивили Хаттуса :

Поскольку жители Кашки забрали себе землю Нерика, мы постоянно посылаем ритуалы для Бога Бури в Нерик и для богов Нерика из Хаттуши в город Хакмиша, (а именно) толстые хлебы, возлияния, быков и овцы. [18]

Дети и внуки Кумарби [ править ]

Кумарби — отец Тарханта; его роль в «Песне о Кумарби» напоминает роль Кроноса в Гесиода » «Теогонии . Улликумми Гесиода — каменное чудовище, порожденное Кумарби, в остальном отдаленно напоминающее Тифон .

Среди толпы некоторые, такие как Телипину и его сестра Инара, выделяются как более чем местные.У Тарханта есть сын Телипину и дочь Инара . Инара – божество-защитник ( д ЛАММА) участвует в Весеннем фестивале Пурули . Супруга Тарханта и Телипину мать - хаттская богиня солнца Аринна ( Ариннити или Вуру(н)шему ). Этой божественной паре, предположительно, поклонялись в двух кельях самого большого храма Хаттусы . [1] : 99 

Надругательство над Телипину [ править ]

В мифе о Телипину исчезновение Телипину , бога земледелия и плодородия, приводит к исчезновению всего плодородия, как растений, так и животных. Это приводит к опустошению и отчаянию как среди богов, так и среди людей. Чтобы остановить хаос и разрушения, боги ищут Телипину, но не могут его найти. Только пчела , посланная богиней Ханной Ханной, находит Телипину и жалит его, чтобы разбудить. Однако это еще больше приводит Телипину в ярость, и он «перенаправляет течение рек и разрушает дома».

В конце концов, богиня Камрусепа использует исцеление и магию, чтобы успокоить Телипину, после чего он возвращается домой и восстанавливает растительность и плодородие. В других упоминаниях это смертный жрец, который молится, чтобы весь гнев Телипину был отправлен в бронзовые контейнеры в подземном мире, из которых ничто не ускользает. [19]

Убийство дракона [ править ]

Еще один миф, отражающий этот стиль сюжета, — «Убийство дракона» . [8] Этот миф повторялся во время новогодних ритуалов, которые проводились для обеспечения процветания сельского хозяйства в наступающем году.

Миф сосредоточен вокруг змея (или дракона), который представляет «силы зла» и побеждает Бога Бури в бою. Богиня Инара придумывает план, как обмануть и убить змея, и нанимает на помощь человека Хупашию. Хупашия, конечно, не хочет помогать без какого-либо стимула, поэтому он уговаривает Инару переспать с ним, прежде чем они осуществят ее план. Затем Инара приглашает змею к себе, и они устраивают пир, напившись настолько, что Хупашия может связать змею. Затем Бог Шторма вмешивается и сам убивает змея.

Как и в мифе о Телипину , человек использовался для помощи богам в их заговорах, что еще больше подчеркивает знакомые отношения между смертным и божественным. Смертный не играет особой роли в этой истории, но его присутствие скорее помогает, чем мешает.

История также иллюстрирует роли, которые богини играли в мифе: могущественные боги провоцируют драку или делают что-то еще, чтобы создать центральную проблему каждого мифа, а затем богини убирают за ними и решают все, тщательно обдумывая и здравый смысл. К сожалению, несмотря на их полезное вмешательство, природа не может вернуться к своему статус-кво , пока бог не завершит последний шаг, прежде чем нормальная жизнь сможет возобновиться: он должен проснуться и вернуться к своим обязанностям, или убить зверя, или совершить какое-то другое действие, которое продемонстрирует, что его сила лучше подходит для своей роли, чем кто-либо другой.

Обмен божествами с соседними культурами [ править ]

Подобно другим царствам того времени, хетты имели привычку перенимать богов из других пантеонов, с которыми они вступали в контакт, например, месопотамскую богиню Иштар , которую прославляют в ее знаменитом храме в Айн-Дара . Кажется, также существуют следы хеттских/анатолийских божеств, которые распространились на запад в Эолиду и Дорею .

Хеттский барельеф: Мифологические существа, человек с головой льва и человек с бычьими ногами. Хотя оба они различны, они напоминают более поздние месопотамские изображения.

Лувийский бог погоды и молний Пихассасса, возможно, был источником греческого Пегаса .

Изображения гибридных животных ( гиппогрифов , химер и т. д.) типичны для анатолийского искусства того периода.

Мифы о божествах, которые изначально не были хеттскими, часто адаптировались и ассимилировались.

Месопотамская богиня Иштар (Иштар) была одним из многих усыновленных божеств, которые были ассимилированы в хеттские пантеоны посредством связи с подобными божествами и корректировки их мифов. Поскольку мифология составляла значительную часть хеттской культовой практики, понимание сил и истории Иштар было важно для разработки ритуалов и заклинаний, призывающих ее. [12]

Подобные тонкие изменения также стали возможны благодаря ее поглощению или тесному общению с другими богинями, а именно Анзили , а также Шавушкой и Гештинанной . Благодаря личностным качествам множества других богинь сила Иштар росла, как и ее популярность. Одним из новаторских способов ее использования были ритуалы очищения , такие как ритуал Аллайтураххи, в которых ее близость к подземному миру эксплуатировалась и интерпретировалась таким образом, чтобы принести пользу читателю и представить ее защитницей, а не жертвой, как в месопотамском мифе . Отношения Иштар с подземным миром также сделали ее ценным хтоническим божеством, особенно если принять во внимание ее другие склонности к войне, сексуальности и магии. Сочетание этих характеристик значительно увеличило ее влияние, поскольку плодородие земли было одним из важнейших приоритетов для хеттов. [11] [12] Хетты даже признали, что она занимала довольно видное место в других культурах, и создали ритуал, который «относится к ней как к международной богине». [12] : 27  Различия между внешними божествами, такими как Иштар, уважались, хотя она была адаптирована для хеттского использования.

Список хеттских божеств [ править ]

Именно списки божественных свидетелей договоров, кажется, наиболее четко представляют хеттский пантеон. [20] хотя некоторые хорошо засвидетельствованные боги по необъяснимым причинам отсутствуют.Источники: Волкерт (2006), [21] Коллинз (2002), [11] Джордан (1993), [22] и другие, как цитируется.

  • Аас – бог мудрости, происходящий от месопотамского бога Эа ( Энки ).
  • Адунтарри – прорицательное, изначальное божество (хурритское)
  • Алалу – первобытное божество (хуррит).
  • Амунки – первобытное божество (хурритское)
  • Ану – первобытный бог неба (хурро-месопотамский)
  • Анзили /Энзили – супруга бога погоды; призван для помощи при родах
  • Апалиунас - божество-покровитель города Вилуса.
  • Апи – хтонический
  • Аранза / Аранзахас – олицетворение реки Тигр (хуррит).
  • Богиня Солнца Аринны - богиня Солнца и супруга Тарханта.
  • Ариннити — богиня солнца, возможно, другое имя богини солнца Аринны . В конце 14 века до нашей эры король Мурсили II был особенно предан Ариннити. [23]
  • Арма – бог луны (лувианский)
  • Аруна , бог моря и сын Камрусепы.
  • Асердус - жена Элькунирсы, производная от угаритского Атирата.
  • Элькунирса - бог-создатель и муж Асердуса, происходит от угаритского Эль.
  • Элель – бог неба, происходящий от бога Эллиля . В государственных договорах он упоминается как защитник клятв. [24]
  • Гюль Сес – богини судьбы
  • Хадхима - враг богов, демон мороза, заморозивший воду, сады, пастбища и домашний скот. Он даже заморозил богов Иштану, Забабу, Инара, Телипину и Тархунну, но пощадил братьев Хасамели, своего отца. В конце концов, он подвергся чарам своей бабушки, женщины- аннаны , и ему пришлось уйти. (хаттиан)
  • Халки – бог зерна
  • Ханнаанна – богиня-мать (хетт.)
  • Ханвасуит - богиня суверенитета (хаттиан)
  • Хапантали – пастырская богиня (Лувиан)
  • Хасамели – бог слесарей и ремесленников (Хаттик)
  • Хатепуна – дочь моря (Хаттик)
  • Хаззи - бог гор и погоды (хуррит).
  • Хутена и Хутеллура – ​​коллектив богинь судьбы, рождения и акушерства (хуррит).
  • Инара – богиня диких животных степи (Хаттика).
  • Ирпитига – владыка земли, хтонический
  • Ирсирра – коллектив богинь акушерства.
  • Ишхара – богиня клятв и любви (хуррит).
  • Иштар - богиня, похожая на Шаушку (месопотамская).
  • Истану – бог солнца и суда (от Hattic Eştan )
  • Истустая и Папайя – богини судьбы, прядут нить жизни (Хаттик)
  • Иярри – бог чумы и мора, «Повелитель Лука» (Лувиан)
  • Камрусепа – богиня врачевания, медицины и магии.
  • Кашку – бог луны (хаттиан)
  • Бог грозы Куливишны
  • Кумарби – отец Тарханта (хуррита)
  • Курунта – бог диких животных и охоты, символизируемый оленем (лувиан).
  • Лелуани – божество подземного мира; первоначально мужчина, позже женщина (Хаттик)
  • Мезулла – дочь богини солнца Аринны (Хаттик).
  • Минки – хтонический
  • Миятанзипа - одно из божеств, сидевших под деревом боярышника и ожидающих возвращения Телипину.
  • Намшара - хтонический
  • Нара – хтонический
  • Бог погоды Нерика
  • Пихассасса – бог погоды и молнии (лувианский)
  • Пирва / Перува - божество неопределенной природы, связанное с лошадьми.
  • Сандас – бог-воин (лувианский)
  • Бог погоды Шаришши - бог погоды.
  • Саррума – бог гор, сын Тешуба и Гебата, связанный с пантерой (хуррит).
  • Шаушка – богиня любви, войны и исцеления (хуррит.)
  • Бог Солнца Неба - солнечное божество
  • Солнечная богиня Земли – богиня подземного мира; источник всего зла, нечистоты и болезней на земле
  • Сутех - бог погоды, возможно, другое имя Тешуба.
  • Сувалият
  • Тарава – коллектив детских богинь
  • Тархунна – бог погоды (хеттский)
  • Тархант – бог грома (лувиан)
  • Тару – Бог погоды (Хаттик)
  • Ташмишу - бог-воин, брат Тешуба (хуррита).
  • Телипину – бог земледелия (Хаттик)
  • Тешими/Тасиммет – «Хозяйка дворца», жена бога погоды.
  • Тешуб – бог неба, погоды и бурь (хуррит).
  • Тилла - бог-бык, помощник и средство передвижения бога погоды Тешуба (хуррит).
  • Улилиясис – второстепенный бог, избавляющий от бессилия.
  • Убеллурис – горный бог, несущий на своих плечах западный край неба (хуррит).
  • Вуррукатте — Бог войны (Hattic Wurrukatte )
  • Забаба / Замама - бог войны, возможно, другое имя Вуррукатте.
  • Залияну – обожествленное олицетворение горы Залияну.
  • Зашкапуна - божество-покровитель города Каштама.
  • Зинтуи - дочь Мезуллы (Хаттика)
  • Зипарва - бог погоды и растительности (Палайский)
  • Бог погоды Зиппаланды
  • Зукки - помощь при родах, связанная с Анзили.
  • Зульки – толковательница снов, хтоническая

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. цитируемый текст взят из KUB 24.3 ii 4’–17’.
  2. Упоминание о «земле кедров» относится к Прибрежной Сирии/современному Ливану .

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бекман, Гэри (июнь – сентябрь 1989 г.). «Религия хеттов». Библейский археолог . 52 (2–3): 98–108. дои : 10.2307/3210202 . JSTOR   3210202 . S2CID   169554957 .
  2. ^ Ларош, Э. (1971) Каталог хеттских текстов
  3. ^ Биттель, К. (1970) Хаттуса, столица хеттов .
  4. ^ Бекман (1989), [1] который цитирует Лароша (1971), [2] и Биттел (1970). [3]
  5. ^ Маккуин, JG (1959) «Хаттская мифология и хеттская монархия», Анатолийские исследования .
  6. ^ Лебрен, Р. (1985) «Зооморфизм в хеттской религии», Животное, Человек, Бог на Древнем Ближнем Востоке , стр. 95–103, Левен; цитируется по Бекману (1989). [1]
  7. ^ Лиминг, Дэвид (2005) «Хетто-хурритская мифология». Оксфордский справочник мировой мифологии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 185–187.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Юнал, Ахмет (2001) «Сила повествования в хеттской литературе». Через Анатолийское плато , стр. 99–121. Бостон, Массачусетс: Американские школы восточных исследований.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каммаросано, Микеле (2013) «Описи хеттского культа - Часть первая: Описи хеттского культа как текстовый жанр». Die Welt Des Orients 43 (1), стр. 63–105.
  10. ^ Лиминг, Дэвид А. Мифы о сотворении мира . п. 39.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коллинз, Билли Джин (2002). «Некромантия, плодородие и темная земля: использование ритуальных ям в хеттском культе». Мирецкий, Пол; Мейер, Марвин (ред.). Магия и ритуалы в древнем мире . Лейден, Нидерланды: Брилл. стр. 224–241.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бачварова, Мэри Р. (2013). «Адаптация месопотамского мифа в хурро-хеттских ритуалах в Хаттуше: Иштар, подземный мир и легендарные цари». В Коллинзе, Билли Джин; Михаловский, Петр (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта, Джорджия: Lockwood Press. стр. 23–44.
  13. ^ Берни, Чарльз Аллен (2004). Исторический словарь хеттов . Пугало Пресс. п. 28. ISBN  9780810849365 .
  14. ^ Ларош, Э. (1947) Исследования имен хеттских богов .
  15. ^ Герни, Орегон (1976) «Некоторые аспекты хеттской религии», Schweich Lectures , опубл. 1977, стр. 4–23.
  16. ^ Брайс, Тревор (2005) Королевство хеттов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, ISBN   0199281327 ISBN   9780199281329 , стр. 286–289.
  17. ^ Хаас, Волкерт (1970). Культ Нерика [ Религия города Нерик ]. Студия Поль (на немецком языке). Том 4.
  18. ^ Великий король Арнуванда I и великая королева Ашму-Никал. Молитва о городе Нерике . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г.
  19. ^ Причард, Дж. Б. [ред.] (1973) Древний Ближний Восток: антология текстов и изображений , том 1, стр. 88, Princeton U. Press, ISBN   0691002002
  20. ^ Кестемонт, Г. (1976) «Пантеон хеттских инструментов публичного права», Orientalia , 45, стр. 147–177.
  21. ^ Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература [ Языческая литература ] (на немецком языке). Берлин, Германия: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG. ISBN  978-3-11-018877-6 .
  22. ^ Джордан, Майкл (1993). Энциклопедия богов: Более 2500 божеств мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в файле - через Интернет-архив.
  23. ^ Гютербок, Х.Г. (1980) «Дополнение к молитве Муршили богине солнца и ее последствия», Анатолийские исследования .
  24. ^ Люркер, Манфред (1986/2004) Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов Рутледжа .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Коэн, Йорам (2006). «Хеттский ГИС/ГИ Куртал(и), аккадский наБ-Бу и клинописный знак НАБ». Журнал Американского восточного общества . 126 (3): 419–423. JSTOR   20064518 .
  • Корти, Карло (2018). «По дороге в Нерик: Местная пантея хеттской северной Анатолии». Мир Востока . 48 (1): 24–71. дои : 10.13109/wdor.2018.48.1.24 . S2CID   134880821 .
  • Полвани, Анна Мария (2005). «Божество Имин.имин.би в хеттских текстах». Ориенталия . Серия Нова. 74 (3): 181–194. JSTOR   43076966 .
  • Попкин, PRW (2013). «Хеттское жертвоприношение животных, интеграция зооархеологии и текстового анализа». Ин Экрот, Г.; Валленстен, Дж. (ред.). Кости, поведение и вера: зооархеологические данные как источник ритуальной практики в Древней Греции и за ее пределами . Стокгольм: Свенский институт в Афинах. стр. 101–114. ISBN  978-91-7916-062-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2947d902c758ae21f50d6fb7590145a3__1717259820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/a3/2947d902c758ae21f50d6fb7590145a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hittite mythology and religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)