Хеттская мифология и религия

Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Хеттская мифология и хеттская религия были религиозными верованиями и обычаями хеттов , которые создали империю с центром на территории нынешней Турции , начиная с ок. 1600–1180 гг . до н.э.
Большинство повествований, отражающих хеттскую мифологию, утеряны, а элементы, которые могли бы дать сбалансированное представление о хеттской религии, отсутствуют среди табличек, найденных в хеттской столице Хаттусе и других хеттских памятниках. Таким образом, «нет никаких канонических писаний, никаких богословских рассуждений или бесед, никаких средств для личного поклонения». [4] Некоторые религиозные документы составляли часть корпуса, с помощью которого обучались молодые писцы, и дошли до наших дней, причем большинство из них датировано несколькими десятилетиями ранее, до окончательного сожжения памятников. [ когда? ] Писцы в королевской администрации, некоторые из архивов которых сохранились, представляли собой бюрократию , организующую и выполняющую королевские обязанности в областях, которые сегодня считались бы частью религии: организация храмов, культовое управление , отчеты прорицателей - составляют основную часть сохранившихся тексты. [5]
Понимание хеттской мифологии зависит от прочтения сохранившейся резьбы по камню, расшифровки иконологии, представленной на камнях-печатях , интерпретации планов храмов: кроме того, есть несколько изображений божеств, поскольку хетты часто поклонялись своим богам через камни Хуваси , которые представляли божества и рассматривались как священные предметы. Богов часто изображали стоящими на спинах своих зверей или их можно было идентифицировать в животной форме . [6]
Обзор [ править ]
Мифология |
---|
на древнюю месопотамскую религию Хотя религия хеттов и лувийцев опирается , она сохраняет заметные элементы реконструированной протоиндоевропейской мифологии . Например, Тархант , бог грома , и его конфликт со змеем Иллуянкой напоминают конфликт между Индрой и космическим змеем Вритрой в ведической мифологии или Тором и змеем Ёрмунгандром в скандинавской мифологии . Этот миф также имеет сходство с повседневной борьбой Ра со змеем Апофисом в египетской мифологии .
На хеттскую мифологию также оказали более непосредственное влияние хурриты , соседняя цивилизация, близкая к Анатолии , где проживали хетты. Хурритская мифология была настолько тесно связана, что издательство Оксфордского университета опубликовало руководство по мифологии и отнесло хеттскую и хурритскую мифологию к «хеттско-хурритской». [7] К сожалению, большая часть знаний о хеттах получена из художественных, а не текстовых источников, что затрудняет установление конкретных подробностей по этой теме. [8] Хеттские таблички с мифологией часто датируются концом Древнего Хеттского царства , и за его пределами имеется значительно меньше источников. [1] Группы найденных хеттских документов называются «культовыми описями» и представляют ценность для изучения того, как хеттские мифы и практики включались в повседневную жизнь. [9]
Хеттская мифология представляет собой смесь хаттского , хурритского и хеттского влияний. Месопотамское и ханаанское влияние проникло в мифологию Анатолии через хурритскую мифологию. Нет никаких известных подробностей о том, каким мог быть хеттский миф о сотворении мира , но ученые предполагают, что хаттская богиня-мать, которая, как полагают, связана с концепцией «великой богини», известной из неолитического памятника Чатал-Хююк, могла быть супругой анатолийского шторма. бог (который, как полагают, связан с сопоставимыми божествами из других традиций, такими как Тор , Индра и Зевс ). [10]
Священники и культовые места [ править ]
Пограничной фигурой, посредником между тесно связанными мирами богов и человечества, были царь и жрец; в ритуале, датируемом периодом Хеттского Древнего царства :
Боги, Бог-Солнце и Бог-Шторм, доверили мне, королю, землю и мой дом, чтобы я, король, сам защищал свою землю и свой дом. [1] : 101
Хетты не проводили регулярных церемоний, чтобы умилостивить богов, а вместо этого проводили ритуалы в ответ на трудные времена или по случаю каких-либо событий. [1] [11] Миф и ритуал были тесно связаны, поскольку многие ритуалы были основаны на мифах и часто включали в себя исполнение историй. [12] Многие ритуалы проводились в ямах, местах, которые были созданы, чтобы символизировать близость между человеком и богами, особенно теми, которые были хтоническими или связаны с землей. Этот тип ямного ритуала известен как «некромантический» . [11] потому что они пытались общаться с богами Подземного мира и призвать их в мир живых.
Город Аринна , расположенный в дневном переходе от Хаттусы, был, пожалуй, главным культовым центром хеттов и, конечно же, их главной богини Солнца , известной как д ПЛАТИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА Аринна «богиня солнца Аринны». [13] Записи, найденные в описях культов, показывают, что местные культы и практики также действовали. [9] Традиции и статус местных культов постоянно менялись из-за отсутствия национального стандарта ритуальной практики. Небольшие фестивали и время поклонения не всегда требовали присутствия короля-жреца, поэтому местные места имели больше свободы действий, когда дело касалось поклонения богам, однако король всегда старался наблюдать за каждым культовым местом и храмом на своих землях, поскольку это это был его долг перед богами и своим народом. После смерти короля его обожествили , поскольку он служил своему народу и верно поклонялся богам. [1] Обязанности, возложенные на царя-жреца, не были односторонними: боги должны были заботиться о людях, если им поклонялись должным образом. Боги обладали большей частью очевидной силы, но без специальной практики и ритуалов смертных они не могли функционировать. Король Мурсили II обратился к богам с просьбой от имени своих подданных в то время, когда их сельскохозяйственные средства к существованию были в упадке:
«Вся земля Хатти умирает, так что никто не готовит жертвенный хлеб и возлияние для вас [богов]. Пахари, которые раньше обрабатывали поля богов, умерли, так что никто не работает и не жнет поля богов». боги больше не мельнички, которые готовили жертвенные хлебы богам, умерли, так что они больше не делают жертвенные хлебы. Что касается загона и овчарни, из которых раньше собирали приношения из овец и крупного рогатого скота. – пастухи и пастухи умерли, а загон и овчарня пусты. Так бывает, что жертвенные хлебы, возлияния[и] и жертвоприношения животных отсекаются, а вы приходите к нам, о боги, и держите нас виновными. это дело!" [1] [а] [ нужна полная цитата ]
Очевидно, сохранение хороших отношений с божествами, которые были тесно связаны с природой и сельским хозяйством, такими как Аринна, было бы крайне важно. Если бы баланс между уважением и критикой был значительно смещен, это могло бы означать немилость в глазах богов и, вероятно, как минимум очень неудачный сезон сбора урожая. Несмотря на эту опасность, хетты в основном общались со своими богами неформально, а люди часто просто обращались к богам с просьбами без сопровождения ритуалов или помощи жрецов, когда повод был случайным. Хетты также использовали ассоциации с божественным, подобно древним египтянам, используя волю богов для оправдания человеческих действий. [8]
Божества и их мифы [ править ]

Хетты называли свои собственные «тысячи богов», ошеломляющее количество которых фигурирует в надписях, но сегодня остается не более чем именами. [14] [15] Эту множественность приписывают сопротивлению хеттов синкретизации : Бекман (1989). [1] отмечает, что «во многих хеттских городах существовали отдельные боги бури, отказываясь идентифицировать местных божеств как проявления одной национальной фигуры». [1] : 99 Множественность, несомненно, является результатом определенного уровня социально-политической локализации внутри хеттской «империи», которую нелегко реконструировать.
В 13 веке до нашей эры в надписях появляются явные попытки синкретизма . Королева и жрица Пудухепа работали над организацией и рационализацией религии своего народа. [16] В надписи она призывает:
Богиня Солнца Аринна , моя госпожа, ты королева всех земель! В стране Хатти ты принял имя Богини Солнца Аринны, но что касается земли, которую ты создал из кедров, [б] ты взял себе имя Хебат . [1] : 99 и далее
Многие из хеттских мифов включают в себя большое количество персонажей, обычно потому, что центральная проблема в истории имеет широкомасштабные последствия, и каждый заинтересован в разрешении проблемы (проблем). Обычно решение можно найти только совместными усилиями над преодолением проблемы, хотя это не столько полезные моральные сказки, сколько скорее экшн-эпопеи с ансамблевым актерским составом.
Бог бури Нерик [ править ]
Например, хетты считали бронзового века культовым центром Нерик , [17] к северу от столиц Хаттуса и Сапинува , был посвящен местному богу грозы , который был сыном Вурусему , богини солнца Аринны .Бог погоды там отождествлялся с горой Залияну, недалеко от Нерика, и отвечал за организацию дождя на пахотных землях города.Его умилостивили Хаттуса :
Поскольку жители Кашки забрали себе землю Нерика, мы постоянно посылаем ритуалы для Бога Бури в Нерик и для богов Нерика из Хаттуши в город Хакмиша, (а именно) толстые хлебы, возлияния, быков и овцы. [18]
Дети и внуки Кумарби [ править ]
Кумарби — отец Тарханта; его роль в «Песне о Кумарби» напоминает роль Кроноса в Гесиода » «Теогонии . Улликумми Гесиода — каменное чудовище, порожденное Кумарби, в остальном отдаленно напоминающее Тифон .
Среди толпы некоторые, такие как Телипину и его сестра Инара, выделяются как более чем местные.У Тарханта есть сын Телипину и дочь Инара . Инара – божество-защитник ( д ЛАММА) участвует в Весеннем фестивале Пурули . Супруга Тарханта и Телипину мать - хаттская богиня солнца Аринна ( Ариннити или Вуру(н)шему ). Этой божественной паре, предположительно, поклонялись в двух кельях самого большого храма Хаттусы . [1] : 99
Надругательство над Телипину [ править ]
В мифе о Телипину исчезновение Телипину , бога земледелия и плодородия, приводит к исчезновению всего плодородия, как растений, так и животных. Это приводит к опустошению и отчаянию как среди богов, так и среди людей. Чтобы остановить хаос и разрушения, боги ищут Телипину, но не могут его найти. Только пчела , посланная богиней Ханной Ханной, находит Телипину и жалит его, чтобы разбудить. Однако это еще больше приводит Телипину в ярость, и он «перенаправляет течение рек и разрушает дома».
В конце концов, богиня Камрусепа использует исцеление и магию, чтобы успокоить Телипину, после чего он возвращается домой и восстанавливает растительность и плодородие. В других упоминаниях это смертный жрец, который молится, чтобы весь гнев Телипину был отправлен в бронзовые контейнеры в подземном мире, из которых ничто не ускользает. [19]
Убийство дракона [ править ]
Еще один миф, отражающий этот стиль сюжета, — «Убийство дракона» . [8] Этот миф повторялся во время новогодних ритуалов, которые проводились для обеспечения процветания сельского хозяйства в наступающем году.
Миф сосредоточен вокруг змея (или дракона), который представляет «силы зла» и побеждает Бога Бури в бою. Богиня Инара придумывает план, как обмануть и убить змея, и нанимает на помощь человека Хупашию. Хупашия, конечно, не хочет помогать без какого-либо стимула, поэтому он уговаривает Инару переспать с ним, прежде чем они осуществят ее план. Затем Инара приглашает змею к себе, и они устраивают пир, напившись настолько, что Хупашия может связать змею. Затем Бог Шторма вмешивается и сам убивает змея.
Как и в мифе о Телипину , человек использовался для помощи богам в их заговорах, что еще больше подчеркивает знакомые отношения между смертным и божественным. Смертный не играет особой роли в этой истории, но его присутствие скорее помогает, чем мешает.
История также иллюстрирует роли, которые богини играли в мифе: могущественные боги провоцируют драку или делают что-то еще, чтобы создать центральную проблему каждого мифа, а затем богини убирают за ними и решают все, тщательно обдумывая и здравый смысл. К сожалению, несмотря на их полезное вмешательство, природа не может вернуться к своему статус-кво , пока бог не завершит последний шаг, прежде чем нормальная жизнь сможет возобновиться: он должен проснуться и вернуться к своим обязанностям, или убить зверя, или совершить какое-то другое действие, которое продемонстрирует, что его сила лучше подходит для своей роли, чем кто-либо другой.
Обмен божествами с соседними культурами [ править ]
Подобно другим царствам того времени, хетты имели привычку перенимать богов из других пантеонов, с которыми они вступали в контакт, например, месопотамскую богиню Иштар , которую прославляют в ее знаменитом храме в Айн-Дара . Кажется, также существуют следы хеттских/анатолийских божеств, которые распространились на запад в Эолиду и Дорею .
Лувийский бог погоды и молний Пихассасса, возможно, был источником греческого Пегаса .
Изображения гибридных животных ( гиппогрифов , химер и т. д.) типичны для анатолийского искусства того периода.
Мифы о божествах, которые изначально не были хеттскими, часто адаптировались и ассимилировались.
Месопотамская богиня Иштар (Иштар) была одним из многих усыновленных божеств, которые были ассимилированы в хеттские пантеоны посредством связи с подобными божествами и корректировки их мифов. Поскольку мифология составляла значительную часть хеттской культовой практики, понимание сил и истории Иштар было важно для разработки ритуалов и заклинаний, призывающих ее. [12]
Подобные тонкие изменения также стали возможны благодаря ее поглощению или тесному общению с другими богинями, а именно Анзили , а также Шавушкой и Гештинанной . Благодаря личностным качествам множества других богинь сила Иштар росла, как и ее популярность. Одним из новаторских способов ее использования были ритуалы очищения , такие как ритуал Аллайтураххи, в которых ее близость к подземному миру эксплуатировалась и интерпретировалась таким образом, чтобы принести пользу читателю и представить ее защитницей, а не жертвой, как в месопотамском мифе . Отношения Иштар с подземным миром также сделали ее ценным хтоническим божеством, особенно если принять во внимание ее другие склонности к войне, сексуальности и магии. Сочетание этих характеристик значительно увеличило ее влияние, поскольку плодородие земли было одним из важнейших приоритетов для хеттов. [11] [12] Хетты даже признали, что она занимала довольно видное место в других культурах, и создали ритуал, который «относится к ней как к международной богине». [12] : 27 Различия между внешними божествами, такими как Иштар, уважались, хотя она была адаптирована для хеттского использования.
Список хеттских божеств [ править ]
![]() | Вы можете помочь расширить этот раздел текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Март 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Именно списки божественных свидетелей договоров, кажется, наиболее четко представляют хеттский пантеон. [20] хотя некоторые хорошо засвидетельствованные боги по необъяснимым причинам отсутствуют.Источники: Волкерт (2006), [21] Коллинз (2002), [11] Джордан (1993), [22] и другие, как цитируется.
- Аас – бог мудрости, происходящий от месопотамского бога Эа ( Энки ).
- Адунтарри – прорицательное, изначальное божество (хурритское)
- Алалу – первобытное божество (хуррит).
- Амунки – первобытное божество (хурритское)
- Ану – первобытный бог неба (хурро-месопотамский)
- Анзили /Энзили – супруга бога погоды; призван для помощи при родах
- Апалиунас - божество-покровитель города Вилуса.
- Апи – хтонический
- Аранза / Аранзахас – олицетворение реки Тигр (хуррит).
- Богиня Солнца Аринны - богиня Солнца и супруга Тарханта.
- Ариннити — богиня солнца, возможно, другое имя богини солнца Аринны . В конце 14 века до нашей эры король Мурсили II был особенно предан Ариннити. [23]
- Арма – бог луны (лувианский)
- Аруна , бог моря и сын Камрусепы.
- Асердус - жена Элькунирсы, производная от угаритского Атирата.
- Элькунирса - бог-создатель и муж Асердуса, происходит от угаритского Эль.
- Элель – бог неба, происходящий от бога Эллиля . В государственных договорах он упоминается как защитник клятв. [24]
- Гюль Сес – богини судьбы
- Хадхима - враг богов, демон мороза, заморозивший воду, сады, пастбища и домашний скот. Он даже заморозил богов Иштану, Забабу, Инара, Телипину и Тархунну, но пощадил братьев Хасамели, своего отца. В конце концов, он подвергся чарам своей бабушки, женщины- аннаны , и ему пришлось уйти. (хаттиан)
- Халки – бог зерна
- Ханнаанна – богиня-мать (хетт.)
- Ханвасуит - богиня суверенитета (хаттиан)
- Хапантали – пастырская богиня (Лувиан)
- Хасамели – бог слесарей и ремесленников (Хаттик)
- Хатепуна – дочь моря (Хаттик)
- Хаззи - бог гор и погоды (хуррит).
- Хутена и Хутеллура – коллектив богинь судьбы, рождения и акушерства (хуррит).
- Инара – богиня диких животных степи (Хаттика).
- Ирпитига – владыка земли, хтонический
- Ирсирра – коллектив богинь акушерства.
- Ишхара – богиня клятв и любви (хуррит).
- Иштар - богиня, похожая на Шаушку (месопотамская).
- Истану – бог солнца и суда (от Hattic Eştan )
- Истустая и Папайя – богини судьбы, прядут нить жизни (Хаттик)
- Иярри – бог чумы и мора, «Повелитель Лука» (Лувиан)
- Камрусепа – богиня врачевания, медицины и магии.
- Кашку – бог луны (хаттиан)
- Бог грозы Куливишны
- Кумарби – отец Тарханта (хуррита)
- Курунта – бог диких животных и охоты, символизируемый оленем (лувиан).
- Лелуани – божество подземного мира; первоначально мужчина, позже женщина (Хаттик)
- Мезулла – дочь богини солнца Аринны (Хаттик).
- Минки – хтонический
- Миятанзипа - одно из божеств, сидевших под деревом боярышника и ожидающих возвращения Телипину.
- Намшара - хтонический
- Нара – хтонический
- Бог погоды Нерика
- Пихассасса – бог погоды и молнии (лувианский)
- Пирва / Перува - божество неопределенной природы, связанное с лошадьми.
- Сандас – бог-воин (лувианский)
- Бог погоды Шаришши - бог погоды.
- Саррума – бог гор, сын Тешуба и Гебата, связанный с пантерой (хуррит).
- Шаушка – богиня любви, войны и исцеления (хуррит.)
- Бог Солнца Неба - солнечное божество
- Солнечная богиня Земли – богиня подземного мира; источник всего зла, нечистоты и болезней на земле
- Сутех - бог погоды, возможно, другое имя Тешуба.
- Сувалият
- Тарава – коллектив детских богинь
- Тархунна – бог погоды (хеттский)
- Тархант – бог грома (лувиан)
- Тару – Бог погоды (Хаттик)
- Ташмишу - бог-воин, брат Тешуба (хуррита).
- Телипину – бог земледелия (Хаттик)
- Тешими/Тасиммет – «Хозяйка дворца», жена бога погоды.
- Тешуб – бог неба, погоды и бурь (хуррит).
- Тилла - бог-бык, помощник и средство передвижения бога погоды Тешуба (хуррит).
- Улилиясис – второстепенный бог, избавляющий от бессилия.
- Убеллурис – горный бог, несущий на своих плечах западный край неба (хуррит).
- Вуррукатте — Бог войны (Hattic Wurrukatte )
- Забаба / Замама - бог войны, возможно, другое имя Вуррукатте.
- Залияну – обожествленное олицетворение горы Залияну.
- Зашкапуна - божество-покровитель города Каштама.
- Зинтуи - дочь Мезуллы (Хаттика)
- Зипарва - бог погоды и растительности (Палайский)
- Бог погоды Зиппаланды
- Зукки - помощь при родах, связанная с Анзили.
- Зульки – толковательница снов, хтоническая
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бекман, Гэри (июнь – сентябрь 1989 г.). «Религия хеттов». Библейский археолог . 52 (2–3): 98–108. дои : 10.2307/3210202 . JSTOR 3210202 . S2CID 169554957 .
- ^ Ларош, Э. (1971) Каталог хеттских текстов
- ^ Биттель, К. (1970) Хаттуса, столица хеттов .
- ^ Бекман (1989), [1] который цитирует Лароша (1971), [2] и Биттел (1970). [3]
- ^ Маккуин, JG (1959) «Хаттская мифология и хеттская монархия», Анатолийские исследования .
- ^ Лебрен, Р. (1985) «Зооморфизм в хеттской религии», Животное, Человек, Бог на Древнем Ближнем Востоке , стр. 95–103, Левен; цитируется по Бекману (1989). [1]
- ^ Лиминг, Дэвид (2005) «Хетто-хурритская мифология». Оксфордский справочник мировой мифологии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 185–187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Юнал, Ахмет (2001) «Сила повествования в хеттской литературе». Через Анатолийское плато , стр. 99–121. Бостон, Массачусетс: Американские школы восточных исследований.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каммаросано, Микеле (2013) «Описи хеттского культа - Часть первая: Описи хеттского культа как текстовый жанр». Die Welt Des Orients 43 (1), стр. 63–105.
- ^ Лиминг, Дэвид А. Мифы о сотворении мира . п. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Коллинз, Билли Джин (2002). «Некромантия, плодородие и темная земля: использование ритуальных ям в хеттском культе». Мирецкий, Пол; Мейер, Марвин (ред.). Магия и ритуалы в древнем мире . Лейден, Нидерланды: Брилл. стр. 224–241.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бачварова, Мэри Р. (2013). «Адаптация месопотамского мифа в хурро-хеттских ритуалах в Хаттуше: Иштар, подземный мир и легендарные цари». В Коллинзе, Билли Джин; Михаловский, Петр (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта, Джорджия: Lockwood Press. стр. 23–44.
- ^ Берни, Чарльз Аллен (2004). Исторический словарь хеттов . Пугало Пресс. п. 28. ISBN 9780810849365 .
- ^ Ларош, Э. (1947) Исследования имен хеттских богов .
- ^ Герни, Орегон (1976) «Некоторые аспекты хеттской религии», Schweich Lectures , опубл. 1977, стр. 4–23.
- ^ Брайс, Тревор (2005) Королевство хеттов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, ISBN 0199281327 ISBN 9780199281329 , стр. 286–289.
- ^ Хаас, Волкерт (1970). Культ Нерика [ Религия города Нерик ]. Студия Поль (на немецком языке). Том 4.
- ^ Великий король Арнуванда I и великая королева Ашму-Никал. Молитва о городе Нерике . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 г.
- ^ Причард, Дж. Б. [ред.] (1973) Древний Ближний Восток: антология текстов и изображений , том 1, стр. 88, Princeton U. Press, ISBN 0691002002
- ^ Кестемонт, Г. (1976) «Пантеон хеттских инструментов публичного права», Orientalia , 45, стр. 147–177.
- ^ Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература [ Языческая литература ] (на немецком языке). Берлин, Германия: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG. ISBN 978-3-11-018877-6 .
- ^ Джордан, Майкл (1993). Энциклопедия богов: Более 2500 божеств мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в файле - через Интернет-архив.
- ^ Гютербок, Х.Г. (1980) «Дополнение к молитве Муршили богине солнца и ее последствия», Анатолийские исследования .
- ^ Люркер, Манфред (1986/2004) Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов Рутледжа .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Коэн, Йорам (2006). «Хеттский ГИС/ГИ Куртал(и), аккадский наБ-Бу и клинописный знак НАБ». Журнал Американского восточного общества . 126 (3): 419–423. JSTOR 20064518 .
- Корти, Карло (2018). «По дороге в Нерик: Местная пантея хеттской северной Анатолии». Мир Востока . 48 (1): 24–71. дои : 10.13109/wdor.2018.48.1.24 . S2CID 134880821 .
- Полвани, Анна Мария (2005). «Божество Имин.имин.би в хеттских текстах». Ориенталия . Серия Нова. 74 (3): 181–194. JSTOR 43076966 .
- Попкин, PRW (2013). «Хеттское жертвоприношение животных, интеграция зооархеологии и текстового анализа». Ин Экрот, Г.; Валленстен, Дж. (ред.). Кости, поведение и вера: зооархеологические данные как источник ритуальной практики в Древней Греции и за ее пределами . Стокгольм: Свенский институт в Афинах. стр. 101–114. ISBN 978-91-7916-062-3 .