Ташмиш
Ташмиш | |
---|---|
Служитель Тешуба | |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Тешуб , Шаушка |
Супруг | Набарби |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | Шувалият |
Ташмишу ( Ташмишу ) был хурритским богом . Его считали братом Тешуба , и предполагается, что он обладал воинственным характером.
Характер
[ редактировать ]Фолькерт Хаас предположил, что имя Ташмишу произошло от хурритского слова ташми , которое он переводит как сильный. [ 1 ] Суффикс -шу известен также от имени быка одного Тешуба, Шеришу, и различных хурритских личных имен, таких как Аннивашу или Экаммешу. [ 1 ]
Ташмишу был одним из многочисленных богов-воинов хурритского пантеона. [ 2 ] Другими такими божествами были Угур , Аштаби , Нергал и Чешуй . [ 2 ]
В мифах он занимает положение подчиненного своего брата Тешуба , а в одном отрывке из « Песни об Улликумми» он прямо обращается к нему как «мой господин». [ 3 ] Он служил его суккалом (божеством-помощником), хотя, как отмечает Даниэль Швемер, эта роль в ритуальных текстах также могла быть отведена богу Тену. [ 4 ] Он предположил, что последнее было заимствовано из религиозной традиции древнего Алеппо. [ 4 ] где месяц был назван в его честь. [ 5 ] Однако Альфонсо Арчи приписывает Тену хурритское происхождение. [ 6 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Ташмишу считали «чистым братом» Тешуба. [ 7 ] Их сестрой была богиня Шаушка . [ 8 ] Их родителями были Ану и Кумарби . [ 9 ] Женой Ташмишу была богиня Набарби . [ 10 ]
Хетты отождествляли Ташмишу со своим богом Шувалиятом . [ 7 ] имевшие древнеанатолийское ( хаттское ) происхождение. [ 5 ] Однако Ташмишу так и не приобрел ассоциации последнего с растительностью. [ 11 ] Оба они могли быть связаны с месопотамским Нинуртой . [ 5 ] В результате случаи, когда имя Ташмишу логографически пишется как д НИН.УРТА известны. [ 12 ] Еще одно засвидетельствованное логографическое письмо - д УРАС . [ 13 ] Более того, список богов Эмара отождествляет его с Папсуккалем . [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]В хурритских списках жертвоприношений Ташмишу обычно следует за Тешубом. [ 15 ] Поклонение ему лучше всего засвидетельствовано в хурритском королевстве Киццуватна , где он появляется на различных праздниках, связанных с Тешубом Шапинува . [ 11 ] Он также засвидетельствован среди богов, которым поклоняются в Лавазантии . [ 16 ]
В Эмаре Ташмишу и Тену поклонялись как членам свиты Тешуба. [ 17 ]
Мифология
[ редактировать ]Первый миф так называемого «цикла Кумарби» описывает рождение Ташмишу. Как и его брат, он родился после того, как Кумарби откусил гениталии Ану. [ 18 ]
В « Песне об Улликумми » Ташмишу присоединяется к своим братьям и сестрам Тешубу и Шаушке, когда они идут увидеть одноименного каменного гиганта после предупреждения бога солнца Шимиге . [ 19 ] Позже он раскрывает судьбу Тешуба после первоначальной конфронтации с монстром своей жене Хебат . [ 20 ] Он также предлагает своему брату, чтобы найти способ победить нового противника, им нужно встретиться с богом Эа в его жилище Абзу , в хурритском мифе предполагаемом городом, а не водоемом. [ 21 ] После того, как Эа соглашается их выслушать, Ташмишу выражает свою благодарность. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 363.
- ^ Швемер 2001 , с. 448.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Хаас 2015 , с. 332.
- ^ Архи 2013 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 10.
- ^ Тремуй 2011 , с. 101.
- ^ Тремуй 2013 , с. 475.
- ^ Тарача 2009 , стр. 121.
- ^ Jump up to: а б Тремуй 2013 , с. 476.
- ^ Швемер 2001 , с. 499.
- ^ Швемер 2001 , с. 500.
- ^ Швемер 2001 , с. 553.
- ^ Хаас 2015 , с. 473.
- ^ Хаас 2015 , с. 581.
- ^ Хаас 2015 , с. 569.
- ^ Бачварова 2013 , с. 154.
- ^ Хаас 2015 , с. 90.
- ^ Бачварова 2013 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Бачварова 2013 , с. 176.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Хурро-хеттский цикл Кумарби» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 10 декабря 2022 г.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, последние исследования: Часть II» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2011), «Шавушка, Шавушка А. Филолог» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 10 апреля 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Tašmišu» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 10 апреля 2022 г.