Сапинува
![]() | |
Расположение | Провинция Чорум , Турция |
---|---|
Область | Анатолия |
Координаты | 40 ° 15'18,03 "с.ш. 35 ° 14'9,70" в.д. / 40,2550083 ° с.ш. 35,2360278 ° в.д. |
Тип | Урегулирование |
История | |
Культуры | хеттский |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Сапинува (иногда Шапинува ; хеттский : Шапинува ) — город бронзового века хеттский на месте современного Ортакёй в провинции Чорум в Турции, примерно в 70 км к востоку от хеттской столицы Хаттуса. Это был один из крупнейших религиозных и административных центров хеттов, военная база и временная резиденция нескольких хеттских царей . Дворец в Сапинуве обсуждается в нескольких текстах Хаттусы .
Раскопки
[ редактировать ]
Ортакёй был идентифицирован как место древней Сапинувы после того, как местный фермер связался с музеем Чорум; на своем поле он нашел две глиняные клинописные таблички. Это привело к исследованию, проведенному в 1989 году, и к новым открытиям. [ 1 ]
Университет Анкары быстро получил разрешение Министерства культуры на начало раскопок. Это началось в следующем году, в 1990 году, под руководством Айгюля и Мустафы Суэля, и продолжается с тех пор.
Первым было раскопано здание A, а затем в 1995 году здание B. Здание с ортостатом в стиле Язылыкая и древесным углем 14 века до н.э. было раскопано после 2000 года. С 1996 года Айгюль Суэль руководила раскопками на этом месте.
На первом раскопанном участке находилось здание с циклопическими стенами, получившее название «Здание А». В здании А обнаружено 5000 табличек и фрагментов, датированных временем хеттского правителя Тудхалии II (ок. 1360–1344 гг. до н. э.). Они хранились в трех отдельных архивах на верхнем этаже, который рухнул при пожаре здания.
В Кадилар-Хойюке, в 150 метрах к юго-востоку от здания А, «здание Б» оказалось складом, наполненным глиняными кувшинами. В другом здании есть «ортостат, похожий на рельеф Тудхалии в Язиликая ».
Выводы
[ редактировать ]
Пожар, уничтоживший Сапинуву, также повредил ее архив. Большинство табличек фрагментарны, и перед интерпретацией и переводом их необходимо собрать воедино. [ 2 ]
Идентификация объекта как Сапинува [ 3 ] немедленно исправил недоразумение в хеттской географии. Благодаря архивам, обнаруженным к настоящему времени в Хаттусасе, Сапинува считалась городом, находящимся преимущественно под влиянием хурри . Таким образом, ученые из архива Хаттусы поместили Сапинуву к юго-востоку от Хаттусы. Теперь известно, что Сапинува (и, следовательно, связанные с ней города) находятся к северо-востоку от Хаттусаса.
Таблички в здании А написаны преимущественно на хеттском языке (1500 г.); но также на хурритском (600 г.), «хитто-хурритском», аккадском и хаттском языках . [ 4 ] Кроме того, существуют ранее не известные двуязычные тексты на хеттском/хаттском и хеттском/хурритском языках; словарные списки на хеттском/шумерском/аккадском языках; и отпечатки печатей на иероглифическом лувийском языке . Хеттские тексты включают много букв; Хурриан в основном использовался для ритуалов иткальзи (очищения). [ 4 ] Некоторые из писем соответствовали тем, которые упоминаются в архиве Машата Хуюка . Диалектом хеттского языка в этой переписке был среднехеттский язык, но это место использовалось еще столетия спустя. [ 5 ] [ 6 ]
Первая англоязычная публикация о раскопках была написана Айгуль Суэль в 2002 году. [ 7 ] По состоянию на 2014 год [ 8 ] архив не был опубликован. Первая англоязычная публикация какого-либо текста, фрагментарного словарного текста с перечнем полезных растений, возможно, школьной таблички XIV века до н. Ортакой"; [ 9 ] также опубликовано письмо королевы. [ 10 ]
История
[ редактировать ]
Территория разделена на Верхний и Нижний город. Последний разделен на два основных района: регион Агиленю и Тепелерараси; они разделены ручьем, протекающим по территории. [ 11 ]
По словам Эрдала Атака,
- «Стратегическое расположение Шапинувы очень важно. Горы, окружающие город, плато, поднимающееся террасами на равнине Амасья , и фортификационные сооружения, начинающиеся на расстоянии до 5 км, позволяют легко защитить город. Поскольку город имеет ключ расположение между равнинами Алача и Амасья, пока город, находящийся в двухдневном расстоянии от Хаттусаса, стоит на месте, дороги на Богазкой-Хаттусас находятся под контролем, а также имеются следы военной и религиозной архитектуры верхней части. город на холмах на западе, потребности в воде и древесине удовлетворялись с этих холмов». [ 12 ]
К северо-востоку от здания D в районе Тепелерараси расположена зона G. Здесь была обнаружена мастерская, в которой представлены находки форм сложной резьбы. Эти формы использовались для тонкой работы по серебру; Неподалеку также было обнаружено большое количество обсидиана.
Эти находки относятся к концу среднехеттского периода; это было время Тудхалии II (также известного, как Тудхалии III ). по мнению некоторых ученых, [ 11 ]
Этот Тудхалия II также носил хурритское имя Тасми-Сарри, как и многие другие хеттские цари того времени, которые также носили хурритские имена. Его царицей была Таду-Хеба, тоже хурритское имя. Их свадебная церемония упоминается во многих табличках из Сапинувы, а также из Хаттусы. [ 13 ]
Сапинува — это место, где Тудхалия II проживал большую часть своего правления, и было найдено множество клинописных табличек с упоминанием о нем, включая международные договоры.
Это было время, известное в литературе как «концентрические вторжения», когда хеттское государство было осаждено множеством врагов со всех сторон.
В это время касканцы неоднократно вторгались на территорию хеттов. Они также, вероятно, разграбили столицу Хаттусу, после чего суд переехал в Сапинуву. Однако разрушение столицы не подтверждено археологически и не упоминается в современных отчетах. [ 14 ]
Тем не менее Сапинува была сожжена, после чего суд переехал в Самуху . Другие хеттские города в этом районе, такие как Тапикка и Сарисса , также пострадали в это время.
Именно в это время слабости хеттов Арзава в западной Анатолии приобрел международную известность, что отражено в письмах Амарны Аменхотепа III . В этих письмах использовался хеттский язык.
Суппилулиума I был сыном Тудхалии II, и оба они провели много времени в боях с касканцами, а также с хайасанами и арзавой. [ 15 ]
Роль хаттианцев
[ редактировать ]Хетты обычно призывали бога бури Сапинува наряду с богом бури Нериком . Учитывая, что Хаттуса находился на юге, а Нерик, вероятно, дальше на север, оба из них изначально говорили на хаттском языке; что хаттский язык встречается в архиве Сапинува наряду с очевидной нехваткой палайского языка ; и что название города имеет на хаттском языке теофорический смысл ( сапи «бог», Сапинува «[земля] бога»), вполне вероятно, что хаттцы также основали Сапинуву.
Принято считать, что именно Хаттусили I разрушил Нерик в середине-конце 17 века до нашей эры. [ 16 ] Так что вполне возможно, что люди, говорящие на языке несайте, захватили бы и Сапинуву в то же время.
Врагом хеттов на этой границе в 15 веке до нашей эры были каски .
Огуз Сойсал пишет: «Ракопатели Ортакёя полагают, что этот город был второй столицей хеттов или царской резиденцией в течение определенного периода, а именно во время Среднехеттского царства, примерно в конце 15 века до нашей эры». [ 6 ] Однако «[большая] часть эпиграфических находок датируется последней фазой Хеттского Среднего царства (ок. 1400–1380 до н.э.)», современником Тудхалии I и архива в Машат-Хойюке .
Не исключено, что каски были ответственны за поджоги, превратившие в уголь некоторые строительные материалы в 14 веке до нашей эры. Затем хеттский двор переехал в Самуху .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шапинува (2016) turkisharchaenews.net
- ^ Суэль (2002) , стр. 157–166, 163.
- ^ Айгуль Суэль, М. Суэль (К. Камборян, тр.) "Sapinuwa: Découverte d'une ville hittite", Archaeologia (1997:68-74).
- ^ Jump up to: а б Суэль (2002) , с. 163.
- ^ Суэль (2002) , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Огуз Сойсал от имени проекта эпиграфических исследований Ортакёй-Сапинува резюмирует содержание документов как «письма, списки людей, таблички-каталоги, пророческие тексты, молитвы, ритуалы и описания фестивалей». Описание проекта эпиграфических исследований Ортакёй-Сапинува. Архивировано 20 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Суэль (2002) ; см. обзор Билли Джин Коллинз в Бюллетене американских школ восточных исследований , № 337 (февраль 2005 г.): 96), который на сегодняшний день назван единственным англоязычным отчетом.
- ^ Марк Виден (2014). «Государственная переписка в хеттском мире». В Карен Рэднер (ред.). Государственная переписка в древнем мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 32–63, 215–222. Также Тревор Брайс (2006). "Предисловие". Царство хеттов, новое изд . Издательство Оксфордского университета. стр. XVIII. ISBN 978-0-19-928132-9 .
- ^ Суэль, Айгуль; Сойсал, Огуз (2003). «Практический словарь от Ортакёя». У Г. Бекмана; Р. Бил; Дж. МакМахон (ред.). Хеттские исследования в честь Гарри А. Хоффнера-младшего по случаю его 65-летия . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. стр. 349–365.
- ^ Суэль (2002) , с. 158, рисунок 1
- ^ Jump up to: а б Суэль А. и Виден М. (2019), Серебряное кольцо-печатка из Ортакёй-Сапинувы. в Н. Болатти Гуццо и П. Тараче (ред.) «И я знал 12 языков». Посвящение Массимо Поэтто по случаю его 70-летия. Варшава: Агаде. Стр. 661-668
- ^ Эрдал Атак, Сапинува
- ^ Карен Рэднер, Надин Мёллер, Д.Т. Поттс, редакторы (2022), Оксфордская история древнего Ближнего Востока: Том III: От гиксосов до конца второго тысячелетия до нашей эры. Издательство Оксфордского университета - Дассов, стр.570
- ^ Карен Рэднер, Надин Мёллер, Д.Т. Поттс, редакторы (2022), Оксфордская история древнего Ближнего Востока: Том III: От гиксосов до конца второго тысячелетия до нашей эры. Издательство Оксфордского университета - Дассов, стр.571
- ^ Карен Рэднер, Надин Мёллер, Д.Т. Поттс, редакторы (2022), Оксфордская история древнего Ближнего Востока: Том III: От гиксосов до конца второго тысячелетия до нашей эры. Издательство Оксфордского университета - Дассов, стр.574
- ^ Херрманн, Вирджиния и др. (2020). «Урбанизация железного века и сети среднего бронзового века в Зинджирли-Хёюке: последние результаты раскопок Чикаго-Тюбинген» , на ежегодном собрании ASOR 2020.
Источники
[ редактировать ]- Суэль, Айгуль (2002). «Ортакёй-Сапинува». У Ганса Густава Гютербока; К. Аслихан Йенер; Гарри А. Хоффнер; Симрит Деси (ред.). Последние события в хеттской археологии и истории . Айзенбрауны. стр. 157–166.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- [1] Суэль, Айгюль, «Религиозное значение и священность хеттской столицы Сапинува», STUDIA ASIANA–9–, стр. 101–112, 2014 г.
- [2] Суэль, Мустафа, «СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД ХЕТТОВ: САПИНУВА. НОВЫЕ РАСКОПКИ», STUDIA ASIANA–9–, стр. 113–121, 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]